Пункт 2 1 ПДД 2018

  • автор:

В КТМ РФ также в нескольких статьях раскрывается понятие экипажа применительно к морскому судну. Так, ст. 52 КТМ РФ закрепляет, что в состав экипажа судна входит капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда. К командному составу судна помимо капитана относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Находящийся на судне минимальный состав экипажа должен обеспечить: безопасность плавания судна, защиту морской среды; выполнение требований к соблюдению рабочего времени на борту судна, недопущения перегрузки членов экипажа судна работой. Министерством транспорта были установлены минимальные составы экипажа самоходных транспортных судов, к числу которых были отнесены сухогрузные суда, танкеры, буксировщики, пассажирские водоизмещающие суда, скоростные суда на подводных крыльях и т. д.

Тем не менее, при изучении положений указанных актов возникает несколько вопросов.

Во-первых, вопрос о количественной составляющей экипажа. Во-вторых, вытекающий их первого – относятся ли к экипажу лица, которые на борт никогда не поднимаются, например те, кто осуществляет техническую подготовку транспортного средства к эксплуатации. Так, например, самолет управляется командой, которая включает в себя несколько пилотов, бортмеханика и т. д. Также, без сомнения, вертолет является транспортным средством, он является источником повышенной опасности и сложным техническим устройством. Однако, вертолет поддается управлению при помощи одного человека, который пилотирует его. Кто будет отнесен к экипажу – пилот или пилот и лица, осуществляющие подготовку вертолета к полету на земле? По всей видимости, в некоторых случаях, придется сделать исключение и признать экипажем и одного человека при условии, что таковым следует считать только то лицо, которое управляет судном. В. В. Витрянский в своей книге говорит о том, что экипаж осуществляет не только управление, но и техническую эксплуатацию. Представим ситуацию с воздушным судном, в котором происходит поломка. Сам пилот в этой ситуации не может обеспечить его надлежащую техническую эксплуатацию (т. е. осуществить ремонт), выходом здесь может служить только помощь лица, осуществляющего ремонт судна. Но, делая такой вывод, мы можем прийти к абсурдному заключению: экипажем автомобиля придется считать и лиц, работающих на станции технического обслуживания, которые осуществляют ремонт автомобиля. Следовательно, признавать экипажем не только лицо, осуществляющее управление, но обслуживающий персонал – не верно. Данный вывод подтверждается анализом норм об экипаже в воздушных перевозках. К проблеме определения экипажа мы вернемся немного позже.

В доктрине (в контексте договора аренды транспортного средства) предлагается считать транспортным средством лишь те средства, которые признаются недвижимостью в соответствие со ст. 130 ГК, где закреплено, что в недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Передача иных транспортных средств будет регулироваться либо договором проката, либо общими положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34 ГК РФ). Думается, что такое понимание транспортного средства в нормах об аренде будет слишком узким по следующим причинам.

Во-первых, обособление договоров аренды в самостоятельные виды происходит не только на основе предмета договора.

Во-вторых, на самостоятельность договора могут повлиять и иные признаки. Например, субъектный состав, срок договора и др. Так, когда во временное пользование передается транспортное средство, то сложно будет позиционировать такое соглашение как договор проката или договор аренды транспортных средств без экипажа. Как известно предметом договора проката могут быть только движимые вещи (то если говорить о транспортном средстве как предмете договора проката, то таковым будет средство, предназначением которого является возможность движения и перемещения в пространстве). Возникнет вопрос, каким будет этот договор – договором проката или аренды транспортного средства. Нельзя здесь пойти по более легкому пути – применить конструкцию смешанного договора, то есть договора, который будет содержать в себе элементы двух договоров одного обязательства потому, что по договору проката капитальный и текущий ремонт имущества, сданного в аренду по договору проката, является обязанностью арендодателя (см. ст. 631 ГК РФ). В соответствие со ст. 644 ГК, в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа арендатор обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт. Здесь для квалификации отношений можно будет воспользоваться иными специфическими чертами того или иного договора: специфичным субъектным составом, сроком договора, целью использования имущества (в договоре проката эта цель потребительская. Не случайно в п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения по договору проката включены в отношения, которые будут регулироваться законодательством о защите прав потребителей).

Вернемся к понятию экипажа. Как мы показали, данный признак может толковаться неоднозначно. Так, в передачах, транслирующих соревнования легковых автомобилей, иногда, по отношению к участникам говорят: «экипаж машины 45 прошел 3 участок с отставанием 3 минуты от лидера гонки…(имеются ввиду водитель и штурман)». По всей видимости, понятие экипаж может быть использовано и по отношению к легковому автомобилю, а, следовательно, легковой автомобиль может быть предметом договора аренды транспортных средств. Для такого вывода имеется еще одно основание. Так авторы учебника по гражданскому праву выделяют такой признак, как сложное техническое устройство. Однако ни в доктрине, ни в законодательстве данное свойство предмета договора аренды транспортного средства не раскрывается. Единственный акт, где можно встретить какое-то упоминание о технической сложности – это постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков». Причем, данное постановление не определяет признак «техническая сложность», а лишь перечисляет те товары, которые к таковым относятся: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, стиральные машины автоматические и т. д. Таким образом, с точки зрения законодателя, сложным техническим устройством является любое транспортное средство, в том числе мотоциклы и мотороллеры. Говоря о признаке технической сложности, возникает вопрос, о какой сложности идет речь: объективной или субъективной. Ведь можно сказать, что и велосипед для кого-то представляет сложность с его подшипниками, вилками и звездочками, для других представляют сложность некоторые новинки современного автомобиля: такие, как современные коробки передач, компьютер (на специальном сленге «мозг» автомобиля), подстраивающиеся под водителя подвеска и поведения двигателя (в некоторых случаях) и другие.

Подводя итог понятию транспортного средства в нормах о передаче транспортного средства во временное владение и пользование, следует сказать, что в каждом конкретном случае то или иное транспортное средство может быть предметом договора. Не следует абсолютизировать тот или иной выделяемый в доктрине признак. Таковым, как мы попробовали показать, не будет ни техническая сложность, ни необходимость управления только при помощи экипажа, ни иные признаки, предлагаемые авторами учебников. Все их следует применять в совокупности. Последнее слово в определении того, какое транспортное средство может быть предметом договора аренды транспортного средства, принадлежит судебным органам и может быть сформировано только судебной практикой.

Глава 40 ГК, представляет собой основной массив норм, регулирующих отношения, связанные с использованием транспорта.

Думается, что определение транспортного средства здесь не представляет особой проблемы. В этом вопросе в литературе наблюдается определенное единство, все авторы, комментирующие соответствующие положения ГК, говорят о пяти видах транспорта. Так выделяются следующие виды транспорта: железнодорожный, речной (внутренний водный), воздушный, автомобильный, морской. В некоторых транспортных уставах или кодексах можно встретить различные вариации формулировки транспортного средства. Так, в КТМ РФ, в ст. 7 закреплено, что судно – это самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В Уставе автомобильного транспорта РСФСР (далее УАТ РСФСР) с учетом сферы действия акта (раздел I. Общие положения) используется категория подвижной состав – грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы, которые используются для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты автотранспортные предприятия и организации. Пусть не смущает указание на легковые автомобили. Таковыми являются, те, которые используются для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Во-вторых, эти легковые автомобили принадлежат на праве собственности автотранспортным предприятиям и организациям.

В ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации», в ст. 2 (основные понятия) закреплено, что к железнодорожному подвижному составу относятся локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. В данном определении делается акцент на предназначенность для осуществления перевозок, а также на такой признак, как подвижность. Последнее замечание актуально в связи с тем, что выделяются такие понятие как железнодорожный транспорт общего пользования и железнодорожный транспорт необщего пользования. К последнему закон относит совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в некоторых случаях железнодорожный подвижной состав и другое имущество. То есть, когда речь идет собственно о железнодорожных транспортных средствах, они включаются в понятие железнодорожный транспорт общего пользования.

И последняя норма, которая содержит упоминание о транспортных средствах и которую хотелось бы проанализировать, это норма о деликтной ответственности, за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Так, п. 1 ст. 1079 ГК указывает, что деятельностью, которая связана с повышенной опасностью для окружающих, является использование транспортных средств, механизмов. Попробуем проанализировать, как определяется, анализируемый нами термин в деликтных обязательствах. Поскольку интерес вызывает понятие транспортного средства, то мы затронем лишь само понятие источник повышенной опасности и такой его вид, как транспортное средство. Следует отметить, что впервые наиболее подробную классификацию источников повышенной опасности предложил О. А. Красавчиков. Не останавливаясь на всех предложенных им видах источников повышенной опасности, отметим, что в качестве физических источников, и их первой группы, автор выделил именно транспорт (механические источники).

Анализ классифицируемых источников подтверждает вывод, что вопрос об отнесении того или иного транспортного средства к источникам повышенной опасности не решен положительно, то есть однозначно. Так, в своем труде, О. С. Иоффе относит к источникам повышенной опасности механизированные машины, трамваи, автомобили, мотоциклы (но не велосипеды) и т. д. Аргументом против отнесения к источникам повышенной опасности такого транспортного средства, как велосипед, послужил следующий аргумент: возможность причинения случайного вреда при помощи велосипеда слишком мала, а также небольшая величина разрушительного действия. Однако, хотелось бы сделать следующее замечание. Следует обратить внимание на дату, когда О. С. Иоффе была высказаны данная мысль – 1975 г. Наверное, сейчас, в силу распространенности велосипедов, а также молодежи, которая слишком активно их использует, выполняет различные трюки в местах скопления большого количества окружающих, будет правильнее признать велосипед источником повышенной опасности.

В своей работе Е. А. Суханов, комментируя ст. 1079 ГК РФ, избегая какого-либо определения источника повышенной опасности, не указывает на транспортные средства. Отмечает лишь, что любой перечень или классификация источников повышенной опасности будут носить примерный, условный характер, ибо развитие науки и техники идет постоянно.

Для целей определения круга транспортных средств интерес представляет работа двух авторов С. Н. Абрамова, А. Ф. Попова, где на основе анализа предлагаемых точек зрения, авторы предлагают свою классификацию источников повышенной опасности. К выделенной ими группе материальных объектов, которые находятся в движении и обладают кинетической энергией, достаточной для нанесения вреда, относится также движущий транспорт, не требующий источников топлива (например, велосипед и гужевой транспорт) и др. Обращает на себя внимание то, что авторы статьи не анализируют характер и размер возможного вреда, причиняемого указанными средствами.

Таким образом, на сегодняшний день толкование транспортного средства применительно к деликтной ответственности претерпело определенные изменения (расширилось) по сравнению с тем, как оно понималось ранее.

Подводя итог, хотелось обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, понятие транспортного средства достаточно часто встречается в нормах ГК (в различных его институтах), несмотря на это, определение транспортного средства в ГК не содержится. Найти его можно лишь в актах административного права.

Во-вторых, расположение понятия в том или ином гражданско-правовом институте влияет и на содержание этого понятия, что мы и попытались показать на примере тех, норм, которые содержат понятие транспортных средств.

В-третьих, в гражданском праве не может быть выработан единый подход к пониманию транспортного средства. Следует согласиться с высказанной точкой зрения проф. Е. А. Суханова (немного подкорректировав ее), что любой перечень или классификация транспортных средств будут носить примерный, условный характер, ибо развитие науки и техники идет постоянно. Решающая роль в определении транспортного средства в том или ином правовом институте в настоящее время принадлежит суду и может быть сформировано судебной практикой.

Собр. законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

Забегая вперед, отметим, что анализируемое понятие встречается не только в отдельных видах обязательств.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

См.: Гражданское право. Том II. Полутом 1: учебник / отв. ред. Е. А. Суханова. М., 2004. С. 389. За одним исключением: не будет регулироваться нормами об аренде транспортных средств, по мнению автора, аренда тяжелых автомобилей, на базе которых имеются сооружения, предназначенные для выполнения каких-либо работ, например, подъемный кран, созданный на базе автомобиля КАМАЗ. Не относятся к транспортным средствам и такие устройства, как велосипеды и мотоциклы.

Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Рос. газета. 1997. 26 марта.

СП РСФСР. 1969. № 2-3. Ст. 8. 1969. № 26. Ст. 141. 1974. № 24. Ст. 134.

Собр. законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

Собр. законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170.

Собр. законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249

См.: Гражданское право. Том II. Полутом 1 / под ред. Е. А. Суханова. М., 2004 (Справочная правовая система Гарант).

Следует сказать, что те признаки, которые будут названы в данной статье – не являются исчерпывающими. В доктрине предлагаются и иные признаки, например, такой признак, как сложное техническое устройство. На основании предложенного признака авторы учебника считают, что к транспортным средствам следует отнести гужевую повозку. Причем сложным техническим устройством будет именно сама повозка, а не лошадь, которая, по мнению авторов, является двигателем. Об этом см.: Гражданское право: учебник / под ред. проф. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 2. М., 2001. С. 173.

См. подробнее: Гражданское право. Том II. Полутом 1/ под ред. Е. А. Суханова. М., 2004 (Справочная правовая система Гарант).

См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. вторая. Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 505.

В зависимости от того или иного вида договора аренды транспортных средств, обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта будет возлагаться на арендодателя и его экипаж, либо на арендатора.

Собр. законодательства РФ. 2000. № 22. Ст. 2312.

Приказ Минтранса РФ от 1 ноября 2002 г. N 138 «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов» // Рос. газета. 2002. 25 дек.

Рос. газета. 1994. 26 ноября.

Можно также вспомнить слова фронтовой песни: «три танкиста, три веселых друга – экипаж машины боевой». И опять возникает вопрос о количественной стороне понятия экипаж. Это лишь некоторые замечания, что же все-таки признавать экипажем.

Подробнее см.: Гражданское право: учебник / Под ред. проф. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 2. М., 2001. С. 173.

Собр. законодательства РФ. 1997. № 20. Ст. 2303

Собр. законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

См.: Красавчиков О. А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М., 1966. С. 44.

См.: Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. С. 806.

Данное замечание не будет расходиться с предложенной О. С. Иоффе точкой зрения, поскольку автор является представителем «теории деятельности», которая определяется как деятельность, которая, будучи связана с использованием определенных вещей, не поддается непрерывному и всеобъемлющему контролю человека, вследствие чего обусловливает высокую степень вероятности причинения вреда. Подробнее см.: Иоффе О. С. Указ. соч. С. 804.

Урок 2. Правила пользования транспортными средствами

Цель урока: научить учащихся пользоваться общественным транспортом и правильному поведению на дороге.

Оборудование: брошюра «Правила дорожного движения», плакаты.

Рекомендации к проведению урока.

Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогресса общества, он оказывает неоценимую помощь человеку как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Конечно, ребенок может получить травму и не от транспорта – ведь дети часто падают, играя в подвижные игры. Но ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны: в основном это черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей.

Человек беззащитен перед движущимся автомобилем, тем более, если это ребенок. Стоит ли подвергать себя опасности, если есть надежные средства безопасного поведения на дороге, надо только ими пользоваться. А средства эти просты – глубокие знания и культура поведения на улице.

Вопросы для учащихся.

Какие виды транспортных средств вы знаете? Каково их назначение?

Виды транспортных средств.

1.Легковой транспорт: автомобили (назвать разные марки).

2.Грузовой транспорт и спецмашины (самосвалы, фургоны, трейлеры, поливальные, снегоочистительные, бульдозеры).

3.Мотоциклы мотороллеры, мопеды, велосипеды.

4.Общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро (вспомнить, что называется «маршрутным транспортным средством»).

5.Сельскохозяйственные и самоходные машины.

Люди, пользующиеся для передвижения автобусом, троллейбусом, трамваем, такси или другими транспортными средствами, называются пассажирами. Каждый пассажир должен точно выполнять свои обязанности, которые изложены в Правилах дорожного движения» (раздел5) и в Правилах пользования общественным транспортом», утвержденных местными органами власти. В чем заключаются эти правила?

Ожидать транспортное средство нужно только на остановках, которые обычно обозначены указателями. Место ожидания на проезжей части обводится белой сплошной линией и называется посадочной площадкой. Если такой площадки нет, то ожидать транспортное средство необходимо на тротуаре или обочине дороги против указателя остановки. При этом выходить на проезжую часть запрещено.

Садиться в троллейбус, автобус, трамвай и другие транспортные средства можно лишь после полной их остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка – через передние. Если есть несколько дверей, то для ориентации пассажиров вывешивают таблички: «Вход», «Выход». Ни в коем случае нельзя прыгать в автобус, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспортное средство.

Запрещается стоять на выступающих частях и подножках машин. Войдя в салон автобуса или в вагон трамвая, пассажир должен пройти в среднюю его часть, чтобы не затруднять посадку.

Покупка билета на право проезда или предъявление проездных документов являются первейшей обязанностью каждого пассажира. Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, чтобы не толпиться в проходе. При этом необходимо помнить, что передние места отводятся пассажирам с детьми, инвалидам и престарелым гражданам, которым нужно всегда уступать место. Если пассажир выходит на ближайшей остановке, то он может заблаговременно пройти поближе к передней двери.

В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен пассажирам. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя разговорами, спрашивать названия остановок и т.д.

Некоторые пассажиры при движении транспорта, когда в салоне людно, прислоняются к дверям. Это строго запрещается, так как при езде возможно открывание дверей, и пассажир может оказаться на проезжей части. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять какие-либо предметы. Движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.

Запрещается перевозить в общественном транспорте взрывчатые вещества, пачкающие, острые и колючие предметы, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Для перевозки колющих или режущих предметов требуется их тщательная упаковка.

Находясь в общественном транспорте, пассажир обязан выполнять указания кондуктора или водителя. Высаживаться из транспортного средства можно лишь при полной его остановке.

Пассажир, вышедший из автобуса, должен сразу же пройти на тротуар, не задерживаясь на проезжей части.

Многие жители городов и деревень пользуются собственными легковыми автомобилями или такси. Садиться и высаживаться из таких транспортных средств можно лишь со стороны тротуара или обочины дороги, так как мимо остановившегося автомобиля с левой его стороны движется другие машины. Если посадка и высадка производятся с левой стороны автомобиля, это мешает проходящим транспортным средствам, да и пассажиры подвергают себя опасности.

На переднем сидении легкового автомобиля запрещается перевозить детей моложе 12 лет. При движении в автомобиле, оборудованным ремнями безопасности, водители и пассажиры должны быть пристегнуты ими.

Викторина «Пассажир».

Кого называют пассажиром? Каковы общие обязанности пассажиров? Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются? Что запрещается делать пассажиру при движении транспортного средства? Каков порядок посадки и высадки из автобуса, троллейбуса, трамвая? Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус? Как надо обходить стоящий трамвай? С какой стороны следует выходить из машины и почему? Почему запрещается цепляться за грузовые автомашины и прицепы?

Завершить урок можно разбором дорожно-транспортных происшествий, совершенных по причине невыполнения правил пользования транспортом.

Разрешается ли пассажирам во время движения отвлекать водителя маршрутного транспортного средства от управления?

Разрешается ли стоять пассажирам общественного транспорта во время движения?

В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части?

УДК 343.346.2 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00040

Комарикова Софья Александровна Sof’ya A. Komarikova

научный сотрудник научно-исследовательского отдела Омская академия МВД России (644092, Омск, пр. Комарова, 7)

research associate of research department

Omsk academy of the Ministry of the interior of Russia (7 Komarova av., Omsk, Russian Federation, 644092)

E-mail: Sofia.komarikova@yandex.ru

Понятие механического транспортного средства и его место в структуре преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ

На основе проведенного детального анализа уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, автором предложена новая формулировка примечания к статье 264 УК РФ, отражающая сущность понятия «механическое транспортное средство», а также выработана самостоятельная позиция по поводу определения места предмета исследования в структуре изучаемой нормы.

Ключевые слова: уголовно-правовой анализ, уголовная ответственность, нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, механическое транспортное средство.

Жизнь человека сегодня немыслима без использования различных видов механических транспортных средств, которые позволяют своевременно решать поставленные задачи, стоящие перед обществом и государством. Однако вполне естественно, что наличие автомобильного транспорта породило проблему, связанную с совершением водителями нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В свою очередь их квалификация в качестве преступных продолжает вызывать определенные сложности в следственно-судебной практике, что требует раскрытия сущности понятия механического транспортного средства через призму действующей редакции примечания к статье 264 УК РФ.

Совершенствованное примечание к статье 264 УК РФ содержит новый перечень механических транспортных средств, исключение лишь составляют тракторы и иные самоходные машины. В этой части особый интерес представляет законодательная формулировка, которую условно обозначим как вторая часть примечания: «Под другими механическими транспортными средствами понимаются… транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право» . На наш взгляд, представленная законодательная формулировка вызывает больше вопросов, чем дает ответов, и явно не способствует точному

© Комарикова С.А., 2018

определению границ понятия механического транспортного средства.

Раньше законотворец, руководствуясь стремлением определить, что следует понимать под «другими механическими транспортными средствами», в примечании к статье 264 УК РФ установил, что таковыми являются троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Как видно из законодательной формулировки, несмотря на попытку перечислить транспортные средства в специальном примечании, их перечень не являлся исчерпывающим . Анализ нормативных правовых актов позволял правоприменителю вырабатывать критерии отнесения того или иного транспортного средства к механическому. Сейчас же законодатель, перечислив в примечании самоходные машины и транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, отказавшись от формулировки «иные механические транспортные средства», целенаправленно поставил правоприменителя в неоднозначное положение в области применения обсуждаемой уголовно-правовой нормы.

Во-первых, в настоящий момент перечень механических транспортных средств, указанный в новом примечании к статье 264 УК РФ, фактически является исчерпывающим, и не совсем ясно, как квалифицировать действия водителя транспортного средства, созданного в результате индивидуального технического творчества, нарушившего правила дорожного движения, повлекшие по неосторожности смерть человека. Никакого специального права на управление «самодельным» транспортным средством нет, и отнести его к какой-то категории (подкатегории) в действительности крайне сложно. В настоящее время согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 от 9 декабря 2011 года № 877 «О безопасности колесных транспортных средств» перед выпуском в обращение единичного транспортного средства, являющегося результатом индивидуального технического творчества, осуществляется его проверка аккредитованной испытательной лабораторией, которая при наличии соответствия требованиям безопасности выдает свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в котором и отражается категория транспортного средства. Вместе с тем, не в каждом городе существуют такие аккредитованные испытательные лаборатории, включен-

ные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, и не у каждого рядового «изобретателя» есть финансовая возможность для осуществления проверки своего транспортного средства.

Во-вторых, новое примечание к статье 264 УК РФ потребует от правоприменителя определенную совокупность знаний, позволяющих раскрыть техническую составляющую входящих в него механических транспортных средств. В первую очередь, речь пойдет о мототранспортных средствах, к которым в современном мире автомобилестроения относят: мотоциклы, мопеды, квадрациклы, трициклы и другие, «различающиеся размерами и конструкцией рам, типами двигателей, системами зажигания, размерами колес, габаритами и массой» . В настоящее время наибольший интерес из перечисленных транспортных средств представляет мопед, причиной этого явились следующие факторы: отсутствие четкого понимания содержательной стороны понятия «мопед» и причисление законодателем к группе «механических». Указанные обстоятельства позволили практическим работникам безоговорочно приравнивать к мопеду, следовательно и к категории «М», иные транспортные средства, имеющие аналогичные технические характеристики, — мотовелосипеды, мокики, скутеры и др. В связи с этим целесообразно раскрыть определения указанных средств передвижения.

Мотовелосипед — это обычный велосипед с двухтактным двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом 35-50 см3 (обладает скоростью движения до 35 км/ч), отличается от мопеда отсутствием коробки передач и конструктивной независимостью двигателя. Мопед — сверхлегкий мотоцикл, оснащенный двигателем с рабочим объемом преимущественно 47-50 см3, отличается наличием педального привода . Мокик — 1) сверхлегкий мотоцикл; от мопедов отличается тем, что имеет кикстартер, но не имеет педального привода ; 2) мопед, оснащенный коробкой переключения передач и кик-стартером (некоторые современные модели оснащаются электростартером) . Скутер — 1) разновидность легкого мотоцикла, двигатель которого расположен сзади (скутеры класса имеют объем двигателя менее 50 см3 и скорость менее 50 км/ч, а потому приравниваются к мопедам ); 2) мопед, сделанный по схеме мотороллера . Исходя из этого, нужно выделить две сформировавшиеся позиции в литературе: первая основывается

на том, что мопед, мокик и скутер — это разновидности легкого и сверхлегкого мотоциклов; вторая — мокик и скутер относятся к разновидностям самого мопеда.

На наш взгляд, исходя из буквального толкования содержания статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и пункта 1.1 Правил дорожного движения только мопеды и легкие квадрициклы могут относиться к категории «М», а следовательно, и входить в круг механических транспортных средств, указанных в статье 264 УК РФ. Ошибочно приравнивать транспортные средства к мопеду (например, велосипеды с подвесным двигателем и иные транспортные средства), основываясь на его (мопеда) технических характеристиках. Подчеркнем, что буквальное толкование указанной уголовно-правовой нормы предполагает ее трактовку в точном соответствии со словесным выражением, использованным законотворцем. Для толкования существенно то, что выражено в законе, а не то, что хотели в нем выразить . Мысль, предложенная законодателем, не нашедшая выражения в законе, не составляет закона .

Разрешить сложившуюся неблагоприятную ситуацию, повлекшую возникновение диссонанса между содержанием и формой выражения понятия «мопед» в тексте исследуемой уголовно-правовой нормы, и позволившую правопре-минителю осуществить его смысловую коррекцию в своей профессиональной деятельности, можно только посредством трансформации существующего примечания. Считаем, что для целей статьи 264 УК РФ под механическим транспортным средством следует понимать транспортное средство, характеризующееся максимальной конструктивной скоростью свыше 50 км/ч, и (или) рабочим объемом двигателя, превышающим 50 см3, и (или) максимальной мощностью электродвигателя в режиме длительной нагрузки более 4 кВт, предназначенное для перемещения людей, грузов и (или) оборудования, установленного на нем, и участвующее в процессе дорожного движения в пределах дорог» (указание на дорогу является авторской позицией, несмотря на изменения, произошедшие в соответствующем постановлении, и в рамках статьи не рассматривается).

Указанное примечание к статье 264 УК РФ имеет ряд преимуществ.

Во-первых, отражает всю необходимую совокупность признаков, позволяющих отнести то или иное транспортное средство к «категории» механических. Предложенная форму-

лировка примечания не содержит каких-либо оценочных понятий, что будет гарантировать доступность восприятия в практическом использовании; одновременно она не позволит правоприменителю выходить за рамки буквального толкования текста закона и приведет в целом к стабильности уголовно-правовой нормы, формируя единообразную правоприменительную практику.

Во-вторых, «новое» примечание охватывает автомобили (в т. ч. и гибридные), троллейбусы, трамваи, любые самоходные, а также изготовленные в порядке индивидуального творчества машины и т. д. Не следует забывать, что в современных условиях бурного развития автомобилестроения будут появляться все новые и разнообразные виды механических транспортных средств, и при существующей формулировке примечания законодатель будет вынужден постоянно трансформировать указанный в уголовно-правовой норме и в ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечень механических транспортных средств, что неизбежно приведет к постоянному процессу модернизации уголовного законодательства в области дорожного движения.

Одновременно с этим обозначим, что при исключении из перечня механических транспортных средств мопеда и иных транспортных средств с аналогичными техническими характеристиками действия водителей этих ТС будут квалифицироваться по статье 268 УК РФ. Следует вспомнить, что истиннми причинами причисления обсуждаемых средств передвижения к «категории» механических стала их повсеместная распространенность среди современной молодежи (как достигших, так и не достигших установленного возраста — 16 лет), как правило, не знающей основных положений Правил дорожного движения и не имеющей практических навыков безопасного управления транспортным средством, и увеличение числа ДТП, участниками которых становятся молодые люди в качестве и виновных лиц и пострадавших. В целях предотвращения такой неблагоприятной ситуации в будущем считаем, что необходимо усилить меры профилактического характера как с несовершеннолетними, так и с взрослыми лицами (например, с родителями подростков-водителей). Не преследуя цели рассмотрения комплекса профилактических мероприятий в рамках статьи, отметим, что одним из них должно являться обязательное изучение указанными субъектами Правил дорожного движения.

Рассмотрев понятие механического транспортного средства, следует определить его

место в составе преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Одни ученые-правоведы относят предмет обсуждения к обязательному признаку объекта — предмету преступления, другие же, определяя как орудие преступления , причисляют его к факультативному признаку объективной стороны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако особое внимание заслуживает еще одна точка зрения, которая относит механические транспортные средства к особым источникам повышенной опасности, проявляющим свои возможности в рамках дорожного движения и требующие соблюдения установленных правил . Данное убеждение, на наш взгляд, наиболее верное. Имея авторскую позицию (которая рассматривалась в рамках другой научной статьи) по поводу предмета преступления, еще раз отметим, что конструкция исследуемого состава преступления позволяет в качестве предмета рассматривать потерпевшее лицо (потерпевшего от преступления). Причисление же механических транспортных средств к орудиям или средствам совершения преступления представляется нам неверным суждением. Причиной этого служит то, что преступное деяние, ответственность за которое предусмотрена в статье 264 УК РФ, относится к категории неосторожных, а также высказанное в соответствующем постановлении мнение Пленума Верховного Суда РФ, указавшего на невозможность признания транспортного средства орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ .

Из вышеизложенного следует, что механическое транспортное средство оказалось за пределами традиционного представления о таком факультативном признаке объекта, как предмет преступления, и при этом оно не попадает в число признаков объективной стороны исследуемого состава. Однако без наличия механического транспортного средства невозможно существование самих преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В связи с этим предлагаем его рассматривать в качестве источника повышенной опасности (как гражданско-правовую категорию).

Интересен тот факт, что высказанную нами позицию можно встретить и в судебной практике, предварительно только отметим, что действие примечания к статье 264 УК РФ распространяется на статью 264.1 УК РФ, в соответствии с которым механические транспортные средства являются обязательной

характеристикой указанных составов преступлений. Так, Приморский районный суд Архангельской области указал в своем постановлении, что механическое транспортное средство в статье 264.1 УК РФ не относится ни к предмету, ни к орудию преступления, а представляет собой особый источник повышенной опасности, проявляющий свои возможности в рамках дорожного движения и требующий соблюдения установленных правил .

Естественно, что механическое транспортное средство признается источником повышенной опасности «…только в процессе такой его эксплуатации, когда невозможно предотвратить проявление его опасных свойств. Опасные свойства автомобиля как транспортного средства в первую очередь проявляются при его движении и хранении. Если при движении велика вероятность столкновения с препятствием (в том числе и с человеком), когда кинетическая энергия способна причинить вред, то при хранении такая вероятность гораздо меньше, но также возможна — например, воспламенение остатков горючего. Гораздо опаснее оставление автомобиля в нарушение правил на проезжей части, что может повлечь печальные последствия. Например, стоянка (остановка) автомобиля в темное время суток без габаритных огней или знака аварийной остановки также является источником повышенной опасности. Следует иметь в виду, что автомобиль, являясь сложным техническим устройством, представляет собой комплексный источник повышенной опасности независимо от того, движется он или нет» .

Примером вышесказанного может послужить обвинительный приговор Городецкого городского суда Нижегородской области по части 5 статьи 264 УК РФ в отношении гр. П., который остановил управляемый им трактор с прицепом таким образом, что правые колеса находились на обочине, а левые колеса трактора и левый борт прицепа оставались на проезжей части дороги. Обесточив трактор, гр. П., невзирая на сумеречное время, в условиях отсутствия на прицепе внешних световых приборов и световозвращателей, не включив аварийную сигнализацию и не выставив знак аварийной остановки, оставил тракторный прицеп на проезжей части дороги. Вследствие совершенных действий гр. П. произошло дорожно-транспортное происшествие, однако, несмотря на это, вернувшись на место случившегося, он не предпринял никаких мер для дальнейшего обеспечения безопасности дорожного движения. В резуль-

тате этого в нарушение пунктов 2.5, 7.1, 7.2 и части 1 пункта 1.5 Правил дорожного движения произошло второе дорожно-транспортное происшествие с наступлением неблагоприятных последствий в виде причинения смерти трем потерпевшим . К сожалению, приведенный пример не является единичным случаем в области дорожного движения.

Подводя итог, отметим, что недостатки существующего примечания очевидны, в связи с этим и была представлена его новая формулировка, которая будет способствовать повышению эффективности применения статьи 264 УК РФ. Кроме того, следует признать, что исследуемое механическое транспортное средство является неотъемлемой составляющей преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Признавая источником повышенной опасности, его необходимо относить к самостоятельной гражданско-правовой категории, а не искусственно признавать факультативным признаком объекта либо объективной стороны исследуемого состава преступления.

Примечания

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2017).

3. Калачев С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств. М., 2011.

4. Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам и мопедам. Устройство, обслуживание и ремонт / под ред. Л.П Растегаева. Ленинград, 1965.

5. Панкова О.В. Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). М., 2016.

6. Шершеневич П.Ф. Применение норм права // Журнал Министерства юстиции. 1903. № 1.

7. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая: Лекции. М., 1994.

8. Проценко С.В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортных преступлений // Российский следователь. 2010. № 14.

9. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации

транспортных средств: научно-практическое пособие / под ред. Н.П Кадникова. М., 2010.

10. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г № 25. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.10.2017).

12. Автотранспортное законодательство. Состояние и практика применения / отв. ред. И.В. Пранкин. М., 2016.

3. Kalachev S.L. Merchandizing and examination of vehicles. Moscow, 2011. (In Russ.)

6. Shershenevich G.F. Use of rules of law. Magazine of the Ministry of Justice, 1903, no. 1. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tagantsev N.S. Russian criminal law. General part: Lectures. Moscow, 1994. (In Russ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *