Размер обеспечения заявки 44 ФЗ

  • автор:

Содержание

Обеспечение тендера

Что такое обеспечение тендера?

Обеспечение заявки поставщика на участие в закупке представляет собой «страховку» для заказчика: если победитель закупки уклоняется от подписания контракта или предлагает поставить продукцию на худших условиях по сравнению с требованиями закупочной документации и своим собственным предложением, то заказчик удерживает с такого поставщика определённую сумму.

ВАЖНО. Подробнее об обеспечительном платеже на площадке B2B-Center

Обеспечение участия в тендере активно используют коммерческие поставщики, а для государственных заказчиков при проведении конкурса или аукциона установление требования об обеспечении заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44 Закона «О контрактной системе»). Размер обеспечения заявки должен составлять 0,5% — 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если начальная цена контракта не превышает 3 000 000 рублей, 1% начальной цены (ч. 14 ст. 44 Закона «О контрактной системе»). Для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций максимальный размер обеспечения заявки снижен до 2% от начальной цены контракта.

Обеспечение заявки на участие в тендере является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать на его лицевом счёте средства в размере обеспечения исполнения заявки (ч. 17 ст. 44 Закона «О контрактной системе»). Если денег на счёте участника нет, то его участие в электронном аукционе невозможно, а оператор электронной площадки автоматически возвращает ему его аукционную заявку (ч. 16 и ч. 18 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Деньги на счёте по общему правилу блокируются до тех пор, пока у участника аукциона сохраняется возможность стать его победителем, дабы внесённые средства служили гарантией заключения им договора, если он будет объявлен победителем. Когда участник аукциона выбывает из дальнейшей борьбы или победитель аукциона подписывает контракт, то его деньги на счёте разблокируются и он может снять их со счёта.

Аналогичные правила установлены и для других способов закупки, только в этом случае средства не разблокируются, а возвращаются на счёт поставщика, и не со счёта ЭТП, а со счёта заказчика. Если способом обеспечения была банковская гарантия, то она не возвращается, но и взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 Закона «О контрактной ситсеме»).

Деньги не возвращаются участнику аукциона, а перечисляются на счёт заказчика, в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника аукциона заключить контракт;
  • изменение или отзыв аукционной заявки после истечения срока окончания подачи таких заявок;
  • непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение контракта в тендерах должно служить гарантией надлежащего обеспечения поставщиком своих договорных обязательств по уже подписанному контракту. Как и требование об обеспечении заявки, требование об обеспечении контракта отражается в закупочной документации.

Если требование об обеспечении заявки является обязательным лишь для конкурсов и аукционов, то условие об обеспечении исполнения контракта по общему правилу заказчик обязан включить в закупочную документацию независимо от способа закупки (ч. 1 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).

Исключения из этого требования допустимы лишь в прямо предусмотренных законодательством случаях — например, при закупке у единственного поставщика на сумму до 100 000 рублей, при проведении запроса котировок на сумму до 500 000 рублей, при проведении запроса предложений для закупки изделий народных художественных промыслов или спортивного инвентаря для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, в некоторых других случаях проведения запроса предложений или закупки у единственного поставщика. Не требуется обеспечения контракта и от казённого предприятия — это касается ситуаций, когда оно является не госзаказчиком, а, наоборот, участником закупки.

В отличие от обеспечения заявки, способ которого определяется заказчиком, способ обеспечения контракта выбирается поставщиком.

Госконтракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения его исполнения (ч. 4 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).

Согласно позиции Минфина России, сформулированной в письме от 02.07.2014 № 02-02-07/32132, госзаказчик вправе предусмотреть в проекте контракта обеспечение гарантийного обязательства. Способ обеспечения такого обязательства определяется в соответствии с гл. 23 ГК РФ. Вместе с тем, по мнению Минфина России, заказчик не вправе отказаться от заключения контракта, если указанное обеспечение не было предоставлено. Это обусловлено тем, что в соответствии с буквальным толкованием ст. 96 Закона «О контрактной системе» её требованиями подразумевается необходимость обеспечивать исполнение только основного обязательства по контракту.

Повышенное обеспечение исполнение контракта установлено в ст. 37 Закона «О контрактной системе» в качестве базовой меры по борьбе с демпингом, который считается одним из наиболее распространённых злоупотреблений со стороны поставщика при проведении аукциона. Не застрахованы от демпинга и другие способы закупки. Очевидно, что как завышение цены не способствует рациональному расходованию бюджетных средств, так и её неоправданное снижение не позволяет закупить продукцию надлежащего качества.

Закупка с обеспечительным платежом. Как поставщику принять участие?

Для того, чтобы принять участие в такой закупке, поставщик должен перевести платеж на указанный организатором счет и только после этого подать свою заявку. Проигравшие участники получают свои средства обратно. Победитель получает их только после успешного подписания договора. Если он отказывается подписывать контракт на озвученных ранее условиях, то заказчик оставляет деньги себе.

Обеспечение может перечисляться на счет заказчика, но это влечет за собой значительные трудозатраты на учет и возврат денежных средств. Если торговая процедура проходит на электронной площадке, то ее организатор может воспользоваться онлайн-сервисом. Например, на площадке B2B-Center это реализовано так: средства поставщика поступают на специальный счет в системе, и вся работа с ними проходит автоматически.

Перечислением денежных средств поставщик гарантирует свои намерения исполнить обязательства в рамках своей заявки. Если он указывает недостоверные сведения о себе, отзывает предложение в процессе подведения итогов торговой процедуры или отказывается заключать договор на условиях, указанных в заявке, то деньги автоматически перечисляются организатору. Использование такого инструмента минимизирует возможные риски и мотивирует участников торгов выполнять заявленные обязательства.

При создании некоторых типов закупочных процедур на площадке B2B-Center требование по обеспечению заявки в виде платежа установлено по умолчанию. Организатору остается только указать параметры обеспечительного платежа: фиксированная сумма или процент от стоимости контракта, срок блокировки/разблокировки средств. Система позволяет выбрать из трех вариантов – 30, 60 или 90 дней.

Перед подачей предложения установленная сумма блокируется на счете поставщика в системе, после этого он может подать заявку на участие в процедуре. При подведении итогов процедуры средства всех участников, кроме победителя, будут автоматически разблокированы и сразу могут быть использованы для других платежей. Деньги победителя будут заблокированы до подписания договора с заказчиком, но не более срока, который организатор указывал при создании извещения. Если победитель уклоняется от исполнения обязательств, то денежные средства перечисляются на счет организатора.

Резервирование средств на площадке выгодно обеим сторонам. Организатору процедуры не надо учитывать эти платежи, а также тратить ресурсы на их возврат, как это происходит в случае перечисления денежных средств на счет организатора. Участники же могут заранее пополнять счета своих компаний в системе и не тратить время на оформление банковской гарантии. Сервис работает автоматически в рамках площадки, поэтому снижает трудозатраты и заказчиков, и поставщиков. Сейчас он доступен для аукционов, объявлений о продаже, запросов цен и запросов предложений, в будущем аналогичный функционал появится в других видах процедур.

Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путём внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Для остальных способов закупки в качестве альтернативного способа обеспечения заявки предусмотрена банковская гарантия.

На B2B-Center вы можете получить банковскую гаранртию, не выходя из системы. Смотрите пошаговую видеоинструкцию.

ВАЖНО. Подробнее о банковской гарантии на площадке B2B-Center.

Согласно ч. 2 ст. 45 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  1. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  4. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии;
  6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:

  • платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Выдача банковской гарантии является односторонней сделкой, совершаемой гарантом, то есть банком (ст. 154 ГК РФ). По этой причине бенефициар (государственный заказчик), не являясь стороной сделки, не имеет возможности предлагать и влиять на условия банковской гарантии.

Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС.

Банковская гарантия: банки, которые имеют право выдавать БГ

Ранее существовал перечень банков, в которых распоряжением Правительства РФ от 30.10.2013 N 1999-р «О перечне банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок» можно было открывать счета для учёта денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок. Однако распоряжение Правительства РФ утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1107 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, порядке ведения перечня таких банков и требованиях к условиям договоров о ведении счетов для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, заключаемых оператором электронной площадки с банком», по которому для банка необходимо наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 15 млрд. рублей.

Как оформить возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ и передать его заказчику?

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст. 34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней. В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к содержанию заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2016 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

При подготовке заявления можно ориентироваться на готовый образец документа. Образец заявления на возврат обеспечения можно скачатьздесь.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя. Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке. Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Когда теряется обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

  • Участник отказался заключить контракт с заказчиком или уклонился от заключения контракта
  • Участник до заключения контракта не предоставил обеспечение контракта или предоставил с нарушением условий
  • Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет 0,5% – 5%. Обеспечение заявки по 44-ФЗ рассчитывается в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на электронный аукцион с начальной ценой до 3 миллионов рублей равно 1%.

Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) устанавливаются льготные условия. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ не более 2%. Заказчик самостоятельно определяет обеспечение заявки по 44-ФЗ. Размер устанавливается в рублях и указывается документации закупки.

Обеспечение заявки: виды обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня я хочу рассказать вам о таком распространенном инструменте, как обеспечение заявки. Этот инструмент используется для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков. Суть этого инструмента заключается в следующем. Поставщик (участник закупки), который намеревается принять участие в той или иной закупке, перечисляет на специальный счет в банке денежные средства в размере обеспечения заявки, либо предоставляет заказчику банковскую гарантию. Тем самым поставщик подтверждает всю серьезность своего намерения принять участие в закупке. Если он не выполнит данного требования, то его заявка на участие будет отклонена. Как правило, обеспечение заявки возвращается (разблокируется) участникам после проведения закупки за исключением отдельных случаев, например, при уклонении победителя от заключения контракта. Обо всех нюансах использования этого инструмента в рамках 44-ФЗ, а также в рамках 223-ФЗ мы и поговорим в этой статье. И так, давайте приступим к изучению… (Примечание: настоящая статья актуализирована 07.08.2018 г.).

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ
1.1 Виды обеспечения заявок
1.2 Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ
1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки
1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ
1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки
1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки
1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ
2. Обеспечение заявки по 223-ФЗ
3. Кредит на обеспечение тендерной заявки

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.

Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, тендерный кредит, тендерный займ) или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано .

Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета (Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.

Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку .

При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).

Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

1.1 Виды обеспечения заявок

Ниже в табличной форме представлена информация о видах обеспечения заявок:

1.2 Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ

В расположенной ниже таблице представлена информация о размерах обеспечения заявок:

1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки

Для автоматического расчета размера обеспечения заявки существует online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Данный калькулятор находится .

Ниже я разместил скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный инструмент.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах. Помимо этого, калькулятор также позволяет рассчитать и размер обеспечения исполнения контракта и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и поставщикам.

1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже:

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.

Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. В ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  2. Закупка отменена;
  3. Заявка участника отклонена заказчиком;
  4. Участник отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок;
  5. Заявка участника получена позже окончания срока подачи заявок;
  6. Участника отстранили от закупки или отказались от заключения контракта с победителем в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 44-ФЗ;
  7. Заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки.

Важно:

  • Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.
  • Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.
  • В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей 3-х заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7, п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении 30-ти дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки. (Пояснение: если участник был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то банк на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, переводит обеспечение его последней заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ).

1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки

Хотя Федеральным законом № 44-ФЗ и установлены точные сроки возврата денежных средств или прекращения их блокирования, нередки случаи, когда заказчик или банк эти сроки нарушает. Поэтому считаю, что не будет лишним напомнить заказчику (банку) о необходимости вернуть (разблокировать) ваши деньги. Для этого вам нужно направить в адрес заказчика (банка) соответствующее письмо. Образец такого письма вы можете скачать .

1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (ч. 28 ст. 44 44-ФЗ).

1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ

Согласно ч.15 ст. 44 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в соответствии со ст.104 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  2. непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

2. Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?

Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ заказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно.

3. Кредит на обеспечение тендерной заявки

Как мы уже рассмотрели с вами ранее, размеры обеспечения заявки колеблются в пределах от 0,5% до 5% НМЦК. Цены контрактов бывают разные, соответственно и размеры обеспечения могут быть, как маленькими, так и достаточно большими. Поэтому организации, часто участвующие в торгах, сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием свободных оборотных средств. Если в качестве обеспечения заявок использовать лишь денежные средства, то количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, будет лимитировано размером его свободных средств. Изъять деньги из оборота организации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев для большинства участников бывает весьма затруднительным.

В такой ситуации поставщик стоит перед сложным выбором, либо изъять из оборота необходимую сумму для обеспечения, либо отказаться от участия в закупке. Но существует и альтернативный вариант – взять тендерный займ или тендерный кредит на обеспечение заявки.

Однако тендерный займ имеет ряд преимуществ перед кредитом. Если предоставление тендерного кредита осуществляется только кредитной компанией (банком), то тендерный займ может выдать любая микрофинансовая организация.

Взять тендерный кредит можно, как непосредственно в самом банке, так и обратившись за помощью к брокеру. Брокер, как правило, получает за свои услуги такой же процент, что и банк. Однако получение кредита на обеспечение тендерной заявки через брокера занимает значительно меньше времени, нежели через банк. По сути брокер является посредником между участником и банком, и берет на себя часть работы (проверка документов, оформление кредита и т.д.), за что и получает свое вознаграждение от банка.

Еще один немаловажный момент — получить кредит на обеспечение заявки у брокера можно без внесения залога. В банках же внесение залога чаще всего является обязательным условием получения тендерного кредита, а также может потребоваться и открытие расчетного счета в этом банке.

По сроку договоренностей с банком тендерные кредиты могут быть двух видов:

  1. С возобновляемой кредитной линией. Такой кредит позволяет поставщику принимать участие сразу в нескольких закупках на протяжении установленного периода. Оформляя такой кредит, сроки и величина платежей оговариваются сразу, новые платежи будут предоставлены лишь после того, как предыдущие будут погашены.
  2. Единоразовые. Этот вид тендерного кредита дает возможность поставщику принять участие только в одной закупочной процедуре, заранее обговоренной. В случае соблюдения всех установленных обязательств перед банком, получение последующих кредитов для поставщика будет происходить значительное быстрее (в течение 3-4-х дней) и на более выгодных условиях.

Решение банка о выдаче кредита занимает 1-3 дня. Ставка по тендерным кредитам варьируется в пределах 14-21% годовых. Срок кредита — до 90 дней. Пакет документов необходимых для получения кредита включает в себя финансовую отчетность за год, справку об отсутствии задолженностей, анкету-заявку и реквизиты тендера, в котором планируется участие (или ссылку на него). Перечень необходимых документов, а также остальные условия выдачи кредита в различных банках могут отличаться.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что кредит (займ) на обеспечение тендерной заявки является отличным инструментом, позволяющим одновременно принимать участие в нескольких тендерах без ущерба для основной деятельности поставщика.

На этом моя обзорная статья подошла к концу. Если материал был вам полезен, то ставьте лайки и делитесь им со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. Ну а я желаю вам удачи и новых побед! До встречи в следующих выпусках.

Возврат обеспечения заявки по 44-ФЗ: сроки и правила

Возврат обеспечения заявки — это действия по разблокированию или перечислению участнику закупочной процедуры денег, которые тот вносил на спецсчет в банке или непосредственно на счет госзаказчика, чтобы иметь право принять участие в конкурсе или аукционе. Это своеобразная страховка от недобросовестного поведения претендентов на госконтракт.

Когда нужно возвращать деньги

Обеспечивать участие обязаны все претенденты на контракты, заключаемые по результатам конкурсов и аукционов, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн. рублей. Организация, желающая получить на исполнение госконтракт, должна внести денежные средства:

  • на спецсчет, открытый в одном из банков, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ;
  • на счет заказчика. Эта возможность сохраняется для бумажных процедур, но с 2020 года они применяются только в исключительных случаях.

С 1 июля 2020 года можно обеспечить участие с помощью банковской гарантии. Организация, желающая заключить госконтракт по итогам закупки, выбирает удобную ей форму. Требования к содержанию банковских гарантий установлены в ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ и устанавливаются закупочной документацией.

В какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44 ФЗ указано в статье 44: до 5 рабочих дней в зависимости от типа процедуры. Правило не касается банковских гарантий: они возврату не подлежат, но и взысканий по ним не производится.

Основания для возврата

Законом предусмотрены случаи, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ:

  1. Окончание закупки. Есть исключение: победителю возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ производится после подписания контракта;
  2. Отказ заказчика от проведения закупки.
  3. Отклонение участника.
  4. В случае отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении закупочной процедуры без привлечения электронных систем и разблокируются на его же спецсчете, если процедура проходила в электронной форме.
  5. Опоздание участника с подачей документов на участие.
  6. Дисквалификация участника, либо обоснованный отказ госзаказчика от подписания контракта с победителем.
  7. Отказ УФАС выдать разрешение на заключение контракта с единственным поставщиком.

Когда деньги не возвращают

Обычно вопроса о том, возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе, не возникает. Если со стороны участника не было нарушений, деньги вернутся независимо от того, победит он или нет. Другое дело, если поставщик что-то нарушил. Претендент на контракт потеряет деньги, предоставленные для участия в закупке, если:

  • выиграл, но уклонился от заключения контракта;
  • в течение квартала на одной и той же электронной площадке заявка отклонялась 3 раза, блокировка суммы в размере обеспечения заявки не отменится.

Если организация, в рамках участия в закупке, предоставит банковскую гарантию, те же основания станут поводом для обращения в банк, выдавший гарантию, за выплатой гарантированной суммы.

Срок возврата для электронного аукциона

44 статья 44 ФЗ срок возврата обеспечения заявки в аукционе установила в 1 рабочий день. Столько времени дается банкам, чтобы разблокировать деньги на спецсчете.

Срок возврата для конкурса

Сроки возврата обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ, зависят от формы проводимой процедуры:

  • если в бумажной форме и сумма переводилась на счет заказчика — в течение 5 рабочих дней;
  • если в электронной форме — в течение одного рабочего дня.

Как вернуть обеспечение

Порядок возврата обеспечения заявки 44 ФЗ не предполагает каких-либо действий со стороны поставщика. В бумажной процедуре заказчик перечисляет деньги в 5-дневный срок. Если процедура проходила в электронной форме, торговая площадка в течение часа обязана сразу направить запрос в банк, где открыт спецсчет, чтобы тот разблокировал деньги. . Если по каким-то причинам возврат не производится, участник вправе направить на площадку или заказчику письмо. Составляют его в свободной форме, указав:

  • кому адресовано: заказчику или оператору электронной площадки;
  • от кого — наименование организации участника;
  • реквизиты закупочной процедуры, в рамках которой были перечислены денежные средства;
  • размер перечисленной суммы;
  • просьбу известить банк о необходимости разблокировать средства на счете (если речь идет об электронной процедуре), либо перечислить их на счет участника (если о бумажной);
  • реквизиты счета участника.

В письме можно указать, что нарушение сроков возврата средств грозит административной ответственностью для уполномоченных лиц.

Что грозит за невозврат средств

Штрафные санкции за обеспечение заявки, а именно за несвоевременный перечисление внесенных организацией-участником денег или промедление в разблокировании средств, лежит на заказчике и операторе электронной площадки. Если организация внесла необходимую сумму на счет заказчика, а он их своевременно не вернул, и опоздание составило не более трех дней, ответственность по ч. 1 ст. 7.31.1 КоАП РФ:

  • для должностного лица заказчика составит 5 000 рублей;
  • для заказчика, как юридического лица — 30 000 рублей.

Если просрочка продлилась свыше 3 дней:

  • 15 000 рублей — для должностного лица;
  • 90 000 рублей — для юридического.

Если оператор электронной площадки не известит банк о необходимости разблокировки обеспечения в течение одного часа, ему грозит ответственность по ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ в размере 15 000 рублей.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О возврате обеспечения предложения участника в определении поставщика. Письмо Минэкономразвития № Д28и-3505 от 22.12.2016

Скачать

Когда оценивается систематичность нарушений и решается вопрос о перечислении обеспечения заказчику нужно учесть характер нарушений при подаче заявок, их тождественность, возможность участника восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их не соответствующими требованиям документации аукциона п. 31 Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017

Скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *