Проверки в аптеках

  • автор:

Содержание

Поговорим о мероприятиях, проводимых по результатам проверки

Гусев А. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Контроль за осуществлением учреждениями силовых ведомств финансово-хозяйственной деятельности могут осуществлять:

– орган внешнего государственного финансового контроля (Счетная палата РФ);

– орган внутреннего государственного финансового контроля (Федеральное казначейство);

– структурные подразделения главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета, которые осуществляют внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии с требованиями ст. 160.2-1 БК РФ.

По результатам проведения такого контроля указанные органы направляют в проверенные учреждения приказы, представления или предписания, содержащие требования об устранении выявленных нарушений. В консультации поговорим о реализации в учреждении комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшем.

Какими документами оформляются результаты проверки?

Результаты любой проверки или ревизии финансово-хозяйственной деятельности должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены.

На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ (приказ, представление или предписание), содержащий в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Результаты контрольных мероприятий, осуществляемых органами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, будут оформлены приказом. Так, в силу п. 100 Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в ФСИН, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 29.09.2015 № 864, итоговым документом по результатам рассмотрения акта является подписанный руководителем, назначившим контрольное мероприятие, приказ (заключение) о результатах ревизии (проверки), который должен содержать:

  • информацию об объекте контроля, проверяемом периоде, сроках проведения контрольного мероприятия;

  • сведения о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ;

  • требования к объекту контроля по проведению мероприятий для устранения выявленных недостатков, нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, обеспечению их недопущения в дальнейшем, возмещению причиненного ущерба.

Что же касается органов внешнего или внутреннего государственного финансового контроля, следует учитывать, что положения БК РФ предусматривают право таких органов направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания. Чаще всего указанные документы направляются в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемых учреждений.

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

Направляемые в учреждение представления и предписания органов внутреннего государственного финансового контроля должны содержать:

Представления

Требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета. Указанные требования обязательны для рассмотрения в установленные в названном документе сроки (или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не обозначен)

Предписания

Требования:

– в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;
– проинформировать контрольный орган в установленный срок о результатах исполнения предписания

Представления и предписания органов внешнего государственного финансового контроля составляются и направляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Так, согласно ст. 26 названного закона представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

В свою очередь, предписание направляется в случае невыполнения представлений Счетной палаты РФ либо несоблюдения установленных в них сроков. В предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны:

  • основания для его вынесения;

  • информация о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов;

  • требования о принятии мер по их устранению, а также по устранению причин и условий данных недостатков и нарушений;

  • сроки выполнения предписания и ответственность за его невыполнение.

Что необходимо предпринять учреждению?

После получения от контрольного органа приказа или представления (предписания) руководителю учреждения целесообразно провести совещание с привлечением всех заинтересованных лиц с целью выработки мероприятий по выполнению требований, обозначенных в названном документе. Проведение совещания, оформленного протоколом, будет являться выполнением требования вышеуказанных документов об их рассмотрении.

Обратите внимание: копию протокола нужно приложить к ответу, направляемому в проверяющую организацию.

В ходе совещания следует разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. Заметим, что форма такого плана ничем не утверждена, следовательно, он может быть составлен в произвольном виде. При этом в плане нужно привести подробный перечень запланированных мероприятий по каждому выявленному нарушению, назначить ответственных лиц и установить предельные сроки выполнения каждого мероприятия. Также не надо забывать о сроках, установленных в представлении, предписании или приказе.

Выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений, скорее всего, потребует от учреждения следующих действий.

Устранение выявленных нарушений.

Любое деяние, нарушающее какие-либо нормы или не отвечающее им, рассматривается контрольными органами как нарушение. Традиционно все выявленные нарушения бывают:

1) финансовыми. К ним, в частности, можно отнести:

  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;

  • неэффективное использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

  • переплату и перерасход денежных средств и материальных ценностей, а также иные финансовые нарушения, наносящие материальный ущерб;

  • невыполнение законодательства в части обеспечения поступления доходов в бюджетную систему РФ;

  • недостачи имущества, в том числе денежных средств;

  • излишки имущества, в том числе денежных средств;

2) нефинансовыми (нарушения при размещении закупок, нарушение требований бухгалтерского учета, отсутствие государственной регистрации и т. д.).

Зачастую все мелкие ошибки, выявляемые ревизорами, проверяемые учреждения стараются устранить еще в ходе проверки, однако бывает, что часть нарушений устранить уже невозможно либо на их исправление должно быть затрачено значительное время.

Определение виновных лиц.

С целью выявления виновных лиц, установления для них наказания и возмещения возможного ущерба учреждению необходимо назначить и провести служебную проверку. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК РФ). Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Дача работником письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательной.

Обратите внимание: в случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В силу ст. 248 ТК РФ сумма причиненного ущерба, не превышающая средний месячный заработок, взыскивается с виновного работника по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

К сведению: если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, взыскание может осуществляться только судом.

Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику. Однако эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Работник, виновный в причинении работодателю ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В подобной ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его выполнить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Также следует отметить, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Возмещение ущерба.

Направляемые в учреждение предписания нередко содержат требования о возмещении учреждением причиненного ущерба. Необходимо отметить: Минфин в Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 указал, что согласно ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушением бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. То есть направляемые в казенные учреждения предписания не должны содержать требования о возмещении ущерба за счет средств учреждений.

В том случае, когда ущерб причинен в результате переплаты, осуществленной учреждением подрядчикам или поставщикам товаров или услуг, учреждению следует принять меры по взысканию с них обозначенных сумм.

Обратите внимание: взыскание может быть осуществлено как в досудебном, так и в судебном порядке.

Однако нужно помнить, что бывают случаи, когда взыскать денежные средства с контрагента довольно проблематично. К подобным ситуациям можно отнести завышение стоимости выполненных ремонтных или строительных работ. Учреждение обязано осуществлять технический надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых работ, а при обнаружении в ходе контроля и надзора отступлений от проектно-сметной документации и условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Получается, что при наличии подписанных актов выполненных работ взыскать денежные средства за невыполненные работы сложно.

Принятие мер по недопущению выявленных нарушений в дальнейшем.

Напомним, что учреждения силовых ведомств, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовывать и вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н). Осуществление мероприятий по недопущению выявленных нарушений впредь целесообразно возложить на подразделение учреждения, ответственное за осуществление внутреннего контроля, а также на руководителя финансовой службы. Кроме того, на тех же лиц следует возложить контроль за исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Также в подразделениях учреждения, допустивших нарушения, целесообразно провести совещания или учебные мероприятия, на которых нужно подробно разобрать выявленные нарушения и обстоятельства, способствующие их совершению.

Результаты проведения мероприятий, указанных в плане мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проверки, также можно оформить в виде отчета. Названный отчет с сопроводительной служебной запиской лица, ответственного за выполнение данного плана, нужно направить руководителю учреждения.

Как учреждению отчитаться в контрольный орган?

Как мы отметили ранее, в направляемых в учреждение представлениях и предписаниях содержится срок, не позднее которого учреждению следует проинформировать контрольный орган о выполнении требований данных документов.

Обратите внимание: такие же требования могут содержаться в приказах органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Отметим, что форма документа, по которой необходимо отчитаться проверяющим, не утверждена, поэтому отчет можно направить в произвольной форме, лишь бы в нем были перечислены все проведенные мероприятия. К отчету необходимо приложить копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (платежных поручений, бухгалтерских справок, свидетельств о государственной регистрации и т. д.). При этом, если устранение отдельных нарушений затрагивает длительный период времени, отчитываться в первый раз необходимо до предельного срока, установленного в предписании или представлении, а затем – по мере выполнения требований данных документов.

Что делать, если учреждение не согласно с требованиями проверяющих лиц?

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную отметку) перед своей подписью.

Если же указанные возражения и замечания не были приняты и в учреждение поступили представление, предписание или приказ по результатам проверки, такие документы можно попробовать оспорить во внесудебном или судебном порядке. Внесудебный порядок обжалования устанавливается нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления контрольными органами своей деятельности.

Обратите внимание: вместе с подписанным актом контрольного мероприятия необходимо представить письменные аргументированные (со ссылками на нормативно-правовые акты) возражения.

Что же касается судебного порядка, напомним, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ учреждение вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если оно полагает, что решения или действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создают дополнительные препятствия для осуществления им такой деятельности.

На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – это информация о результатах проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом. Следовательно, он не подлежит оспариванию в суде, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ВВО от 23.07.2010 № А43-1003/2010, ФАС СКО от 05.05.2008 № Ф08-1955/2008).

Обратите внимание: в судебном порядке следует обжаловать представления и предписания контрольных органов.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений) может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Для справки: под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

И предписания, и представления органов государственного финансового контроля по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Основаниями для принятия судом решения о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6, ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

Неисполнение предписаний и представлений органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 ­КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания или представления органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Кроме того, контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения.

В свою очередь, невыполнение требований вышестоящего органа может повлечь дисциплинарную ответственность руководителя учреждения.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

  • основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
  • даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;
  • проверенный период;
  • должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);
  • наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
  • кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;
  • какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;
  • описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;
  • размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
  • должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;
  • иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений. Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Неотъемлемыми частями акта (справки) проверки, составленного по результатам контрольного обмера, являются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии).

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения. Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

  • руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии – иным представителем проверяемого субъекта;
  • лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

В случае отказа лиц от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера в них делается соответствующая отметка и акт (справка) проверки, акт контрольного обмера направляются проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.

Промежуточный акт проверки должен содержать:

  • основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
  • дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;
  • наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;
  • описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;
  • указание на то, что акт проверки является промежуточным;
  • иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки. При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки. Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее двух рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.

После устранения нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, проверяемый субъект в сроки, установленные в требовании (предписании), направляет руководителю контролирующего (надзорного) органа, подписавшему это требование (предписание), соответствующее уведомление.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа, подписавший такое требование (предписание), не позднее двух рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о выдаче разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования либо о проведении контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений, по итогам проведения которой не позднее двух рабочих дней со дня ее окончания выносит решение о выдаче (невыдаче) разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования.

Литература:

1) Указ Президента Республики Беларусь 16 октября 2009 г. № 510 г. Минск

О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

2) ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации и проведения проверок

Как не следует вести себя при проверках Росздравнадзора

Н. В. Фирфарова

Журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2017

Должностные лица аптеки не пустили на свою территорию проверяющих из Росздравнадзора. Правомерны ли подобные действия?

В территориальный орган Росздравнадзора поступило обращение с информацией о нарушении аптечной организацией порядка розничной торговли лекарственными препаратами, а именно нарушении правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. В связи с этим контролерами принято решение о проведении внеплановой выездной проверки аптеки. Однако вышеназванный факт нарушений в ходе проверки так и остался неподтвержденным. И не потому, что нарушений не было. Проверяющих из Росздравнадзора попросту не пустили для осуществления проверки на свою территорию должностные лица аптеки. Правомерны ли подобные действия? Можно ли другим аптекам перенять опыт у коллег, чтобы не допустить таким способом в отношении себя проведения контрольных мероприятий? Как суды относятся к аналогичным действиям?

Надзорные функции и их законодательное регулирование.

Порядок проведения контроля в сфере обращения лекарственных средств установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ). Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств включает в себя в том числе федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», далее – Федеральный закон № 61-ФЗ).

Федеральный государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Рос­здравнадзором) согласно их компетенции в порядке, регламентированном:

Частью 1 ст. 18 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц контролирующего органа своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу вышеназванных нормативных актов Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и ведущим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Данное ведомство осуществляет в установленном порядке проверку фармацевтической деятельности аптечных организаций и ее работников, в том числе соблюдение правил надлежащей аптечной практики, а также ограничений, применяемых к ним при ведении профессиональной деятельности.

Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих розничную торговлю лекарственными препаратами. Данные виды проверок могут проходить в документарной и (или) выездной формах.

Выездная проверка и установленные законом обязанности проверяемых и проверяющих лиц.

Проведение в отношении аптеки выездной проверки регламентировано ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и по месту фактического осуществления их деятельности.

Обратите внимание:

Статьей 25 закона установлено, что при проведении проверок проверяемые лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц (уполномоченных представителей).

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения проверяющего лица (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ). Проверяемый (руководитель или иное должностное лицо) в обязательном порядке знакомится:

  • с приказом о назначении выездной проверки;

  • с полномочиями проводящих выездную проверку лиц;

  • с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;

  • с видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

  • со сроками и условиями ее проведения.

При этом проверяемое лицо обязано предоставить контролерам-выездникам:

  • возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки (если выездной проверке не предшествовала документарная проверка);

  • доступ проверяющих лиц (а также участвующих в выездной проверке экспертов) на свою территорию в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, помещения, к оборудованию, иным подобным объектам.

К сведению:

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ проверяющие лица вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов (экспертные организации). При этом последние не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также не должны являться аффилированными лицами проверяемых. В силу ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Если осуществление выездной проверки оказалось невозможным, то контролеры обязаны составить соответствующей акт с указанием причин невозможности ее проведения. Среди таковых п. 7 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ выделяет:

  • отсутствие проверяемого лица;

  • фактическое неосуществление им предпринимательской деятельности;

  • иные действия (бездействия), повлекшие невозможность проведения проверки.

В дальнейшем в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки контролеры вправе принять решение о проведении в отношении таких субъектов плановой (внеплановой) выездной проверки без внесения ее в ежегодный план плановых проверок и без их предварительного уведомления.

Обратите внимание:

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение указанного закона, а также необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписания контролирующих органов об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за неисполнение установленных законом обязанностей.

Лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, обязано действовать добросовестно и принять меры для обеспечения доступа контролирующего органа к проверяемым объектам (продукции, документам, территориям) и своего участия либо участия иных должностных лиц (уполномоченных представителей) в таких мероприятиях.

Частью 5 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. За названное нарушение полагается административный штраф в следующих размерах:

  • от 5 000 до 10 000 руб. (для должностных лиц);

  • от 20 000 до 30 000 руб. (для юридических лиц).

К сведению:

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). При этом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Практическая ситуация.

А теперь предлагаем вернуться к ситуации, обозначенной в начале статьи. Территориальным органом Росздравнадзора принято решение о проведении в отношении аптечной организации внеплановой выездной проверки. В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ контролерами были предъявлены для ознакомления:

  • соответствующий приказ о проведении проверки;

  • служебные удостоверения проверяющих лиц.

Действия руководства аптеки и ее работников.

По распоряжению руководства аптечной организации фармацевт отказалась допустить лиц, уполномоченных на проведении проверки, в помещения пункта аптеки до прибытия уполномоченного представителя. Прибывший спустя некоторое время представитель, ознакомившись с приказом о проведении внеплановой выездной проверки и с удостоверениями проверяющих лиц, высказал мнение, что федеральный государственный надзор за обращением лекарственных средств не распространяется на данную аптечную организацию, которая, к тому же, не была заранее уведомлена о проведении внеплановой проверки.

На основании изложенного контролерам было отказано в допуске на территорию проверяемой организации. После чего аптечный пункт был закрыт для посетителей.

Действия проверяющих лиц.

Поскольку аптечная организация в нарушение ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ не обеспечила доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в используемые ею при осуществлении деятельности помещения, комиссией Росздравнадзора вызван наряд полиции. Лишь после этого был осуществлен допуск контролеров в помещение аптеки.

Должностному лицу аптечной организации проверяющие вручили уведомление о необходимости представления для проверки документов, однако требование осталось без исполнения. Данный факт впоследствии был зафиксирован в акте проверки.

По указанным обстоятельствам в отношении нарушителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ, на основании которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Обстоятельства спора и выводы судов.

Не согласившись с принятым контролерами решением о привлечении к административной ответственности, аптечная организация обратилась в суд. Однако не нашла поддержки у арбитров.

Суды (как первой, так и апелляционной инстанции) указали на обязанность лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), действовать добросовестно и принять меры для обеспечения доступа контролирующего органа к проверяемым объектам (товару, документам, территориям, оборудованию) и своего участия (участия иных должностных лиц или уполномоченных представителей) в подобных мероприятиях (ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ) (постановления Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2016 № А56-45862/2016, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу).

При этом согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 61-ФЗ должностные лица Росздравнадзора имеют право в том числе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами обращения лекарственных средств, при осуществлении своей деятельности территории, здания, помещения и сооружения в целях проведения контрольных мероприятий.

Основанием для внеплановой выездной проверки соблюдения аптечной организацией обязательных требований при обращении лекарственных средств явилось поступление информации о возникновении угрозы причинения вреда здоровью граждан. В назначенный день проверки аптека не обеспечила доступ должностных лиц Рос­здравнадзора в свое помещение в нарушение правил, установленных ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ, то есть воспрепятствовала проведению внеплановой проверки в рамках федерального государственного надзора за обращением лекарственных средств.

Значит, в действиях аптеки имеется состав правонарушения, пре­дусмотренного ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ. При этом нарушений действующего законодательства о порядке и проведении проверки, которые могли бы привести к недействительности ее результатов в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, не обнаружено.

Почему правда оказалась на стороне проверяющих?

Аптечная организация не представила документы, необходимые для осуществления контрольных мероприятий, ни в указанный в уведомлении срок, ни на момент составления акта проверки и протокола об административном правонарушении. Контролирующим органом предприняты все зависящие от него меры по обеспечению явки представителя аптечной организации для участия в составлении, ознакомлении, подписании акта проверки и участия в административном производстве. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. Аптека уведомлена о времени и месте составления акта проверки и протокола об административном правонарушении (уведомление вручено ее должностному лицу, о чем свидетельствует подпись последнего).

2. Контролирующим органом в адрес генерального директора аптечной организации по его месту жительства направлена телеграмма о вызове его в территориальный орган Росздравнадзора для предоставления документов, указанных в уведомлении, а также составления, ознакомления и подписания акта проверки, протокола об административном правонарушении. Однако вызов руководителем был проигнорирован.

3. В адрес Росздравнадзора направлено ходатайство аптечной организации об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью ознакомления с ним. Данное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. Тем самым, по мнению арбитров, аптеке была предоставлена возможность ознакомиться с материалами дела и предоставить необходимые пояснения.

Обратите внимание:

Аптека не реализовала имеющихся у нее прав, а именно не направила контролерам истребуемые документы, объяснения, замечания, возражения, а также не прислала своего представителя для рассмотрения материалов дела в назначенное время и место.

На основании изложенного судом сделан вывод о том, что проверяющим лицом предприняты все исчерпывающие меры для обеспечения явки и участия представителя аптечной организации в административном производстве.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых преду­смотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае у аптечной организации имелась возможность для выполнения требований, предусмотренных законодательством, однако для их выполнения она не приняла все зависящие от него меры.

Следовательно, в действиях аптеки имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ.

Почему доводы нарушителя не приняты во внимание судами?

О нарушении процедуры уведомления.

Судами отклонены доводы аптеки о нарушении Росздравнадзором порядка уведомления о проведении проверки. Исходя из п. 2 ч. 2, ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ в случае поступления обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан у контролеров отсутствует обязанность уведомлять юридическое лицо о проведении внеплановой выездной проверки.

О замене штрафа предупреждением.

Арбитры не приняли во внимание доводы аптечной организации о замене штрафа на предупреждение в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Напомним: являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе государственного надзора, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разд. II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

К сведению:

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании нарушителя. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

В рассматриваемом случае доводы аптеки о замене штрафа на предупреждение судом отклонены, поскольку в силу ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение может быть назначено лишь при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безо­пасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Здесь же, как указали арбитры, совершенное правонарушение посягает на установленный порядок в сфере обращения лекарственных средств и может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Об освобождении от ответственности при малозначительности правонарушения.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от ответственности при малозначительности административного правонарушения. В таком случае нарушитель ограничится лишь устным замечанием.

К сведению:

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения
охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Арбитры не усмотрели оснований для применения в рассматриваемом деле ст. 2.9 КоАП РФ, оценив характер и степень общественной опасности допущенного аптечной организацией правонарушения, указав при этом на пренебрежительное отношение работников аптеки к допуску должностных лиц для проведения контрольных мероприятий. Размер административного штрафа, по мнению суда, назначен Росздравнадзором в пределах санкции ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ.

* * *

В заключение отметим, что аптечная организация, уверенная в правомерности своей позиции, обратилась в вышестоящую инстанцию. Судья Верховного суда, изучив кассационную жалобу аптеки о нарушении контролирующим органом порядка проведения проверки и получения доказательств по делу об административном правонарушении, отказал в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам (Определение от 08.06.2017 № 307-АД17-6626 по делу № А56-45862/2016).

Верховный суд заявил, что каких-либо нарушений требований Федерального закона № 294-ФЗ, а также норм отраслевого законодательства, подлежащих применению при осуществлении федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств согласно п. 34 ч. 4 ст. 1 данного закона, со стороны контролирующего органа не выявлено.

Непонятно, на что рассчитывала аптечная организация, действуя подобным образом в общении с проверяющими, а именно препятствуя им в прохождении на свою территорию и сведя к нулю взаимодействие с ними в ходе проверки. Такие действия неверны и необдуманны, к тому же весьма затратны. Сколько в итоге будет стоить такое поведение проверяемого лица, подсчитать не составит труда. Закон предписывает проверяемым лицам четко выполнять установленные обязанности при проведении в отношении них проверки, в том числе:

  • обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц (уполномоченных представителей);
  • предоставить возможность ознакомления с истребуемыми для контроля документами;
  • организовать доступ проверяющих лиц на свою территорию.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение положений Федерального закона № 294-ФЗ, а также необоснованно препятствующие проведению проверок и уклоняющиеся от их проведения, несут административную ответственность в установленном порядке. И рассчитывать на поддержку судебных органов при аналогичных обстоятельствах не следует.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1043.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323.

Утверждено Приказом Минздрава России от 13.12.2012 № 1040н.

Утверждены Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н.

Время чтения: 6 минут

Оплата коммунальных услуг, в том числе холодного и горячего водоснабжения, – обязанность владельцев жилых помещений в многоквартирных домах. Установка счетчиков потребления воды регламентирована российским законодательством. Обязанность по установке приборов учета возложена на управляющую организацию или ТСЖ (Товарищество собственников жилья). У граждан, чьи квартиры оснащены такими приборами, возникает вопрос, кто должен проверять счетчики воды в квартире и за чей счет производится эта проверка.

Понятие и цель поверки счетчика на воду

Поверка счетчика – регламентированная законодательством процедура, по результатам которой составляется акт. Этот документ устанавливает или отменяет право дальнейшего использования водомера.

Прибор учета расхода жидкости – сложная техническая конструкция. Со временем его элементы изнашиваются, из-за чего счетчик дает неточные показания.

В периодической поверке заинтересован и сам владелец, ведь прибор может не только ошибочно занижать показатели, но и завышать их.

Первоначальную поверку устройство проходит на заводе-изготовителе. Отметка об этом делается в техническом паспорте. В нем же прописывается, когда следует провести повторную поверку.

По согласованию с Государственной метрологической службой производитель счетчиков устанавливает гарантированный межповерочный интервал, в течение которого показания прибора могут считаться достоверными.

Нормы законодательства о поверке

В , которое вынес Верховный Суд о поверке приборов учета электроэнергии, счетчиков воды и других измерительных устройств, разъяснено, что их обязаны проводить только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Однако частные лица, в чьих квартирах установлены такие приборы, тоже должны поверять свои счетчики через промежутки времени, указанные в техдокументации. В противном случае корректность отображенных данных не гарантирует даже производитель устройства.

За это время выходит за разумные пределы допустимая погрешность измерений и потребителю стоит определить, все ли в порядке с его измерительным устройством.

Эта норма, как и порядок проверки прописаны в следующих нормативно-правовых документах:

  • ст. 13 № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года;
  • .

Согласно положениям п. 59 Постановления № 354, в случае пропуска сроков поверки потребитель не может оплачивать холодную и горячую воду по показаниям приборов учета.

Хотя законодательно установлено, кто имеет право проверять счетчики воды в квартире, управляющие компании (УК) следят за соблюдением сроков поверки.

Начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором предполагалось проведение поверки, начисления будут осуществляться:

  • исходя из среднерасчетных показаний счетчиков за последние 6 месяцев – в течение первых трех месяцев;
  • по нормативу – с 1 числа 4-го месяца.

Поэтому УК, ссылаясь на указанные нормативные акты, а также на закон о ЖКХ в 2020 году, как и раньше, настаивают на поверке счетчиков водопотребления.

Сроки службы водомеров и их замены

После монтажа приборов учета расхода горячей и холодной воды и постановки их на учет потребитель какое-то время может не беспокоиться об исправности устройств и точности отображаемых ими данных.

По прошествии срока, указанного в техпаспорте (для счетчика на холодную воду – 6 лет, на горячую – 4 года), потребуется метрологическая экспертиза, которая определит, исправен ли прибор.

В некоторых случаях устройства не дорабатывают до сроков поверки, установленных производителем, и их приходится заменять на новые. К причинам, влияющим на преждевременный выход приборов из строя, относится:

  • нестабильное давление;
  • качество воды. Устройство, которое постоянно контактирует с водопроводной водой низкого качества, может выйти из строя уже через 2 года.

Больше о факторах, которые повышают вероятность внеплановой замены и сокращают срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах.

Как часто проводится поверка прибора

Межповерочный период (промежуток между предыдущей и очередной поверкой) определяется типом измерительного прибора. Этот срок прописывается в техпаспорте на счетчик воды.

Как правило, со сроками поверки можно ознакомиться на сайтах городских мэрий, где предусмотрена онлайн передача показаний счетчиков в городские коммунальные системы, с помощью специальной опции, а также в единых платежных документах или квитанциях на оплату услуг ЖКХ.

Поверку водомеров желательно произвести до наступления установленной даты. Проводить эти мероприятия можно и по собственной инициативе с периодичностью, которая кажется потребителю разумной, но не реже установленного межповерочного интервала.

Внеплановая поверка является обязательной лишь в том случае, если нарушены знаки поверки или контрольные пломбы.

Узнайте подробнее, от чего зависит периодичность поверки счетчиков воды.

Порядок проверки водомеров

Особенности процесса поверки ИПУ (индивидуальных приборов учета) зависят от технического оснащения организации, с которой потребитель заключил договор.

В зависимости от того, есть в арсенале обслуживающей фирмы мобильные устройства для проведения поверки или их нет, работы могут осуществляться как в помещении самой компании, так и на объекте клиента.

В последнем случае будет использована методика поверки квартирных счетчиков воды ВПУ ЦСМ. При наличии у специалистов переносной поверочной установки водомер тестируется без демонтажа.

Если в результате проверка окажется, что прибор пришел в негодность и выдает некорректные данные о действительном расходе горячей и холодной воды, его нужно будет отремонтировать или заменить на новый. Эту норму утверждают правила проверки счетчиков воды в квартирах в 2020 году.

Если потребитель решит демонтировать прибор и отвезти его в организацию, имеющую лицензию на проведение данных мероприятий, то на эту процедуру уйдет около 14 дней.

В случае, если выбранная компания имеет специальное переносное устройство для поверки, время тестирования составит 1 – 2 часа.

Кто имеет право проводить поверку водомеров

Предположим, пришло время делать поверку счетчика водопотребления, указанное в документах на изделие, или владелец жилья решил по собственной инициативе провести внеплановую проверку состояния измерительного прибора. В этом случае у него обязательно возникнет вопрос, чье экспертное мнение об исправности или неисправности прибора будут считаться законным основанием для дальнейшей эксплуатации.

В законодательстве определено, кто может проверять состояние водомеров и составлять акт, который допускает использование отображаемых ими данных для оплаты коммунальных услуг. Обратиться в первую попавшуюся фирму, оказывающую подобные услуги, не получится.

Согласно действующим нормам, эту задачу можно поручить только организациям, получившим соответствующую аккредитацию. Кроме того, владелец устройства может обратиться в водоканал.

Хотя проверка счетчиков воды управляющей компанией не проводится, ее сотрудники могут посоветовать фирму с хорошей репутацией, давно функционирующую на рынке данных услуг.

Следить за тем, чтобы не истек срок проведения проверки, должен владелец измерительного устройства. Показания со счетчика, не прошедшего в установленный период поверку, не будут приняты к расчетам компанией-поставщиком.

Федеральная служба по аккредитации определяет, кто должен поверять счетчики воды в квартирах.

Как проводится поверка на дому без демонтажа оборудования

Алгоритм осуществления проверки счетчиков на воду на дому состоит из следующих шагов:

  1. Подача заявки в выбранную организацию с указанием:
    • адреса пользователя,
    • вида, модели устройства, данных производителя,
    • госкода тестируемого прибора,
    • личных данных и контактного телефона.
  2. Проверка у прибывшего по вызову сотрудника наличия лицензии на осуществление работ.
  3. Подтверждение наличия пломбы и нанесение меток поверки.
  4. Получение у мастера документов, свидетельствующих о том, что была произведена проверка приборов учета воды на дому: акта, договора на проведение работ с необходимыми подписями и печатями.

Кто оплачивает услугу и сколько она стоит

Обслуживание, замена и поверка приборов учета водопотребления выполняются на основании договора, который собственник или наниматель помещения заключает с аккредитованной организацией.

Ответ на вопрос, за чей счет поверка счетчиков воды однозначен: все работы оплачиваются потребителем, поскольку данные мероприятия не подпадают под категорию услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или коммунальных услуг.

Нужно принять к сведению, что не осуществляется проверка ИПУ воды управляющей компанией, поскольку законодательство определяет круг уполномоченных на это организаций.

Государственное регулирование на цену поверки не распространяется. Стоимость определяется по соглашению сторон в заключенном между ними договоре.

Право на бесплатную поверку

Согласно актуальным законодательным нормам, мероприятия по поверке приборов учета оплачиваются владельцем квартиры, в которой они установлены.

Если гражданин проживает в помещении на основании договора социального найма, поверка счетчиков воды в муниципальной квартире относится к обязанностям нанимателя. Оплата услуги производится на общих основаниях.

На бесплатную поверку счетчиков на территории РФ могут рассчитывать следующие категории граждан:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • участники Великой Отечественной войны: труженики тыла, вдовы погибших участников ВОВ.

На региональном уровне законодательство допускает расширение этого перечня. Например, право на бесплатную поверку могут иметь:

  • семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;
  • пенсионеры по старости;
  • малоимущие граждане и так далее.

Самостоятельная поверка

Из норм законодательства следует, что проверка счетчиков воды ТСЖ или УК в принудительном порядке является незаконной. Однако в интересах потребителя самому следить за правильностью данных, которые демонстрирует устройство. Причем об этом важно помнить не только в предповерочный период, но и на протяжении всего времени эксплуатации измерительного прибора.

Для владельцев ИПУ актуальным может стать вопрос, как проверить показания счетчика воды самостоятельно, не прибегая к помощи аккредитованных компаний.

Этот способ возможен, но лишь как средство приблизительной оценки корректности показаний прибора, ведь мероприятие не будет засвидетельствовано соответствующим актом и пломбой.

Удостовериться в правильности показаний можно следующим образом:

  1. Запомнить цифры на устройстве (3 знака после запятой).
  2. Выставить среднее давление и наполнить тару с известным объемом.
  3. Из новой цифры на экране вычесть предыдущие данные.
  4. Сравнить результат с объемом слитой в тару воды.

Для уменьшения погрешности имеет смысл провести опыт несколько раз, используя сосуды разного объема.

Правомерность требований УК о проверке показаний водомера

Настоятельные требования от УК о проведении тестирования на пригодность приборов водопотребления, установленных в многоквартирных домах, не закреплены законодательно.

Проверка показаний счетчиков воды управляющей компанией производиться не может, поскольку такие организации не входят в перечень лицензированных и уполномоченных на это государством.

Проверку должен инициировать сам потребитель, направив заявку в организацию, которая имеет действующий аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданный Федеральной службой по аккредитации РФ.

Выводы

Проверка счетчиков воды в квартирах – необходимое и законное требование. Жильцы должны проводить ее вовремя и за свой счет. Срок осуществления поверки может знать сам владелец прибора, а также компания, поставившая устройство на учет. Законодательство содержит отрицательный ответ на вопрос, имеет ли право управляющая компания проверять приборы учета воды или требовать их замены.

Проверки в небольших отелях

Руководители больших и малых отелей регулярно сталкиваются с проверками контролирующих органов. Для кого-то это всегда большая неожиданность, но есть руководители, подготовленные к подобным визитам. В том или другом случае, всем хотелось бы понять и разобраться в вопросах, чаще всего задаваемых представителями проверяющих инстанций.

Подробно описывать все возможные варианты и итоги таких встреч не представляется возможным в данной статье. Кроме того, для каждого объекта существует свой список вопросов. Остановимся на случае, который по статистике интересен многим отельерам, а именно — проверки малых отелей, сегмент которых активно развивается в последние несколько лет.

Гостиничный бизнес Санкт-Петербурга уже много лет волнует вопрос – когда, наконец-то, для мини-отелей будет разработана полноценная законодательная база, регулирующая их деятельность, и полностью отвечающая на вопросы взаимодействия мини-отелей города с представителями закона.

Проверка налоговой инспекции- одна из самых частых проверок, и, наверное, одна из самых предсказуемых. В большинстве случаев проверка проходит в рамках «контрольной закупки», после которой сотрудники налоговой инспекции представляются и объясняют цель своего визита. Проверяют они следующее — правильность пробития кассового чека, предоставление кассового чека и расчетных документов, верность принятия денег и выдачи сдачи, точность времени на контрольно-кассовом аппарате, соответствие наличных денег в кассе и сумме, пробитой по ККМ, наличие документов по ККМ, договор с организацией по обслуживанию кассовой техники, наличие кассового журнала и правильность его заполнения.

Подобная проверка будет успешно пройдена, если в отеле все расчеты проходят официально и по кассе. На случай выявления ошибки, например, такой, как расхождение времени по кассе с официально принятым Московским временем, руководитель организации может быть вызван в офис налоговой инспекции для предоставления документов об устранении данного нарушения. Если это первое и единственное нарушение в компании, то вероятнее всего последует лишь предупреждение без штрафов.

Проверка ГосПожнадзора и МЧС

Пожарные инспекторы «балуют» своими посещениями чаще других контролеров. Ненадлежащее выполнение установленных правил пожарной безопасности может привести не только к материальному ущербу, но и причинить вред жизни и здоровью гостей и сотрудников гостиницы.

Если в отель пришли именно эти люди – важно понять их цель – связана ли эта проверка с плановым обходом или нет.

Чтобы успешно и без штрафов пройти пожарную инспекцию, каждый отель должен иметь на объекте:

1. Система автоматической пожарной сигнализации.

2. Проект к системе АПС, разработанный лицензированной организацией.

3. Сертификаты на установленное оборудование АПС и спецификации на все материалы, которые использовались при ее монтаже.

4. Договор на обслуживание АПС .

5. Журнал обслуживания АПС.

6. Исправные огнетушители с паспортами на каждый огнетушитель.

7. Планы эвакуации из отеля – поэтажные и в каждом номере, учитывая соблюдение ГОСТ к изготовлению планов на обычной и люминесцентной основе.

8. Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности (и этот инструктаж действительно необходимо проводить со всеми сотрудниками организации).

9. Пакет документов по пожарной безопасности, разработанный для каждого отдельного объекта. Это достаточно весомый список, и любая компания, занимающаяся пожарной безопасностью, с радостью проинформирует о нем.

Помимо этого, если у Руководства есть полноценный строительный проект по объекту, то можно сказать, что главная часть проверки успешно пройдена.

У гостиницы также могут запросить предоставить документацию по строительным материалам (для подтверждения их огнеупорности), план занятий с персоналом по отработке действий в случае пожара или иного другого чрезвычайного происшествия, а также любой другой документ для подтверждения соблюдения организацией правил пожарной безопасности. Если же основные требования (не бюрократические, а именно технические) соблюдены, то и с этой проверкой можно справиться.

Проверки Роспортебнадзора.

Под проверкой Роспортебнадзора может скрываться много аспектов. Обозначим основные, которые необходимо выполнять для спокойствия сотрудников отеля и для блага гостей:

1. «Уголок потребителя» — что это и какие документы туда должны входить можно найти в свободном доступе на просторах интернета.

2. Договор на дезинсекцию и дератизацию в помещениях.

3. Санитарные книжки персонала.

4. Договор на вывоз ТБО – если мини-отель работаете в рамках жилого фонда, то чаще всего Роспотребнадзор устраивает, что мусор утилизируется в рамках договора по обслуживанию дома.

5. Договор на стирку и химчистку белья в отеле.

6. Документы по пробам воды в отеле. С одной стороны, Роспотребнадзор может их потребовать, а с другой стороны при их отсутствии многие отели апеллируют к использованию городской воды, которая априори должна соответствовать нормам.

7. Правильно оформленная информационная вывеска отеля с указанием всех необходимых данных.

8. Согласованная или находящаяся на согласовании вывеска отеля. Сейчас этот вопрос в городе курирует Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городская реклама и информация».

Проверки Миграционной службы

В рамках данной проверки организация должна предоставить документы о постановке на учет российских и иностранных граждан, проживающих в отеле. Для тех, кто в Санкт-Петербурге пользуется сертифицированной программой ЭЛПОСТ – данная проверка не представляет никаких трудностей. Для Миграционной службы важен список гостей, проживающих в гостинице. Он должен соответствовать списку гостей, поставленных на учет. С сопоставления этих данных обычно начинается такая проверка, и если расхождений нет, то на этом она успешно завершается.

Для тех же, кто еще не перешел на электронный документооборот, советуем внимательно изучить сроки по подаче документов по российским и иностранным гражданам, и список документов, который должен храниться в отеле.

Проверки ЖКС/ГУЖА

Если организация с соседями не ругается, счетчики на воду, газ и электроэнергию установлены и опломбированы, счета оплачиваются вовремя, то структуры ЖКС и ГУЖА не придут. Есть возможность, что могут уточнить у гостиницы относительно документов по согласованию перепланировок, но это больше вопрос КУГИ, МВК и ПИБ, поэтому оставим это им.

Самое правильное для любой организации – это общаться и дружить с домоуправлением, быть в курсе проблем дома, и по возможности участвовать в решение общедомовых проблем. И будет верно, если о своем ЖКС Вы будете вспоминать не только тогда, когда случаются неприятности, но и в дни праздников, чтобы поздравить и лишний раз поблагодарить людей за их работу.

Проверки ПИБ/КУГИ

Основной список вопросов, исходящий от данной инстанции — это согласование перепланировок, перевод из жилого фонда в нежилой, возможно также – согласование установки кондиционеров (но в Санкт-Петербурге за это отвечает КГА), вопросы по сохранению культурного наследия, исторического облика, т.н. «растекловки» здания (то, что сейчас курирует КГИОП).

Также гостиницу могут навестить следующие Государственные структуры:

1. Полиция. Обычно данная структура приходит с проверкой организационно-правовых документов и организации деятельности в жилом фонде (если мини-отель располагается в жилом доме). Если на отель жалоб нет, и гостиница в хороших отношениях с ЖКС и домоуправлением, кроме того, если организация не занимается никакой незаконной деятельностью — то опасаться нечего. Лучше дружить со своим участковым и иметь в его лице помощника, а не проверяющего врага.

2. ОБЭП (УБЭП). Обычно данная организация приходит внезапно, скорее всего в не рабочее время, и проверяет все. Это может быть, как и «контрольная закупка» (проверка незаконной предпринимательской деятельности), так и проверка организационно-правовых документов. Кроме того, может прозвучать просьба предоставить договор с РАО, трудовые договора с сотрудниками, проект по пожарной системе и т.д. Это, наверное, самый непредсказуемый тип проверки, так как у сотрудников ОБЭП может не быть предписания, и действовать они могут в рамках оперативной разработки. Поэтому, при общении с сотрудниками ОБЭП важно понять цель прихода, и выяснить, действуют ли они самостоятельно или же в компании с какими-либо другими проверяющими органами. Ведь, если непосредственно обвинить отель в незаконной экономической деятельности или в экономических преступлениях невозможно, то тогда какова цель прихода? Что это — «профилактические меры», звонок от конкурентов или нечто иное?

3. Прокуратура. Подобная проверка может в себя включать все аспекты деятельности мини-отеля. Данная структура проверяет соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей, соблюдение правил пожарной безопасности, соблюдение трудового законодательства и многое другое. Прокуратура может запросить предоставление любых документов по любой сфере деятельности мини-отеля – начиная от проекта перепланировки и заканчивая медицинскими книжками персонала, а также документами по согласованию вывески мини-отеля.

Хотелось бы не упустить несколько важных моментов.

1. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Список плановых проверок, особенно Прокуратуры, ГосПожнадзора и Роспотребнадзора можно запросить у структур и информацию обязаны предоставить.

2. Относительно внеплановых проверок – предугадать кто, когда и с каким вопросом придет в отель очень сложно. Тем более что администрация города, или же администрация района может инициировать выборочную или массовую проверку по любому из вопросов достаточно быстро, за 1-2 дня.

3. Конечно, отель может не пускать никакую инстанцию без предписания, и требовать от сотрудников проверяющей организации предоставить документы, подтверждающие проверку. Тут уже каждый решает сам по какому пути пойти.

4. Для точного понимания своих прав и обязанностей всегда полезно ознакомиться с ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В большинстве своем руководители отелей, а особенно мини-отелей, стараются знакомиться и дружить со своим участковым, представителем своего ТСЖ/ГУЖА. Ведь это те люди, которые находятся в подобной ситуации, как и Руководитель мини-отеля, попадают под бесконечный контроль со стороны проверяющих органов, и именно они могут Вам в нужный момент подсказать важную информацию.

Резюмируя вышесказанное, проверки — это всегда неприятно, но не всегда плохо. Если отель стремится к росту и процветанию, то почему бы не делать это в рамках закона. Требования Роспотребнадзора к нормам освещенности рабочих мест, или требования к пожарной безопасности в отеле, как в прочем и контроль налоговой инспекции над законным ведением бизнеса, далеко не бессмысленные, а совершенно необходимые требования.

Правило простое: Соблюдайте законодательство, и большинство проверок могут принести больше пользы, нежели вреда, а также помочь исправить небольшие нарушения.

Наблюдения показывают, что Государственные структуры более лояльно относятся к тем организациям, руководители которых предоставляли требуемые документы и были заинтересованы в вопросах, с которыми пришла проверка.

Наше законодательство для большинства административных правонарушений, особенно совершенных в первый раз, предусматривает альтернативу штрафу в виде вынесения предупреждения. Если же штраф неизбежен, то сумма штрафа для юридического и должностного лица отличаются во много раз, и в силах каждой отдельной компании решить этот вопрос в свою пользу.

Ольга Сирук
эксперт управляющей компании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *