Сложность и напряженность труда

  • автор:

Установление надбавки за сложность и напряженность работы

Надбавка за сложность и напряженность работы является одним из видов компенсационных выплат и назначается либо нормативным актом (для работников госорганов), либо локальным актом организации. В статье подробнее рассмотрим вопрос установления надбавки.

Что такое надбавка за сложность и напряженность

Как производится доплата за сложность и напряженность труда

Размер доплаты за напряженность и сложность

Что такое надбавка за сложность и напряженность

Статья 57 ТК РФ относит к числу условий, которые обязательно должны содержаться в тексте трудового соглашения, вопросы о заработной плате, в которую входят в том числе различного рода надбавки и выплаты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Роструд в письме от 19 марта 2012 года № 395-6-1 поясняет, что пункт о надбавке может быть включен либо в текст трудового контракта, либо в нем может иметься отсылка к локальному или нормативному акту, регулирующему данный вопрос. В последнем случае работника должны под расписку ознакомить с содержанием данного акта.

Для чего необходима такая надбавка? Стимулирование сотрудников на повышение производительности труда является одной из важных задач производства. Если работодатель заинтересован в том, чтобы мотивировать служащего на более высокие результаты, в том числе материально, то надбавка за сложность и напряженность является отличным подспорьем, так как ее можно «привязать» к выполнению каких-либо планов или сделать вознаграждением за труд в сложных условиях.

Таким образом, говоря о надбавке за сложность и напряженность работы, можно сделать вывод о том, что это своего рода компенсационная выплата, которая назначается определенному кругу работников, и ее размер и порядок получения должен быть прописан в акте (нормативном или локальном).

Ниже мы рассмотрим, как устанавливается размер выплат, а также вопрос порядка ее назначения.

Как производится доплата за сложность и напряженность труда?

Если речь идет о коммерческих организациях, не связанных с финансированием из бюджета, то работодатель может установить надбавку одним из следующих способов:

Подпишитесь на рассылку

  1. Прописать условие о ней в трудовом соглашении с работником. В этом случае необходимо указать ее размер и условия выплаты.
  2. Сделать в трудовом контракте отсылку к локальному акту организации, в котором содержится порядок назначения и выплаты надбавки за сложность и напряженность работы (для новых сотрудников).
  3. Издать локальный акт и оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (для уже трудоустроенных сотрудников).

Вне зависимости от того, какой вариант работодатель выберет, главное, чтобы работник знал, в каком случае ему полагается надбавка и от чего будет зависеть ее размер. Иными словами, служащий знакомится с локальным актом под расписку либо в момент трудоустройства, либо после издания акта.

Когда речь идет о работниках бюджетной сферы, то вопрос назначения надбавок, как правило, регламентируется нормативным актом вышестоящего органа. Например, приказ Следственного комитета РФ «Об утверждении…» от 08.08.2016 № 73.

Как правило, в подобного рода нормативных актах предусматривается, что именно является критериями для назначения выплат, например, интенсивность труда, привлечение к выполнению важных задач и т. д.

Набавка должна быть установлена с момента, когда гражданин назначается на должность, и выплачивается одновременно с зарплатой.

Размер доплаты за напряженность и сложность

Как правило, при установлении размера надбавки за сложность и напряженность работы работодатель может выбрать один из нескольких вариантов:

  • сумма назначается в фиксированном размере для должности или группы должностей;
  • сумма доплаты устанавливается в процентном соотношении к окладу;
  • надбавка выплачивается только при условии выполнения плана и т. п.;
  • размер доплат соотносится с нагрузкой в календарном месяце;
  • комбинирование нескольких вариантов расчета выплат.

В локальном акте, которым установлена надбавка, может быть прописан размер выплат следующим образом: «Ежемесячная надбавка за сложность и напряженность может быть установлена в процентном соотношении к окладу сотрудника (от 20 до 100%)». И уже конкретный размер уточняет руководитель организации по согласованию с непосредственным начальником служащего. Кроме этого, можно указать, что на надбавку за сложность из бюджета организации, например, ежегодно выделяется не более 10 окладов по должности. Соответственно, за эту сумму бухгалтерия выйти не может и размер доплаты устанавливается исходя из этого критерия.

Работодатель вправе изменять размер выплат, а также отменять их, издав соответствующий приказ и ознакомив с ним работника. При этом в локальном акте стоит отразить обстоятельства, при которых работник лишается надбавки.

***

Таким образом, несмотря на то что надбавка за сложность является выплатой стимулирующего характера, если она включена в систему оплаты труда, то ее начисление является обязательным, за исключением случаев, установленных законодателем в нормативных актах или работодателем в локальных актах.

Статья 20. Порядок и условия выплаты надбавки за сложность и напряженность выполняемой работы

3. Аттестация работников проводится один раз в пять лет.

Внеочередная аттестация работников проводится с целью решения вопроса об уменьшении размера надбавки за сложность и напряженность выполняемой работы или прекращения ее выплаты в случае систематического (неоднократного) неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и нарушения правил внутреннего трудового распорядка соответствующего органа государственной власти Тамбовской области.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются работодателем и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

Для проведения аттестации работодателем утверждается аттестационная комиссия в составе председателя, секретаря и членов комиссии.

На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала аттестации представляется служебная характеристика, подготовленная его непосредственным руководителем. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленной на него характеристикой.

Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения (управления, отдела), в котором работает аттестуемый. Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе и рассматривает представленные материалы.

При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

По результатам аттестации принимается решение об установлении размера надбавки за сложность и напряженность выполняемой работы, об уменьшении размера надбавки или прекращении ее выплаты, которое заносится в аттестационный лист, составленный в одном экземпляре и подписанный председателем, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и характеристика работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

Результаты аттестации в трехдневный срок сообщаются работодателю, который в двухнедельный срок принимает решение об установлении работнику размера надбавки за сложность и напряженность выполняемой работы, об уменьшении размера надбавки или прекращении ее выплаты.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 222 г. Москва «О мерах по реализации в Министерстве обороны Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 августа 2007 г.

Регистрационный N 9968

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 37, ст. 3740; N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 14, ст. 1689) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54 «Об утверждении Положения об исчислении стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 1997 г., регистрационный N 1408) приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о выплате работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда (далее именуется — Инструкция) (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2007 г., но не ранее дня начала исполнения обязанностей по должностям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 (далее именуется — постановление Правительства Российской Федерации):

а) обеспечить работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются — работники):

выплату:

месячных должностных окладов (далее именуются — должностные оклады) в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации;

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в соответствии с прилагаемой Инструкцией;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и ежемесячного денежного поощрения в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации;

ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в размерах и порядке, установленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» («Российская газета» от 21 сентября 1993 г. N 182 и от 30 сентября 1993 г. N 189; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607), постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083) и приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 33 «О повышении размеров некоторых видов денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и выплат лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г., регистрационный N 9153);

премий по результатам работы в соответствии с прилагаемой Инструкцией;

материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда в соответствии с прилагаемой Инструкцией;

включение в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, периодов работы (службы), установленных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 1997 г., регистрационный N 1408).

Стаж работы и размер выплачиваемой ежемесячной надбавки за выслугу лет определяются комиссиями по установлению стажа работы и объявляются приказами руководителя соответствующего органа военного управления;

б) производить работникам:

единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год в размере 2 должностных окладов;

иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Представителям Министра обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (далее именуются — представители нанимателя), ежегодно по согласованию со Службой экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации (Управлением труда и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации) утверждать фонд оплаты труда работников центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации подчиненных органов военного управления (далее именуется — фонд оплаты труда).

При формировании фонда оплаты труда сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматривать средства для выплаты (в расчете на год):

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — в размере 10 должностных окладов;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет — в размере 2 должностных окладов;

премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;

ежемесячного денежного поощрения — в размере 12 должностных окладов;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — в размере 2 должностных окладов;

материальной помощи — в размере 2 должностных окладов;

иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, — в размерах, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:

а) в пределах выделенных ассигнований на оплату труда произвести замену должностей работников и привести их наименования в соответствие с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации;

б) внести в установленном порядке изменения в штаты органов военного управления путем изложения в них примечания о тарификации должностей работников в новой редакции:

«50. Должностные оклады работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 222.»;

в) обеспечить представление на утверждение годового фонда оплаты труда на соответствующий год и ведение учета его использования.

5. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление труда и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны

Российской Федерации

А. Сердюков

Приложение N 1

Инструкция о выплате работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия выплаты работникам ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации, и конкретные их размеры.

II. Условия выплаты и конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде

2. Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (далее именуется — ежемесячная надбавка) устанавливается работникам в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных работников, исполняющих свои функциональные обязанности в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, обеспечение высокой боевой готовности, особый режим и график работы и др.).

3. Ежемесячная надбавка устанавливается работникам на год или на иной срок (месяц, квартал).

4. Основными критериями для установления ежемесячной надбавки являются:

исполнение функциональных обязанностей работниками в условиях, отличающихся от нормальных;

привлечение работников к выполнению непредвиденных, особо важных и ответственных работ;

ответственность в работе по поддержанию высокого качества деятельности органа военного управления;

наличие у работников государственных и ведомственных наград, полученных за личный вклад и достижения в труде, а также ученых степеней и ученых званий.

Руководители органов военного управления и структурных подразделений, отнесенных к центральному аппарату Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются — органы военного управления), с учетом задач, возложенных на орган военного управления и его структурные подразделения, вправе определять иные критерии установления ежемесячной надбавки применительно к конкретному вкладу работника в решение указанных задач.

5. Ежемесячная надбавка устанавливается приказом руководителя органа военного управления в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада в месяц.

Конкретный размер ежемесячной надбавки устанавливается в процентах к должностному окладу или твердых суммах (рублях) с таким расчетом, чтобы общая сумма выплачиваемых в течение года надбавок с учетом средств для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не превышала размеров средств, утвержденных на эти цели в годовом фонде оплаты труда по всем штатным должностям органа военного управления, из расчета десяти должностных окладов.

В приказе руководителя органа военного управления в обязательном порядке указываются основания (критерии) для установления ежемесячной надбавки конкретному работнику и период ее выплаты.

6. По решению руководителя органа военного управления работнику может быть снижен ранее установленный размер ежемесячной надбавки или прекращена ее выплата до истечения определенного приказом срока при невыполнении критериев ее выплаты, нарушениях трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.

Основанием для снижения размера или прекращения выплаты ежемесячной надбавки является приказ руководителя органа военного управления.

7. Ежемесячная надбавка, установленная в соответствии с настоящей Инструкцией, выплачивается одновременно с выплатой заработной платы за истекший период.

8. Руководители органов военного управления и финансовые органы организуют и ведут учет использования средств, предусмотренных фондом оплаты труда на выплату ежемесячной надбавки работникам.

III. Условия выплаты и конкретные размеры премии по результатам работы

9. Премирование по результатам работы (далее именуется — премирование) работников производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения задач, возложенных на соответствующие органы военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за выполнение поручений руководителей органов военного управления, а также за выполнение заданий в особых условиях.

10. Премирование работников производится, как правило, по результатам работы за месяц.

Основными показателями премирования являются:

результаты работы органа военного управления;

успешное и добросовестное исполнение работниками своих трудовых обязанностей;

разумная инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

Руководители органов военного управления по согласованию с выборным профсоюзным органом вправе в коллективных договорах, положениях о премировании или локальных правовых актах, разрабатываемых в соответствии с настоящей Инструкцией, уточнять и конкретизировать показатели премирования применительно к задачам, выполняемым органом военного управления и его структурными подразделениями, а также конкретным функциональным обязанностям работников.

11. Размер премии, выплачиваемой конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается, однако общая сумма выплаченных в течение года всем работникам премий не должна превышать исчисленной в установленном порядке суммы средств на их выплату.

Основанием для выплаты премии является приказ руководителя органа военного управления с указанием конкретного размера этой выплаты (в рублях) каждому работнику.

12. По решению руководителя органа военного управления работник может не представляться к премированию или ему может быть снижен размер премии по результатам работы за определенный период в связи с допущенными нарушениями трудовой дисциплины или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей.

13. Денежные средства, предусмотренные фондом заработной платы на премирование по вакантным должностям, могут быть использованы на выплату премий другим работникам при условии, что должностные обязанности (работа) по вакантным должностям фактически выполнялись.

14. Выплата премии производится за фактически проработанное время. Премия выплачивается одновременно с выплатой заработной платы за истекший период.

Денежные средства, предусмотренные в фонде оплаты труда на премирование работников, уменьшаются на суммы премий, включенные в состав среднего заработка.

15. Руководители органов военного управления и финансовые органы организуют и ведут учет использования средств, предусмотренных фондом оплаты труда на премирование работников.

IV. Условия и конкретные размеры выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда

16. Работникам на основании их заявления решением руководителя органа военного управления может выплачиваться материальная помощь в следующих случаях:

тяжелого материального положения в связи с утратой или повреждением имущества в результате пожара, наводнения либо другого стихийного бедствия;

при рождении ребенка;

смерти близкого родственника;

других исключительных случаях.

17. Решение о выплате материальной помощи работнику оформляется приказом руководителя органа военного управления с указанием конкретных причин, послуживших основанием к ее выплате, а также суммы выплачиваемой материальной помощи.

18. Сумма материальной помощи предельными размерами не ограничивается.

Вместе с тем общая сумма материальной помощи, выплачиваемая всем работникам в течение года, не может превышать суммы средств, предусмотренной в фонде оплаты труда на выплату материальной помощи работникам на соответствующий год.

19. Руководители органов военного управления и финансовые органы организуют и ведут учет использования средств, предусмотренных фондом оплаты труда на выплату материальной помощи работникам.

Приложение N 2

Перечень приказов Министра обороны Российской Федерации, утративших силу

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360 «Об оплате труда гражданского персонала центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 сентября 1998 г., регистрационный N 1610).

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 апреля 1999 г. N 149 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 1999 г., регистрационный N 1803).

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 ноября 1999 г. N 544 «О повышении должностных окладов работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 1999 г., регистрационный N 1999).

4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 334 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 сентября 2002 г., регистрационный N 3762).

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 471 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 апреля 1999 г. N 149» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2002 г., регистрационный N 4035).

6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2004 г. N 350 «О совершенствовании оплаты труда гражданского персонала, замещающего государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6137).

7. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. N 349 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции 27 октября 2006 г., регистрационный N 8413).

Что такое напряженность труда

Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.

Что представляет собой напряжённость труда?

НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.

Классы напряжённости труда

Рассматривают три класса НТ:

  1. Оптимальный. Предполагает слабый показатель напряжённости труда. Такие условия обеспечивают наилучший уровень производительности.
  2. Допустимый. Предполагает среднюю ступень напряженности. Данные условия не противоречат нормативам. Предполагается, что накопленное напряжение будет устраняться в процессе выходных. НТ второго класса не должна причинять вред здоровью сотрудника в перспективе.
  3. Напряженный. Предполагает превышение установленных нормативов. Данная работа отличается наличием вредных производственных условий. Третий класс напряжённости труда – это неблагоприятное влияние на организм сотрудника в перспективе.

Третий класс подразделяется еще на три категории:

  • 3.1. Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
  • 3.2. Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
  • 3.3. Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.

Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.

Разновидности нагрузок

Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки.

Интеллектуальные нагрузки

Выделяют следующие показатели:

  • Отражает степень сложности деятельности сотрудника. К примеру, один работник занимается решением простой задачи, а другой – специализируется на сложных задачах без использования алгоритма. Работники, решающие простые задач, — это, например, уборщицы. Работники, решающие сложные задачи, — хирурги, сотрудники научных центров и т.д.
  • Восприятие данных и их оценка. Первый класс предполагает работу, при которой информация сопоставляется с нормами. К нему относятся, к примеру, машинисты. Второй класс – восприятие сведений с изменением действий (лаборанты, бухгалтеры). Третий класс – восприятие сведений, комплексный анализ всех параметров (руководители).
  • Количество функций, выполняемых одним сотрудником. Чем больше функций выполняет работник, тем более напряженным будет считаться его труд. Во внимание принимается характер функций: простые, сложные.
  • Характер работы. Низкая НТ – деятельность по индивидуальному плану, средний – труд по принятому графику. Повышенный показатель НТ предполагает работу в жестких временных рамках.

При оценке принимается во внимание целый комплекс параметров. Рассмотрим некоторые признаки усложненных задач:

  • В процессе применяются рассуждения.
  • Руководством поставлена общая цель.
  • При решении задачи требуется построить план.
  • Задача подразделяется на множество этапов.
  • Последовательность действий избирается работником.

Это характерные черты, присущие именно сложному труду.

Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки подразумевают нагрузку на органы чувств. Выделяются следующие параметры:

  • Продолжительность наблюдения. Выражается в процентном соотношении от длительности смены.
  • Частота поступающих сигналов (звуки, свет) за час. Наибольшая напряженность по данному параметру наблюдается у таких профессий, как авиадиспетчер, телеграфист.
  • Количество объектов, подлежащих одновременному наблюдению. Для каждой профессии число таких объектов будет разным. К примеру, для авиадиспетчеров предельное количество объектов составляет 13.
  • Размер предмета, подлежащего наблюдению. Чем меньше этот объект, тем больше нагрузка на глаза.
  • Труд с участием оптического оборудования (процент от общей длительности смены). Чем больше этот процент, тем выше нагрузка.
  • Наблюдение за экраном терминала (количество часов в день). Фиксируется продолжительность работы с экраном.
  • Нагрузка на слуховой анализатор. Находится в зависимости от разборчивости поступающих сигналов, наличия «белого шума». Также во внимание принимается уровень шума.
  • Нагрузка на голосовой аппарат. Подсчитывается количество часов, в которые сотрудник разговаривает (в связи с исполнением служебных обязанностей).

Большое количество параметров определяется в процентном соотношении.

К примеру, одна смена рабочего составляет 10 часов. Это 100%. Непосредственная нагрузка на глаза длится в течение 2 часов. То есть сенсорная нагрузка составляет 20% от смены.

Эмоциональные нагрузки

Различают следующие значения нагрузок:

  • Ответственность за итоги своего дела.
  • Степень риска для жизни сотрудника.
  • Ответственность за безопасность людей.

Наибольшие эмоциональные нагрузки фиксируются у крупных руководителей.

Монотонность нагрузок

Выделяют следующие параметры монотонности нагрузок:

  • Количество однообразных приемов для решения задачи.
  • Время на исполнение одного задания.
  • Длительность активных действий (в процентах от всей смены).
  • Монотонность процесса (предполагает длительность пассивного наблюдения).

Наибольшие нагрузки наблюдаются у участников конвейерного производства.

Режим работы

Можно выделить следующие параметры:

  • Фактическая длительность рабочего дня.
  • Сменность труда.
  • Наличие перерывов для отдыха сотрудника и их длительность.

Во внимание принимается, опять же, совокупность всех параметров.

Как оценить напряжённость труда?

Оценка напряжённости труда выполняется в соответствии со следующими принципами:

  • Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
  • Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
  • В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.

Рассмотрим критерии, по которым за специальностью закрепляется определенный класс:

  • 1 класс может быть присвоен только в том случае, если 17 и более показателей специальности получили аналогичный класс. Однако если присутствует одно значение, которое относится к 3-му классу, то 1 класс присвоен быть не может.
  • 2 класс присваивается только в том случае, если 6 и больше значений относятся ко второму классу, остальные – к первому. От 1 до 5 показателей могут получить класс 3.1 и 3.2.
  • 3 класс устанавливается, если 6 значений заслужили оценку 3.1, остальные – к 1 или 2 классу. Альтернативный вариант – 3-5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 значений – к классу 3.2.

Данные правила закреплены соответствующими гигиеническими нормативами.

Вопрос:

Каков алгоритм установления надбавки за сложность и напряженность труда?

Ответ:

Надбавка за сложность и напряженность труда регулируются локальными нормативными правовыми актами организации.

Надбавка за сложность и напряженность труда является одним из видов стимулирующих выплат, направленных на повышение уровня мотивации работников, улучшение качественно-количественных показателей труда.

В силу части первой ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. При этом заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается (часть пятая ст. 63 ТК). Соответственно, вопросы установления надбавок за сложность и напряженность работы входят в компетенцию нанимателя и регулируются в локальных нормативных правовых актах (далее – ЛНПА) организации.

Надбавка за сложность и напряженность работы носит индивидуальный характер, поэтому ее размер устанавливается работникам дифференцированно применительно к занимаемым ими должностям, степени ответственности при выполнении управленческих функций (для руководителей), сложности выполняемых функций (для специалистов). Для рабочих аналогичной по характеру является надбавка за профессиональное мастерство. При этом надбавка за сложность и напряженность труда руководителям, специалистам и служащим организаций, финансируемых за счет средств бюджета, не может превышать 50 % оклада (ставки) (подп. 2.8 п. 2 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации), содержащихся в приложении 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6).

Таким образом, для того чтобы установить работникам надбавку за сложность и напряженность труда, нанимателю необходимо:

  • предусмотреть в ЛНПА организации возможность применения надбавки за сложность и напряженность труда;
  • детализировать в ЛНПА организации механизм начисления надбавки – за какой период (ежемесячно, ежеквартально) и за какой результат деятельности работника она будет начисляться;
  • издать соответствующий приказ с указанием работников и размеров начисляемой им надбавки.

Напомним, что надбавка за сложность и напряженность работы является объектом для начисления обязательных страховых взносов и не относится к единовременным выплатам и к выплатам, право на которые работник не утрачивает в связи с временной нетрудоспособностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *