Рекомендации медсестре по общению с пациентом

  • автор:

YaMedsestra.ru

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

1. «Имя собственное». Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

5. «Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек —человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.

Ориентация на сотрудничество.

Сотрудничество – это взаимодействие медсестры, пациента и его семьи, обеспечивающее обучение и развитие пациента. Позитивные взаимоотношения между сестрой и пациентом во многом определяют результаты ухода.

Задачи медсестры в установлении с пациентом поддерживающих отношений:

1. Создание атмосферы доверия.

2. Способствование сохранению и развитию способностей пациента.

3. Содействие личностному росту и развитию пациента в процессе совместного решения проблем.

4. Формирование у пациента умения действовать, как полагается физически и эмоционально здоровому человеку.

Психология обращения с больными людьми – общая дисциплина, распространяющаяся на деятельность, как врачей, так и сестер, суть которой: знания в области общения и центр: умение подойти к пациенту, найти ключ к его личности, путь к созданию контакта с ним.

Существуют два главных правила общения:

1. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

2. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Медсестре важно быть хорошим слушателем, поощрять пациента говорить о себе. Полезно позволить пациенту выговориться, рассказать все, чем он хотел бы поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности его словами.

Медсестра может быть плохим слушателем не только потому, что ей неинтересно, или не хватает времени, но и потому, что она может быть поглощена своими мыслями, переживаниями. Поэтому важно учиться слушать, «отодвигая» свои проблемы на время в сторону.

В процессе слушания медсестра внимательна и к сигналам невербальной коммуникации, которые поступают от пациента.

Функция умения слушать, достаточно важна не только для сбора информации о пациенте. Возможность высказаться в ситуации безопасности, которую создает медсестра, уже сама по себе оказывает психотерапевтический эффект на пациента (т.е. выступает как своеобразный способ сестринского вмешательства).

В процессе беседы между медсестрой и пациентом формируется атмосфера доверия, которая очень важна для последующей работы с ним. В процессе общения не только медсестра знакомится с пациентом, но и он лучше узнает ее. Американский психолог К. Роджерс установил, что, если человек в 40% случаев проявляет в общении один и тот же стиль реакции, определенный фиксированный набор коммуникативных приемов, то его собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя всегда так. Именно так рождаются у пациентов мифы о медицинских работниках, медсестрах, что приводит к навешиванию им ярлыка «добряк», «строгий», «обо всем знающий», «понимающий», др.

Чтобы пациент слушал сестру, он сам ею должен быть выслушан.

Культура речи медсестры предполагает умение:

1. Точно формулировать мысль

2. Грамматически правильно ее оформлять

3. Излагать ее доступным для пациента языком

4. Ориентироваться на реакцию пациента

В общении с пациентами медсестре не стоит злоупотреблять медицинской терминологией, часто не понятной для пациента и пугающей его.

Следует избавляться от слов паразитов, обильных вводных предложений, применения излишних определений, низкопробных слов, сленга. Речь не должна «резать слух» неправильным ударением и произношением.

Речь медсестры должна служить показателем ее заинтересованности в судьбе пациента, показателем ее профессиональной компетентности и культуры.

В общении важны не только слова как таковые, но и мысли, чувства, передаваемые словами.

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в нашем общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма, т.е. невербальная информация, — около 5/6. Словесная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения, остальное относится к невербальной коммуникации.

Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать невербальное общение. Исследователи доказали, что устную речь контролировать легче, чем язык мимики и жестов.

Информация о пациенте передается медсестрой врачу в виде сестринского первичного психологического диагноза, его следует рассматривать как составляющую сестринского диагноза.

Психологический диагноз – это комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем окружении. Этот диагноз указывает на те значимые для пациента потребности, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются, указывает на те сферы жизни пациента, которые вызывают у него повышенную эмоциональную напряженность.

Имидж медсестры.

Предпосылкой доверия пациента медсестре является ее квалификация. Но она является только инструментом, эффект применения которого зависит от других личностных качеств медсестры. У пациента должно создаться впечатление, что медсестра хочет ему помочь. Безучастный голос, неприветливое, мрачное выражение лица медсестры пациент может отнести на свой счет.

Медсестра вызывает доверие, если она спокойна, уверена, оптимистична, добросовестна, терпелива, но не надменна или груба.

Имидж – это набор качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Имидж медсестры – набор качеств, которые пациенты ассоциируют с конкретной медсестрой. Имидж начинает работать с первых мгновений знакомства.

Привлекательный образ можно построить лишь на основе естественного самораскрытия своей индивидуальности. Искусство имиджирования состоит не в фальши, а в подчеркивании своих истинных достоинств и в неакцентрировании недостатков.

Этапы построения имиджа:

1 этап – осознание своего Я, своих достоинств и недостатков (образ Я – для себя);

2 этап – построение своей публичной идентичности (образ Я – для других, каким хочу предстать в глазах других), которая не должна разительно отличаться от личностной идентичности, иначе не сможешь скрыть фальшь в своем поведении;

3 этап – самопрезентация (трансляция своей публичной идентичности, «самоподача»).

Внешность существенно влияет на приписывание положительных качеств. На формирование имиджа влияют и особенности речи. Невербальный компонент общения (контакт глаз; проксемимика – организация пространства и времени общения; экстра и паралингвистика – тембр голоса, темп речи, паузы; оптико-кинетическая сфера – мимика, пантомимика) также несет большую информационную нагрузку.

Недопустим недостаток внимания медика к своему внешнему виду. Единство содержания и формы являет собой гармонию, достойную восхищения. Благоприятное или неблагоприятное воздействие на процесс лечения оказывает не только впечатление, которое производит на пациента персонал, но с само лечебное учреждение.

Установление психологического контакта с пациентом, повышение его доверия к медицинскому персоналу и к лечебному учреждению нужны для того, чтобы пациент:

· начал делать все от него зависящее, чтобы выздороветь;

· как можно скорее отказался от роли больного;

· сотрудничал с лечащим персоналом, выполнял назначения врача.

Причиной неблагоприятного развития взаимоотношений между медицинской сестрой и пациентом может быть несоблюдение ею необходимой психологической дистанции (например, флирт или эмоциональная идентификация с ним, беспомощное сочувствие).

Болтливость медсестры может внести конфликтные элементы не только в ее взаимоотношения с пациентом, но и во взаимоотношения пациентов между собой.

Прием подарков от пациента приводит нередко к сознательной или бессознательной дискриминации тех, кто этого не сделал, что снижает к ней доверие со стороны всех пациентов.

Однако, иногда, когда имеешь дело с ранимым пациентом, отказ от подарка может нанести сильный удар по его самолюбию, продемонстрировать, что он для тебя ничего не значит. Считается, что благодарность может быть принята, если она выражается в цивилизованной форме, не противоречит принципам гуманизма и духовности, действующему законодательству.

Медсестре нужно быть внимательной к различиям своих пациентов в отношении культуры, к которой они принадлежат, она должна быть готова оказать помощь представителям разных рас, культур и этнических групп.

Эмоциональная идентификация. Эмпатия ( от англ.empathy – сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) – способность индивида воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому, не предполагает и оценочного реагирования. Она сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого).

Сочувствующий собеседник всегда готов выразить свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться. Используемые приемы: похвала, вербальное согласие, успокаивание, сочувствие, утешение. При использовании такого вида слушания имеется опасность в эмоциональной идентификации медработника, в этом случае самому медработнику может понадобиться профессиональная психологическая помощь.

Эмпатическое слушание – высший уровень умения слушать, предполагает вчувствование (способность понимать собеседника не умом, а сердцем). При этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства говорящего, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это разновидность нерефлексивного слушания, которому можно научиться.

Нерефлексивное слушание – слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Это активный со стороны слушающего процесс, предполагает умение внимательно молчать. Его предназначение – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Правила такого слушания:

1. Минимум ответов (невмешательство)

2. Быть своеобразной «губкой», впитывающей все, что говорит собеседник, без какого-либо отбора и сортировки

3. Постоянно подавать собеседнику сигналы, что его слушают и сосредоточены на том, что он говорит (реплики: да-да, кивки головы)

Издержки этого вида слушания: пациент может расценить внимание медсестры как полное согласие с содержанием его рассказа, в течение длительного времени приходится слушать иногда пустую болтовню.

Медсестре приходится балансировать в общении с пациентом между открытым и деловым общением. Быть понимающим слушателем – это хороший способ поддерживать этот баланс. Умение слушать создает атмосферу доверия.

Умение слушать собеседника – важная составляющая психологической подготовки медсестры.

Трансфер – это перенос на медицинского работника эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и т.д.).

Термин впервые стал применяться в психоанализе. Различается трансфер:

· позитивный – перенос чувства любви, уважения, доверия, привязанности и т.д.

· негативный – перенос чувства страха, ненависти, отвращения и т.д.

В процессе сестринского ухода эти чувства могут спонтанно возникать у пациента при отсутствии в ее поведении объективных причин для этого. Пациент сам не понимает, почему он «влюбляется» в медсестру или начинает ее ненавидеть без всяких на то внешних оснований. Так, человек, всю жизнь страдавший от недостатка любви и заботы, возможно, ждет от медсестры именно этих чувств. Он может начать восторгаться ею, но если его ожидания не оправдаются, то может вдруг и возненавидеть ее. Начинающие медсестры, теряются, когда сталкиваются с сильными проявлениями со стороны пациентов таких эмоций, как любовь, сексуальное влечение, или ненависть, ненасытная требовательность, агрессия.

Например, «непослушный» больной может вести себя по отношению к медсестре как упрямый, непослушный ребенок по отношению к матери.

Усилению трансферных реакций способствуют:

1. Сохранение медсестрой внешней пассивности и нейтральности

2. Проявление ею заинтересованности личной жизнью пациента

3. Ее активное слушание пациента

Именно так ведет себя обычно медсестра, поэтому большая вероятность, что в профессиональной жизни она столкнется с трансферными реакциями пациентов.

Контртрансфер – это перенос медработником своих эмоций на пациента, ответ на трансфер пациента. Контртрансфер разрушает обычно доброжелательно-нейтральную позицию медсестры, вызывая в ней внутреннюю дисбалансировку, проявляющуюся в виде гнева к пациенту, раздражения, боязни пациента или особой любви к нему. Контртрансфер усиливается в период переживания медсестрой стрессовых событий и неразрешенных конфликтов.

Общение с пациентом в стационаре и вне него. В основе ухода за пациентом лежит комплексный подход к человеку, учитывающий физиологические, личностные, социальные и духовные потребности пациента и его семьи.

Когда человек встречается с определенными препятствиями на пути достижения жизненных целей, то он испытывает кризис. Медсестра стремится уменьшить уровень напряженности пациента, связанный со стрессовой ситуацией, в которой он находится, помогает пациенту адаптироваться к своему положению, помогает ему найти в себе силы, чтобы улучшить это положение. Пациента приходится обучать справляться с кризисной ситуацией, ведь вся жизнь сопровождается теми или иными вызовами и нужно уметь на них отвечать. В ходе преодоления проблемы, кризисной ситуации происходит развитие личности, человек становится мудрей.

При поступлении в стационар больной нередко страдает от перемены обстановки. Он может выражать свое недовольство открыто или держать при себе. Первый тип больных создает особые затруднения для остальных больных. Есть больные, которые не желают приспосабливаться к требованиям больничной среды.

Первая реакция пациента на сообщение диагноза может быть следующей:

1. Действительное спокойствие

2. Кажущееся спокойствие

3. Страх

4. Паника

5. Суицидные тенденции и даже попытки

На отношение человека к болезни влияют уровень образования, культуры, предрассудки, которых он придерживается, обычаи, поведение окружающих.

То как больной переносит свою болезнь, находит отражение в его поведении:

· больной-борец не закрывает глаза перед бедой; он относится к болезни как к врагу, которого надо побороть; делает все возможное в интересах выздоровления

· капитулирующий больной становится пассивным, беспомощным; им нужно все время заниматься

· больной, отрицающий факт заболевания, не хочет ничего слышать о лечении, заболевании

Терапевтическая среда – обстановка, способствующая самоуважению и личной ответственности, привлечению пациента к осмысленной деятельности.

Взаимоотношения между пациентами оказывают существенное влияние на их самочувствие. Медицинский персонал должен воспитывать в пациентах товарищество, сочувствие друг к другу. Так же он должен заботиться о том, чтобы индивидуальный режим пациента, мобилизующий его защитные силы, органически вписывался в лечебно-охранительный режим отделения.

Лечебно-охранительный режим предусматривает защиту центральной нервной системы пациента от чрезмерных внешних воздействий: создание условий для максимального щадящего режима пораженных органов и систем; поддержание комфортных условий для организма в новых для него условиях существования – в условиях болезни. Применение принципа лечебно-охранительного режима и создание лечебной среды в медицинском учреждении не так легко. Кроме материальных затрат, оно требует прежде всего постоянного воспитания и самовоспитания всех медицинских работников.

Здоровый социально-психологический климат лечебного учреждения предполагает взаимодоверие сотрудников, стремление добросовестно выполнять свою работу по принципу «никакой снисходительности», постоянный обмен информацией, контроль за результатами выполнения программ, эффективность деятельности больничной администрации и стиль ее работы.

Совместная работа врача и медсестры по бригадному принципу в качестве уважающих и зависящих друг от друга профессионалов повышает ответственность медсестры, позволяет каждому профессионалу выполнять те функции, для которых его готовили. Основа успеха совместной работы – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.

Условия формирования кооперативной взаимозависимости:

1. Свобода и открытость информационного обмена

2. Взаимная поддержка действий, которые группе приходится делать, убеждение в их оправданности

3. Доверие, дружелюбие в отношениях сторон

4. Эффективная обратная связь

Создание успешно работающей команды – это искусство. Чтобы команда состоялась, ее нужно скомплектовать и вырастить. Важно, чтобы люди имели желание кооперироваться, работать вместе.

Общение с родственниками пациента. Болезнь одного из членов семьи вносит ограничения в семью, требует особого режима, изменения привычного жизненного уклада, заставляет менять планы на будущее, перераспределять обязанности, вызывает чувство страха, неопределенности, беспомощности.

Психология родственников обусловлена их личностью, сформированной прежней жизнью, и отношением к больному. Интерес большинства родственников сосредотачивается на том, чтобы способствовать быстрому выздоровлению. Зачастую родственники бывают больше обеспокоены болезнью, чем сам больной. Они обеспокоены всевозможными разговорами, слухами, проблематичными сведениями о болезни, медицинском персонале, стараются что-то предпринять в пользу больного.

Сверхзаботливые родственники часто обременяют медперсонал обширными расспросами и рассуждениями о состоянии и лечении больного. Необходимо быть терпеливым и помнить, что родственник встревожен и также нуждается в первичной психологической помощи.

Если медсестра замечает, что состояние больного в стационаре после визита посетителей регулярно ухудшается, то она должна сказать об этом лечащему врачу, который может регулировать посещения.

Как больной, так и родственники имеют право на информацию, касающуюся каждого из них. Однако права одного иногда вступают в конфликт с правами другого (например, больной хочет знать, что с ним происходит, но не хочет, чтобы родственники знали о каких-то аспектах его болезни). Иногда родственники у медсестры хотят уточнить какую-то информацию. Медсестре нужно быть очень внимательной и не передавать лишние сведения ни больному, ни его родственникам, не согласовав свои действия с лечащим врачом.

Управление общением предполагает воздействие на процесс общения, которое выбрано из множества возможных с учетом поставленной цели, состояния объекта управления и ведет к приближению цели.

Личность сознательно может управлять своим общением, влиять на свои взаимоотношения с другими людьми, на свою привлекательность в системе межличностных взаимоотношений.

Можно выделить три взаимосвязанные сферы, требующие внимания медсестры, ее умения управлять процессами в них:

1. Непосредственно профессиональная работа по осуществлению сестринского процесса

2. Свои внутренние психические процессы и состояния, включенные в межличностное взаимодействие с пациентом

3. Складывающиеся межличностные взаимоотношения с пациентом, уровень возникшего доверия

Все эти сферы взаимосвязаны и влияют на эффективность профессиональной деятельности медсестры, т.к. она работает не только с помощью технологий сестринского ухода, но и посредством своей личности, посредством тех отношений, которые она создает между собой и пациентом.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников. Взаимоотношения медицинского работника и больного охватывают целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинской сестре приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ. Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, быть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека.

Для общества совсем не безразлично, кто изберет себе профессию медицинского работника и как он выполняет моральный долг, налагаемый на него этой профессией. С развитием общества менялось положение медицинского работника в нем, возрастали его престиж и авторитет, столь необходимые для осуществления профессиональной деятельности, изменялись также требования к медицинскому работнику и здравоохранению в целом.

Труд медицинских сестер как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей медицинская сестра должна соблюдать следующие этические принципы:

1. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

2. Принцип-«не навреди!»

3. Уважение прав пациента

4. Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

5. Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь

6. Уважение к своей профессии

7. Профессиональная компетентность

8. Обязанность хранить профессиональную тайну

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Актуальность темы. В современных условиях, когда общественность, средства массовой информации подвергают медицину и, прежде всего ее практическую деятельность негативной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине, падении престижа медицинской деятельности и т. п., проблемы этики и деонтологии в медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают особую остроту и актуальность.

Основной задачей модернизации здравоохранения является обеспечение оказания качественной и доступной медпомощи населению, современному обществу нужны медицинские сестры, сочетающие в себе прочные профессиональные знания с нравственными принципами медицинской профессии.

Цель исследования: Исследование уровня общительности, коммуникативных способностей медицинской медсестры,оценки взаимоотношения «медицинская сестра — пациент», выявление закономерностей, способствующие эффективному общению пациента с медицинскими сестрами.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень общительности, коммуникативных способностей медицинских сестер;

2. Выявить оценку взаимоотношений «медицинская сестра- пациент».

3. Анализировать результаты, сделать выводы.

4. Разработать рекомендации, памятки для медицинских сестер, способствующие к эффективному общению с пациентами.

Объект исследования: медицинские сестры отделений хирургии, неотложной терапии, эндокринологии, нейрохирургии ГБУ РС (Я) РБ №2-ЦЭМП и пациенты, находящиеся на стационарном лечениив отделениях эндокринологии, хирургии, нейрохирургии, неотложной терапии и неотложной кардиологии.

Метод исследования: выявление методомВ.Ф. Ряховскогодля диагностикиуровняобщительности, коммуникативных способностей медицинских сестер; методом анкетирования диагностики взаимоотношений «медсестра-пациент»

Практическая значимостьРазработка рекомендации, памяткидля медицинских сестердля эффективного общения спациентомв медицинских учреждениях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Среди 25 медицинских сестер РБ №2-ЦЭМП была проведено анкетирование из 8 вопросов (приложение №1). Среди опрошенных медицинских сестер составлен стаж работы в медицинском учреждении:

До 3 лет — 8 (32%)

3-5 лет — 6 (24%)

5-10 лет — 2 (8%)

10-20 лет — 7 (28%)

20 лет и более — 2 (8%)

25 (100%) опрошенных медсестер довольны своей работой.

На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» большинство респондентов 24 (96%) ответили, что трудности при общении с пациентом не возникают, и только 1 (4%) медсестра отметила, что трудности возникают, если пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.

25 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда руководствуются принципами профессиональной этики и медицинской деонтологии.

У 20 (80%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты профессиональной деформации, а у 5 (20%) иногда случались конфликтные ситуации.

Для развития реализации медицинской этики и деонтологии, 22 (88%) респондентов предлагают проводить семинары и конференции, 2 (8%) — издание буклетов и периодичных изданий, круглый стол с ведущими специалистами из разных стран — 1 (4%).

Для исследования уровня общительности было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 25 медицинских сестер отделений РБ №2-ЦЭМП. В исследование использовалась методика определения общего уровня общительности В.Ф. Ряховского(приложение №3). Был предложен тест, состоящий из 16 вопросов, который содержал возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы респондентам необходимо было, используя три варианта ответов — «да», «иногда» и «нет». По итогамисследования:

5 (20%) — общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

4 (16%) — люди с нормальной коммуникабельностью. Любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения, не любят шумных компаний.

9 (36%) -общительны, любопытны, любят высказываться по разным вопросам, что, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.

7 (28%) -любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них мигрень или даже хандру. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.

Для выявления оценки взаимоотношений»пациент-медсестра»среди пациентов отделений ГБУ РС (Я) РБ№2-ЦЭМП (хирургия, эндокринология, нейрохирургия, неотложная терапия, неотложная кардиология) был проведен опрос методом анкетирования, состоящий из 10 вопросов(приложение №3). В данном исследовании приняли участие 30 человек, находящиеся на стационарном лечении.

Возраст опрошенных пациентов составляет:

до 30 лет — 7 (23%)

30-39 лет — 3 (10%)

40-49 лет — 4 (14%)

50-59 лет — 7 (23%)

60 лет и старше -9 (30%)

Из 30 опрошенных, 4 (14%) респондента ответили, что не удовлетворены качеством работы медицинской сестры, а 26 (86%) — да.

На вопрос общаетесь ли вы с другими пациентами, большинство опрошенных 27 (90%) ответили «да», 3 (10%) пациента ответили «нет».

На вопрос «Объясняют ли медсестры правила приема лекарственных средств» большинство респондентов 23 (77%) ответили «да», у 4 (13%) объясняют, если пациент спрашивает наименование препарата и назначение, а 3 (10%) респондента ответили, что не объясняют (при этом объяснили, что полностью доверяют медицинским сестрам, т.к. они выполняют строго все назначения врача).

При поступлении в отделение медсестры ознакомили с режимом отделения среди опрошенных 26 (87%) пациентов, а 4 (13%) респондента ответили, что их не ознакомили в связи с тем, что они поступили в бессознательном состоянии.

По мнению17 (57%) респондентов медицинские сестры соблюдают принципы профессиональной этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода, но как отмечают, 13 (43%) иногда они нарушают медицинскую деонтологию и повышают голос.

19 (63%) пациентов считают, что общение с медсестрой значительно влияет на восстановление здоровья, они также отмечают, что к работе медсестры претензий не имеют — медсестры относятся хорошо. По мнению 9 (30%) респондентов, общение с медсестрой не оказывает благотворное влияние на восстановления здоровья, 2 (7%) затруднились ответить на данный вопрос.

ВЫВОДЫ

1. В системе взаимоотношений «медсестра — пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

2. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени.

3. Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение обращаться с больными, владение техникой эффективного общения с пациентами — все это должно служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.

4. Важнейшими качествами медицинской сестры считаются: уважительное отношение и стремление помогать, внимание и терпимость, доброта, вежливость и душевность. Немаловажную роль играют — внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

5. В условиях медицинского учреждения взаимоотношения «медсестра-пациент» определяет чувство доверия, наличие конструктивных отношений.

6. Медицинская сестра должна учитывать и найти индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.

7. При поступлении пациента в медицинское учреждение медсестра знакомит со структурой больницы и режимом отделения.

8. Необходимо соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентами.

9. Для предупреждения профессиональной деформации у медсестер необходимо уметь справляться со стрессами.

Рекомендации медицинским сестрам для эффективного общения с пациентами в медицинских учреждениях:

1. индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.

2. Необходимо быть внимательным, выявить проблемы пациента

3. Избегать употребления медицинских терминов.

4. соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентами.

5. уважительное отношение и стремление помогать, внимание и терпимость, доброта, вежливость и душевность. Немаловажную роль играют — внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

6. При общении стараться поднять настроение, вызвать доброжелательность, проявлять внимательность и интерес к проблемам.

7. При уходе за пациентом необходимо быть особенно тактичными, постоянно напоминая о времени приема лекарств.

8. Для профилактики профессиональной деформаций у медсестер необходимо уметь справляться со стрессами, конфликтными ситуациями.

Таким образом, для эффективного общения медицинской сестры с пациентами необходимо соблюдать этико-деонтологические аспекты в своей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

Использованная литература:

2. Силуянова, И. В. Биоэтика в России : ценности и законы / И. В. Силуянова. — М.: Грантъ, 2001. — С. 192 с.

Сайты в интернете:

a. http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2009N1/p54-63.htm

b. http://www.med-pravo.ru/

c. http://www.sisterflo.ru/

d. http://www.velib.com/read_book/khramova_elena/spravochnik_medsestry_prakticheskoe_rukovodstvo/chast_i_glava_2/

e. http://larece.ru/?p=10877

f. http://azps.ru/tests/tests_liri.html

Приложение №1

АНКЕТА

2. Довольны ли Вы своей работой?

а). Да

б). Нет

4. Трудовая нагрузка на рабочем месте

а). Невысокая

б). Нормальная

в). Ощущаю значительную перегрузку

г). Затрудняюсь ответить

5. Всегда ли соблюдаете принципы этики и деонтологии в своей профессиональной деятельности

Приложение №2

ТЕСТ В.Ф. РЯХОВСКОГО

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

а). Да

б). Иногда

в). нет

  1. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

  1. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

а). Да

б). Иногда

в). Нет

Приложение №3

АНКЕТА

2. Удовлетворяют ли качество работы медсестры

а). Да

б). Нет

3. Общаетесь ли Вы с другими пациентами?

а). Да

б). Нет

8. Какую характеристику Вы дали бы медсестре вашего отделения: а) сестра-рутинер б) сестра, играющая заученную роль в) тип «нервной» сестры г) тип сестры — мужеподобная, сильная личность д) сестра материнского типа е) сестра-специалист? (подчеркните)

Приложение №4

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«СЕСТРА-ПАЦИЕНТ» СРЕДИ ПАЦИЕНТОВ РБ»2-ЦЭМП

9. Какими качествами должна обладать медсестра XXI века

Доброта

36%

Чуткость

6%

Ответственность

34%

Милосердие и внимательность

24%

терпение

100%

Таблица №1

Приложение №5

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«СЕСТРА-ПАЦИЕНТ» СРЕДИ МЕДСЕСТЕР РБ»2-ЦЭМП

7. Как вы справляетесь со стрессами?

Слушают музыку

24%

Тренинг

24%

Читают книги

20%

Не было стрессов

52%

Психологи выделяют разные типы поведения медсестер и реакции больных на их поведение. Примером может служить один из вариантов такой типологии, описанный Иштваном Харди (1981)

  1. Практический тип. Медсестры этого типа отличаются точностью и педантизмом в работе, но могут забывать о человеческой сущности больного. В крайних случаях их действий могут доходить до абсурда (например, будят спящего больного, чтобы дать назначенное снотворное)
  2. Артистический тип. Такая сестра старается порой без чувства меры произвести впечатление на больного, быть важной.
  3. Нервный тип. Медработники этого типа раздражительные, капризные, обидчивые, могут сознательно и неосознанно уклоняться от некоторых обязанностей. Больные рядом с ними не чувствуют себя спокойно.
  4. Мужской тип. Обычно это женщина крупного телосложения, решительная, уверенная, энергичная, последовательная. Может иметь хорошие взаимоотношения с больными. В неблагоприятных случаях склонна проявлять агрессивность, деспотичность.
  5. Материнский тип. Больные таких медсестер называют «милыми сестричками», отношения с ними складываются чаще благоприятно.
  6. Сестры-специалистки. Они работают в диагностических кабинетах, операционных, манипуляционных и нередко проявляют превосходство над другими сестрами и больными. Это также может послужить причиной напряжения и ятрогении.

Медсестра

и больной, принципы общения с пациентом.

Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

И. Харди рекомендует применять следующие методы разговора медсестры с больным с целью соблюдения вышеприведенных принципов:

Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела?»

Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»

Медсестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.

Задать отвлечённый вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?».

Сказать незаконченную фразу: «А если вы сейчас вернётесь домой, так…?

В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

Типы медицинских сестёр и их характеристика:

И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.

Сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого- то ухода и нет, ибо работает автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

Сестра, «играющая заученную роль». Такие сёстры в процессе работы стремятся разыгрывать какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определённого идеала. Если их поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль альтруиста, благодетеля, проявляя «артистические» способности. Поведение их искусственное.

Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурую, с обидой на лице среди ни в чем не повинных больных. Они очень ипохондричны, боятся заразиться инфекционным заболеванием или заболеть «тяжёлой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. д. Такие сёстры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на больных.

Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными, в благоприятных случаях такие сёстры могут быть хорошими организаторами.

Сестра материнского типа. Такие сёстры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа у них неотъемлемое условие жизни. Они всё могут и успевают повсюду. Забота для больных — жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь.

Тип специалиста. Это сёстры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатически преданы своей узкой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *