Самопрезентация пример

  • автор:
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Захарова Ю.Н. 1, 1 Ковардакова М.А. 1 Мызрова К.А. 1 Поселеннова О.А. 1 1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» В статье актуализируется проблема готовности специалистов к творческой профессиональной самопрезентации. В современной практике управления предприятиями значительная роль отводится формированию положительного имиджа организации перед лицом внешней среды. Успешно такую задачу могут решить сотрудники, владеющие навыками самопрезентации. Творческая самопрезентация является неотъемлемой частью позиционирования личности себя как специалиста. Навыки творческой самопрезентации должны приобретаться будущими специалистами в процессе обучения в высшем учебном заведении. В наибольшей степени эффективность самопрезентационного поведения определяет результаты деятельности специалистов творческих профессий, у которых общение является одним из средств профессиональной деятельности. Авторами статьи предложено видение творческой самопрезентации как одной из функций профессиональной коммуникации. Под самопрезентацией авторы понимают любое представление себя окружающим, технологию построения впечатления о себе посредством использования определенных стратегий и тактик с целью формирования определенного имиджа. 122 KB талант самопрезентация студентов самопрезентация профессиональные коммуникации 1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2002. 2. Елькина О.М. Самопрезентация автора текста в компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2011. — № 2. – С. 88–93. 3. Ковалев А.Д. «Социальная драматургия» Ирвина Гофмана в контексте истории социологической мысли (к вопросу об американской версии социологического номинализма) /А.Д. Ковалев // Новое и старое в теоретической социологии. Кн. 2. — М.: ИС РАН, 2001. — С. 22–43. 4. Лякишев Д.В. Самопрезентация в политическом диалоге в условиях нестандартной коммуникативной ситуации /Д.В. Лякишев // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. — № 1. – С. 151–153. 5. Некрасова Н.А., Некрасова У.С. Самопрезентация: сущность и основные характеристики / Н.А. Некрасова, У.С. Некрасова // Успехи современного естествознания, 2007. — № 11. – С. 122. 6. Садыкова Н.А. Самопрезентация как речевая тактика / Н.А.Садыкова // Вестник Башкирского университета, 2012. — Т. № 17. — № 3. – С. 1346–1349. Сегодня мировое сообщество делает акцент на внедрении в разных сферах общественной жизни многообразных современных технологий, объективно требующих продуманного и масштабного вовлечения в инновационную деятельность творческих способностей членов общества. Проблему активизации творческо-трудовой активности сотрудников организации возможно решить именно посредством активного управления человеческим капиталом как частью интеллектуального капитала организации. На глобальном уровне сейчас идет конкурентная борьба за таланты.

Талантливым сотрудником организации следует считать такого, который способен достичь и достигает поставленных перед ним целей, использует весь имеющийся у него научный и творческий потенциал, имеет высокую производительность труда, обладает лидерским потенциалом, заслуженным авторитетом среди коллег, сверхмобилен, выдержан, тонко чувствует особенности организационной культуры, умеет подчинять личные интересы общественным, предан интересам организации, нацелен на личностный и профессиональный рост. Общество вправе ожидать, что личность такого специалиста будет сформирована в процессе профессиональной подготовки в высших ученых заведениях.

При приеме абитуриентов на все факультеты и специальности, связанные с творчеством, помимо обычных экзаменов (ЕГЭ), проводится творческое испытание, соответствующее направленности профессиональной подготовки, например, выполнение рисунка, исполнение танца, музыкального или драматического произведения, стихотворения, басни и т.п. У студентов при таком отборе выявляется уровень развития способностей или даже талант, что неизбежно может и должно выражаться в некоторой специфике организации личности, проявляющейся определенными ее индивидуально-психологическими особенностями. Далее система высшего образования призвана параллельно с профессиональной подготовкой развивать у обучающихся выявленные творческие способности. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать подготовку учащихся к будущей профессии.

Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Цель воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности.

В деятельности специалиста любого профиля в настоящее время, когда каждое предприятие, каждая организация стараются сформировать положительный имидж перед лицом внешней среды, важны навыки самопрезентации. Творческая самопрезентация является и неотъемлемой частью позиционирования личности себя как специалиста. В наибольшей степени эффективность самопрезентационного поведения определяет результаты деятельности специалистов творческих профессий, у которых общение является одним из средств профессиональной деятельности.

Сам термин «самопрезентация» (от англ. presentation) впервые описан в США («own presentation»). В последние годы возросло количество публикаций в зарубежных и отечественных изданиях, посвященных изучению феномена «самопрезентации». Полагаем, это такой интерес связан с усилением гуманистического подхода, рассматривающего личность человека как главную ценность и критерий общественного прогресса. В современном обществе стало больше внимания уделяться способности человека грамотно позиционировать себя, что и дало толчок развитию понятия «самопрезентация». Большая часть исследований в данной области принадлежит зарубежным исследователям: И. Гофману, М. Снайдеру, Р. Чалдини, И. Джонсу и Т. Иттману.

Первые упоминания об анализе проблемы управления впечатлением встречается в работах И. Гоффмана, автора концепции «социальной драматургии» . Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе взаимодействия способен не только взглянуть на себя глазами оппонента, но и корректировать собственное поведение относительно ожиданий другого с целью создания наиболее благоприятного впечатления о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

Самопрезентация относится к стремлению индивида представить желаемый образ как для внешней аудитории (другие люди), так и для внутренней аудитории (он сам). Осознанно или неосознанно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит на бессознательном уровне, в незнакомых ситуациях — намеренно.

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день, зачастую даже не подозревая, что в своем подсознании у нас сформирован проект собственной презентации — «природной самопрезентации». Существует и заранее спланированная, осознанная тактика позиционирования своей персоны, которую принято называть «искусственная презентация» .

Рассматривая проблему развития навыков самопрезентации у студентов, целесообразно обратиться и к теории когнитивного диссонанса, где самопрезентация трактуется как один из приемов устранения диссонанса. Данная теория Фестигера Леона (основные положения изложены в работах «Теория когнитивного диссонанса» (1957), «Конфликт, решение и диссонанс» (1964)) исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить такую согласованность, индивид может применить ряд приемов: к примеру, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношение которых помогает поддерживать привычный «Я-образ». Осознанно или нет, поведение индивида направлено на получение отклика у окружающих, соответствующего его представлению о себе, и т.д. Эти в большей степени неподконтрольные для самого индивида способы позволяют ему поддерживать определенный уровень самоуважения и сохранять единство «Я-образа» .

Понимание самопрезентации как управления вниманием в общении является еще одной точкой зрения на ее сущность. Управление восприятием оппонента происходит при помощи привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия. Например, Д.В. Лякишев рассматривает самопрезентацию как акт самовыражения и поведения, направленного на создание благоприятного впечатления или впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам .

На данный момент существует более 15 различных толкований понятия «самопрезентация», каждое из которых акцентирует различные особенности термина. Наиболее универсальным, на наш взгляд, является следующее определение: самопрезентация — это любое представление себя окружающим.

Самопрезентация, или самоподача говорящего, в теории общения определяется как реализованная в процессе межличностного общения способность коммуникантов повлиять на то, какими их увидят партнеры, способность «вмешательства» в процесс формирования своего образа у собеседника на формально-языковом и на содержательном уровнях .

Самопрезентация по своей сути является имиджевой задачей, она тесно связана с другими, не менее имиджевыми задачами, однако остается относительно независимой, легко узнаваемой в текстах, созданных в разных ситуациях и принадлежащих разным дискурсам . На важность речевой тактики самопрезентации не раз обращали внимание лингвисты.

Большая часть существующих определений рассматриваемого явления акцентирует внимание на том, что главной целью самопрезентации является именно положительный эффект, а основные отличия заключаются в предметах самопрезентации (для некоторых это лишь положительные стороны, для кого-то это и недостатки), в средствах самопрезентации (вербальные или невербальные), в адресатах самопрезентации (это могут быть работодатели, голосующие граждане и т.п.), во времени и условиях самопрезентации (собеседование, предвыборная речь и т.п.).

Мы полагаем, что самоопрезентация — это технология построения впечатления о себе посредством использования определенных стратегий и тактик с целью формирования определенного имиджа. Изучению техник и стратегий самопрезентации посвящено значительное количество исследований. Так, по мнению М.Р. Лири и P.M. Ковальски, очень важно инсценировать действие так, чтобы произвести верное впечатление.

И. Гоффман рассматривает следующие техники, используемые индивидами во время самопрезентации: декорации (обстановка и декорации являются средствами, информирующими окружающих о социальном статусе, характере человека и т.д.); команда (И. Гоффман доказывает, что в повседневной жизни человек часто исполняет свою роль в сотрудничестве с другими людьми, теми, кто помогает ему создать его идентификацию, и называет эти группы людей, с которыми индивид исполняет свои роли, «командой»; внешний вид и манеры; поведение, поступки).

По мнению Е. Джонса, в основе самопрезентации лежит стремление человека расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. По этому принципу Е. Джонс и Т. Питтман (1982 г.) различают пять стратегий самопрезентации, которые навязывают окружающим определенный способ поведения по отношению к субъекту:

1) инграциация (ingratiation) — стремление выглядеть привлекательным. Такая самопрезентация обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными по отношению к субъекту самопрезентации, т.е. этот вид самопрезентации дает «власть обаяния»;

2) самореклама, или самопродвижение (self-promotion) — демонстрация компетентности, которая предоставляет «власть эксперта»;

3) запугивание (intimidation) — демонстрация силы, обязывает окружающих подчиняться, что дает «власть страха»;

4) примерность (exemplification) — демонстрация духовного превосходства, дающая власть «наставника»;

5) мольбы (supplication) — демонстрация слабости (болезней, несчастий), дает «власть сострадания».

Последняя стратегия вызывает большой интерес у исследователей. Тактика, имеющая отношение к мольбе, еще называется также тактикой самозатруднения (self-handicapping). Смысл ее в том, что в ситуациях выигрыша искусственно созданные помехи и затруднения повышают ценность успеха, а в ситуациях проигрыша уменьшают цену поражения. Для того чтобы произвести впечатление на других, субъект самопрезентации может инсценировать наличие трудностей. Человек создает себе помехи по разным причинам: люди с высокой самооценкой могут тем самым увеличивать свои достижения, в то время как люди с низкой самооценкой таким способом ограждают себя от поражений.

Р. Аркин и Дж. Шепперд считают, что в основе стратегии лежат мотив достижения или избегания неудачи.

Анализ исследований, посвященных изучению управления впечатлением о себе, приводит нас к необходимости рассматривать «самопрезентацию» как целостный процесс, который определяется множеством как внешних, так и внутренних взаимодействующих между собой переменных. Поскольку нет четких критериев определе­ния профессиональной самопрезентации и са­моидентификации, их можно попытаться опре­делить так: профессиональная самоидентифи­кация — это отождествление адресанта с опре­деленной группой профессиональных деятелей, т.е. включение себя в круг лиц определенной профессии. Причем это может быть не конкретная профессия, а какая-либо сфе­ра профессиональной деятельности.

Итак, творческая самопрезентация студентов является неотъемлемой составляющей социальной и профессиональной деятельности, частью позиционирования себя как будущего специалиста; представляет собой постоянный процесс предъявления студентом информации о своих знаниях, умениях, навыках, способностях, качествах, необходимых, по его мнению, для успешности будущей профессиональной деятельности, осуществляется в межличностном взаимодействии, протекает независимо от степени осознания субъектами самопрезентации поведенческих действий.

К сожалению, современные выпускники российских университетов пока плохо владеют умением творческой самопрезентации, а значит, процесс формирования навыков самопрезентации в высших учебных заведениях должен стать более эффективным. Для этого требуется разработка как теоретических основ проблемы формирования навыков творческой самопрезентации студентов, так и ее технологических аспектов.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор, действительный член АПСН, г. Ульяновск;

Шмелева Н.Б., д.п.н., заведующая кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности, доктор педагогических наук, профессор, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Захарова Ю.Н., Захарова Ю.Н., Ковардакова М.А., Мызрова К.А., Поселеннова О.А. НАВЫКИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ – ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22019 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Мы все хотим достигать новых вершин и быть успешными, если, конечно, у нас есть цели и желание осуществить свои мечты. Естественно, путь у каждого разный: кто-то поднимается по карьерной лестнице, кто-то занимается своим бизнесом, кто-то выбирает «свободный полет» и учится зарабатывать и реализовывать замыслы, ни от кого не завися. Но, так или иначе, почти в любой сфере нам нужно уметь грамотно и эффективно (и даже эффектно) представляться перед другими людьми.

Устраиваясь на работу, знакомясь с потенциальными партнерами и вообще с людьми, которые нам интересны и от которых можем и хотим получить какую-то выгоду (думаем, вы согласитесь с нами, что таких ситуаций в жизни предостаточно, и скромничать не стоит), мы должны уметь создавать о себе правильное впечатление – такое, какое нужно именно нам. Оно позволяет влиять на людей, побуждать их к определенным действиям и т.д. И для создания такого впечатления, пожалуй, лучшим способом служит самопрезентация.

«Естественная» и «искусственная» самопрезентация

Любопытно то, что самопрезентации мы проводим буквально каждый день своей жизни. Несмотря на то, что об этом мы можем даже не подозревать, проекты презентации себя уже заложены в нашем подсознании. Так, подбирая для себя имидж, надевая ту или иную одежду, проявляя конкретные манеры и стиль общения, мы претворяем эти проекты в жизнь.

Этот феномен называется «естественной самопрезентацией», т.к. мы реализуем ее на автомате. Однако далеко не всегда она эффективна, а потому требует коррекции с помощью наших собственных усилий. Такая самопрезентация – осознанная, спланированная, подчиненная конкретному алгоритму – это «искусственная самопрезентация». И вот как раз ей должен овладеть каждый, кто ставит перед собой задачу научиться классно преподносить себя.

Важность навыка самопрезентации

В процессе общения с другими людьми мы всегда стараемся продемонстрировать себя как можно лучше. И это не мудрено, ведь живое общение рассказывает о человеке намного больше, нежели тысячи заполненных анкет или банальное перечисление своих положительных качеств.

Когда вы взаимодействуете с каким-то человеком, в особенности, если этот человек профессиональный интервьюер или, к примеру, менеджер по персоналу, ваш образ мышления, умение рассказать о себе и манеры – это то, на что он обратит свое внимание в первую очередь. И основная задача самопрезентации состоит в том, чтобы показать себя целостной и взрослой личностью.

Конечно же, всегда нужно помнить о том, что эффективным подспорьем к самопрезентации являются адекватный ситуации внешний вид, уместное поведение, тактичность, грамотность и уверенность в себе, а также следование правилам этикета. Поэтому в любой ситуации, когда вы знаете, что вам предстоит рассказать о себе кратко, постарайтесь заблаговременно позаботиться об этих вещах, и надлежащим образом подготовиться. Остальное – дело техники.

Подготовка – залог успешной самопрезентации

Началом любого общения служит знакомство, и от того, насколько хорошо оно прошло, будет зависеть все общение в дальнейшем. Если вы устраиваетесь на работу, и знаете, что ваша кандидатура будет выставлена на конкурс; если вы беседуете с перспективным заказчиком, для которого в дальнейшем будете разрабатывать дизайн сайта; если поступаете в престижный международный вуз и т.д. – нужно иметь в виду, что все это часть вашей жизни, а потому на стоит судорожно грызть ногти или начинать курить одну за одной.

Все, что нужно сделать накануне предстоящего знакомства, – это продумать наиболее подходящий вариант преподнесения информации о себе. Для этого нужно в деталях проработать все сведения, касающиеся предмета будущего разговора. Ваш рассказ о себе должен быть продолжительностью всего в несколько минут, но в него нужно умело включить все, что касается вашего опыта и личных достижений. Мы рекомендуем составлять структурированный план рассказа и писать короткие сочинения о себе.

Имейте в виду, что внимание должно быть акцентировано на конкретных фактах, а не на пространных размышлениях. Первостепенные факты, как и следует понимать, имеют первостепенное значение. Не менее полезно побродить по интернету, чтобы понять, что является наиболее ценным для человека или группы людей, с которыми предстоит общаться. Полученная информация может послужить основой самопрезентации, дополненной фактами из вашей личной и профессиональной жизни. Также не будет лишним познакомиться с дополнительными материалами:

  • 10 самых распространенных ошибок на собеседовании
  • Интересные задачи, которые задают на собеседовании

Навык представления себя важен и для студента, и для специалиста, и для бизнесмена, и для фрилансера. И от того, насколько тщательно вы будете готовиться и прорабатывать структуру своего рассказа, зависит ваш успех уже в полевых условиях. Кстати, на эту тему есть одно небольшое видео от тренера по ораторскому искусству Дмитрия Бузовского.

Но подготовка – это далеко не гарантия удачного представления себя, и нужно знать, как профессионально продемонстрировать лучшие черты собеседнику, чтобы серьезно повысить свои шансы на успех. В этом вам помогут семь золотых правил самопрезентации.

7 золотых правил самопрезентации

Встреча назначена, вы к ней подготовились, и наступает момент икс – когда долгожданная, но волнующая самопрезентация становится не чем-то, маячащим на горизонте, а реальностью. Первым делом нужно правильно эмоционально настроиться: поверить в свои силы и успех и «включить» уверенность в себе.

Что касается конкретно поведения, то здесь есть несколько основных критериев:

  • Категорически нельзя опаздывать на встречу
  • Поставить телефон на беззвучный режим
  • Проявлять доброжелательность
  • Поддерживать и грамотно вести диалог
  • Проявлять сдержанность
  • Ни в коем случае нельзя кричать или быть излишне эмоциональным
  • Рассказывать о себе кратко и по делу

Чуть позже мы приведем образец самопрезентации, в котором тоже будут перечислены важные нюансы, а пока остановимся на наших семи золотых правилах.

Правило первое – первые 7 секунд

Соблюдение этого правила поможет вам сформировать о себе правильное первое впечатление. Помните, что человек (аудитория) начнет вас оценивать, как только вы окажетесь в поле его (ее) зрения. Чтобы показать себя достойно, нужно контролировать осанку и не сутулиться, держать голову прямо, а плечи – расправленными. Взгляд и голос должны быть уверенными, а рукопожатие – крепким. В принципе, этого достаточно, но есть и несколько психологических хитростей, о которых можно почитать в нашей статье «Как произвести хорошее впечатление».

Правило второе – первые 30 секунд

Второе правило позволит вам расположить собеседника к себе. Его суть ­– в простейших вещах. Во-первых, на вас должна быть одежда, соответствующая принятому дресс-коду и ситуации. Для любого человека (студента, предпринимателя, бизнес-тренера и т.д.) оптимальным вариантом станет деловой стиль: туфли, брюки (деловая юбка), рубашка (галстук – не обязателен), пиджак. Не стоит надевать на себя лишние аксессуары – вполне хватит часов, обручального кольца и/или сережек.

Во-вторых, ваша одежда должна быть наглаженной и чистой, туфли – начищенными, дыхание – свежим. Не возбраняется пользоваться хорошим парфюмом. И, в-третьих, начав говорить, следите за тембром своего голоса: важно, чтобы вы не хрипели, не кряхтели, не «писклявили» и т.д. Все эти вещи позволят дополнить образ, сложившийся у человека за первые семь секунд, и станут демонстрацией того, что с вами стоит вести беседу.

Правило третье – грамотный рассказ о себе

Самопрезентация, пример которой мы приведем в конце статьи, наглядно покажет вам, как и что следует говорить, а пока укажем на теоретические основы.

Повествование на тему своей личности, как ни крути, является проявлением профессионализма. Если вы заблаговременно проработаете небольшую историю о своих умениях, достижениях и опыте (а также составите хорошее резюме при необходимости), то сможете за считанные минуты донести самое важное до собеседника.

Можно оперировать цифрами, датами, процентами и указывать на достигнутые в прошлом результаты и личные достижения. Полезно употреблять совершенные глаголы, такие как «улучшил», «добился», «разработал», «внедрил» и т.д., т.к. они помогут подчеркнуть законченность ваших действий и полученный результат. А для возбуждения интереса к вашим словам уместно рассказать одну-две истории из профессиональной и/или личной жизни.

В заключение вашего повествования у собеседника должно сформироваться о вас представление, как о человеке, с которым стоит иметь дело, который добивается целей, не боится работы; как о человеке, полезном для сотрудничества и даже незаменимом. Более всего это важно, если, например, кандидатуры выставляются на конкурс.

Правило четвертое – невербальные средства общения

Самопрезентация – это не только словесное, но и невербальное общение. Это значит, что при общении с человеком вам нужно контролировать свои жесты, мимику, позы, другим словами – язык тела. Не нужно скрещивать руки или ноги, чересчур активно жестикулировать, постоянно ерзать на стуле, перебирать ручку в руках или грызть губы. Подобные вещи считаются признаком закрытости, нервозности, неумения контролировать себя, неуверенности и неготовности к ведению диалога.

Напротив, прямая осанка, уверенный взгляд, направленный в глаза собеседнику, спокойное поведение, умеренное кивание головой и уместная улыбка скажут о вас совсем иначе. Они покажут, что вам вполне комфортно, что вы быстро адаптируетесь к новым условиям, умеете находить общий язык и не теряете самообладания. А такой человек всегда интересен, и с ним хочется общаться.

Правило пятое – установление контакта

Для успешной самопрезентации важно не только внимательно слушать собеседника, умело преподносить себя и отвечать на вопросы, но и самому проявлять интерес к своему визави. Грамотное общение – это диалог, а это значит, что нельзя зацикливаться на себе. Поэтому нужно задавать вопросы на интересующую тему: например, о компании (если устраиваетесь на работу), учебном заведении (если хотите стать студентом крутого университета), перспективах (если речь о партнерстве) и т.д.

Вопросы, задаваемые вами, помогут создать положительную атмосферу и оптимальный уровень первичного доверия и узнать новую информацию. Многие люди боятся спрашивать о чем-то других, особенно, если они выше по статусу, пользуются большим авторитетом и занимают серьезные посты. Но это неправильно, ведь вы, можно сказать, продаете свои умения и навыки, свой опыт, а значит, и цена должна быть соответствующей.

Правило шестое – ответы на вопросы

Вероятнее всего, презентуя себя, вы столкнетесь с вопросами, и это не должно стать для вас неожиданностью. Чтобы грамотно отвечать, когда вас о чем-то спрашивают, вы в первую очередь должны быть специалистом в той области, о которой идет речь, и разбираться в деталях. Следует избегать голословности, необоснованных суждений и скоропостижных выводов. Хорошие ответы – это ответы четкие и по делу, без лишних подробностей и пространных рассуждений. Если что-то захотят уточнить, вы не останетесь в неведении.

Если вас интересует конкретно тема приема на работу, можете почитать наши статьи (также эти материалы будут полезны и для студентов):

  • Поведенческие вопросы на современном собеседовании
  • Подготовка к вопросам на собеседовании

Правило седьмое – завершение презентации

Завершение самопрезентации – это своеобразное заключение сделки. Когда вы презентуете товар или услугу, вы завершаете сделку, подводя клиента к принятию решения о покупке. Точно так же и здесь – вы мотивируете человека иметь с вами дело. Спросите, какие перспективы могут вас ждать, когда ждать звонка, планируется ли новая встреча.

Скажите еще раз несколько слов о том, зачем и почему с вами стоит сотрудничать, какие выгоды собеседник получит, если согласится на это. И, конечно же, не забывайте благодарить людей за уделенное вам внимание, а если общение доставило вам удовольствие, не стесняйтесь это демонстрировать доброжелательной улыбкой и парой приятных слов на прощание.

Мы же с вами пока не прощаемся, но предлагаем немного отдохнуть от чтения и посмотреть интересное видео, где предприниматель Александр Каштанов и психолог Дмитрий Шкарин рассказывают, как выгодно продавать себя на собеседовании.

Надеемся, вы еще больше настроились на позитивную волну, и можете смело идти дальше. И теперь мы хотим познакомить вас с образцом самопрезентации, который вполне может послужить универсальной шпаргалкой на тему того, что нужно и чего не стоит делать, рассказывая о себе.

Образец самопрезентации

Этот образец составлен на примере собеседования при трудоустройстве на работу, но его можно применять и для других ситуаций, ведь любая самопрезентация, как и собеседование, представляет собой встречу и беседу с людьми, общение с которыми преследует определенную цель.

Во время этого общения людям необходимо понять, насколько они подходят друг к другу, устраивает ли их то, что они друг другу предлагают, возможна ли какая-то дальнейшая совместная деятельность. Повлиять на перспективы могут даже, казалось бы, самые незначительные детали. Исходя из этого, есть оптимальный порядок действий для самопрезентации и вещи, которых не нужно делать, рассказывая о себе, ни при каких обстоятельствах.

Порядок действий для самопрезентации:

  • Представьтесь
  • Улыбнитесь
  • Расскажите о себе, своем опыте и навыках
  • Расскажите о своих успехах и достижениях
  • Расскажите о своих целях и устремлениях
  • Объясните, почему вы предлагаете свои навыки и свое время (почему хотите работать именно в этой компании, учиться именно в этом институте, сотрудничать именно с этим человеком и т.д.)
  • Расскажите о том, в чем состоят выгоды сотрудничества с вами (что вы можете дать, почему вы уникальны и т.п.)
  • Поблагодарите за уделенное вам внимание

Если будет необходимость, а ситуация будет располагать к более доверительной беседе (а также, если будут заданы соответствующие вопросы), можно немного рассказать о семье и увлечениях, как проводите досуг и других вещах личного характера. Не забывайте, что в самопрезентацию можно смело включать интересные истории из своего личного опыта.

Кроме того, проводя такую презентацию, вы должны постараться исключить возможные ошибки. Вкратце расскажем о самых распространенных из них.

Основные ошибки в самопрезентации

Всего мы выделили десять главных ошибок в самопрезентации. В некоторой степени мы уже их касались, но сейчас поговорим более конкретно. Вот эти ошибки:

  • Избегать зрительного контакта, т.е. смотреть не в глаза своему собеседнику или аудитории, а бегать взглядом по помещению, смотреть на текст, в окно и куда угодно вообще. Отсутствие зрительного контакта – это признак неуверенности в себе или каких-то скрытых мыслей, что сказывается на самопрезентации отрицательно.
  • Говорить «ни о ком». Например, вы начинаете так: «Мое прошлое место работы – компания «Вася и Ко». Там я был менеджером по персоналу. Менеджер выполняет функции…» и дальше продолжаете о функциях. Но здесь теряется объект презентации, т.е. вы. Нужно делать примерно так: «Я занимался подбором претендентов на разные должности и проводил собеседования. Также я анализировал кандидатов, обсуждал результаты с начальством…» и т.д. Самопрезентация – это рассказ о себе – помните об этом.
  • Применять один и тот же шаблон самопрезентации. Разные ситуации требуют разного подхода: презентовать себя работодателю – это одно, друзьям – это другое, партнеру – третье. В зависимости от особенностей каждого конкретного случая, продумывайте и речь, и манеру поведения, и информацию, которую будете преподносить.
  • Употреблять слишком много отрицательных слов и выражений. Частица «не» воспринимается людьми на подсознательном уровне негативно. Если вы будете вставлять в свой рассказ много «не», вашему собеседнику это не понравится, и он сам, возможно, даже не поймет почему. Продумывайте повествование так, чтобы в нем не было отрицательных высказываний, и общаться станет намного проще.
  • Использовать закрытые позы. Мы уже упоминали о невербальных средствах общения. Скрещенные руки и т.п. – символ закрытости, защиты и неуверенности. Это признак нервозности и страха. Используя подобные жесты и позы, вы обрекаете себя на провал, поэтому стремитесь к открытому общению и применению невербальных сигналов о готовности к нему.
  • Суетиться и много жестикулировать. Об этом мы тоже говорили, но все же напомним. Такие проявления как ерзанье на стуле, кручение ручки, сгибание скрепок, наматывание волос на палец и т.д. служат признаком нервозности, суетливости, спутанности мыслей. Причем такие проявления могут иметь место, даже если мы этого не замечаем. Будьте внимательны к тому, что делаете, когда презентуете себя.
  • Не понимать цели самопрезентации или вовсе ее не ставить. Если нет цели, речь и действия становятся бессмысленными, т.к. не имеют четкого направления. Отсюда и неловкие движения, и неудобные паузы, и мандраж. Слушать такого человек не очень приятно. Но чтобы этого избежать, нужно просто ясно понимать, ради чего устраивается самопрезентация, и какого результата вы хотите достичь.
  • Игнорировать потребности собеседника или аудитории. Еще перед началом самопрезентации вам желательно узнать, что интересно тому или тем, перед кем вы предстоит выступать, чем вы можете ему или им помочь, в какой форме лучше преподнести информацию о себе. И тут вновь речь о разных категориях людей – самопрезентация для студента и презентация для преподавателя (или кого-то другого) – это две разные вещи.
  • Приукрашивать информацию. Все, что вы говорите, должно соответствовать реальному положению дел. Рассказывая о себе, не говорите о том, чего не знаете, чего не было, чего не происходило с вами. Даже если вы сможете добиться первоначально успеха, применяя такую тактику, в дальнейшем все в любом случае встанет на свои места. Нужно просто знать о своих преимуществах и умело их преподносить.
  • Не реагировать на то, что происходит в процессе самопрезентации. Когда вы рассказываете о себе, оставайтесь внимательны и к собеседнику или аудитории. Если чувствуете, что собеседник утомился, сделайте перерыв, если видите, что ему стало плохо, узнайте, все ли в порядке и т.д.

Возьмите на заметку также несколько вещей, которых не следует делать в процессе самопрезентации:

  • Не стоит затрагивать негативный опыт (на старой работе, с бывшими коллегами, в прошлой компании и т.д.)
  • Не стоит отрицательно отзываться о людях (бывшем начальнике, коллегах, клиентах и т.д.)
  • Не нужно отвечать на телефонные звонки
  • Нельзя торопить собеседника и указывать на нехватку времени
  • Не рекомендуется отвечать на вопросы фразами типа: «Я не знаю», «Мне трудно решить», «Я не могу» и т.п.
  • Не нужно делать или говорить что-то, что может указать на ваш непрофессионализм и некомпетентность
  • Не стоит говорить о том, что вы нервничаете или чувствуете себя не в своей тарелке
  • Ни в коем случае нельзя ругаться, кричать, скандалить, даже если вам что-то показалось неприятным или оскорбительным
  • Не нужно рассказывать о своих проблемах или сложных семейных обстоятельствах (давить на жалость, оправдываться)
  • Не следует бояться задавать вопросы и отмалчиваться
  • Если речь о трудоустройстве, то нежелательно спрашивать об отпуске и перечне предоставляемых льгот, указывать на неподходящий график, интересоваться, что бывает за опоздания или прогулы, а также говорить о том, что прием на эту работу для вас – вопрос жизни и смерти

И в качестве заключения и небольшого дополнения к вышесказанному приводим довольно простой, но очень хороший пример самопрезентации, в котором нет ничего лишнего, но есть все необходимое.

Пример простой самопрезентации

Давайте снова возьмем ситуацию с трудоустройством. Представьте, что вы – работодатель. Вы приглашаете в свой кабинет кандидата на свободную должность. Самопрезентация хорошего кандидата будет выглядеть примерно так:

­– Добрый день. Меня зовут Владислав Игнатьев. Я занимаюсь программным обеспечением. В этой сфере я работаю уже десять лет. Недавно я прошел несколько курсов повышения квалификации.

Окончил политехнический университет. Несмотря на то, что туда я пошел по настоянию родителей, со временем обучение там стало мне очень интересно, и изучению разработки ПО я стал посвящать все свободное время.

Я разбираюсь в методологии тестирования и практик тест-дизайна, знаю языки программирования Java, Python, PHP. Свободно работаю с TFS, SNV и другими системами контроля версий, а также с системами баг-трекинга.

На прошлом месте работы я проводил и автоматизировал тестирования, работал в одиночку и команде, в деталях изучил несколько систем управления проектами, такие как Kanban, Scrum, Agile, PRINCE2 и еще несколько.

Вы, наверное, хотите узнать о моих сильных сторонах, поэтому я сразу скажу, что люблю решать проблемы и с удовольствием это делаю, умею мотивировать и дисциплинировать себя сам. Могу эффективно работать один, но прекрасно работаю и в команде, в том числе и в роли руководителя. Легко нахожу общий язык с людьми, быстро адаптируюсь к изменениям.

Что касается моих слабых сторон, то я не хотел бы о них говорить, хотя они, конечно же, как и всех, есть и у меня. Тем не менее, я всегда за саморазвитие, обучение и улучшение своих личных качеств и профессиональных навыков. Всегда стремлюсь к самосовершенствованию.

Первостепенная задача для меня – это приношение пользы людям вообще и компании, где я работаю, в частности. Сюда же могу отнести карьерный рост. А если говорить о долгосрочных целях, то я был бы рад стать одной из причин, по которым ваша компания продолжит достигать успехов и оставаться лидером на рынке. Работать с вами мне было бы очень интересно.

Думаю, что на этом хватит обо мне. Благодарю за возможность рассказать о себе.

На такую самопрезентацию у вашего кандидата уйдут считанные минуты, а вы, вероятнее всего, запомните его как минимум на несколько часов, особенно, если он не допускал ошибок и придерживался рассмотренных правил.

Как видите, в самопрезентации нет ничего запредельного и суперсложного. Важно лишь уяснить суть и немного попрактиковаться. Тогда и успех станет ваш верным спутником, чего мы вам искренне и желаем. Будьте успешны и добивайтесь целей!

Ключевые слова:1Риторика

Основные исследования самопрезентации отвечают на вопросы: почему люди занимаются самопрезентацией, всем ли в одинаковой степени свойственно стремление к самопрезентации, какие стратегии и техники используются в процессе самопрезентции.

Традиционно выделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами – мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

Первое систематическое исследование феномена самопрезентации провел американский социолог И.Гофман. Предложенная Гофманом концепция социальной драматургии подробно описана в книге «Представление себя другим в повседневной жизни», ставшей признанной монографией по проблеме самопрезентации. Проведенный Гофманом подробный теоретический анализ не только сделал самопрезентацию предметом социально-психологических исследований, но и задал некоторые направления разработки этой проблематики. В частности, большое внимание И.Гофман уделил описанию различных приемов, используемых субъектом для контроля за впечатлениями, которые он производит на аудиторию.

Мотивационные теории анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых направлена самопрезентация. Так, по мнению Е.Джонса и Т.Питтмана (1982), в основе процесса самопрезентации лежит мотив власти, т.е. стремление поддержать и расширить влияние в межличностных отношениях.

Р.Аркин (1981) и А.Шутц (1998) рассматривают самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения и мотивации избегания неудачи и выделяют в соответствии с этими мотивами приобретающую самопрезентацию и защитную самопрезентацию. Для приобретающей самопрезентации характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами). Защитная самопрезентация чаще всего не осознается и проявляется в том, что субъект выбирает неадекватную для решения своих задач среду: либо руководствуясь заниженными требованиями, либо — непомерно высокими.

Личностные теории самопрезентации акцентируют внимание на личностных характеристиках субъекта самопрезентации, т.е. пытаются выявить индивидуальные особенности, связанные со склонностью субъекта управлять впечатлением о себе у партнера по взаимодействию. Среди таких индивидуальных особенностей выделяют, в частности, публичное самосознание (А.Фенигстейн, 1987) и самомониторинг (М.Снайдер, 1987).

Ситуационные теории самопрезентации рассматривают те детерминанты самопрезентации, которые связаны с особенностями ситуаций взаимодействия. Так, М.Лири и Р.Ковальски (1990) связывают самопрезентацию с такими характеристиками ситуации как степень публичности, значимость целей взаимодействия для субъекта, зависимость от объекта самопрезентации и др. Б.Шленкер (2003) отмечает, что большое значение для регуляции процесса самопрезентации имеют нормы и правила взаимодействия, принятые в данной культуре или социальной группе.

Согласно современным теориям самопрезентация является полимотивированной активностью, поэтому можно утверждать, что в основе самопрезентации в зависимости от конкретной ситуации и от личностных особенностей субъекта может лежать мотив власти, мотив самоконструирования и поддержания позитивной самооценки, мотив самовыражения, самораскрытия, мотив достижения или избегания неудачи и другие базовые мотивы личности.

В соответствии с тремя группами теорий мы можем выделить три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации.

Наиболее крупной единицей анализа самопрезентации является стратегия самопрезентации. Стратегия самопрезентации соответствует мотивационному уровню и характеризует самопрезентацию как отдельную деятельность.

Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации — те конкретные поведенческие приемы, которые используются субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории (например, если перед субъектом стоит цель – казаться привлекательным, то он будет льстить, демонстрировать благосклонность и т.д.) Тактики характеризуют самопрезентацию как действие.

Наиболее мелкой единицей анализа самопрезентации является техника самопрезентации как способ предоставления информации о себе. Техника самопрезентации характеризует самопрезентацию как операцию. Описываемые в литературе техники самопрезентации могут быть самыми разнообразными: от контроля за собственным внешним видом (манеры, одежда и др.) до использования имиджа других людей в собственных целях (непрямые техники «купание в лучах чужой славы» и «вредительство»).

Все техники самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные. К невербальным техникам относятся внешний вид, одежда, манера держаться, обстановка и др. Вербальные техники самопрезентации бывают непрямыми, как, например, использование информации о других людях и «озвучивание» своих аттитюдов, и прямыми. Прямые техники самопрезентации – это самоописания через личностные и социо-ролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни.

Особенности стратегий, тактик и техник самопрезентации определяются в соответствии с тем уровнем процесса, которому они соответствуют: выбор стратегии определяется в большей степени особенностями мотивационной сферы субъекта и личностными особенностями, в то время как выбор техники осуществляется на ситуационном уровне.

Таким образом, все существующие на данный момент подходы к рассмотрению явления самопрезентации можно разделить на три группы: мотивационные, ситуативные теории и теории, объединяющие в себе основные положения первых двух групп. В контексте деловой самопрезентации в рамках данной работы следует уделить особенное внимание третьей группе теорий (как самым современным). И, в первую очередь, ознакомиться с целевым уровнем самопрезентации на примере связи мотивов самопрезентации с имиджем делового человека.

Любой проект начинается с презентации не только товара или услуги, но и самого себя. Произвести приятное впечатление, и главное, запомниться может каждый, если будет применять правила нетворкинга.

Уделите время этому вопросу один раз и забудьте о неловких моментах при знакомстве.

В этом видео разберем основные моменты, которым стоит уделить внимание.

Закрепляем материал

Текстовый вариант видео

Здравствуйте! Это Максим Чернов, автор блога pronetworking.ru и этого youtube-канала. И сегодня вы узнаете, как ярко, кратко и лаконично составить свою самопрезентацию и рассказать другим людям о себе. Поехали.

Где может использоваться самопрезентация? Ну, очевидно, если вы приходите на какое-то мероприятие, где гости этого мероприятия знакомятся друг с другом, например, они встают и представляются, рассказывают в течение 15-20 секунд о себе, вы можете применить свою самопрезентацию. Либо если вы приходите собеседоваться на какую-то вакансию, и вас просят рассказать о себе. И даже если вы приходите на встречу с инвестором, искать деньги для своего проекта, вам тоже очень часто надо рассказать незнакомому человеку, который про вас не знает, кратко, ярко, лаконично о вас. Ваша задача в каждом из этих случаев – запомниться человеку. Не продать ничего, в первую очередь, не рассказать из какой вы компании, не просто проинформировать человека, а именно запомниться.

Что для этого нужно делать? Подумайте перед тем, как вы будете представляться, что вы скажете. Чтобы это не выглядело: «Ааа, меня зовут, эээ, Максим. Эммм… Я… аммм… Я инженер по образованию. Аммм….Здравствуйте!…. хочу поблагодарить вас всех… эммм.. за то, что вы слушаете меня». Подумайте, что вы скажете. В зависимости от формата, от того, сколько секунд или минут у вас есть. Вы можете порепетировать дома, сделать это перед зеркалом. Вам не нужно заучивать скрипт слово в слово – то, что вы будете говорить. Но примерно накидайте пару вариантов презентации: чуть подольше и чуть поменьше, что вы скажете.

Что вы хотите передать? О том, где вы работаете? О том, какая у вас должность? О том, чем вы занимаетесь в свободное время? Подумайте перед тем, как делать самопрезентацию. Говорите про компанию-работодателя и про должность, если они имеют ценность. Если вы работаете в известной компании, если вы работаете на высокой должности, сделайте фокус на этом. Это, скорее всего, будет цеплять. Если у вас есть какие-то суперинтересные текущие проекты — скажите об этом. И ваша задача — не рассказать вообще обо всем, о чем только можно, вывалить всю информацию на людей, а зацепить их — сделать так, чтобы они интересовались вами.

Что должно быть в вашей подаче, когда вы делаете самопрезентацию? Будьте энергичны. Даже если у вас в принципе не очень много энергии, вот в эти 20-30 секунд или минуту, сколько у вас есть, сделайте так, чтобы вы были более энергичны, чем в целом в жизни. Есть такое правило в продажах: когда вы что-то продаете, вы должны быть чуть более эмоциональны, чем человек, который напротив вас. Поэтому соберитесь с силами и сделайте так, чтобы вы были чуть более энергичными, чем публика, сидящая вокруг вас.
Второе – артикуляция. Постарайтесь в эти секунды вашей самопрезентации все четко выговорить. Если у вас скомканная речь в целом – ничего страшного. Бывает. Это можно исправлять. Но когда вы презентуете себя, сделайте так, чтобы вы звучали четко.

Смотрите людям в глаза. То есть, когда вы говорите про себя, не надо, опустив голову, смотря в пол, рассказывать о том, какой вы молодец. То есть это можно сделать, но это будет не очень хорошо. Посмотрите нескольким людям в глаза, необязательно всем, тем, которые вас слушают. Повернитесь сюда, повернитесь туда – так будет гораздо ярче.

Есть универсальный скрипт, которым можно пользоваться, когда вы делаете самопрезентацию. Можно сказать: «Я помогаю кому-то делать что-то для того, чтобы…». Не важно — работаете вы на себя или по найму, вы всегда это можете сделать. «Я помогаю компаниям из такой-то отрасли максимально выгодно тратить их рекламу». Если вы даже сделаете так, это уже будет лучше, чем у 90% людей. Потому что большинство людей говорит: «Здравствуйте! Меня зовут так-то, так-то. Я повар» или «Я занимаюсь тем-то». Это 2 самые стандартные фразы, которые люди все говорят. Выделитесь немножко. Помните, что я говорил в начале? Ваша задача в самопрезентации – запомниться.

Итак, давайте просуммируем. Подготовьтесь. Помните, о чем вы будете говорить. Поработайте над вашей подачей, чтобы звучать ярко. И проработайте скрипт, по которому вы будете говорить. Все. Если вы это сделаете, ваша самопрезентация будет очень-очень классной, вы будете отличаться от большинства людей, которые представляют себя другим людям.

С вами был Максим Чернов, автор блога pronetworking.ru. Пока!

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *