Роль счетной палаты в бюджетном процессе

  • автор:

Глава 1.2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Вступительное слово

Бюджетный процесс — это деятельность, состоящая из последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов): составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение проектов бюджетов; исполнение бюджетов, а также составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Всем стадиям бюджетного процесса сопутствует государственный и муниципальный финансовый контроль.

Бюджетный процесс урегулирован в части III БК, включающей шесть разделов. В процесс вовлечены участники, каждый из которых играет в нем свою роль. Собственно, с закрепления полномочий участников процесса и начинается правовое регулирование данного вида деятельности.

I. Участники бюджетного процесса

Всего в Кодексе названо 11 категорий участников. В некоторых случаях это конкретное должностное лицо, например, Президент РФ, а в других используются обозначения, за которыми может стоять несколько органов. Например, «законодательные органы государственной власти», из которых самостоятельными полномочиями в бюджетном процессе на федеральном уровне наделены Государственная Дума и Совет Федерации.

Полномочия каждого участника подробно регламентированы бюджетным законодательством, для наглядности укажем только отдельные из них.

1. Президент РФ — не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования — например, в соответствии с законодательством Астраханской области губернатор Астраханской области представляет на утверждение областной Думы проекты законов об исполнении областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области. Пример из местного уровня: руководитель муниципального образования Савеловское в г. Москве вносит поправки к проекту решения о местном бюджете.

3. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления — на федеральном уровне это Государственная Дума Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Например, Государственная Дума уполномочена рассматривать проекты федеральных законов о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период. Пример из региона: Дума Астраханской области рассматривает и утверждает областной бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области, а также отчеты об их исполнении. Пример из местного уровня: муниципальное Собрание внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве своим решением утверждает местный бюджет.

4. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) — на федеральном уровне это Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство. Важно! Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований обладают исключительным полномочием по составлению проектов бюджетов. Пример из региона: Министерство финансов Астраханской области организует исполнение областного бюджета. Пример из местного уровня: муниципалитет внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве обеспечивает исполнение местного бюджета и составление бюджетной отчетности, представление годового отчета об исполнении местного бюджета на утверждение муниципального Собрания.

5. Центральный банк РФ — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; за некоторыми исключениями обслуживает счета бюджетов.

6. Органы государственного (муниципального) финансового контроля — на федеральном уровне это Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Последняя осуществляет надзор и контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов. Счетная палата РФ направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Пример из региона: Контрольно-счетная палата Астраханской области осуществляет контроль за исполнением бюджета Астраханской области.

7. Органы управления государственными внебюджетными фондами — составляют проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период и представляют их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

8. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств — главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

9. Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета — главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета. Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

10. Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета — главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета. Администратор источников финансирования дефицита бюджета обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

11. Получатели бюджетных средств — обеспечивают результативность, целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований.

II. Стадии бюджетного процесса

1. Стадия составления проектов бюджетов.

Порядок составления проекта бюджета для каждого уровня бюджетной системы устанавливается высшим органом исполнительной власти этого уровня. На федеральном — Правительством РФ, на региональном — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на местном — местной администрацией муниципального образования.

Во всех случаях указанный порядок должен соответствовать требованиям БК, а на региональном уровне — также и требованиям закона субъекта РФ.

Кодекс закрепляет перечень документов, на которых основывается проект бюджета, порядок разработки этих документов и органы, ответственные за их подготовку.

2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.

Проект закона (решения) о бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа. Кодекс закрепляет перечень документов, прилагаемых к проекту. Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. В случае отклонения Президентом РФ Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую также входит представитель Президента РФ.

3. Стадия исполнения бюджетов.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ по форме, утвержденной этим же Министерством. Роспись включает бюджетные ассигнования:

— по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

— по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Утвержденные показатели сводной росписи должны соответствовать федеральному закону о федеральном бюджете.

Кассовый план — это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. В кассовом плане устанавливается предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Кассовый план исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году составляется и ведется Федеральным казначейством и включает два кассовых плана:

— на текущий финансовый год с помесячной детализацией;

— на текущий календарный месяц текущего финансового года с детализацией по рабочим дням.

4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

4.1. Бюджетная отчетность включает в себя следующие документы:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Первый документ является ежеквартальным, прочие составляются раз в год.

Бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

4.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении:

— федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ;

— бюджета субъекта РФ — органом государственного финансового контроля субъекта РФ, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, в порядке, установленном законом субъекта РФ с соблюдением требований БК;

— местного бюджета — органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований БК.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.

4.3. Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

4.4. В этом решении указывается общий объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета. Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются различные показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности РФ.

Бюджетную отчетность РФ составляет Федеральное казначейство. После составления отчетность поступает в Министерство финансов РФ, а оттуда в Правительство РФ, которое утверждает отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и направляет в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ и только после этой проверки рассматривается Государственной Думой.

По результатам рассмотрения отчета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета. В случае отклонения отчет возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца.

Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе

Счетная палата — это контролирующий орган, который:

1) имеет статус высшего контролирующего органа, уполномоченного на проведение внешнего государственного аудита;

2) подотчетен Федеральному Собранию;

3) действует на постоянной основе;

4) обладает финансовой, организационной и функциональной независимостью;

5) осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Счетная палата выполняет свыше 25 функций. Наделение ее функциями возможно только на основании федеральных законов.

Первая и, наверное, главная ее функция — осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. По результатам контрольных мероприятий палата направляет представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Представления содержат описание выявленных нарушений и меры, которые следует принять.

Предписания направляются в случаях, если:

— выявленные нарушения наносят ущерб государству и требуют безотлагательного пресечения;

— создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий;

— не выполняются представления.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

Уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется в адрес органа, уполномоченного применять бюджетные меры принуждения, при выявлении Счетной палатой в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений.

Порядок проведения контроля регулируется стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

Есть как минимум три разновидности такого аудита:

1) финансовый аудит; 2) аудит эффективности; 3) стратегический аудит.

При первом проверяется исполнение бюджетного законодательства, при втором выясняется, насколько эффективно проверяемые использовали предоставленные им средства, а третий идет дальше, т.к. позволяет оценить реализуемость, риски и последствия результатов реализации поставленных целей.

Другие виды контроля:

1) предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

2) анализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, кассового исполнения федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявление отклонений и нарушений — в процессе исполнения федерального бюджета;

3) последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

В поле зрения Счетной палаты попадают:

1) федеральные государственные органы;

а также органы:

2) государственных внебюджетных фондов;

3) Центрального банка РФ;

4) федеральных государственных учреждений;

5) федеральных государственных унитарных предприятий;

6) государственных корпораций и государственных компаний;;

7) хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах;

8) государственные органы субъектов РФ;

9) органы местного самоуправления.

Счетная палата уполномочена контролировать деятельность:

1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которым были предоставлены средства из федерального бюджета;

2) кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета;

3) иных организаций — по поручению Совета Федерации и Государственной Думы, Президента и Правительства РФ.

Последующий контроль исполнения федерального бюджета регламентирован Стандартом финансового контроля, утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12.02.2008 N 7К (584)). Предметом комплекса контрольных мероприятий является исполнение федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период.

Этапы последующего контроля:

этап I — подготовка и утверждение программ комплекса контрольных мероприятий, распорядительных документов;

этап II — подготовка информации Счетной палаты на отчет Минфина России об исполнении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период;

этап III — проведение комплекса контрольных мероприятий в Минфине России, Федеральном казначействе, главных администраторах средств федерального бюджета;

этап IV — подготовка, рассмотрение и представление заключений Счетной палаты РФ по каждому главному администратору средств федерального бюджета о результатах проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

этап V — проведение проверки отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также документов и материалов, представленных одновременно с ним;

этап VI — подготовка заключения Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год по направлениям деятельности Счетной палаты РФ, а также предложений к сводной части заключения Счетной палаты РФ;

этап VII — подготовка проекта заключения Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также проектов представлений, информационных писем и иных документов на основе проекта заключения Счетной палаты.

IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль в бюджетном процессе

Этот контроль уполномочены осуществлять: законодательные (представительные) органы (парламентский контроль); Федеральное казначейство; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований; подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), создаваемые органами исполнительной власти (органами местной администрации).

1. Парламентский контроль осуществляется:

— в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам — предварительный контроль;

— в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами — текущий контроль;

— в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов — последующий контроль.

2. Федеральное казначейство контролирует:

— непревышение лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, кассовых расходов и кассовых выплат;

— соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе;

— наличие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора контролирует:

— использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов;

— исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований) законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

4. Главные распорядители бюджетных средств контролируют:

— правомерное, целевое, эффективное использование бюджетных средств подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств;

— использование субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

5. Главные администраторы доходов бюджета контролируют администрирование доходов подведомственными администраторами доходов бюджета.

6. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета контролируют осуществление подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

7. Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований контролируют:

— операции с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов;

— соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):

— разрабатывают внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

— контролируют соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

— готовят и организуют принятие мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Нормативно-правовой минимум

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О Счетной палате Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 N 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» // СПС «КонсультантПлюс».

Рекомендуемая литература

Кузнеченкова В.Е. Роль Счетной палаты Российской Федерации в противодействии коррупции в финансово-бюджетной сфере // Финансовое право. 2012. N 6.

Левина О.А. Правовые аспекты участия Банка России и кредитных организаций в исполнении бюджетов // Банковское право. 2012. N 2.

Пауль А.Г. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета по доходам // Финансовое право. 2012. N 12.

Савостьянова С.А. Правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальных образованиях // Финансовое право. 2012. N 10.

Салдусова Б.В. Особенности формирования бюджетной отчетности // Бюджетный учет. 2012. N 10.

Черпицкая Л.Т. Отношения в сфере бюджетного процесса как объект правовой охраны // Финансовое право. 2013. N 1.

Юскаева С.В. Бюджетная отчетность и web-технологии // Бюджетный учет. 2012. N 4.

Роль Счетной Палаты РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: Бюджетная система РФ

по теме: Роль Счетной Палаты РФ

в бюджетном процессе на федеральном уровне

Исполнитель: студентка

Направление

Финансы и кредит

2012

Введение

1. Понятие и функции счетной палаты

2. Роль Счетной Палаты РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне.

Заключение

Список литературы

Введение

Счетная палата РФ – орган государственного финансового контроля.

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Счетная палата РФ – орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Степашин Сергей Вадимович

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Горегляд Валерий Павлович

Аудиторы Счётной палаты РФ

Агапцов Сергей Анатольевич

Бесхмельницын Михаил Иванович

Васильев Игорь Владимирович

Жданьков Александр Иванович

Катренко Владимир Семёнович

Кузьмицкий Алексей Алексеевич

Мовчан Сергей Николаевич

Филипенко Александр Васильевич

Одинцов Михаил Викторович

Пискунов Александр Александрович

Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Шахрай Сергей Михайлович

  1. Понятие и функции Счетной палаты.

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий .

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

На деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Счетная палата осуществляет контроль за:

1) управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

2) законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

3) эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

1) деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других кредитно-финансовых организаций и части обслуживания ими федерального бюджета;

2) деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

  • проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита;
  • вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;
  • проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
  • проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

  • запросов Президента РФ;
  • поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;
  • запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;
  • запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
  • запросов Правительства РФ;
  • запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

  1. Роль Счетной Палаты РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне.

Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.

Глава совета Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что согласен занять пост руководителя Счетной палаты. Кто и как возглавлял это ведомство раньше и как сложились карьеры этих людей — в материале “Ъ”.

Хачим Кармоков

17 января 1994 года первым председателем Счетной палаты РФ стал Хачим Кармоков — бывший председатель Верховного совета Кабардино-Балкарии и депутат Госдумы I созыва. Господин Кармоков вошел в историю как автор экзотической бюджетной идеи — он предлагал рассчитывать доходы, исходя из 100-процентной собираемости налогов. Аргумент: нельзя закладывать в бюджет неуплату налогов. Он также добился существенного расширения полномочий палаты. ЦБ и Минфин стали еженедельно передавать ей копии платежных документов и выписок по всем счетам, имеющим отношение к операциям с бюджетными средствами. СМИ отмечали, что при председателе Хачиме Кармокове палата превратилась в боевой орган левых — его призывали в Думу всякий раз, когда нужно было критиковать правительство.

19 апреля 2000 года господин Кармоков покинул пост, но еще год затем работал в Счетной палате главным советником председателя. В 2001–2009 годах он был сенатором от парламента Кабардино-Балкарской Республики. Сейчас — на пенсии.

Сергей Степашин

С 19 апреля 2000 года по 20 сентября 2013 года Счетную палату возглавлял Сергей Степашин. В 1990-х он успел поработать директором ФСБ, министром юстиции, министром внутренних дел и премьер-министром РФ (с мая по август 1999 года). При господине Степашине Счетная палата передала в правоохранительные органы 1666 результатов проверок. В 80% случаев по ним были возбуждены уголовные дела, были устранены финансовые нарушения на 131,6 млрд руб. Самыми крупными стали нарушения, выявленные в компании «Оборонсервис», госкорпорациях «Олимпстрой» и «Оборонсервис», на строительстве объектов к саммиту АТЭС в Приморье.

После отставки господин Степашин возглавил набсовет госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». C 2017 года он является членом совета некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов» в России.

Татьяна Голикова

C 20 сентября 2013 года Счетную палату возглавляла Татьяна Голикова (заместитель министра финансов РФ в 1999–2007 годах, глава Минздравсоцразвития в 2007–2012 годах). При госпоже Голиковой Счетная палата получила право на предварительный аудит государственных программ. В ведомстве увеличилось число департаментов, аппаратная часть была сокращена, юридическое направление усилено. Счетная палата неоднократно критиковала Белый дом за качество расходных программ госказны, размытость ее доходных проектировок, высказывала претензии к проектам федеральных бюджетов. Одной из самых громких и системных стала проверка космодрома Восточный. По оценкам контрольного ведомства, стоимость строительства объектов наземной инфраструктуры космодрома была завышена более чем на 13 млрд руб.

Как ожидается, после ухода с поста Татьяна Голикова займет пост вице-премьера РФ, курирующего социальную политику.

Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция)

5 апреля 2013 года N 41-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Статус Счетной палаты
    • Статья 3. Правовая основа деятельности Счетной палаты
    • Статья 4. Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой
    • Статья 5. Задачи Счетной палаты
  • Глава 2. Состав и структура Счетной палаты
    • Статья 6. Состав Счетной палаты
    • Статья 7. Председатель Счетной палаты
    • Статья 8. Заместитель Председателя Счетной палаты
    • Статья 9. Аудиторы Счетной палаты
    • Статья 10. Ограничения и обязанности, налагаемые на Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты
    • Статья 11. Коллегия Счетной палаты
    • Статья 12. Аппарат Счетной палаты
  • Глава 3. Содержание деятельности и полномочия Счетной палаты
    • Статья 13. Функции Счетной палаты
    • Статья 14. Полномочия Счетной палаты
    • Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
    • Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты
    • Статья 17. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты
    • Статья 18. Предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
    • Статья 19. Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
    • Статья 20. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
    • Статья 21. Внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
    • Статья 22. Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральной собственностью
    • Статья 23. Внешний государственный аудит (контроль) банковской системы
    • Статья 24. Экспертиза и заключения Счетной палаты
    • Статья 25. Предоставление информации по запросам Счетной палаты
    • Статья 26. Представление Счетной палаты
    • Статья 27. Предписание Счетной палаты
    • Статья 28. Уведомление Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения
    • Статья 29. Взаимодействие Счетной палаты с подразделениями внутреннего аудита в объектах внешнего государственного аудита (контроля)
    • Статья 30. Взаимодействие Счетной палаты с другими органами и организациями
    • Статья 31. Информирование органов государственной власти и общества о результатах деятельности Счетной палаты
  • Глава 4. Организация деятельности Счетной палаты
    • Статья 32. Регламент Счетной палаты
    • Статья 33. Планирование работы Счетной палаты
    • Статья 34. Обязательное государственное страхование сотрудников Счетной палаты
    • Статья 35. Стандарты Счетной палаты
    • Статья 36. Права, обязанности и ответственность инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты
    • Статья 37. Обязательность исполнения требований инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты
    • Статья 38. Международные связи Счетной палаты
  • Глава 5. Обеспечение деятельности Счетной палаты
    • Статья 39. Гарантии правового статуса членов Коллегии, инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты
    • Статья 39.1. Ведомственные награды и знаки отличия Счетной палаты
    • Статья 40. Материальное и социальное обеспечение членов Коллегии Счетной палаты, инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты
    • Статья 41. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты
    • Статья 42. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Статья 5. Задачи Счетной палаты

  1. Задачами Счетной палаты являются:

  2. Организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  3. Аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

  4. Определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 N 341-ФЗ)

  5. Анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

  6. Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 N 341-ФЗ)

  7. Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

  8. Определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

  9. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

  10. Обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *