Сколько платить за 1 км водителю

  • автор:

Профессия дальнобойщика – одна из наиболее востребованных в России. Популярность объясняется тем, что для перевозки грузов не нужны особые знания – достаточно иметь права необходимой категории и свой грузовой транспорт (и то не обязательно).

Зарплата дальнобойщика в России зависит от региона, в котором работает человек, премий, надбавок и наличия собственной фуры. В полном комплекте средняя зарплата остается внушительной и конкурирует с показателями других профессий.

Зарплата дальнобойщиков в России

Сколько зарабатывают дальнобойщики в России полностью зависит от региона. Так, в Москве и области сложилась крупнейшая инфраструктура логистического бизнеса, в этом регионе осуществляются 35% грузовых оборотов страны. А средняя зарплата составляет до 70 000 рублей за каждый месяц в столице.

Другие города разнятся между собой, поэтому суммы выглядят следующим образом:

  • Калуга – 56 000 рублей;
  • Мурманск – 67 000 рублей;
  • Нижний Новгород – 53 000 рублей;
  • Санкт-Петербург – 72 000 рублей;
  • Волгоград – 56 000 рублей;
  • Ростов-на-Дону – 49 000 рублей;
  • Липецк – 42 000 рублей.

Чтобы посчитать заработок за рейс, необходимо месячную зарплату разделить на количество рейсов. В среднем их бывает от 5 до 8, в зависимости от объема работы и длительности поездок. Соответственно заработок за рейс составляет примерно 7-8 тысяч рублей.

Сколько получает дальнобойщик за километр пути

Нельзя точно сказать, сколько получают дальнобойщики за 1 км поездки. Каждая фирма предлагает разный оклад. Стоимость зависит не только от региона, но и от груза, который перевозится. Если фура везет стеклянную тару, оплата за километр будет выше.

Сегодня средний оклад за километр пути составляет от 5 до 7 рублей, наблюдается строгая зависимость от вышеуказанных факторов. Уровень средней оплаты за сутки получается до 600 рублей, водители на своих фурах соответственно зарабатывают больше.

Зарплата дальнобойщика не заканчивается чистыми цифрами за оклад, всегда бывают системы поощрений или премии. Компании разрабатывают программы, согласно которым платят рабочим за сэкономленное топливо. Также дальнобойщики экономят на командировочных, стараясь заработать больше денег.

Сколько зарабатывает дальнобойщик на личной машине

Личная фура – это инструмент для внушительного заработка. Оплата за 1 км у водителей, работающих на себя, стартует от 30 рублей. Зарплата со своим транспортом зависит от следующих факторов:

  • категория опасности груза;
  • качество дорожного покрытия;
  • погодные условия;
  • стоимость товара и его хрупкость;
  • сезонность;
  • продолжительность поездки.

Зерновозы, например, отлично зарабатывают в сезон сбора зерна. В среднем зарплата дальнобойщика на личной фуре составляет от 100 до 200 тысяч рублей – за 6 крупных рейсов.

Подобный заработок не может обойтись без минусов. Фирма оплачивает водителям непредвиденные расходы на топливо, мелкий или крупный ремонт своих машин. Собственник же транспорта платит за все из личного кармана, что часто приводит к убытку бюджета из-за значительной поломки или аварии фуры.

Расходы дальнобойщика за рейс

От расходов в поездках зависит и зарплата у дальнобойщиков. Водители, работающие на фирму, получают командировочные на покупку еды, топлива и осуществления мелкого ремонта.

Водитель со своей фурой тратит собственные деньги на пропитание, проживание и т.д. Он больше ощущает зависимость месячного заработка от расходов в рейсах.

Расходы можно разделить на следующие:

  • питание;
  • проживание, когда фура на ремонте;
  • оплата за парковку;
  • мелкие ремонты;
  • оформление необходимой документации на таможнях;
  • топливо.

Виды дальнобойщиков

Дальнобойщики отличаются согласно многим факторам. В вопросе локации выделяют выездных и внутренних водителей. Выездные перевозят грузы за пределы страны, пересекая границу. Внутренние дальнобойщики работают в пределах страны и передвигаются только между регионами.

По вопросу содержания грузов стоит выделить следующие виды:

  • зерновозы;
  • цементовозы;
  • перевозчики горючих веществ (бензин, соляра и т.д.);
  • фирменные фуры, которые перевозят собственную продукцию;
  • перевозчики предметов сбыта, металла и т.д.

Независимо от расхождений, все дальнобойщики России подключены на одну радиостанцию, которая связывает их между собой. Данный способ позволяет обмениваться информацией на предмет аварий, перекрытий дорог и т.д. Нередкими бывают случаи, когда связь позволяет совместно обороняться от недоброжелателей.

Востребованность в дальнобойщиках по регионам России

Ранее обсуждалось, что Московская область составляет 35% всех логистических операций в РФ. Это значит, что большая востребованность в дальнобойщиках именно в Московском регионе. Там размещены крупные логистические компании:

  • Деловые Линии;
  • Байкал;
  • Авторитет.

Второй город России по объему грузоперевозок – Санкт-Петербург. Фирмы в Санкт-Петербурге щедро принимают новых водителей.

Далее следуют города Омск, Сургут и Челябинск, которые являются крупными промышленными городами. Ежедневно с городских заводов отправляются сотни фур для перевозки промышленных грузов.

Также, следует выделить такие регионы, как Волгоград, Липецк и Екатеринбург, которые не отстают от показателей предыдущих областей. Объем грузоперевозок и заработная плата находятся на среднем уровне.

Преимущества и недостатки работы

Профессия дальнобойщика имеет как позитивные моменты, так и негативные. Человек получает возможность увидеть свою страну или весь мир, получая от этого стабильный и высокий доход.

Во время рейса дальнобойщик находится на попечении фирмы, она оплачивает питание, проживание и другие расходы. К этому начисляется и зарплата, что делает работу дальнобойщика приятной и высокооплачиваемой.

Один из главных негативных моментов – пагубное влияние на здоровья. Водитель всегда находится в сидячем состоянии. Такое положение вызывает геморрой, проблемы с позвоночником, а тело с каждым днем деградирует. Несмотря на возможность заработать, каждый день существует риск попасть в аварию и получить значительные травмы.

Еще один значительный недостаток – это долгие разлуки с семьей. Крупные фирмы имеют условия вахтового труда от 30 дней. Месяцами не видеться с родными трудно, а наладить личную жизнь крайне тяжело.

Зарплата водителей фур в США и Европе

В Европе средняя зарплата дальнобойщика – 150 000 рублей, зависимо от условий. Со своим автомобилем люди получают в 2-3 раза больше. С учетом вычетов и налогов, чистыми зарубежный водитель зарабатывает около 100 000 рублей в месяц. За час, в среднем, водителю начисляется 800 рублей. Рабочий день в других странах составляет 8 часов в день, остальное время отведено на простой и отдых.

Европейских дальнобойщиков строго отбирают, требования для них значительно выше, чем в России. Эффективность работы водителя в Германии должна соответствовать стандартам, несмотря на зарплату в 100-130 тысяч рублей в месяц. При этом рабочий должен выполнять ремонтные работы, управлять документацией и т.д.

В США дальнобойщики получают 3 доллара за 1 милю. В месяц заработок доходит до 250-300 тысяч рублей. Водители получают командировочные на мелкие расходы и питание, которые не входят в месячный оклад за труд.

С собственной фурой выходит зарабатывать около 500 000 рублей в месяц при средних объемах. По закону в Америке запрещено передвигаться на фуре 11 часов без остановки. Водителю обязательно положен отдых от 10 часов в сутки. Заработок во многом зависит от статуса компании и типа груза.

Работая дальнобойщиком можно повидать много уголков страны и всего мира. Но несмотря на видимую простоту работа очень сложная.

Следует быть опытным водителем, иметь хорошую выносливость и стойко переносить разлуку с близкими людьми.

То, сколько зарабатывает дальнобойщик, зависит от его опыта и места работы.

Оплата труда

Средняя зарплата дальнобойщика в России — 70 000 руб.

Статистика уровня зарплат по регионам страны (руб.):

  1. Забайкальский край — 102 500.
  2. Вологодская обл. — 90 000.
  3. Ивановская обл. — 87500.
  4. Кировская обл. — 85 000.
  5. Калужская обл. — 83 750.
  6. Волгоградская обл. — 80 000.

Наибольше открытых вакансий по профессии дальнобойщик, согласно данным с портала russia.trud в следующих областях России:

  1. Московская — 25 %.
  2. Новосибирская — 5 %.
  3. Нижегородская — 4,5 %.

Официальный оклад наемных водителей

Есть несколько способов, по которым происходит начисление зарплаты дальнобойщику:

  1. Зарплата за километраж.
  2. Ставка, месячная оплата.
  3. Сдельная оплата.

Сколько получают дальнобойщики, которые работают официально в руб.:

  • в Москве — 69 000;
  • Санкт-Петербург: 73 000;
  • Уфа — 75 000;
  • Калининград — 65 000;
  • Псков — 63 000;
  • Владивосток — 62 000;
  • Саратов — 52 000;
  • Ростов-на-Дону — 46 000;
  • Волгоград — 55 000;
  • Калуга — 55 000;
  • Нижний Новгород — 52 000;
  • Липецк — 41 000.

Это чистые заработки с вычитанием всех налогов, страховых взносов и других издержек.

В среднем водитель транспортного средства получает 15 % от прибыли за месяц с его перевозок.

Также в большинстве случаев работодатель берет на себя следующие затраты:

  • мобильная связь;
  • питание;
  • заправка топливом;
  • возможный ремонт;
  • другие мелкие расходы.

Доходы за 1 поездку

Официальная зарплата дальнобойщика, которую он получает в России за рейс — 15 % от фрахта. Фрахт — плата за транспортировку груза.

В среднем за 1 рейс около 1000 км в обе стороны, водитель получает 10 000 руб.

В месяц он совершает 5-7 поездок.

Деньги в конверте

Минус зарплаты в конверте — меньшие пенсионные выплаты в будущем и возможные проблемы с налоговой инспекцией. Плюс к доходу — 10-20 тыс. руб. в месяц.

Среди дальнобойщиков есть те, которые предпочитают получать зарплату “в конверте”.

Официально на карточку, работники получают минимальную з/п, а большую часть денег получают на руки.

Налоги получаются меньше, а заработок соответственно больше.

Прибыль от работы на собственной машине

Стандартная зарплата дальнобойщика на своей машине в России за рейс — 45 000 руб. 1 рейс — в среднем 1000 км пути.

Можно произвести расчет зарплаты дальнобойщика со своим авто в России за километр пути:

  • Если за 1000 км доход составляет 45 000 руб. То за 1км: 45 000/1000 = 45 руб. Средние цифры прибыли за 1 км по стране — 35-45 руб.

Такса за перевозку грузов может быть выше по следующим причинам:

  • сложные погодные условия;
  • прохождение большого количества пограничных переходов и постов таможни;
  • перевозка опасного или дорогостоящего груза;
  • плохой дороги.

Расходная часть:

  • ГСМ;
  • страховка груза;
  • оплаты за движение по платным трассам, пересечение погранпереходов;
  • издержки на ремонт;
  • прочие издержки.

Средняя зарплата в месяц — 100 000 руб.

Даже со всеми издержками, доходы довольно приличные у дальнобойщика, который работает со своим авто.

В некоторых случаях прибыль достигает 200 000 руб во время пиковой загрузки.

Заработок зависит от :

  • количества заказов;
  • исправности авто;
  • желания человека зарабатывать.

Прогнозирование роста прибыли

Можно прогнозировать,что зарплата дальнобойщика будет расти в 2018-2019 гг.

Если в среднем годовой прирост доходов по стране составляет 3-4%, то в 2018 году средний заработок у водителей будет 72 500 руб.

А в 2019 — 75 000 руб.

Жалованье в разных странах мира

США. Бюро статистики труда в США сообщает о том, что у дальнобойщика, работающего в Америке зарплата составляет 30-90 тыс. $ за год.

За 1 милю профессиональный водитель в крупной компании типа “IKEA“ или “Microsoft” получает 1-3 $.

А зарплата дальнобойщика со своим траком в США 3-10 тыс $ в месяц.

Начинающий водитель будет доволен заработку в 50 центов за милю пройденного с грузом пути.

Интересные факты:

  1. Экономика США в зависимости от грузоперевозок: 70 % грузов доставляется наземным транспортом.
  2. В Америке каждый 20 водитель грузовика — женщины.

Рассмотрим, какая зарплата у дальнобойщиков в Европе и других странах в мире:

  • В Германии — 8-12 € в час или 1500-7000 € в месяц.
  • В Беларуси — доход достигает 1000 €, если доставка груза происходит в международном сообщении.
  • В Литве — 1200 €.
  • Великобритания — 2500-3500 фунтов стерлингов.
  • В Канаде минимальный годовой оклад составляет 40-50 тыс. канадских долларов. Мастера своего дела с опытом в данной профессии 6-7 лет могут получать 90-120 тыс. канадских долларов.
  • Оклад в Украине — 10-20 тыс. грн.
  • Водители категории С и Е в Польше получают 3500-5000 PLN.
  • В Норвегии высокий уровень жизни и суровые условия. Благодаря влиянию этих факторов, зарплата дальнобойщика в Норвегии составляет 4700-7000 € в месяц.

Как начать работать по профессии

Следует закончить обучение в автошколе. Сдать экзамены на 2 категории — С и E.

Далее можно устроиться на фирму, которая занимается грузоперевозками.

Начинать лучше с 5-и тонников, после с получением опыта можно перейти на 20-и тонные машины.

Зарплаты будут соответственно больше.

Сколько зарабатывает дальнобойщик за 1 км езды 5 (100%) проголосовало 3

Оплата труда водителей: актуальные вопросы

Как выбрать систему оплаты труда с учетом специфики организации?

Как правильно начислить заработную плату и оплатить переработку водителям?

Как разработать Положение об оплате труда?

Какие системы оплаты труда применять?

Система оплаты труда устанавливается следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ): коллективными и трудовыми договорами, внутренними нормативными актами организации, например Положением об оплате труда.

В настоящее время наиболее широко применяются повременная, сдельная и комиссионная системы оплаты труда.

Простая повременная система оплаты труда

При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада).

Под тарифной ставкой понимается размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц).

При простой повременной системе оплаты труда в основе расчета размера оплаты труда работника — тарифная ставка или должностной оклад согласно штатному расписанию организации и количество отработанного работником времени.

Если в течение месяца работник, которому установлен должностной оклад, отработал все рабочие дни, то размер его заработка будет соответствовать его должностному окладу; если отработал не все рабочее время, то оплата труда будет начислена лишь за фактически отработанное время.

Пример 1

Должностной оклад водителя — 25 000 руб.

В ноябре 2016 г. он отработал 17 рабочих дней, 4 дня — отпуск без сохранения заработной платы.

В ноябре 21 рабочий день.

Следовательно, зарплата водителя за ноябрь:

25 000 руб./ 21 дн. × 17 дн. = 20 238,09 руб.

Почасовая система оплаты труда

Разновидность повременной системы оплаты труда — почасовая. В этом случае заработок работника определяют, умножая часовую (дневную) ставку оплаты труда на число фактически отработанных часов (дней).

Пример 2

Водитель грузового автомобиля в ноябре 2016 г. отработал 150 ч.

Тарифная ставка — 200 руб./ч.

Заработок сотрудника за месяц:

200 руб. × 150 ч = 30 000 руб.

Повременно-премиальная система оплаты труда

При повременно-премиальной системе оплаты труда предусматривается выплата премии в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) на основании Положения о премировании работников или Положения об оплате труда, коллективного договора.

Пример 3

Водителям ежемесячно выплачивается премия (40 % от оклада) за профессионализм и стаж работы в организации более 3 лет.

Водитель в ноябре отработал 17 дней из 21. Его должностной оклад — 25 000 руб.

Премия выплачивается с учетом фактически отработанного времени. Зарплата водителя за ноябрь составит:

25 000 руб. / 21дн. × 17дн. + 25 000 руб. × 40 % = 30 238,09 руб.

Оплачиваем сверхурочную работу

Работа, выполненная сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, должна оплачиваться как сверхурочная в соответствии (ст. 152 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ):

  • за первые два часа — не менее чем в полуторном размере;
  • за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Более высокие размеры оплаты за сверхурочную работу могут устанавливаться коллективным или трудовым договором, а также локальными нормативными актами.

Обратите внимание!

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ).

Доплата водителю за экспедирование груза: как учесть для налогообложения прибыли?

Вопрос: Работник (водитель) в командировку едет без сопровождающего, за что данному работнику устанавливается доплата за экспедирование грузов. Учитывается ли эта доплата в затратах при налогообложении прибыли?

Ответ: Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении, являются экономически обоснованные затраты в виде стоимости использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете <*>.

В состав затрат, не учитываемых при налогообложении, включаются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, в том числе:

премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;

вознаграждения по итогам работы за год, выплаты, носящие характер вознаграждения по итогам работы за год;

материальная помощь (в том числе безвозмездная материальная помощь работникам для строительства либо приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры, а также погашения кредитов, займов, предоставленных на эти цели);

компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов, предусмотренных законодательством;

компенсация стоимости питания на объектах общественного питания, предоставление его бесплатно (кроме специального питания для отдельных категорий физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством) и др. <*>.

Доплаты к заработной плате — это дополнительные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника, а также выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в сверхурочное время <*>.

Работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника <*>.

Размеры указанных доплат устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом <*>.

Доплата водителю за экспедирование грузов вместо другого работника, в обязанности которого входит сопровождение грузов, в размере, установленном в соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК, относится к доплате за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, установленной нанимателем в соответствии с законодательством.

Следовательно, к выплатам физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, не предусмотренным законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, такая доплата не относится.

Так как указанная выплата в виде доплаты к заработной плате представляет собой стоимостную оценку труда работника по сопровождению груза в процессе производства и реализации товаров, то сумма выплаты относится непосредственно к затратам по производству и реализации товаров и учитывается при налогообложении налогом на прибыль.

А.М. Сумец,

ВАЖНО ЗНАТЬ!

канд. техн. наук,

профессор кафедры менеджмента

и военного хозяйства Академии ВВ МВД Украины,

научный редактор,

Логистика: проблемы и решения,

Харьков

Проблема мотивации и стимулирования работы водителей-экспедиторов порождена сегодня не желанием водителя «вырвать побольше зарплату», а несколько иными причинами, которые исходят в основе своей от управленческого звена. Многие менеджеры вместо того, чтобы думать о решении проблемы, занимаются, по большому счету, формализацией и штрафным прайс-листом, которым постоянно пугают водителей. Часть менеджеров в своей деятельности видит основную задачу – угодить директору, вместо того, чтобы реально заниматься вопросом стимулирования водителей и экспедиторов.

Проблема мотивации труда водителей-экспедиторов не надуманная. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного журналом «Логистика: проблемы и решения» блиц-опроса экспертов . Выполненное анкетирование водителей, занимающихся доставкой грузов и исполняющих параллельно обязанности экспедитора, показало, что 72,6% респондентов не довольны своей зарплатой, считают ее заниженной, 18,3% – зарплатой также недовольны, но имеют свой прямой ответ: «Спасибо, что хоть такую платят!», а остальные 9,1% – согласны с таким уровнем заработной платы. Российский Интеренет-сайт «Форум по управлению персоналом» (http://www.lobanov-logist.ru/) сигнализирует: «Уважаемые коллеги, есть проблема: в огромных количествах увольняются водители-экспедиторы по доставке. Опрос показал: работа физически тяжелая, клиентов много и они хамят, пробки на дорогах и т.д.».

Таким образом, все выше описанное свидетельствует о высокой проблемности вопроса мотивации труда водителей-экспедиторов.

Для решения обозначенной проблемы участники «форума» предлагают различные подходы. Укажем на более интересные из них.

  1. «Стимул в виде повышения заработной платы уже не работает! На первый план должны выходить новые – забытые старые стимулы: надёжность, уважение, микроклимат, порядок, и др.»
  2. «Внедрить систему стимулирования, которая будет включать:

для водителей:

  • доплату за машину (чем новее, тем больше);
  • почасовую оплату;
  • премию за победу в соревновании (по количеству выполненных заявок от клиента и по внутренним заявкам).

для экспедитора:

  • почасовую оплату;
  • так называемые подъемные (плата с каждого этажа доставки);
  • доплата за ведение необходимой документации».
  1. «Необходимо передавать автомобиль водителю по договору в лизинг с гарантированным правом выкупа за четверть стоимости, а потом этих водителей оставлять работать в компании со своей машиной, но на других условиях аутсорсинга». (Автор предложения утверждает, что «Эффект изумительный – машины перестают ломаться почему-то, а затраты на ремонт и техническое обслуживание сокращаются в 2–3 раза …).
  2. «Видимо настал период в стране, когда деньги уже не стимулируют. Поэтому при приеме на работу необходимо знакомить кандидатов с системой продвижения, которая может в себя включать:
  • а) систему обучения / адаптации;
  • б) систему продвижения в менеджеры транспортных отделов;
  • в) возможность продвижения в экспедиторы с других служб и отделов компании, например, со склада.

Такая система показывает кандидату отношение компании к своим сотрудникам в различных проявлениях и, кроме того, возможности профессионального развития …».

  1. «Необходимо замотивировать водителей-экспедиторов на валовый оборот товара, доставленного покупателям и внутренним клиентам, минус возвратные накладные».
  2. «Нужно решить, как ты хочешь мотивировать и что (к примеру, доставку в точно заданное время методом кнута или доставку продукта как можно быстрее методом пряника); установить, как ты сможешь отслеживать показатели деятельности водителей (как будешь собирать и отслеживать данные); убедиться, что эта система водителям понятна и имеет ли смысл она вообще. Мотивировать нужно каждого индивидуально – в зависимости от возможностей каждого. Возможности нужно оценить как с точки зрения грузоподьемности, так и с других параметров, к примеру, маршруты по которым они ездят – наличие пробок и других препятствий».

На практике в каждой организации система мотивации и стимулирования имеет свою специфику и направленность. Поэтому менеджеры среднего и высшего управленческого звеньев пытаются выстроить иерархию целей и способов их достижения в рамках своей организации (табл. 1).

Таблица 1

Результаты аналитического обзора публикуемых материалов по вопросу мотивации водителей

Автор

Место работы, должность

Точка зрения

Евгений Потапенко ОАО «Хлебный Дом», заместитель начальника отдела управления заказами Плюсы:
1. Мы разработали подробную инструкцию работы водителя. Не формальную трудовую инструкцию, пылящуюся на полке, а 25 страниц подробных требований по каждому элементу доставки, которые лежат в кабине каждой машины. Признаться, сразу водители эту инструкцию не читают. Но только до первого штрафа. Дело в том, что ОАО «Хлебный Дом» имеет право штрафовать наемных водителей за неисполнение любого пункта инструкции. Таким образом решается информационно-дисциплинарная проблема. Водители знают, что в каких ситуациях делать, а если не знают, то обязаны связаться с диспетчером и переложить на него ответственность за принятие решения.
2. Действует справедливая, открытая и понятная система расчета зарплаты. Это значит, что компания платит за каждый элемент работы водителя-экспедитора пропорционально вложенному труду и затратам – за каждый пройденный километр, за каждую обслуженную точку, за каждый факт погрузки на складе, за каждую отвезенную коробку или лоток, за факт разгрузки на точке и т. д. По итогам месяца каждый водитель получает на руки подробную распечатку-расчет, где указано, что он делал каждый день и сколько за это получил. И если несколько лет назад в диспетчерской еще были слышны фразы «я туда не поеду», «я это делать не буду, мне за это не платят» или «я это не сделал, потому что не знал», то теперь работа идет как по маслу.
Минусы:
1. Не дали ожидаемого результата тренинги, направленные на повышение лояльности и понимание сути выражения «клиент всегда прав». Водители – люди простые и конкретные, и цепочки умозаключений на тему лояльности к клиентам и приверженности компании им были плохо понятны. К тому же сидение за партой для большинства водителей оказалось занятием непривычным и поэтому малоприятным.
2. Не оправдал себя проект оборудования автомобилей системой GPS. Сама по себе система неплохая, и положительный эффект был, но оказалось, что столь жесткий контроль за работой водителей не вписался в корпоративный стиль компании. Потому что по-настоящему хорошего качества невозможно достичь методом «из-под палки», каким является средство GPS. Только добрая воля и желание водителя поработать от души являются основой для достижения качества и высокой эффективности в доставке продукции.Источник: http://blogs.dpgazeta.ru/kitaeva/
Оксана Чазова Санкт-Петербургский филиал ООО «ТЭК «Альфа Транс», директор Профессиональных водителей на рынке сегодня остро не хватает. Найти ответственных и непьющих людей достаточно сложно. Чтобы оптимизировать работу с водителями, на мой взгляд, необходимо четко прописывать инструкции. Одним из наиболее эффективных видов мотивации, по-моему, является уровень оплаты труда водителя. Система штрафов, которую используют некоторые компании, не всегда оказывается эффективной. Также некоторые компании при отборе потенциальных работников практикуют применение психологических тестов».Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Юрий Курашов Компания AVANTA Personnel,рекрутер На рынке труда спрос на профессиональных водителей-экспедиторов по-прежнему превышает предложение. Водитель отдела доставки зачастую сам себе хозяин. При выборе работы он ориентируется на гибкость графика и уровень зарплаты, нередко способен диктовать работодателю свои условия касательно района работы и временного интервала. При этом вопросы официального трудоустройства отодвигаются на второй план. Особенно такое положение вещей характерно для водителей со своим авто. По сравнению с ними водители, которые не имеют своего автомобиля, стабильность компании-работодателя ценят выше.Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Ольга Ерошенкова Бизнес-консультант, Москва (РФ) Сотрудники часто путают термины «оклад» и «заработная плата за месяц». Поэтому первый совет, который дает автор статьи, — сделайте схему начисления денег понятной для персонала. Другой существенный момент — своевременная индексация зарплаты. Так, если Вы повышаете цены на товары или услуги с учетом инфляции, то не забывайте повысить на этот же процент базовые оклады. Третий совет автора — при выборе социальных льгот учитывайте особенности коллектива.Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Алексей Колесник Компания «Торпал», генеральный директор, г. Харьков Внедрить систему грейдов в компании, которая упростит процедуру начисления заработных плат, поможет исключить влияние личных симпатий. При такой системе у сотрудников, занимающихся совершенно разными видами деятельности, появляются равные возможности увеличить свой доход. Кроме того, система грейдов помогает сэкономить деньги в кризис, когда прибыль предприятия сильно колеблется.Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Денис Крянин ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», г. Москва (РФ), корпоративный директор по кадровой операционной деятельности Необходимо внедрять краткосрочное стимулирование – одну из составляющих системы материальной мотивации персонала. Премии в этой компании рассчитываются за год, при этом их размер зависит не только от личных заслуг каждого сотрудника, но и от того, достигла ли запланированных показателей компания в целом.Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Сергей Мишутин Компания «Финансовые системы», г. Москва (РФ), заместитель генерального директора До сих пор можно услышать споры о том, какая мотивация более существенна для водителей – материальная или нематериальная. Я уверен, что любому человеку важно получать за свой труд достойное вознаграждение. Но принципиален не только размер вознаграждения, но и порядок его расчета. Возможно, порядок расчета даже важнее.Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Олег Мосеев Компания PSB Consulting Group, г. Москва (РФ),генеральный директор и председатель совета директоров Любой компании нужны элементы коллективной мотивации.Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация
Алексей Федосеев Группа компаний «Инталев», г. Москва (РФ), директор Необходимо внедрять систему мотивации, основанную на критериях эффективности и экономичности …Источник: http://www.gd.ru/article/articles/tag/tag/Материальная мотивация

Анализ приведенных в табл. 1 рекомендаций по формированию системы мотивации и стимулирования (СМиС) работы водителей, занимающихся доставкой грузов клиентам, не дает однозначного ответа на вопрос: «С чего же надо начать разработку системы мотивации водителей-экспедиторов, если грузоподъемности у автомобилей различные, если маршруты следования автомобилей меняются каждый день в зависимости от поступивших заказов на доставку?». Всем известно – то, что подходит и достаточно хорошо «работает» в одной организации, не может быть использовано в другой, за редким исключением.

Учитывая довольно разнополюсные взгляды специалистов на решение проблемы мотивации и стимулирования работы водителей, я попытаюсь обобщить выше представленную информацию и выделить то общее, что может стать полезным для разработки СМиС работы персонала.

Первое, что можно посоветовать новичкам транспортного бизнеса в плане работы с водителями-экспедиторами, это ознакомится с «Положением о денежном вознаграждении за труд водителей-экспедиторов» (например, обратится по электронному адресу: http://www.hr-portal.ru/doki/polozhenie-o-denezhnom-voznagrazhdenii-za-trud-voditelei-ekspeditorov).

Второе, обратится к накопленному опыту работы транспортно-экспедиционных компаний и специализированных автотранспортных предприятий по организации оплаты труда водителей-экспедиторов, который позволяет выделить четыре подхода – функциональный, «управление по целям», редизайн (перепроектирование) организационной структуры и функций работников, составление мотивирующих оценок (рейтингов).

Одним из «старожилов» в теории мотивации считается функциональный подход. Такой подход заставляет персонал хорошо исполнять функции, но не ориентирует па достижение высокого результата. А ведь именно результативность – мера успеха бизнеса. К тому же, в большинстве случаев действия на предприятии не ограничива­ются рамками одного подразделения. Службы взаимодейству­ют, передают работу друг другу по этапам. И зачастую на взаи­модействие между подразделениями уходит больше времени, чем на выполнение собственно работы, так как представители одного подразделения никак не заинтересованы в эффективном сотрудничестве с представителями соседнего. Это порождает различного рода разногласия, в которых забываются общие ин­тересы. Зато горячо отстаиваются интересы собственные. Конфликт интересов – еще одна большая проблема, по­рождаемая природой функциональной организации труда.

Вторым подходом к мотивации сотрудников (кстати, он считается одним из наиболее распространенных подходов) считается управление «по целям». Этот подход применяют се­годня в той или иной форме примерно 50% крупных западных корпораций . Ключевой момент здесь – гармонизация потребностей работников и организационных целей. Основными элемен­тами управления «по целям» являются постановка цели, пла­нирование мероприятий, самоконтроль (предусматривающий корректирующие воздействия), регулярный пересмотр (при котором оцениваются степень достижения целей и общая ре­зультативность). Оценка общей результативности труда в ходе регулярного пересмотра служит усилению мотивации работни­ков через последующее их обучение и развитие, а также плани­рование служебного роста.

Третьим известным способом мотивации является редизайн (перепроектирование) организационной структуры и функций работников, то есть, выполняемого ими труда.

Критерием содержательного труда является то, что работник отвечает за результат своей деятельности, считает, что он выполняет важную, достойную работу, получает от менеджера информацию относительно результатов своего труда, имеет возможность для дополнитель­ного профессионального обучения, а также может о некоторой степени контролировать условия собственного труда. Вместе с тем особый интерес представляют способы мотивации, не тре­бующие структурно-функциональных изменений, подобных ор­ганизационному редизайну.

Следует знать, что, мотивируя водителя-экспедитора, приходится иметь дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа (чувство до­стижения результата, содержательности и значимости вы­полняемой работы, самоуважения). Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответ­ствующих условий труда и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение – это такой тип вознаграждения, который чаше всего приходит в голову, когда слышишь слово «вознагражде­ние». Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией (повышение зарплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа), Чтобы опре­делить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников.

Самым распространенным и наиболее эффективным спо­собом мотивации водителей-экспедиторов является оплата их труда в зависимости от выбранных критериев. Известны следу­ющие основные формы оплаты: повременная, сдельная, оплата участия в прибылях. Наибольшую численность в профессио­нальном составе службы доставки имеют водители. Поэтому первостепенное значение придается рациональной системе оплаты именно этих категорий работников.

Анализ результатов обсуждения проблемы мотивации работы водителей-экспедиторов, представленных на «Форуме по управлению персоналом» и мнений руководителей (табл. 1) позволяет указать, что последняя может быть решена за счет:

– стимулирования участия водителей в доходах фирмы. Такая форма оплаты распространена в специализированных предприятиях, оказывающих транспортные услуги по заказам на коммерческой основе;

– установления оклада в зависимости от стажа работы в фирме. Оплата вновь принятому водителю устанавливается на некотором базовом уровне, и далее осуществляется плавный рост зарплаты (чаше ежемесячно па 5-10%) до некоторого предельного уровня и за­висимости от класса автомобиля;

– оплаты в зависимости от отработанного времени. Нор­мативной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю соответствует базовый уровень оплаты. Корректировка оплаты производится пропорционально отработанному времени;

– оплаты в зависимости от показателей работы.

Иногда оплата водителей производится в зависимости от стоимости перевозимого груза (объема продаж компании). Объем продаж – один из наиболее важных показателей в бизне­се, но стоимость перевозимого груза не отражает затраты труда водителей.

При разработке СМиС работы водителей-экспедиторов рекомендуется стремиться к тому, чтобы заработная плата последних основывалась на показателях, которые отражают:

  1. вклад в достижение общих результатов фирмы:
  2. количественные показатели (объем выполненной ра­боты);
  3. качественные показатели;
  4. напряженность трудовых операций и величину трудо­затрат.

В Польше, например, транспортные компании активно вне­дряют системы мотивирующих оценок (рейтинги) как эффек­тивный финансовый и нефинансовый мотиватор. Схема функционирования такой системы следующая. Сначала выявляются конкретные составляющие успешного результата. Среди них выделяются такие компоненты, как качество обслуживания клиентов-заказчиков, количество повторных об­ращений клиентов-заказчиков к данному сотруднику и т.д. На основе выделенных компонентов формулируются соответствующие крите­рии успешной профессиональной деятельности каждого водителя либо конкретного сотрудника, которые в дальнейшем и служат основой для мотивирующих оценок .

По итогам оценки каждого сотрудника составляется сводная таблица оценок по всем выделенным критериям. На основа­нии данных таблицы вычисляется текущий рейтинг сотрудни­ков. Центральное место в системе мотивации занимает инфор­мирование сотрудников об их текущем рейтинге. Именно такая «обратная связь» служит главным источником мотивирования работников, поскольку создаст условия для соревнования и здоровой конкуренции.

В заключение следует отметить, что построение СМиС труда водителей-экспедиторов является задачей специфической, системной, а поэтому сложной. Здесь необходимо оценивать достаточно большое количество факторов различного происхождения: психологических, моральных, технических, технологических и даже климатических, то есть, природных. Поэтому однозначных рекомендаций касательно того, какой подход следует использовать в построении СМиС работы водителей-экспедиторов дать затруднительно. Вся ответственность за решение проблемы ложится на менеджеров среднего и высшего звена. Только от их эрудиции, знаний, опыта, гибкости и управленческого таланта зависит результативность работы водителей-экспедиторов.

Литература

1. Экспедирование: основные проблемы и роль в современной украинской логистике» / Материалы блиц-опроса экспертов // Логистика : проблемы и решения. – 2011. –№4. –С. 12–22.

2. Черновалов А.В. Логистика: современный практический опыт. –Минск: Изд-во Гревцова, 2008. –296 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *