Реализация дополнительных образовательных программ

  • автор:

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30468

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный N 25082).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность).

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1.

5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями2.

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее — объединения), а также индивидуально.

8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность3.

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения4.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации5.

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации6.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение7.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий8.

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается9.

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации.

Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность10.

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами11.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида12.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков13.

С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.

1Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

2Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)

3Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)

5Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

6Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326).

7Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326)

9Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

10Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)

11Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

12Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326.

13Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Базовые требования к качеству предоставления муниципальной услуги «Реализация дополнительных образовательных программ»

  1. Общие положения

1.1. Наименование муниципальной услуги – «Реализация дополнительных образовательных программ».

1.2. Поставщик муниципальной услуги – Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей » Детско-юношеская спортивная школа»

1.3. Получатель муниципальной услуги – дети в возрасте от 6 до 18 лет и молодёжь до 23-х лет, не имеющие медицинских противопоказаний к освоению выбранной программы дополнительного образования.

2. Нормативно-правовое регулирование муниципальной услуги

2.1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993).

2.2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

2.3. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании».

2.4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2.5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

2.6. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.8. Федеральный закон от 6.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2.9. Федеральный закон от 4.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2.10. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

2.11. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

2.12. Санитарно — эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3.04.2003 № 27 «О введении в действие эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03».

2.13. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
(ППБ 01-03), утверждённые приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

2.14. Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».

2.15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12. 2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  • 3.Состав муниципальной услуги

3.1. Муниципальная услуга по реализации дополнительных образовательных программ включает в себя:

-Обучение по дополнительным образовательным программам, удовлетворяющим разнообразные интересы получателя муниципальной услуги по следующим направлениям: физкультурно-спортивное.

— Организация и проведение спортивных и спортивно- массовых мероприятий.

4. Показатели качества муниципальной услуги

4.1. Требования к организации предоставления муниципальной услуги.

4.1.1. Поставщик муниципальной услуги имеет необходимые помещения, оборудование и оснащение для предоставления муниципальной услуги.

4.1.2. Территория, помещения, оборудование и оснащение поставщика муниципальной услуги должны соответствовать требованием СанПиН, пожарной безопасности, охраны труда и лицензионным требованиям. Во всех помещениях должен быть обеспечен необходимый санитарно-гигиенический режим.

4.1.3. Поставщик муниципальной услуги обеспечивает безопасность образовательного процесса и всех мероприятий, проводимых с получателями муниципальной услуги.

4.1.4. Поставщик муниципальной услуги обеспечен соответствующими кадрами, имеющими высшее или среднее специальное профессиональное образование, отвечающими требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

4.1.5. Поставщик муниципальной услуги имеет на все этапы подготовки обучающихся (спортивные группы) соответствующие образовательные программы (типовые, адаптированные, авторские), в которых определены ожидаемые результаты обучения.

4.1.6. Показатель качества организации муниципальной услуги:

— соответствие условий организации и осуществления образовательного процесса требованиям образовательных программ, СанПиН, пожарной безопасности и лицензионным требованиям;

— соответствие действий должностных лиц поставщика муниципальной услуги требованиям нормативных правовых актов и устава поставщика муниципальной услуги.

4.2. Требования к процессу предоставления муниципальной услуги.

4.2.1. Поставщик муниципальной услуги организует процесс освоения получателем муниципальной услуги выбранной дополнительной образовательной программы в соответствии с расписанием учебных занятий и сроками её реализации.

4.2.2. Основной формой организации работы являются занятия. Занятия могут проводиться как в группах, так и индивидуально в соответствии с особенностями освоения выбранной получателем муниципальной услуги дополнительной образовательной программы. (вида спорта)

4.2.5. Дополнительные образовательные программы имеют различную продолжительность обучения:

— до 1 года и св. 1 года (спортивно-оздоровительные группы)

— 1 год — 3 года (группы начальной подготовки)

— до 1 года и св. 1 года (учебно-тренировочные группы)

— до 3-х лет и св. 3-х лет (учебно-тренировочные группы)

— до 1 года и св. 1 года (группы высшего спортивного мастерства)

  1. Количество обучающихся в группах определяется уставом поставщика муниципальной услуги.

— 1 год — не менее 12-15 человек;

— 2 год — не менее 12-15 человек;

— 3 год — 10-12 человек;

— св. 3-х лет 8-10 человек;

4.2.7. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа за одно посещение (на спортивно-оздоровительном этапе). Максимальный объём учебной нагрузки получателя муниципальной услуги устанавливается согласно учебному плану и программам по видам спорта.

4.2.8. Учебный год в учреждении поставщика муниципальной услуги начинается не позднее 15 сентября и заканчивается не ранее 15 июня. (46 недель)

4.2.9. Занятия начинаются не ранее 8.00, и заканчиваться не позднее 20.00. Продолжительность занятий не должна превышать 90 мин. (спортивно-оздоровительных группах и в группах начальной подготовки)

4.2.10. Поставщик муниципальной услуги организует занятия в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы, в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем учреждения.

4.2.11. Поставщик муниципальной услуги самостоятелен в выборе форм и методов промежуточной и итоговой аттестации. Оценка результативности образовательного процесса, уровня подготовки обучающихся проводится по итогам их участия в соревнованиях, сдачей контрольных нормативов.

4.2.12. В дни школьных каникул поставщик муниципальной услуги может организовывать на базе учреждения лагеря с дневным пребыванием.

4.2.13. Поставщик муниципальной услуги, кроме предоставления дополнительного образования, организует и проводит массовые мероприятия с детьми (соревнования, праздники и другие мероприятия) различного уровня (муниципального, регионального, федерального) по профилю своей деятельности и направленности программ дополнительного образования.

4.2.14. Показатели качества процесса предоставления муниципальной услуги:

— полнота реализации программ;

— доля обучающихся детей освоивших программы спортивно — оздоровительного этапа, этапа начальной подготовки, учебно — тренировочного этапа, этапа спортивного совершенствования.

— соответствие действий должностных лиц поставщика муниципальной услуги требованиям нормативных правовых актов и устава поставщика муниципальной услуги.

4.3. Требования к результату оказания муниципальной услуги.

4.3.1. Результатом оказания муниципальной услуги является освоение получателем муниципальной услуги в полном (или определённом получателем муниципальной услуги) объёме выбранной дополнительной образовательной программы и приобретение знаний, навыков в выбранной сфере интересов.

4.3.2. Показателями качества результата оказания поставщиком муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования являются:

— доля обучающихся, принявших участие в соревнованиях различного уровня (муниципальный, региональный, федеральный).

— отношение численности обучающихся первого, второго и последующих годов обучения.

— удовлетворённость потребителей муниципальной услуги полученным образованием.

— Соответствие условий оказания услуги:

-требованиям СанПиН;

-правилам пожарной безопасности;

-лицензионным требованиям.

— Соответствие действий должностных лиц Поставщика муниципальной услуги требованиям нормативных правовых актов.

5. Порядок оказания муниципальной услуги

5.1. Порядок информирования о муниципальной услуге.

5.1.1. Информирование получателей муниципальной услуги о порядке оказания муниципальной услуги осуществляют поставщик муниципальной услуги Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» реализующие дополнительные образовательные программы, а также Управление по культуре, молодёжи и спорта администрации Рыбинского муниципального района.

5.1.2. Поставщик муниципальной услуги обязан ознакомить получателя муниципальной услуги и его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, образовательными программами, реализуемыми данным образовательным учреждением.

5.1.3. Информация о муниципальной услуге должна быть размещена в средствах массовой информации, на официальных сайтах поставщиков муниципальной услуги и на сайте администрации Рыбинского муниципального района: страница Управления по культуре, молодёжи и спорту администрации Рыбинского муниципального района (www.admrmr.ru). Кроме того, информация о муниципальной услуге размещается в учреждении, реализующем дополнительные образовательные программы на специально оформленных стендах в местах, доступных для получателя муниципальной услуги.

5.1.4. Информирование получателя муниципальной услуги при приёме на обучение по дополнительным образовательным программам осуществляют тренеры-преподаватели по видам спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, лёгкая атлетика, лыжный спорт, борьба самбо, дзюдо, кудо). Приём осуществляется с 1сентября по 25 сентября текущего года.

5.1.5. До начала приёма поставщик муниципальной услуги объявляет:

— правила приёма в учреждение;

— перечень направлений деятельности учреждения — условия приёма (возраст, сроки освоения программ, медицинские противопоказания и т.п.).

Консультирование по вопросам приёма и обучения в учреждении должны осуществлять специально назначенные директором работники учреждения.

5.1.6. Лицом, ответственным за информирование потребителей муниципальной услуги, является заместитель директора учреждения по учебно-воспитательной работе.

5.1.7. Дополнительным видом информирования потребителей муниципальной услуги являются: дни открытых дверей, проводимые учреждением, показательные выступления ведущих спортсменов, отчёты и т.п.

5.1.8. Управление по культуре, молодёжи и спорту администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области осуществляет консультирование получателя муниципальной услуги по всем вопросам, связанным с приёмом, зачислением и реализацией дополнительных образовательных программ.

5.2. Информация о поставщике муниципальной услуги.

Поставщиками муниципальной услуги по реализации дополнительных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта является Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Рыбинского муниципального района:

п/п

Наименование

учреждения

Полный адрес учреждения

Телефон

Адрес

сайта

Адрес электронной почты

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа»

152952, Ярославская обл., Рыбинский р-н, пос. Каменники

ул. Волжская

д. 2-а

Режим работы муниципального учреждения дополнительного образования установлен уставом.

5.3. Условия предоставления муниципальной услуги.

5.3.1. Муниципальная услуга по реализации дополнительных образовательных программ определяется в пределах контрольных цифр приёма, устанавливаемых администрацией Рыбинского муниципального района Ярославской области, оказывается за счёт бюджетных средств, то есть является бесплатной для её потребителя.

5.3.2. Муниципальная услуга по реализации дополнительных образовательных программ оказывается только лицам, зачисленным в состав обучающихся образовательного учреждения.

5.3.3. Приём в муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей производится на основе письменного заявления детей и (или) родителей (законных представителей) с предоставлением справки от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах по избранному виду спорта.

5.3.4. Приём заявлений прекращается по мере заполнения мест в группах обучающихся.

  • Зачисление на обучение в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей производится на основании приказа директора образовательного учреждения с последующим внесением сведений об обучающемся в журнал учёта работы тренера-преподавателя.

5.4. Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

5.4.1. вновь поступающему получателю муниципальной услуги в муниципальное учреждение дополнительного образования отказывается в получении муниципальной услуги по следующим основаниям:

— наличие медицинских или возрастных противопоказаний к освоению выбранной образовательной программы;

— отсутствие мест в группах обучающихся, занимающихся по выбранной дополнительной образовательной программе.

5.4.2. Предоставление муниципальной услуги прекращается:

-по инициативе поставщика муниципальной услуги путём отчисления обучающихся по основаниям, предусмотренным уставом учреждения;

— по инициативе получателя муниципальной услуги (его родителей или иных законных представителей);

— в связи окончанием срока освоения получателем муниципальной услуги выбранной образовательной программы.

5.4.3. Оказание муниципальной услуги возобновляется в порядке, определённом уставом поставщика муниципальной услуги.

5.5. Действия поставщика муниципальной услуги, нарушающие права её получателя, обжалуются учредителю или в суд.

5.5.1. Обжалование учредителю действий (бездействия) поставщика муниципальной услуги в процессе предоставления муниципальной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

5.5.2. При обращении получателя муниципальной услуги в Управление по культуре, молодёжи и спорту администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения. В случае если по обращению требуется провести расследования, проверки или обследования, по решению начальника Управления по культуре, молодёжи и спорту срок рассмотрения жалобы продляется, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.

5.6. Права получателя муниципальной услуги.

Получатель муниципальной услуги имеет право:

— на уважение своей чести и достоинства;

— на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности учреждения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации — поставщика муниципальной услуги;

— на бесплатное пользование помещениями поставщика муниципальной услуги, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых и других подразделений учреждения в порядке, установленном уставом;

— на обжалование приказов и распоряжений администрации и действий должностных лиц поставщика муниципальной услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. Права поставщика муниципальной услуги.

Поставщик муниципальной услуги самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», и уставом образовательного учреждения. Компетенция поставщика муниципальной услуги определяется статьей 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании».

6. Порядок контроля соблюдения базовых требований к качеству предоставления муниципальной услуги

6.1. Контроль соблюдения порядка соблюдения базовых требований к качеству предоставления муниципальной услуги осуществляется в форме плановых (внеплановых) проверок директором МКОУ ДОД » Детско-юношеская спортивная школа», зам. директора по УВР, а также Управлением по культуре, молодёжи и спорту администрации Рыбинского муниципального района.

Ежегодный контроль качества условий оказания муниципальной услуги проводится Управлением по культуре, молодёжи и спорту администрации Рыбинского муниципального района перед началом учебного года. Его результаты фиксируются в акте готовности учреждения к новому учебному году и подписываются представителями Управления по культуре молодёжи и спорту администрации Рыбинского муниципального района, Государственного пожарного надзора, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Плановые проверки проводятся в целях:

-обеспечения соблюдения (исполнения) поставщиком муниципальной услуги требований законодательства;

-изучения и оценки деятельности поставщика муниципальной услуги и ее результатов;

выявления в деятельности поставщика муниципальной услуги причин некачественного исполнения муниципальной услуги.

6.2. Внеплановые проверки проводятся в случае поступления учредителю:

-обращений граждан и юридических лиц с заявлениями и жалобами на нарушение прав и законных интересов получателей муниципальной услуги;

-иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.

6.3. Проверки проводятся специалистами Управления по культуре, молодёжи и спорта администрации Рыбинского муниципального района на основании приказа и плана-задания.

6.4. Деятельность проверяющих не должна нарушать нормальный режим работы поставщика муниципальной услуги.

6.5. Для проведения мероприятий проверки у поставщика муниципальной услуги запрашиваются следующие материалы и документы:

-локальные акты, регламентирующие его деятельность;

-образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы календарные учебные графики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных программ дополнительного образования детей.

По результатам проверки составляется акт или справка.

  • На основании акта и отчёта, проверяющих об итогах проверки поставщик муниципальной услуги получает письмо, предписание или приказ. Письмо направляется в случае, если в действиях поставщика муниципальной услуги не выявлено нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.
  1. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в области образования поставщику муниципальной услуги направляется предписание.

Приказ издается в случае принятия учредителем решения о приостановлении деятельности поставщика муниципальной услуги.

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 27 ноября 2013 г., регистрационный N 30468).

Министр О.Ю. Васильева

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2018 г.

Регистрационный № 52831

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 ноября 2018 г. N 196

Порядокорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность).

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон об образовании).

5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями2.

Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее — объединения), а также индивидуально.

8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность3.

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения4. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации5.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации6.

При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий7.

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается8.

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

12. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность9.

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

15. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность)10 и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам11.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками12.

16. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).

17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

18. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

19. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья13.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

20. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

21. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

22. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой14.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

23. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков15.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям.

2 Часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании.

3 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании.

4 Часть 4 статьи 17 Федерального закона об образовании.

5 Часть 5 статьи 17 Федерального закона об образовании.

6 Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.

7 Часть 3 статьи 13 Федерального закона об образовании.

8 Часть 9 статьи 13 Федерального закона об образовании.

9 Часть 5 статьи 14 Федерального закона об образовании.

10 Пункт 3.1 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 52016).

11 Часть 1 статьи 46 Федерального закона об образовании.

12 Пункт 9 раздела 1 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 6 октября 2010 г. N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 21240).

13 Часть 3 статьи 79 Федерального закона об образовании.

14 Часть 1 статьи 79 Федерального закона об образовании.

15 Часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы.

В соответствии с частью 6 статьи 10 и статьей 75 Федерального закона об образовании подвидом дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых, которое направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • организацию свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы, в свою очередь подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

При этом дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (далее — Порядок организации деятельности). Указанный Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, а также для индивидуальных предпринимателей.

Согласно Порядку организации деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании).

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом об образовании.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, с целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно (Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств — письмо Минкультуры России от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ).

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам, утверждены приказами Минкультуры России (часть 5 статьи 83 Федерального закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Указанные программы реализуются:

  • в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145.

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86. Оно определяет не только порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, но и порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также порядок повторного прохождения итоговой аттестации. Указанное Положение распространяется на образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей образовательной организации свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства утверждена приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975.

В соответствии со статьей 84 Федерального закона реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:

1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее — интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);

2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.

Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утверждены приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730. При этом, указанные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки, которые представляют собой совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 (далее-Порядок).

Согласно Порядку при приеме граждан на обучение по образовательной программе требования к уровню их образования не предъявляются. Однако образовательная организация осуществляет индивидуальный отбор, который проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ.

Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией (пункты 3 и 4 Порядка).

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается (часть 6 статьи 84 Федерального закона).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Целями Концепции являются:

  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
  • развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения указанных целей необходимо будет решить, в том числе следующие задачи:

  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
  • обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
  • развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
  • создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи.

В Концепции определены принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, к которым, в том числе относятся:

  • принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
  • принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации указанной Концепции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р (далее-Стратегия развития).

В соответствии с пунктом 2 раздела VII Стратегии развития для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса таких мер, как:

1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:

  • внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
  • совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
  • создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура»;
  • разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
  • установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;

3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:

  • разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
  • разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://base.garant.ru/

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей Скачать *.pdf
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 №ВК-1232-09 «О системе независимой оценки качества дополнительного образования детей» Скачать *.pdf
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О внеурочной деятельности и проектной работе» Скачать *.pdf
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976-04 «Методические рекомендации по реализации курсов, программ воспитания и дополнительных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» Скачать *.pdf
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Скачать *.pdf
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Скачать *.pdf
Приказ Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» Скачать *.pdf
Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» Скачать *.pdf
Приказ Минобрнауки России №816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Письмо Министерства спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 г. №ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.09.2015 № 09 — 2638 «О направлении методических рекомендаций по развитию государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для взрослых, разработанные Государственной академией промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова в 2014 году в рамках проекта Минобрнауки РФ «Разработка научно-методического, нормативного и организационно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых как составляющих непрерывного образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Методические рекомендации по развитию студенческого спорта от 28.06.2016, утвержденные заместителем министра образования и науки РФ В.Ш. Кагановым
Методика оснащения высокотехнологичных мест для реализации программ дополнительного образования детей от 01.06.2017, утвержденная заместителем министра образования и науки РФ В.Ш. Кагановым
Методические рекомендации для субъектов российской Федерации МР-81/02-вн от 28.06.2019, утвержденные заместителем министра просвещения РФ М.Н. Раковой, по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме
Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *