Скульптура бернини

  • автор:

Итальянский архитектор и скульптор Бернини Лоренцо: биография, творчество

Богатейшее наследие итальянского зодчего Бернини Лоренцо — это архитектурный облик Рима, его прекрасные скульптуры и многочисленные фонтаны на улицах столицы Италии, живопись и графика. Прожив долгую и яркую жизнь, он создал новый стиль, воплощенный им в архитектурных и скульптурных произведениях — итальянское барокко.

Семья и детство

Лоренцо Бернини (1598-1680) — знаменитый художник, гениальный скульптор и архитектор — появился на свет 7 декабря 1598 г. в итальянском городе Неаполе в семье скульптора Пьетро Бернини. Мать — Анжелика Галанте из Неаполя. Начальное образование он получил, занимаясь и работая с отцом. Уже в 10-летнем возрасте переехал с семьей в Рим по приглашению Ватикана и папы Павла V для работы над скульптурной группой в местной капелле.

С утра до вечера находясь под впечатлением прекрасной архитектуры и произведений искусства в церквях Ватикана, мальчик-вундеркинд начал рисовать. Его усердие заслужило похвалу известного художника Карраччи, а затем и самого Папы, которого восхитил его талант. Это предопределило его дальнейшую судьбу: на много лет Бернини связал свою жизнь со столицей Италии. Здесь он жил, работал и творил шедевры.

Первые творческие работы

Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г., когда юному дарованию был дан заказ от кардинала Шипионе на создание скульптур. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г.). Совершенно невероятная динамичность скульптурных линий, которая отражала эмоциональное напряжение этих античных персонажей, переданные в мраморе нежные девичьи черты и волосы — все это вызвало восторг у его заказчиков и ценителей искусства.

Следующий папа Урбан VII сделал его руководителем творческой мастерской, где под его началом работали скульпторы и другие специалисты. Многие годы по его чертежам они воплощали в жизнь все идеи, связанные с преображением Вечного города и постройкой церквей, частных особняков, скульптур и фонтанов.

Оформление интерьеров собора Св. Петра

В 1629 г. Бернини Лоренцо назначают архитектором собора Св. Петра в Риме: ему была поручено создание балдахина Св. Петра, над которым он работал с 1623 по 1632 год, хотя заканчивал это сооружение уже его соратник Франческо Борромини, с которым впоследствии у него сложилась жесткая конкуренция.

Богато украшенный балдахин высотой 29 м стал его первой работой при оформлении интерьеров храма. В процессе работы им было задействовано почти 200 человек скульпторов и зодчих, которые воплощали в жизнь его идеи по совершенствованию внутреннего убранства собора, построенного еще великим Микеланджело.

В четырех пилястрах были созданы специальные углубления, куда устанавливались скульптуры святых Лонгина, Вероники, Елены, Андрея.

Работы Бернини и его зодчих по оформлению собора велись почти 50 лет.

Около 20 лет — до 1647 г. — продолжалась работа над пирамидальной композицией, ставшей впоследствии прототипом и других похожих монументов собора — это надгробные скульптуры папы Урбана VIII. Вверху расположена скульптура сидящего и благословляющего прихожан папы, а внизу — фигуры добродетелей (Милосердие и Справедливость), в центре же стоит саркофаг папы.

В это время также была создана производящая большое впечатление фигура Смерти, пишущей эпитафию, новшеством при создании которой стало сочетание бронзы и разноцветного мрамора.

Знаменитые римские фонтаны

Началом украшения Рима оригинальными проектами с фонтанами послужила сделанная совместно с отцом знаменитая «Баркаччо» («Лодочка») на Испанской площади. Этот фонтан стал первым образцом, который строился не по стандартной форме бассейна. «Баркаччо» — воплощение в камне римской легенды о случившемся в 1598 году наводнении, когда воды реки Тибр прибили к берегу затонувшую грузовую лодку.

По проектам Бернини в Риме было построено множество фонтанов, а сам Вечный город с тех пор стали именовать городом фонтанов. Сейчас их насчитывается 280, а раньше было 800.

Самые знаменитые и прекрасные фонтаны Лоренцо Бернини:

  • Фонтан Четырех Рек, задуманный вначале как дополнение к обелиску из Александрии. Располагается на площади Навона. Обнаженные мужские фигуры размещены вокруг обелиска и символизируют 4 реки всех континентов: Дунай (Европа), Ганг (Азия), Ла-Плата (Америка) и Нил (Африка). В окружение каждой скульптуры для колоритности добавлены некоторые представители флоры и фауны конкретного континента.
  • Фонтан «Тритон» (1643) является украшением площади Барберини и представляет собой статую сына Посейдона (морского бога), изображенного в виде полурыбы-получеловека. Под ним находится морская раковина, ниже — дельфины, удерживающие ее на своих хвостах. Между ними скульптор расположил герб семьи Барберини (с пчелами) и атрибуты власти папы римского (тиара и ключи от Рая).
  • Небольшой и изящный фонтан Пчел (1644) выполнен в виде раскрытой раковины, стоящей на каменном основании. Между створками находятся три пчелы, которые наполняют ее водой. На раковине также выбито имя папы римского Урбана VIII, который заказал архитектору этот фонтан. С этим объектом в 2004 г. случилось неприятное происшествие — психически ненормальный приезжий разбил голову одной пчелы, попутно испортив еще несколько памятников Рима.
  • Самый грандиозный фонтан, выполненный по проекту Бернини Лоренцо — Треви (1672), расположенный в центральной части города. Вода в него поступает из источника. Большая скульптурная композиция является фасадной частью Палаццо Поли. Центральная его фигура — статуя Нептуна, вокруг которой располагаются различные морские мифические существа, гроты. В темное время суток фонтан очень красиво подсвечен.

Личная жизнь и интересные факты

Женился Лоренцо Бернини в возрасте 41 года на жительнице Рима, 22-летней Катерине Тезио, которая родила ему 11 детей. Самый младший, Доменико, стал впоследствии биографом своего отца.

Известность и востребованность мастера были настолько высоки, что при заказе, например, своей скульптуры английский король Карл I прислал ему свои живописные портреты кисти знаменитого Антониса Ван Дейка. А когда мастерскую посетила королева Швеции, Бернини встретил её в рабочей одежде, что не было воспринято как оскорбление высочайшей особы. Наоборот, королева приняла его халат за исторический экспонат.

Работа над колоннадой площади св. Петра

Начиная с 1656 и по 1667 год Бернини Лоренцо работает над гигантским проектом перестройки площади (глубина 280 м) перед собором Св. Петра в Риме. Архитектор создал пространство в виде эллипса, раскрывающегося колоннадой в фасадной части собора. Эта новаторская работа считается выдающимся шедевром и самым успешным проектом Бернини, принесшим ему всемирную славу.

Расходящаяся полукругом колоннада заменяет стену и ворота входящим на территорию Ватикана приезжим, которых она провожает к главному храму — собору Св. Петра. Здесь в полной мере проявились черты архитектуры барокко с ее воздушными пролетами, прозрачными границами и отсутствием преград для всего прекрасного.

Бернини-архитектор

Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.

Как архитектор Бернини начал свою работу с реконструкции церкви Сан-Бибиана (1625). Затем им была спроектирована центральная часть фасада Палаццо Барберини, где использовались 3-ярусные ордерные аркады. В 1626 году также был выполнена фасадная часть палаццо ди Пропаганда Фиде.

За годы своей жизни архитектор выполнял заказы поочередно четырех римских пап, которые доверяли возводить церкви, фонтаны, памятники только Лоренцо Бернини. Архитектура итальянского барокко была им воплощена в жизнь в трех церквях, являющихся центрическими купольными сооружениями:

  • Церковь в Кастельгандольфо (1661). Представляет собой сооружение с высоким барочным куполом, выполненное в духе Ренессанса.
  • Церковь в Аричча. Спроектирована в виде круга, окруженного капеллами. По примеру Пантеона, вверху замкнута огромным куполом.
  • И самое прекрасное произведение архитектора — дворцовая церковь королевского дома Италии Сант-Андреа-аль-Квиринале (1678), которая, по плану, выполнена в виде овала, где по периметру располагаются 8 ниш-капелл, каждая из которых отличается по форме. Самое богатое декоративное убранство имеет алтарная ниша. Весь интерьер выполнен в розово-серой гамме с добавлением белого и золотого цветов.

Строительство частных палаццо

Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Самым первым таким проектом было возведение фасадной части палаццо Берберини, в которых творчество Лоренцо Бернини проявилось в создании больших изменений в трактовке возведения дворцов. Традиционно используемый ранее прием компоновки всего здания с фасадами, которые выходили на разные улицы, был заменен Бернини подходом, концентрирующим представительские возможности в единственном главном фасаде здания.

План другого палаццо — Мончетторио — был основан на ломаной линии основного фасада в соответствии с периметром площади, на которую выходит передняя часть здания.

Палаццо Одескальки представлено 3-этажной горизонталью, в которой использовался новейший архитектурный прием — большой ордер как ведущий композиционный центр. Стройный ряд пилястр с капителями охватывает верхние этажи, придавая фасаду единство и торжественность. Этот архитектурный прием широко распространился и применялся позднее во всей европейской архитектуре при строительстве дворцов.

Скульптуры Бернини

Основоположник и величайший скульптор эпохи барокко, один из самых ярких и талантливых мастеров, Микеланджело 17 века — так называли современники Лоренцо Бернини, скульптуры которого отличаются неповторимостью и невероятной одухотворенностью. Мрамор становился мягким воском в руках этого мастера, с его помощью он передавал телесное тепло, шелест листьев и шелковистость волос.

Его статуи всегда находятся в движении, очень эмоциональны, «умеют дышать и говорить». Первые его работы, в которых еще присутствуют черты Ренессанса, находятся в Галерее Боргезе: «Давид», «Аполлон и Дафна» и др.

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини создали «лицо» итальянской столицы эпохи барокко. Они находятся в Риме всюду в виде фонтанов и изваяний, украшающих храмы и дворцы. Столица Италии стала музеем работ этого величайшего мастера.

Знаменитое произведение мастера, созданное уже в стиле барокко, — это статуя-алтарь «Экстаз Святой Терезы» для римской церкви Санта-Марии-делла-Виттории (1652). Святую скульптор изобразил в момент, когда к ней спустился улыбающийся ангел с небес. В руках у него — стрела божественной любви, которой он старается поразить сердце женщины в одеждах монахини. Споры о том, какую именно любовь изобразил скульптор (земную или небесную), продолжаются уже несколько столетий.

Последняя работа Бернини — прекрасная статуя Блаженной Людовики Альбертони, выполненная для капеллы церкви Сан-Франческа-а-Рипа (1671-1674). Она изображает женщину, в состоянии религиозного экстаза ожидающую смерти. Фигура Людовики сделана из белого мрамора, а остальные части — из красного со светлыми прожилками.

Великий Бернини: художник и карикатурист

Как художник Лоренцо Бернини был не так знаменит. Его полотна, так сказать, проигрывают в сравнении с работами в скульптуре и архитектуре. Но все же созданные им рисунки и картины говорят о высоком художественном мастерстве и таланте мастера. Самая известная картина — «Автопортрет» (1665), находящийся сейчас в Королевском художественном колледже (Виндзор, Англия).

Бернини был известен также своими графическими работами, содержащими шаржи на современников, основав тем самым карикатурный жанр в искусстве.

Другая деятельность мастера

Кроме шедевров изобразительного искусства, архитектуры и скульптуры, Бернини известен еще в качестве режиссера: он ставил театральные феерии, писал комедии, создавал декорации к спектаклям и даже стал конструктором-изобретателем машины «Восход солнца».

Декорации, созданные им для театральных постановок семьи Барберини, были уникальны и неординарны: они представляли различные стихийные бедствия (наводнение и ураган), летящие колесницы, падающие дома, возникающие из ниоткуда храмы, горы и леса, городские улочки с людьми…

Последние годы

Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии. Он успел поработать и пережить 8 римских пап, обучить сотни учеников и заслужить восхищение миллионов людей.

Великий мастер похоронен в церкви Санта-Мария-Маджоре, где много лет назад он начинал свою творческую деятельность под руководством отца.

Джованни Бернини: скульптор, ожививший мрамор

«Три вещи, которые необходимы для успеха в живописи и скульптуре: видеть красоту и приучать себя к этому с молодых лет, упорно работать и получать хорошие советы». Эту фразу итальянского скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини, которого часто называют создателем стиля барокко в скульптуре, можно считать кредо настоящего Художника.

Сын своего отца

Как и многие другие великие художники Возрождения, Джованни Лоренцо Бернини — представитель династии. В 1598 году в Неаполе у известного скульптора Пьетро Бернини родился сын. Спустя 7 лет Пьетро был приглашен в Рим для работы в Ватикане, а маленький Лоренцо проводил много времени с отцом. Он рисовал, блуждая по ватиканским залам, и его рисунки были так хороши, что малыша тут же назвали «вторым Микеланджело».

Первую скульптуру мальчик сделал в 10 лет! В этом возрасте он уже работал с мрамором, и учителем талантливого Лоренцо был его отец. Искусствоведы сходятся во мнении, что Пьетро Бернини также обладал ярким талантом, однако понимал, что сын пойдет гораздо дальше.

Выразительность и пластика

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони», 1671-1674 гг.

Талант или даже гений Бернини был очевиден для его окружения. А самого молодого художника интересовала пластика тела, эмоции, выразительность, которых он добивался в своих произведениях. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск», — говорил он, и это было недалеко от истины.

В те времена художнику сложно было работать без состоятельного и влиятельного покровителя, заказчика. Первым патроном Бернини был кардинал Шипионе (Сципион) Боргезе. Именно его имение Вилла Боргезе стала сейчас крупнейшим художественным собранием Италии. Будучи племянником тогдашнего Папы Римского, Боргезе имел огромные возможности и пополнял свою коллекцию скульптур, в том числе и произведениями Джованни Бернини.

Скульптору нередко заказывались портреты, в мастерстве создания которых Бернини все больше совершенствовался. Скоро ему уже не нужно было лепить с натуры — он мог ваять даже по портрету. Казалось, мрамор становился в его руках пластичным, живым, мягким, приобретая самые изящные формы.

Римское барокко

1623 год стал переломным для Бернини, его творчества и размаха его деятельности. В этот год очередным Папой Римским стал кардинал Маффео Барберини. Жизнь Бернини складывалась так, что успешность его работы во многом зависела от того, насколько благоволил ему глава Католической церкви. И это можно понять: масштаб таланта художника был так велик, что ареной его деятельности становился весь Рим!

Скульптура кардинала Маффео Барберини

Именно Барберини (папа Урбан VIII) привлек Джованни к обновлению облика Вечного города. Парадные фонтаны, лестницы, палаццо, целые кварталы — все это стало объектом творчества. Но не только.

Примерно в эти годы Бернини начинает работу, которой были посвящены не просто годы — десятилетия его жизни. Он много трудился над совершенствованием внутреннего убранства Собора Святого Петра в Ватикане — одного из главных, если не главного католического собора. Настоящим шедевром стал балдахин над могилой Святого Петра.

Это время стало периодом рождения римского барокко — стиля, который любил выразительность, эффектность, само название которого происходит от итальянского слова «вычурный». Творения Бернини были действительно ярчайшим воплощением этого стиля. Казалось, они дышали, словно живые, но дышали страстями. В них не было спокойствия — было то напряжение чувств, тот порыв, которые свойственны нам лишь в яркие мгновения жизни.

Опала

Успевал ли Бернини творить для себя? Не по заказу мецената или церкви, а по велению души? Такой период в жизни художника был. Например, после воцарения на папском престоле Иннокентия X Бернини попал в опалу. Он не получал больше заказов, и именно в этот период создал такие поистине совершенные скульптуры, как «Правда, разоблаченная временем» или «Голова Медузы Горгоны».

Но потом его гений опять оказался нужен: для обустройства площади Навона в Риме потребовался фонтан. Среди архитекторов был объявлен конкурс, к которому не допустили Бернини. Однако он подготовил свой вариант, и он был настолько совершенен, что именно его воплотили в жизнь. Так родился великолепный фонтан Четырех рек — настоящее украшение Рима, символ величия Вечного города.

«Фонтан четырех рек» 1648-1651 гг.

Самое грандиозное творение

Бернини, как считают искусствоведы, не нужно было доказывать свой гений. Но требовалось, как мы сейчас говорим, реализовать крупный, масштабный проект, который соответствовал бы его таланту. И таким творением его жизни стала площадь около Собора Святого Петра. Один из символов Рима и Ватикана. Гимн искусству архитектуры.

Площадь ограничивают две полукруглые колоннады, которые вместе с самим собором образуют особую форму — «ключ Святого Петра».

Перед Бернини стояла, пожалуй, самая трудная задача: увязать разрозненные элементы — сам собор, обелиск, стоявший на площади, а также фонтан, в единое целое. Плюс надо было справиться с перепадом высот: поверхность площади изначально была неровна. За счет создания лестниц, колонн, еще одного фонтана композиция гармонизировалась, и тот, кто стоит на площади, воспринимает ее как совершенный ансамбль.

Площадь Святого Петра, 1656-1667 гг.

Повелитель искусств

Сложно говорить о Бернини как об архитекторе или о скульпторе. Он был настоящим повелителем искусств: сохранились его художественные полотна, он писал и ставил пьесы, а также сам в них участвовал, конструировал декорации и театральные машины, а также изготавливал обычные предметы быта, украшавшие интерьеры.

«Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», — так сказал о нем один из римских пап, которых великий скульптор пережил (всего на его веку сменилось восемь понтификов). И лучше этих слов для описания гения Бернини просто не найти.

Непревзойденные скульптуры Бернини

«Проклятая душа», 1619 год

Характерные черты барочной архитектуры

Всё в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения. Об особенностях восприятия произведений барочной архитектуры справедливо писал искусствовед И.Э. Грабарь: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их но два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчёркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

— тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;

— увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;

— появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;

— создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);

— усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон («боязнь пустоты»); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещенных: и затенённых зон.

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

Идеи барочной организации больших пространств были связаны с созданием ансамблей площадей с фонтанами, обелисками, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных каскадами фонтанов, водоемами и статуями. До этого времени целостные архитектурные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовавшим постройкам постепенно достраивали новые.

Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства, с которым не мог тогда соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплелись строгая античность и роскошное барокко.

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини; (1598-1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. «В итальянской художественной истории не было после Микелаиджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал известный историк искусства П.П. Муратов. Он прославился не только как талантливый архитектор я скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал, над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с фактурой камня, использование оптических эффектов.

Главным архитектурным творением Лореицо Вернини стало оформление площади перед собором Святого Петра (Приложение Рис. 1). Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стоп собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в свой пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведён обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие её поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство масштаба, умение организовать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда.

Все они объединены нагибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра.

Рим. Дэн Браун через Рим тебе укажет путь

Путешествие в Рим мы всё время откладывали на “потом”. Знали, что Великий город требует особой подготовки, интеллектуальной и эмоциональной. А получился 9-ти часовой транзит через итальянскую столицу и легкая паника – как хоть чуточку рассмотреть то, что создавалось веками.
Судорожно набирала в интернете “Рим за один день”, получая каждый раз разные выборки – уж очень отличались интересы путешественников. Листала красочные фотографии путеводителей и понимала только одно- ничего не успеть! Слишком многое хотелось увидеть своими глазами.
Возвращая очередной красочный альбом на книжную полку, думала, что бы ещё почитать о Риме. И вдруг …
Дэн Браун, ну конечно, вот оно… Роман “Ангелы и демоны” несколько лет назад был прочитан на одном дыхании.
«Найди гробницу Санти с дьявольской дырою…
Таинственных стихий четвёрка жаждет боя,
Уже сияет свет; сомнения позабудь,
И ангелы чрез Рим тебе укажут путь».
У героев романа было всего пять часов на вычисление мест убийства кардиналов и предотвращение взрыва «ловушки» с антивеществом, установленной у самой крипты Святого Петра.
Пантеон.
Роберт Ленгдон предположил, что начало кровавого «пути просвещения» идёт от Пантеона. Гробница Рафаэля Санти находится в одной из ниш Пантеона. А отверстие в полусферическом куполе диаметром 9 метров, через который храм проветривается и освещается дневным светом — дьявольская дыра.



У саркофага надпись Рафаэль Санти, 1483-1520. А на табличке на стене написано, что тело Рафаэля было перенесено в Пантеон в 1759г (до этого времени тело находилось в Урбино, на родине художника )

Базилика Санта Мария дель Пополо
Рафаэль был не только художником, но и архитектором. Он сконструировал капеллу Киджи . «Дьявольская дыра» — это люк вниз в подземелье, к древним костям и телу убитого асассином кардинала.
Четыре мраморные пирамиды в первой слева от входа капелле — описанное в романе место первой кровавой драмы. Дьявольская дыра (люк с изображением танцующего скелета) была приоткрыта. С пола на него с насмешливой ухмылкой смотрел череп. Это была лишь часть весьма натуралистично выполненного мозаичного скелета, призванного изображать «смерть в полёте».
«Куполообразный потолок часовни был усыпан сверкающими звёздами, меж которыми сияли семь планет, известных в то время астрономам. Ниже на своеобразном поясе разместились двенадцать знаков Зодиака, двенадцать укоренившихся в астрономии языческих символов. Зодиак напрямую был связан с землёй, воздухом, огнём и водой квадрантами, представляющими власть, разум, страсть и чувства… Ещё ниже на стене располагались знаки четырёх времён года».





Площадь Cвятого Петра. Барельеф “West Ponente”.
Один из ангелов указал точное направление библейскому пророку Аввакуму, ангел показывал на юго-запад.
Там спроектированная иллюминатом Бернини площадь перед собором святого Петра.
Необходимо найти знак второй стихии Воздуха, чтобы встретить заранее преступника и предотвратить новое ритуальное убийство от имени зловещей секты, желающей реванша за притеснение учёных в средние века.
«Блок из белого мрамора имел форму эллипса примерно трёх футов в длину, а рельефное изображение Западного ветра было представлено в виде головы ангела. Ангел надувал щёки, и с его губ срывались порывы ветра, устремляющегося прочь от Ватикана» West Ponente.
Пять «клубов» ветра и две звезды убедили профессора в том, что он имеет дело снова с «законспирированной» скульптором подсказкой для ордена просвещения.
К сожалению “West Ponente” попал в зону ограждения , так что сфоткать не удалось, но на площади множество других эллиптических барельефов работы Бернини.
Церковь Санта-Мария делла Виттория.
Место сжигания третьего кардинала было оставлено на конец нашей прогулки, но …не успели
Площадь Навона.
На пьяцца Навона находится фонтан «Четыре реки» с фигурами атлетов, которые символизируют Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плату. Голубка на вершине обелиска указала путь к замку ангела
Замок Святого Ангела
По мере того, как Лэнгдон приближался к замку, тот всё больше и больше напоминал неприступную скалу. С близкого расстояния это сооружение казалось даже более величественным, чем собор Святого Петра. Собрав последние силы и не сводя глаз с массивной цитадели, на самой вершине которой стоял гигантский ангел с мечом в руках, Лэндгдон сделал бросок по направлению к бастиону.
Замок, охраняемый Светом. Бывшая тюрьма, могучая крепость, где почётный караул несут Ангелы, главный из которых чётко указывает на Храм Света своим мечом — вот, вот, ЗДЕСЬ!… Папы, кардиналы, учёные, вечное соперничество науки и религии, человеческие страсти и закрученный сюжет. Кругом символы, кругом!.. А значит, путешествие продолжается!

Бернини, Джованни Лоренцо. Скульптуры лепились с русских

Бернини, Джованни Лоренцо
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.) — знаменитый итальянский архитектор, скульптор и художник, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении. Родился в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини в Неаполе. Учился у отца. В 1605 году семья переехала в Рим. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности. Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 году получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера. Уже ранние скульптуры Бернини (Похищение Прозерпины, 1621–1622; Давид, 1623–1624; Аполлон и Дафна, 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета.
Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, в Галерее Боргезе, Рим) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д’Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.). Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово «карикатура» (caricatura). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (портрет Людовика XIV).
Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 был назначен главным архитектором собора святого Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия».
Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.

По эскизам Бернини (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – «Тритона» на площади Барберини (1642–1643) и «Четырех рек» на площади Навона (1648–1651); «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.
Приглашенный в 1665 году в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее, идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента.
Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, Импрессарио). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты.
Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680.
Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII-XVIII вв. Бернини был творцом нового светского стиля — барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве.
Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини:
«Похищение Прозерпины» (1621—1622)
Когда смотришь на всю скульптуру, кажется что Прозерпина совсем крошечная в руках Плутона. Чуть ли не ребенок у него на плече.
А когда присматриваешься к деталям, все очень даже соразмерно. И по современным меркам довольно крупные бедра Прозерпины
кажутся удивительно изящными под руками Плутона. Руки, к слову, совершенно невозможно прекрасные. Казалось бы — похищение, довольно агрессивная композиция, бородатый по самые брови Плутон. А держит Прозерпину очень бережно.
Бережно-то бережно, но так, чтобы не убежала : )
«Аполлон и Дафна»
Одна из самых хрупких скульптур, олицетворяющих, как ни странно, страсть и целомудрие.
Среброкудрый Аполлон имел глупость задирать малыша Амура, шутливо подначивая, мол, зачем такому крохе стрелы. Сам Аполлон, если вы не знаете, стрелы мечет пуще того Леголаза. На что Амур ответил, что его стрелы так же не знают промаха. Апполлон не поверил ребенку и очень скоро получил стрелу . Пронзенный чувством, его взгляд пал на нимфу Дафну. И Аполлона понесло. И сам он стремглав ломанулся со всей своей божественной дурью дабы возлюбить прекрасную незнакомку. Дафна была мудрой нимфой и от полоумных богов привыкла спасаться бегством. Но убежать у нее не получилось. И вот когда Аполлон уже был готов настигнуть беглянку, Дафна взмолилась своей матери богине Гее и тут же превратилась в лавр. Раздосадованный Аполлон в сердцах сплел себе из ее листьев венок, который и носит непременно.
«Экстаз святой Терезы»
Алтарная композиция изображает Святую Терезу Авильскую. Это испанская монахиня, жившая в 17 веке.
Очень интересен сюжет скульптурной композиции, в основу которого был положен интересный опыт, который сама Тереза описала в письмах следующим образом:
«Слева подле себя я видела ангела в телесном облике…Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами…В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу.»
«Спящий гермафродит»
«Фавн» или «Пьяный сатир»
Мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы ок. 200 г. до н. э. и изображающая в натуральную величину фавна, заснувшего в довольно непристойной позе. Не исключено, что это римская копия высокого качества.
Статуя была обнаружена в 1620-е гг. в Риме, близ мавзолея Адриана (ныне замок Святого Ангела), и поступила в частное собрание папы Урбана VIII из семейства Барберини. Винкельман предположил, что эту статую, в числе прочих, свергли со стен мавзолея его защитники во время осады Рима готами в 537 г. (о таком своеобразном способе защиты упоминает историк Прокопий). Считается, что Адриан, вошедший в историю как поклонник Антиноя, питал слабость к гомоэротическому искусству.
Несмотря на всю свою выразительность, при поступлении в папское собрание статуя была сильно повреждена: не хватало правой ноги, некоторых фрагментов рук и головы. Недостающие части были восстановлены трудами нескольких поколений ваятелей XVII и XVIII вв. Экспрессивная поза сближает «Фавна» с барочными произведениями Караваджо и Бернини настолько, что долгое время считалось, что её восстановлением занимался именно Бернини. До 1799 г. статуя располагалась в римском палаццо Барберини, где поражала гостей Рима своей неслыханной непристойностью: ноги фавна кажутся нарочито раздвинутыми, чтобы взгляд зрителя устремлялся на гениталии. Возможно, этот эффект был усилен во время реставрации.
В 1799 году скульптор Винченцо Пацетти обратился к Люсьену Бонапарту с предложением приобрести у него статую. Барберини оспорили права Пацетти на распоряжение скульптурой и после шумного судебного процесса и запрета на вывоз статуи из Италии (за который горячо высказывался сам Канова) сами же продали «Фавна» баварскому принцу Людвигу, который, не дожидаясь его доставки в Мюнхен, поручил Лео фон Кленце выделить в строящейся глиптотеке особое помещение для его размещения. В 1827 г. «Фавн» и «Аполлон» из барбериниевской коллекции заняли почётное место в мюнхенской глиптотеке.
По всей Европе разбросаны многочисленные копии знаменитой статуи. Среди них выделяется своим высоким качеством луврская копия работы Бушардона (1726), в которой, в отличие от оригинала, присутствует левая рука. Большой каскад фонтанов в Петергофе украшает позолоченная копия «Пьяного сатира».
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
Вакхическая сцена: «Дети дразнят Фавна»
«Эней, Анхиз и Асканий»
«Истина»
«Нептун и Тритон»
«Давид»
«Автопортрет в аду»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *