Психология слухов

  • автор:

Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

Модель психологического воздействия слухов включает:
1) источник слуха;
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
3) собственно слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.

Этапы психологического воздействия слухов:
1) операционный – воздействие субъекта;
2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом;
3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта.
Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики.

Виды слухов:
1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
в) правдоподобные;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.

2) по экспрессивности:
а) слух-желание;
б) пугающий слух;
в) агрессивный слух.

3) по происхождению:
а) стихийные;
б) умышленно сфабрикованные:
› первичные – изначально сфабрикованные слухи;
› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.

4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами.

Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2) стремление спасаться вместе со всеми;
3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4) одобрение слуха большинством;
5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-психологические закономерности распространения слухов в организации»

Актуальность темы работы. Слухи являются относительно новым предметом профессионального анализа социологов и психологов. В настоящее время к этой проблеме обращаются все больше и больше специалистов . Слухи рассматриваются сегодня не только как стихийное коммуникативное явление, но и как технология влияния на общественное сознание, эффективное средство информационно-психологического воздействия.

Начало истории изучения этой сферы относится ко времени появления работы американского социального психолога Т. Шибутани «Слухи», также предшествовавшей ей «Психологии слухов» Г. Олпорта и Л. Постмэна. В западноевропейской литературе данная проблематика стала освещаться несколько позже, чем в американской. Российскому же читателю сегодня приходится довольствоваться весьма ограниченными сведениями по ней. Лишь в самое последнее время начали появляться работы, знакомящие с некоторыми результатами эмпирических исследований феномена слухов.

Изучение слуха является сегодня особенно актуальной в контексте исследования проблемы внутриорганизационной коммуникации, играющей одну из центральных ролей с точки зрения функционирования и развития организации, ее отдельных структурных подразделений.

Слух, как явление неформальной внутри организационной коммуникации, является важнейшим инструментом социального влияния, средством управления человеческими ресурсами, способным изменять поведение сотрудников организации. Также, слухи способны нести серьезный дизорганизующий эффект в работе социальных систем. Изучение данного сложного феномена имеет большое научное и научно-прикладное значение, т.к. управление слухами на всех этапах существования данного феномена (возникновение, распространение, угасание) позволяет регулировать систему неформальных коммуникаций в организации.

В настоящей диссертационной работе предметом исследования являются закономерности распространения слухов в таком социальном образовании как организация. Фокус эмпирического исследования в диссертации сконцентрирован на изучение такого аспекта распространения слуха, как его трансформация в ходе передачи от человека к человеку.

Слухи занимают особое место в информационном пространстве организации. Именно высокая степень влияния слухов на жизнь организации, ее успешное развитие и функционирование обусловливает настоятельную необходимость их всестороннего изучения.

Постмэн, Н. Смелзер, Р. Кнэпп и др.). Специалисты выделяют многочисленные факторы и условия существования слухов в социальных системах, изучают социальные и социально-психологические предпосылки и закономерности возникновения и распространения слухов, функции, которые выполняет данное явление неформальной межличностной коммуникации.

Вместе с тем, недостаточно изученным остается вопрос о закономерностях зарождения и распространения слухов в условиях такого вида социальной группы как организация. При таком направлении исследования слухи рассматриваются как элемент организационной культуры, что накладывает существенный отпечаток на методологические основы научного поиска. Слухи, при таком подходе, не должны быть оторваны от целостной системы культурных образцов, существующих в социальной организации.

Цель исследования. Выявление социально-психологических закономерностей распространения слухов в организации как элемента организационной культуры.

Задачи исследования. В ходе диссертационного исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

1. Проведен теоретический анализ проблемы организационной культуры;

2. проведен анализ теоретических подходов в понимании сущности и природы слухов как элемента организационной культуры;

3. проведен теоретический анализ проблемы формирования и распространения слухов в организации;

4. проведено эмпирическое исследование закономерностей искажения содержания слухов в процессе их распространения в организации. Искажение содержания слуха рассматривается в диссертационной работе как параметр изучения проблемы распространения слухов в организации.

Объект исследования. Слух как элемент организационной культуры.

Предмет исследования. Социально-психологические закономерности распространения слухов в организации.

Гипотезы исследования.

1. Закономерности распространения слухов в организации зависят от типа организационной культуры, существующей в данной организации.

2. Трансформация слухов носит фазный характер. Количество искажения фактографических и смысловых элементов сообщения зависит от фазы процесса передачи данного сообщения.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужил системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения классической и современной социологии и социальной психологии.

В рамках теоретического анализа в работе рассматриваются различные подходы к определению сущности и природы слухов. Каждая из рассмотренных парадигм позволяет в различных ракурсах рассмотреть изучаемую проблему и составить наиболее целостное представление о ней. Методологической основой диссертационной работы является микроуровень в исследовании закономерностей распространения слухов в социальной организации (исследование слухов на уровне личности, межличностного взаимодействия).

Построение программ и проведение эмпирического исследования базировалось на концепции типологии организационной культуры Ч. Хэнди. В работе была применена методика Ч. Хэнди в изучении принадлежности организации к тому или иному типу культуры.

Методы исследования. Цели и задачи диссертационного исследования определили выбор методов, с помощью которых достигались поставленные цели и решались сформулированные задачи. В качестве методов исследования применялись теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, дедукция и индукция, анализ и синтез, логическое сравнение, критика и систематизация.

В основу процедуры сбора и анализа эмпирических данных была положена стратегии количественного гипотетико-дедуктивного исследования.

В рамках выбранной методологии исследования были использованы следующие методы сбора информации: массовый анкетный опрос, анализ документов (контент-анализ), структурированное социально-психологическое наблюдение.

Проведение количественной обработки данных осуществлялось с использованием дескриптивной статистики, непараметрического теста (тест Крускала-Уоллиса), однофакторного дисперсионного анализа.

Научная новизна. В рамках диссертационного исследования были получены следующие результаты, отличающиеся научной новизной:

1. Сформирован системный взгляд на проблему роли и места слухов в системе внутриорганизационной коммуникации;

2. проведен системный анализ проблемы влияния структурных и контекстных характеристик социальной организации на формирование и распространение слухов;

3. выявлены социально-психологические закономерности влияния типа организационной культуры на распространение слухов (на искажение содержания слуха в процессе межличностной коммуникации);

4. построена модель искажения содержания слухов в процессе межличностной коммуникации.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в сфере управления явлением внутриорганизационной коммуникации. Слух, как элемент организационной культуры, является одной из трудно управляемых форм повседневного поведения сотрудников. Одна из эффективных стратегий управления слухами связана с отношением к данному явлению как элементу целостной организационной культуры.

Исследование, проведенное в рамках данной диссертации, относится к области научно-прикладных. Применение изученных закономерностей зависимости распространения слухов от типа организационной культуры позволяет повысить эффективность в области управления неформальной межличностной коммуникацией в организационной системе.

Надежность и достоверность научных положений и выводов. Достоверность научных положений и выводов обеспечивается применением комплекса процедур и методов, адекватных целям и задачам исследования.

Валидность и надежность полученных результатов обеспечивалась выбором адекватных методов количественного анализа, применением адекватного методического инструментария, использованием корректного статистического аппарата и подтверждается показателями статистической достоверности эмпирических данных.

Эмпирическое исследование проводилось в строгом соответствии с требованиями количественной методологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и основные результаты диссертационного исследования были доложены на конференции «Маркетинг и исследования: Интегрированный маркетинг и продажи» (12 июня 2006 года, конгресс-парк «Волынское», зал «Премьер», г. Москва), обсуждены на заседании кафедры организационной психологии и лидерства Государственного университета управления. Результаты исследования апробированы в первом полугодии 2006 года в рекламном агентстве «Манифеста», а с 1 июля 2006 года на основе результатов исследования в рекламном агентстве «Манифеста» была принята новая стратегия управления персоналом.

Публикации по теме диссертационного исследования. Тематика научного исследования нашла отражение в трех опубликованных научных работах общим объемом 1,1 п.л.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Тип организационной культуры, существующий в организации, оказывает влияние на частоту искажений информации при передаче слуха;

2. организационные культуры личности и задачи характеризуются меньшим объемом искажений слухов, чем культуры власти и роли;

3. Трансформация слухов носит фазный характер. Количество искажения фактографических и смысловых элементов сообщения зависит от фазы процесса передачи данного сообщения.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 79 наименований работ отечественных и зарубежных авторов. Основной текст изложен на 115 страницах, содержит 11 рисунков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *