Разница между государственной и муниципальной собственностью

  • автор:

Содержание

Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

12

Тема 2. Понятие процесса муниципализации. Монопольный характер муниципальной собственности

Муниципализация – это переход в собственность муниципалитетов предприятий, недвижимости, в том числе земель, ориентированных на удовлетворение общественных потребностей от частных владельцев или от государства. Иначе говоря, муниципализация есть законодательно оформленное и доказательное в интересах территориального сообщества формирование и рост муниципальной собственности в целях хозяйственной целесообразности или развития .

Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности.

При всех достоинствах эксплуатации муниципальной собственности у нее имеется серьезный недостаток. Это ее вынужденно монопольный характер. Она монопольна по условию, и это обстоятельство тоже носит двойственный характер.

«С одной стороны, соединение в одних руках большинства вопросов местной жизни позволяет проводить особую политику, в том числе и политику минимально противоречивого развития. Это опирается на возможность в рамках целостности развивать одни «дела» за счет других путем перераспределения средств внутри единого хозяйства, в частности бездоходные образование, здравоохранение, социальную помощь за счет доходной сферы коммунальных услуг. Но, с другой стороны, монополизм есть монополизм, и муниципальная деятельность несет в себе все его опасности и недостатки» .

Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

При определении критериев разграничения муниципальной и государственной собственности следует исходить из перечня вопросов государственного значения и вопросов местного значения. Попытаемся выявить основные различия между государственной и муниципальной формами собственности, которые в научной литературе проводятся по следующим основаниям :

1) по субъектам:субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности — население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти;

2) по объектам:объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности — любое имущество кроме того, что может находиться только в государственной собственности;

3) по основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);

4) по содержанию: едва ли можно провести различия в содержании права владения и права пользования соответственно государственной и муниципальной собственностью. Что же касается права распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной собственности, названное право собственника ограничено органами государственной власти. Например, государственные субвенции, являющиеся частью местного бюджета, входят в муниципальную казну и, следовательно, в муниципальную собственность, но право распоряжения ими ограничено государственными органами и требует целевого использования.

Таким образом, муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков.

Во-первых, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.

Во-вторых, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят социальный жилищный фонд муниципального образования, имущество местных органов власти, местные финансы, объекты, с помощью которых осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организаций территории. К ней также относятся сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, инженерная инфраструктура, предприятия и организации местного подчинения.

В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий «коридор свободы» муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.

В-третьих, муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, они обязаны получать его от умелого управления данной системой. .

С учетом особенностей и характерных признаков муниципальной собственности выделим её специфические характеристики:

1) она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности на­селения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;

2) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;

4) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

5) наличие в достаточном размере муниципальной собственности обеспечивает стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;

6) используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

Между тем муниципальная собственность – это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Принимая это во внимание, муниципальную собственностьможно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях, обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. .

Из данного определения следует, что муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность предоставляет территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло в домах, свет на ночных улицах, транспортные услуги. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее употреблении.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования. .

Между этими разными сторонами муниципальной собственности существует теснейшая взаимосвязь, поскольку услуги, производимые на основе использования объектов данной формы собственности, могут оказываться населению за плату, что способствует формированию конкретных (выраженных в стоимостном измерении) экономических результатов функционирования муниципальной собственности.

Идеальной была бы ситуация, если бы все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость. Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий). Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, осуществлялся непрерывно, т.е. носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ » Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах. Земли, принадлежащие муниципалитетам, в основном предназначены для создания поселений. Исключение составляют участки, расположенные за границей населённых пунктов.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Это может происходить из-за того, что кадастровых инженеров, имеющих полномочия заниматься межеванием и оформлять отдельные документы технического характера, не так уж и много. Но многие граждане могут одновременно пожелать оформить землю в личную собственность.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц.
Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье.
Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете .

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличий Государственная собственность Муниципальная собственность
Субъект права Все граждане (народ) РФ, органы госвласти Граждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
Объекты Любой вид имущества Любой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности
  • федеральные законы;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).
  • федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов РФ;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

Совместное владение, обладание единым объектом, чаще всего домом, но также и другим недвижимым имуществом. Понятие «кондоминиум» получило большое распространение в ряде государств, в частности в США, 11 букв, 9 буква «И», сканворд

  • (международное право) совладение
  • (от лат . «вместе» и «владение») (совладение), совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами
  • Кондоминат
  • осуществление государственного управления какой-либо территорией совместно двумя или несколькими государствами (в международном праве)
  • Осуществление государственного управления территорией совместно двумя или несколькими государствами (в международном праве)
  • Совместное владение, обладание единым объектом, чаще всего домом, но также и другим недвижимым имуществом. Понятие «кондоминиум» получило большое распространение в ряде государств, в частности в США
  • Совместное, коллективное владение какой-нибудь собственностью
  • Упpавление какой-либо теppитоpией совместно двумя или несколькими госудаpствами
  • управление какой-либо территорией совместно двумя или несколькими государствами

владелец имущества

Смотреть что такое «владелец имущества» в других словарях:

  • владелец — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? владельца, кому? владельцу, (вижу) кого? владельца, кем? владельцем, о ком? о владельце; мн. кто? владельцы, (нет) кого? владельцев, кому? владельцам, (вижу) кого? владельцев, кем? владельцами … Толковый словарь Дмитриева

  • Владелец — физическое лицо, являющееся владельцем имущества, благодаря чему владелец имеет возможность непосредственно воздействовать на имущество … Ипотека. Словарь терминов

  • Владелец — физическое лицо, являющееся владельцем имущества, благодаря чему владелец имеет возможность непосредственно воздействовать на имущество … Жилищная энциклопедия

  • СОБСТВЕННИК ИМУЩЕСТВА — владелец, который пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. С.и. может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество для осуществления предпринимательской… … Большой экономический словарь

  • ПОТЕРЯ ПРАВА ВЫКУПА ЗАЛОЖЕННОГО ИМУЩЕСТВА — FORECLOSUREЮр. процедура, посредством к рой кредитор по ЗАКЛАДНОЙ или любое лицо, имеющее заинтересованность в заложенном имуществе (напр., владелец облигации, обеспеченной закладной под недвижимость), в случае, если условия залога нарушены,… … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • ИСТРЕБОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ИЗ ЧУЖОГО НЕЗАКОННОГО ВЛАДЕНИЯ — выдвижение требования и получение имущества собственником из чужого незаконного владения. Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. При этом собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было … Большой экономический словарь

  • ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ — (reputed owner) Лицо, которое действует как владелец какого либо имущества, имея на то согласие фактического владельца. Если предполагаемый владелец терпит банкротство, имущество распределяется между кредиторами и фактический владелец может… … Словарь бизнес-терминов

  • ПЕРЕХОД ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВУ — ESCHEATВ современном праве концепция общего права, согласно к рой имеет место отказ от права на персональное имущество ( движимость). Данное положение закреплено в законах различных штатов, касающихся отказа от персонального имущества. В Законе о … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • доход от сдачи имущества (земельные участки доли и паи) в аренду (наем) — Доход физического лица, во владении или пользовании которого находится это имущество. При этом, если владелец или собственник имущества предоставляет это имущество другому лицу на возмездной основе, а это другое лицо получает доходы от сдачи его… … Справочник технического переводчика

  • ДОХОД ОТ СДАЧИ ИМУЩЕСТВА (ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ДОЛИ И ПАИ) В АРЕНДУ (НАЕМ) — доход физического лица, во владении или пользовании которого находится это имущество. При этом, если владелец или собственник имущества предоставляет это имущество другому лицу на возмездной основе, а это другое лицо получает доходы от сдачи его… … Большой бухгалтерский словарь

  • ИСТРЕБОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ОТ ДОБРОСОВЕСТНОГО ПРИОБРЕТАТЕЛЯ — выдвижение требования и получение имущества собственником от добросовестного приобретателя, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный… … Большой экономический словарь

Институт права собственности в зарубежных странах

Центральным институтом вещного права, как и зарубежного частного права в целом, является право частной собственности. Собственность есть определенное, исторически обусловленное общественное отношение по поводу вещей. Этому пониманию собственности противостоит определение собственности только как отношения человека к объекту, человека к природе.

Собственность как правовой институт всегда отражает исторически определенное экономическое отношение собственности. Правовые отношения собственности — в отличие от экономических — формируются в зависимости от человеческой воли, порождаются сознанием и волей их участников. Истории человечества известны пять типов экономических отношений собственности: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, — и лишь четыре типа права собственности, поскольку в первобытном обществе право вообще отсутствовало .

Право частной собственности регламентируется гражданскими кодексами и иными законами, формируется практикой судов. В соответствии со ст. 544 ФГК, собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами. Эта концепция собственности основана на принципе, выдвинутом Великой французской революцией и заключавшемся в том, что собственность, так же как и свобода, представляет собой неотъемлемое право человека. В соответствии с французской гражданско-правовой доктриной, основывающейся на действующем законе, право собственности заключается в правомочии пользования (jus utendi), т. е. праве использовать вещь по ее назначению; в правомочии пользования плодами вещи (jus fruendi), в соответствии с которым собственник имеет право на доход, приносимый вещью; в праве уничтожения вещи (jus abutendi). Совокупность данных правомочий, составляющих содержание частной собственности, подробно регламентируется в ст. 545-552, 566-569, 574-576 и др. ФГК.

Западная правовая доктрина обычно не разграничивает собственность в экономическом и правовом смысле, подчеркивая, однако, ее исключительный характер, доминирующее значение в системе вещных прав. По мнению американского ученого Г. Ласка, в США юридическое понятие собственности является синонимом права собственности, определяемого как исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться вещами или правами, имеющими экономическую ценность. В обществе со свободной конкуренцией, — подчеркивает Г. Ласк, — право частной собственности имеет первостепенное значение. О праве собственности как форме полного господства над вещью пишут также японские авторы: право собственности «предполагает использование вещи, использование выгоды и распоряжение вещью по собственному усмотрению и в отличие от других вещных прав его содержание не ограничивается каким-либо отдельным правомочием (ст. 206 ФГК)». М. Альбаладехо понимает право частной собственности как «полную юридическую власть над вещью».

Особое значение придается безусловному праву собственности на недвижимость, прежде всего на землю. Как считает Г. Ласк, безусловное право собственности является высшим видом права собственности, поскольку на его основе возникают все другие права на недвижимости и его действие не ограничено сроком. Носитель безусловного права собственности может предоставить другим лицам права на свою недвижимость, не изменяя природы своего права. Например, Арчер, обладая безусловным правом собственности на землю, может заложить эту землю Бэрчу, может предоставить Кларку право прохода по земле или сдать землю на определенный срок в аренду Фоксу. Арчер предоставил права Бэрчу, Кларку и Фоксу, но Арчер остается носителем безусловного права собственности на землю. По прекращении прав Бэрча, Кларка и Фокса их права восстанавливаются в лице носителя безусловного права собственности и могут быть вновь предоставлены им другим лицам. Право Арчера не ограничено сроком действия. После его смерти оно перейдет к его наследникам по закону, Арчер может завещать свое право.

Право на землю как важнейший вид недвижимости регистрируется. Все сделки с землей также регистрируются и отражаются в так называемых поземельных книгах. Этим аспектам земельной собственности посвящено много правовых исследований. В насчитывающей 1386 страниц книге немецких авторов «Право поземельной книги» отмечается, что право поземельной книги является частью всеобъемлющего права на земельный участок. Это право регулирует отношения, касающиеся учреждения и ведения поземельной книги как публичной книги, связанной с владением землей. Назначение поземельной книги состоит в придании обороту недвижимости надежных правовых основ. В публикации на огромном практическом материале освещаются вопросы возникновения, обременения, передачи, изменения и прекращения прав на земельные участки и отражения этих операций в поземельной книге.

Право частной собственности приобретается способами, которые традиционно делятся на первоначальные и производные. В основу разграничения этих способов положен критерий правопреемства, тогда как критерий воли во внимание не принимается. Если приобретение права собственности происходит не в порядке правопреемства, налицо первоначальное приобретение, а если в порядке правопреемства — приобретение производное. Древнейшим первоначальным способом приобретения права собственности является завладение ничейной вещью, ее присвоение, обращение в свою собственность бесхозяйного (бесхозного) имущества. Еще римскому частному праву был известен принцип Res nullius cedit primo occupanti (ничейная вещь — собственность того, кто ею первым завладел). Путем завладения приобретается право собственности на дикорастущие плоды, ягоды, грибы, рыбу и диких животных, а также на полезные ископаемые.

Разумеется, в настоящее время завладение этими благами осуществляется не стихийно, а регламентируется многочисленными актами лесного, водного, сельскохозяйственного, горного и экологического законодательства. Тем не менее в литературе скрупулезно анализируются все возможные ситуации завладения, скажем, диким животным. Если захваченное животное убежало и вновь поймано другим лицом, то собственником становится это последнее лицо, если только ему не известно, что это животное вырвалось на свободу и что прежний собственник преследует его с целью вновь захватить его.

От завладения следует отличать присвоение потерянной вещи. По японскому праву лицо, присвоившее потерянную вещь, обязано сообщить об этом в полицию. При обнаружении собственника потерянная вещь подлежит передаче ему, при этом предусматривается денежное вознаграждение в размере от 5% до 20% стоимости вещи. В случае необнаружения владельца в течение 6 месяцев лицо, нашедшее потерянную вещь, приобретает на нее право собственности .

Законодательство некоторых стран, предусматривая право лица, нашедшего потерянную вещь, на вознаграждение, прямо не устанавливает его обязанности уведомить о находке какое-либо учреждение и его право на приобретение права собственности на вещь в случае необнаружения владельца. К примеру, в силу § 971 ГГУ нашедший вещь может требовать вознаграждение за находку от лица, обладающего правом на получение вещи. Размер вознаграждения зависит от цены вещи и составляет при цене вещи до 1000 евро 5%, а свыше этой цены — 3%. Вознаграждение за находку животных — 3% от их цены. В США потерянное имущество становится собственностью нашедшего в отношении всех лиц, за исключением первоначального собственника.

Сходные последствия влечет обнаружение клада. Однако если клад обнаружен в имуществе, принадлежащем другому лицу (на земельном участке, в стене дома), право собственности в равных долях приобретают как лицо, нашедшее клад, так и собственник данного имущества (ст. 241 ЯГК). В соответствии с § 984 ГГУ при обнаружении вещи, так долго остававшейся скрытой, что уже невозможно установить ее собственника, право собственности на эту вещь приобретается поровну лицом, открывшим клад, и собственником той вещи, в которой клад был скрыт.

Широко распространены различные способы приобретения права собственности посредством ее приращения. Буквально «приращение» означает присоединение чего- либо, увеличение ценности имущества благодаря труду или соединению с другим имуществом. Приращение — обобщающее понятие, охватывающее присоединение, смешение и переработку. Приращение может иметь место в отношении как движимых, так и недвижимых вещей (домов, земельных участков). Оно может осуществляться искусственным (строительство, монтаж) и естественным путем (намыв земли водой, образование острова, наплыв древесины и т. п.). При решении судьбы различных приращений важное значение имеет характер взаимосвязи вещей, их делимость и неделимость, соотношение главной вещи и принадлежности. Например, согласно § 947 (2) ГГУ, если одна из вещей после соединения получает значение главной, то ее собственник становится единственным собственником вещи. При соединении нескольких движимых вещей таким образом, что их разъединение либо невозможно без ущерба для каждой из них, либо требует значительных затрат, право собственности на составную вещь принадлежит собственнику главной вещи (ст. 243 ЯГК). В случае же невозможности проведения разграничения между главной вещью и принадлежностью устанавливается общее владение вещью пропорционально стоимости каждой отдельной вещи на момент их соединения (ст. 247 ЯГК). Приобретение права собственности вследствие смешения вещей обычно регламентируется (например, в Японии) на основании норм о присоединении движимых вещей.

Переработка вещей нередко именуется спецификацией. При переработке (т. е. создании новой вещи из материалов другого лица) право собственности обычно принадлежит собственнику материалов. Однако если стоимость вновь созданной вещи значительно превышает стоимость материалов, право собственности приобретает лицо, осуществившее переработку (ст. 246 ЯГК).

Интересную конструкцию приобретения права собственности предусматривает Французский гражданский кодекс. В соответствии со ст. 546 ФГК, собственность на вещь (движимую или недвижимую) дает право на все, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с нею в качестве принадлежности. Данное право называется правом присоединения. Наряду с нормами о присоединении, смешении и переработке вещей, сходными с аналогичными нормами законодательства других стран, право присоединения определяет также судьбу плодов и доходов, производимых вещью, то есть регламентирует такой первоначальный способ приобретения права собственности, который в законодательстве и доктрине других стран обычно рассматривается как самостоятельный. По смыслу как ст. 547, 548 ФГК, так и законы других стран (в частности § 99-100 ГГУ) под плодами и доходами понимают естественные плоды земли, растений и животных, а также доходы, приносимые вещами в результате их хозяйственного использования, например сдачи в аренду .

Приобретательная давность в качестве первоначального способа приобретения права собственности предусматривается законодательством или судебной практикой всех западных стран. Основанием возникновения права собственности признается сам факт длительного владения вещью, отвечающий условиям, предусматриваемым законом или практикой, в частности § 937 ГГУ и ст. 2262-2265 ФГК. Для приобретения права собственности по давности владения последнее должно быть добросовестным, открытым и непрерывным в течение установленного законом срока. Например, во Франции для приобретения недвижимости по давности установлены три срока: 30 лет — по истечении этого срока владелец (даже недобросовестный) не обязан указывать основания приобретения имущества; 20 лет — если владелец получил имущество на законном основании и проживает вне округа апелляционного суда, в котором находится недвижимость; 10 лет — если тот же владелец проживает в округе указанного суда. Для приобретения права на недвижимость по давности владения в Англии установлен 12-летний срок. В отличие от Англии, Франции и некоторых других стран, в ФРГ право собственности по давности владения можно приобрести только на движимое имущество. § 937 ГГУ предусматривает 10-летний срок приобретательной давности.

Среди первоначальных способов приобретения права собственности иногда называют создание новых вещей. Однако поскольку возникновение права собственности на эти вещи считается очевидным и относится к менее оспариваемым на практике случаям, оно не подвергается специальному юридическому нормированию. Другие авторы относят к первоначальным способам приобретения права собственности национализацию, конфискацию и реквизицию, т. е. принудительный переход к государству имущества частных лиц, как правило, с определенной компенсацией (национализация) либо безвозмездно в виде санкции за правонарушение (конфискация), либо возмездно на время в чрезвычайных обстоятельствах (реквизиция). Однако этой позиции придерживаются не все авторы. Некоторые авторы считают, что реквизиция, конфискация и национализация относятся к производным способам приобретения права собственности, осуществляемым вопреки воле правопредшественников. Важно подчеркнуть, что здесь речь идет о приобретении не частной, а государственной собственности. В частную собственность национализированное имущество вновь переходит в случае, как это нередко бывает, денационализации (приватизации) народно-хозяйственных объектов.

Под производными способами приобретения права собственности подразумеваются такие, когда право собственности возникает у приобретателя в порядке правопреемства от предшествующего собственника. Типичными основаниями правопреемства служат двух- и многосторонние сделки: договоры купли-продажи, дарения, подряда, займа, а также наследование и установление общности имущества супругов. Например, в США, как отмечает Г. Ласк, большинство лиц, обладающих в настоящее время правом собственности на недвижимое имущество, приобрели свое право путем покупки этого имущества у предшествующего собственника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *