Разница между принципами сбалансированности и соответствия

  • автор:

Принцип наиболее эффективного использования объекта недвижимости формулируется следующим образом; это разумный и возможный вариант использования, который обеспечит объекту наивысшую текущую стоимость. Другими словами, тот вариант использования, выбранный среди законных альтернатив, который является физически возможным, достаточно обоснованным, финансово осуществимым и который приводит к наивысшей стоимости объекта.

Принцип наиболее эффективного использования — это синтез принципов всех трех групп, которые были рассмотрены ранее и определяется как использование недвижимости, которое является:

а) законодательно разрешенным, т.е. соответствует юридическим нормам, включая установленного зонирования территории, нормам охраны окружающей среды, градостроительным ограничениям, требованиям по охране памятников истории архитектуры, благоустройству прилегающей территории и т.п.;

б) физически осуществимо, т.е. размер и форма земельного участка, его транспортная доступность, имеющиеся строения позволяют реализовать выбранный вариант использования;

в) финансово обосновано с точки зрения окупаемости инвестируемого капитала, т.е. использование обеспечивает доход, превышающий капитальные затраты, эксплуатационные расходы и финансовые обязательства;

г) обеспечивает наивысшую стоимость или доходность недвижимости. Выбор варианта наиболее эффективного использования объекта рассматривается в два этапа: во-первых, земельного участка как свободного, во- вторых, участка земли с существующими улучшениями. Если участок свободен от строений, то определяется, какой объект наиболее эффективно построить с учетом правовых, градостроительных, экологических и иных ограничений, а также с учетом перспектив развития района.

Если на земельном участке уже имеется застройка, то вариантами наиболее эффективного использования могут быть ремонт, модернизация или реконструкция. Сложившееся использование будет продолжаться до тех пор, пока стоимость земли при ее оптимальном применении не превысит общую стоимость земли и построек при текущем использовании за вычетом затрат по сносу имеющихся сооружений. В последнем случае вариантом НЭИ станет снос имеющихся строений.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.По каким признакам все принципы оценки недвижимости разделены на четыре группы?

2. В чем проявляется взаимосвязь принципа полезности с принципами ожидания и замещения?

3. Каким образом проявляется связь между принципом наиболее эффективного использования и принципами вклада и сбалансированности?

4. В чем заключается противоречие между принципами ожидания и спроса и предложения?

5. Укажите различия между принципами сбалансированности и соответствия.

6. Какие факторы учитываются при определении варианта наиболее эффективного использования объекта недвижимости?

7. Возможна ли ситуация, когда у незастроенного земельного участка на окраине города не будет варианта наиболее эффективного использования? Под влиянием каких факторов эта ситуация может измениться?

3. Регулирование оценочной деятельности.

Под оценочной деятельностью понимается совокупность отношений юридического, экономического, организационно — технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и другой). Понятие оценочной деятельности включает в себя отношения, складывающиеся в процессе проведения оценки, обучения, лицензирования, осуществления контроля за деятельностью оценщиков и применения мер ответственности.

Актуальность регулирования данных отношений определяется:

— важностью оценочной деятельности для развития рыночных отношений и реформирования экономики;

— необходимостью целенаправленного создания полноценной системы оценки в максимально сжатые сроки;

— необходимостью восстановления нарушенной преемственности и развитием финансовых традиций этого вида деятельности в Российской Федерации;

— междисциплинарным и межведомственным характером оценочной деятельности;

— необходимостью решения вопроса о распределении полномочий по регулированию оценочной деятельности между федеральным уровнем управления и субъектами Федерации, а также решения вопроса о месте и роли частной и государственной оценки.

Участниками отношений, возникающих при оценочной деятельности, являются с одной стороны её потребители (собственники недвижимого имущества и обладатели иных вещных прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования), а с другой стороны, оценщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области оценки, государственные оценщики, осуществляющие налоговые и иные предусмотренные законодательством виды оценок, специалисты по оценке стоимости, имеющие соответствующее образование, образовательные и научно — исследовательские организации.

Регулирование оценочной деятельности — система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

— определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;

— определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью; данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики;

— определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Основные принципы регулирования оценочной деятельности:

— независимая оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;

— оценка является самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований;

— становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового регулирования предпринимательской деятельности;

— базируясь на мировом опыте оценочной деятельности, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки;

— развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации;

— государственная и частная оценочная деятельность должны проводиться на общей правовой, методологической и информационной основе и дополнять друг друга;

— эффективным развитие оценочной деятельности может быть только при соблюдении принципа баланса прав и обязанностей всех участников оценочного процесса, при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Национальным советом по оценочной деятельности (далее также — Национальный совет). Функциями Национального совета являются:

— выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

— нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности (программы разработки федеральных стандартов оценки, разработка и утверждение федеральных стандартов оценки);

— ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

— осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

— обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Очевидно, что на этапе становления профессии в России необходимо ведение государственного регулирования оценочной деятельности для поддержания должного качества услуг. Эту задачу решил Федеральный закон № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который на начальном этапе до 1 июля 2006г. вводил лицензирование оценочной деятельности.

Одной из основных форм государственного регулирования оценочной деятельности является разработка стандартов оценки, которые устанавливают определения фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества, и предлагает основные принципы осуществления оценочной деятельности.

Начиная с сентября 1999 г., в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. № 932 Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков поручена:

— разработка проектов стандартов оценки, обязательных применению субъектами оценочной деятельности;

— разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки

В настоящее время утверждены следующие Федеральные стандарты оценки обязательные к применению всеми участниками оценочной деятельности:

— Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)

— Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)

— Требования к отчету об оценке (ФСО №3)

— Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)

— Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО 5)

— Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6).

Саморегулируемой организацией оценщиков (СРОО) признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Статус СРОО приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков. Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр СРОО является выполнение ею следующих требований

— объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц;

— наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере;

— наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;

— наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями Федерального закона;

— работники саморегулируемой организации оценщиков не вправе осуществлять оценочную деятельность;

— некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации оценщиков, не может быть реорганизована.

Функциями саморегулируемой организации оценщиков являются:

— разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

— разработка и утверждение правил и условий приема в члены СРОО, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

— представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

— прием в члены и исключение из членов СРОО по основаниям, предусмотренным Федеральным законом и внутренними документами СРОО;

— контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

— ведение реестра членов СРОО и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам;

— организация информационного и методического обеспечения своих членов;

— осуществление экспертизы отчетов.

Саморегулируемая организация оценщиков обязана:

— формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами;

— применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные федеральными законами и внутренними документами СРОО, в отношении своих членов;

— сообщать в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРОО, о возникновении своего несоответствия требованиям, предусмотренным Федерального закона, в течение десяти дней с момента выявления такого несоответствия;

— отказать в принятии в члены саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных Федеральным законом;

— исключать из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным Федеральным законом и внутренними документами СРОО;

— вести реестр членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, заинтересованным лицам в установленном порядке;

— организовывать проведение профессиональной переподготовки оценщиков.

Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков

Оценщик одновременно может быть членом только одной СРОО.Для вступления в члены СРОО физическое лицо представляет:

— документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной;

— справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Профессиональное обучение оценщиков осуществляется государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Основное содержание и назначение регулирования оценочной деятельности?

2. Какие применяются формы регулирования оценочной деятельности

3. Какие нормативно-правовые документы существуют для регулирования оценочной деятельности в России?

4. Какие документы существуют для регулирования оценочной деятельности на международном уровне? Имеет ли Россия право их использовать?

5. В каких формах проходит процесс государственного регулирования оценочной деятельности в России?

6. Каким образом осуществляется саморегулирование оценочной деятельности в России?

7. Какие стандарты приняты на европейском уровне и в чем заключается их практическая значимость?

8. Какие стандарты могут применяться при проведении оценки различных видов имущества?

Принцип сбалансированности

Смотреть что такое «Принцип сбалансированности» в других словарях:

  • Принцип сбалансированности — (principle of balance) экономический принцип,гласящий, что на свободном рынке существует тенденция к выравниванию между спросом и предложением с течением времени … Экономико-математический словарь

  • принцип сбалансированности — Экономический принцип, гласящий, что на свободном рынке существует тенденция к выравниванию между спросом и предложением с течением времени. Тематики экономика EN principle of balance … Справочник технического переводчика

  • Принцип сбалансированности — (BALANCE, PRINCIPLE OF) принцип оценки, согласно которому для любого типа землепользования существует оптимальное сочетание различных факторов производства, обеспечивающее получение максимальной стоимости земли … Словарь инвестиционных и оценочных терминов

  • Принцип сбалансированности бюджета — означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования… … Официальная терминология

  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ — принцип, характеризующий бюджетную систему, который должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходов, включаемые в бюджеты… … Большой бухгалтерский словарь

  • ПРИНЦИП ОПТИМИЗАЦИИ РЕММЕРТА — согласно Г. Реммерту (1978), в естественной экосистеме отношение между первичной и вторичной продукцией (между продуцентами и консументами) соответствует принципу оптимизации, т. е. рентабельности биопродукции. Обычно растения продуцируют… … Экологический словарь

  • Принцип разделения властей — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

  • Принцип переменных пропорций — (principle of variable proportions) один из ПРИНЦИПОВ ОЦЕНИВАНИЯ (см.), в соответствии, с которым следует считать, что недвижимость достигает точки максимальной производительности или наилучшего использования, когда факторы производства (обычно… … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

  • Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют… … Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Бюджетный дефицит — Бюджетный дефицит превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Содержание 1 Сбалансированность бюджета … Википедия

Понятие гармонизации и международных систем бухгалтерского учета

За последние двадцать лет многие исследования и публикации были посвящены выявлению различий в методологии бухгалтерского учета. Необходимость гармонизации бухгалтерского учета на международном уровне стала очевидной. Гармонизация позволит:

  • а) повысить сопоставимость бухгалтерской отчетности разных стран;
  • б) активизировать оборот капитала;
  • в) поднять общий методологический уровень бухгалтерского учета;
  • г) сократить затраты на составление бухгалтерской отчетности многонациональных корпораций;
  • д) усилить действенность социального контроля над международными корпорациями;
  • е) более оптимально распределять мировые ресурсы.

Однако термин «гармонизация» не все понимают одинаково. Одни подразумевают унификацию или полную стандартизацию, тогда как другие — процесс развития сопоставимости методов бухгалтерского учета. В связи с этим были разграничены понятия «гармонизация» и «стандартизация», указав, что «для гармонизации характерен более гибкий подход, чем для стандартизации, которая в свою очередь тяготеет к унификации».

Унификация — это исключение альтернативных методов учета хозяйственных операций, событий и обстоятельств.

Стандартизация — ограниченный набор альтернативных методов для поддержания гибкости бухгалтерского учета.

Гармонизация — увязка различных систем бухгалтерского учета и отчетности путем введения их в рамки общей классификации, т. е. стандартизация формы с сохранением существенных различий.

Таким образом, гармонизация представляет собой путь достижения общей сопоставимости финансовой информации.

Попытки взять на себя решение задачи гармонизации стандартов бухгалтерского учета предпринимали многие организации. Деятельность Комитета по разработке международных стандартов бухгалтерского учета (International Accounting Standard Committee — IASC) направлена на обеспечение сопоставимости бухгалтерской отчетности на международном уровне. IASC был учрежден ведущими профессиональными организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. Комитет насчитывает в своем составе более 100 профессиональных бухгалтерских организаций 80 стран, включая NZSA. Основной целью его деятельности выступает управление разработкой и внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. К настоящему времени их выпущено более тридцати.

Члены IASC приняли на себя обязательства по пропаганде международных стандартов в своих странах. Все же следует признать, что Комитет не вправе потребовать соблюдения своих стандартов, поэтому они распространены далеко не везде.

Развитие международных бухгалтерских стандартов — это работа на международном уровне, в которую вовлечены бухгалтеры, финансовые аналитики, а также организации предпринимателей, регулирующие органы, фондовые биржи. Организация экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирный банк, а также другие заинтересованные международные организации.

Стандартизация бухгалтерского учета в международном масштабе, по всей вероятности, предполагает изменение национальных учетных систем, которые были созданы с ориентацией на локальные информационные потребности и приоритеты.

Глобальная стандартизация бухгалтерского учета на международном уровне имеет своих противников. Некоторые специалисты считают, что масштабы гармонизации ограничены, в частности, действием таких факторов, как национальное налоговое законодательство, различия уровней экономического развития и образования. По мнению других, международные стандарты бесполезны, а их создание — это дорогостоящее копирование национальных стандартов; отсюда сомнительна необходимость распространения стандартов, которые невозможно применить.

Однако главным аргументом против международных бухгалтерских стандартов остается уникальность каждой отдельной общественной среды. Дело в том, что бухгалтерский учет является продуктом социально-экономических условий и поэтому для каждой страны очень важно наличие системы бухгалтерских стандартов, совместимых с той средой, в которой они применяются.

Так, например, Чой (Choi) формулирует проблему масштабов гармонизации бухгалтерских стандартов следующим образом: «Безусловно, различия в бухгалтерском учете, поощряемые и оправдываемые социальной средой, идут вразрез с попытками гармонизации бухгалтерского учета на общемировом уровне. Проблема кроется именно здесь».

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Логика ее такова: в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в других странах — членах сообщества, то есть, находились в «гармонии» друг с другом.

5.10. Гармонизация систем бухгалтерского учета

В каждой стране существует своя система бухгалтерского учета и отчетности и своя система стандартов, ее регулирующих. Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета состоит в том, чтобы учетные национальные стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, то есть находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. в рамках Европейского сообщества (ЕС).

В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Деятельность этой группы рассматривалась как составная часть программы гармонизации % национальных версий Закона о компаниях. Итоги работы по гармонизации национальных версий опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета и отчетности.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовойотчетности (МСФО). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора учетных стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Вопросами гармонизации и стандартизации учета занимается целый ряд межправительственных и профессиональных организаций. Все их множество можно разделить на региональные и международные (мировые) организации.

К региональным организациям относятся:

  • Европейское экономическое сообщество;

  • Европейская федерация бухгалтеров-экспертов (FEE);

  • Африканский Совет по бухгалтерскому учету (ААС);

  • Межамериканская ассоциация бухгалтеров (IAA);

  • Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана (САРА);

  • Федерация бухгалтеров стран Юго-Восточной Азии АСЕАН (FA);

  • Южно-Азиатская федерация бухгалтеров (SAFA);

  • Северная федерация бухгалтеров (HFA) и др.

К международным (мировым) организациям относятся:

  • Комитет по международным стандартам бухгалтерского , учета (IASC);

  • Международная федерация бухгалтеров (IFAC);

  • Организация Объединенных Наций (ООН);

  • Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам ООН (ISAR);

  • Комиссия по транснациональным корпорациям ООН (UNCTC);

  • Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и др.

Первыми на региональном уровне, начиная с 1957 г., стали регулировать сопоставимость финансовой отчетности разных стран страны-члены Европейского экономического сообщества (с 1993 г. — Европейского союза). Состав членов ЕС с момента образования до настоящего времени вырос с б до 15 стран. Сейчас членами ЕС являются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Результатом работы исследовательской, группы по проблемам бухгалтерского учета (сформированной в рамках ЕС) стал ряд опубликованных директив. Эти директивы представляют собой свод законов Сообщества, которые страны-участницы интегрируют в системы своих национальных законов (в частности, в национальные версии закона о компаниях) (табл. 6.9).

Таблица 6.9

Современные проблемы применения МСФО в России



Активный интерес к проблемам перехода РФ на МСФО обуславливается не только тем, что отчетность, сформированная в соответствии с международными стандартами, является одним из ключевых условий выхода на иностранные рынки и приток инвестиций в отечественную экономику, но и более высокой прозрачностью, объективностью и достоверностью финансовой отчетности в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности.

Процесс реформации отечественного бухгалтерского учета имеет уже свою историю, собственные этапы и возникающие на каждом этапе наиболее актуальные проблемы, которые требуют своего осмысления и выдвижению предложений по наиболее эффективному их решению. Частично некоторые проблемы были успешно решены, в то же время другая совокупность проблем не только не была решена, но и повлекла за собой целый ряд вытекающих из них дополнительных проблем и неоднозначных ситуаций.

На текущий момент времени ведение учета в соответствии с МСФО уже не выступает прерогативой организаций, банков и страховых компаний. В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ компании, попадающие в сферу его действия, обязаны формировать и публиковать консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Предполагается, что в скором времени такую финансовую отчетность будут обязаны формировать все компании без исключения.

С одной стороны, это неоспоримая польза для отечественной экономики, нужный шаг в сторону внедрения России в международное экономическое сообщество, но с другой стороны, переходу на МСФО препятствует ряд существенных проблем (рисунок 1).

Проблема кадров обусловлена тем, что по сравнению с российскими стандартами по бухгалтерскому учету, МСФО требует более высокого уровня профессиональных компетенций и знаний специалистов в сфере финансов. За исключением некоторых семинаров, полностью отсутствует бесплатное обучение МСФО. Кроме того, в нашей стране отсутствует бесплатная учебная и методическая литература, а то, что можно самостоятельно найти в Интернете, не дает полного представления о надлежащем ведении международных стандартов. Еще одной проблемой, связанной с переходом на МСФО, является потребность в изменении менталитета бухгалтеров России, которые на настоящий момент времени работают в рамках нормативно-правовых актов, игнорируя профессиональное суждение. В МСФО, наоборот, главенствующим признается именно профессиональное мнение бухгалтера. Это довольно сложный психологический момент.

Рис. 1. Проблемы, препятствующие переходу на МСФО

Языковая проблема обусловлена тем, что официальным признанным языком МСФО является английский. Языковые барьеры осложняют работу с дополнениями и обновлениями, которые вносят в стандарты, требующие согласия Комитета по международным стандартам финансовой отчетности.

При переходе на систему новых стандартов однозначно у организаций возникнут дополнительные расходы, связанные с ведением учета или получением консалтинговых услуг, а также на обучение сотрудников, приобретение аудиторских и консультационных услуг, заработную плату высококвалифицированных специалистов по МСФО. Кроме того, если организация планирует вести учет в соответствии с МСФО при помощи специализированной информационной программы, которая позволяет вести международный и российский бухгалтерский учет параллельно друг друга, то расходы на переход учета на МСФО выльются в довольно существенные. Стоит отметить, что на данный момент времени отсутствуют российские компьютерные программы для учета по МСФО, а покупку дорогостоящего зарубежного компьютерного обеспечения могут позволить себе только финансово стабильные компании.

Отсутствие узкоспециализированного компьютерного обеспечения формирует и другую проблему, которая связана с отсутствием оперативного представления информации и, как следствие, потерей актуальности данной информации.

Тем не менее все же существуют некоторый ряд проблем применения МСФО:

  1. Отсутствие качественного и доступного программного обеспечения для составления отчетности по МСФО.
  2. Нехватка качественного преподавания (учебных центров) по МСФО. Особенно данная проблема актуальна для регионов России.
  3. Недостаток квалифицированных кадров, как с позиции работодателей, так и с позиции компаний — заказчиков услуг по МСФО.
  4. Менталитет российских бухгалтеров. Многие специалисты отмечают, что бухгалтерам трудно перестроиться с осуществления бухгалтерского и налогового учета по жестко регламентированным нормам на соответствие принципам МСФО.
  5. Высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО.
  6. Высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний.

Кроме того, в состав проблем также можно включить оппозицию руководителей отчитывающихся компаний в части перехода на МСФО, поскольку многие не желают отражать достоверную и объективную картину о деятельности организации в бухгалтерской и финансовой отчетности.

Чтобы исключить рассмотренные проблемы выше, можно порекомендовать:

– распространение положительного опыта прикладного применения МСФО отечественными и иностранными организациями;

– усиление влияния ассоциаций и сообществ профессиональных бухгалтеров в процессе перехода на МСФО;

– подготовку новых сотрудников — профессионалов; организация систем повышения уровня квалификаций по МСФО, которые будут признаваться не только на российском, но и на уровне международном;

– провести разработку методических дополнительных указаний по порядку регулирования учета фактов хозяйственной жизни, не попадающих под сферу применения МСФО;

– обеспечить контроль для соблюдения международных стандартов на микроуровне. Одна из главенствующих ролей при этом будет принадлежать частным аудиторам и аудиторским компаниям, которые обязаны выражать свое мнение о достоверности и корректности отчетности, которая составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми МСФО;

– стоит подумать над повышением статуса профессии. Для этого можно организовывать профессиональные конкурсы и создавать рейтинги наиболее высококвалифицированных специалистов в данной сфере.

Следует сказать, что именно перевод учета на МСФО обеспечивает выход организаций на международные рынки, поэтому однозначно можно сказать, что будущее несомненно за международной отчетностью.

Текущее экономическое положение неизбежно приводит к необходимости поиска новых, неосвоенных рынков сбыта. Не стоит ограничиваться только российскими границами. Уже не только крупные отечественные компании стремятся выйти на международный экономический рынок, поэтому вопрос приведения учета к международным стандартам для многих организаций остается и будет актуальным. Следует решить большое количество проблем, которые препятствуют сближению РСБУ и МСФО. В первую очередь инициатива и главенствующая роль в решении существенных проблем должна отводиться контролирующим государственным органам. Также стоит задумать о разработке национального программного обеспечения, дающего возможность вести учет параллельно как по российским, так и по международным стандартам финансовой отчетности. Наличие отечественного программного продукта позволит довольно существенно снизить затраты организаций на внедрение и сближение с международными стандартами, что особенно важно для небольших, развивающихся организаций.

В настоящее время более 100 стран либо просят разрешения на применение МСФО, либо находятся в процессе сближения с МСФО. Европейская комиссия потребовала применения МСФО всеми публичными компаниями в Европейском союзе, поэтому МСФО используются на всей территории Европейского союза. Швейцарские компании также применяют МСФО. Роль МСФО очень важна в любых странах при любых экономических условиях. Несомненно, рынки сейчас имеют глобальный и взаимосвязанный характер.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
  2. Приказ Минфина России от 30.03.2012 года № 148 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по применению МСФО».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 179 «О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетностью»;
  4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер с англ. /под ред. С. А. Табалиной. — М.: Аудит; ЮНИТИ, 2012
  5. Международные стандарты финансовой отчетности. Издание на рус. яз.. — М.: Аскери-Асса, 2012.
  6. Николаева О. Е., Шишкова Т. В. Международные стандарты финансовой отчетности ЛЕНАНД, 2014.
  7. http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40035 (дата обращения 04.12.2016)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *