Расход ЗИЛ самосвал

  • автор:

ЗИЛ 130 подробно о расходе топлива

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 – одна из самых успешных моделей своего ряда, выпуск которой начался в 1952 году. Расход топлива у ЗИЛ 130 на 100 км – актуальный вопрос, потому что эта машина еще часто применяется для работы хозяйстве. Технические характеристики автомобиля

Конструкция ЗИЛа

Для своего времени базовый ЗИЛ-130 был достаточно мощным автомобилем, и именно с этим связан тот факт, что такой большой расход топлива у ЗИЛ 130 на 100 км. Автомобиль имеет оснащенный 8-ю цилиндрами двигатель. Все модификации этой модели имеют гидроусилитель руля, а также коробку передач с 5 ступенями. Для передвижения использует топливо А-76.

Двигатель Расход (трасса) Расход (город) Расход (смешанный цикл)
ЗИЛ 130 25 л/100 км 35 л/100 км 30 л/100 км

Характеристики

Такая конструкция дает следующие характеристики:

  • мощность – 148 лошадиных сил;
  • степень сжатия – 6,5;
  • максимальный крутящий момент.

Сколько горючего потребляет ЗИЛ?

ЗИЛ – автомобиль-самосвал, поэтому он потребляет довольно много горючего. Затраты горючего ЗИЛом 130 – 31,5 литров по официальным данным. Эта цифра указана во всей документации, однако она соответствует реальности только тогда, когда машина относительно не загружена и в хорошем состоянии. И всё-таки, интереснее знать, какой реальный расход топлива на ЗИЛ 130.

Увеличение нормы

Есть обстоятельства, при которых увеличивается средний расход топлива на ЗИЛе на каждые сто километров.

Таким обстоятельством может быть время года.

Ни для кого не секрет, что зимой, когда особенно холодно, мотор «съедает» больше горючего, чем в теплую пору. Это связывают с тем, что двигателю нужно прогреться и часть энергии тратится на поддержание температуры.

А теперь реально о том, как увеличиваются затраты:

  • в южных регионах изменение незначительное – всего около 5%;
  • в умеренной климатической зоне наблюдается рост потребления топлива на 10%;
  • немного севернее расход будет уже расти до 15%;
  • на Крайнем Севере, в Сибири – до 20% увеличения.

Имея под рукой эти данные, несложно посчитать, какой расход бензина на ЗИЛе 130 в зимнее время. Например, если посчитать (за основу взять норму – 31,5 кубов), то на километровую дистанцию в умеренном климате зимой машина потратит не меньше 34,5 куб бензина.

Линейный топливный расход растет также с увеличением пробега – износим двигателя. Здесь статистика следующая:

  • новый автомобиль – пробег до 1000 км – увеличение на 5%;
  • при пробеге каждой новой тысячи км – увеличение на 3%.

Потребление горючего меняется в зависимости от местности, по которой вы двигаетесь. Не секрет, что затраты топлива у ЗИЛ 130 на трассе меньше нормы, и обычно составляет 28-32 литра на каждые 100 км. На трассе меньше приходится останавливаться, там лучше дорога, можно набрать стабильные обороты и не перетруждать мотор. Автомобили этой марки чаще всего по трассе и двигаются, ведь грузовики этого типа предназначены для перемещения грузов на большие расстояния.

Как говорят водители, нормы расхода топлива на ЗИЛ 130 в городе значительно возрастают. Самосвалу приходится постоянно маневрировать, стоять на светофорах, пешеходных переходах, соблюдать не такую высокую скорость, которую он мог бы развить на трассе, поэтому и растет потребление бензина. В городских условиях оно составляет 38-42 литра на каждые 100 километров.

Экономия топлива

Цены на бензин и дизель не стоят на месте – они повышаются с каждым днем. Водителям, чтобы сэкономить свои средства, приходится придумывать специальные хитрости для экономии. «Съедает» он немало, а переход на газ будет неэффективным. Некоторые из них применяют для ЗИЛ-130.

  • Без значительных увеличений потребляет топливо ЗИЛ, который находится в хорошем техническом состоянии, особенно это касается состояния мотора, карбюратора, системы зажигания транспортного средства.
  • Расход топлива можно уменьшить, если в зимнее время потратить несколько минут на то, чтобы получше прогреть двигатель.
  • Стиль вождения человека за рулем также может повлиять на расход топлива автомобиля: следует водить более спокойно, избегать резких стартов и торможений. Расход меньше также при более быстром вождении.
  • По возможности в городе избегайте оживленных улиц – расход бензина на них увеличивается на 15-20%.

ЗиЛ-130 – более полувека на службе

Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.

Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.

История создания

Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.

Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.

К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.

В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.

Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.

Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.

С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.

Описание конструкции

Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).

Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.

Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.

Двигатель

Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.

Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.

Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.

Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.

Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).

Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.

Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.

С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.

Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.

Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.

Гидравлика

Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.

Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.

Рулевое управление

Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.

Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.

Электрическая система

Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).

Аккумулятор установлен в нише под кабиной.

Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.

Тормозная система

Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.

Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.

На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.

В системе стали применяться четыре ресивера.

Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.

Кузов и кабина

Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.

На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).

На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:

  • Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
  • Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.

Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.

Технические характеристики в сравнении

Параметр ЗиЛ-164 ЗиЛ-130 КАЗ-608 (седельный тягач)
Грузоподъемность, кг 4000 6000 (14400 в варианте седельного тягача) 15500
Тип двигателя Бензин, 6-цил. Бензин, 8-цил. Бензин, 8-цил.
Мощность, л.с. 97 150 150
Вес снаряженного, кг 4100 4300 4000
Максимальная скорость, км/ч 75 85 80
Расход топлива л/100км 27 28…32 41…46

Как видно из технических характеристик ЗИЛ-130 достойно выглядел на уровне своих конкурентов.

Применение

Грузовики и шасси ЗиЛ-130 широко применялись в народном хозяйстве. На основе машины производились автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗиЛ-130 шло на создание пожарных автомобилей – автоцистерн, рукавных машин, насосных станций.

Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Е, имевшая ряд узлов электрооборудования от 131-й модели. В состав оснащения входили дополнительные канистры с емкостью 10 и 20 литров, набор шанцевого инструмента, светомаскировочные колпаки на фары головного света.

Под заказ устанавливались борта увеличенной высоты с возможностью установки дуг для тента. На правый лонжерон мог устанавливаться второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина.

Модернизации

За годы производства машина ЗиЛ-130 прошла три крупные модернизации, после которых менялось обозначение базовой модели:

  • 1966 года – обозначение сменилось на ЗиЛ-130-66;
  • 1976 года – на ЗиЛ-130-76;
  • 1984 года – на ЗиЛ-130-80 (по данным справочников НИИНавтопром внедрение модели произошло в 1981 году).

При модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс. км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность мотора до 150 сил. В конструкции внедрили ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.

Версия 1976 года имела ресурс 300 тыс. км и увеличенную до 6 т грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 оснащались улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.

Интересные факты

На филиале ЗиЛ в Чите собирался северный вариант ЗиЛ-130С, который оснащался лебедкой, с приводом от коробки передач. Машина предназначалась для эксплуатации при температуре до -60°С. Машины красились в яркие оранжевый или красный цвета, а также в армейский «хаки».

С 1973 года грузовики и шасси ЗиЛ-130 имели Государственный Знак Качества СССР, который подтверждал высокие характеристики продукции.

На сегодняшний день грузовики ЗиЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.

Остающиеся экземпляры переоборудуются путем замены бензинового двигателя на дизельный агрегат (как правило, изделие Минского моторного завода Д-245). Грузовики ранних выпусков являются большой редкостью и стали предметом коллекционирования.

ЗИЛ-130 – советско-российский грузовик, выпускаемый в период 1962-2014 г. Данная модель стала одной из самых популярных грузовых машин советской эпохи. Автомобиль получил большое количество модификаций, предназначенных для гражданских и военных нужд. В частности, есть модификация с грузоподъемностью 6 тонн. При этом ЗИЛ-130 является типичным среднетоннажным грузовиком, который располагается между моделями ГАЗ-3 и более мощным и тяжелым грузовиком МАЗ-500. ЗИЛ-130 является преемником устаревшей модели ЗИЛ-164. Примечательно, что в 1986 году машина получила новый стандартизированный индекс – ЗИЛ-431410. Версия ЗИЛ-130 оснащалась задним приводом, однако на базе этой машины выпускали и полноприводные грузовики.

ЗИЛ-130 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.

  • 6,0, 150 л. с., 402 Н/м, V8, 16 клапанов, 90 км/час, расход – 32 л/100 км.

ЗИЛ-130 отзывы владельцев

  • Руслан, Ленинградская область. Мощный и грузоподъемный автомобиль, который я никогда не забуду. ЗИЛ-130 – это мой первый опыт вождения на грузовике. Машина 1993 года выпуска, я ездил на ней до 2000 года. Пять лет мне хватило, чтобы ощутить на себе все достоинства этого легендарного авто. Безусловно, это достаточно тяжелая железка, это ведь вам не Жигули. Я говорю к тому, что ремонт такого грузовика одному будет затруднителен, поэтому у меня на этот случай всегда был помощник. Машина очень тряская и шумная, и абсолютно неуправляемая и разгруженном состоянии. Зато в груженном состоянии ЗИЛ-130 как бы реабилитируется, и становится устойчивым на любом дорожном покрытии. Более того, если в теории максимальная грузоподъемность составляет 6 тонн, тогда на практике можно, не опасаясь, загружать 8 тонн. Автомобиль едет мягко, а двигатель вообще не чувствует тяжести груза, зато кушает намного больше (в груженном состоянии). Расход топлива 30-35 литров на 100 км.
  • Андрей, Ярославль. У меня ЗИЛ-130 1995 года выпуска. Для своих лет машина на удивление хорошо управляется, особенно в груженном состоянии. На максимальной скорости управлять легко – руль наливается приятно тяжестью, и за счет этого можно контролировать автомобиль. Кстати, в стоячем положении (при старте с места) управлять гораздо сложнее, так как руль поначалу чересчур легкий. А что касается комфорта, его по сути нет – и в том, и в другом случае. Когда возвращался на базу, у меня внезапно полетел ремень гидроусилителя. Но я продолжал ехать, несмотря ни на что, и особо не парился, ведь дорога была в основном прямая. А когда дело дошло до маневров, то на каждый поворот (без ГУРа) уходило минуты 2-3. Было такое ощущение, как будто я оказался в танке. Безусловно, у 130-го есть неоспоримые достоинства – это отличная обзорность. Однако перед капотом большая мертвая зона, но на это можно посмотреть с положительной стороны – массивный и длинный капот повышает безопасность при лобовом столкновении. По проходимости ЗИЛ-130 нередко подводит, особенно в раскисшем грунте или в глубоком сугробе. Все из-за слабого двигателя, который выдает всего 150 лошадиных сил. Сложные препятствия лучше преодолевать на разгоне. Я скажу так – опорожненный грузовик плохо едет по бездорожью, а в груженном состоянии намного лучше. Машина потребляет в городском цикле 30 литров, на бездорожье получается 35 литров. На трассе грузовик расходует 25 л.
  • Игорь, Кировск. Когда-то это был мой кормилец. Машина 1992 модельного года, с оригинальными КПП и ДВС. Под капотом бензиновый мотор объемом 6 литров, мощность 150 лошадиных сил. Проходимость на уровне классических грузовиков того времени, ничего сверхъестественного, ведь это заднеприводная машина. Этот грузовик я долго не хотел продавать, так как на новую машину денег не хватало. А деньги нужны были, семью на что-то кормить. Возил на ЗИЛе дрова, песок, щебень и другие сыпучие материалы – выполнял заказы строго по графику, что закажет клиент то и привезу. Грузоподъемность щебня 15 кубов – отличный показатель. Расход топлива в районе 30 литров. А друзья мои эту машинку неоднократно ругали, а я все равно купил. И все же, рано или поздно пришлось продать. ЗИЛ постоянно сыпался и нуждался в регулярном обслуживании. Продал его и купил более современный КамАЗ с мерседесовской кабиной.
  • Максим, Тверская область. Вначале у меня был ГАЗик, то еще ведро. По сравнению с ним ЗИЛ-130 более надежный и управляемый. Купил его в 1999 году, с пробегом 70 тысяч. Работаю до сих пор, это для меня основной источник дохода. Машина потребляет максимум 40 литров, причем в груженном состоянии. Можно грузить вплоть до 8 тонн, хотя в официальных данных указывается 8 тонн. Автомобиль очень мощный и тяговитый, но им сложно управлять в городе. С места водителя неплохая обзорность. Рабочая лошадка на каждый день. Качество изготовления – времен СССР, тогда делали на века. Кабина трехместная, но втроем сидеть тесно, лучше вдвоем.
  • Виктор, Саратов. Просторный и грузоподъемный автомобиль, универсальный и очень большой грузовик для рабочих нужд. Настоящий трудяга, но я к нему долго привыкал. ЗИЛ-130 у меня с 2005 года, покупал машину 1990 модельного года за 80 тысяч рублей. Запчасти просто копейки, и по ремонтопригодности автомобиль не вызывает проблем. То же самое касается рентабельности и окупаемости. Этот грузовик недолго застаивается на рынке, его раскупают словно пирожки. Мне он понадобился для перевозки продовольствия. Грузоподъемность 5-6 тонн. Расход топлива 30-35 литров 92-го бензина. Ремонтирую сам или с помощниками, в зависимости от серьезности поломки.
  • Борис, Белгород. В советские годы в моей жизни было много чего интересного, и есть что вспомнить, в том числе и про советский ЗИЛ-130. Автомобиль крепкий и не требует больших финансовых затрат. Под капотом оригинальный восьмицилиндровый мотор на 150 лошадиных сил. Рабочий объем шесть литров. Машина была способна перевозить по 5-6 тонн груза. Я работал с песком, щебнем и прочими сыпучими материалами. Мы установили рессоры от бензовоза ЗИЛ (полуприцеп), что позволило еще больше увеличить грузоподъемность. В остальном – дело привычки. Отмечу шумный и некомфортный салон, сидишь словно на табуретке. Силовой агрегат бензиновый, лучше бы поставили дизель, от него больше толку. Расход топлива нередко доходит до 40 литров. В этой ситуации радует только поддержка 92-го бензина. Двигатель не любит высокие обороты, но обладает отличной тягой. Кстати, на малых оборотах можно сэкономить немного литров бензина. А вот на максимальной скорости ЗИЛ ест топливо, как слон. Модель 1991 года выпуска. Старый трудяга еще на многое способен.
  • Олег, Харьков. Экономичный и неубиваемый грузовик, который актуален по сей день. Весьма комфортный и недорогой в длительной эксплуатации. У него невысокая грузоподъемность – 5-6 тонн, но это не самый плохой показатель для среднетоннажного грузовика. В техобслуживании могут возникнуть проблемы только с дефицитом некоторых запчастей, которые стоят недорого. На бензиновом моторе на большие расстояние, увы, дальние поездки проблематичны из-за высокого расхода. В общем, замечательный автомобиль для небольших перевозок по городу. Для трассы уже надо искать что-то более серьезное, экономичное и современное. У меня машина с 6-литровым 150-сильным мотором, который потребляет 35-38 л/100 км.
  • Сергей, Томск. ЗИЛ-130 – мегагрузовик советской эпохи. Таких было очень много. Я работал на нем в сельской местности. Просто зверь-машина. Мы работали в колхозе, возили зерно по полям, лугам и лесам, по любым плохим и хорошим дорогам в общем. Грузовик ЗИЛ-130 приспособлен для этих условий. Кстати, по полям машина ехала отлично – благодаря энергоемкой и длиноходной подвеске, и высокой грузоподъемности под 6 тонн. Автомобиль демонстрирует первоклассную проходимость в загруженном состоянии, а в опорожненном состоянии уже начинаются проблемы – пробуксовки, нехватка мощности и т. д. В любом случае, многое решает еще и высокий дорожный просвет. Машина неплохо едет по ровной и сухой дороге, здесь вообще все идеально. В груженном состоянии грузовик проедет где угодно, а в пустом – корова коровой, или как повезет. Бензиновый 150-сильный мотор потребляет 30-35 литров. Коробка передач – механическая пятиступенчатая, работает предсказуемо. Кстати, по поводу проходимости еще скажу, что если ехать без груза, то можно намотать на задние колеса цепи, да и на передние колеса не мешало бы. Вот тогда ЗИЛ-130 сможет и в грязи проехать. Но в лес соваться не стоит, а для полевых работ и по трассе – идеальный грузовик времен СССР.
  • Иван, Тамбов. У меня был ЗИЛ-130 1989 года выпуска. Машина-легенда, это в двух словах. А если подробнее, то я расскажу о своем первом опыте, так сказать. Я на ЗИЛе еще учился кататься по полям и бездорожью. По советским меркам грузовик обладал вместительной и комфортной кабиной, несмотря на шум и вибрации (они везде были в то время, и не только в ЗИЛе). В общем, это был первый опыт, а в 2001 году я нашел на вторичке обновленный грузовик с дополнительными опциями – с метановым оборудованием и более мощным двигателем. У 130-го ЗИЛа выше грузоподъемность, чем у советской модели. Машина у меня таскает все, что попадется. Сейчас использую для перевозки четырехметровых дров для их последующей переработки. Машина оснащена шестилитровым мотором, который уверенно тянет даже в горку, и в груженном состоянии. Потребление бензина на уровне 30-35 литров.
  • Антон, Челябинск. Машина в использовании 28 лет, мощная и дешевая в эксплуатации. Навесное оборудование легко ремонтировать, а среди недостатков отмечу 30-35 литров на 100 км. Увы, меньше не получается. Автомобиль очень прожорливый. На этой машине я учился в училище в конце 1980-ых годов. У меня был грузовик с двойным выжимаемым сцеплением и механической трансмиссией с четырьмя передними и одной задней скоростью. Тормоза – двухконтурные. Но главное достоинство – восьмицилиндровый шестилитровый двигатель, который я неоднократно изучал и перебирал. Позже приходилось сдавать на права на ЗИЛ-130. По тем временам автомобиль мне показался легким в управлении. Что касается обслуживания, двигатель и навесное легко поддаются ремонту. Это можно сказать и о навесном оборудовании, которое расположено таким образом, чтобы до него можно было легко дотянуться. Последний мой ЗИЛ-130 был 1987 года выпуска (это третья по счету машина, на которой я ездил). На этом грузовике я уже работал. Автомобиль обладает повышенной грузоподъемностью в 5-6 тонн, механическая коробка работает достаточно четко (по грузовым меркам). Максималка 60-70 км/час, а расход топлива не превышает 35 литров.
  • Константин, Ульяновск. У меня ЗИЛ-130 в кузове самосвал. Машина надежная, с мощным восьмицилиндровым двигателем. В первый раз я вообще думал, что никогда не научусь ездить на этом корыте. Грузовик 1993 года выпуска, а покупал я его в 2008 году – после того, как получил права грузовой категории. Я учился на более современном КАМАЗе, на который мне денег не хватило. Короче, еще повезло, что мне достался экземпляр с родным двигателем. Когда со временем я досконально изучил машину, и столкнулся с множеством проблем и достоинств, я пришел к выводу, что автомобиль вполне годный, но у него есть серьезный скрытый недостаток – он кроется в гидроусилителе. Если в него попадет воздух, его придется выгонять лишь одним способом – подвесить переднюю часть машины, после чего повернуть влево и вправо рулевым колесом. По-другому не получиться. А так автомобиль очень крепкий, если уметь им владеть, так сказать. Я неоднократно успешно выезжал задним ходом на эстакады, и при этом часто приходилось пользоваться тормозами. Увы, работа такая – на работе я вывозил зерно, забирал его из-под сушилки, а потом доставлял его на склады. Кстати, при таких условиях эксплуатации можно столкнуться с выходом из строя тормозных диафрагм. Машина выдает 150 лошадиных сил и жрет много топлива. Хорошо хоть, поддерживает низкооктановое горючее. Максимум получается 35 литров на 100 км.

Говорить о таком грузовике не приходится много, поскольку он знаком, наверное, всем, даже тем, кто видел грузовик только в компьютерных играх. Самосвал ЗИЛ-130 прожил почти полвека на отечественном рынке грузовых автомобилей и совсем недавно перестал выпускаться, хотя существует вероятность того, что выпуск возобновится, как это было после 1994 года с его модификациями.

Внешний вид самосвала ЗИЛ-130

Устройство самосвала ЗИЛ-130

За всю историю разработок производилось более 20 версий грузовика. Основная часть их комплектовалась 8-цилиндровыми двигателями с V-образным расположением элементов. 4-хтактный мотор по капотом грузовика выдаёт 150 л.с. на максимальных оборотах. Он запитан от карбюратора марки К-88АЕ. Стоит отметить, что экспортные модели используют не отечественные двигатели, а зарубежные марок Perkins, Valmet, Leyland разной мощности и конструкции.

Самосвал ЗИЛ-130 имеет колёсную формулу 4х2. Управляется она трансмиссией механического типа. Реализована она 5-ступенчатой коробкой передач. Сцепление однодисковое сухого типа. Задние колёса являются ведущими, а пара передних используется для управления. Рессорная подвеска дополняет ходовую часть. Передняя ось комплектуется гидравлическими амортизаторами, а задняя ось использует телескопические элементы.

Поскольку устройство используется как самосвал, ЗИЛ-130 комплектуется гидравлической системой для подъёма кузова. Бак для используемой жидкости имеет вместительность 17 л. При этом коробка отбора мощности позволяет получить до 4,5 л.с. Грузоподъёмность прототипа была всего 5 тонн, однако, в процессе модернизации этот показатель увеличился до 6 тонн.

В рулевом управлении грузовиком применяется гидроусилитель.
Кабина грузовика достаточно просторная и рассчитана на водителя и двух пассажиров. Он имеет комфортные сидения, систему отопления и в старых версиях предусматривались люки для проветривания, которые со временем были убраны из конструкции.
На базе этой же конструкции была построена целая серия пожарных машин.

Самосвал ЗИЛ-130 в работе

Расход топлива самосвала ЗИЛ-130

Топливный бак на 175 литров обеспечивает длительную бесперебойную работу устройства без дозаправок. Заправляется он бензином марки А-75. Расход топлива очень высок и может превышать 30 л на 100 км, что в современных условиях требует переоборудования техники газовым оборудованием или более экономичным дизельным двигателем.

Технические характеристики самосвала ЗИЛ-130

  • длина — 6675 мм;
  • колея передних колес — 1800 мм;
  • колея задних колес — 1790 мм;
  • высота по крыше кабины — 2400 мм;
  • высота по бортам грузовой платформы — 2050 мм;
  • колесная база — 3800 мм;
  • угол преодолеваемого наклона — 38 градусов;
  • диаметр разворота — 14 м;
  • снаряженная масса — 5100 кг;
  • грузоподъемность — 9000 кг;
  • полная масса — 14 100 кг;
  • распределение на переднюю ось — 4200 кг;
  • распределение на заднюю ось — 9900 кг.

Какой нормальный расход топлива (бензин, газ) автомобилем ЗИЛ 130, 131?

ЗИЛ 131

Из своего личного опыта могу утверждать, что когда мотор подношен (я говорю именно о его первом родном моторе) то и расход зашкаливает до 43-50 литров на 100 км.

Опыт использования был около 3-х месяцев, когда такой ЗИЛ стоял на рынке, раз в неделю он ездил загружаться овощами, туда-обратно путь составлял порядка 150 км, со всеми прогревами и ездой как по городу (около 40 км), так и по трассе (около 110 км) составлял порядка 70 литров, т.е. и получалось, что-то около 45 литров. Бензин использовался АИ-80 (76 уже тогда не производили).

Рядом соседи чаще ездили, у них газ был, но и там не малый расход был, заводили всегда на бензине, только после прогрева на газ переключались, расход (точно не помню, запомнилась такая цифра) что-то был в районе 55 литров.

Хотя по техническим данным, если исключить прогрев и холодное время суток, то расход на трассе должен составлять 35-37 литров (при 60 км в час) а для газа 43 литра.

Но данные о среднем (базовом) расходе другие:

ЗИЛ 130 — 31 литров на 100 км

ЗИЛ 131 — 42 литра на 100 км

Это я выше говорю про 8-ми цилиндровый, V-образный, 6-ти литровый мотор.

С 90-х годов или ранее начали ставить дизельные двигателя, вот они получше расходовать стали, более выгоднее.

Если говорить, о технических данных, то расход составлять должен 18 литров для минского дизеля Д-245.20 на 5 литров объёма и 25 литров для ярославского дизеля ЯМЗ-236 на 12 литров объёма.

В реальности всё зависит от комплектации автомобиля, состоянии ДВС и топливной системы, погодных условий, дороги, водителя и даже состоянии отдельных узлов автомобиля, например шины, тормоза, КПП и прочее.

П.С. Дизелей на базе ЗИЛ 131 и 130 не так много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *