Штраф за непредоставление 4 ФСС

  • автор:

Содержание

4-ФСС: штрафы в 2020 году

Отчётность по страховым взносам и выплатам, связанным с несчастными происшествиями на производстве и профессиональными недугами, закон относит к обязательной для сдачи в Фонд социального страхования. Значит, установлены и штрафы за 4-ФСС, которая вовремя не сдана либо вообще не сдана впоследствии. Разбираем, на какие финансовые санкции в 2020 году может попасть организация или ИП с персоналом за отсутствие данного отчёта в своём территориальном отделении ФСС. Какие штрафы за 4-ФСС могут быть в 2020 году?

Санкции остались прежними

Вопрос о штрафе за форму 4-ФСС регулирует Закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ <Об обязательном соцстраховании от несчастий на производстве и профзаболеваний˃ (далее – Закон № 125-ФЗ).
Сразу отметим, что за отсутствие отчета 4-ФСС штраф в 2020 году остался на прежнем уровне. Законодатели не меняли положения указанного закона, которые регламентируют наложение штрафа за 4-ФСС в 2020 году.

Электронные отчёты 4-ФСС сдают в фонд до 25 числа включительно месяца, который идёт за отчетным (расчетным) периодом – кварталом, полугодием, 9 месяцами, годом. А для представления 4-ФСС на бумаге крайний срок сдачи чуть меньше – до 20-го числа.

Какой штраф за несданный 4-ФСС

Основные штрафы за несвоевременную сдачу 4-ФСС в 2020 году предусмотрены пунктом 1 статьи 26.30 Закона № 125-ФЗ.

Отметим, что возможные санкции относительно небольшие. Так, штраф за непредоставление 4-ФСС составляет:

  • минимум – 1000 рублей (обычно за нулевой отчёт);
  • по общему правилу – 5% от начисленной суммы взносов к уплате за квартал/6 месяцев/9 месяцев/год, но не свыше 30% от неё.

Причём на наступление ответственности за несвоевременную сдачу 4-ФСС не влияет, будет ли в будущем после пропуска срока сдан отчёт за необходимый период (и будет ли сдан вообще). Даже если вы опоздаете хотя бы на 1 день, основание на наложение фондом штрафа уже есть.

Многие ищут пути, как не платить штраф за 4-ФСС. Но на практике уйти от санкции практически невозможно. Ведь сотрудники фонда в силу закона обязаны штрафовать даже за несдачу нулевой формы 4-ФСС (без показателей).

Пример расчёта штрафа за несданный отчет 4-ФСС

Покажем наглядно, как считают штрафы за опоздание сдачи отчета 4-ФСС. Допустим, ООО «Гуру» представило расчет 4-ФСС в электронном виде за I квартал 2020 года только 15 мая 2020 года, хотя должно было это сделать до 25.04.2020 включительно.

Согласно расчёту за 1 квартал 2020 года, сумма начисленных взносов составила 5000 рублей.

Просрочка сдачи – 2 месяца (неполный апрель и неполный май).

В итоге, штраф за непредоставление 4-ФСС в 2020 году следующий:

(5000 руб. × 5%) + (5000 руб. × 5%) = 500 руб.

КоАП РФ: штраф за просрочку 4-ФСС

Приводит не вовремя сданная 4-ФСС к штрафу и по Кодексу административных нарушений. На основании части 2 статьи 15.33 КоАП РФ штраф в размере от 300 до 500 рублей грозит руководителю/сотрудникам предприятия, которые отвечают за формирование и сдачу рассматриваемого отчёта в ФСС.

А вот на предпринимателей данную санкцию не налагают.

Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС

Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2020 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.

Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2017 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.

Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

До 20 июля на бумаге и до 25 июля – в электронном виде всем страхователям надо было отчитаться по взносам в ФСС за первое полугодие 2016 года. В фонд социального страхования отчетность сдается по форме 4-ФСС. Этот отчет представляют все юрлица и ИП, имеющие работников. В 2016 году для предоставления формы 4-ФСС действуют следующие сроки:

  • если среднее число работников менее 25, сдать отчет можно на бумаге до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом,
  • если среднее число работников более 25, отчет сдается только электронно — до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Если вы не успели отчитаться вовремя, то нарушение этих сроков грозит плательщику взносов штрафами, о которых и пойдет речь далее.

Какой штраф за несданный отчет ФСС?

За расчет 4-ФСС, предоставленный с опозданием, штраф начислят фактически дважды: ведь отчет заполняется не только по страховым взносам на случай нетрудоспособности и в связи с материнством, но и по взносам на «травматизм» (письмо Миздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 № 507-19).

Итак, если 4-ФСС не был сдан вовремя:

  • по страховым взносам штраф будет начислен за каждый месяц от установленного срока до дня фактической сдачи отчета (при этом не имеет значения: полный месяц прошел, или неполный) в размере 5% от начисленных за отчетный квартал взносов, за вычетом выплаченных пособий. Размер штрафа не может превышать 30% от указанной суммы взносов, но в любом случае его сумма будет не менее 1000 рублей (ч.1 ст. 46 Закона от 24.07.2012 № 212-ФЗ),
  • по взносам на «травматизм» штраф взыскивается аналогично: 5% от суммы взносов за отчетный квартал, за вычетом выплаченных пособий, берется за каждый полный или неполный месяц просрочки. Размер штрафа до 30% от суммы взносов, но не меньше 1000 рублей (ч. 1 ст.19. Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ),
  • руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Как начисляются штрафы рассмотрим на примере.

У ООО «Альфа» среднесписочное число сотрудников – 15 человек. Во 2 квартале начислено взносов в ФСС: на соцстрахование – 23 000 рублей, на «травматизм» — 4 200 рублей. Бумажный отчет 4-ФСС за 2 квартал 2016 года «Альфа» предоставила 25 июля 2016 года.

Срок сдачи отчета за полугодие нарушен: на бумаге его нужно предоставить до 20 июля. Период просрочки – менее месяца. Рассчитаем штраф ФСС за несвоевременную сдачу отчетности:

  • 23 000 х 5% = 1150 рублей — штраф по взносам на соцстрах.
  • 4200 х 5% = 210 рублей – штраф по «травматизму»; его сумма меньше минимального штрафа, поэтому заплатить придется 1000 рублей.
  • Общая сумма штрафов: 2150 рублей (1150 + 1000).

Если тот же отчет будет сдан на несколько месяцев позднее, например, 1 ноября 2016 года, сумма штрафа будет рассчитана с учетом количества месяцев просрочки до дня фактической сдачи, в нашем случае это 3 полных месяца и 1 неполный:

Важно: даже если деятельность не велась и взносы за сотрудников в ФСС не начислялись, отчет 4-ФСС сдавать нужно все равно с нулевыми показателями. Просрочив сдачу нулевой отчетности, придется заплатить два минимальных штрафа за несдачу отчета в ФСС, что в сумме составит 2000 рублей. Не забывайте, что, если вы не только просрочили сдачу отчета, но и не вовремя оплатили взносы, недоимка тоже добавит вам штрафы и пени.

Штрафы ПФР при проверке

Камеральные и выездные: различия

При камеральном контроле специалисты проверяют качество оформления отчетности, уделяя особое внимание сниженным тарифам и необлагаемым суммам. При камеральной проверке специалисты контролируют представляемую им отчетность и лишь в редких случаях могут затребовать интересующую их форму в ФСС или у предприятия, если будет в этом необходимость. Контроль осуществляется на территории регионального отделения ПФР, где зарегистрирован работодатель, и продолжается не более трех месяцев, до следующего отчетного периода. Проведение этого типа проверок регулируется Законом № 212-ФЗ, ст. 34.

Выездные проверки отличаются от камеральных не только местом проведения, но и объемом работы. Специалисты могут запросить документы за последние три года. Причем анализу подвергается не только отчетность, но и первичные формы. Ревизоры проверяют правильность исчисления облагаемых и необлагаемых сумм, взносов, сроки их уплаты. План проведения выездных мероприятий ПФР составляет заранее. В данный реестр попадают предприятия, которые вызывают особый интерес у камеральщиков.

Пенсионный фонд регулярно проводит сверку отчетности с ФСС, и если обнаруживаются расхождения, то у предприятия имеется большой шанс попасть в этот список. Еще один немаловажный момент, на который обращают внимание проверяющие – заниженный фонд оплаты труда и нулевая отчетность. Проведение выездных проверок осуществляется на основании Федерального закона № 212-ФЗ, ст. 35.

Как наказывает Пенсионный фонд

Если при проведении проверки сотрудниками фонда будут обнаружены ошибки, они вправе начислить пени или штрафы, размер которых зависит от выявленных неточностей. Результат ревизии оформляется актом, где указываются все нарушения.

Если при проведении проверки сотрудниками фонда будут обнаружены ошибки, они вправе начислить пени или штрафы, размер которых зависит от выявленных неточностей.

Штрафы ПФР при выездной проверке или камеральной могут быть выписаны за следующие нарушения:

  • Несвоевременное представление отчетности – 5% от исчисленных взносов, но не менее 100 рублей.
  • При обнаружении недоимки – 20% от непреднамеренно неуплаченных сумм и 40% от сумм, которые не оплачивали на предприятии специально.
  • При непредставлении требуемой формы специалисты вправе начислить 50 рублей за каждый требуемый документ.

Если на предприятии обнаружена недоимка, ее тоже придется погасить. Если при выездной проверке обнаружатся периоды, за которые отчетность вообще не была представлена, то сумма штрафов складывается за все непредставленные формы, а при просрочке более 6 месяцев минимальный размер штрафа увеличивается до 1000 рублей. Наказание за нарушение пенсионного законодательства предусмотрено в ст. 2 Распоряжения № 120р и ст. 47 № 212-ФЗ.

Однако у работодателя есть право не согласиться с выводами инспектора, в этом случае он должен в письменной форме изложить разногласия и отправить их в Пенсионный фонд на рассмотрение в течение пятнадцати дней с момента получения акта. Не стоит молчать и просто не оплачивать штрафы и пени, ведь по истечении срока ПФР может привлечь фирму к административной ответственности.

Нарушения, выявляемые при проверках ПФР

Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ПФР совместно с ФСС осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ). Кроме того, он осуществляет проверки представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Рассмотрим нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Как уже было отмечено выше, объектом проверки Пенсионного фонда будут являться:

  • страховые взносы, исчисленные за периоды до 01.01.2017;

  • сведения персонифицированного учета и отчетность, представляемая в ПФР.

Нарушения в исчислении страховых взносов

Как следует из ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ, правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов выявляется в ходе выездной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов. Чаще всего споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой страховых взносов, возникают в части выплат, которые не подлежали обложению страховыми взносами. Напомним, что их перечень был приведен в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Заметим, что нормы данной статьи в части необлагаемых выплат аналогичны нормам ст. 422 НК РФ.

Ниже рассмотрим несколько споров, связанных с привлечением плательщиков страховых взносов к ответственности, установленной ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Сумма материальной помощи, превышающая 4 000 руб. подлежит обложению страховыми взносами.

В подпункте 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период. В ходе проверки, проводимой Пенсионном фондом, было выявлено, что всем сотрудникам организации на основании приказа руководителя была произведена выплата, поименованная «материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников», без обоснования обстоятельств, требующих материальной поддержки работника. Спорные выплаты были установлены в твердой сумме и различались в зависимости от должности, занимаемой работником, что соответствует правилам, содержащимся в положении об оплате труда организации. Выплаты произведены по итогам I квартала и года, то есть не отвечают критериям единовременности. Заявлений и иных доказательств нуждаемости работников в получении дополнительных выплат социального характера нет.

Исследовав представленные на рассмотрение материалы, суд установил, что произведенные работникам организации выплаты в виде материальной помощи зависели от результатов труда и квалификации работников, носили стимулирующий характер и, следовательно, представляли собой одну из форм оплаты труда. Таким образом, ПФР правомерно включил суммы, превышающие 4 000 руб., в облагаемую страховыми взносами базу (см. Постановление АС ВВО от 10.07.2017 № Ф01-2598/2017 по делу № А38-5224/2016).

Средний заработок врачей, участвующих в работе призывной комиссии подлежит обложению страховыми взносами.

В Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3531/2017 по делу № А43-25263/2016 рассмотрено нарушение, которое выразилосьв виде неначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченного врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, принимавшим участие в работе призывных комиссий по медицинскому осмотру и медицинскому освидетельствованию граждан.

Как отметил суд, согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Время, потраченное на исполнение гособязанностей, подлежит оплате из расчета среднего заработка. Указанные расходы организации с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда подлежат возмещению (пп. 5 п. 2 Правил № 704).

Из приведенных норм следует, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также по медицинскому осмотру граждан, облагается страховыми взносами. Таким образом, ГБУЗ обязано начислять страховые взносы на суммы среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в работе призывных комиссий, в связи с чем суд правомерно отказал больнице в удовлетворении заявленных требований.

Неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов.

В других судебных решениях рассматривались нарушения в виде неправомерного применения пониженных тарифов страховых взносов. Как следует из пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, право на применение пониженных тарифов предоставлено некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке:

  • применяющим УСНО;

  • осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).

Как явствует из материалов проверки, проведенной Пенсионным фондом, образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму «муниципальное автономное учреждение». Следовательно, в силу прямого указания закона (пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ) образовательное учреждение не вправе применять пониженный тариф страховых взносов и на него не распространяются положения пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

С учетом изложенного суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным решения ПФР о начислении пеней и взыскании штрафа в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ (см. постановления АС ВВО от 13.02.2017 № Ф01-6441/2016 по делу № А43-7552/2016, от 10.02.2017 № Ф01-6404/2016 по делу № А43-2765/2016).

Выплаты, которые были признаны судом не подлежащими обложению страховыми взносами.

Отметим, что при рассмотрении материалов проверки, касающихся объекта обложения страховыми взносами, суд не всегда встает на сторону контрольного органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) – в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. В связи с вышесказанным эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данной позиции придерживаются суды и в настоящее время. Так, в Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3033/2017 по делу № А31-8523/2016 арбитры отметили, что спорные суммы в базу по страховым взносам не входят, поскольку установлено, что выплаты на лечение и погашение медицинских услуг носят социальный характер и не являются стимулирующими.

В другом судебном решении судьи отметили, что учреждение правомерно не начисляло пенсионные и медицинские взносы на компенсации по оплате аренды жилья, считая их социальными выплатами. Они указали, что оплата найма жилого помещения была предусмотрена законами субъекта РФ как мера социальной поддержки медицинских работников. Такие выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы. А значит, данная компенсация не входит в систему оплаты труда, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 14.03.2017 Ф02-576/2017 по делу № А19-7811/2016).

В следующем судебном решении суд снова встал на сторону страхователя. По мнению ПФР, поскольку г. Иркутск не включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стоимость проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая сотрудникам учреждения, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд признал приведенные выводы несостоятельными, указав, что данная компенсация осуществлялась за счет средств целевых субсидий (между Минобрнауки и учреждением в проверяемый период были заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели). Она не являлась оплатой труда, а носила социальный характер, в связи с чем не подлежала обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 10.02.2017 № А19-276/2016 по делу № А19-276/2016).

Следующая спорная ситуация, на которую мы хотели бы обратить внимание, сопряжена с компенсацией за несвоевременную выплату работодателем зарплаты. Порядок ее выплаты обусловлен ст. 236 ТК РФ. С 03.10.2016 размер денежной компенсации не может быть ниже 1/150 действующей в период задержки ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других сумм, причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Данные выплаты являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении.

В Постановлении АС ЗСО от 13.07.2017 № Ф04-2013/2017 по делу № А27-20794/2016 указано, чтостраховые взносы на сумму денежной компенсации за несвоевременную выплату зарплаты начислять не нужно, поскольку эти выплаты носят компенсационный характер. Они являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от условий трудового и коллективного договоров, и сам по себе факт наличия трудовых отношений не предполагает, что все выплаты, начисляемые работникам, представляют собой оплату труда и относятся к объекту обложения страховыми взносами. Таким образом, в данном случае ответственность в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ не наступает. Аналогичные выводы сделаны в Определении ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-608/13, Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11031/13.

В то же время необходимо отметить: с учетом противоречивых позиций контрольных органов по отдельным вопросам обложения страховыми взносами различных компенсаций в случае невключения их в базу для начисления страховых взносов учреждения должны быть готовы отстаивать свою точку зрения в суде.

Нарушения персонифицированного учета и отчетности

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы) (по форме СЗВ-СТАЖ);

2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 56-ФЗ;

3) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность представляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500 руб. за каждое такое лицо (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ). Кроме того, к должностным лицам учреждения за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

В Постановлении АС МО от 10.07.2017 № Ф05-8826/2017 по делу № А41-2051/2017 отмечается, что суд первой инстанции привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении 64 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 32 000 руб.

Однако, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суды апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 3 200 руб.

Аналогичное решение о снижении штрафа (с 1 040 000 до 10 000 руб.) за несвоевременное представление персонифицированной отчетности было рассмотрено в Постановлении АС СЗО от 10.08.2017 № Ф07-7994/2017 по делу № А44-204/2017. Суд принял в качестве смягчающих обстоятельств:

  • нарушение срока представления отчетности в первый раз;

  • отсутствие умысла и негативных последствий;

  • незначительный период просрочки (один день).

Читателям следует обратить внимание, что в настоящее время действует Инструкция № 766н. В соответствии с п. 39 данной инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Так, в Постановлении от 10.04.2017 № Ф03-924/2017 по делу № А16-1601/2016 АС ДВО указал, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует, поскольку он самостоятельно обнаружил ошибку в представленных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы до момента выявления такой ошибки органом Пенсионного фонда.

Таким образом, при соблюдении организацией указанного порядка к ней штрафные санкции не могут быть применены.

* * *

В заключение отметим, что лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Федерального закона № 27-ФЗ).

Все юридические лица, а также предприниматели, имеющие работников, обязаны ежеквартально передавать в Фонд социального страхования отчет о страховых взносах, которые были начислены и уплачены ими как работодателями. Указанный отчет имеет специальную форму (4-ФСС) и, в зависимости от штатной численности сотрудников в компании-страхователе, подается либо в бумажном, либо в электронном виде в сроки, установленные законом. И даже если организация в отчетном периоде фактически не вела деятельность, несвоевременная сдача ФСС с высокой долей вероятности повлечет для нее штрафные санкции в сумме не ниже 1000 рублей.

Сроки, порядок и особенности сдачи

Отчет подается всеми организациями ежеквартально, нарастающим итогом. При этом, в зависимости от численности штата предприятия, такой отчет должен быть направлен в подразделение Фонда социального страхования либо в бумажном виде (если в компании работает до 25 человек), либо в электронном (если штат превышает 25 человек).

От формы подачи отчета зависят и сроки его направления. Так, данные на бумажном носителе должны быть переданы в ФСС до 20 числа идущего за прошедшим кварталом месяца, в электронном формате – не позже, чем до 25 числа месяца, наступающего после прошедшего квартала. Непредоставление4-ФССв указанные сроки влечет для компаний или предпринимателя денежный штраф, сумма которого зависит от величины начисленных за истекший отчетный период страховых взносов.

Порядок определения суммы штрафа

Наказание за несвоевременное предоставление формы 4-ФСС закреплено статьей 26.30, входящей в Федеральный закон № 125 от 24.07.1998, регулирующий вопросы обязательного страхования от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

СкачатьФедеральный закон № 125 от 24.07.1998По общему правилу, штрафные санкции определяются в процентном отношении (5 %) к величине страховых взносов, которые были начислены в последнем (истекшем) расчетном периоде за каждый месяц просрочки (в том числе – неполный). Указанный штраф не может быть меньше одной тысячи рублей или превышать по своему размеру 30 % от суммы взносов в ФСС за последний квартал.

Таким образом, в случае длительного уклонения страхователя от подачи соответствующего отчета, сумма штрафа будет постоянно расти, поскольку она начисляется за каждый месяц просрочки в предоставлении 4-ФСС.

При этом совершение такого правонарушения повторно (то есть до истечения 12 месяцев с момента предыдущего правонарушения) влечет за собой более строгую санкцию: увеличение размера штрафа на 200 %.

В то же время, размер штрафа может быть уменьшен в два раза, если территориальный орган ФСС усмотрит в поведении правонарушителя смягчающие обстоятельства.

Срок давности, установленный для привлечения к ответственности за такое правонарушение, составляет три года, что практически исключает для правонарушителей возможность избежать наказания за нарушение установленных для сдачи отчетности сроков.

Дополнительная ответственность

Во второй части ст. 15.33 КоАП РФ закреплена административная ответственность для тех должностных лиц страхователя, которые отвечают за своевременное предоставление сведений в Соцстрах. В случае, если ими нарушены сроки или порядок подачи таких сведений, в отношении них может быть вынесено постановление о наложении штрафа, размер которого варьируется от 300 до 500 рублей.

Таким образом, в случае нарушения сроков сдачи4-ФСС, закон предусматривает в том числе и личную ответственность должностных лиц, в обязанности которых входит современное предоставление отчетов в подразделения уполномоченных органов социального страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *