Сертификационные требования к эксплуатанту

  • автор:

Эксплуатант ВС — это физическое или юридическое лицо, которое на правах собственности или иных законных правах осуществляет эксплуатацию воздушного судна. Эксплуатантом ВС может быть и лицо, которое арендовало вертолет или самолет.

Эксплуатант ВС выделили в отдельное понятие, чтобы разграничить права и обязанности владельца воздушного судна и лица, осуществляющего его непосредственную эксплуатацию. Вертолет или самолет может находиться в собственности одного человека или организации, а эксплуатировать ВС (непосредственно использовать) будет другой.

Главное, для чего эксплуатант ВС выделили в отдельное понятие и зачем нужен сертификат эксплуатанта — это усиленные контроль за порядком эксплуатации воздушных судов, использования ВС и квалификацией персонала со стороны уполномоченного органа государства. Так как только эксплуатант воздушного судна может выполнять коммерческие перевозки, авиационные работы и эксплуатировать ВС тяжелого класса(не относящиеся к легким и сверхлегким).

Сертификат эксплуатанта

ООО «Азимут» имеет сертификат эксплуананта АОН, согласно ФАП «ЭКСПЛУАТАНТЫ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТУ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ»
и Сертификат эксплуатанта АР, согласно ФАП «ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ»

Сертификат эксплуатанта, который еще называют лицензия или свидетельство эксплуатанта — это документ с официальным разрешением эксплуатации ВС определенного класса, а также выполнения коммерческих перевозок и авиационных работ. Ограничения эксплуатации ВС и дополнительные условия сертификата эксплуатанта содержатся в специальных эксплуатационных спецификациях, входящих в сертификат.

Что разрешает сертификат эксплуатанта

Сертификат эксплуатанта (свидетельство) разрешает:

  • коммерческие перевозки

  • авиационные работы

  • эксплуатацию ВС определенного класса для некоммерческих целей и в интересах собственника

Когда необходим сертификат эксплуатанта

В некоторых случаях для осуществления эксплуатации воздушного судна сертификат эксплуатанта является обязательным документом.

  • Например, для эксплуатации определенных типов воздушных судов в зависимости от веса. В данном случае сертификат эксплуатанта обязателен даже в некоммерческих целях.

  • Также лицензия эксплуатанта нужна, если на самолете или вертолете планируется выполнение задач определенного типа: коммерческие перевозки, авиационные работы и т.д.

Получение сертификата эксплуатанта

Чтобы у Вас появился статус эксплуатанта ВС и Вы получили сертификат эксплуатанта воздушного судна, необходимо пройти процедуру сертификации на соответствие требованиям. Для этого нужно подать заявку не позднее, чем за 45 дней до даты начала планируемого полета на самолете или вертолете.

Для получения сертификата эксплуатанта необходим перечень документов:

  • Заявление о сертификации на соответствование требованиям предъявляемых эксплуатанту ВС.

  • Свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

  • Свидетельство летной годности. СЛГ показывает, что ВС соответсвует нормам, обслужено в полном объеме и полностью годно к выполнению полетов.

  • Свидетельства лиц авиационного персонала пометками, которые подтверждают Ваше право эксплуатации воздушных судов, указанных в заявлении.

  • Руководство по организации полетов на вертолете или самолете, эксплуатация которого планируется.

  • Руководство по летной эксплуатации для самолета или вертолета.

  • Руководство по техническому обслуживанию ВС.

  • Документы, подтверждающие страхование авиационных рисков. Подробнее об авиастраховании воздушных судов, в том числе по системе КАСКО по ссылке.

После рассмотрения пакета документов для получения сертификата эксплуатанта принимается решение о выдаче сертификата эксплуатанта воздушного судна заявителю или об отказе.

Финам Аэро поможет получить сертификат эксплуатанта

Для того, чтобы быстро и надежно получить сертификат эксплуатанта, обратитесь в Финам Аэро. Мы проконтролируем и поможем пройти все этапы сертификации эксплуатанта, и Вы сможете наслаждаться полетами на самолете или вертолете так скоро, как это возможно. А также — и это главное — выполнять коммерческие перевозки и авиационные работы.

Сертификат эксплуатанта ВС подтвержает соответствие авиакомпании или собственника ВС всем требованиям законодательства Российской Федерации в области эксплуатации воздушных судов, а также Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Если Вы хотите компания Финам аэро окажет всестороннюю помощь!

Заявитель (эксплуатант) имеет организационную структуру, воздушные суда (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно — технической и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, оперативного управления и контроля полетов воздушных судов, подготовку авиационного персонала.

Требования к производственной базе и ее оборудованию определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Заявитель (эксплуатант) обеспечивает выполнение работ по оценке оформления пономерной документации.

Заявитель (эксплуатант) подтверждает наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг. а также для организации подготовки авиационного персонала.

Заявитель (эксплуатант) организует выполнение следующих видов обеспечения полетов:

-техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

-обработка и анализ полетной информации, в том числе в оперативном режиме с передачей результатов, в реальном масштабе времени;

-обеспечение организации перевозок и/или авиационных работ;

-медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала;

-организация воздушного движения;

-штурманское и аэронавигационное обеспечение;

-обеспечение горюче-смазочными материалами;

-подготовка персонала;

-услуги по обеспечению полетов службами аэропортов, включая:

обеспечение авиационной безопасности;

обеспечение стоянки (парковки) воздушных судов;

обеспечение посадки и взлета;

обслуживание пассажиров, груза, почты;

поисковое и аварийное обеспечение;

метеорологическое обеспечение.

Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации,

производству и обеспечению полетов.

Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру заявителя (эксплуатанта), включает:

-летную службу;

-инженерно-авиационную службу;

-производственно-диспетчерскую службу, имеющую в своем составе подготовленных сотрудников по организационному обеспечению полетов (диспетчеров);

-инспекцию по безопасности полетов;

-службу авиационной безопасности;

-службу организации перевозок и/или авиационных работ;

-службу бортпроводников;

-медицинскую службу;

-службу аэронавигационной информации;

-службу охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда).

Эксплуатант предусматривает в штате должность руководящего персонала, ответственного за:

-соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов;

-соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов; — обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов;

-организационное обеспечение перевозок и/или авиационных работ;

-обеспечение авиационной безопасности;

-организацию обеспечения безопасности полетов;

-управление качеством.

Авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) должен иметь соответствующую квалификационным требованиям специальную подготовку и квалификацию, подтвержденную действующими свидетельствами (сертификатами) и другими документами с необходимыми квалификационными отметками и допусками, выдаваемыми в установленном порядке.

Эксплуатант обеспечивает непрерывное повышение квалификации,

профессиональную подготовку авиационного персонала, а также выполнение сертификационных требований к организации летной работы и требований к организации технического обслуживания и ремонта воздушных судов.

Общие положения

4.1.1. Каждый экземпляр воздушного судна, предназначенный для полетов, должен иметь действующий сертификат летной годности соответствующей категории.

Экземпляр ВС — конкретное гражданское воздушное судно, имеющее индивидуальную информацию для его идентификации (наименование изготовителя, обозначение типа (модели), серийный (заводской) номер, номер и дата сертификата типа, данные по комплектации).

Сертификат летной годности — документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в Сертификате типа, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.

Сертификат летной годности должен содержать указание категории, к которой с соответствии с Сертификатом типа отнесено воздушное судно (транспортная, нормальная, акробатическая и т.п.).

4.1.2. На экземпляр воздушного судна, которое используется для коммерческих перевозок, может быть выдан первичный или постоянный сертификат летной годности.*

4.1.3. Первичный сертификат летной годности (рис. 5) выдается на новое воздушное судно уполномоченной Авиарегистром Независимой инспекцией на предприятии-изготовителе на основании заявки предприятия-изготовителя и при наличии действующего Сертификата типа, если:

(1) воздушное судно соответствует типовой конструкции;

(2) воздушное судно успешно прошло все проверки и испытания, предусмотренные техническими условиями на приемку и поставку.

(3) производство воздушного судна было осуществлено на предприятии-изготовителе, имеющем соответствующую лицензию.

Первичный сертификат летной годности дает право на летную эксплуатацию воздушного судна в соответствии с установленными для него ограничениями.

4.1.4. Постоянный сертификат летной годности на экземпляр воздушного судна (рис. 6), имеющего Сертификат типа, выдается авиационной администрацией государства регистрации воздушного судна на основании действующего первичного сертификата летной годности.

Постоянный сертификат летной годности дает право на летную эксплуатацию воздушного судна в соответствии с установленными для него ограничениями и подлежит периодическому продлению авиационной администрацией государства регистрации при условии, что летная годность конкретного экземпляра воздушного судна обеспечена.

*Для проведения опытно-экспериментальных работ, демонстрационных полетов Авиарегистр может выдавать временные сертификаты или разрешения на специальный полет. Порядок выдачи этих документов в данном пособии не рассматривается.

Порядок выдачи и продления действия постоянных сертификатов летной годности устанавливается соответствующим документом, утверждаемым авиационной администрацией государства регистрации ВС и согласованным с Авиарегистром.

Для экземпляра ВС, находящегося в собственности (аренде) у эксплуатанта, вместо термина «постоянный сертификат летной годности» применяется термин «сертификат летной годности».

4.1.5. Общие технические требования к летной годности экземпляра ВС, выполнение которых необходимо для получения постоянного сертификата летной годности приведены в приложении N 3.

4.1.6. Каждый экземпляр ВС, поставляемого по импорту из государств, не являющихся членами СНГ, должен иметь экспортный сертификат летной годности, выданный компетентным органом государства экспортера ВС. Экспортный сертификат летной годности должен удостоверять соответствие экземпляра воздушного судна требованиям к летной годности государства разработчика и дополнительным техническим условиям Авиарегистра.

Экспортный сертификат летной годности не дает права на летную эксплуатацию ВС и должен быть заменен авиационной администрацией государства регистрации на постоянный сертификат летной годности.

4.1.7. Любые изменения и поправки в Сертификат летной годности могут вноситься только выдавшим его органом.

4.1.8. Сертификат летной годности передается с воздушным судном вместе с изменением права на владение воздушным судном.

4.1.9. Сертификаты летной годности (первичный или постоянный) сохраняют действие следующим образом:

(1) Сертификаты летной годности действительны со дня их выдачи до тех пор, пока эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт ВС проводятся в соответствии с ограничениями и требованиями эксплуатационной и ремонтной документации, а также выполняются директивы летной годности, и сохраняет действие Сертификат типа.

(2) Первичный сертификат летной годности действителен на срок до двух месяцев.

(3) Срок действия постоянного сертификата летной годности устанавливается авиационной администрацией государства регистрации воздушного судна (см. п. 4.2.8.).

4.1.10. Владелец воздушного судна (или уполномоченное им лицо) по требованию полномочного органа должен предоставлять сертификат летной годности для инспектирования.

В случае нарушения условий, предусмотренных 4.1.9., или выявления небезопасного состояния экземпляра воздушного судна, действие сертификатов летной годности может быть приостановлено или отменено. Право приостановления или отмены действия принадлежит авиационной администрации государства.

Рис. 5. Первичный сертификат летной годности ВС

Рис. 6. Постоянный сертификат летной годности экземпляра ВС (лицевая сторона)

Рис. 6. Постоянный сертификат летной годности экземпляра ВС (оборотная сторона)

Рис. 7. Сертификат годности экземпляра ВС по шуму на местности

(лицевая сторона)

Рис. 7. Сертификат годности экземпляра ВС по шуму на местности

(оборотная сторона)

Возобновление действия сертификата летной годности производится органом, который приостановил или отменил его действие, если показано, что устранены причины, вызвавшие приостановку или отмену действия сертификата летной годности.

В случае если действие сертификата летной годности (первичного или постоянного) отменено, владелец воздушного судна (или уполномоченное им лицо) по требованию органа, отменившего действие сертификата, обязан возвратить ему сертификат.

4.1.11. На воздушном судне должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:

1. Наименование изготовителя.

2. Обозначение типа (модели).

3. Серийный номер изделия.

4. Номер Сертификата типа.

5. Номер документа об одобрении производства, если таковой имеется.

4.1.12. Сертификат летной годности (первичный или постоянный) в соответствии с Сертификатом типа может быть выдан в нескольких категориях.

В этом случае при сертификации типа воздушного судна должно быть показано, что:

(1) Тип воздушного судна соответствует требованиям для каждой категории, когда воздушное судно имеет конфигурацию* для данной конкретной категории;

(2) Воздушное судно может быть переоборудовано из одной конфигурации в другую посредством снятия или дополнительной установки оборудования простыми методами в условиях эксплуатации.

(3) Эксплуатационная документация воздушного судна содержит необходимые указания по его переоборудованию.

Для допуска к летной эксплуатации воздушного судна, конфигурация которого изменена, оно должно быть представлено для инспектирования авиационной администрации государства регистрации.

4.2. Правила проведения сертификации экземпляра ВС**

4.2.1. Заявитель*** подает заявку на сертификацию экземпляра ВС (приложение N 4) в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.

Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

*Под конфигурацией воздушного судна понимаются возможные варианты его компоновки (пассажирский, транспортный, санитарный…), комплектации оборудования, систем и т.п., отраженные в сертифицированной типовой конструкции.

** Здесь и далее будет рассматриваться процедура получения и продления эксплуатантом постоянного сертификата летной годности (сертификата летной годности).

*** При сертификации экземпляра ВС, выполняющего коммерческие перевозки, заявителем является эксплуатант.

Заявка должна быть подана в сроки, предварительно согласованные с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом, но не позднее, чем за 35 календарных дней до даты окончания действия сертификата летной годности для эксплуатируемого экземпляра ВС, и не позднее, чем за 20 календарных дней до окончания срока действия первичного сертификата летной годности для вновь изготовленного экземпляра ВС.

К заявке для сертификации вновь изготовленного экземпляра ВС прилагается:

· первичный сертификат летной годности, оформленный на дату поставки;

· документ, выданный авиационной администрацией и удостоверяющий возможность регистрации экземпляра ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

К заявке для сертификации экземпляра, имеющего сертификат летной годности, прилагается:

· копия сертификата летной годности экземпляра ВС;

· копия свидетельства о регистрации экземпляра ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

· акт оценки технического состояния и годности полетам экземпляра ВС (приложение № 5).*

4.2.2. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию экземпляра ВС (в случае если не в полном объеме представлена документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия экземпляра ВС установленным требованиям).

4.2.3. При положительном решении уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган привлекает в установленном порядке центр по сертификации для выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее — привлекаем организация).

4.2.4. Заявитель предъявляет экземпляр ВС привлекаемой организации для проведения работ по оценке соответствия экземпляра ВС установленным требованиям.

Экземпляр ВС и его документация, а также материалы Заявителя (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), подтверждающие соответствие летной годности экземпляра ВС установленным требованиям, должны быть подготовлены для выполнения программы проведения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее – программа, см. приложение 6).

*Оценка технического состояния и годности к полетам экземпляра ВС выполняется сертифицированной в соответствии с ФАП-145 организацией по ТОиР AT;

4.2.5. Программа разрабатывается привлекаемой организацией и согласовывается с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом.

Программа должна включать:

— проверку конструкторской и эксплуатационной документации;

— проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля);

— проведение наземных и летных испытаний.

Результатом реализации Программы является определение соответствия представленного Заявителем экземпляра ВС установленным требованиям.

Объем и глубина проверки экземпляра ВС при его сертификации проводится с учетом:

1) индивидуальных особенностей экземпляра ВС;

2) наличия авиационных происшествий или инцидентов с экземпляром ВС;

3) наличия соответствующих директив летной годности или эквивалентных документов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

4) наличия изменений конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, которые не предусмотрены типовой конструкцией, действующей эксплуатационной документацией и соответствующими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

5) наличия отчета о контрольном полете;

6) наличия других факторов (информации), оказывающих существенное влияние на летную годность экземпляра ВС.

4.2.6. По результатам выполнения программы привлекаемая организация оформляет заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям согласно приложению № 7 (далее — заключение).

Соответствие экземпляра ВС определяется по следующей шкале:

1) полное соответствие;

2) неполное соответствие, не препятствующее выдаче (продлению действия) сертификата при условии выполнения рекомендаций, выполнение которых контролируется далее плановым инспекционным контролем;

3) частичное соответствие, препятствующее выдаче (продлению действия) сертификата, поскольку для восстановления летной годности экземпляра ВС требуются незамедлительные мероприятия значительного объема;

4) несоответствие, препятствующие выдаче (продлению действия) сертификата.

Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение согласно приложению №8. Указанные документы передаются заявителю и в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган принимает решение о выдаче (продлении) заявителю сертификата летной годности экземпляра ВС (рис. 6).

4.2.7. В случае признания летной годности экземпляра ВС несоответствующей установленным требованиям уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган в течение 2-х дней выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения.

4.2.8. Сертификат летной годности выдается (продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС или до капитального ремонта, но не более чем на два года. Продление сертификата летной годности производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности.

4.2.9. Заявитель (держатель сертификата летной годности), осуществивший изменения конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, извещает уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган об этих изменениях и предъявляет экземпляр ВС для оценки соответствия.

4.2.10. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган приостанавливает или отменяет действие сертификата летной годности в случае выявления несоответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.

Основанием для приостановки или отмены действия сертификата летной годности экземпляра ВС является:

1) Приостановка действия или аннулирование в установленном порядке сертификата типа, распространяющегося на данный экземпляр ВС;

2) Решение авиационной администрации о временном или окончательном прекращении эксплуатации всего парка, серии, экземпляра ВС данного типа;

3) Авиационное происшествие, инцидент или повреждения экземпляра ВС, которые привели к нарушению его летной годности;

4) Выявления в процессе летной эксплуатации, технического обслуживания, ремонта или хранения экземпляра ВС нарушений летной годности, в том числе невыполнение директив летной годности, обязательных бюллетеней и контрольных проверок;

5) Такие изменения конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, которые не предусмотрены типовой конструкцией и (или) действующей эксплуатационной документацией, и (или) документами авиационной администрации;

6) Необходимость внесения изменения в пункты бланка сертификата летной годности;

7) Выработка назначенного, до первого ремонта или межремонтного ресурса или срока службы экземпляра ВС;

8) Потеря свидетельства о регистрации экземпляра ВС.

Если действие сертификата приостановлено или отменено, то эксплуатант (держатель сертификата) обязан в 10-дневный срок возвратить его в Орган по сертификации.

4.2.11. Заявитель (держатель сертификата летной годности) своевременно выполняет процедуры регистрации экземпляра ВС, предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС и обеспечивает поддержание летной годности экземпляра ВС путем:

а) технического обслуживания и ремонта экземпляра ВС в соответствии с эксплуатационной документацией, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации экземпляра ВС;

б) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

4.2.12. Заявитель (держатель сертификата летной годности) незамедлительно информирует уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, об инцидентах и авиационных происшествиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *