Система мотивации госслужащих

  • автор:

УДК 35.08

МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ MOTIVATION OF THE STATE CIVIL SERVANTS

Усынина А.Н.

Студентка 544 группы факультета управления ЮРИФ РАНХиГС

Usynina А.М Student 4th year Faculty of Management,

Southern Russian institute branch of the Russian academy of national economy and public service

В статье рассматриваются проблемы формирования эффективной системы мотивации аппарата государственной службы. Также показаны факторы мотивации в большей или меньшей степени, влияющие на эффективную деятельность служащих. Выдвигаются предложения по совершенствованию системы мотивации государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: мотивация; гражданская служба; проблемы мотивации; факторы мотивации; предложения по совершенствованию.

Key words: motivation; civil service; motivation problems; motivation factors; suggestions for improvement.

На данный момент, проблема повышение мотивации государственных гражданских служащих находится в центре внимания, как России, так и многих

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2(апрель — июнь). 2013

других стран. Способность государственной службы как системы эффективно выполнять свои функции зависит напрямую от системы мотивации, побуждающей действовать государственных служащих в рамках закона, предоставляя качественные публичные услуги населению.

Эффективная система мотивации играет значимую роль в привлечении и сохранении на службе служащих соответствующей квалификации, а также стимулирует сотрудников к повышению работоспособности. Все это ведет к снижению затрат на поиск, подбор и адаптацию вновь принятого персонала и повышению эффективности использования имеющихся человеческих ресурсов. Мотивация является одним из основных показателей готовности государственных гражданских служащих к эффективному осуществлению своих профессиональных обязанностей, а также основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов и мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Данный факт определяет необходимость применения мотивации на государственной гражданской службе, как моральной — это и карьерный рост, и тренинги, и льготные путевки, и ценные подарки, благодарственные письма и грамоты, социальный пакет, так и материальной. Грамотное сочетание этих видов мотивирования залог успешного руководства.

Стоит сказать, что в мотивации государственных служащих акцент делается на материальное стимулирование. Значительное влияние здесь оказывают различные надбавки к должностному окладу государственного служащего, в частности надбавки за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, а также премии. Хотя согласно социологическим исследованиям (рис. 1) для самих служащих, материальное удовлетворение занимает последнюю строчку.

Для российского государственного служащего вообще характерно стремление к чувству признания и уважения со стороны коллег, а также принадлежности к коллективу. Каждый служащий стремится показать, на что способен и насколько значим для других. Поэтому необходимы признание результатов деятельности

каждого сотрудника, а также предоставлять возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции и консультировать других работников.

□ Несопоставимость трудовых затрат и вознаграждения за затраченные усилия

□ Неравномерность рабочей нагрузки

□ Отсутствие видимых, конкретных результатов работы

□ Отсутствие взаимопонимания и нарушение единой стратегии

□ Моральная неудовлетворенность

□ Материальная неудовлетворенность

Рисунок 1. Факторы, влияющие на мотивацию государственных служащих

Данные, приведенные на рисунке 1 , позволяют выделить наиболее приоритетные области мотивирования государственных служащих и существующие в этом поле проблемы. Также показывают возросшую в последнее время роль моральных факторов. В свою очередь, для продвижения и развития сотрудников, для поддержания их заинтересованности в качественном выполнении работы необходимо совершенствование системы мотивации в целом.

Стоит отметить, что грамотно разработанная система мотивации позволяет воздействовать на индивидуальный потенциал человека по направлению достижения цели, а также получать удовлетворение сотруднику в процессе трудовой деятельности, через удовлетворение его непосредственных потребностей. Государственные служащие порой сознательно до конца не используют свои физические и интеллектуальные способности. На вопрос «В полной ли мере Вы реализуете свои способности на работе?» положительный ответ был получен лишь от 28,6 процентов опрошенных. Причем только 10,8 процентов участвовавших в опросе уверены, что если они будут работать больше и лучше, то их заработок увеличится.

Стоит отметить, что отношение к государственным служащим в России сейчас, как и во все времена, особое. Это связано с применением к государствен-

ным служащим льгот и привилегий. Для того чтобы не возникало противоречий между государственными структурами и обществом необходимо оформить законодательно все привилегии и открыто заявить о них, а также сделать действенным и гласным контроль за соблюдением законодательства в этой области. При соблюдении указанных условий значительно снижается их негативное влияние на нравственную оценку служащих, а мотивация и общественная оценка в свою очередь повышается.

Таким образом, государственная служба имеет ряд специфических черт, которые не характерны для других профессиональных сфер. Это, прежде всего, ограничения, по которым служащие могут принимать решения только в рамках законодательства, не проявляя при этом творчества. На сегодняшний день, эффективное функционирование системы государственной службы напрямую связано с повышением результативности и производительности труда, признанием госслужащего со стороны коллег и высшего руководства и прочим. Все это в совокупности оказывает значительное влияние на формирование мотивационной структуры госслужащих.

Для устранения слабых сторон существующей системы мотивации госслужащих необходимо сделать определенные шаги в области усиления нематериальной мотивации. Также, чтобы управлять мотивацией сотрудников государственной гражданской службы и повышать ее эффективность, необходимо иметь четкое представление об уровне удовлетворенности трудом работников, факторах, влияющих на их мотивацию.

Итак, можно выделить следующие современные направления в совершенствовании системы мотивации деятельности государственных гражданских служащих:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ совершенствование системы морального стимулирования с учетом индивидуальных потребностей госслужащих;

■ улучшение условий труда;

■ вкусный приз, поздравления к знаменательным датам;

■ проведение ежегодного конкурса на звание «Лучший государственный гражданский служащий»;

■ награждение нагрудными значками за отличную работу;

■ предоставление более широких возможностей карьерного роста, а также улучшение морально-психологического климата в целом.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Е. Психологическое обеспечение профессионального развития // Журнал «Государственная служба». 2012. № 3.

3. Лазарева Н. В. Особенности мотивации деятельности госслужащих в России // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008. № 7.

4. Г осударственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадрове-дение / Под общ. ред. Е.В. Охотского/ М., 1998.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *