Резиденты в соответствии с валютным законодательством

  • автор:

Закон вступил в силу со 2 декабря 2019 г. (за исключением положения, касающегося участников бюджетного процесса). Законом внесены существенные изменения, имеющие преимущественно позитивный характер, в первую очередь для физических лиц, являющихся резидентами для целей валютного законодательства (далее – «Резиденты»). В целом Закон продолжает общий тренд на либерализацию валютного регулирования, о котором мы сообщали в нашем предшествующем обзоре1. Далее мы предлагаем обзор нового пакета изменений.

Командировочные расходы и Tax-free

Расходы Резидентов, связанные со служебными командировками за рубеж, юридические лица-резиденты могут возмещать наличной иностранной валютой. Возвращать неизрасходованные суммы авансов в таких случаях Резиденты могут также наличной иностранной валютой.

Кроме того, юридические лица–резиденты получили возможность осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ, без использования банковских счетов в уполномоченных банках в отношении компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Освобождение от репатриации для обслуживания займов и кредитов: новая географическая привязка

Закон изменяет условие для освобождения резидентов-юридических лиц от обязанности по репатриации денежных средств в суммах, необходимых для обслуживания займов/кредитов по договорам с нерезидентами исключительно на счета в российских банках. Если ранее такое освобождение применялось, в частности, к займам/кредитам, выданным на срок свыше двух лет по договорам займа/кредита с нерезидентами, являвшимися резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ, то в новой редакции Закона нерезидент должен быть резидентом:

  • страны-члена Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») или
  • страны, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (далее – «Многостороннее соглашение»), или
  • страны, имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией.

Cписок стран, активировавших автоматический обмен c Россией, ведется на сайте ОЭСР (https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/) и соответствует спискам стран, установленным Приказом ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@, действовавшим с 7 июня 2018 г. по 4 января 2019 г., и Приказом ФНС России от 4 декабря 2018 г. № ММВ-7-17/784@, действующим с 5 января 2019 г. по настоящее время (далее – «Списки»). Оба Списка содержат такие популярные юрисдикции как Швейцария и Великобритания; в последний Список были добавлены Азербайджан, Багамы, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Гонконг и другие государства и территории. Именно эти Списки налоговые органы, скорее всего, будут использовать в ходе проверки соблюдения Резидентами требований валютного законодательства по новым правилам.

А вот, например, США и Канады в Списках нет, поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, к обслуживанию займов/кредитов в этих странах вышеуказанная льгота неприменима.

Освобождение для Резидентов от обязанности подавать отчеты о движении средств

Напомним, что с 1 января 2020 г. должны будут вступить в действие изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривавшие освобождение Резидентов от предоставления отчета о движении средств в отношении счетов (вкладов) Резидентов в банках за пределами РФ (далее – «Зарубежные счета») при одновременном выполнении трех условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ОЭСР или ФАТФ, и
  • страна, где находится этот банк, осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на Зарубежный счет за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на Зарубежном счете, на который в отчетном году зачисления не производились, не превышает 600 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Закон внес следующие поправки в вышеупомянутые изменения (тоже связанные с изменением географической привязки):

  • с 1 января 2020 г. освобождение Резидентов от предоставления отчета обусловлено выполнением двух условий:
    • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС (а не в стране-члене ОЭСР или ФАТФ) или в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
    • общая сумма денежных средств не превышает вышеуказанные пороги;
  • освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Зачисления на счета резидентов в банках за пределами РФ: обмен информацией вместо жестких рамок

Со 2 декабря 2019 г. возможность зачисления от нерезидентов денежных средств на Зарубежные счета резидентов РФ (физических и юридических лиц) в определенных случаях (ч. 1 ст. 5.1. Закона о валютном регулировании обусловлена нахождением банка в стране, являющейся членом ЕАЭС, или в стране, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением, или имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Ранее условием допустимости зачислений от нерезидентов было нахождение банка в стране, являющейся членом ОЭСР и/или ФАТФ.

Вышеупомянутые случаи зачисления денежных средств включают:

  • получение кредитов и займов на срок более двух лет;
  • получение дохода от сдачи в аренду (субаренду) расположенного за пределами РФ имущества;
  • получение купонного и иных видов доходов по внешним ценным бумагам, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • получение денежных средств в результате отчуждения внешних ценных бумаг в установленных случаях;
  • получение денежных средств, выплачиваемых Резиденту в виде дохода, полученного от передачи денежных средств и (или) ценных бумаг в доверительное управление;
  • получение денежных средств от продажи транспортного средства, находившегося в собственности Резидента за пределами РФ.

Действие данного изменения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. Следует учесть, что изменение географической привязки не должно затронуть операции Резидентов по получению от нерезидентов средств в случаях, указанных в ч. 5.1. ст. 12 Закона о валютном регулировании2, на счета в банках на территории государств-членов ФАТФ и/или ОЭСР, осуществленных до 2 декабря 2019 г., поскольку акты валютного законодательства РФ, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют3.

Зачисления на Зарубежные счета Резидентов в случаях, ранее не поименованных в Законе о валютном регулировании

С учетом поправок, внесенных Законом и вступивших в силу со 2 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. вступят в действие изменения в Закон о валютном регулировании, предусматривающие снятие ограничений на зачисления от нерезидентов на Зарубежные счета Резидентов по любым основаниям (в дополнение к тем, которые поименованы в ч. 5.1. ст.12 Закона о валютном регулировании) при выполнении одного из условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС или
  • Зарубежный счет находится в банке в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

При этом снятие ограничений при выполнении условия в отношении страны, где находится Зарубежный счет, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

До принятия Закона снятие ограничений предполагалось в отношении валютных операций с нерезидентами через Зарубежные счета в странах-членах ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих автоматический обмен информацией. Действующий в настоящее время Список стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и списки стран-членов ОЭСР или ФАТФ, не совпадают. Например, такие страны как Азербайджан, Андорра, Багамы, БВО, Болгария, Кипр, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ не являются членами ни ОЭСР, ни ФАТФ, но включены в действующий в настоящее время Список, что безусловно благоприятно для Резидентов, имеющих Зарубежные счета в банках в этих странах.

Как упомянуто выше, Списки стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, содержат такие финансовые центры как Швейцария и Великобритания, но не включают, например, США и Канаду. Поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, Резиденты, имеющие счета в банках в этих странах и проживающие в РФ более полугода, со 2 декабря 2019 г. лишены возможности получать на такие счета вышеупомянутые доходы, так как они квалифицируются как незаконные валютные операции.

Исходя из приведенного краткого анализа, можно сделать вывод о том, что внесенные изменения носят благоприятный характер для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в ЕАЭС или странах, включенных в вышеупомянутые Списки (с учетом времени их действия).

Для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в иных странах, например, в США, Канаде, данные изменения серьезно ограничивают перечень разрешенных валютных операций через такие счета. В частности, признававшиеся ранее законными зачисления на счета в банках этих стран доходы (например, кредиты и займы на срок более двух лет, арендные доходы, купонные доходы и т.п.) со 2 декабря 2019 г. квалифицируются как незаконные валютные операции.

Новый специальный субъект ВЭД

Новая редакция Закона о валютном регулировании содержит уточнение, согласно которому к резидентам также относятся юридические лица, являющиеся профессиональными участниками внешнеэкономической деятельности, включенные в специальный перечень (кроме международных компаний).

Ранее в законодательстве понятие «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности» не использовалось, однако в будущем статус профессионального участника ВЭД может стать одним из условий для применения более мягких мер административной ответственности.

На данный момент соответствующая нормативная база отсутствует, однако Правительством РФ уже ведется работа в данном направлении, в частности, разработан проект Постановления4.

Из пояснительной записки к проекту Постановления следует, что данные изменения также направлены на либерализацию валютного регулирования в части смягчения административной ответственности за нарушения валютного законодательства в отношении лиц, которые включены в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Дополнены требования о репатриации

Со 2 декабря 2019 г. резиденты обязаны представлять информацию о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ.

Полагаем, что под такими случаями и способами следует рассматривать, прежде всего, предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании5 исключения из общего правила о репатриации (например, при проведении зачета встречных требований по определенным видам обязательств).

Практические последствия и рекомендации

Учитывая то, что рассмотренные выше изменения могут иметь негативные последствия с даты их вступления в силу, то есть со 2 декабря 2019 г., мы рекомендуем Резидентам:

  • проверить наличие непогашенных займов, выданных Резидентом резидентам других стран, и при необходимости уточнить свои обязательства в отношении репатриации сумм таких займов в соответствии с новыми правилами;
  • проверить, попадают ли страны, в которых у Резидента открыты счета, в Списки (с учетом времени их действия), а также виды зачислявшихся на них в течение последних двух лет доходов, и при необходимости:
    • перенаправить потоки доходов на счета в других странах, на которые такие зачисления допустимы;
    • в случае выявления незаконных валютных операций рассмотреть возможность подачи до 29 февраля 2020 г. специальной декларации согласно Федеральному закону от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ, которая может защитить Резидента от штрафов за эти нарушения (75%-100% от суммы незаконной валютной операции).

Специалисты КПМГ будут рады ответить на интересующие вас вопросы касательно рассмотренных изменений законодательства и их последствий с учетом конкретных обстоятельств.

1. Либерализация валютного законодательства: все больше «можно», все меньше «нельзя»

2. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании.

4. Проект Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» https://regulation.gov.ru/projects#npa=93751

5. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Согласно положениям Гражданского кодекса РК: Статья 715. Договор займа 1. По договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. Статья 716. Форма договора займа 1. Договор займа должен быть заключен в форме, соответствующей правилам статей 151-152 (в письменной форме) настоящего Кодекса. Статья 717. Заключение договора займа Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или вещей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соглашением сторон. Статья 719. Предоставление предмета займа 1. Предмет займа предоставляется в сроки, в размере и на условиях, предусмотренных договором. Статья 722. Возврат предмета займа 1. Заемщик обязан возвратить предмет займа в порядке и сроки, предусмотренные договором. Таким образом, заключение договора займа между юридическими лицами не противоречит законодательным актам РК. У Заемщика: при получении займа формируется проводка: Дебет 1010, 1030 (касса, банк) Кредит 3050 (прочие краткосрочные финансовые обязательства). Если заем заключен на основе вознаграждения, то Заемщик начисляет проценты: Дебет 7310 (расходы по вознаграждениям) Кредит 3380 (вознаграждения по займу) Затем оплачивает вознаграждение: Дебет 3380 (вознаграждения по займу) Кредит 1010, 1030 (касса, банк). Вы имеете право на заключение договора займа с нерезидентом. При этом налогообложение вознаграждения по займу за нерезидента: согласно статье 644 НК РК: 1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов: 11) доход в виде вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам. Таким образом, выплачиваемое вознаграждение нерезиденту по договору займа является доходом нерезидента, полученным из источников в РК. В этом случае: согласно статье 645 НК РК: 1. Доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях настоящей главы — нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 настоящего Кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 настоящего Кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 настоящей статьи. На основании статьи 646 НК РК ставка КПН у ИВ по доходам нерезидента в виде вознаграждения составляет 15%. Согласно статье 647 НК РК: 1. Корпоративный подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3) настоящего пункта, — не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день, предшествующий дате выплаты дохода; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты — не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день, предшествующий последнему дню налогового периода, установленного статьей 314 настоящего Кодекса (31 марта следующего года), в декларации по корпоративному подоходному налогу, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты….3) в случае выплаты предоплаты — не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день,

Согласно российскому законодательству создавать общества с ограниченной ответственностью на территории РФ могут как иностранные юридические, так и физические лица. При этом ООО может быть учреждено иностранным гражданином самостоятельно, либо совместно с гражданами РФ.

Процедура регистрации ООО для иностранных граждан практически полностью совпадает с аналогичной процедурой для граждан России. Единственным отличием при этом является необходимость наличия у иностранца нотариально заверенного перевода паспорта на русском языке.

Открытие ООО иностранным гражданином в России: порядок действий

Вопросы учреждения ООО регулируются положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Иностранным гражданам, планирующим открыть ООО в России, не нужно иметь разрешение на работу, вид на жительство, а также иные разрешающие документы. Кроме того, иностранцам-собственникам компаний не обязательно проживать в России.

Прежде чем приступать к оформлению документов для регистрации ООО, иностранному гражданину необходимо:

А. Определиться с адресом (местом нахождения) создаваемой компании

Это может быть сделано как путем самостоятельного заключения договора аренды нежилого помещения, так и посредством обращения в специализированную фирму, предоставляющую юридические адреса для осуществления почтовой связи с компанией.

Б. Подобрать кандидатуру на должность руководителя создаваемого ООО

Руководитель компании, в отличии от учредителя, является наёмным сотрудником: на него распространяются нормы российского трудового права.

Важно учитывать, что иностранный гражданин может быть назначен на должность руководителя ООО точно так же, как и на любую иную должность, вне зависимости от того, является ли он учредителем этого ООО. В случае, если иностранец хочет самостоятельно стать генеральным директором ООО, ему необходимо иметь разрешение на работу или патент.

При этом, согласно законодательству РФ, для следующих категорий иностранцев отсутствует необходимость получения патента или разрешения на работу в РФ при трудоустройстве в российской компании:

  • для иностранцев, имеющих вид на жительство в России или разрешение на временное пребывание на территории РФ;
  • для иностранцев, являющихся гражданами стран ЕАЭС (Республика Беларусь, Киргизия, Армения, Казахстан).

В. Выбрать применимую систему налогообложения

В России существует два режима налогообложения компаний – общий режим и специальный.

Организация, использующая общий режим налогообложения, обязана:

1) Вести бухгалтерский учет;

2) Представлять в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность;

3) Уплачивать основные налоги – на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль.

Специальные налоговые режимы предназначены для того, чтобы максимально облегчить жизнь малому предпринимательству. А упрощенная система налогообложения (УСН) – самый распространенный из спецрежимов, поскольку он заменяет налог на прибыль, налог на имущество организаций, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Для применения УСН создаваемое ООО следует соответствовать следующим критериям:

1) Доля участия других организаций (в том числе иностранных) – не более 25%;

2) Уровень дохода должен быть не больше 150 млн. руб. (2,14 mln EUR) за год;

3) Средняя численность сотрудников – не более 100 человек;

4) Остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн. руб. (2,14 mln EUR).

Следующим шагом в создании ООО является заполнение формы заявления № Р11001. Эта форма должна содержать сведения о наименовании создаваемой компании, ее адресе, паспортных данных учредителя, руководителя, а также предполагаемых видах деятельности.

При этом указание адреса проживания иностранного учредителя в РФ не обязательно. Достаточно будет вписать в соответствующую графу его адрес за рубежом.

Таким образом, базовый пакет документов для открытия ООО иностранцем следующий:

  • копия паспорта иностранного гражданина;
  • перевод паспорта на русский язык, заверенный нотариусом;
  • заполненное заявление по форме N Р11001;
  • устав ООО;
  • решение о создании компании;
  • гарантийное письмо с адресом места нахождения компании;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости).

Срок регистрации компании составит – 3 рабочих дня после подачи документов в уполномоченный регистрирующий орган.

Регистрация ООО нерезидентом РФ без личного присутствия в России

ООО в России может быть учреждено иностранцем дистанционно, без его непосредственного присутствия. Для регистрации компании на иностранного гражданина, необходимо подписать заявление по форме N Р11001, а также доверенность на представление интересов в России.

Данные документы должны быть подписаны в присутствии сотрудника российского консульства, либо иностранного нотариуса. В случае удостоверения документов иностранным нотариусом, также должен быть проставлен апостиль.

Необходимо отметить, что документы, изготовленные на территории иностранного государства и составленные на языке соответствующего иностранного государства, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным российским нотариусом.

VALEN поможет оформить документы иностранцам, не проживающим в РФ и не имеющим возможности приехать в Россию для самостоятельной регистрации ООО.

Наша компания специализируется на консультировании иностранных граждан, заинтересованных в ведении бизнеса на территории РФ. Мы предлагаем комплексное сопровождение юридических и физических лиц, которые хотят зарегистрировать ООО, помогаем с оформлением документов и их подачей в официальные инстанции.

Обращайтесь к нам, и мы подробно проконсультируем вас на каждом этапе создания ООО. Мы подготовим пакет документов, поможем заполнить бумаги и подать их в государственные органы. Также мы разрешим любые нестандартные ситуации, которые могут возникнуть на начальном этапе создания бизнеса в РФ, а также в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *