Ресурсоснабжающие организации

  • автор:

Подключение теплоснабжения в многоквартирном доме

Перед тем как организовывать теплоснабжение нежилого помещения нужно произвести первостепенный анализ характеристик строения.

Чтобы правильно выполнить этот этап нужно:

  1. Выбрать тепловой режим работы на основе назначения помещения.
  2. Произвести расчёт теплоснабжения, взяв за основу размерные показатели.
  3. Определиться какой именно теплоноситель будет использоваться.

На основании сведений, полученных в результате упомянутых процедур, выбирается способ, которым будет отапливаться помещение.

Далее всё делается так:

  1. Выполняются мероприятия, в результате которых становиться возможна подача теплоносителя на нежилую площадь, то есть подводятся нужные коммуникации.
  2. Не стоит забывать, что отопление не появиться само собой. Чтобы всё заработало необходимо заключить договор с поставщиками тепла на его подачу.

Важно. Стоит отметить, что именно с анализа возможных разновидностей отопления должен начинаться любой проект здания административного или производственного назначения.

Во время оценки помещения особое внимание стоит уделить его тепловым потерям. Если расчёты покажут, что они слишком велики, то можно прибегнуть к помощи дополнительной теплоизоляции, установив её на отапливаемой площади. Таким образом, можно добиться ощутимого эффекта.

Скачать образец договора на отопление нежилого помещения

Какие законодательные акты и нормативы регулируют плату за тепло?

Поскольку в нежилом помещении, возможно, произвести отопление, то кто – то должен оплачивать тепло. Этот факт чётко прописан в Постановлении Правительства РФ No354.

Ещё в этом законодательном акте чётко прописаны формулы, по которым производятся расчёты сумм, выплачиваемых за отопление помещение, не являющегося жилым.

Ещё в упомянутом законодательном акте прописано, что расчёт размера оплаты отопления по обозначенной формуле может производиться, если речь идёт о нежилой площади в МКД, в котором есть коллективный, то есть общедомовой прибор учёта поступающей тепловой энергии.

Однако в такой ситуации в конкретном здании не все площади, как жилые, так и не жилые, могут быть оборудованы индивидуальными счётчиками. При этом постановление, о котором идёт речь, содержит не только сведения относительно оплаты отопления нежилых помещений.

Оно также включает в себя формулы, по которым при определённых условиях могут быть произведены расчёты по оплате отопления жилых площадей. Еще описанный документ содержит информацию относительно расчёта оплаты других услуг ЖКХ таких, как горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия и т.д.

Формула расчета

Как уже упоминалось выше, формула, по которой осуществляется расчёт отопления помещения, не являющегося жилым, например подвала, чётко прописана в Постановлении Правительства РФ No354.

Формула выглядит так: P = S x V x T.

Где:

  • S – общая площадь определённого помещения, расположенного в МКД.
  • V – объём тепловой энергии, потребляемый в среднемесячном режиме и рассчитанной за прошедший год. Он рассчитывается как отношения показаний общедомового счётчика к числу календарных месяцев в году и общей площади как жилых, так и нежилых площадей, располагающихся в МКД.
  • T – тариф на поступающую теплоту, чётко обозначенный так, как велят законы РФ.

Стоит отметить, что результат, полученный по прописанной выше формуле, может корректироваться, когда наступит первый квартал следующего года. Таким образом, расчёт отопления в нежилом помещении чётко регулируется законодательством РФ.

Все возможные корректировки чётко прописываются в упомянутом выше постановлении. Благодаря ему, любое отклонения от формул, установленных законом, является незаконным деянием. Если какой – то гражданин случайно или специально совершил подобную ошибку, то его вполне можно привлечь к ответственности, соответствующей законодательству.

Как работает на практике?

Как упоминалось выше, подобный расчёт производится по формуле: P = S x V x T. Это значит, что если площадь помещения равна 34 квадратных метра, объём тепловой энергии, потребляемой в среднем составляет 0,085 Гкал, а тариф на отопление, поступающее в помещение равен 1371, то 34 x 0,085 x 1371= 3962,1 руб.

Не стоит забывать, что если в здании установлен счётчик тепла, то управляющая компания должна производить все расчёты показанным способом и не как иначе.

В такой ситуации порядок начисления оплаты должен составляться из нескольких шагов. Сначала следует согласовать общую площадь недвижимого объекта с величиной конкретного нежилого помещения.

Потом всё делается так:

  1. Производиться сверка показаний общедомового прибора учёта в начале и конце оплачиваемого отрезка времени.
  2. Полученную разницу следует считать общим энергопотреблением МКД.
  3. Далее, рассчитывается соотношение площади помещения и величины всего строения.
  4. Узнаётся величина тарифа на тепло. Подобную информацию можно получить у уполномоченного сотрудника управляющей компании.

Внимание. Если не выполнить описанные шаги и не получить упомянутые сведения, то произвести расчёт по обозначенной формуле будет невозможно.

Как происходит отключение тепла?

По действующему законодательству ни собственник помещения, ни ТСЖ не может прекратить отопление нежилого помещения в МКД. Тепло не будет отключено, даже если у собственника имеется огромная задолженность по его оплате. В этом случае по закону поставщик тепла должен в судебном порядке взыскивать с хозяина площади долги, а не отключать отопление.

Такое явление обусловлено тем, что прекращение подачи тепла может повлиять на работу помещения, не предназначенного для проживания. Таким образом, прекращение подачи теплоносителей, обеспечивающих благоприятную температуру добиться очень сложно, особенно если учесть тот факт, что подобное деяние считается незаконным и влечёт за собой уголовную ответственность.

Если собственник помещения добровольно хочет отключить отопление нежилого помещения в МКД, то у него тоже ничего не выйдет, так как это противоречит Постановлению Правительства РФ No354.

Оплата отопления, как и его расчёт мало отличается тех, что установлены для жилых площадей, особенно если учитывать то, что расчётные формулы для них прописаны в одном законодательном акте.

Однако некоторые отличия всё – таки имеются и владельцам площадей, не предназначенных для проживания, лучше всего ознакомиться с ними во избежание возможных проблем и трудностей в будущем.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) об энергоснабжении (§ 6 главы 30) предусматривают возможность заключения договора энергоснабжения непосредственно между гражданами (абонентами, потребителями) и энергоснабжющими организациями. Соответственно, расчеты за потребленную электрическую энергию также осуществляются напрямую. В абсолютном большинстве случаев напрямую оплачивается и получение сетевого газа. В последнее время достаточно широкое распространение получила практика перехода на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и потребителями (населением) за отопление и снабжение горячей водой. В частности, это произошло в городах Владивостоке, Хабаровске, Москве и ряде других городов России. В отдельных случаях такой способ расчетов распространяется и на подачу потребителям питьевой (холодной) воды и водоотведение. Всегда ли это соответствует интересам населения и действующему законодательству?

Необходимо отметить, что переход на прямые расчеты между потребителями и ресурсоснабжающими организациями в большинстве случаев осуществляется независимо от положений существующих договоров с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, с наймодателями или управляющими жилищными организациями и вопреки условиям этих договоров.

Одной из основных причин, побуждающей коммунальные предприятия к подобным действиям, является то, что в этом случае они получают платежи населения напрямую, а не от муниципальных предприятий — посредников, компаний по управлению жилищным фондом или жилищных организаций (в зависимости от существующей в каждом городе системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и системы договорных отношений). Население является наиболее аккуратным плательщиком, что позволяет ресурсоснабжающим организациям в случае перехода на прямые договоры получать денежные средства своевременно и в полном объеме. То есть при этом исключается направление платежей потребителей за коммунальные услуги не коммунальным (ресурсоснабжающим), а жилищно-эксплуатационным или специализированным организациям.

Дополнительно к этому несколько иными причинами во многих муниципальных образованиях вызваны прямые расчеты потребителей с газораспределительными организациями. Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг, изданные еще до принятия нового ГК РФ, не распространяются на отношения по газоснабжению потребителей, традиционно сложилось, что платежи за газ вносятся напрямую сбытовым организациям. Этому способствует и то, что обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутриквартирного оборудования в подавляющем большинстве случаев осуществлялось не жилищными, а специализированными газовыми организациями.

Несмотря на существующие, на первый взгляд, преимущества такого способа оплаты коммунальных услуг, переход на него выгоден лишь ресурсоснабжающим организациям и имеет существенные недостатки. Подобная практика ставит потребителей в невыгодное положение и существенно ограничивает их возможности по отстаиванию своих прав в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями обязанностей по договору.

При прямых договорах ресурсоснабжающих организаций с населением о предоставлении коммунальных услуг и прямых расчетах за них затрудняется реализация систематического и квалифицированного контроля за соблюдением прав и интересов потребителей, возможность привлечения нарушителей к гражданско-правовой ответственности, а также возможность снижения размера оплаты в случае ненадлежащего выполнения договорных обязательств по срокам, объемам и качеству поставки ресурсов. Если сравнивать экономическую «весомость» отдельного гражданина (потребителя) и предприятия, являющегося локальным монополистом, и оценивать их возможности влиять на разрешение спорных вопросов (в том числе в судебном порядке), то очевидно, что это сравнение будет не в пользу отдельного гражданина.

Несомненно, отдельный гражданин является более слабой стороной при разрешении разногласий между ним и ресурсоснабжающей организацией. В случае нарушения прав потребителя ему тяжело вести дело с организацией, имеющей штатных экономистов, юристов и других специалистов, заинтересованных в том, чтобы не допустить нежелательных прецедентов ответственности своей (ресурсоснабжающей) организации.

Кроме того, есть вероятность удовлетворения требований лишь отдельных потребителей («активистов»). При этом подобные нарушения в отношении других потребителей, как правило, остаются без ответственности. Ведь далеко не каждый потребитель осознает, что его права нарушены и в чем именно состоит его нарушение. К сожалению, правовая грамотность потребителей пока не имеет широкого распространения. Большинство потребителей или не знают о нарушении своих прав (например, незнание предельно-допустимого суммарного периода отсутствия горячей или холодной воды в течение расчетного периода, незнание температурных пределов, нарушение которых может быть квалифицировано как полное отсутствие коммунальных услуг снабжения горячей водой или отопления и т.п.). В ряде случаев они не знают, к кому обратиться с претензией: к управляющей, жилищно-эксплуатационной или ресурсоснабжающей организациям, в органы местного самоуправления или к другим лицам? Многие потребители не верят в реальность «найти справедливость» и в возможность быстрой, эффективной и надежной защиты своих прав или не хотят тратить на это силы, время и нервы, а также по другим подобным причинам.

В случае же, когда от имени жильцов многоквартирного дома выступает управляющая компания или жилищная организация, эти структуры выполняют обязанности по защите интересов всех жильцов. В этих случаях управляющие жилищные организации и в результате собственного контроля, и в случае поступления отдельных обращений потребителей имеют возможность (и обязаны) распространить единичные «сигналы» на все подобные случаи, то есть защитить и тех граждан, которые не обращались. Кроме того, эти организации способны защитить права и интересы потребителей более квалифицированно, чем отдельно взятый потребитель. Несомненно, это «невыгодно» ресурсоснабжающим организациям, и их стремление в ущерб интересам потребителей уйти от всеобъемлющего контроля понятно.

Параграф 6 главы 30 ГК РФ неоднократно упоминает в качестве самостоятельных абонентов граждан. Тем самым ГК РФ предусматривает возможность прямых договоров между энергоснабжающей организацией и гражданами. На снабжение тепловой энергией, холодной и горячей водой, газом нормы об энергоснабжении распространяются, если иной порядок не установлен законом или иными правовыми актами.

При этом необходимо учитывать, что глава 35 ГК РФ («наем жилого помещения») не содержит никаких изъятий из перечня коммунальных услуг, которые должны предоставляться самим наймодателем или предоставление которых наймодатель обязан обеспечить. В соответствии со статьей 676 ГК РФ (пункт 2) предоставление или обеспечение предоставления необходимых нанимателю коммунальных услуг является обязанностью наймодателя. Поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством, это положение распространяется и на социальный наем жилого помещения. Гражданское и жилищное законодательство не предусматривает заключение нанимателями каких-либо иных договоров о предоставлении коммунальных услуг, кроме как договор найма или договор социального найма.

Более того, иной подход прямо противоречил бы смыслу пункта 2 статьи 676 ГК РФ и упразднял бы обязанность наймодателя обеспечивать предоставление необходимых нанимателю коммунальных услуг. Ведь при прямых договорных отношениях нанимателя и ресурсоснабжающей организации в этом обязательстве наймодатель не участвует: ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку ресурса непосредственно потребителю, а он обязан оплатить его стоимость ресурсоснабжающей организации.

Наймодателем может являться как собственник жилого помещения, так и управомоченное им лицо. В роли такого лица в большинстве случаев выступает создаваемое органами местного самоуправления унитарное предприятие или учреждение. И эта же организация обслуживает собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Коммунальные услуги как нанимателям, так и собственникам жилых помещений предоставляются по одним и тем же сетям, с одними и теми же параметрами, по одним и тем же тарифам. Поэтому предоставление или обеспечение предоставления необходимых коммунальных услуг нанимателям и собственникам жилых помещений не могут осуществляться разными исполнителями.

Переход на прямые расчеты за коммунальные услуги требует создания в структуре ресурсоснабжающих организаций абонентских отделов, которые будут заниматься начислением платежей, изготовлением и доведением до потребителей платежных документов, определением размера снижения оплаты в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями установленных параметров качества коммунальных услуг, перерасчетом за потребление коммунальных услуг при их временном отсутствии или изменении количества проживающих граждан, учетом установленных льгот и субсидий, ведением необходимой базы данных по потребителям.

Это неизбежно приведет к дублированию функций, увеличению штата сотрудников и, в конце концов, выльется в необходимость значительного повышения тарифов, в структуру которых будет необходимо включить расходы на содержание абонентских отделов. Кроме этого, в базе данных по потребителям содержится информация о жильцах, которая может представлять определенный интерес для «криминальных структур», и по этой причине наличие такой информации в нескольких местах одновременно нежелательно.

При переходе на прямые расчеты потребители будут должны оплачивать ресурсы не по одному платежному документу (принцип «одного окна»), а по множеству документов, что создает очевидные неудобства. Оптимальным является оплата всех жилищно-коммунальных услуг по одному платежному документу.

Статья 539 ГК РФ, посвященная договору энергоснабжения, подразумевает, что абонент (собственник или наниматель жилого помещения) должен быть подключен к сетям энергоснабжающей организации. То есть внутридомовые сети отопления должны находиться в собственности или принадлежать ей на основании иных вещных прав. В то же время жилой многоквартирный дом является единым объектом недвижимости, все инженерное оборудование которого, как правило, — элементы общей долевой собственности. Из этого следует, что в абсолютном большинстве случаев внутридомовые сети не могут являться «сетями эрнергоснабжающей организации», и заключение договора с каждым отдельным жильцом многоквартирного дома неправомерно.

Сейчас в жилищном фонде практически отсутствуют индивидуальные приборы регулирования и учета потребления тепловой энергии. Это означает, что в случае нарушения ресурсоснабжающей организацией своих обязанностей (например, по поддержанию в жилых помещениях требуемой температуры воздуха или по обеспечению бесперебойного водоснабжения) потребитель не имеет другой альтернативы, кроме как воспользоваться механизмом снижения платы за отопление. Процедура снижения платы требует значительных затрат времени и сил и, очевидно, не все потребители смогут и захотят ею воспользоваться. В результате ресурсоснабжающая организация может получить оплату за те ресурсы, которые она не поставила или поставила не должным образом.

При наличии у потребителя приборов регулирования и учета потребления тепловой энергии или воды он получает возможность не оплачивать недополученный ресурс. Но для применения к исполнителю штрафных санкций за снижение температуры от установленного уровня или отсутствие воды сверх предельно допустимых сроков также требуется затрата времени и сил. Кроме того, в обоих случаях необходима фиксация нарушения (например, составление акта). В случае же, если от имени жильцов будет выступать управляющая жилищная организация, перерасчет платежей и начисление штрафов будут проводиться для всех жильцов сразу и автоматически.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 2.6) оплата услуг «непосредственно ресурсоснабжающему предприятию» допускается только при наличии у потребителей приборов учета. Условие об этом и о том, что обязанности, права и ответственность управляющей жилищной организации и потребителей сохраняются, отражаются в договорах с ней. Такие платежи при отсутствии индивидуальных приборов учета неправомерны. Данное положение не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 308, пункт 4 статьи 426, статья 548) и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Необходимо отметить, что в ряде случаев переход на прямые расчеты производится в результате «волевых» решений высокопоставленных чиновников местных администраций и не соответствует имеющимся договорам с потребителями. То есть независимо от содержащихся в действующих договорах обязательств потребителей об оплате коммунальных услуг управляющей жилищной организации, помимо воли потребителей, не изменяя условия этих договоров, в платежные документы потребителей «просто» заносятся новые банковские реквизиты ресурсоснабжающих организаций, которые, таким образом, становятся получателями этих средств. Такое произвольное изменение сторон обязательства не соответствует положениям статей 307 (пункт 1) и 308 (пункт 3) ГК РФ. Это нарушает базовый принцип гражданского законодательства — «свободы договора».

Подобный подход явно противоречит положениям главы 29 ГК РФ, которая допускает изменение договора без соглашения сторон лишь, если это допускается Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или самим договором, а также по решению суда.

Таким образом, практику заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между потребителями, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающими организациями, а также практику направления потребителями платежей за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям необходимо признать не соответствующей интересам конечных потребителей и не соответствующей целому ряду норм российского законодательства. В то же время представляется, что законодатель, предусматривая в §6 главы 30 ГК РФ возможность заключения прямых договоров энергоснабжения с гражданами, имел в виду потребителей, проживающих в индивидуальных, а не многоквартирных жилых домах.

В отношениях по предоставлению коммунальных услуг помимо потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов присутствует некто – исполнитель. При выборе собственниками помещений в доме непосредственной формы управления это лицо остается неизвестным. Рассмотрим, является ли ресурсоснабжающая организация (РСО), с которой у собственников помещений заключены прямые договоры о приобретении коммунальных ресурсов (договоры об обслуживании внутридомовых сетей заключены собственниками с другими организациями) в случае выбора непосредственного управления, исполнителем коммунальных услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Читаем законодательство

Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

📌 Реклама

– производят или приобретают коммунальный ресурс;

– отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям;

– предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Буквальное толкование такого определения позволяет утверждать, что юридическое лицо и ИП не могут рассматриваться как исполнители коммунальных услуг, если в их деятельности отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

– управляющие организации;

– ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы;

– а при непосредственном управлении – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При непосредственном управлении РСО зачастую только подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при непосредственном управлении собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов с соответствующей РСО. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, или собственниками самостоятельно, если договором с РСО не предусмотрено иное. Таким образом, в строгом соответствии с законодательством РСО, с которой собственники, осуществляющие непосредственное управление домом, заключили договоры о приобретении коммунальных ресурсов, исполнителем коммунальных услуг не является.

📌 Реклама

Данное утверждение не вызывает сомнения в части возложения на РСО обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Однако вопрос о выполнении РСО иных обязанностей, возложенных Правиламипредоставления коммунальных услуг на исполнителя коммунальных услуг, остается открытым.

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п. 8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

📌 Реклама

Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями. Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Минрегион РФ в письмах от 29.11.2007 № 21492‑СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07 «О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг» дает расширительное толкование названной нормы, указывая на необходимость соответствия условий договоров с РСО Правилам предоставления коммунальных услуг в части:

📌 Реклама

– прав и обязанностей сторон договора;

– порядка подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– требований к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– условий оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– ответственности сторон договора;

– оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.

Основная цель расширительного толкования – не допустить нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договорами. Необходимо отметить, что в тексте самих Правилпредоставления коммунальных услуг содержатся противоречия, которые не позволяют распространять их действие исключительно на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

📌 Реклама

Например, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества. Однако данный пункт входит в противоречие со всей концепцией рассматриваемого документа. Так, исполнитель предоставляет потребителю коммунальные услуги. В этих целях РСО осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом). РСО не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности РСО, таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом. Представляется, что это положение должно найти отражение в действующем законодательстве.

📌 Реклама

Еще один пример – разд. X Правил предоставления коммунальных услуг регулирует приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг. При этом в п. 82 впервые упоминается о приостановлении (либо ограничении) подачикоммунальных ресурсов. В пунктах 80, 81 речь идет только о коммунальных услугах.

Приведенные примеры показывают, что положения Правил предоставления коммунальных услуг относятся как к коммунальным услугам и, соответственно, связаны с деятельностью исполнителя, так и к деятельности РСО по подаче коммунальных ресурсов. В связи с этим позиция Минрегиона РФ по расширительному толкованию п. 8 рассматриваемого документа представляется целесообразной.

Нет никаких сомнений и в справедливости данного мнения. Дело в том, что какими правами и обязанностями не наделяли бы Правилапредоставления коммунальных услуг исполнителей, реальное осуществление этих прав и обязанностей напрямую зависит от РСО. На практике ТСЖ и управляющие организации всего лишь посредники между гражданами и РСО. И, как обоснованно отмечает Минрегион РФ в Письме от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07,исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке. Представляется, что собственники, напрямую выстраивающие отношения с РСО (при непосредственной форме управления), тем более имеют право требовать выполнения обязанностей исполнителя со стороны РСО.

📌 Реклама

Тем не менее приходится констатировать, что на практике разъяснения Минрегиона РФ не всегда воплощаются в жизнь. Этому способствуют как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести зависимость РСО от энергетического законодательства (например, порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии, установленный Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, не соответствует порядку, предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг). Субъективизм проявляется в применении действующего законодательства судебными органами.

Обращаемся к арбитрам

Обобщение судебной практики приводит к выводу, что собственники помещений в многоквартирных домах вовсе не обращаются за судебной защитой и не просят возложить на РСО обязанности исполнителя коммунальных услуг. Они просто исправно оплачивают счета, выставляемые им этими организациями.

📌 Реклама

Тем не менее позицию арбитров относительно рассматриваемой проблемы можно проследить по спорам между РСО и Роспотребнадзором. Подобные дела – это как раз тот случай, когда государственный орган (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) может обратиться в суд за защитой неопределенного круга лиц (жителей конкретного дома). Особую актуальность это приобретает именно при непосредственной форме управления домом, когда другого представителя у собственников нет. Кроме того, нередко Роспотребнадзор выступает ответчиком в суде по искам РСО, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Так, Постановлением от 04.10.2007 № Ф08-6502/2007 ФАС СКО поддержал орган местного самоуправления и управление Роспотребнадзора, отказавших организации ВКХ согласовать режим подачи воды по графику. Ввести график подачи воды вправе организации водопроводно‑канализационного хозяйства на основании п. 85 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ. Однако, как указали арбитры, в силу п. 3 указанного документа его нормы не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг. В свою очередь, положения п. 8 Правил предоставления коммунальных услугнаправлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемых ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг, а при отсутствии исполнителя – собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления домом) или собственниками жилых домов. В связи с этим предприятие, являющееся РСО, в отношениях водоснабжения граждан обязано соблюдать Правила предоставления коммунальных услуг.

📌 Реклама

Еще один пример, который хотелось бы привести, – Постановление ФАС СЗО от 05.11.2008 № А66-2701/2008. В нем суд подтвердил обоснованность привлечения РСО к административной ответственности по п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение достоверной информации об услуге, исполнителе.Арбитры выяснили, что компания по своим тепловым сетям поставляла в многоквартирные дома тепловую энергию и от своего имени выставляла квитанции на оплату оказанных услуг. Поэтому именно она является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Для целей применения ст. 8, 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» именно РСО является исполнителем, следовательно, признается субъектом ответственности.

📌 Реклама

Итак, принципиальная разница между исполнителем коммунальной услуги и РСО – исполнение либо неисполнение обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. В остальном РСО не освобождена от обязанности соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг. Сомнения, возникающие на практике, могут быть объяснены в первую очередь несовершенством законодательной базы. Разрешение существующей проблемы видится во внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Не исключается и издание принципиально новых актов, способных урегулировать отношения с РСО.

– Кому принадлежат внутридомовая инженерная система многоквартирного дома и сети, посредством которых в этот дом поставляется коммунальный ресурс?

– Во многих российских городах многоквартирные дома подключены к единой системе теплоснабжения путем последовательного подключения каждого дома друг за другом. Такое подключение осуществлялось еще в советские времена, а также в 90-е годы, и является законным, соответствует техническим нормам и правилам, градостроительному законодательству.

При этом при строительстве многоквартирных домов согласно проектам осуществлялся монтаж внутридомовой системы инженерных сетей, будь то трубопроводы отопления, горячей воды, холодной воды, газа и электрические сети. А построенный дом вводился в эксплуатацию с внутридомовыми инженерными сетями как единый объект недвижимости. Однако подключение дома к единой системе централизованного теплоснабжения осуществлялось не застройщиком дома, а специализированной организацией, в ведении и обслуживании которой находились построенные последней теп­ловые сети к дому.

В связи с изменением законодательства, введением в действие Гражданского кодекса РФ, в сфере подключения объектов недвижимости к единой сис­теме централизованного теплоснабжения ничего не поменялось. Сегодня застройщики также строят дома с внутридомовыми инженерными сетями как единый объект недвижимости. А ресурсоснабжающие организации подключают дома к централизованной системе снабжения, являются собственниками построенных для подключения дома сетей и обслуживают их.

На сегодняшний день, как и ранее, экономически более выгодно строить сети до каждого дома не от распределительного устройства (тепловой пункт, тепловая камера), а от соседнего дома, так как распределительные устройства часто находятся в значительном удалении от строящегося дома. Именно экономическими соображениями оперируют застройщики, когда проектируют подключение многоквартирного дома от соседнего (например, когда застройщик строит несколько домов в одном микро­районе).

Однако при таком (последовательном) подключении внутридомовые сети, в том числе трубопроводы, от которых в подвале дома подключен соседний дом, не становятся чьей-либо собственностью только по причине подключения соседнего здания от внутридомовых сетей данного дома. Тем более, собственностью поставщика коммунальных ресурсов.

Данные внутридомовые сети как в домах, построенных ранее, так и во вновь введенных домах являются общедолевой собственностью всех собственников жилых помещений дома. И до законной передачи (отчуждения) общедолевой собственности третьему лицу, по смыслу законодателя, принадлежат прежним владельцам. Тот факт, что трубопровод воды, газа, электрический кабель и другие сети, по которым коммунальный ресурс подается в дом, одного диаметра и материала, не исключает права собственности жильцов дома на трубопроводы воды, газа и электрические сети в подвале дома. Строительство части внутридомовой системы отопления (горячего водоснабжения) в подвале дома идентичного диаметра с трубопроводом, подающим ресурс в дом, обусловлено строительными нормами и правилами теплоснабжения.

В соответствии с действующими нормами жилищного законодательства, многоквартирный дом представляет собой совокупность двух и более квартир и содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме. Общее имущество многоквартирного дома, согласно п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, включает в себя в том числе: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Внешней границей тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, как правило, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Трубопровод тепловых сетей, проходящий по подвальному помещению многоквартирного дома, от которого при этом осуществляется теплоснабжение данного дома, является частью общедомового имущества, поскольку такой трубопровод отвечает всем критериям имущества данного вида: находится в границах стен многоквартирного дома, предназначен для обслуживания более чем одной квартиры. Последовательное подключение к данной сети иных объектов недвижимости на ее статус, как общедомовой, влияние не оказывает.

Таким образом, любые внутридомовые сети в подвале дома принадлежат собственникам жилых помещений в этом доме и являются общедомовым имуществом.

– Как определить, является транзитным трубопровод, проходящий по подвалу жилого многоквартирного дома, или нет?

– В соответствии с Примечанием к пункту 6.21 «СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010

№ 790, трубопровод является транзитным по отношению к зданиям, технологические установки которых не производят и не потребляют жидкостей и газов, транспортируемых по указанному трубопроводу.

Таким образом, трубопроводы, проложенные по подвалу жилого многоквартирного дома и обеспечивающие передачу тепловой энергии к другим объектам недвижимости, разделяются на два вида: трубопровод, посредством которого в данный дом поставляется коммунальный ресурс для целей оказания коммунальных услуг владельцам помещений, и трубопровод, проложенный по подвалу дома, но единственной целью которого является передача тепловой энергии к иным объектам недвижимости, не относящимся к помещениям данного многоквартирного дома, то есть транзитный.

В городе Кургане, например, существует только один дом, присоединенный к единой системе теплоснабжения, по подвалу которого проходит транзитный трубопровод (на соседнее здание без врезок от него для этого дома). Это жилой дом по адресу Гоголя, 7. Во всех остальных многоквартирных домах, последовательно подключенных друг за другом, трубопровод ресурсо­снабжающей организации, присоединенный к внутридомовой системе дома (ввод в здание), снабжает коммунальным ресурсом такой дом, а значит, не является транзитным. При этом вся внутридомовая система отопления, в том числе трубопроводы в подвале дома, является общедомовым имуществом дома, несмотря на то, что от внутридомовой системы такого дома подключен соседний объект недвижимости. Без данного трубопровода ресурсоснабжающей организации (на вводе в дом) поставка коммунального ресурса в такой дом невозможна. Таким образом, если иных трубопроводов ресурсоснабжающей организации, кроме того, по которому идет поставка ресурса в многоквартирный дом, не проложено, значит, транзитных трубопроводов не имеется.

– Вправе ли жильцы многоквартирного дома либо управляющая организация отключить соседний дом, последовательно присоединенный сетями к такому дому и получающий таким образом энергоресурс, путем выполнения каких-либо мероприятий на трубопроводах, проходящих по подвалу дома?

– По общему правилу, предусмотренному законодательством о теп­лоснабжении и горячем водоснабжении, собственники трубопроводов не вправе препятствовать передаче ресурса по принадлежащим им сетям каким-либо образом. Это правило подразумевает собой в том числе обязанность этих собственников по содержанию своих сетей в надлежащем техническом состоянии. Так что если на внутридомовых инженерных сетях такого дома произошла авария, в результате которой энергоресурс не получает последовательно законно подключенный дом, собственники и владельцы квартир такого дома должны обеспечить своевременный ремонт сетей и оборудования. Прекращение подачи энергоресурса на соседнее здание путем невыполнения вышеуказанного ремонта незаконно, нарушает права и интересы потребителей, граждан, а также причиняет убытки ресурсоснабжающей организации. В Кургане, например, ОАО «Курганская генерирующая компания» взыскало убытки с управляющей организации, которая более года не обеспечивала восстановление своей внутридомовой сети, посредством которой горячая вода поставляется в соседний многоквартирный дом (дело № А34-1157/2014 Арбитражного суда Курганской области).

При этом из данного правила есть исключение. Прекращение передачи ресурса через внутридомовые сети возможно при наличии законного и надлежащим образом оформленного согласия владельцев объектов, последовательно присоединенных к внутридомовым сетям. Однако в таком случае новое подключение отключенных объектов к сетям ресурсоснабжающих организаций будет осуществляться в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения…» за счет владельцев объектов, которые согласовали свое отключение.

Подготовил Михаил Маерский

Читайте все новости Екатеринбурга и Кургана в Google News

Основные требования, предъявляемые к состоянию инженерных систем жилого дома.

(матриал изложен по тексту Постановления Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 г.
Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.)

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах (п.13 Положения).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов — изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами (п.14 Положения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *