Реорганизация бюджетных учреждений

  • автор:

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Приведенная выдержка из закона об образовании, на первый взгляд, может показаться достаточно запутанной человеку, не имеющему юридического образования. Однако, в приведенной статье нет ничего сложного для понимания, стоит лишь разобраться в терминологии.

В целях настоящей статьи следует определить значение и смысл слов «Реорганизация» и «Ликвидация» образовательного учреждения. Поскольку любое образовательное учреждение является юридическим лицом (т.е. организацией, которая имеет закрепленное за собой имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам), для образовательных организаций предусмотрена не только четко регламентированная законом процедура создания, но и порядок прекращения своей деятельности. Существует две формы прекращения деятельности образовательного учреждения – реорганизация и ликвидация.

Реорганизация – представляет собой прекращение деятельности юридического лица (образовательной организации), влекущее переход его прав и обязанностей к другому юридическому лицу (к другой образовательной организации). В результате реорганизации образовательного учреждения происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних образовательных организаций. Реорганизация может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования:

Слияние – это форма объединения двух организаций (н-р объединения двух среднеобразовательных школ в одну), где права и обязанности обоих организаций переходят друг к другу.

Присоединение – это объединение организаций, где одна примыкает к другой (н-р присоединение маленькой школы к гимназии), при этом присоединившаяся организация фактически прекращает существование, её права и обязанности переходят к новой организации по передаточному акту.

Разделение – это расщепление одной образовательной организации на две и более (н-р той же гимназии на несколько школ), при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу.

Выделение – это противоположность присоединения, когда образовательная организация отделяется от другой, тем самым создавая новое юридическое лицо, при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу .

Преобразование – это смена организационно-правовой формы юридического лица (н-р когда частная школа созданная в форме учреждения преобразовывается в автономную некоммерческую организацию, у которой свои преимущества).

Таким образом, реорганизация это прекращения деятельности образовательной организации, посредством передачи своих прав и обязанностей к другой образовательной организации (за исключением выделения). Реорганизация может быть сопряжена с возникновением новых, или прекращением ранее функционировавших юридических лиц. Простое изменение наименования образовательного учреждения не является реорганизацией —
Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, при ликвидации образовательного учреждения фактически прекращается существование и функционирование данной организации, т.е. в отличии от реорганизации, её права и обязанности не переходят к другому лицу.

Возвращаясь к статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует разъяснить её содержание. По смыслу данной статьи, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Приведённый пункт означает, что ликвидация и реорганизация образовательной организации осуществляется не в соответствии с законом об образовании, а в соответствии с другим законом, которым у нас является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). Как уже было сказано, образовательные учреждения являются юридическими лицами, а всё что связано с юридическими лицами в РФ, регулируется Гражданским кодексом. В статье 22 закона об образовании также говорится и об особенностях реорганизации и ликвидации, предусмотренных законодательством об образовании, которые мы будем рассматривать позже, разобрав, для начала, порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц предусмотренный ГК РФ.

Итак, реорганизация образовательных учреждений осуществляется по общему порядку, предусмотренному статьями 57-60 ГК РФ, а ликвидация в порядке, предусмотренном статьями 61-64 ГК РФ. Постараемся привести схожие положения из вышеназванных статей.

  1. Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения принимается учредителем этой организации, либо органом, уполномоченным на то учредительными документами (уставом). Т.е. если учредителем школы является государство либо муниципалитет, то решение о её реорганизации или ликвидации будет принимать соответствующий государственный или муниципальный орган – являющийся её учредителем по уставу. Если школа частная, то подобное решение будет принимать собственник имущества данного учреждения. Ликвидация образовательного учреждения также может быть принудительной, в силу вступившего в законную силу судебного решения.
  2. Образовательное учреждение считается реорганизованным либо ликвидированным только с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. Давайте поподробнее остановимся на последнем пункте. Для того чтобы прекратить деятельность образовательной организации, нужно внести соответствующую запись в реестр министерства юстиции. Однако, чтобы не получить отказ в реорганизации или ликвидации от государственного органа, несмотря на принятое учредителем решение, нужно соблюсти соответствующую процедуру:

Для реорганизации —
1. Составить передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от вида реорганизации
2. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
3. Дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в СМИ уведомление о реорганизации
4. Принять меры по разрешению своих обязательств перед кредиторами и обязательств дебиторов перед организацией
5. Предоставить соответствующий пакет документов в регистрирующий орган

Для ликвидации —
1. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
2. Формирование ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора
3. Размещение в СМИ уведомления о ликвидации
4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
5. Принятие мер по удовлетворению требований кредиторов
6. составление окончательного ликвидационного баланса
7. представление документов в регистрирующий орган

Общая процедура реорганизации и ликвидации состоит из вышеуказанных шагов, однако мы не должны забывать об особенностях предусмотренных законодательством об образовании, так:

  1. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
  2. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Очевидно, что процесс реорганизации или ликвидации юридического лица достаточно трудоемкий процесс, а если данное юридическое лицо является ещё и образовательным учреждением трудности лишь увеличиваются. Есть также нюансы и с трудовым законодательством — о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

В заключении следует отметить, что знание правовой сущности и порядка реорганизации (ликвидации) образовательных организаций позволит минимизировать риски от прекращения столь значимой для общества деятельности. Практика проведения указанных процедур свидетельствует, что наиболее предпочтительным вариантом между реорганизацией и ликвидацией в большинстве случаев является реорганизация, поскольку дает массу возможностей продолжать деятельность юридического лица.

Орлова О. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 3/2019

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Универсальное

Разделение

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Преобразование

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд, правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).

Судебная практика. В арбитражном порядке было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения.

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.

Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:

  • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

  • форму реорганизации;

  • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;

  • основание для принятия решения о реорганизации БУ;

  • дату, на которую проводится реорганизация БУ;

  • срок проведения реорганизационных мероприятий;

  • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;

  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;

  • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Уведомление о реорганизации.

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;

  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;

  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961).

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Форма реорганизации

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Слияние

Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Разделение

Выделение

Преобразование

Присоединение

Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

* * *

В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

  • изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;

  • перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;

  • провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;

  • по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.

Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.

К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).

Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

4. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в высшем учебном заведении требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, к обеспеченности такого высшего учебного заведения учебной площадью, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к охране здоровья обучающихся и работников, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов.

См. Требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки, утвержденные Минобразования РФ 7 июля 2000 г.

Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него образовательным программам осуществляется на общих основаниях независимо от наличия лицензии.

Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным профессиональным образовательным программам выдаются только федеральным государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-правовых форм могут быть выданы только при наличии у них на правах собственности, оперативного управления или аренды необходимой учебно-материальной базы.

Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении высших учебных заведений, реализующих образовательные программы частично или в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено федеральными законами.

В период экономического кризиса возрастают риски ликвидации учреждений разных типов, от частных до государственных.

Именно поэтому в государстве действует определенный порядок закрытия компаний, который четко определен нормативно-правовыми актами.

Процесс закрытия

Процесс закрытия компаний в 2020 году осуществляется в несколько этапов.

У компании или иных лиц, имеющих право инициирования процесса прекращения деятельности юрлица, должны быть определенные основания для осуществления ликвидации.

Постановление

Постановление о закрытии убыточного учреждения издает тот орган власти, к чьему ведению оно принадлежит.

Правительство РФ отвечает за государственную собственность, Правительство субъектов России или органы местного самоуправления – за муниципальную.

Основания

Прекращение деятельности учреждений может осуществляться на следующих основаниях:

  • принятие решения о добровольной ликвидации;
  • принудительная ликвидация по решению суда.

В некоторых случаях используется альтернативная ликвидация, которая предполагает:

  • реорганизацию компании;
  • ее вхождение в состав другого юридического лица;
  • смену руководства и учредителей.

Закон

Законодательная база, регулирующая ликвидацию учреждений различных типов, достаточно обширна.

В настоящее время к ней относятся:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс России;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127;
  • ФЗ России «О государственной регистрации юридических и физических лиц» № 129;
  • Закон «О СМИ»;
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;
  • ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • Закон «Об образовании».

Ликвидация учреждения

Ликвидация учреждений разных типов имеет общие правила, но также предполагает и наличие особенностей, которые будут влиять на прохождение процедуры.

Коммерческого

Закрытие коммерческой организации осуществляется в несколько этапов, но может быть облегчено отсутствием долгов.

В этом случае следует опасаться только налоговой проверки, которая может обнаружить задолженности перед государством по налогам, что может незначительно продлить процесс.

При наличии долгов и недостатке финансовых средств для их погашения ликвидация может занять много времени, так как будет совмещена с процедурой банкротства.

Государственного

Государственные учреждения прекращают работу в соответствии с общими кодексами и ФЗ «О государственной и муниципальной собственности».

В рамках процесса ликвидации они проходят стандартные этапы, которые едины для всех юридических лиц.

Муниципального бюджетного

Собственность муниципальных властей также может проходить процедуру ликвидации.

В этом случае прекращение деятельности осуществляется под контролем районной или городской администрации, которая выносит постановление и инициирует процесс.

Образовательного

Ликвидация образовательных учреждений чаще всего осуществляется двумя основными способами:

  • добровольное прекращение деятельности;
  • перерегистрация, то есть изменение юридического названия и исключение из государственного реестра первичного юридического лица.

Осуществляют эту процедуру муниципальные власти.

Отмена ликвидации юридического лица возможна при наличии оснований.

Как проходит процедура ликвидации ООО в 2020 году? Смотрите .

Если есть долги

Ликвидация учреждения с долгами осуществляется по общей схеме прекращения деятельности юридических лиц:

  1. После принятия решения о закрытии компании, ликвидаторы должны оповестить всех кредиторов о необходимости подачи требований.
  2. Далее формируется список кредиторов в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом РФ.
  3. После этого долги будут погашаться из средств компании. Если это невозможно, то учреждение проходит процедуру банкротства.

Образец заявления о банкротстве юридического лица здесь.

Пошаговая инструкция

Данный пункт будет интересен всем, кому предстоит ликвидация учреждения.

Пошаговая инструкция в этом случае позволит провести эту процедуру правильно, чтобы не совершить ошибок и избежать различных проблем.

Принятие решения

Принятие решение о ликвидации коммерческого учреждения может осуществляться единолично, если имеется только один учредитель.

Во всех остальных случаях оно проходит на общем собрании учредителей или акционеров, в зависимости от правовой формы организации.

Для бюджетных учреждений, которые находятся в собственности государства, решение должно приниматься Правительством РФ.

Образец решения о ликвидации юридического лица здесь.

Ликвидационная комиссия

Следующим шагом после принятие решения является выбор ликвидатора или ликвидационной комиссии. Именно этот орган осуществляет дальнейшее руководство учреждением.

В данном случае закон не регламентирует точное количество участников комиссии, но определяет лиц, которые не могут в нее входить.

К ним относятся:

  • должностные лица;
  • работники, которые принимали решение о закрытии компании.

Промежуточный баланс

После того как была сформирована ликвидационная комиссия и отправлены уведомления кредиторам о прекращении деятельности учреждения, формируется промежуточный баланс.

Он представляет собой:

  • перечень имущества и капитала, принадлежащего компании и выявленного в процессе ревизии;
  • списки о долгах и кредиторах.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса .

Расчеты

После того как будет составлен промежуточный ликвидационный баланс, компания должна осуществить расчеты с кредиторами в соответствии с определенной законом очередностью:

  • выплаты за причинение вреда здоровью и жизни;
  • выплаты сотрудникам;
  • долги перед государством;
  • частные кредиторы.

После удовлетворения всех финансовых требований составляется конечный баланс.

Перечень документов

Для ликвидации учреждения необходимо подготовить определенные документы:

  • свидетельство о регистрации в налоговой инспекции;
  • выписка из государственного реестра юрлиц;
  • договор о создании учреждения;
  • устав;
  • печать.

Пакет документов может изменяться в зависимости от типа организации, так частные компании имеют одни рекомендации, а требования к образовательным или некоммерческим могут несколько отличаться.

Образец заявления о ликвидации учреждения .

К заявлению о ликвидации юридического лица, направляемого в налоговую инспекцию, должны прилагаться:

  • конечный ликвидационный баланс;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Какие выплаты положены?

Сотрудники ликвидируемых учреждений имеют определенные права, которые защищаются Трудовым кодексом РФ:

  • они должны быть извещены о предстоящем сокращении за два месяца;
  • при увольнении им выплачиваются все долги по заработной плате, а также выходное пособие в размере средней зарплаты за последние двенадцать месяцев.

Образец уведомления сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией учреждения .

Кроме этого, работникам учреждений, проходящих процедуру ликвидации, обязаны выплачивать компенсационные выплаты в течение двух месяцев. Они также равны средней заработной плате.

В том случае, если после сокращения работник обратится в центр занятости и встанет на учет, но не сможет найти работу в течение периода получения выплат от бывшего работодателя, то ему может быть назначено пособие от учреждения еще на один месяц.

Ликвидация ООО присоединением является одним из способов реорганизации компании.

Возможна ли ликвидация ТСЖ с долгами? Читайте .

Нужно ли отправлять уведомление в ПФР о ликвидации? Подробности в этой статье.

Сроки

Ликвидация учреждений может быть осуществлена в период от нескольких недель до нескольких лет, в зависимости ситуации и имеющихся проблем:

  • частные компании и образовательные организации могут быть реорганизованы в короткие сроки;
  • другие юридические лица, особенно имеющие долги, могут быть направлены на процедуру банкротства, в результате чего могут быть исключены из государственного реестра только через год или больше, в зависимости от назначенных этапов и успешности их реализации.

Добровольная ликвидация организации, не имеющей финансовых проблем, может быть осуществлена в течение полугода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *