Проведение аттестации

  • автор:

Региональное отраслевое соглашение по организациям системы образования Ярославской области на 2015-2017 гг.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

7.6. При аттестации педагогических работников предусмотрено следующее:

7.6.1. Имеют право на прохождение аттестации на квалификационные категории (высшую, первую) без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности отдельные категории педагогических работников по следующим основаниям:

1) на основании ходатайства организации:

— имеющие звание «Заслуженный», «Народный» (по профилю выполняемой работы);

— победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей при прохождении аттестации впервые после награждения по той должности, по которой работник был представлен на конкурс;

— имеющие учёную степень «кандидат» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы при аттестации на первую квалификационную категорию;

2) на основании ходатайства оргкомитета соответствующего конкурса и (или) конкурсной комиссии при аттестации на первую квалификационную категорию следующие педагогические работники:

— победители (1 место) муниципального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

— победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня, если не имели квалификационной категории по данной должности;

3) на основании ходатайства оргкомитета конкурса и (или) конкурсной комиссии (жюри) при аттестации на высшую квалификационную категорию следующие педагогические работники, имеющие высшую или не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности:

— победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

— победители (1-е место) регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший мастер учреждения профессионального образования», «Преподаватель года учреждения профессионального образования»;

— победители и лауреаты (1-3 место) всероссийских конкурсов профессионального мастерства;

4) привлеченные в межаттестационный период не менее 20 раз к всестороннему анализу профессиональной деятельности при аттестации педагогических работников организаций Ярославской области или к аккредитационной экспертизе основных образовательных программ (при этом количество аккредитационных экспертиз не может превышать 50% от общего числа) при прохождении данным работником аттестации на ту же квалификационную категорию.

Примечание: достижения педагогических работников, отмеченные в данном пункте Соглашения, рассматриваются аттестационной комиссией как результат профессиональной деятельности работников, соответствующий заявленной квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания.

7.6.2. Имеют право на заочное (без выхода специалистов на рабочее место аттестуемого) осуществление процедур аттестации:

— педагогические работники при аттестации на ту же квалификационную категорию по должности, по которой данная категория была установлена (у учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования – с учетом преподаваемого предмета/дисциплины; у педагогических работников, в названии должности которых есть слово «старший», – при условии наличия категории по должности со словом «старший»);

— педагогические работники, имеющие учёную степень «кандидат наук» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы и не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности, при аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

— педагогические работники, получившие в межаттестационный период почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные, правительственные или ведомственные награды за достижения в педагогической деятельности, по ходатайству образовательной организации, согласованному с выборным органом первичной профсоюзной организации (при его наличии);

— в исключительных случаях по ходатайству организации педагогические работники, представившие документы о невозможности пройти аттестацию в очной форме в связи с заболеванием.

7.6.3. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе на ту же должность в другую организацию, в том числе из другого субъекта Российской Федерации, в следующих случаях:

1) при переходе из государственной, муниципальной, негосударственной организации в государственную или муниципальную организацию, если квалификационная категория была присвоена в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 или Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. В противном случае квалификационная категория сохраняется на 1 год;

2) в случае перехода работника с должности «воспитатель», «методист», «инструктор-методист», «тренер-преподаватель», «педагог дополнительного образования» на аналогичную со словом «старший»;

3) в случае перехода работника с должности «учитель» на должность «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования или с должности «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования на должность «учитель» (по тому же учебному предмету / дисциплине);

4) в случае прибытия из бывших союзных республик, но не свыше 5 лет со дня присвоения категории (для педагогических работников, прошедших аттестацию в Украине, сохраняются итоги аттестации в следующем порядке:

— признаются имеющими первую квалификационную категорию лица, получившие категории педагогических работников «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;

— признаются имеющими высшую квалификационную категорию лица, получившие категорию педагогических работников «специалист высшей категории»).

7.6.4. Результаты аттестации педагогического работника могут учитываться при установлении оплаты труда в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических работников:

— в период длительной нетрудоспособности,

— в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет,

— в период длительной командировки на работу по специальности в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность за рубежом,

— в период отпуска до 1 года в соответствии с п. 4. ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

— в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

— в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

— в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения;

— при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе (данное положение не распространяется на лиц, с которыми трудовые отношения были прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 8 ст. 81 и ст. 336 ТК РФ).

Оплата труда педагогического работника в случаях, перечисленных в п. 7.6.4 настоящего Соглашения, устанавливается приказом руководителя организации с момента выхода работника на работу.

Срок установления оплаты труда на основании данного пункта не может превышать одного года. Воспользоваться каждой из вышеперечисленных льгот работник может не более чем один раз.

7.6.5. Квалификационные категории (высшая, первая), установленные педагогическим работникам до утверждения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276), сохраняются в течение срока, на который они были установлены, и учитываются при установлении работнику оплаты труда.

7.6.6. В целях защиты интересов педагогических работников устанавливается, что:

— у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, право на повышенный уровень оплаты труда возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— определение размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом объема их преподавательской (педагогической) работы;

— работодателям рекомендуется письменно предупреждать работника об истечении срока действия квалификационной категории не позднее чем за 3 месяца;

— на основании письменного заявления работника в случаях временной нетрудоспособности в период прохождения аттестации, нахождения в командировке или по другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена (без сохранения оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории после окончания срока ее действия);

— при определении права работника на прохождение аттестации с целью установления высшей квалификационной категории впервые наличие не менее 2-х лет первой квалификационной категории суммируется по итогам предыдущих аттестаций по данной должности;

— истечение срока действия первой квалификационной категории не может служить основанием для отказа при приёме заявления на прохождение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории по той же педагогической должности;

— истечение срока действия квалификационной категории (высшей, первой) в случаях, предусмотренных пунктом 7.6.4., не ограничивает право педагогического работника проходить процедуру аттестации на условиях, предусмотренных п.7.6.2. настоящего Соглашения, в течение года, на который ему была установлена оплата;

— работодателям рекомендуется осуществлять подготовку представления на педагогического работника для аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);

— для членов отраслевого профсоюза увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) допускается только с учетом мотивированного мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (при его наличии);

— информация о дате, месте и времени проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, не позднее чем за месяц до ее начала (при его наличии);

— результаты аттестации педагогического работника на квалификационную категорию учитываются в течение срока их действия при установлении оплаты труда:

· при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа организации;

· при выполнении педагогической работы на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:

Должность,
по которой установлена квалификационная категория

Должность, по которой может учитываться квалификационная категория, установленная по должности,
указанной в графе 1

Учитель

Преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

социальный педагог;

педагог-организатор;

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «учитель»)

Учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель, включая старшего (ведущий начальную физическую подготовку);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Учитель (трудового обучения, технологии)

Мастер производственного обучения (по аналогичному профилю);

преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования по аналогичному профилю);

инструктор по труду

Преподаватель

Учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

социальный педагог;

педагог-организатор;

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «преподаватель»)

Преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования)

Мастер производственного обучения (по аналогичной специальности);

учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного профиля, учебного предмета/дисциплины);

инструктор по труду

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Учитель, преподаватель (ведущий занятия с обучающимися по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» сверх учебной нагрузки, входящей в основные должностные обязанности);

учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

учитель, реализующий программу внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, если профиль программы совпадает с направлением работы педагога дополнительного образования;

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

социальный педагог;

педагог-организатор

Педагог дополнительного образования, включая старшего (физкультурно-спортивная направленность)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель (включая старшего), ведущий начальную физическую подготовку;

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Социальный педагог

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Социальный педагог

Воспитатель (ДОУ)

Инструктор по физической культуре

Педагог-организатор

Тьютор;

старший вожатый;

воспитатель

Тьютор

Педагог-организатор,

старший вожатый

Старший воспитатель

Методист, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа)

Методист, включая старшего

Педагогическая должность с названием «старший»;

инструктор – методист, включая старшего

Старший воспитатель, старший методист, старший инструктор-методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель

Аналогичная должность без названия «старший», методист, инструктор-методист, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа

Тренер-преподаватель, включая старшего

Учитель, преподаватель (ведущий занятия из курса «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», физической культуры, физического воспитания);

инструктор по физической культуре;

руководитель физического воспитания;

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

инструктор – методист, включая старшего

Руководитель физического воспитания

Учитель, преподаватель (ведущий занятия из курса «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», физической культуры, физического воспитания);

инструктор по физической культуре;

инструктор – методист, включая старшего;

тренер-преподаватель, включая старшего (ведущий начальную физическую подготовку);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю)

Инструктор – методист, включая старшего

Учитель, преподаватель (ведущий занятия из курса «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», физической культуры, физического воспитания);

руководитель физического воспитания;

инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель, включая старшего;

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

методист, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа)

Инструктор по физической культуре

Учитель, преподаватель (ведущий занятия из курса «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», физической культуры, физического воспитания);

руководитель физического воспитания;

тренер-преподаватель, включая старшего (ведущий начальную физическую подготовку);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

инструктор – методист, включая старшего

Инструктор по труду

Мастер производственного обучения;

учитель (трудового обучения, технологии);

преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю)

Педагог-психолог

Учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования (по аналогичному профилю);

воспитатель

Мастер производственного обучения

Учитель (трудового обучения, технологии);

преподаватель (аналогичной специальности/учебного предмета);

инструктор по труду;

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю)

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед;

учитель (независимо от преподаваемого предмета либо начальных классов) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;

воспитатель;

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю)

Учитель-логопед

учитель-дефектолог;

учитель (независимо от преподаваемого предмета либо начальных классов) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;

воспитатель;

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю)

Музыкальный руководитель

Учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного профиля, учебного предмета/дисциплины);

преподаватель (аналогичного профиля, учебного предмета/дисциплины образовательного учреждения культуры, учреждения профессионального образования);

концертмейстер

Концертмейстер

музыкальный руководитель;

учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю)

Учитель, преподаватель, работник иной педагогической должности

Методист, включая старшего (образовательных организаций, ГОАУ ЯО ИРО, методических служб муниципального уровня при совпадении профиля)

Таблица содержит исчерпывающий перечень педагогических должностей, в отношении которых может решаться вопрос об установлении оплаты труда по второй педагогической должности.

В случаях, предусмотренных Таблицей, решение об установлении оплаты труда по второй педагогической должности принимает руководитель организации с момента назначения работника на педагогическую должность, указанную во второй графе таблицы.

Итоги аттестации работника на соответствие занимаемой должности по второй педагогической должности не отменяют его права на установление оплаты труда по данной должности в соответствии с настоящим пунктом Соглашения.

Пунктом 7.6.6. решается вопрос об установлении работнику оплаты труда по второй педагогической должности без присвоения квалификационной категории. В связи с этим, в дальнейшем при аттестации впервые на квалификационную категорию по второй педагогической должности работник не может воспользоваться льготой, указанной в подпункте первом пункта 7.6.2. настоящего Соглашения.

Педагогический работник, которому устанавливалась оплата труда по второй педагогической должности с учетом наличия высшей квалификационной категории по первой педагогической должности, может подать заявление на аттестацию с целью установления ему высшей квалификационной категории по новой педагогической должности.

7.7. В целях защиты интересов руководящих работников, если квалификационные категории (первая, высшая) были присвоены в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 г. № 1908, предусмотрено следующее:

— результаты аттестации по руководящей должности могут учитываться при установлении оплаты труда в случае возобновления работником деятельности по руководящей должности на срок не более 1 года или при приёме на работу на должность «методист (включая старшего)» ГОАУ ЯО ИРО, муниципальных методических служб;

— результаты аттестации по должности методист (включая старшего) организации дополнительного профессионального образования (ГОАУ ЯО ИРО, муниципальных методических служб) могут учитываться при возобновлении работником деятельности по должности «методист (включая старшего)» на срок не более 1 года или при установлении ему оплаты труда при приёме на работу на руководящую должность.

Скачано: 171

Общие положения правил проведения аттестации работников

1. Аттестация работников — периодически осуществляемая процедура, целью которой является улучшение подбора и расстановки кадров, стимулирование работников к повышению квалификации, улучшение качества и эффективности работы, обеспечение роста кадровой карьеры и представляет собой компетентную оценку деловых качеств работников и результатов их труда.

2. Основным критерием оценки при аттестации работников является способность работников выполнять возложенные на них должностных обязанностей.

3. Аттестации подлежат все работники Компании, за исключением беременных женщин, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также лица, проработавшие в должности менее одного года. Не подлежат аттестации руководство Компании, члены Правления, корпоративный секретарь Совета директоров, сотрудники Службы внутреннего аудита.

4. Работники проходят аттестацию по истечении каждых последующих трех лет пребывания на работе в Компании.

5. Аттестация включает в себя ряд последовательных этапов:

1) подготовка к проведению аттестации;

2) тестирование работников;

3) собеседование с работником, проводимое аттестационной комиссией;

4) вынесение решения аттестационной комиссии.

Правила формирования аттестационной комиссии

6. Аттестационная комиссия создается приказом Председателя Правления-Президента по представлению Административного департамента и состоит из членов и секретаря комиссии. Из числа членов аттестационной комиссии назначается председатель и его заместитель. Председатель аттестационной комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на ее заседаниях, осуществляет общий контроль и несет ответственность за деятельность и принимаемые ею решения. Секретарь готовит материалы и ведет протокол заседания аттестационной комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии включаются руководитель аппарата, руководители структурных подразделений, представители кадровой и юридических служб Компании. Замещение отсутствующих членов аттестационной комиссии не допускается.

8.Члены аттестационной комиссии проходят аттестацию на общих основаниях и в голосовании относительно себя не участвуют.

9.Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей ее состава.

10.Решение аттестационной комиссии принимается открытым голосованием.

11 .Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

12.Решения аттестационной комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами и секретарем комиссии, присутствовавшими на заседании.

Организация подготовки к проведению аттестации работников

13.Подготовка к проведению аттестации организуется Административным департаментом в соответствии с приказом Председателя Правления-Президента. 14.Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

1) подготовку необходимых документов на аттестуемых;

2) разработку графиков проведения аттестации;

3) определение состава аттестационной комиссии;

4) определение сроков проведения тестирования.

15. Председатель-Правления — Президент, по представлению Административного департамента издает приказ, которым утверждается график проведения аттестации, список работников, подлежащих аттестации, устанавливаются сроки проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

16. Административный департамент уведомляет работников не позднее, чем за два дня до тестирования о дате и времени проведения тестирования и обеспечивает своевременную явку на тестирование.

17. Информация и график проведения предстоящей аттестации доводится до сведения аттестуемого работника под роспись не позднее месяца до начала ее проведения.

18. Непосредственный руководитель работника, подлежащего аттестации, оформляет служебную характеристику и направляет ее в кадровую службу. Служебную характеристику на управляющих директоров и директоров департаментов, подлежащих аттестации, оформляют курирующие вице-президенты и руководитель аппарата.

19. Служебная характеристика должна содержать обоснованную оценку профессиональных, личностных качеств работника, а также результатов его работы за период, указанный в пункте 4 настоящих Правил.

20. Работник, подлежащий аттестации, должен быть заранее, не менее чем за две недели до даты проведения аттестации, ознакомлен с представленными в комиссию материалами. Он имеет право представить в комиссию недостающие материалы, которые, по его мнению, могут повлиять на результаты аттестации, а также ему предоставляется право ознакомиться с тематикой предстоящего на аттестации собеседования. Примерную тематику собеседования для различных категорий работников составляет секретарь комиссии по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений и вносит на утверждение председателю аттестационной комиссии.

21.Секретарь аттестационной комиссии, не позднее, чем за неделю до даты проведения аттестации, представляет в комиссию материалы на каждого аттестуемого работника. В состав материалов входят копии документов об образовании, повышении квалификации, стаже работы, должностная инструкция работника, характеристика аттестуемого и аттестационный лист.

22.Работник вправе письменно заявить в кадровую службу о своем несогласии с представленной на него служебной характеристикой с указанием характеризующей его информации.

23.Секретарем аттестационной комиссии на работника, подлежащего аттестации, оформляется аттестационный лист по форме согласно приложению.

Проведение аттестации

24.Аттестационная комиссия проводит аттестацию в присутствии аттестуемого работника. В случае неявки аттестуемого на заседание комиссии по уважительной причине, рассмотрение вопроса его аттестации переносится на более поздний срок, указанный комиссией, но не позднее одного месяца.

25.Аттестационная комиссия в случае неявки работника на заседание комиссии без уважительных причин вправе принять решение о проведении аттестации в его отсутствие на основе имеющихся материалов.

26. До прохождения собеседования аттестуемый работник сдает тестирование на знание законодательства, касающиеся деятельности Компании и аттестуемого работника и внутренних правовых актов Компании. В зависимости от занимаемой должности устанавливаются различные уровни тестирования.

27.Цель проведения тестирования — объективная оценка знаний и способностей работников. .

28. Пороговое значение для тестирования не устанавливается, однако результаты учитываются при принятии аттестационной комиссией решения.

29.Объективность проведения тестирования обеспечивается стандартностью условий, времени, подсчета результатов, содержания тестов.

ЗО.После завершения тестирования работникам, прошедшим тестирование, выдаются результаты тестирования с подписью лица проводившего тестирование заверенной печатью.

31 .Информация о результатах тестирования оформляется в виде сводной справки и прилагается к материалам дела.

32.Аттестационная комиссия, изучив представленные материалы, рассмотрев результаты прохождения тестирования и проведя собеседование с работниками по тематике вопросов, указанных в пункте 20 настоящих Правил, принимает одно из следующих решений:

1) Соответствует занимаемой должности;

2) Подлежит повторной аттестации;

3)не соответствует занимаемой должности.

33. До принятия решения для оценки уровня профессионализма работника и его соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия может использовать методы анкетирования и групповой дискуссии.

34. К аттестации работников могут, по решению руководства привлекаться казахстанские и иностранные эксперты, экспертные и консалтинговые организации.

35. Повторная аттестация проводится через шесть месяцев со дня принятия аттестационной комиссией решения о ее проведении в порядке, определенном настоящими Правилами. Аттестационная комиссия, проведя повторную аттестацию, принимает одно из следующих решений:

1) Соответствует занимаемой должности;

2) не соответствует занимаемой должности.

36.Работник должен быть ознакомлен с решением аттестационной комиссии.

37.Решение аттестационной комиссии в месячный срок утверждается руководителем Компании.

38.Решения аттестационной комиссии заносятся в аттестационные листы работников с указанием даты и номера соответствующего протокола. Аттестационный лист и служебная характеристика на работника хранятся в его личном деле.

Меры, принимаемые Компанией по результатам аттестации работников

39.Принятие аттестационной комиссией решения о несоответствии занимаемой должности является основанием для перевода работника на другую работу, соответствующую уровню его профессиональной квалификации.

40.В случае невозможности перевода работника на другую работу решение аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности является основанием для прекращения с работником трудовых отношений.

41.Работники имеют право обжаловать меры, принятые Компанией по результатам аттестации, в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров.

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Эта комиссия создается федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории. Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.

Заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?

Аттестация на установление соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности проводят образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

В целях установления квалификационной категории аттестация педагогических работников школ проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте дополнительно — На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории

По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?

Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.

После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности;
  • если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;
  • прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Продолжительность срока действия квалификационной категории

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия.

В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.

ВОПРОС: Насколько длительным может быть период по истечении срока действия высшей квалификационной категории, дающий право педагогическим работникам обращаться в аттестационную комиссию?

ОТВЕТ:Для педагогических работников, имевших высшую квалификационную категорию, срок действия которой по каким-либо причинам истек, пунктом 31 Порядка аттестации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») не устанавливаются сроки давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.

ВОПРОС: Если воспитатель имеет высшую квалификационную категорию и переходит на должность старшего воспитателя, необходимо ли при этом проходить сначала аттестацию в целях установления первой квалификационной категории, а не ранее чем через 2 года – высшей квалификационной категории?

ОТВЕТ: Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 (с изменениями и дополнениями), должности служащих с наименованием «старший» являются производными должностями от одноименных должностей специалистов, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как «воспитатель (включая старшего)», «педагог дополнительного образования (включая старшего)», «тренер-преподаватель (включая старшего)», «методист (включая старшего)», «инструктор-методист (включая старшего)».

Согласно пункту 8 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена.

ВОПРОС: Вносится ли запись в трудовую книжку педагогического работника в связи с установлением ему квалификационной категории (первой, высшей)?

ОТВЕТ: Согласно пункту 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2003 г., регистрационный № 5219), если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.
Следовательно, сведения о результатах аттестации, проведенной на основании заявления педагогического работника для установления ему первой или высшей квалификационной категории, должны быть внесены в трудовую книжку.

ВОПРОС: Имеет ли право аттестационная комиссия принять решение об установлении высшей квалификационной категории педагогическому работнику, пожелавшему (согласно его заявлению) пройти аттестацию на первую квалификационную категорию?

Педагогический работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, что не позволило ему по старому порядку пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с чем он вынужден был аттестоваться на первую квалификационную категорию. Может ли такой педагогический работник пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений.

Поскольку согласно пункту 28 Порядка аттестации педагогические работники в заявлении указывают квалификационную категорию, на которую они претендуют, аттестационная комиссия не вправе принять решение об установлении квалификационной категории, на которую педагогический работник не претендовал.

Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

В соответствии с пунктом 31 Порядка аттестации истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.

Следовательно, в указанном случае работник вправе до истечения двухлетнего периода после установления первой квалификационной категории обратиться с заявлением в аттестационную комиссию об установлении высшей квалификационной категории.

ВОПРОС: Как проводить аттестацию на установление квалификационной категории педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком? Требуется ли после выхода из отпуска по уходу за ребенком проработать не менее 2 лет перед аттестацией на установление квалификационной категории?

ОТВЕТ: Аттестация в целях установления квалификационной категории в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 24 Порядка аттестации проводится по желанию педагогических работников.

В соответствии с пунктом 29 Порядка аттестации педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право подавать заявление в аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории. При этом, Порядок аттестации не предусматривает к таким педагогическим работникам требований проработать перед аттестацией не менее 2 лет.

Необходимо также, обратить внимание на то, что оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории может осуществляется на основе результатов их работы до ухода в указанный отпуск, представленных в аттестационную комиссию специалистами, привлеченными для всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

ВОПРОС: Можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации на установление высшей квалификационной категории по должностям «учитель» и «преподаватель» (например, «учитель иностранного языка» и «преподаватель иностранного языка»)?

ОТВЕТ: Согласно разделу III должностей педагогических работников Единого квалификационного справочника работников образования (приказ Минтруда РФ от 26.08.2010 №761н) должности «учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.

Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».

На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».

Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая деятельность оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская деятельность осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» — в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы.

ВОПРОС: Если заместитель директора ведёт часы по должности «учитель», может ли он подать документы на аттестацию по должности «учитель»?

ОТВЕТ: Порядок проведения аттестации применяется к педагогическим работникам, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной образовательной организации, а также путём совмещения должностей наряду с работой в той же образовательной организации, определённой трудовым договором.

Это означает, что заместитель директора может подать документы на аттестацию по должности «учитель».

ВОПРОС: Можно ли раньше срока подать заявление на туже квалификационную категорию?

ОТВЕТ: В Порядке аттестации педагогических работников не предусмотрено ограничений по срокам подачи заявления на установление квалификационной категории. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Конкретный срок аттестации для каждого педагогического работника аттестационная комиссия устанавливает индивидуально с учетом действия ранее установленной квалификационной категории.

ВОПРОС: Какой документ получит педагогический работник, прошедший аттестацию в целях установления квалификационной категории? Требуется ли заполнение аттестационных листов при принятии аттестационной комиссией решения об установлении педагогическому работнику квалификационной категории?

ОТВЕТ: Порядком аттестации не предусматривается оформление аттестационных листов. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы государственной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

На основании распорядительных актов уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации работодатели вносят в трудовые книжки педагогических работников соответствующие записи об установленной квалификационной категории, изменяют размер оплаты труда, вносят изменения в трудовые договоры с работником путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

ВОПРОС: Каким образом педагогический работник может подтвердить наличие у него квалификационной категории и срок ее действия при трудоустройстве в другую образовательную организацию при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации, если Порядок аттестации не предусматривает оформление аттестационного листа?

ОТВЕТ: При трудоустройстве в другую образовательную организацию, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации наличие квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждается записью в трудовой книжке педагогического работника.

По требованию педагогического работника ему может быть выдана выписка из протокола заседания аттестационной комиссии.

ВОПРОС: Применяется ли Порядок аттестации для аттестации педагогических работников организаций, не имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности?

ОТВЕТ: Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, а организацией, осуществляющей обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, а, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками, к которым применяется Порядок аттестации.

В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с работниками организаций, не имеющих лицензии, является пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (часть вторая статьи 81 ТК РФ).

ВОПРОС: Если педагогическому работнику отказано в установлении высшей квалификационной категории, имеет ли он право сразу подать заявление на первую категорию?

ОТВЕТ: Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории.

ВОПРОС: С какой даты педагогическому работнику устанавливается первая (высшая) квалификационная категория?

ОТВЕТ: Квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается со дня принятия решения о присвоении первой (высшей) квалификационной категории педагогическому работнику аттестационной комиссией.

ВОПРОС: Я преподаю несколько предметов (химия, биология, физика), при аттестации на категорию я должна указывать один предмет (учитель биологии), тогда как быть с остальными предметами?

ОТВЕТ: При подаче заявления в аттестационную комиссию педагог указывает должность из перечня должностей Единого квалификационного справочника должностей (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н)). В результате успешной аттестации аттестационная комиссия устанавливает квалификационную категорию по должности, в Вашем случае – по должности «учитель».

ВОПРОС: В образовательной организации среднего профессионального образования преподаватель-организатор ОБЖ по совместительству является преподавателем профессионального модуля (раздел основы медицинских знаний). Надо ли ему дополнительно проходить аттестацию по должности «Преподаватель»?

ОТВЕТ: В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н), должность преподаватель и преподаватель-организатор ОБЖ – две разные должности. В соответствии с требованиями, установленными законом и действующим на сегодняшний день порядком аттестации – педагогический работник обязан проходить раз в пять лет аттестацию по должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *