Решение учредителя о ликвидации тоо в рк

  • автор:

Содержание

Порядок добровольной ликвидации юридического лица

Юридическое лицо в связи с прекращением деятельности может в добровольном порядке ликвидироваться. В какие сроки производится ликвидация? В какие органы и с какими документами необходимо обратиться для осуществления указанной процедуры?

Общий порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом Республики Казахстан, в части исполнения налоговых обязательств — Налоговым Кодексом. В ходе ликвидации необходимо пройти следующие этапы:

Принятие решения о ликвидации

В первую очередь орган, уполномоченный в соответствии с законодательством или учредительными документами (например, общее собрание участников ТОО или его единственный участник) в соответствии с установленной процедурой принимает решение о ликвидации. В данном решении необходимо также рассмотреть вопросы о назначении и составе ликвидационной комиссии, определении порядка и сроков ликвидации.

Уведомление органа юстиции о принятом решении

Орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции по месту регистрации (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)).

Уведомление налогового органа о принятом решении

Юридическое лицо-резидент в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения (пункт 1 статьи 37 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Уведомление органа по вопросам занятости о предстоящем высвобождении работников

В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 147 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель обязан предоставлять уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за 2 месяца до начала высвобождения.

Публикация объявления о ликвидации

Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса).

Составление промежуточного ликвидационного баланса

После истечения 2-месячного срока для предъявления претензий кредиторами (см. предыдущий пункт) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Составление ликвидационной налоговой отчетности

Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено заявление о проведении документальной налоговой проверки, до даты представления такого заявления.

В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится до даты представления ликвидационной налоговой отчетности (пункт 3 статьи 37 Налогового кодекса).

Подача ликвидационной отчетности и заявлений в налоговый орган

Общеустановленный порядок

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Налогового кодекса в течение 3 рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно:

  • налоговое заявление о проведении документальной проверки;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (при его наличии) или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;
  • налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость (при его наличии).

Документальная проверка должна быть начата налоговым органом не позднее 20 рабочих дней после получения заявления ликвидируемого юридического лица (пункт 5 статьи 37 Налогового кодекса).

Специальный порядок прекращения деятельности по результатам камерального контроля без проведения налоговой проверки

Данный порядок применяется в соответствии со статьей 37-1 Налогового кодекса для ликвидируемых юридических лиц, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • не является плательщиком налога на добавленную стоимость;
  • не применяет специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов;
  • не реорганизован или не является правопреемником реорганизованного юридического лица;
  • не включен в план налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

Юридическое лицо должно соответствовать указанным условиям в течение 5-летнего срока исковой давности, установленного в статье 46 Налогового кодекса. либо период с его даты создания должет быть менее, чем указанный срок.

В случае соответствия указанным условиям юридическое лицо после принятия решения о ликвидации представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (если на учете имеется контрольно-кассовая машина).

Налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения налогового заявления направляет запросы в уполномоченные государственные органы — о сделках и имуществе юридического лица; в таможенные органы — о внешнеторговых сделках, и отсутствии задолженности по таможенным платежам и налогам; в банки — об остатках и движении денег на банковских счетах.

Вв течение 10 рабочих дней со дня получения всех указанных сведений, налоговый орган осуществляет камеральный контроль и составляет заключение, в котором отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам и другим обязательным платежам и взносам. Один экземпляр заключения вручается не позднее 3 рабочих дней после его подписания ликвидируемому юридическому лицу под роспись или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Специальный порядок прекращения деятельности на основании аудиторского заключения

Данный порядок применяется в соответствии со статьей 37-2 Налогового кодекса для ликвидируемых юридических лиц-резидентов, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • общая сумма совокупных годовых доходов с учетом корректировок ликвидируемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, прекращающего деятельность, за период срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса составляет не более 60 000-кратного МРП, действующего на 1 января соответствующего финансового года;
  • имеют в наличии аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией не более чем за 20 календарных дней до даты предоставления в налоговый орган налогового заявления о прекращении деятельности.

При этом, если по результатам аудиторского заключения возникают налоговые обязательства, они должны быть исполнены ликвидируемым юридическим лицом в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем вручения аудиторского заключения.

В случае соответствия указанным условиям юридическое лицо после принятия решения о ликвидаци представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией;
  • свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС (при наличии) или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;
  • налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по НДС (если стоит на учете по НДС);
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (при наличии ККМ).

Налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанных документов обязан осуществить камеральный контроль. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля ликвидируемому юридическому лицу вручается уведомление об устранении нарушений.

Уплата налогов и обязательных платежей, отраженных в ликвидационной отчетности

Ликвидируемое юридическое лицо уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности (пункт 4 статьи 37, пункт 4 статьи 37-1, пункт 4 статьи 37-2 Налогового кодекса).

В случае, если срок уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также социальных отчислений, перечисления обязательных пенсионных взносов, отраженных в налоговой отчетности, представленной перед ликвидационной налоговой отчетностью, наступает после истечения срока, указанного в предыдущем абзаце, уплата (перечисление) производится не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

Удовлетворение требований кредиторов

Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату денег кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если денег для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 5, 6 статьи 50 Гражданского кодекса).

Передача оставшегося имущества учредителям

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам) в соответствии с пунктом 5 статьи 51 ГК РК либо направляется на цели, указанные в учредительных документах (пункт 8 статьи 50 ГК РК).

Распределение имущества между участниками в ликвидируемом ТОО

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» участник ТОО вправе получить в случае ликвидации товарищества стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре. Таким образом, после расчетов с кредиторами участникам ТОО выплачивается стоимость части имущества, соответствующей их долям, а если всеми участниками достигнуто соответствующее соглашение — то имущество распределяется между ними в натуре.

Распределение имущества между акционерами в ликвидируемом АО

Статьей 89 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

  • в первую очередь — выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены у акционеров (в ряде случаев, предусмотренных статьей 27 Закона «Об акционерных обществах» АО обязано выкупить акции у своих акционеров);
  • во вторую очередь — выплаты начисленных и невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
  • в третью очередь — выплаты начисленных и невыплаченных дивидендов по простым акциям

Оставшееся имущество распределяется между всеми владельцами акций пропорционально количеству принадлежащих им акций. То есть распределение происходит не по принципу «каждому акционеру — равная доля», а по принципу «каждому акционеру — доля в имуществе, равная доле его акций в общем количестве».

При этом согласно пункту 2 статьи 13 Закона «Об акционерных обществах» акционеры — собственники привилегированных акций имеют преимущественное право перед акционерами — собственниками простых акций на часть имущества при ликвидации общества. Поэтому распределение передача имущества владельцам простых акций производится только после окончания расчетов с владельцами привилегированных акций.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имущества ликвидируемого общества недостаточно для выплаты начисленных, но невыплаченных дивидендов и возмещения стоимости привилегированных акций, указанное имущество полностью распределяется среди этой категории акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Продажа имущества ликвидируемого юридического лица

В ряде случаев закон допускает продажу имущества ликвидируемого юридического лица. Так, например, согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» участники ТОО вправе получить в случае его ликвидации стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре. Таким образом, предполагается, что ликвидационная комиссия после расчетов с кредиторами должна реализовать имущество с целью выплаты участникам его стоимости, если только все участники не решат принять имущество в натуральном выражении. Специальных требований к процедуре реализации имущества не установлено. В соответствии с общей целью создания коммерческих организаций — извлечением дохода, предполагается, что ликвидационная комиссия должна сделать это с максимальной выгодой для юридического лица.

Составление ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (пункт 7 статьи 50 Гражданского кодекса).

Ликвидационный баланс должен быть утвержден не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки (пункт 12 статьи 37 Налогового кодекса).

Закрытие банковских счетов

Закрытие банковского счета производится банком по заявлению клиента в любое время. Порядок закрытия счета регулируется главой 7 Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов

в банках Республики Казахстан.

Счет в банке должен быть закрыт не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки (пункт 12 статьи 37 Налогового кодекса).

Представление в налоговый орган ликвидационного баланса и справки о закрытии банковских счетов

После завершения документальной проверки и погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме ликвидируемое юридическое лицо в соответствии с пунктом 12 статьи 37 Налогового кодекса одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:

  • ликвидационный баланс;
  • справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов.

Указанные документы представляются в течение 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки в случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • отсутствие налоговой задолженности и задолженности по другим оязательным платежам и взносам;
  • отсутствие излишне уплаченных сумм налогов, платы и пеней;
  • отсутствие ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
  • отсутствие превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
  • отсутствие неисполненного налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.

Если указанные условия не соблюдены, то ликвидируемое юридическое лицо представляет ликвидационный баланс и справку о закрытии счетов, в течение 3 рабочих дней с даты, которая наступит последней:

  • с даты погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным взносам и отчислениям;
  • с даты возврата излишне уплаченных сумм налогов, плат, пеней;
  • с даты возврата ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
  • с даты возврата превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
  • с даты возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.

Получение справки об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам

Необходимость получения указанной справки при ликвидации юридического лица установлена подпунктом 1) пункта 2 статьи 142 Кодекса о таможенном деле Республики Казахстан.

Данная справка выдается территориальным подразделением таможенного органа не позднее 5 рабочих дней с момента регистрации заявления на получение справки (пункт 5 указанной статьи). Срок действия данной справки — 30 календарных дней с момента выдачи (пункт 4 указанной статьи).

Выдаче указанной справки предшествует получение акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням. Данная услуга оказывается территориальными таможенными органами в течение 10 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления (пункт 4 Стандарта государственной услуги «Выдача акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням»).

Уничтожение печати

Уничтожение печатей производится в фирмах, которые занимаются их изготовлением. После уничтожения будет выдан соответствующий акт.

Будьте осторожны! Не уничтожьте печать раньше времени. Проверьте правильность всех составленных и заверенных ею документов. В случае обнаружения недостатков в них органом юстиции для исправления ошибок, возможно, придется изготавливать печать снова (чтобы потом опять уничтожить).

Регистрация ликвидации в органе юстиции

На завершающей стадии юридическое лицо представляет в орган юстиции (через Центр обслуживания населения) следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • решение о ликвидации юридического лица собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью (при ее наличии);
  • документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;
  • справка об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам;
  • свидетельство об аннулировании выпуска акций (для акционерных обществ);
  • документ об уничтожении печати юридического лица (при ее наличии);
  • квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, за исключением юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • учредительные документы (при наличии).

(пункт 64 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств).

Документы представляются в оригиналах, и при необходимости нужно оставить у себя их копии.

Если в процессе проверки представленного пакета документов не выявлены нарушения установленного порядка ликвидации регистрирующий орган в течение 10 дней регистрирует прекращение деятельности юридического лица.

Получение копии приказа о ликвидации юридического лица

Результатом оказания государственной услуги по регистрации прекращения деятельности юридического лица является выдача приказа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица на бумажном носителе (пункт 6 Стандарта государственной услуги «Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства».) Данный приказ выдается в ЦОНе.

Процедура Ликвидации Компании в Казахстане

Процесс регистрации ТОО в Казахстане регламентируется Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» и может занимать 1 рабочий день. Ликвидация компании в Казахстане также регламентируется этим законом, однако эта процедура довольно сложная и занимает длительный период времени. Правильная ликвидация компании – гарантия отсутствия штрафов и последствий в будущем. Поэтому к этому процессу необходимо подойти со всей точностью и серьезностью. Ниже мы опишем процедуру ликвидацию компании в Казахстане.

1) Принятие решение о ликвидации компании. Назначение ликвидационной комиссии.

До начала самой процедуры ликвидации собственником имущества юридического лица принимается решение о ликвидации, в котором назначается ликвидационная комиссия, порядок и срок ликвидации компании.

2) Уведомление государственных органов

Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно письменно или через интернет-ресурс с применением электронной цифровой подписи сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц, органу государственных доходов по месту регистрации. Одновременно с этим необходимо подать в специализированные газеты объявление о ликвидации компании, порядке и сроках принятия претензий кредиторами.

3) Составление ликвидационного баланса

В течение двух месяцев кредиторы могут предъявить претензии. По истечении двух месяцев с подачи объявления составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержатся информация об имуществе ликвидируемой компании, заявленных претензиях.

4) Расчет с кредиторами

В случае если кредиторы заявили претензии по долгам, компании необходимо рассчитаться с ними. Если денежных средств для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, компания производит продажу имущества с публичных торгов.

Одновременно с расчетом с кредиторами также происходит расчет по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. Если компания является участником ВЭД, то также необходимо обратиться в таможенные органы за справкой об отсутствии заложенности таможенных сборов.

После расчета с кредиторами и государственными органами вновь составляется ликвидационный баланс

5) Закрытие банковских счетов

Банковский счет компании может быть закрыт в любое время по заявлению клиента.

6) Предоставление в налоговые органы ликвидационного баланса и справки о закрытии счетов в банке.

7) Уничтожение печати. Убедитесь, что печати проставлены на всех необходимых документах, которые могут понадобиться в будущем при продолжении процедуры ликвидации.

8) Государственная регистрация ликвидации

После уничтожения печати необходимо обратиться в Центр обслуживания населения по месту регистрации компании с предоставлением перечня документов, указанных в статье 16 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

Документы, необходимые для закрытия ТОО в Казахстане:

а) заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан;

б) решение собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью юридического лица (при ее наличии);

в) документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;

г) свидетельство об аннулировании облигаций и (или) акций и (или) отчет об итогах погашения облигаций либо письмо уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, об отсутствии зарегистрированных в уполномоченном органе, осуществляющем государственное регулирование рынка ценных бумаг, выпусков акций и (или) облигаций;

д) документ об уничтожении печати юридического лица (при ее наличии);

е) квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, за исключением юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;

ж) учредительные документы.

На практике процедура ликвидации компании может отличаться от вышеописанной. Поэтому при самостоятельной ликвидации компании собственники сталкиваются с множеством бюрократических барьеров, которые затягивают и без того длительную процедуру ликвидации. Поэтому чтобы избежать волокиты и ликвидировать компанию с полным решением всех юридических и финансовых вопросов, лучше обратиться к специалистам. Компания EGSAT Consulting более 10 лет на рынке юридических услуг Казахстана. Большая практика позволяет решать большинство вопросов оперативно и с минимальными финансовыми затратами. Поможем Вам ликвидировать ТОО, ИП, филиал или представительство иностранной компании в Казахстане. Звоните по телефонам в Алматы: +7 727 311 17 85 или оставляйте заявку на сайте.

ЭТАПЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ.

Добровольная ликвидация – это вид ликвидации юридического лица по решению его участников (акционеров), при котором имущества достаточно для расчетов со всеми кредиторами. Процедура добровольной ликвидации состоит из последовательных этапов и длится не менее 4 месяцев.

1. Принятие решения о ликвидации юридического лица

Решение о ликвидации юридического лица принимает общее собрание участников (акционеров). Одновременно с вопросом о ликвидации организации, собрание должно избрать ликвидационную комиссию и определить порядок и сроки ликвидации – то есть план, по которому в дальнейшем должна действовать ликвидационная комиссия.

В состав ликвидационной комиссии могут входить любые лица, закон не содержит ограничений на этот счет. В малом бизнесе в состав ликвидационной комиссии часто назначают работников фирмы: директора, бухгалтера, заведующего складом и т.д. Количество членов ликвидационной комиссии законодатель оставил на усмотрение собственников бизнеса, но на практике часто назначают комиссию в составе 3-х человек. Одного из членов участники (акционеры) должны назначить председателем ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии управление делами и имуществом компании переходит к ней. В дальнейшем все документы, требующие подписания директором, подписываются председателем ликвидационной комиссии.

2. Объявление о ликвидации юридического лица

После принятия решения о ликвидации юридического лица (в течение 3 рабочих дней), следует уведомить об этом государство и кредиторов. Для этого требуется:

  • направить уведомление о ликвидации юридического лица в управление юстиции по месту его регистрации;
  • направить уведомление о ликвидации юридического лица в управление государственных доходов по месту его регистрации;
  • разместить объявление о ликвидации юридического лица в периодическом печатном издании, распространяемом на всей территории РК. Для такого рода объявлений принято использовать Юридическую газету или Заң Газеті. Такое объявление размещается для информирования кредиторов о необходимости заявления требований, поэтому в нем важно указать: (1) период, в течение которого ликвидационная комиссия принимает требования кредиторов. Такой период не должен быть менее 2-х месяцев с момента опубликования объявления. (2) адрес, по которому ликвидационная комиссия осуществляет деятельность.
  • направить уведомления о ликвидации юридического лица его кредиторам.

3. Взыскание долгов и принятие требований от кредиторов

Пока не истек срок для принятия требований кредиторами, ликвидационная комиссия ведет прием таких требований, проверяя каждое требование на законность и обоснованность. Кроме того, в этот период комиссией должны приниматься все меры по взысканию дебиторской задолженности и возврату денег на баланс юридического лица. Если кредитор не предъявил требование к ликвидируемому юридическому лицу, то задолженность перед ним должна быть списана.

4. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс – это финансовый документ, который отражает экономическое состояние компании к концу срока предъявления требований кредиторами. Он содержит информацию о заявленных требованиях и о составе всего имущества ликвидируемого юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией, но должен быть утвержден общим собранием участников (акционеров) юридического лица.

5. Исполнение налогового обязательства

Исполнение налогового обязательства – это прохождение юридическим лицом последовательных этапов налогового контроля. Подробно о способах и особенностях читайте в другом нашем материале.

6. Расчеты с кредиторами

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия вправе приступить к расчетам с кредиторами. Погашать требования кредиторов разрешается только в порядке очередности, установленной законом: (1) требования из ответственности за причинение вреда жизни и здоровью; (2) требования, вытекающие из трудовых и авторских договоров; (3) требования, обеспеченные залогом имущества ликвидируемого юридического лица; (4) налоговые обязательства; (5) требования остальных кредиторов.

Если денег юридического лица недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна организовать продажу имущества с публичных торгов. Если имущества ликвидируемого юридического лица также недостаточно для расчетов со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия обязана направить заявление о банкротстве юридического лица в суд.

7. Составление и утверждение ликвидационного баланса. Распределение имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами

После исполнения налоговых обязательств и завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс должен быть утвержден общим собранием участников (акционеров) юридического лица.

На практике возникает вопрос, следует ли отражать имущество, оставшееся после расчетов со всеми кредиторами, в ликвидационном балансе. Законодатель не ограничивает собственников бизнеса в этой части: имущество может быть распределено между участниками (акционерами) до составления ликвидационного баланса, в таком случае ликвидационный баланс будет “нулевым”. Также возможно отображение оставшегося имущества в ликвидационном балансе, после чего оно будет распределено между участниками (акционерами) юридического лица.

Распределение имущества между участниками (акционерами) осуществляется на основании акта ликвидационной комиссии, по акту приема-передачи. Возможно также передать вопрос о порядке распределения имущества на решение общего собрания участников (акционеров).

8. Подача документов на регистрацию прекращения деятельности

После завершения действий, описанных в предыдущем пункте, ликвидационная комиссия уничтожает печать юридического лица, закрывает его банковские счета, а также производит архивацию документов по личному составу ликвидируемого юридического лица – то есть документов, отражающих трудовые отношения работника с работодателем. Если речь идет об акционерном обществе, то помимо перечисленного ликвидационная комиссия аннулирует выпущенные акции, облигации, а также отчеты об итогах погашения облигаций такого акционерного общества.

Одновременно с этим необходимо сдать документы для регистрации прекращения деятельности через отделение “Правительства для граждан” по месту регистрации юридического лица: (1) заявление, образец которого можно получить в отделении; (2) решение (протокол) общего собрания участников (акционеров) о ликвидации юридического лица; (3) экземпляр печатного издания, в котором было опубликовано объявление согласно разделу 2 или сканированный образец страницы с опубликованным объявлением; (4) свидетельство об аннулировании акций, если речь идет об акционерном обществе; (5) акт об уничтожении печати; (6) квитанция об уплате регистрационного сбора: оплатить можно непосредственно в отделении; (7) оригиналы учредительных документов: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной (пере)регистрации при наличии.

Каков порядок предоставления ликвидационной декларации, форма 910.00? (К.Алпыспаева, 26 июня 2015 г.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

К.Алпыспаева, налоговый консультант

КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИОННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ФОРМА 910.00?

Хотим сдать ликвидационную 910 форму по ИП. Для этого необходимо сдать очередную, а потом ликвидационную за 1 полугодие 2015г? Или без очередной 910 формы сразу ликвидац.?

Положения НК. Согласно пункту 1 статьи 63 Налогового кодекса налоговая отчетность — документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в налоговые органы в соответствии с порядком, установленным Кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений.

Налоговая отчетность составляется в соответствии с требованиями форматно-логического контроля, утвержденного уполномоченным органом.

Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса налоговая отчетность, за исключением декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подразделяется на следующие виды:

1) первоначальная — налоговая отчетность, представляемая лицом за налоговый период, в котором произведена постановка на регистрационный учет налогоплательщика и (или) впервые возникли налоговое обязательство по определенным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязанность по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и исчислению и уплате социальных отчислений, по которым данное лицо является налогоплательщиком (налоговым агентом);

2) очередная — налоговая отчетность, представляемая лицом за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором произведена постановка на регистрационный учет налогоплательщика и (или) впервые возникли налоговое обязательство по определенным видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и исчислению и уплате социальных отчислений, по которым данное лицо является налогоплательщиком (налоговым агентом), а также по итогам налогового периода — в случае выбытия в течение налогового периода объектов налогообложения;

В целях главы 37-1 Кодекса очередной декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам является налоговая отчетность, представляемая лицом, импортировавшим товары, за налоговый период, в котором приняты на учет такие товары;

3) дополнительная — налоговая отчетность, представляемая лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения и (или) дополнения по видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым данное лицо является налогоплательщиком (налоговым агентом);

4) дополнительная по уведомлению — налоговая отчетность, представляемая лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, в котором налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля, по видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым данное лицо является налогоплательщиком (налоговым агентом);

5) ликвидационная — налоговая отчетность, представляемая лицом при прекращении деятельности или реорганизации налогоплательщика, по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым данное лицо является налогоплательщиком (налоговым агентом), а также при снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 437 Налогового кодекса упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Выводы. Таким образом, ИП принявшее решение о ликвидации в 1 полугодии, представляет ФНО 910.00 с видом ликвидационная, до окончания 1 полугодия, очередную ФНО при этом представлять за этот же период не надо.

Особенности исполнения налогового обязательства отдельными категориями ИП при прекращении деятельности регламентируется положениями ст. 66 Налогового кодекса РК.

Данная норма позволяет осуществить прекращение деятельности ИП в упрощенной порядке без проведения налоговой проверки, а только по результатам камерального контроля на основе представленной ликвидационной налоговой отчетности.

Данный упрощенный порядок прекращения деятельности ИП вправе применить, если одновременно соответствует следующим условиям на протяжении срока исковой давности (5 лет):

— ИП не является плательщиком НДС, и

— ИП не включен в план налоговых проверок или список выборочных налоговых проверок по результатам мероприятий системы оценки рисков либо не включен в полугодовой график налоговых проверок, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска.

ИП в случае принятия решения о прекращении деятельности одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:

1) налоговое заявление о прекращении деятельности;

2) уведомление о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений, при наличии такого учета;

3) ликвидационную налоговую отчетность;

4) налоговое заявление о снятии с учета ККМ в порядке, определенном ст. 169 Налогового кодекса РК (если у ИП имеется ККМ, поставленный на учет в налоговых органах).

Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся частной практикой, прекращающие деятельность, являются налогоплательщиками (налоговыми агентами), за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о прекращении деятельности, до даты представления такого заявления.

В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности.

Уплата налогов, платежей в бюджет и социальных платежей, отраженных в ликвидационной налоговой отчетности, производится индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой, прекращающими деятельность, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

В случае, если срок уплаты налогов, платежей в бюджет и социальных платежей, отраженных в налоговой отчетности, представленной перед ликвидационной налоговой отчетностью, наступает по истечении срока, указанного в части первой настоящего пункта, уплата (перечисление) производится не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

Таким образом, если ИП планирует прекратить деятельность с 24.01.2020 года, то не позднее этой даты должен предоставить налоговое заявление и одновременно ликвидационную ФНО 910.00, уведомление о начале или прекращении деятельности налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности (если ИП состоял на таком учете) и налоговое заявление о снятии ККМ (если ранее у ИП был зарегистрирован ККМ). Также до этой даты 24.01.2020 года должны быть уплачены все требуемые налоги и социальные платежи, подлежащие отражению в ликвидационной ФНО 910.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *