Раздел 3 расчета по взносам при увольнении

  • автор:

Заполнение раздела 3 расчета по страховым взносам

Расчет по страховым взносам плательщики представляют в налоговый орган с 2017 года. Именно он курирует платежи по обязательному пенсионному, медицинскому и социальному страхованию. Раздел 3 единого расчета по взносам содержит данные персонифицированного учета. В свою очередь, налоговики передают их в Пенсионный фонд. От правильного оформления этих сведений зависит, как лягут данные на лицевых счетах физлиц в фонде.

Форма расчета утверждена приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

ВАЖНО! С отчетности за 1 квартал 2020 года расчет по страх.взносам оформляйте на бланке, утв. приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@. Подробнее о новшествах читайте в нашем обзоре.

Персонифицированные сведения раздела 3 состоят из двух блоков.

Первый несет информацию об отчетности: говорит о виде расчета (первичный он или корректировка) и периоде сдачи, отражает номер сведений каждого сотрудника и дату представления отчетности. Эта часть раздела содержит личные и паспортные данные работников (подраздел 3.1).

Второй блок состоит из двух подразделов. Первый, за номером 3.2.1, отражает сведения о начисленных выплатах за последние три месяца, а также суммы страховых взносов по пенсионному страхованию. Второй подраздел, за номером 3.2.2, заполняют в случае начисления взносов по дополнительному тарифу. При заполнении раздела 3 расчета по страховым взносам следует уделить большое внимание верному отражению персональных данных.Пример заполнения раздела 3

Даже если ошибиться в одной букве Ф. И. О. работника, необходимо будет представить уточненный расчет. Рассмотрим как заполнить уточненку в случае, если допустили ошибку в разд.3.

Показатели раздела 3 единого расчета по взносам при ГПД

Раздел 3 заполняйте персонифицированными сведениями и в отношении физлиц, работавших в отчетном периоде по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Порядок заполнения раздела 3 по физлицам, работающим по договору ГПХ несколько отличается от привычного.

На доходы физлица, выполняющего работы по договору ГПХ, не начисляются соцвзносы на временную нетрудоспособность и в связи с материнством (ВНИМ), за исключением случаев, когда обязательства по социальному страхованию прописаны в договоре. Значит, признак лица в системе страхования по строке 180 указываем 2.

Также не забываем заполнять строку 230 в подразделе 3.2.1.

Рассмотрим порядок заполнения раздела 3 на работника по гражданско-правовому договору.

Скачать образец заполнения строки 230

Корректировка раздела 3 и ее особенности

Оформление корректировки раздела 3 расчета по страховым взносам зависит от того, в каком подразделе допущена ошибка. Налоговый орган представил пояснения в письме от 28.06.2017 № БС-4-11/12446@. Рассмотрим варианты заполнения:

  1. Ошибка в индивидуальных сведениях работника в подразделе 3.1.
    Необходимо обнулить сведения. Создаем корректировку раздела 3 расчета, где данные раздела 1 оставляем без изменений. В разделе 3 работаем только с данными того сотрудника, у которого есть ошибки.
    Итак, редактируем сведения, которые были отражены в расчете. Для этого информацию в подразделе 3.1 оставляем прежней, а в подразделе 3.2 в строках 190–300 ставим 0. Создаем новый блок сведений по данному сотруднику, где в строке 010 ставим номер корректировки — 1. В подраздел 3.1 вносим верные данные о сотруднике. В подраздел 3.2 вносим аналогичную информацию с первичного отчета.Скачать образец заполнения корректировочного раздела 3
  2. Ошибка в подразделе 3.2.
    Если забыли внести сведения о сотруднике. В этом случае корректировка раздела 3 расчета по страховым взносам заключается в добавлении данных по новому работнику и изменении показателей раздела 1.
    Если отразили лишних сотрудников. Тогда в уточненном расчете в разделе 3 указываем сведения по этим сотрудникам, а в строках 190–300 подраздела 3.2 во всех знакоместах ставим 0. Также проводим корректировку раздела 1.
    Если нужно просто внести изменения в показатели подраздела, меняем сведения и по необходимости редактируем раздел 1.

Расчет по взносам без сведений из раздела 3

Если учреждение не ведет хозяйственную деятельность и наемных работников нет (только учредитель), за ним сохраняется обязанность предоставлять расчет (письмо ФНС от 12.04.2017 № БС-4-11/6940@). В этом случае показатели выплат в пользу физических лиц принимают значение 0, а количество застрахованных лиц — значение 1. Заполнить необходимо раздел 1, приложения 1 и 2 расчета. Также отразить персональные данные учредителя в разделе 3, без заполнения подраздела 3.2.

Перечень документов при увольнении работника

Наряду с привычными документами, которые сотрудник получает в день увольнения, организация обязана предоставить информацию персонифицированного учета. Это отражено в абз. 2 п. 4 ст. 11 закона 27-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Далее более подробно о документах:

  1. Выписка сведений из формы СЗВ-СТАЖ.
    Информацию из СЗВ-СТАЖ по конкретному сотруднику необходимо предоставлять с 2017 года. Выписка должна содержать персональные сведения только увольняющегося сотрудника. Датировать документ надо датой увольнения.
  2. Выписка из формы СЗВ-М.
    Предоставлять копии СВЗ-М, которые содержат информацию обо всех сотрудниках, нельзя. Это прямое нарушение требований о защите персональных данных. Необходимо сгруппировать сведения в выписку по форме СЗВ-М. Оформить ее нужно в последний рабочий день работника.
  3. Копии раздела 3.
    Сведения раздела 3 расчета при увольнении сотрудника можно скопировать из уже сданной отчетности.

Выдавать ли копию раздела 3 расчета по страховым взносам работнику при увольнении

Актуальная в 2019 году форма РСВ вступила в действие с 1 января 2017 года. Значит, с этого времени нужно предоставлять копии раздела 3 расчета по страховым взносам своим сотрудникам. Обязанности работодателя по этому вопросу отражены в п. 4 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Данная процедура носит заявительный характер. Сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой предоставить сведения раздела 3. По сданным расчетам оформляем копии по этому работнику. Если расчет представляем в электронном виде, достаточно его распечатать.

Как быть при обращении в середине квартала? В этом случае оформляем индивидуальные сведения раздела 3 на дату обращения. Срок предоставления — 5 календарных дней с момента обращения.

Выписка из раздела 3 сотруднику при увольнении

За период с начала квартала и до момента увольнения информацию раздела 3 расчета по взносам нужно оформить в виде выписки. При заполнении акцентируем внимание на расчетном периоде (код) по строке 020. Код указываем тот, который соответствует дате увольнения.

В сведениях подраздела 3.2.1 раздела 3 отражаем месяцы работы с начала квартала до даты расторжения трудовых обязательств. За отработанные периоды указываем суммы выплат, базу для начисления взносов и их размер. Также эти сведения отражаем всего за последние три месяца отчетного периода. При необходимости заполняем подраздел 3.2.2.

Копии и выписку раздела 3 расчета выдаем сотруднику при увольнении в его последний рабочий день вместе с расчетом и другими документами. Предоставляем эти данные не только работникам, принятым по трудовым договорам, но и тем, кто оказывает услуги по гражданско-правовым.

***

При заполнении раздела 3 расчета следует правильно отражать все показатели. При необходимости — вносить в расчет корректирующие данные. Сведения раздела 3 организация должна предоставлять в обязательном порядке сотрудникам при увольнении, а также всем работникам в заявительном порядке.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Страховые взносы».

При увольнении работника работодатель обязан выдать значительный перечень документов, в состав которых входит выписка по страховым взносам. Обязанность по представлению в ПФР сведений о работниках, стаже и других данных, необходимых для назначения пенсии установлена в ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В п. 4 ст. 11 Закона предусмотрена выдача сведений работнику при его увольнении.

Порядок выдачи выписки

Работодатель предоставляет увольняемому работнику СЗВ-М и СЗВ-Стаж. Отрезок времени, указанный в выписках, составляет:

  • По СЗВ-М месяц, в котором произведено увольнение. По запросу работника выписка охватывает более ранние периоды. В связи с началом формирования документа с 2016 года работодатель может предоставить данные только с указанного срока.
  • По СЗВ-Стаж период с начала года увольнения. Работники, принятые в течение года, получают выписку с даты трудоустройства. Данные предоставляются с 2017 года.

Документы предоставляются одновременно с расчетом в день увольнения или прекращения действия договора ГПХ. При обращении работника за выписками после увольнения для подготовки форм бухгалтерам предоставляется 5 дней с момента обращения.

Назначение документов – предоставление работникам личной информации, позволяющей определить состояние пенсионных накоплений. Дополнительно информация застрахованных лиц отражается в личных кабинетах ПФР, позволяющая получать данные о стаже, баллах, отчислениях работодателей. Несмотря на официальное оформление выписок документы не используют для предоставления в ПФР. Расчеты и накопления лиц ПФР определяет по отчетности работодателей (Читайте также статью ⇒ Расчетный период по страховым взносам в 2020 году).

Составление выписок по страховым взносам

При выдаче документов работнику необходимо сохранить конфиденциальность личных данных, доступ к которым могут иметь органы контроля, обрабатывающие данные, работодатель и сам работник. Предоставление данных должно соответствовать условиям:

  • Форма СЗВ-М с данными по всем работникам предприятия не предоставляется. Лицо при увольнении получает выписку со сведениями, касающимися только самого работника. При увольнении нескольких работников одновременно документ формируется по каждому лицу отдельно.
  • Форма СЗВ-Стаж принята с 2017 года, что позволяет включать информацию о данных работника только с указанного периода. О выдаче сведений по более ранним периодам работодатель принимает решение самостоятельно либо предоставляет данные из РСВ-1. Законодательство не дает пояснений по данному вопросу.

При выдаче выписки работодатель не должен представлять досрочно отчеты по формам. Сведения выписок касаются увольняемого работника и не могут быть изменены к дате представления отчетности.

Выписки должны быть оформлены должным образом. Документ должен иметь название в подтверждение того, что выписка является частью отчетной формы. Данные заверяются ответственным лицом с расшифровкой должности, оригинальной подписью и печатью организации. При отказе предприятия от использования печати в официальных документах производится соответствующая запись.

Подтверждение факта выдачи документа

Работодатель, во избежание вопросов органов контроля, должен иметь документальное доказательство факта выдачи выписки об исчисленных и перечисленных взносах. В подтверждение выдачи используется любой из доступных вариантов:

  • Составление выписки в 2 экземплярах. О получении документа на экземпляре работодателя получатель ставит соответствующую отметку.
  • Ведение журнала учета выдаваемых работнику при увольнении документов. В журнале предусматривается графа с подписью работников, подтверждающей получение.
  • Прием расписок от увольняемого работника с указанием документов, полученных лицом от работодателя.

Получить документы при увольнении имеет право либо сам работник, либо лицо с нотариально составленной доверенностью. Иные лица не имеют право на доступ личной информации и получение документов при увольнении, включая выписку по страховым взносам.

Распространенные ошибки при выдаче выписок

Работодатель может допустить общие ошибки организационного характера при предоставлении выписки по страховым взносам.

Неверная позиция работодателя Пояснение
Работодатель требует составлять письменное обращение к работодателю для получения выписок по страховым взносам Выдача документов при увольнении работника является обязанностью работодателя и не требует отдельного обращения. Если работник повторно запрашивает документы после увольнения в связи с их утратой, подача письменного заявления обязательна
Отказ работодателя от высылки выписок по страховым взносам по почте

Если работник не имеет возможности получить документы при увольнении лично он может обратиться к работодателю с просьбой об их высылке почтой. Пакет справок и иных форм отправляются заказным письмом с описью, объявленной ценностью и уведомлением о вручении

Наложение санкций при нарушении работодателем норм законодательства об обязанности по выдаче выписок по страховым взносам конкретно не прописано в законодательстве. В ряде случаев отказ от предоставления положенных документов работнику может рассматриваться как нарушение трудового прав, что влечет наложение административного наказания в соответствии со ст. 5.27 КоАП (Читайте также статью ⇒ Задолженность по страховым взносам: как узнать, списать в 2020).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *