Пространственные формы общения с допрашиваемым

  • автор:

Психологические особенности допроса

Общие социально-психологические условия проведения допроса

Допрос в ходе предварительного следствия (в суде1) — наиболее распространенный вид процессуального общения. С социально-психологической стороны допрос — довольно динамичная разновидность профессионального общения, характеризующегося целым рядом психологических особенностей, обусловленных особым порядком его проведения, процессуальным положением участвующих в нем лиц, их отношением к расследуемому преступлению. Все это оказывает сильное влияние на характер коммуникативной ситуации во время допроса, выбор и применение следователем различных психологических приемов в ходе его проведения.

В зависимости от коммуникативной ситуации различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения всех допрашиваемых независимо от их процессуального положения условно можно разделить па три основные категории лиц: а) заинтересованных в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающих своими показаниями помощь правоохранительным органам; б) безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов, к самой возможности давать показания; в) незаинтересованных в том, чтобы преступление было раскрыто, и вследствие этого активно противодействующих усилиям правоохранительных органов.

Под этим углом зрения перейдем к рассмотрению психологических особенностей допроса в ходе предварительного следствия.

1. Получение информации о личности допрашиваемого, его индивидуально-психологических особенностях. Допросу в ходе предварительного расследования, когда это необходимо, предшествует сбор информации о личности допрашиваемого, его отношении к преступлению и о других обстоятельствах, имеющих отношение к делу. Особую помощь следователю на данном этапе может оказать использование следующих методов: анализ результатов деятельности изучаемого лица; беседа с теми, кто его хорошо знает; метод обобщения независимых характеристик; непосредственное и опосредованное наблюдение за ним, его поведением; сопоставление результатов наблюдения и другой полученной информации. Среди различных индивидуально-психологических особенностей допрашиваемого лица наибольший интерес представляют структурные образования его личности, составляющие ее направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу, которые проявляются в его самооценке, отношении к окружающим, способах удовлетворения им материальных и духовных потребностей, а также такие черты характера, как эмоциональная уравновешенность, агрессивность, тревожность, подозрительность, трусливость и некоторые другие. С учетом полученных сведений прогнозируется позиция, которую займет допрашиваемый, намечаются пути установления с ним взаимопонимания, преодоления возможных конфликтов.

Такая углубленная подготовительная работа чаще всего проводится в следственных ситуациях, когда допрос представляет особую важность для дела, особенно если допрашиваемый фактически подозревается в причастности к совершенному преступлению.

Между тем на практике следователь нередко вынужден допрашивать свидетеля, не имея времени на изучение его личности либо будучи лишенным необходимых источников получения информации о нем. В подобных случаях изучение индивидуально-психологических особенностей свидетеля начинается с первых же контактов с ним, предваряющих собственно допрос, и продолжается на всем протяжении допроса. В таких ситуациях исключительно велика роль предварительной беседы со свидетелем, наблюдения за его поведением, психофизиологическими реакциями.

  • 2. Вызов свидетеля (потерпевшего) на допрос. Согласно ст. 188 УПК свидетель, потерпевший вызываются на допрос повесткой. Основанием для принятия подобного решения может служить предположение следователя о том, что субъект располагает важной для дела информацией. Другим фактором, влияющим на принятие данного решения, является характер следственной ситуации определяющий необходимость безотлагательного вызова свидетеля. Оценка следователем информационных возможностей субъекта с учетом сложности следственной ситуации, когда на него воздействуют заинтересованные лица, может ускорить принятие подобного решения.
  • 3. Пространственная организация общения во время допроса. Пространственные формы общения с допрашиваемым зависят от характера отношений (конфликтные, бесконфликтные) и тактического замысла, реализуемого во время допроса (рис. 15.1).

Рис. 15.1. Варианты пространственной организации общения участников допроса:

1 — следователь; 2 — допрашиваемое лицо

Объективно пространственная зона общения следователя с любым посетителем задается обстановкой кабинета, в котором проходит допрос. Однако встречаются различные варианты, в которых в той или иной мере проявляются закономерности восприятия людьми друг друга с учетом характера диалога: от подчеркнуто формализованного до психологически сближенного, когда свидетелю предлагается сесть в непосредственной близости от рабочего стола следователя (в его персональной зоне общения — см. гл. 14).

Первый вариант: по предложению следователя (1) допрашиваемый (2) садится в 2-3 м от него. Такое расположение свидетельствует о подчеркнуто формализованном характере общения. В психологическом отношении данная форма пространственной организации допроса менее удобна для допрашиваемого, который будет ощущать себя как бы «на виду» у следователя (рис. 15.1, а).

Второй вариант в психологическом отношении представляет более «защищенную» для допрашиваемого форму пространственной организации общения. Иногда к ней умышленно прибегают и для того, чтобы в поле зрения допрашиваемого оказались какие-либо лежащие на столе следователя фотографии, фрагменты документов (рис. 15.1, б).

Третий вариант предполагает более близкое пространственное расположение следователя и допрашиваемого друг напротив друга (на расстоянии примерно 50-70 см), что может подчеркивать еще более доверительный характер отношений (рис. 15.1, в).

В любом из рассмотренных вариантов следователь сохраняет за собой статусно-доминирующее положение, инициативу изменения пространственной организации общения, связывая ее со своим тактическим замыслом.

Пространственная организация общения, когда следователь (1) позволяет себе проводить допрос какого-либо высокого должностного лица в кабинете последнего, в психологическом отношении неблагоприятна для следователя (рис. 15.1, г), поскольку в подобных ситуациях допрашиваемый (2) сохраняет за собой внешние признаки статусно-ролевого доминирования, что может косвенно повлиять на поведение допрашиваемого, ход и результаты допроса. Поэтому, какое бы высокое служебное положение ни занимал субъект, его допрос психологически более оправданно проводить в кабинете следователя.

4. Общение, непосредственно предшествующее допросу. Закон четко не разграничивает стадии процессуального общения, однако в нем совершенно определенно указывается, что именно должен сделать следователь с момента явки к нему свидетеля до начала допроса. Согласно ст. 164, 189 УПК собственно допросу предшествует довольно непродолжительная стадия профессионального общения, во время которой следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему его права, предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отказ от дачи показаний.

Данная ситуация профессионального общения, обусловленная необходимостью «удостовериться в личности свидетеля», по времени соответствует распространенной в обществе ситуации знакомства. От того, насколько корректно поведет себя следователь с первых же минут общения со свидетелем, во многом будут зависеть их коммуникативные отношения в дальнейшем. Именно в эти первые 3-5 минут общения закладывается необходимый фундамент психологического контакта между будущими участниками диалога.

Что собой представляет данный феномен? Прежде всего, это сама атмосфера общения, при которой «допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины». Здесь исключительно велика роль вежливого, подчеркнуто уважительного отношения следователя к явившемуся на допрос гражданину. Вот почему, удостоверяясь в личности вызванного гражданина, необходимо строго следовать правилам речевого этикета, предписывающим лицам, вступающим в контакт, обменяться взаимными приветствиями.

Поскольку инициатором встречи, проходящей у него в кабинете, в данной ситуации выступает следователь (дознаватель), он предлагает явившемуся к нему лицу сесть. Он же выбирает ответную форму приветствия, придав ему определенную эмоциональную тональность, сопроводив свои слова соответствующими жестами, подчеркивающими ту или иную степень расположения к данному субъекту.

Подобная коммуникативная ситуация как бы предоставляет возможность следователю воспользоваться ею, чтобы составить предварительное мнение об особенностях характера, поведения, воспитанности вошедшего. Наблюдение за допрашиваемым с первых же минут его появления в кабинете следователя, особенно за его моторикой, мимическими реакциями, тональностью сказанных им первых фраз, нередко помогает определить, насколько он обеспокоен вызовом к следователю, задуматься о возможных причинах его эмоционального состояния и проверить их в последующем во время допроса путем постановки различных вопросов. В связи с этим свидетелю можно задать несколько нейтральных в содержательном плане вопросов, не касающихся самого предмета допроса. Подобные вопросы-обращения обычно входят в принятые в обществе этикетные выражения, которыми демонстрируется уважительное отношение к человеку.

Этот ряд этикетных выражений может быть дополнен и другими репликами с учетом конкретной обстановки. Некоторые авторы рекомендуют в подобных случаях «выразить свое удовлетворение, например по поводу того, что посетитель явился в точно назначенное время, тогда как погода или другие обстоятельства могли задержать его» и т.д. Прибегать к такого рода этикетным выражениям следует, соблюдая определенный такт, чувство меры, правила вежливости, ибо в противном случае они будут выглядеть нарочито искусственными и вызовут негативную реакцию.

Итак, первоначальный диалог, обусловленный самим фактом прихода вызванного на допрос, обменом взаимными приветствиями, позволяет следователю продемонстрировать свое вежливое, корректное отношение к нему, доброжелательность, уважение к его личному достоинству, наконец, уровень своего воспитания. Но нельзя забывать и того, что вошедший в кабинет тоже внимательно наблюдает за поведением следователя, его жестами, тональностью речи и т.п. Искаженное восприятие личности следователя, а также расхожие в обществе негативные социальные стереотипы иногда с первых минут встречи могут возводить определенный барьер взаимного непонимания и недоверия между следователем и допрашиваемым, особенно если эти стереотипы находят подтверждение в поведении следователя.

Определенную психологическую нагрузку несет разъяснение свидетелю его права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), а также его обязанностей, предупреждение об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отказ от дачи показаний (ст. 307, 308 УК).

Если для следователя процедура предупреждения свидетеля носит формальный характер, не оказывающий никакого воздействия на его психику, то для свидетеля, особенно впервые вызванного на допрос, она может восприниматься совершенно по-иному и быть понята как выражение ничем не оправданного к нему недоверия и даже угрозы со стороны следователя. Допуская такую возможность, следует придать словам предупреждения соответствующую нейтральную тональность, поскольку интонационные нюансы здесь особенно значимы и несут гораздо больше информации, чем мы думаем. Иногда рекомендуется дополнительно использовать так называемые актуализаторы вежливости — слова, специально подчеркивающие уважительное отношение к допрашиваемому, свидетельствующие о том, что следователь положительно оценивает его качества (социально-статусные, ролевые, личностные) и не сомневается в том, что свидетель с присущей ему честностью расскажет все известное ему по делу и выполнит тем самым свой гражданский долг.

Допустимая в обращении замена фамилии свидетеля на его имя-отчество лишний раз подчеркнет уважительное отношение следователя к нему, тем более, если этот человек старше его по возрасту. Недооценка указанных общепринятых норм и правил поведения, в которых зафиксирован социальный опыт многих поколений, малейший отход от них всегда чутко фиксируются в коммуникативных процессах и нередко негативно влияют на взаимопонимание и развитие психологического контакта.

Допрос в ходе предварительного следствия (в суде) является наиболее распространенным видом процессуального общения. С социально-психологической стороны допрос — динамичная разновидность профессионального общения, протекающего в особом режиме, характеризующемся рядом психологических особенностей, обусловленных процессуальным порядком его проведения, а также правовыми последствиями, связанными с его результатами.

В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса, различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения всех допрашиваемых условно можно разделить на три основные категории лиц:

1) заинтересованные в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающие своими показаниями помощь правоохранительным органам в установлении истины по делу;

2) безразлично относящиеся к деятельности правоохранительных органов;

3) не заинтересованные в том, чтобы преступление было раскрыто, а истина — полностью установлена, и вследствие этого противодействующие усилиям правоохранительных органов.

Рассмотрим наиболее общие социально-психологические рекомендации, имеющие значение для установления психологического контакта с допрашиваемыми лицами.

Получение информации о личности допрашиваемого, его индивидуально-психологических особенностях. Допросу в ходе предварительного расследования, когда это вызывается необходимостью, предшествует сбор информации о личности допрашиваемого, его отношении к совершенному преступлению и другим обстоятельствам дела.

Особую помощь следователю в этих условиях может оказать использование следующих методов: анализ результатов деятельности изучаемого лица; беседа с теми, кто его хорошо знает; метод обобщения независимых характеристик; непосредственное и опосредованное наблюдение за ним, его поведением; сопоставление результатов наблюдения и другой полученной информации. Вызов свидетеля на допрос. Основанием для принятия подобного решения служит информация о том, что субъект располагает (может располагать) определенными сведениями по делу. Другим фактором, влияющим на принятие данного решения, является характер следственной ситуации, определяющий необходимость его безотлагательного вызова. Опенка следователем информационных возможностей субъекта с учетом сложности следственной ситуации, когда на него воздействуют заинтересованные лица, может ускорить принятие подобного решения. Следователь, выбирая тот или иной способ вызова свидетеля (а иногда и сам являясь для его допроса туда, где тот работает или служит), может извлечь из этого определенные тактические преимущества. Они объективно создаются фактором внезапности, поскольку субъекту не оставляется времени для налаживания контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованных мер, направленных на сокрытие истины.

Пространственная организация общения во время допроса. Выбор следователем пространственных форм общения с допрашиваемым зависит от характера отношений (бывают конфликтные, бесконфликтные) и тактического замысла.

Объективно общая пространственная зона общения следователя с любым посетителем задается обстановкой кабинета, в котором происходит допрос. Однако встречаются различные варианты, в которых в той или иной мере проявляются закономерности восприятия людьми друг друга в процессе общения с учетом характера диалога— от подчеркнуто формализованного до психологически сближенного, когда приглашенному свидетелю предлагается сесть в непосредственной близости от рабочего стола следователя (в его персональной зоне общения).

В любом из вариантов следователь должен сохранять за собой статусно-доминирующее положение, инициативу изменения пространственной организации общения, связывая ее со своим тактическим замыслом.

Допрос — источник доказательств. При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человеквоспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также то, что одни и те же слова могут передаваться различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей. Главная задача, которая стоит перед следователем при производстве допроса, — выявление объективной чувственной первоосновы по субъективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаимодействии следователя с допрашиваемым и оказании последнему мнемической помощи, суть которой состоит в содействии восстановлению в памяти допрашиваемого забытого им материала. Такая помощь оказывается следователем на основе оживления смысловых и пространственно-временных связей и ассоциаций. Припоминание может быть:

• автоматическим, когда быстро припоминают то, что хорошо помнят;

• когнитивным, на которое необходимо определенное напряжение или усиление:

•рефлективным, когда для припоминания необходимо размышление.

В целях мобилизации памяти допрашиваемого следователь применяет один из следующих мнемических приемов:

V возможность свободного рассказа;

Sего повторение с различных стадий повествования (с середины или конца события);

•Sпредъявление вещественных доказательств, которые находятся в определенной связи с забытым фактом;

Sдопрос на месте происшествия;

У ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц и т.п.

Следователь может помочь припомнить забытое, сопоставляя уже полученные от допрашиваемого сведения и активизируя осмысленное припоминание событий. При этом необходимо учитывать, что к непреднамеренно сложным показаниям обычно склонны лица эмоциональные и легковозбудимые.

Оказывая допрашиваемомумнемическую помощь, следователь должен учитывать тип памяти этого лица, способность к смысловым ассоциациям и образности восприятия, а также его возрастные особенности. Ведь очевидно: чем младше ребенок, тем больше ему могут быть непонятны какие-то явления. Необходимо помнить и о том, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут возникнуть определенные затруднения в припоминании. Так, если лицо находится в перевозбужденном состоянии, то проведение допроса следует прервать или вовсе отложить.

При оценке показаний допрашиваемого и определении истинности следует обращать внимание на:

Sлогическую связь сообщаемых сведений и их непротиворечивость или же, наоборот, противоречивость;

Sсоответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам;

Sобщие психофизические особенности допрашиваемого. Для правильной оценки показаний о продолжительности сложных событий следователь должен разделить их на эпизоды или части, выявить продолжительность каждого из них с дальнейшим определением общей продолжительности всего события. Что же касается показаний, связанных с установлением размера, цвета, формы, то следователь должен точно установить место расположения очевидца определенных событий и физические условия их восприятия.

Расположение собеседников и партнеров за столом

2. Расположение собеседников и партнеров за столом

Существуют общие правила взаимодействия участников деловых бесед и коммерческих переговоров в зависимости от того, какое место за столом они занимают. Рассмотрим вначале расположение участников в условиях рабочего кабинета за прямым прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника:

1) угловое расположение,

2) позиция делового взаимодействия,

3) конкурирующе-оборонительная позиция и

4) независимая позиция.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской непринужденной беседой (рис. 1).

Рис. 1. Позиция углового расположения

Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника: можно за него удалиться. При этом расположении отсутствует территориальное разделение стола.

Когда два человека работают в соавторстве над какой-либо проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия (рис. 2). Это одна из самых удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

Рис. 2. Позиция делового взаимодействия

Положение собеседников друг против друга обычно создает атмосферу соперничества (рис. 3).

Рис. 3. Конкурирующе-оборонительная позиция

Такое расположение собеседников способствует тому, что каждая сторона придерживается своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Люди занимающие такое положение за столом в том случае, если они находятся в отношении соперничества или когда один из них делает выговор другому. Если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях служебной субординации.

Каким бы бизнесом вы не занимались, следует знать, что конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседника, не создает непринужденной атмосферы. Большее взаимопонимание будет достигнуто в угловом положении и в позиции делового сотрудничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.

Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать угловую позицию при предъявлении своего материала. Предположим, вам нужно предъявить образец, схему или книгу на рассмотрение человеку, сидящему напротив вас за прямоугольным столом. Сначала положите, то, что вы хотите предъявить на центральную линию стола. Если он наклонился вперед, чтобы лучше рассмотреть ваш материал, но не придвигает его к себе, это значит, что ему ваш товар малоинтересен. Если же он придвинет его на свою сторону, то это означает, что проявил к нему интерес. Это дает возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять угловую позицию или позицию делового сотрудничества. Однако если он оттолкнет то, что вы ему принесли, значит, сделка не состоится и нужно как можно быстрее заканчивать разговор.

Люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом, занимают независимую позицию (рис. 4).

Чаще всего занимают такое положение посетители библиотек, отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Ее следует избегать в случае, когда требуются откровенная беседа или заинтересованные переговоры.

Рис. 4. Независимая позиция

При рассадке участников официальных приемов надо учитывать психологический аспект. В рабочих кабинетах столы часто ставятся буквой «Т». Чем выше положение руководителя, тем больше эта буква. Посетителя предлагают сесть за стол, во главе которого находиться хозяин данного кабинета. Сразу проявляется отношение доминирования. Порой доминирование стремятся подчеркнуть. Иногда хозяин кабинета выступает на равных с собеседником. В этом случае, если позволяет площадь кабинета, можно поставить отдельно стол для переговоров. Он может использоваться и для совещаний с подчиненными, если руководитель хочет держаться «на равных» с подчиненными.

Существенно влияет на создание психологического климата не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для подчеркивания отношений субординации. Здесь отношения сотрудничества скорее устанавливаются с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причем от человека, который сидит справа от вас, будет исходить больше внимания, чем от человека слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать сидящий напротив.

За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса главенствующим местом считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.

Не случайно существует выражение «беседа за круглым столом». Круглый стол подразумевает равноправие участников, неформальный характер встречи, свободный обмен мнениями и взглядами. Беседа за журнальным столиком носит еще более неформальный, неофициальный характер.

Таким образом, квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, коммерческих переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся. Круглый стол чаще используется для создания непринужденной атмосферы и хорош в случае если нужно достигнуть соглашение.

Для проведения деловых переговоров нужно не только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать наибольший психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете его на торжественный обед к себе домой или в ресторан.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваш гость сидел спиной к стене. Психологами доказано, что у человека повышается частота дыхание, сердцебиение и мозговое давление, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной постоянное хождение. Кроме того, напряжение возрастает, когда спина человека повернута к входной двери или окну, особенно если это окно первого этажа.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Мы находимся на стыке тысячелетий. В мире происходят огромные изменения. Мощная перестройка экономики требует изменения структуры производства. Происходят изменения и в человеке. Любой человек, вступающий во время работы в общение с другими людьми, должен постоянно играть определенную роль в спектакле на сцене неустойчивой социально-экономической жизни. И от того как сумеет сыграть свою роль, во многом зависит судьба того или иного должностного лица.

В деловом общении бывает важным не только содержание сказанного, умение вовремя сказать нужное слово, но и выбрать правильную манеру поведения, адекватные жесты, выражение лица.

До восьмидесяти процентов информации о человеке рассказывают невербальные (несловесные) средства выражения.

В этой главе ставится задача помочь деловому человеку разбираться в людях. Ее цель заключается в том, чтобы помочь начинающему менеджеру (и не только!) в распознавании и правильном применении невербальных сигналов в процессе управления людьми.

Расположение (позиции) собеседников

Размещение двух собеседников за столом

Занятие определенной позиции является одним из средств невербального воздействия на участников делового общения. Правильная расстановка людей и мебели позволяет организовать эффективное взаимодействие. От того какое место займет менеджер за столом, в курилке или баре, существенно будет зависеть результат его общения. Расположение кресел или стульев за столом, их расстояние друг от друга, способ расстановки столов, их форма также оказывают большое влияние на поведение участников совещания и, соответственно, на его исход.

Большую часть переговоров менеджер проводит за столом. Разные возможности предоставляют ему различные способы размещения его собеседника относительно него. За прямоугольным столом партнеры могут занять положение друг против друга через стол, рядом, угловое положение или дальнюю позицию на противоположной стороне стола.

Положение друг против друга — конкурирующая позиция (рис. 7.1) создает атмосферу соперничества. Это состояние выражает отношение субординации, если один из них занимает более выгодную позицию.

Рис. 7.1. Положение друг против друга

Приоритетность положения может определяться наличием стены за спиной, обращением одной из сторон лицом к выходу (приоритетная позиция), а другой — затылком. Приоритетность может также подкрепляться различием по классу и размеру стульев или кресел. Статус одного из участников переговоров (при остальных равных условиях) может повышать увеличение размера стула или его деталей. Например, увеличение высоты спинки, устройство подлокотника, удлинение ножек и т.д. Кроме того, приоритетность может определить наличие, с одной стороны, винтового кресла на колесиках, а с другой — жестко зафиксированного.

Представим теперь двух собеседников, сидящих друг против друга.

Один из них в винтовом кресле, уровень сиденья которого находится значительно выше, чем у жестко зафиксированного стула без подлокотников (рис. 7.2). Кроме того, обитая кожей спинка кресла возвышается до головы человека, руки которого лежат на подлокотниках. Собеседник на стуле сидит спиной к входной двери, каждое открывание которой невидимыми посетителями вызывает неудобство. К тому же и без того неудобный стул почему-то поставлен далеко от стола, что не позволяет даже положить руки на стол. Нетрудно представить в этой ситуации человека, сидящего на стуле, как имеющего незначительный успех перед закинувшим за голову руки или, например, положившим на стол ноги начальником. Ему совсем не трудно довести свое превосходство до полной победы в соперничестве, если еще нахмурить брови, руки зажать в кулак, состроить порицающий взгляд. Все это увеличит эффект от сделанного выговора.

Рис. 7.2. Начальник и провинившийся подчиненный

Участники переговоров, сев с противоположных сторон стола, невольно разделяют его на две части (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Разделение пространства

Если вы должны при таком размещении рассмотреть какой-либо документ со своим партнером, то продвиньте его к середине стола. Другой человек наклонится вперед и возьмет документ, продвинет его к себе и, сделав определенное заключение, вернет его на вашу территорию. Но если же он заберет материал к себе для рассмотрения, то вы должны попросить разрешения пройти на его сторону для совместного рассмотрения (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Разрешение перейти на территорию собеседника

Если ваше предложение принято — половина успеха уже обеспечена. Вам предстоит лишь проявить максимальную внимательность, и тогда вы непременно достигнете договоренности. Однако, если ваш собеседник отталкивает предложенный вами материал, будьте очень внимательны. Следите за мимикой лица, содержанием, тональностью речи. Проследите также затем, насколько согласованы вербальный и невербальный уровни общения, обратив особое внимание на невербальные реакции. Добейтесь предрасположенности партнера и лишь после этого сделайте повторно предложение рассмотреть материал, выдвинув дополнительные аргументы.

Если ни один из участников совместного творчества не претендует на лидирующую роль, то максимальных результатов они достигнут в том случае, если займут позицию паритетного взаимодействия

(см. рис. 7.4). Эту позицию занимает руководитель по отношению к тому партнеру, к которому он демонстрирует равное отношение.

Рассмотрим пример расположения руководителя за Т-образной композицией расположения столов (рис. 7.5). Посетитель невольно займет позицию «Б», конкурирующую по отношению к позиции «А». Однако шансов на равновесное соперничество у человека, занявшего позицию «Б», нет. «Б» занимает не только положение «через стол», но и размешен не «друг против друга», а под углом, что создает ему дополнительные неудобства. «А» легко меняет угол обращения к партнеру вместе с креслом, а «Б» вынужден поворачивать голову к «А», оставляя при этом стул на своем месте. Однако руководитель (позиция «А») может изменить ситуацию. Стоит только пересесть ему на место «А1», как он сразу потеряет приоритет, полученный им за счет «неодинаковой» мебели, которая также размещена в позиции, придающей разную степень приоритетности. Теперь оба партнера размещены на одинаковых стульях друг против друга под одинаковым углом в конкурирующей позиции, но при равных позиционных условиях. Позиции за столом равнозначны. Однако «А1» продолжает иметь большее преимущество перед «Б» при расположении входной двери при варианте «А1».

Рис. 7.5. Расположение за Т-образным столом

К руководителю время от времени заглядывает секретарь или другие посетители. При этом «Б» испытывает постоянное неудобство. «А» не будет иметь этого преимущества при варианте «2» расположения входной двери. Если «А» желает создать позицию делового взаимодействия, то он пересядет на место «А2». В этом случае он отдаст небольшой приоритет «Б», так как он будет расположен дальше от основного стола, чем «Б». Этим самым он в определенной степени компенсирует некоторую неравнозначность ситуации, связанную с тем, что хозяином кабинета является «А».

При угловом расположении собеседников отсутствует территориальное разделение стола на зоны. Определенную неравновесность может создавать лишь разноудаленность партнеров от угла стола. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и дает равные возможности естественной жестикуляции. Угол стола может служить в качестве небольшого защитного барьера, в случае угрозы давления со стороны партнера можно будет откатиться от угла (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Угловое расположение собеседников

Независимую (бесконтактную) позицию (рис. 7.7) люди занимают, в случае если не собираются вступать друг с другом в контакт. Понаблюдайте за поведением читателей в библиотеке. «Б», взяв книги, выбирает себе место размещения. Совершенно свободных столов нет. За одним из столов занято лишь одно место. «Б», естественно, выберет место на противоположной, удаленной стороне стола. Этой позиции он избежит, если желает вступить в контакт с «А».

Рис. 7.7. Независимая (бесконтактная) позиция

Размещение нескольких собеседников за столом За прямоугольным столом главенствующим считается место, которое расположено с торца стола. На рисунке 7.8 это место соответствует позиции «А». Однако стоит лишь изменить положение входа (вариант 2), как сразу же главенствующее место переходит к позиции «Б». При главенствующем «А» вторым по значимости является «Б». «В» является ближайшим помощником (референтом), получающим прямые поручения во время ведения переговоров. Если прямоугольный стол слишком длинный, то уже отпадает возможность размещения главенствующих в переговорах лиц с торцов стола. В этом случае главенствующая позиция отводится месту «Ж», а соперничает с ним место в позиции «Г».

Рис. 7.8. Главенствующее расположение за прямоугольным столом

Часто при ведении переговоров каждая сторона садится за противоположные стороны стола (рис. 7.9).

Центральное место занимает лидер. Если в группе четное количество лиц, как правило, справа от себя лидер сажает референта, ведущего записи и помогающего ему справочным материалом.

Рис. 7.9. Противоположные (конкурирующие) лагеря

За квадратным столом целесообразно проводить краткие деловые беседы. Размещаемые за квадратным столом собеседники ставятся в отношения субординации между собой (рис. 7.10). Сидящие справа от «А» относятся к нему с большим пониманием, нежели человек, сидящий в позиции «Г». В состоянии наибольшего соперничества находятся «А» и «В». Если «А» и «Б», а также «В» и «Г» являются соратниками, то лучше их расположить так, как на рис. 7.10. На позицию «В» удобно посадить провинившегося для его наказания и проведения воспитательной беседы.

Рис. 7.10. Распределение ролей за деловым квадратным столом

Круглый стол не имеет острых углов не только физических, но и психологических. Недаром король Артур собирал своих рыцарей именно за круглым столом. Все это способствует равноправному и оживленному обмену мнениями. Тем самым создается равное положение участников (рис. 7.11).

Не менее важно за круглым столом правильно разместить деловых людей. Хотя круглый стол представляет собой равный ситуационный статус (выделение одинакового пространства, одинакового угла размещения), расположение за ним человека, имеющего больший социальный статус по отношению к другим, нарушает кажущееся равновесие. Высшее должностное лицо, играющее одновременно роль лидера, располагает около себя лиц, имеющих больше власти и уважения. Сидящий справа от лидера имеет больший вес, чем сидящий слева. С удалением от ведущего уменьшается значимость участников беседы. Размещение более внушительного (отличающегося от других) стула автоматически нарушает равновесие за круглым столом.

Рис. 7.11. Распределение ролей за круглым столом

Человек, занявший место напротив «А», занимает конкурирующую позицию. Чтобы создать атмосферу равенства, напротив ведущего желательно оставить пустое пространство, разместив два стула на равном расстоянии от противоположной стороны ведущего (рис. 7.12). При этом позиции «Б» и «В» как бы разносят силу предполагаемого противоборства с «А».

Если на совещание пришло 12—15 человек, с успехом может использоваться П-образное размещение столов (рис. 7.13). Однако для проведения дискуссии следует отдать предпочтение варианту «Б», поскольку в варианте «А» часть людей обращена друг к другу спиной.

Для проведения большого совещания предпочтительней вариант «Г» (рис. 14), так как размещение по варианту «В» напоминает школьный класс и располагает лишь к тому, чтобы внимательно слушать, а не вступать в дискуссию. К тому же в варианте «Г» участники равноудалены от руководителя дискуссии.

Рис. 7.12. Уравновешивание позиции ведущего

Рис. 7.13. Размещение за П-образным столом

Рис. 7.14. Участники равноудалены от руководителя дискуссии

Ни в одной стране мира органы власти не могут обойтись без официальных «завтраков». Это понятие включает в себя и завтрак, и обед, и ужин. Рассадка людей на этих мероприятиях должна производиться в соответствии с протоколом. В качестве примера приведем инструкцию по рассадке гостей.

Особенности пространственной организации общения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕНИЯ

Бердалиева Р.Ш. Email: Berdaliyeva17121@scientifictext.ru

Бердалиева Рамиля Шаншархановна — кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра мировых языков, Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи, г. Туркестан, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена изучению проксемного компонента коммуникации, который играет важную роль в процессе коммуникации. Автор рассматривает вопросы о том, как человек мыслит в коммуникативном пространстве, как его обживает и использует. Любая деятельность человека немыслима без пространственной ее организации. Поэтому пространство вокруг человека несет различную информацию о характере вербального и невербального общения, а именно: о социальном статусе коммуникантов, отношении говорящего к собеседнику и предмету разговора, об этикете и многом другом, что дает возможность еще раз доказать роль культурных различий коммуникантов.

Ключевые слова: невербальное поведение, проксемика, дистанция общения, личная зона, социальная зона, национальный характер.

SPATIAL FEATURES OF THE COMMUNICATION Berdaliyeva R.Sh.

Keywords: non-verbal behavior, proxemics, communication range, personal area, the social area, the national character.

УДК 81 ‘1

На современном этапе развития лингвистической науки важным является изучение проксемного поведения в структуре национального менталитета. Невербальное поведение человека состоит из многочисленных компонентов, среди которых особое место занимает пространственный фон ситуации общения.

В казахстанской науке к проблеме пространственной организации фрагментарно обращались М.М. Муканов, А.Н. Нурманов, Ж.К. Омиралиева и другие. Являясь одним из каналов невербального общения, дистанция общения в некоторых источниках называется пространственной организацией общения. Пространственная организация в значительной степени сказывается на процессе взаимодействия людей.

Пространственная организация была предметом изучения американского ученого Э. Холла. Данный термин был введен Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения .

В своем исследовании Ж.К. Омиралиева в понятие проксемики включает расстояние между коммуникантами и их векторное направление . М.П. Ешимов отмечает, что проксемика — «адам мшез-к¥лкыныц кещактеп параметрш карастыратын гылым саласы .

Э. Холл, а вслед за ним Р. Шатер, предлагают осуществить классификацию межличностных расстояний в пространстве диалога, на каждом из которых кинетическая активность и проксемное поведение людей различаются, причем различие это функционально, социально, культурно или прагматически значимо. Как известно, пространственная модель мира включает «горизонтальную» и «вертикальную» проекции. По мнению Ж.К. Омиралиевой, мусульманская культура предполагает более абстрактную, всеобъемлющую картину мира. В ней не существует четких горизонтальных, вертикальных проекций, наблюдается система: Человек — Небо — Бог . В картине мира казахского народа началом пространственной организации является небо. Казах-мусульманин при омовении и чтении намаза руки возводит вверх к небу .

А.И. Галичев, характеризуя итальянскую пространственную картину мира, подчеркивает такой важный компонент как вертикальность и опускание. Вертикальность проявляется в том, что, например, комната по-итальянски означает «стоянка», не так, как по-французски «лежанка», а по-казахски белме — «разбиение» .

Г.С. Суюнова рассматривает специфику пространственной ориентации казахской и русской культур через понятие степь. Автор отмечает доминанту зрительного восприятия пространства у славян, но «огромное степное пространство трудно, невозможно освоить зрением, и, следовательно, невозможно его сделать своим» . Лес — привычная среда обитания для славянина, в лесу он чувствует себя более защищенным, нежели в степи. По этому поводу В. Ключевский, ссылаясь на природные факторы, которые влияют на менталитет, своеобразие культуры, писал о роли леса в жизни русского человека. Казах — кочевник никогда не страшится степи, он в своей стихии, ему она понятна, ведь степь — его дом, а кочевой образ жизни научил его осваивать просторы и познавать мир.

В казахской культуре особо важное значение придавалось именно проксемическим компонентам общения, которые в первую очередь были свидетельством этикетных правил, культурных традиций, образа жизни казахов. В работе С.Б. Бейсембаевой говорится, что «казахская юрта имела единый традиционный порядок размещения в ней бытовых предметов, и, что интересует нас больше всего, предполагала определенные нормы поведения и расположения в ней людей». В юрте люди располагались по кругу в зависимости от самого почетного места, который назывался «тер». Тер находился в глубине юрты, где обычно разрешалось сидеть старшему по возрасту или вышестоящему по социальному статусу. А дальше по нисходящей располагались другие члены семьи. Невестка дома должна была сидеть в самом низу этой иерархии, так как она считалась последним прибывшим извне человеком. Старые традиции казахского народа до сих пор сохранились. До сих пор в доме у казаха почетное место отводится гостю и за столом располагаются точно так же, как раньше в юрте.

В отличие от жестов, мимики и телодвижений пространственная организация имеет ярко выраженный социальный характер, т.е. пространственный фактор

зависит в первую очередь от социального положения человека. В связи с концептуализацией пространства можно назвать такие важные в культурном, социальном и коммуникативном плане понятия, относящиеся к компетенции проксемики, как свое и чужое пространство, открытая и замкнутая территория, желательные и нежелательные помещения, чистая и нечистая половина дома, теснота и перенаселенность.

Нередко в древности казахские старейшины устраивали собрания, где каждый участник занимал свое определенное место. Во главе, в центре, на возвышенном месте сидели сами старейшины, самый главный из которых находился в центре других старейшин. Остальные занимали места в соответствии с занимаемым в обществе положением.

Если в русской культуре доминируют зрительные способы измерения расстояния, при помощи «глаз», казахи же определяли расстояние преимущественно акустически, при помощи «голоса», звуков, что подтверждается фразеологическими оборотами, как исчезнуть из поля зрения, из глаз долой, куда глаза глядят (рус. яз.), эу дем жер (100 м), шацырым (1 км) (каз. яз.).

Исследования проксемного поведения показывает, что доминирующим принципом мироизмерения в русской языковой картине мира является принцип антропоцентричности, иными словами, мерой измерения пространства является сам человек. Ориентация на человека, его внешние данные позволяют систематизировать проксемы по частям тела, которые называются соматическими проксемами: рукой не достанешь, рукой подать, рука об руку, взявшись за руки. Измерение расстояния рукой характерно для многих культур, в том числе и казахской: цол жетер жер, цол жеткенше, цол жетпес жер, цол ушында и др. Также существуют соматические проксемы, как квз алдында, квз жететгн жер, квз шалым жер, квз кврмес, квз жаздыру .

В казахском и русском обществе пространственные территории наполняются культурными смыслами, имеющими отношение к социальному положению, полу, возрасту. Например, пространство юрты строго разделялось на мужскую и женскую половины. Мужская половина — это левая сторона, где хранились вещи, принадлежащие мужчине (седло, камча и др.). Направо от входа находилась женская половина, где хранились предметы домашней утвари, посуда и предметы повседнего быта. Языковые выражения, как цыз бала «оц жацта» жYргенде, цыз бала «оц жацта» отырганда являются отражением семиотизации коммуникативного пространства .

У казахов есть часто употребляемое выражение «айналайын», который буквально означает «обойду вокруг тебя». У казахов существовала традиция обходить человека вокруг, таким образом оберегая его от всех невзгод, как бы становясь оберегом для него. Поэтому когда говорят «айналайын», то имеется в виду оберегаю тебя от невзгод. Этот процесс производился в зоне интимного общения.

В зоне интимного общения у казахов обычно можно наблюдать жесты, связанные с этикетом, с этикетными формами приветствия, прощания. Например, цол алысу, цушагын кец жайып, бауырына алу, цушацтап, твс согысып амандасу, цолдасып цоштасу.

Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека, и в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято. В казахской культуре, например, нельзя сидеть близко к человеку старшего по возрасту, нельзя находиться вблизи с будущей невесткой до благославления, здороваться за руку с незнакомым человеком и другие проксемы-табу. Казахский народ прославлен как народ гостеприимный, поэтому отношение к друзьям или к знакомым проявляется в зоне личного общения. Зона личного общения для казахской культуры на первый взгляд ничем не отличается от других культур. Однако здесь существуют свои правила.

Список литературы /References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Hall E.T. Cultural Misunderstandings: The French, Germans, and Americans. N.Y.: Anchor, 1984. 357 с.

3. Ешимов М.П. Природа национальной семантики и универсальные жесты: филол. наук. канд. дис.: 10.2.19. Алматы, 2004. 140 с.

4. Галичев А.И. Кинесические и проксемические компоненты речевого общения: автореф. … канд. филол. наук. М., 1987. 22 с.

5. Суюнова Г.С. Лингвокультурологические аспекты описания слов «степь» в русском и казахском языках // Проблемы лингвистики на рубеже веков: материалы научно-практической конференции. Караганда, 2001. С. 283-287.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧУВАШЕЙ Байтасов Р.Р. Email: Baitasov17121@scientifictext.ru

Байтасов Рахметолла Рахимжанович — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра управления и информатики, специальность: экономика, Частное образовательное учреждение высшего образования Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, г. Уфа

Аннотация: большинство исследователей считает чувашей потомками волжских булгар и суваров. Есть версия, что чуваши — это потомки местных разноязычных лесных охотничьих племен, среди которых осели некие скотоводы-тюрки, позже смешавшихся с булгарами. В статье на основании исследования лингвистических, археологических, антропологических, этнографических, генетических и других факторов, делается вывод о происхождении чувашей в результате смешения древнего пратюркского абашевского населения с тюркоязычными суварами. Ключевые слова: чуваши, булгары, сувары, абашевская культура, Дагестан, Поволжье, тюрки, гаплогруппа.

ABOUT THE ORIGIN OF CHUVASHES Baitasov R.R.

Baitasov Rakhmetolla Rachimzhanovich — Candidate of Agricultural Sciences (PhD),

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *