Протокол о товарах таможенный союз

  • автор:

Протокол от 16.10.2015 «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза»

1. Пониженные ставки пошлин применяются при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан из третьих стран и их помещении под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, в соответствии с перечнем, утверждаемым Евразийской экономической комиссией (далее — Комиссия), с учетом условий, предусмотренных параграфом 307 Доклада Рабочей группы о присоединении Республики Казахстан к Всемирной торговой организации в качестве условия присоединения Республики Казахстан к Всемирной торговой организации.

2. Ведение перечня, включая его актуализацию и приведение в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), осуществляется Комиссией.

3. Товары, включенные в перечень, ввезенные на территорию Республики Казахстан с территорий третьих стран с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, предусмотренным перечнем, и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, являются условно выпущенными товарами в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

4. Республика Казахстан обеспечивает принятие необходимых мер по недопущению вывоза товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, на территорию других государств-членов.

5. При ввозе товаров, включенных в перечень, на территорию Республики Казахстан с территорий третьих стран, ввозные таможенные пошлины могут быть уплачены исходя из ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС. В этом случае соответствующий товар приобретает статус товара Евразийского экономического союза в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

6. Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством предоставляет право запрашивать и получать у компетентных органов информацию об уплате таможенной пошлины, необходимую для перемещения товаров, включенных в перечень, с территории Республики Казахстан на территории других государств-членов.

7. Декларант, иное лицо, обладающее правом владения соответствующими товарами, перевозчик товаров, включенных в перечень и перемещаемых с территории Республики Казахстан на территории других государств-членов, обязаны обеспечить соблюдение требований по перемещению таких товаров, установленных настоящим Протоколом и в соответствии с ним, и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством государства-члена.

8. В целях мониторинга и контроля оборота товаров, включенных в перечень, таможенные органы государств-членов с 1 декабря 2016 г. в режиме реального времени осуществляют обмен в электронном виде данными и сведениями из таможенных деклараций о ввозе и помещении под таможенные процедуры на территории Республики Казахстан таких товаров в соответствии с составом сведений, предусмотренным приложением 1 к Соглашению об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 19 октября 2011 года.

С даты вступления в силу настоящего Протокола по 1 декабря 2016 г. указанный обмен данными и сведениями осуществляется 1 раз в 2 дня.

9. Республика Казахстан обеспечивает прослеживаемость товаров, включенных в перечень, в части указания номеров таможенных деклараций и порядковых номеров товаров по таможенной декларации при их обращении на территории Республики Казахстан.

10. Республика Казахстан создает систему учета товаров, включенных в перечень, вывозимых в другие государства-члены (далее — система учета). Система учета должна предусматривать соотнесение сведений о товарах, включенных в перечень и вывозимых в другие государства-члены, с информацией о товарах, в отношении которых ввозные таможенные пошлины уплачены по ставкам ЕТТ ЕАЭС.

Система учета должна предусматривать формирование и регистрацию в государственной базе данных Республики Казахстан товаросопроводительного документа, содержащего сведения о товарах, их количестве, сведения, указанные в пункте 9 настоящей статьи, сведения об уплате ввозных таможенных пошлин по ставке ЕТТ ЕАЭС. Наличие такого документа, зарегистрированного в системе учета, является условием вывоза соответствующих товаров в другие государства-члены.

Отсутствие такого документа является основанием для перевозчика для отказа в принятии к перевозке соответствующих товаров.

Информация, содержащаяся в системе учета, передается уполномоченным органом Республики Казахстан в уполномоченные органы других государств-членов. Уполномоченные органы государств-членов разрабатывают и утверждают порядок и технические условия передачи информации, содержащейся в системе учета.

11. В целях контроля правомерности перемещения товаров государства-члены в соответствии со своим законодательством вправе осуществлять учет товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов, устанавливать требование о наличии документа, указанного в абзаце втором пункта 10 настоящей статьи, в отношении товаров, включенных в перечень, в числе обязательных товаросопроводительных документов, наличие которых предусматривается в рамках функционирования национальных систем учета взаимной торговли.

12. Государства-члены устанавливают в своем законодательстве ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Протоколом и в соответствии с ним.

Вступление в силу названных законодательных актов не внесло серьезных изменений в ранее действовавшие порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках стран – участниц ЕАЭС.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов, по сути, дублирует подписанные ранее в рамках Таможенного союза протоколы по товарам и услугам.

Сохранившийся принцип страны назначения предусматривает налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном установленному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы ЕАЭС.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляет документы (их копии), перечисленные в п. 4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

При импорте товаров взимание косвенных налогов осуществляет налоговый орган государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства-члена, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, – комиссионер, поверенный или агент.

При импорте одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

В случае выполнения работ и оказания услуг место реализации определяют по правилам п. 29 приложения 18 к Договору ЕАЭС, аналогичным ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, как правило, являются договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг; иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

Внимание! Членами ЕАЭС являются государства, подписавшие Договор о ЕАЭС: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения (п. 1 ст. 1, абз. 3 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС, часть первая ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС). В ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика на основании Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС плательщики получили больше прав при администрировании НДС в части представления соответствующей информации, включая заявление о ввозе товаров, в электронном виде.

Особенности исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС установлены разд. II Протокола о порядке взимания косвенных налогов (часть вторая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС). При этом положения названного протокола применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения.

Белорусским экспортерам при вывозе товаров в государства – члены ЕАЭС необходимо учитывать следующие моменты:

1) при определении места реализации товаров следует руководствоваться законодательством Республики Беларусь (часть третья п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

2) реализация товаров на экспорт в Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Армения облагается НДС по ставке 0 % (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС; часть первая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

3) нулевая ставка НДС применяется к товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) для документального подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров в государства – члены ЕАЭС предоставлено 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (часть первая п. 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) при экспорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения белорусский плательщик (экспортер) имеет право на налоговые вычеты (часть вторая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 1. Уплата НДС при участии белорусской организации в выставке на территории Российской Федерации

Белорусская организация организовала выставку произведений искусства на территории Российской Федерации, в связи с чем оплатила оказанные ей выставочные услуги российской фирме.

Обязана ли белорусская организация производить уплату НДС за оказанную ей услугу?

В рассматриваемой ситуации выставочные услуги оказаны на территории Российской Федерации, поэтому НДС должна уплатить российская фирма в бюджет Российской Федерации. Таким образом, белорусская организация не должна уплачивать НДС. Данный вывод обоснован следующими нормами законодательства.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору о ЕАЭС.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Договором о ЕАЭС (п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена (подп. 3 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 2. Взимание НДС при оказании посреднических услуг

Белорусская организация заключила возмездный договор с российской фирмой. Согласно этому договору белорусская организация получает от белорусских предприятий, которым российская фирма отгрузила продукцию, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) и передает их российской стороне.

Обязана ли белорусская организация уплачивать НДС и если да, то по какой ставке? Является ли эта услуга бухгалтерской?

В рассматриваемой ситуации белорусская организация обязана уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь с применением ставки 20 %. Данный вывод вытекает из следующего.

Предмет заключенного договора не подпадает под термин «бухгалтерская услуга», поэтому следует применять подп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, которым предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказывает налогоплательщик этого государства-члена.

Справочно: бухгалтерские услуги – это услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности (п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Применение нулевой ставки НДС в рассматриваемой ситуации нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов, а также НК не предусмотрено.

Особенности исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) с территории государств – членов ЕАЭС

Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств – членов ЕАЭС, признается объектом обложения НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (ст. 5, п. 2 ст. 95 НК).

Справочно: к международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, относится вступивший в силу с 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС. Таможенный союз представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств – членов ЕАЭС, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (абз. 15, 16 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС).

Во взаимной торговле товарами между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Российской Федерацией (государствами – членами ЕАЭС) взимание косвенных налогов, в т.ч. НДС, осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их обложение НДС при импорте (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС (за исключением помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров, включая плательщиков, применяющих специальные (особые) режимы налогообложения (часть первая п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Рассмотрим основные положения, на которые белорусским плательщикам, импортирующим товары с территории государств – членов ЕАЭС, следует обращать внимание:

1) при ввозе в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения НДС взимают налоговые органы Республики Беларусь по месту постановки на учет собственника товаров, а в случаях, предусмотренных НК, – комиссионер, поверенный или иное аналогичное лицо (п. 4 ст. 95 НК; подп. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Внимание! НДС при ввозе товаров обязаны уплачивать все импортеры независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь товары облагаются НДС в зависимости от вида ввозимого товара по следующим ставкам: 10 % или 20 % (п. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 1.2.2, 1.3.2 п. 1 ст. 102 НК);

3) НДС необходимо уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет или наступления срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга (п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга), импортеру необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (часть II) и пакет соответствующих документов (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

6) при увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС должна быть увеличена на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. В этом случае уплату НДС и представление налоговой декларации необходимо производить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе

от 11 декабря 2009 года

Правительства государств — членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,

признавая общепринятые нормы и правила международной торговли,

руководствуясь статьей 4 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года,

исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за экспортом и импортом товаров, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств — членов таможенного союза,

желая с этой целью оказывать друг другу содействие,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров

1. При экспорте товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее — налогоплательщик) государства — члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При экспорте товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

2. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее — договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) — договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *