РЖД монополист или нет?

  • автор:

В наше время вопросам искусственных и естественных монополий уделяется достаточно много внимания, так как существует устойчивая точка зрения, что монополия в период развития постиндустриального общества , когда особенно остро обсуждаются вопросы свободы и равенства являются пережитком прошлого , с которым необходимо бороться, освобождая дорогу для малого и среднего бизнеса , способного вывести экономику страны на принципиально новый уровень . Однако не смотря на вполне обоснованные и теоретически доказанные выводы ученых и специалистов практиков о том, что монополии в настоящее время скорее сдерживают, чем инициируют инновационное развитие экономики, они по прежнему играют существенную роль в экономической и социальной жизни общества как в России, так и за рубежом. Не смотря на положительный опыт и высокий уровень развития многих зарубежных экономических систем, вступивших в борьбу с монополиями методами государственного регулирования и реструктуризации , наша страна не спешит прибегать к радикальным мерам. Россия особенная страна и исторический путь становления структуры ее экономики накладывает отпечаток на сегодняшнюю реальность, в которой монополии регулируются, но в то же время и значительно поддерживаются .

Причина отличий судьбы монопольных объединений нашей страны и зарубежных стран кроется в самой сущности их появления. В США, странах Западной Европы многие отрасли промышленности начинали свою деятельность в условиях свободной конкуренции, далее путем объединения и поглощения независимых фирм шло формирование зарубежных монополистов. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, концентрировавший большое количество капитала и контролировавший производство продуктов данной отрасли. Перед Россией начала XX века, по словам министра финансов С.Ю. Витте, стояла задача быстрого превращения в индустриальную страну для преодоления экономического отставания от стран Запада. Страна стремилась к данной цели преимущественно за счет крупных монополий и их производства. В то же время уже в 1890 году конгрессом США был принят первый акт антитрестового законодательства – Закон Шермана– против монополии в торговле и коммерческой деятельности. Так как в то время в этой стране 2/3 американской промышленности были под контролем 600 крупнейших фирм и принцип веры американского индивидуализма – равенство возможностей перестал существовать .

Россия во все времена была большой страной и изобиловала природными ресурсами, поэтому принцип управления было легче осуществлять, когда в стране находилось небольшое количество крупных предприятий. Поэтому монополии играли связующую роль в национальной экономике, обеспечивая целостность и устойчивость экономической системы. Так, в конце 1980-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции . В современной России целостность и устойчивость экономической системытакже основывается на естественных монополиях. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса.

Известно, что монопольная власть крупных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями . Свобода установления цен и выбора объемов производства дают возможность менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести игру в сторону личного обогащения. Поэтому иногда можно обнаружить несоответствие законодательно закрепленного определения сфер деятельности естественной монополии и того, на что ее деятельность распространяется в действительности. В федеральном законе Российской Федерации №147 «О естественных монополиях» акцентируется внимание на стратегической значимости, сетевом характере производства и доставки благ российских естественных монополи. Они представляют собой огромные холдинги, вертикально интегрированные структуры, объединяющие производство, обработку, доставку и реализацию товаров и услуг. Цены естественных монополий в значительной степени влияют на внутренние цены во всех отраслях и оказывают большое влияние на формирование отечественного внутреннего рынка, так как данные предприятия, контролируют такие отрасли, как нефтяная и газовая, электроэнергетика и газоснабжение, железнодорожных перевозок, и так далее. Иными словами стоимость продуктов их деятельности ложится в основу издержек любого предприятия.

В нашей стране, в экономике которой значительную долю занимают естественные монополии, достаточно много внимания уделяется регулированию данной сферы. Государство занимается непосредственным установлением цен на продукцию естественных монополистов, регулирует тарифы, занимается мониторингом деятельности фирм, доля которых на рынке превышает 35%. В общем, стремясь к построению развитой рыночной экономики и не желая отставать от прогрессивных зарубежных стран, правительство России создает законодательную и институциональную основу защиты потребителей. Самой кардинальной мерой, применяем для создания свободной конкурентной экономики, является реструктуризация, которая в нашей стране имеет неоднозначные последствия .

Наиболее представительными естественными монополиями в России являются ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». В настоящее время только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС России» – была подвергнута глубокой реструктуризации, за счет выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний. То есть теперь энергия поступает не напрямую через ее производителя, а через посредника и технологическое единство ЕЭС, делавшее ее системой, перестало существовать. Все бы ничего, но целесообразность такой реформы вызывает много вопросов, так как конечные цены на электроэнергию в нашей стране резко подорожали из-за злоупотреблений именно этих посредников (рис.).

Рисунок – Индексы цен в экономике РФ в период с 2008 по 2011 гг.

Однако справедливости ради нужно отметить, что цены на газ как для предприятий, так и для населения тоже выросли ми продолжают расти, при том, что у ОАО «Газпром», с его вертикально-интегрированной структурой , посредников нет. Естественно такая ситуация вызывает обоснованное возмущение потребителей, систематически обращающихся с жалобами в Федеральную службу по тарифам (табл.1).

Таблица 1 – Количество обращений граждан в Федеральную службу по тарифам за 2014 год

Обращения граждан 2013 год 2014 год
Поступило обращений, заявлений граждан в ФСТ России 3391 3103
Характер обращений (по вопросам):

рост тарифов на электрическую энергию

949 725
рост цен на природный газ 259 492
рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги 1928 1656
рост тарифов на услуги связи 52 59
рост тарифов на транспортные услуги 140 121
по другим вопросам 63 50

Таким образом, не смотря на государственное регулирование цен естественных монополий, они все же растут, и далеко не низкими темпами, что вызывает вопрос, связанный с поиском причин такого привилегированного положения монополистов в нашей стране.

Причины здесь скорее кроются в участии российских естественных монополий в реализации внешнеэкономической и внешнеполитической политики государства. Место и роль естественных монополий в российской экономике определяется, прежде всего, их функциями.Одной из важнейших функций является создание престижа страны на международной арене. Например, среди факторов, определяющих устойчивость позиций ОАО»Газпром» на мировом рынке, признана уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов . В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система еще не достаточно развита. «В2013 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 161,5 млрд. куб.м газа. Около 23% поставок газа на европейский рынок обеспечили в2013г. газопроводы «Голубой поток» и»Северный поток»». «Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности» .

Так же известно, что Российская Федерация – страна, занимающая достаточно большую территорию, жителей которой необходимо обеспечивать продуктами питания, электричеством, топливом и т.д. Преимущества крупных фирм состоит еще в том, что они способны осуществлять массовое производство, в масштабах всей страны. Даже в США 34% мелких фирм производят всего 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств – 32% .

Естественные монополии, обладающие большим ресурсным потенциалом и достаточными финансовыми возможностями, должны двигать экономику нашей страны вперед, всячески помогать ее интенсивному развитию и способствовать поднятию качества жизни граждан. Например, крупнейшим социально ориентированным проектом ОАО «Газпром» является программа газификации регионов РФ. В 2005–2013 годах общий объем инвестиций «Газпрома» в газификацию российских регионов составил 214 млрд. руб. В 2013 году завершено строительство 170 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 2,5 тыс. км, позволяющее обеспечить газоснабжение 321 населенного пункта в 41 регионе России. В2013 году «Газпром» направил на газификацию российских регионов 33,9 млрд. руб. Объем финансирования газификации России был увеличен почти на10% по сравнению с 2012 годом. В программе газификации примут участие 69 субъектов РФ, в том числе регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, где реализуется Восточная газовая программа.

Так же можно выделить бюджетообразующую функцию, так как естественные монополии вносят ощутимый вклад в формирование ВВП страны и являются крупнейшими налогоплатильщиками (табл. 2). По данным Института проблем естественных монополий 2010 года 40% ВВП России создается за счет экспорта сырья. На долю ОАО «Газпром» приходится 1/5 всех поступлений в федеральный бюджет. Удельный вес всего нефтегазового сектора в доходах федерального бюджета 2010 года составила 48% . Удельный вес продуктов и услуг естественных монополий в производительном и непроизводительном потреблении составлял в 2011-2012 годах в среднем 10-13% ВВП.

Таблица 2 – Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

Таким образом, можно заключить, что естественные монополии действительно вносят ощутимый вклад в формирование экономики нашей страны. Благодаря своему масштабу, большим амбициям и возможностям, они способны занимать лидирующие позиции на мировых рынках, в нашем случае ресурсных, и обеспечивать тем самым развитие экономики и общественной жизни внутри страны. Обладая большим потенциалом они способны развивать наукоемкие отрасли промышленности . Вклад естественных монополий в реализацию внешней политики государства действительно неоценим, что крайне актуально для РФ в настоящее время. Однако высокая роль и статус монополий в российской экономике позволяет им диктовать свои условия не только потребителям на внешнем и внутреннем рынке, но также правительству государства. Это выражается не только в формировании завышенных цен на их продукцию для конечных потребителей , но и в несправедливом перераспределении средств на поддержку отечественной экономики из национального бюджета, и даже Фонда национального благосостояния в пользу поддержки монополий . Такое перераспределение еще больше усугубляет ситуацию в других отраслях национальной экономики, субъекты которых лишены государственных субсидий на модернизацию и развитие , налоговых льгот и не имеют возможности развиваться при высоких переменных издержках на услуги все тех же естественных монополий. Такая ситуация ведет к неравномерности отраслевого развития РФ, что в том числе ухудшает экономическую безопасность государства .

Исходя из этого, можно заключить, что в настоящий период времени естественные монополии в РФ действительно играют очень важную социально-экономическую и политическую роль, однако их деятельность сопряжена с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы населения и других субъектов экономики РФ. Учитывая данные обстоятельства государственное регулирование монополий должно быть направлено, прежде всего, на сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. Также при правильно выбранной политике государства по стимулированию конкуренции и справедливому распределению государственных расходов может добиться максимально благоприятного эффекта от деятельности монополистов, не ущемляющей интересов других предприятий, функционирующих в высоко конкурентной среде.

Библиографический список

  1. Никулина О.В. Стратегические ориентиры инновационного развития экономики: монография – Краснодар: Просвещение – Юг., 2010 – 190 с.
  2. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика теория и российская практика – Москва: КНОРУС, 2011. 401 с.
  3. Плешакова М.В., Плешаков Г.Г. Основные направления развития среднего и малого бизнеса в России и за рубежом // Экономика: теория и практика. 2013. № 1 (29). С. 012-016.
  4. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ // Достижения вузовской науки. 2014. № 13. С. 154-160.
  5. Джуха В.М., Боев В.Ю. Формирование инновационной системы развития малого предпринимательства в рамках стратегического развития территории // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 37. С. 142-149.
  6. Никулина О.В. Тенденции развития современных предприятий в условиях динамичности и неопределенности внешней среды // Экономический анализ: теория и практика, 2008, №17 (122) – 2008, с.40-45.
  7. Козырь Н.С. Экономический механизм реструктуризации промышленных предприятий в системе управления капитализацией : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар, 2010.
  8. Листопад М.Е. Конкурентоспособность как определяющий критерий национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 22. С. 56-60.
  9. Абросимова О.Ю., Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012. Т. 4. № 4. С. 117-132.
  10. Малкина М.Ю., Абросимова О.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в современной России 2012г. ср. 117-132, – URL: (дата обращения 19.04.2015.)
  11. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика //Экономика: теория и практика. 2014. № 3 (35). С. 13-21.
  12. Малыгина А.А., Шнякин К.В. Естественные монополии в российской экономике – URL: (дата обращения 16.04.2015.)
  13. Коренькова Л.В., Козырь Н.С. Основные проблемы российской металлургической промышленности// Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 39. С. 107-112.
  14. Газпром сегодня – URL: (дата обращения 19.04.2015.)
  15. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов // Министерство Финансов Российской Федерации – URL: (дата обращения 19.04.2015.)
  16. Отчет о результатах деятельности в 2014 году и задачах на среднесрочную перспективу// Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), Москва 2015, URL: (дата обращения 18.04.2015.)
  17. Шевченко И.В., Логинов А.Е. Энергетические стратегии в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 6. С. 27-32.
  18. Стратегия // Официальный портал ОАО «Газпром» – URL: (дата обращения 18.04.2015.)
  19. Козырь Н.С., Полиди А.А. Теоретические основы управления капитализацией на основе реструктуризации// TerraEconomicus. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 128-130.
  20. Никулина О.В., Листопад М.Е. Реализация концепций формирования кластерной архитектуры инновационного развития экономики региона на основе обеспечения экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 168-173.
  21. Кузьминов А.Н., Джуха В.М., Филиппов С.В. Инструменты обеспечения технико-экономической устойчивости производственных систем // Вестник Донского государственного технического университета. 2012. Т. 12. № 1-2 (62). С. 173-181.
  22. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Польшикова К.С. Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз //Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 22-2. С. 191-197.
  23. «Роснефть» национального благосостояния // Коммерсант – URL: (дата обращения 19.04.2015.)
  24. Спирина С.Г. Комплексный финансовый риск: сущность и взаимосвязь с финансовой устойчивостью хозяйствующих субъектов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 252-254.
  25. Старкова Н.О., Дырий А.П. Анализ состояния современного рынка молока и молочной продукции в РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 627-631.
  26. Старкова Н.О., Мирзоян А.Р. Правовые основы осуществления государственных закупок в мировой практике // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 16. С. 189-194.
  27. Козырь Н.С. Теоретические основы и практические примеры процессов реструктуризации предприятий парфюмерно-косметической промышленности // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 317-320.
  28. Вукович Г.Г., Пащенко А.Б. Исследование механизмов экономической безопасности предприятия в условиях рецессии // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 2. С. 23–26.
  29. Мищенко Л.Я., Листопад М.Е. Организационно-методические основы формирования национальной инновационной системы и ее региональных компонентов // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С. 104-116.
  30. Спирина С.Г. Анализ социально-экономического развития Краснодарского края // TERRA ECONOMICUS. 2006. Т. 4. № 4-2. С. 273–277.

Все статьи автора «Старкова Надежда»

Мало кто знает, но на территории Российской Федерации полноценной железнодорожной инфраструктурой владеет не только ОАО «РЖД» и ее дочерние компании. Сегодня мы попробуем развеять миф о полной монополии госкорпорации над всеми поездами и их путями.

Один из журналистских «штампов», применимый к отечественным железным дорогам, это называть ОАО «РЖД» «государственной монополией». Это выражение обычно появляется, когда люди пишут статью или снимают видеосюжет про железные дороги и ищут замену для выражения «компания», чтобы долго не подбирать синоним. На самом деле ОАО «РЖД» и ее дочерние структуры – не единственные перевозчики в России, владеющие инфраструктурой.

фото А. Фролов

Сегодня мы познакомим наших читателей еще с несколькими компаниями, работающими на территории России, но с одной оговоркой – в список попали только те железнодорожники, которые помимо основного вида деятельности, осуществляют еще и пассажирские перевозки. Во-первых, так нагляднее, а во-вторых, чтобы не перегружать читателя лишними подробностями, в том числе и техническими.

Железные дороги Якутии

История ОАО «АК «ЖДЯ» свое начало берет еще в 90-е годы, во время строительства первых путей. Чтобы не углубляться в мотивы, просто скажем, что о необходимости строительства железной дороги на территории Якутии говорили еще в начале ХХ века, однако реализация проекта стала возможна только с продвижением на Восток Байкало-Амурской магистрали. Собственно, строители БАМа и начали прокладку пути, однако из-за экономических, политических и, что неудивительно, климатических условий это строительство растянулось на десятки лет, а полноценно перевозчик работать начал только в XXI веке.

Официально действующая сейчас линия «Железных дорог Якутии» – это дорога от станции Беркакит на юге республики, до станции Томмот и небольшое «ответвление» к угольному бассейну, которое было построено всего несколько лет назад. От Томмота до Нерюнгри регулярно ходит пассажирский поезд, отдельные вагоны которого на конечной станции перецепляют к поездам «Федеральной пассажирской компании», где они продолжают следование до Благовещенска, Хабаровска и даже Москвы. Что же касается грузоперевозок, то с юга на север идут товары первой необходимости для районов Крайнего Севера, с севера на юг идет уголь, добытый в районе станции Чульбас.

Станция «Томмот». Фото А. Фролов

Томмот – это маленький городок на юге республики Саха, на самом же деле железнодорожные пути доходят практически до столицы республики, но они до сих пор официально не были введены в эксплуатацию. Уже несколько лет якутские перевозчики используют ее по схеме «временной эксплуатации» — то есть для перевозки грузов первой необходимости. В итоге, построенные станции простаивают и пассажирских перевозок нет. Официально этот участок закончен на 94% во время строительства подрядчик, входящий в корпорацию «Трансстрой», начал процедуру банкротства и уже несколько лет в Арбитражных судах заказчик строительства – Росжелдор (Минтранс России) и подрядчик не могли решить, кто будет доделывать начатую работу. Однако не так давно объект посетил министр транспорта России Максим Соколов, который пообещал запустить пассажирские поезда уже летом 2018 года. Таким образом, люди будут доезжать до поселка Нижний Бестях, находящегося ровно напротив Якутска – на правом берегу реки Лена.

Акции ОАО «АК «ЖДЯ» принадлежат правительству республики Саха (Якутия), ОАО «РЖД» (в районе 40%) и миноритарным акционерам, управляется советом директоров.

Ямальская железнодорожная компания

История создания компании в Ямало-Ненецком автономном округе очень похожа на историю ЖДЯ с тем лишь отличием, что ее так и не достроили. Железнодорожные пути начали возводить еще в СССР, но в 90-е годы работы были приостановлены из-за прекращения государственного финансирования. В то же время начала развиваться нефе- газодобыча и сам регион богател, при этом недостроенные пути быстро приходили в негодность в условиях Крайнего Севера. Все это привело к созданию в 2003 году «ЯЖК», «отцами-основателями» которой стали руководство ЯНАО, существующее тогда Министерство путей сообщения, заинтересованные корпорации и частное лицо.

Вокзал в Новом Уренгое. Фото пресс-службы ЯЖК

По сути, железнодорожные пути строятся до сих пор, а ЯЖК использует несколько (порою разделенных) участков дороги (некоторые из них взяты в аренду) для грузоперевозок. В настоящий момент используется около 300 км путей, основной – от Нового Уренгоя до Ямбурга. Чтобы не вдаваться в ненужные для людей, далеких от отрасли, подробности, скажем, что пассажиров ЯЖК не возит, но обслуживает – в Новом Уренгое работают здания двух вокзалов – станции Коротчаево и, собственно, Новый Уренгой. Получается, что в кассе компании продадут билеты на поезда, которые обслуживают другие пассажирские компании – «ФПК», «ЖДЯ», «ТКС» и так далее.

Крымская железная дорога

Не будем кривить душой, если скажем, что эта компания, созданная в 2014 году, очень хочет соединиться в ОАО «РЖД». Об этом неоднократно говорили руководители самой ФГУП «КЖД» еще в самом начале своего «автономного пути», но есть одно непреодолимое пока препятствие – море. Вопрос о присоединении крымской железной дороги к российской встанет в 2019 году после запуска Керченского моста, пока же его не особо хотят комментировать, ибо тут напрямую затрагивается политика.

Осмотр пассажирского поезда. Фото пресс-службы КЖД

Как, наверное, все уже догадались, ФГУП «КЖД» — самая молодая из «автономных» железнодорожных компаний России и создана она была в 2014 году. Историю ее возникновения мы перескажем со слов бывшего министра транспорта республики Крым Анатолия Цуркина и действующего заместителя директора Крымской железной дороги Сергея Рокачева в кратком содержании. В 2014 году, когда на полуострове появились так называемые «Вежливые люди», руководство обслуживающей Крым Приднепровской железнодорожной компании (Украина) в срочном порядке приняло решение о выводе подвижного состава, все вывести не успели, но большую часть локомотивов и вагонов перебросили и отдали на баланс Запорожской дирекции. После этого граница была полностью перекрыта, железнодорожное сообщение между республикой, вошедшей впоследствии в состав РФ, с материковой Украиной прекратились и на балансе КЖД (бывшей Крымской дирекции Приднепровской ЖК), осталось «около 500 единиц старой, списанной и разваливающейся техники» (цитата Сергея Рокачева). С этим КЖД уже почти 4 года и выживает.

День железнодорожника. Фото пресс-службы КЖД

При этом тогда же, в 2014 году с материковой России был отправлен первый поезд на Симферополь. Сведущие в географии люди зададутся вопросом: «Каким образом это можно было сделать в обход Украины?», а мы ответим: Паромом. Действительно, до конца лета порт «Кавказ» принимал пассажирские поезда, которые в буквальном смысле разбирали по вагонам (высаживая при этом пассажиров), перегружали на суда и отправляли в порт «Керчь», где так же долго эти вагоны собирали обратно в единый состав, прицепляли к локомотивам КЖД и отправляли дальше. Как говорят очевидцы, такая переброска занимала порю 4 – 5 часов. В итоге, от услуг КЖД по перевозке пассажиров уже в 2015 году отказались, начав продавать так называемые «единые билеты» (поезд-автобус-паром-автобус).

Как уже говорилось выше, без постоянного сообщения с сушей грузоперевозок у КЖД не много, а пассажирские перевозки (как во всем мире) планово-убыточные, поэтому без крупных инвестиций и Керченского моста бывшее отделение Приднепровской железной дороги обречено. Зато хорошо развито пригородное пассажирское сообщение – поезда ходят регулярно, правда представляют собой не привычные нам «электрички», а дизели с плацкартными вагонами. Регулярное сообщение есть между всеми крупными городами полуострова: Евпаторией, Феодосией, Симферополем, Керчью и так далее.

Железнодорожная экономика

В заключении хотелось бы написать буквально пару слов о значении развития железных дорог в России, как таковых. В силу географических и экономических реалий нашей страны прогресс завязан на железнодорожное сообщение. Во-первых, еще жива идея о соединении Европы и Азии железнодорожным поясом, который бы позволял перебрасывать грузы минуя морские перевозки. Во-вторых, Россия, как огромный источник полезных ископаемых просто нуждается в строительстве новых (или, как в случае с тремя вышеобозначенными компаниями, окончанием уже начатых) железнодорожных путей.

Пути в районе станции Кюргелях республики Саха. Фото А. Фролов

И для этого нужно, наверное, привести пример Якутии. Пока здесь не запустят на постоянной основе уже построенный участок пути не смогут осваивать крупное месторождение железной руды, находящееся в зоне его притяжения. Железная руда + месторождение каменного угля в Чульбасе – это в перспективе металлургический комбинат. Металлургический комбинат – это новые рабочие места, освоение новых территорий, строительство, появление инфраструктуры и так далее. Просто когда у нас отдельные политики (и политиканы) рассуждают об экономическом развитии, сравнивая Россию с США и строительством там в начале века автомобильных дорог, то забывают о том, что одна и та же экономическая модель в разных странах с разным менталитетом и структурой вряд ли будет работать…

В следующий раз мы расскажем вам о том, как работают частные пассажирские железнодорожные компании.

Монополизация многих сфер хозяйственной деятельности, уровень конкуренции на отдельных товарных рынках сегодня являются объектом пристального внимания не только среди специалистов, но и представителей общественности. Слово «монополия» имеет греческие корни и происходит от сочетания слов «mono» (один) и «poleo» (продавать). В современном мире под монополией понимают исключительное право на осуществление определенного вида деятельности, которое может принадлежать компании, государству или физическому лицу. В то же время под монополией понимают концентрацию производства, объединение технологических, интеллектуальных и финансовых ресурсов. Учитывая то, что деятельность монополий оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие экономики и общества в целом, вопрос их необходимости для общества является предметом постоянных дискуссий.

Характерной особенностью современного рынка является сочетание, переплетение, взаимопроникновение различных организационных форм монополий, свидетельствует о дальнейшем развитии, углублении процессов монополизации современной экономики. Итак, рынок, где строго выполняются все указанные условия, можно назвать чистой монополией (но на практике ее так же не существует, как и совершенной конкуренции).

Что касается причин возникновения и развития монополий, то они, как правило, связаны с влиянием объективных экономических законов и технологическим прогрессом организации производства.

Процесс монополизации сегодня приобрел значительные масштабы и монопольные образования стали основой хозяйственной жизни в основном в более развитых странах мира. Набирает темп данный процесс и в России и способствует формированию торгово-промышленных комплексов.
Одним из преимуществ монополии является то, что это в основном крупные предприятия с высокой эффективностью и низким производственными расходами, что обеспечивает экономию общественных издержек производства и обращения.
Наряду с положительными чертами имеют место и негативные, а перечень их значительно больше. Наиболее негативной считается административная монополия. Трудно не согласиться с П. Самуэльсоном, который сделал однозначный вывод: «Это экономическое и социальное зло». Но есть некоторые вещи, такие, например, как возникновение картелей и синдикатов (то есть объединение нескольких предприятий одной отрасли), которым легче и проще работать в рыночной экономике. Имеет место меньшая угроза возможного банкротства предприятия.

Итак, следует установить соответствующее место монополии в рыночной экономике и привлечь внимание государства к регулированию ее на современном этапе.
Изучение монополий в рыночной экономике является актуальным вопросом и ученые не прекращают дискуссии и бесконечные исследования закономерностей их рыночного поведения, что дает основания утверждать, что все же монополии как хозяйственные организации играют важную роль в социально-экономическом развитии любой страны. Огромные монополистические объединения вносят весомый вклад в ВВП страны, обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики. И это является неоспоримым фактом.

Далее, как феномен производства, и одна из сил в механизме рыночной самоорганизации, монополия несет в себе потенциал регулирования и планомерности, способствует прогнозируемости рынка. Особенно это касается монополий, составляющих группу предприятий, связанных технологической зависимостью, взаимными поставками продукции и тому подобное. В рамках такой монопольной фирмы возникает единство собственности с разветвленным производственным процессом. Сознательная воля монополиста координирует рыночные цены и объемы предложения, контролирует отношения с поставщиками и конкурентами, влияет на спрос потребителей и темпы развития отрасли, осуществляет жесткий учет ресурсов и их рациональное распределение между отдельными производствами, управляет величиной инвестиций, рекламных расходов, и тому подобное. Рыночные процессы становятся управляемыми и подконтрольными, снижается неопределенность и непредсказуемость хозяйственной сферы, ограничиваются банкротства фирм, и прочее.

Следует отметить, что основой для сохранения монополии является гибкость. Анализ влияния монополий на социально-экономическое развитие общества не исчерпывается перечисленными преимуществами и недостатками. Однако уже из вышеизложенного можно понять, что монополия – явление чрезвычайно противоречивое. В одно и то же время монополист может приносить пользу обществу и совершать действия, которые наносят ему вред. Поэтому неудивительно, что отношение общественности и государства к монополии всегда неоднозначное: от полного осуждения к почти полному оправданию.

Анализ и обобщение научных исследований в этой сфере, а также практический опыт убеждают, что благоприятные условия для проявления отрицательных черт монополии существуют в трансформационных экономиках, которые характеризуются большой неопределенностью и нестабильностью, отсутствием развитых рыночных отношений, асимметрией информации, низкой эффективностью системы институтов лишь правового регулирования и контроля. Классическим примером в этом отношении отечественная практика хозяйствования. Между тем, в развитой рыночной среде в большей степени проявляются положительные влияния монополии на экономическое развитие.

Можно полагать, что с развитием рыночных отношений в России отдельные (но не все) проблемы, порожденные деятельностью монополий, исчезнут сами собой, и поэтому можно будет ставить вопрос об ограничении их государственного регулирования. Однако сегодня антимонопольное регулирование является крайне необходимым, хотя и нуждается в совершенствовании.

В современной практике хозяйствования зачастую не получает подтверждения распространенное в учебниках по экономической теории высказывание о том, что «монополия уничтожает конкуренцию». В условиях информатизации и глобализации мировой экономики наличие и утверждение монополий не уничтожают, а лишь видоизменяют конкуренцию, переводя ее в русло инновационной активности, переставляя акцент с жесткой борьбы за разорение и вытеснение конкурента с традиционного места на рынке на поиск перспективных возможностей, еще не использованных потенциальными соперниками. Это приводит, с одной стороны к ее наиболее разрушительным проявлениям, а с другой – происходит повышение интенсивности конкурентной борьбы на участках и в тех сферах, где технический прогресс происходит динамично, разрушая устоявшиеся пропорции и порождая новые потенциальные рынки.

Сегодня уже не вызывает сомнений и возражений также тот факт, что фирма-монополист может быть более инновационно активной, чем фирма, которая работает в конкурентной отрасли. Нельзя не упомянуть и то обстоятельство, что на монопольных предприятиях уровень заработной платы является существенно выше, чем на предприятиях, функционирующих в условиях сильной конкуренции. Как правило, монополист также предоставляет своим работникам значительные социальные гарантии и обеспечивает нормальные условия труда для многочисленного персонала компании, что способствует повышению их благосостояния.

Монополисты иногда участвуют в мероприятиях социального характера, занимаются активной благотворительной и спонсорской деятельностью, устанавливают и поддерживают тесные связи с общественностью. Другое дело, что цель этих мер далеко не такая благородная, как кажется на первый взгляд.
Монополист все это делает для собственного престижа и создания своего положительного имиджа. Но следует признать, что это приносит определенные выгоды и обществу.

В большинстве случаев монополии – это огромные производители товаров и услуг, которые функционируют на рынках многих стран мира, в каждой из которых товар монополистов пользуется повышенным спросом. Большинство монополий утвердили свои позиции в глобальном мире именно благодаря тому, что им удалось выиграть у своих конкурентов конкурентную борьбу за качество товаров. В условиях постиндустриального развития приоритетом для потребителя является качество товаров, которое монополисту обеспечить легче – за счет значительных финансовых ресурсов и высокого научно-технического потенциала. Поэтому потребители большинства стран мира отдают предпочтение товарам, которые имеют лучшие потребительские свойства и качество по сравнению с аналогичными товарами конкурентных фирм.

Следует сделать общий вывод о необходимости повышения эффективности конкурентной политики, поиска разумного компромисса между снижением барьеров для входа на рынки и государственным вмешательством, которое компенсирует провалы рынка.

Исследуя публикации по вопросам монополии, следует отметить, что этот феномен представляет собой своеобразный фокус, в котором сходятся различные фундаментальные экономические проблемы и достижения: общего и частичного экономического равновесия и неравновесия, экономическая эффективность и общественное благосостояние, экономическое неравенство и рыночная власть, инфляционные явления, инструменты и результаты государственного регулирования экономики и др. Поэтому неудивительно, что вопрос о том есть ли монополия только экономическим злом, или она производит также положительное влияние на экономическое развитие, выступает объектом полемики отечественных и западных ученых экономистов различных научных школ уже не один десяток лет.

Все сказанное позволяет отбросить стереотипное представление о монополии как «экономическом зле». Однако неоспоримым является тот факт, что благотворное влияние монополий на воспроизводственный процесс имеет определенные границы. Следовательно, логично будет проанализировать проблемы, которые возникают при господстве монополии в той или иной отрасли экономики.

9.2.1. Сущность и характерные черты чистой монополии. Виды монополий

Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова представляет собой господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

Чистая монополия — это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль .состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

  • производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);

  • наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

  • исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

  • наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Таким образом, чистую (абсолютную) монополию следует рассматривать антиподом совершенной конкуренции. При этом надо уяснить, что монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Их вступление блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами. Фирма-монополист выступает единственным производителем товара, который является уникальным, и ему нет заменителей. Благодаря монопольным ценам фирма получает монопольно высокую прибыль.

Основные виды монополии.

Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Дайте характеристику форм монополистических объединений, таких как: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Естественная монополия – это состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Функционирование естественной монополии определено технологическими особенностями производства, обусловливающими меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.). Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.

Случайная монополия — это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Кроме этих видов монополий, существуют и другие, например:

монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;

монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);

двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;

дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *