Штраф по камеральной проверке

  • автор:

Материал подготовил постоянный ведущий данной рубрики А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных» (tax-top.ru).

Налоговый орган в ходе камеральной проверки не вправе проводить мероприятия налогового контроля, направленные на получение дополнительных сведений о проверяемом налогоплательщике

Содержание

Суть проблемы

Налоговым органом в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС в целях установления обстоятельств, имеющих значение для надлежащего проведения мероприятия налогового контроля, были направлены поручения налоговым органам другого региона в целях проведения «встречных проверок» и опросов свидетелей.

При осуществлении указанных процессуальных действий налоговый орган исходил из положений статей 90 и 93.1 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми опрос свидетеля и «встречная проверка» могут проводиться в рамках любых налоговых проверок — как выездных, так и камеральных.

Судебные решения

ВАС РФ данную идею не поддержал, указав на незаконность действий налогового органа, проводившего указанные мероприятия налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки.

Если проанализировать буквальное содержание статей 90 и 93.1 НК РФ, то напрашивается вывод, что таковые могут быть проведены и в рамках камеральной проверки. Вместе с тем, по мнению ВАС РФ, данные нормы НК РФ должны применяться с учетом их системного толкования со статьей 88 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций/расчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также др. документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом ВАС РФ отметил пункт 7 статьи 88 НК РФ, которым предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией/расчетом не предусмотрено НК РФ. Кроме того, ВАС РФ подчеркнул, что использование при рассмотрении материалов проверки доказательств, полученных с нарушением требований НК РФ, является недопустимым.

Постановление Президиума ВАС РФ
от 26.04.2011 № 17393/10

Подходит к концу второй год, как налоговая проверка 6-НДФЛ стала источником пополнения бюджета 20-процентными штрафами от суммы налога в камеральном режиме (ст. 123 НК РФ). Как уменьшить риски огромных штрафов – читайте в нашей статье.

Особенности камеральной проверки 6-НДФЛ: сроки, порядок, этапы проверки

С момента представления 6-НДФЛ в налоговый орган начинает действовать следующий алгоритм:

  1. Срок проведения камеральной проверки: отдел камеральных проверок обязан приступить к проверке 6-НДФЛ в течении трех месяцев.
  2. Налоговики проверяют сведения, указанные в 6-НДФЛ на предмет обнаружения различных расхождений. Это могут быть: ошибки или противоречия между указанными в 6-НДФЛ сведениями (далее – сведения); несоответствие сведений данным самого налогового органа.
  3. Следующий этап зависит от результатов проверки:
    • Расхождения не обнаружены – проверка будет завершена, так же, как и начата – без каких-либо извещений налогового агента.
    • При обнаружении расхождений – инспекция сообщит об этом налоговому агенту. Например, так:

После описания расхождений налоговому агенту предлагают несколько рекомендаций по дальнейшим действиям.

  1. Срок ответа на требование налоговой – 5 рабочих дней. Однако, если речь идет о доплате, то налоговики нередко срок до 10 дней. Например, так:

Отсчет любого из сроков необходимо начать на следующий день после получения требования. Дата получения будет указана:

  • на экземпляре требования (при его вручении лично, под подпись о получении);
  • в квитанции о приеме отправленной налоговым агентом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в ответ на требование, поступившее в электронном виде (пп. 6, 12, 13 Порядка, утв. приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168, ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Отправить квитанцию о приеме необходимо не позднее 6-го рабочего дня после поступления требования по ТКС. Таким образом у налогового агента есть дополнительное время.

Хуже всего, когда налоговая использует почтовые отправления. В этом случае требования будет отнесено к полученным по истечении 6-ти рабочих дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

С учетом арбитражной практики, при наличии доказательств получения требования налогоплательщиком, срок все же можно начать отсчитывать со дня фактического получения требования. Например, такой вывод содержит Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2016 № 09АП-21552/2016 по делу № А40-6290/16. Речь в указанном постановлении идет о сроках, используемых ФСС, однако выводы сделаны на основании налогового законодательства.

Контрольные соотношения

Основа работы камерального отдела – проверить контрольные соотношения между данными расчетов 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и по страховым взносам (далее – РСВ). При камеральной проверке годовой 6-НДФЛ также используют показатели декларации по налогу на прибыль.

Взаимоувязка внутри расчета и с 2-НДФЛ

До появления 6-НДФЛ компаниям начисляли 20-процентый штраф по НДФЛ нечасто: для этого нужна была выездная проверка (2-НДФЛ не отнесена к декларациям, и камеральная налоговая проверка этой формы невозможна). Сейчас к штрафу компанию может привести запрос от налоговиков об информации, связанной с расчетом и уплатой налогов (ст. 31 НК РФ). Основное отличие такого запроса от требования в рамках камеральной проверки в том, что:

  • налоговое законодательство не устанавливает предельный срок для выявления недостоверных сведений;
  • производство по делу о фактах представления 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, регулирует статья 101.4, а не статья 88 Налогового кодекса РФ.

За недостоверные сведения штраф составит 500 рублей за каждую справку, указанную в акте об обнаружении фактов налоговых правонарушений. Штраф 20% могут начислить только по результатам камеральной налоговой проверки 6-НДФЛ. В том числе при выявлении расхождений с формой 2-НДФЛ.

Контрольные соотношения для рассматриваемых форм неизменны уже несколько лет и установлены в Письме ФНС от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@. Контрольные соотношения показателей внутри самой 6-НДФЛ и с показателями 2-НДФЛ смотрите в Приложении к титульному листу № 1.1 вышеназванного письма.

Взаимоувязка с РСВ и особенности камеральной налоговой проверки годовой 6-НДФЛ

При наличии 6-НДФЛ камеральные отделы обязательно проверяют, чтобы компания сдала и РСВ. Контрольное соотношение при взаимоувязке 6-НДФЛ с РСВ – одно:

строка 020 6-НДФЛ – строка 012 6-НДФЛ ≥ строки 030 подраздела 1.1 раздела 1 РСВ.

Годовую отчетность по НДФЛ проверяющие обязательно сверят с декларацией по прибыли из-за выплаты дивидендов. Контрольные соотношения также установлены письмом № БС-4-11/3852@. При наличии дивидендов строки 020 и 040 6-НДФЛ сверяют суммой показателей:

  • соответствующих строк 2-НДФЛ;
  • строк 020 и 030, соответственно, приложения 2 декларации по налогу на прибыль.

Если дивиденды не начислены, то показатели декларации по прибыли не участвуют в камеральной налоговой проверке 6-НДФЛ. Проконтролировать, в каком размере заработная плата отражена в расходной части по налогу на прибыль, камеральщики пока не могут.

Минимизируем риски

Стандартные бухгалтерские программы и программы операторов электронной отчетности проверяют взаимоувязку всех показателей внутри 6-НДФЛ. Однако проверка взаимоувязок с другими отчетами в налоговую пока вне возможностей стандартных программ.

Несмотря на трудоемкость, проверка взаимоувязки нужна, без нее бухгалтер рискует потратить время на:

  • пояснения при камеральной налоговой проверке 6-НДФЛ;
  • составление уточненки.

Помимо увеличения трудозатрат вполне возможны доначисления и штрафы.

Конечно, не всегда проверочные формулы Письма № БС-4-11/3852@ работают корректно. В этом случае можно заранее подготовить объяснения для камеральной проверки.

Частые ошибки, которые находят налоговики в расчете 6-НДФЛ

Ошибки, которые чаще всего допускают налоговые агенты, рассмотрены в Письме ФНС России от 01.11.17 № ГД-4-11/22216@. Примечательно, что 2018 год не привнес ничего нового в перечень нарушений, который налоговики для удобства оформили в виде таблицы в Приложении к данному письму.

Приведем формулировки из реальных требований налоговиков:

Такое требование могут получить бухгалтеры, которые заполняют 6-НДФЛ не в автоматическом режиме, либо при разноске банковской выписки допущена неточность. То есть причина чаще всего в уже упомянутом человеческом факторе.

Иногда присланные требования явно составлены в автоматизированном режиме, и налоговая вдруг требует пояснения о расхождении в 0,9 рубля.

Приведенные примеры наиболее простые, но и они требуют от бухгалтера немалых трудозатрат. Оптимизировать взаимодействие с налоговой можно за счет регулярных сверок.

После введения 6-НДФЛ налоговый агент перестал видеть в своей карточке расчетов с бюджетом только переплату и начисления (доначисления) по результатам выездной налоговой проверки. Проставляя оплаты в 6-НДФЛ, необходимо проверять, отражены ли они в вашей карточке расчетов и с каким ОКТМО.

Особенно проверка разноски ОКТМО важна, когда компания сменила инспекцию (даже в пределах одного города). Даже видя оплату, но с другим ОКТМО, отдел камеральной проверки сообщит компании о несвоевременной оплате.

Как подготовить пояснение по противоречиям в 6-НДФЛ

Бухгалтеру, позвонившему сообщить, что требование явно некорректно (например, упомянуто расхождение о пресловутых 0,9 руб.), инспекторы нередко говорят, что это ошибка программы, и присылать им ничего не нужно, так как почта и так перегружена.

Понятно, что из-за копеек может быть и не стоит тратить свое время, однако лучше все же отправить в налоговую пояснение, указав в нем, что уже в самом требовании обозначены границы допустимой погрешности, и 90 копеек входят в эти границы.

Чаще всего налоговые агенты дают такие пояснения:

Образец пояснений по расхождениям в 6-НДФЛ

При отправке пояснения по ТКС обязательно укажите в теме письма не только реквизиты требования, но и ФИО инспектора, указанного исполнителем по требованию (обычно в самом конце требования, мелким шрифтом). Реестр приложенных документов программа оператора ТКС сформирует автоматически, поэтому называйте приложенные файлы наглядно. Например, «Платежное поручение_НДФЛ 5677 от 01.10.2018».

Последствия «камералки» 6-НДФЛ для налогового агента

Бухгалтеры, которые не успевают подготовить пояснения в 5-дневный срок, нередко сдают уточняющий 6-НДФЛ с минимальными правками, не влияющими на суммы налогов. Однако если нестыковки, указанные инспекторами, не устранены, – придет еще одно требование или же сразу акт налоговой проверки по 6-НДФЛ. Например, такой:

Акт налоговой проверки по 6-НДФЛ

Вместе с актом придет извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки:

В нашем примере на представленный акт бухгалтер отправил такие возражения (орфография сохранена).

На рассмотрение возражений бухгалтер не явился. Только в декабре инспектор позвонил и попросил прислать уточнение к возражениям с приложением платежных поручений.

Несмотря на то, что информация о всех платежах была разнесена в КРСБ, бухгалтер отправил платежные поручения, и на этом камеральная налоговая проверка для него благополучно закончилась.

Отметим, что на личное присутствие при рассмотрении возражений время все же находить нужно. В противном случае может возникнуть необходимость в обжаловании уже не акта, а решения налогового органа.

Как сократить время на подготовку к камеральной проверке

Специалисты компании прекрасно знают:

  • что именно проверяют налоговики;
  • какие показатели требуют взаимоувязки;
  • как избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности (самое простое – вести бухгалтерский учет по правилам налогового).

Специализация на камеральных проверках позволяет анализировать и выдерживать сотни контрольных соотношений в формах отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение, в том числе и о выездной налоговой проверке.

Конечно, ни одной фирме не грозит выездная проверка 6-НДФЛ, однако налоговики проверят вместе с НДФЛ и другие отчисления от зарплаты. Возможности крупной компании позволяют 1C-WiseAdvice:

  • работать с лучшими методологами 1С;
  • поддерживать такую систему автоматизированного контроля, которая позволяет снизить риск влияния человеческого фактора до минимума.

Программа жестко контролирует последовательность и правильность учетного процесса. А «интеллектуальную» часть работы бухгалтера контролируют внутренние аудиторы, которые:

  • консультируют специалистов в процессе подготовки отчетности;
  • тщательно проверяют ее качество отчетов до отправки в налоговую.

Такой двусторонний контроль (программный и интеллектуальный) гарантирует оказание услуг на высочайшем профессиональном уровне.

Связаться с экспертом

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Как проводится камеральная проверка по НДС, узнайте из материала «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 годe».

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении № 15 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Могут ли налоговики проводить осмотр вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2020 году — список организаций».

Участники осмотра

В обязательном порядке в осмотре участвуют:

  • Проверяющий (п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • Понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее 2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).

Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
  • его наименование;
  • место и дата составления протокола;
  • время начала и окончания осмотра;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
  • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
  • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте, какие требования к оформлению протокола должны быть соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Итоги

Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Иван Иванов

Особенность камеральной проверки заключается в том, что она производится без непосредственного выезда к налогоплательщику, а также в том, что изучаются только поданные налогоплательщиками декларации.

Продолжительность камеральной проверки согласно Налоговому кодексу имеет строго ограниченный срок. Он составляет три месяца с момента подачи декларации налогоплательщика, а также других документов, на основании которых производится начисление и уплата налогов.

Однако в определенных случаях длительность камеральной проверки может быть увеличена. Перечень таких причин содержится в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проводимой проверки налогоплательщика обнаруживается то или иное нарушение налогового законодательства, а также какое-либо несоответствие в документации, то в соответствие со cтатьей 100 Налогового кодекса оформляется акт камеральной проверки, в который заносятся все выявленные нарушения.

Деятельность отделов камеральных проверок налоговых органов вносит свой вклад в наполнение федерального и местных бюджетов за счет взыскания неуплаченных налогов и сборов, а также устранения других выявленных нарушений в налоговой сфере.

Объекты проверок

Под камеральную проверку могут попасть предприятия различной формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. За редким исключением проверке подвергаются только те предприятия, которые извлекают прибыль из своей деятельности.

Однако при наличии весомых причин отдел камеральных проверок Налоговой службы может проверить также благотворительные и иные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

В соответствие с действующими нормативно-правовыми документами, в первую очередь проверке могут подвергнуться те предприятия, у которых взымаемые налоги находятся ниже среднего уровня по сравнению с аналогичными предприятиями, отчетность содержит значительное число вычетов, а также выявлен убыток на протяжении определенного количества смежных налоговых периодов.

Цели и виды

Целями проводимых камеральными отделами налоговых органов поверок являются обнаружение и предотвращение нарушений в сфере налогового обращения, контролирование исполнения налогоплательщиками налогового законодательства, наложение взысканий по обнаруженным нарушениям, привлечение виновных в выявленных правонарушениях к налоговой или административной ответственности.

Также в ходе камеральных проверок осуществляется сбор и систематизация информации, на основе которой налоговый орган выбирает налогоплательщиков для проведения в отношении них выездных проверок.

Существуют четыре вида камеральной проверки:

  • формальная;
  • нормативная;
  • арифметическая;
  • непосредственная.

Цель формальной проверки – выявить наличие или отсутствие всех необходимых отчетов и документов. Помимо наличия конкретной документации, проверяется также правильность ее заполнения, отсутствие в ней неразрешенных исправлений, наличие необходимых подписей с обязательной проверкой их подлинности.

В ходе нормативной проверки производится изучение документов на предмет выявления нарушений действующего на момент проверки законодательства.

Для установления правильности прописанных в исследуемых документах сумм проводится арифметическая проверка. Ее предмет – все цифровые показатели и арифметические действия, записанные в документах.

Непосредственная проверка заключается в логическом исследовании цифровых показателей, являющихся базой при определении налогоплательщиком конкретной суммы налога, вносимой им в бюджет.

Необходимо иметь ввиду, что при осуществлении данного вида проверки, налоговые инспектора не имеют права требовать у налогоплательщика любые документы по своему усмотрению. Перечень документов и сведений, которые налогоплательщик обязан предоставлять при камеральной проверке, содержится в Налоговом кодексе.

Функции отдела

Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы. Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям:

  • проверка и контрольные мероприятия;
  • сбор информации о налогоплательщиках;
  • принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
  • аналитическая работа;
  • подготовка налоговых уведомлений, справок;
  • исчисление налогов;
  • взаимодействие с другими отделами налогового органа;
  • ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
  • проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.

Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с НДС.

Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.

Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.

Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.

Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.

Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.

Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.

Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, транспортного налога.

В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.

Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.

Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.

Действующая структура

Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.

Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.

Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.

На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.

Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).

Для качественного исполнения своих должностных обязанностей, налоговые инспектора планомерно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсы усовершенствования и переподготовки.

Законодательная база

Отдел камеральных проверок налогового органа в своей деятельности руководствуется статьями 87, 88, 90, 91, 93, 95, 97, 100 Налогового кодекса, действующими Приказами Федеральной налоговой службы, а также некоторыми положениями действующего федерального законодательства, касающимися сферы налогообложения.

Вопросы камеральных проверок наиболее подробным образом рассмотрены и регламентированы в статье 88 Налогового кодекса.

Следует отметить, что налоговые инспектора постоянно находятся в курсе последних изменений в налоговом законодательстве, отслеживают принятие новых законов и внесение изменений в действующие. Это позволяет проводить проверки с максимальной эффективностью и избегать ошибок и нарушений законодательства.

Вебинар о камеральных проверках можно посмотреть ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *