Сетевая форма

  • автор:

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организации, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18–20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведёт образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации, образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы, и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше, это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не применимы. Ещё больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения, которые позволили чётко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно Письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчёркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования – это завершённый цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к Главе 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объёма ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведённый вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы. Документам об образовании и (или) о квалификации, а также документам об обучении посвящена статья 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также:

— Письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года № АК-1879/06 «О документах о квалификации»;

— Письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года № АК-316/06 «О направлении рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации»;

— Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 года № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;

— Письмо Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 05-2038 «О документах, подтверждающих наличие образования»;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) впервые появилась новая форма реализации образовательных программ — сетевая форма. Необходимо отметить, что в декабре 2019 года статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» претерпела существенные изменения. Актуальное содержание статьи 15 Закона (важно, что данная редакция будет действовать только до 19 июля 2020 года):

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Содержание данной статьи с 20 июля 2020 года существенно изменится (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ (далее — образовательные программы) в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

В июне 2019 года Минпросвещения России утвердило «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 N МР-81/02вн).

В методических рекомендациях указано, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.

Актуальность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум» (далее — организации-партнеры), обусловлена проведенной в 2018 г. инвентаризацией ресурсов организаций дополнительного образования детей в 20 субъектах Российской Федерации. Эффективность использования имеющихся материально-технических и инфраструктурных ресурсов организаций может быть повышена путем более активного использования системы сетевого взаимодействия между организациями.

Также приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 286 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015» (далее — Порядок) внесены изменения в Порядок, предусматривающие возможность реализации образовательными организациями образовательных программ посредством сетевой формы с привлечением ресурсов организаций, обладающих соответствующим оборудованием, материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением по обязательным учебным предметам предметной области «Технология» и других предметных областей.

Организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:

  • повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
  • улучшение образовательных результатов обучающихся;
  • повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций — участников сетевого взаимодействия;
  • рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
  • повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
  • формирование системы кадрового обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.

При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательная организация обеспечивает размещение на своем официальном сайте информации об образовательных программах, реализуемых в сетевой форме (отдельных учебных предметах предметных областей), и организациях-партнерах с приложением соответствующих договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.

Правоотношения организаций — участников сетевого взаимодействия при использовании ресурсов (инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных) оформляются путем заключения договоров, соглашений, контрактов, трудовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации соответственно. Разъяснения по данным вариантам сетевого взаимодействия даны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 «О методических рекомендациях».

pen

В методических рекомендациях по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме рассмотрены следующие вопросы, к которым хотелось бы привлечь внимание руководителей образовательных организаций:

  • принципы и условия реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • организационное и материально-техническое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • финансовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • кадровое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • общие требования к формам и методам обучения, а также к совместным образовательным программам, реализуемым в сетевой форме.

В приложениях к Письму имеются примерные формы локальных актов для образовательной организации, рекомендованные к использованию при реализации программ в сетевой форме.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.02.2020
  • Все консультации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *