Районный коэффициент в Пермском крае 2017

  • автор:

Кунгурский городской суд (Пермский край) — Гражданские и административные Дело № 2-3577/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года с. Березовка Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе:
судьи Зориной О.В.,
при секретаре Рязановой Л.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Берёзовского района Морозовой К.И.,
представителей ответчика МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа» — Деменевой Е.С., Теплоуховой Н.А.,
представителя ответчика МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» — Мезенцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:

Прокурор Березовского района обратился в суд с иском к МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплатить недостающую разницу по должностям: младший воспитатель, учитель начальных классов, учитель технологии и физического воспитания, делопроизводитель, заведующий хозяйством, уборщик производственных и служебных помещений, сторож, дворник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, машинист по стирке и ремонту спецодежды образовательного учреждения, полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251,00 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804,00 руб. и уральский коэффициент 15%); к МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» по финансированию образовательного учреждения для осуществления выплат работникам в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251,00 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804,00 руб. и уральский коэффициент 15%).
В обоснование исковых требований указано о том, что прокуратурой Березовского района проведена проверка исполнения трудового законодательства в МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа», в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, в частности указано о том, что 11.11.2016 полномочные представители Правительства Пермского края, Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф» и Союза промышленников и предпринимателей Пермского края «Сотрудничество» (регионального объединения работодателей) заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы. Данным Соглашением размер минимальной заработной платы в Пермском крае установлен на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края. Пунктом 3 Соглашения установлено, что размер величины прожиточного минимума в рамках настоящего Соглашения определяется в соответствии с установленной постановлением Правительства Пермского края величиной прожиточного минимума по Пермскому краю для трудоспособного населения за IV квартал отчетного года. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2017 № 22-п «»Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2016 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения составляет — 10251 руб., постановлением Правительства Пермского края от 07.02.2018 № 51-п «Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2017 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения установлена в размере 10804 руб. Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П установлено, что районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат включению в состав минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В нарушение действующего законодательства, размер заработной платы по должностям: младший воспитатель, учитель начальных классов, учитель технологии и физического воспитания, делопроизводитель, заведующий хозяйством, уборщик производственных и служебных помещений, сторож, дворник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, машинист по стирке и ремонту спецодежды образовательного учреждения, полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в декабре 2017 года и в январе-апреле 2018 года ниже установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, минимального размера заработной платы с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ.

Согласно п. 4 ст. 1 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края», утвержденного решением Земского Собрания Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение), по решению администрации района Управление осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций (далее — Учредитель). Управление является уполномоченным органом администрации района в сфере образования. В силу ст. 2 Положения Управление осуществляет на территории района функции Учредителя муниципальных образовательных организаций, в т.ч. осуществляет контроль за их деятельностью в соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Березовского муниципального района, функции главного распорядителя бюджетных средств, в.ч. осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с предусмотренными уставами Организаций основными видами деятельности; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных действующим законодательством, условий, установленных при их предоставлении.
Представитель истца — помощник прокурора Березовского района Пермского края — Морозова К.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала; доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представители ответчика – МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа» Деменева Е.С., Теплоухова Н.А. в судебном заседании исковые требования признали.
Представитель МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» — Мезенцева С.В. представила отзыв на исковое заявление, в котором указано о том, согласно Федеральному закону от 19 июня 2000 года » О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в размере 9 489 руб. в месяц. Таким образом, с учетом уральского коэффициента в размере 1,15, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года должен быть не ниже 10 912, 35 руб. (9 489 руб. *1,15). Заработная плата работников образовательных учреждений в 2017 году составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае, установленного Соглашением, то есть 10 251 руб., включая районный коэффициент. В 1 квартале 2018 года минимальная заработная плата в образовательных учреждениях исчислялась исходя из требований Федерального закона и штатного расписания, и составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае, установленного Соглашением, то есть 10 912, 35 руб., включая районный (уральский) коэффициент. Следовательно, расчет уровня минимальной заработной платы в 2017 году и в 1 квартале 2018 года образовательными учреждениями произведен правильно.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 ст. 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г., ФИО12, К.Н. и ФИО13» взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлено, что выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р «По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П» указано, что Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 г. N 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения.
Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты (то есть на будущее время после 07.12.2017), при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.11.2016 полномочные представители Правительства Пермского края, Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф» и Союза промышленников и предпринимателей Пермского края «Сотрудничество» (регионального объединения работодателей) заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы.
Соглашение опубликовано в официальном издании — «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» N 46, 21.11.2016.
Данным Соглашением размер минимальной заработной платы в Пермском крае установлен на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края. Пунктом 3 Соглашения установлено, что размер величины прожиточного минимума в рамках настоящего Соглашения определяется в соответствии с установленной постановлением Правительства Пермского края величиной прожиточного минимума по Пермскому краю для трудоспособного населения за IV квартал отчетного года.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории Пермского края и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Соглашение или на которого настоящее Соглашение распространено в порядке, установленном частями 6-8 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть ниже размера, установленного в пункте 1 настоящего Соглашения, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Соглашение распространяется на работодателей — юридических лиц (организации) и работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками и осуществляющих деятельность на территории Пермского края, и присоединившихся в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Доказательств направления в орган исполнительной власти Пермского края письменного отказа ответчиков от присоединения к Соглашению не представлено.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2017 № 22-п «»Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2016 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения составляет — 10251 руб., постановлением Правительства Пермского края от 07.02.2018 № 51-п «Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2017 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения установлена в размере 10804 руб.
В ходе проверки трудового законодательства, в том числе о минимальном размере оплаты труда прокуратурой Березовского района Пермского края выявлено, что в МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа»
размер заработной платы по должностям: младший воспитатель, учитель начальных классов, учитель технологии и физического воспитания, делопроизводитель, заведующий хозяйством, уборщик производственных и служебных помещений, сторож, дворник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, машинист по стирке и ремонту спецодежды образовательного учреждения, полностью отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в декабре 2017 года и в январе-апреле 2018 года, ниже установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, что подтверждается штатным расписанием (л.д.5-8), тарификационным списком (л.д. 9-40).
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Березовского муниципального района, начальника МКУ «Управление образования администрация Березовского муниципального района» направлено представление о принятии мер к устранению допущенных нарушений трудового законодательства (произвести перерасчет с 01.01.2017 по 25.04.2018 и выплатить недостающую разницу в соответствии с требованиями трудового законодательства, а именно не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Пермском крае на соответствующую дату), причин и условий им способствующих (л.д. 41-43).
Рассмотрев представление прокуратуры, МКУ «Управление образования администрация Березовского муниципального района» в адрес прокурора Березовского района направлена информация о том, что заработная плата работников образовательных учреждений в 2017 году составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае, установленного Соглашением, то есть 10251 руб., включая районный (уральский) коэффициент. В 1 квартале 2018 года минимальная заработная плата составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае – 10912, 35 руб., включая районный (уральский) коэффициент. Считая, что расчет уровня минимальной заработной платы в 2017 году и в 1 квартале 2018 года образовательными учреждениями произведен правильно. Права работников соблюдены (л.д. 44-46).
ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа»
в адрес прокурора Березовского района направлена информация о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при доведении заработной платы сотрудникам до минимального размера оплаты труда учитывался районный коэффициент, заработная плата сотрудникам, у которых заработная плата была ниже МРОТ, доплата до размера МРОТ производилась из расчета 10251 руб., включая районный коэффициент. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление заработной платы сотрудникам, у которых заработная плата ниже величины МРОТ, доплату до МРОТ производили из расчета 10912,35 руб. с учетом районного коэффициента (л.д. 47-51).
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление образования администрация Березовского муниципального района» министру образования и науки Пермского края направлено письмо с просьбой дать разъяснения о начислении заработной платы работникам образовательных учреждений.
На данное письмо от Министерства образования и науки Пермского края поступил ответ о том, что следует руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным Российской Федерацией, и начисленным на него районным (уральским) коэффициентом, так как Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П установлено, что в состав минимального размера оплаты труда не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Проанализировав представленные документы, руководствуясь нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что доводы представителя ответчика МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о том, что права работников МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа» не были нарушены при начислении заработной платы, поскольку районный коэффициент входит в состав заработной платы, которая в совокупности с этим коэффициентом должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, являются ошибочными и не соответствуют правовой природе минимального размера оплаты труда и коэффициентов повышения заработной платы в местностях с особыми климатическими условиями, их назначению в механизме правового регулирования трудовых отношений, что ведет к нарушению предусмотренных трудовым законодательством гарантий работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Таким образом, расчет заработной платы работников МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа», полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, с 7 декабря 2017 года должен был быть не ниже 11 788,65 руб. (10 251,00 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24 февраля 2018 года по 30 апреля 2018 года не ниже 12 424,60 руб. (10 804,00 руб. и уральский коэффициент 15%).
Согласно п. 4 ст. 1 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края», утвержденного решением Земского Собрания Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, по решению администрации района Управление осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций. Управление является уполномоченным органом администрации района в сфере образования.

В силу ст. 2 Положения Управление осуществляет на территории района функции Учредителя муниципальных образовательных организаций, в т.ч. осуществляет контроль за их деятельностью в соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Березовского муниципального района, функции главного распорядителя бюджетных средств, в том числе осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с предусмотренными уставами Организаций основными видами деятельности; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных действующим законодательством, условий, установленных при их предоставлении.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Березовского района к МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о возложении обязанности по устранению нарушений трудового законодательства подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера заявленных требований, исходя из требований разумности, суд устанавливает срок для исполнения решения не позднее 30 июня 2019 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства удовлетворить.
Возложить на МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа» обязанность произвести перерасчет заработной платы и выплатить недостающую разницу по должностям: младший воспитатель, учитель начальных классов, учитель технологии и физического воспитания, делопроизводитель, заведующий хозяйством, уборщик производственных и служебных помещений, сторож, дворник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, машинист по стирке и ремонту спецодежды образовательного учреждения, полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788, 65 руб. (10251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424, 60 руб. (10804 руб. и уральский коэффициент 15%).
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» обязанность по финансированию образовательного учреждения для осуществления выплат работникам в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, заключенным 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788, 65 руб. (10251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12424, 60 руб. (10804 руб. и уральский коэффициент 15%).
Решение должно быть исполнено не позднее 30 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с. Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) О.В. Зорина
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018.
Подлинное решение подшито в материалах гражданского дела №2-3577/2018, дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края (ПСП в с. Берёзовка).

Суд:

Кунгурский городской суд (Пермский край)

Судьи дела:

Зорина О.В. (судья)

Последние документы по делу:

Судебная практика по:

Судебная практика по заработной плате
Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 декабря 2019 г.

Если работник трудится на работах в местностях с особыми климатическими условиями, то его работа должна быть оплачена в повышенном размере. Оплата производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 146, 148 ТК РФ).

Какой районный коэффициент применять

Для тех, кто работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата должна производиться с применением районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента к заработной плате и размеры северных надбавок должны устанавливаться Правительством РФ. Однако это до сих пор не сделано, поэтому применяются ранее изданные правовые акты, в том числе еще органами власти бывшего СССР (ст. 315 – 317, 423 ТК РФ; ст. 10, 11 Закона от 19.02.1993 N 4520-1). Районные коэффициенты утверждены по определенным местностям России.

Районный коэффициент по регионам России 2019 (таблица) мы привели в отдельной консультации. Сразу скажем, что районный коэффициент в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге не применяется, поскольку эти регионы не приравнены к районам Крайнего Севера.

Порядок начисления процентных надбавок утвержден Инструкцией, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.

На какие выплаты начисляется районный коэффициент

На что начисляется районный коэффициент? Районный коэффициент начисляется на заработную плату. А она, в свою очередь, включает (ст. 129 ТК РФ; Письмо Минздравсоцразвития от 16.02.2009 N 169-13):

  • тарифную ставку или оклад;
  • компенсационные доплаты, связанные с условиями и характером труда;
  • стимулирующие выплаты.

То есть если в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации просто установлена какая-либо доплата (выплата), то на нее нужно начислять районный коэффициент. Если же она установлена уже с учетом районного коэффициента, то увеличивать ее повторно на районный коэффициент не нужно.

Обратите внимание, в заработок, на который начисляется районный коэффициент, не включаются процентные северные надбавки. Ведь и районный коэффициент, и процентные надбавки применяются к одним и тем же выплатам (п. 1 Разъяснения, утв. Постановлением Минтруда от 11.09.1995 N 49). То есть эти надбавки не могут начисляться друг на друга.

Начисляется ли районный коэффициент на премию

Если в коллективном договоре или локальном нормативном акте премия установлена без учета районного коэффициента, то при начислении премии ее нужно увеличить на районный коэффициент (129, 316 ТК РФ).

Как рассчитать районный коэффициент

Часто спрашивают, как рассчитывается районный коэффициент. Районный коэффициент установлен как фиксированная величина в размере от 1 до 3. Таким образом, чтобы получить выплату с учетом районного коэффициента, необходимо эту выплату умножить на районный коэффициент. К примеру, если районный коэффициент равен 2, то работник фактически получает два оклада.

Кстати, в расчетном листке районный коэффициент и северную надбавку нужно показывать отдельной строкой от оклада. Ведь это доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 ТК РФ).

Районный коэффициент для больничного

Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, который сохраняется за работником в случаях, установленных законодательством. Ведь средний заработок уже считается с учетом всех выплат работнику, включая районный коэффициент (ч. 2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Вся территория Ямала относится к районам Крайнего Севера. Работающим здесь, как известно, Трудовой кодекс РФ и федеральный закон гарантируют специальную надбавку – 80 процентов. Начисляется она не сразу, а частями, в зависимости от возраста и стажа. Кто быстрее заработает максимум?
Общий порядок начислений указан в профильной инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2.
Дольше всех – пять лет – придется копить «полярки» тем, кто старше 30 лет и на северах оказался впервые. Если тридцатник еще не стукнул, то новоявленный северянин достигнет потолка за три года. Год жизни в ЯНАО ускорит этот процесс на 6 месяцев – 80 процентов за 2,5 года. Для оформления попросят справку о регистрации по месту жительства.
Раньше, до 2005 года, прожившему на Крайнем Севере и в приравненной к нему местности не менее пяти лет полная надбавка начислялась с первого дня труда. Однако в новой редакции федерального закона этот пункт отсутствует. На региональном уровне удалось сохранить «автоматическое» начисление всех 80 процентов только для молодежи, прожившей в ЯНАО пять лет и трудоустраивающейся в бюджетную сферу.
Помимо северного коэффициента, начисления для северян умножают на районный. Как пояснила врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в ЯНАО Татьяна Ваганова, он применяется с первого месяца работы и на территории Ямала не может быть ниже 50 процентов, или 1,5. Выше – да, предельный уровень варьируется в зависимости от отрасли и нормативных актов субъекта Федерации.
Так, работники организаций, финансируемых из окружного бюджета, получают больше благодаря региональному закону 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года. Если они находятся в населенных пунктах до полярного круга, РК составляет 1,7, за ним уже 1,8.
Как районный коэффициент зависит от отраслей, источника финансирования и местонахождения населённого пункта:
1,5 – минимум для всех. Используется для работников ЖКХ, торговли. А также плавающего состава в период навигации, подразделений и организаций гражданского воздушного флота, работающих южнее полярного круга*.
1,6 – используется для работников железнодорожного транспорта, подразделений и организаций воздушного флота, плавсостава речного флота в период навигации, подразделений и организаций гражданского воздушного флота, работающих севернее полярного круга **.
1,7 – ТЭК, организации и учреждения, финансируемые из окружного бюджета и находящиеся южнее полярного круга *.
1,8 – ТЭК, организации и учреждения, финансируемые из окружного бюджета и находящиеся севернее полярного круга **.
*Южнее полярного круга: Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Красноселькупский район, Надым и Надымский район (за исключением Ныдинского и Ямбургского сельсоветов), Пуровский район (за исключением Самбургского с/с), Шурышкарский район.
**Севернее полярного круга: Лабытнанги, Салехард, Ныдинский и Ямбургский с/с Надымского района, Приуральский район, Самбургский с/с Пуровского района, Тазовский и Ямальский районы.

АКЦЕНТЫ
Следите за записями в трудовой
Основанием для «полярок» служит информация отдела кадров, отраженная в трудовой книжке. Никакие справки в расчет не принимаются. Поэтому принципиально важно следить за тем, чтобы в трудовой все фиксировалось как положено.
Не секрет, что есть организации, которые пытаются уйти от своих обязанностей. Они подменяют трудовые отношения с работником гражданско-правовым договором или договором подряда. Соглашаясь на них, человек рискует остаться без официального стажа, отпускных и северных надбавок. Ведь такие документы подразумевают разовое выполнение услуги, оформляются актом приемки-передачи и завершаются вознаграждением.
Татьяна Ваганова советует ямальцам, когда их что-то смущает при трудоустройстве или во время работы, незамедлительно консультироваться со специалистами трудовой инспекции.
– К сожалению, граждане обращаются к нам, когда уже поздно – после того как гражданско-правовые отношения завершены. В таких ситуациях мы не можем принять меры к работодателю и принудить его оформить трудовые отношения, поскольку они с работником уже закончились. Человеку остается только обратиться с иском в суд, – отметила Татьяна Ваганова.
Если бы обращались в инспекцию раньше, чем соглашались на условия работодателя, восстановить права было бы намного проще. Тем более для фирм-нарушителей предусмотрены санкции по КоАП РФ – от 10 до 100 тысяч рублей.
Как обратиться в трудинспекцию, не выходя из дома?
• Единый портал госуслуг gosuslugi.ru
• Общественная приемная Роструда на сайте rostrud.ru
• Портал «Онлайнинспекция.рф»
• Гострудинспекция в ЯНАО git89.rostrud.ru, контактный телефон
в Салехарде (34922) 4-44-85.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *