Производственный экологический контроль

  • автор:

Содержание

Программа мониторинга объектов размещения отходов.

Быстрая и профессиональная разработка программы мониторинга объектов размещения отходов ОРО зависит от сложности работ и начинается от 45000 рублей при сроках от 20 рабочих дней. В соответствии с п. 3 статьи 12 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. собственники таких объектов обязаны проводить регулярный мониторинг за их воздействием на состояние окружающей среды. Порядок проведения наблюдений определен Приказом МПР №66 от 04.03.2016 г.

Объекты, на которых производится размещение отходов, наносят значительный вред окружающей среде, заключающийся в поступлении загрязняющих веществ в атмосферный воздух, почву, подземные воды. Такие объекты являются источниками как химического, так и биологического загрязнения, а также наносят значительный ущерб растительному и животному миру.

Вышеуказанные требования не распространяются на следующие объекты:

  • полигоны, предназначенные для размещения медицинских отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения радиоактивных отходов;
  • выведенные из эксплуатации или законсервированные полигоны;
  • места захоронения отходов, находящиеся на территориях, использование которых для захоронения утиля запрещено требованиями, установленными законодательством.

Основными целями мониторинга выступают:

  • предотвращение ущерба окружающей среде;
  • информирование государственных органов и заинтересованных лиц о состоянии экологической обстановки в местах расположения объектов размещения утиля.

Наблюдения проводятся в соответствии с таким документом, как Программа мониторинга объектов размещения отходов, разрабатываемой собственниками таких объектов.

Результаты наблюдений передаются в Росприроднадзор в виде отчета, который предоставляется ежегодно, в срок до 15 января.

Кто может разработать Программу мониторинга ОРО?

Для начала требуется проанализировать документацию полигона, определить места расположения контрольных точек отбора лабораторных образцов, установить периодичность контроля, выявить и составить перечень контролируемых показателей.

Зачастую в штате эксплуатирующей организации не всегда имеется сотрудник, обладающий необходимыми знаниями и опытом для разработки рассматриваемого документа. В таком случае стоит прибегнуть к услугам специалистов, например, специалистов коммерческих экологических организаций. Это позволит значительно ускорить процесс разработки документа и внедрения его в действие на объекте, что особенно важно в случае наличия у собственника соответствующих предписаний надзорных органов, грозящих получением значительного штрафа.

Стоимость разработки составит от 45 000 рублей, сроки занимают от 20 дней.

Особенности составления программы ОРО.

При разработке рассматриваемого документа в первую очередь анализируется уровень его влияния на состояние окружающей среды. Для этого рекомендуется руководствоваться такими материалами, как:

  • проектная документация на полигон, в частности раздел ПМООС;
  • данные ранее проведенных наблюдений за состоянием экологии на месте расположения объекта и в пределах его зоны влияния;
  • справочные данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ, характерных для территории расположения полигона;
  • данные инвентаризации объекта исследования, проведенными ранее или в период разработки рассматриваемого документа.

Разработка проводится с учетом следующих материалов:

  • основных технических характеристик и особенностей полигона;
  • данных о перечне и характеристиках отходов, подлежащих размещению на объекте;
  • физико-географических, гидрогеологических и геологических особенностях места расположения полигон.

Перечисленные данные предоставляются разработчикам документа в виде исходных сведений, в составе которых используются:

  • проектная документация на строительство полигона;
  • данные инженерно-экологических изысканий, проведенных при проектировании объекта;
  • копия лицензии на деятельность по размещению отходов и данные их паспортизации.

Помимо перечисленных документов используется справочная литература. Например, для составления характеристики исследуемой местности, а также справочная информация, предоставляемая органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Что входит в состав Программы мониторинга?

Рассматриваемый документ содержит не только данные, касающиеся организации наблюдений на объекте, но также и полную его характеристику. Перечень сведений, входящих в его состав, установлен требованиями Приказа №66 от 04.03.2016 г.

В соответствии с указанным документом, в содержание входит нижеследующая информация.

Общие данные о полигоне.

В разделе приводятся следующие сведения:

  • наименование объекта исследования, назначение, площадь, год ввода в эксплуатацию, данные о вместимости;
  • месторасположение полигона с климатической, геологической и гидрогеологической характеристикой местности, описанием почвенного и растительного покровов;
  • перечень размещаемых отходов с указанием классов опасности, кодов по ФККО;
  • реквизиты письма о результатах инвентаризации, переданного в надзорные органы.

В следующем разделе формулируются цели и задачи, которые ставятся при проведении мониторинга.

Например, основными целями наблюдений могут выступать оценка состояния природной среды, определение наличия превышений установленных нормативных показателей и разработка мероприятий по их устранению. К задачам мониторинга можно отнести оценку возможного ущерба экологии и его предотвращение, прогнозирование изменения состояния природной среды и т.д.

Третьим пунктов идут данные об информационных источниках, использованных при разработке рассматриваемого документа – проектной документации, справочной литературе, природоохранной документации предприятия.

Четвертым выступает пункт о сведения о компонентах окружающей среды, определенных в качестве объектов наблюдения.

В разделе приводится описание воздействия объекта размещения на состояние атмосферного воздуха, водные объекты, подземные воды, почвенный и растительный покров, с выявлением наиболее подверженных его негативному влиянию компонентов.

Далее указываются показатели качества природной среды, подлежащих наблюдению.

Раздел содержит перечень контролируемых показателей и обоснование их выбора в зависимости от их свойств и уровня негативного воздействия объекта, с определением периодичности проведения исследований.

Данные о точках организации наблюдений и выборе мест отбора лабораторных образцов.

Тут приводится определенный на основании ранее проведенного анализа перечень контрольных точек и мест отбора образцов, необходимых при проведения лабораторных измерений, перечень точек организации наблюдений за состоянием окружающей среды с обоснованием их выбора.

Итог – это сведения об отчетности, формируемой по результатам проведенных наблюдений.

Определяется перечень данных, необходимых для включения в отчет о результатах мониторинга, периодичность его предоставления в надзорные органы, состав приложений к отчету.

В качестве Приложений могут быть представлены:

  • графические материалы, с указанием места расположения полигона и контрольных точек для организации наблюдений;
  • справочные данные, полученные при разработке документа;
  • исходная информация, полученная от собственника полигона.

Согласование.

Утверждается программа мониторинга объектов размещения отходов непосредственным собственником, осуществляющим эксплуатацию полигона.

В надзорные органы копия направляется в уведомительном порядке. Таким органом выступает департамент Росприроднадзора, расположенный по месту осуществления деятельности объекта исследования.

Документ может быть передан как в бумажном варианте, так и в виде электронного документа, заверенного цифровой подписью

Ответственность.

Ответственность за несоблюдение требований природоохранного законодательства при эксплуатации объектов, предназначенных для размещения отходов, возможна в соответствии со статьей 8.2 КоАП.

Сумма штрафных санкций при этом составляет:

  • для должностного лица – до 30 тысяч рублей;
  • для объектов, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – до 50 тысяч рублей;
  • для юрлиц – до 250 тысяч рублей.

Наказание также может выражаться в виде временного приостановления деятельности полигона, сроком до 90 суток.

Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов

23 июня 2016 г. вступил в силу Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66.

В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Виды воздействия объекта размещения отходов на окуружающую среду

Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения медицинских отходов.

Порядок мониторинга предназначен для использования:

  • собственниками объектов размещения отходов;
  • лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов;
  • Росприроднадзором и его территориальными органами;
  • другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:

  • данные раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I-V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;
  • фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
  • данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;
  • имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При разработке программы мониторинга учитываются:

  • проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;
  • происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;
  • физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;
  • геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.

Требования к составу и содержанию программы мониторинга:

Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов.

Отчеты о результатах мониторинга в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п.6 Порядка мониторинга).

Требования к составу и содержанию отчета о результатах мониторинга:

Согласно п.п.6.6 — 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

По согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях необходимо ежеквартально производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами.

Обратите внимание

Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66
«О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 № 42512)

1.Общие положения

п. 4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее — лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

«ГОСТ Р 56059-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 708-ст)

п.4.8 Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001, , и требований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Обратитесь к нам

ЦЛАТИ по Омской области, является одной из ведущих аналитических лабораторий предлагая полный спектр услуг по мониторингу состояния окружающей среды на объектах размещения отходов, обеспечивая быстрые, комплексные, точные, доступные по цене исследования для промышленных, инженерных / консалтинговых и государственных клиентов по всему Омску и Омской области.

Чтобы уточнить детали или оформить Заявку на услуги ЦЛАТИ по Омской области, обратитесь к нам по контактному телефону в Омске +7 (381-2) 23-77-86

Производственный экологический контроль — как разработать и реализовать программу контроля на предприятии + профессиональная помощь

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверняка каждый из вас неоднократно видел новости по ТВ или ролики в интернете о том, как стремительно сокращаются природные богатства нашей планеты. О том, как ежечасно ухудшается экологическая обстановка в мире. И о том, что предпринимают люди, чтобы исправить эту ситуацию.

Обязательно при этом указываются и источники мировой проблемы — неоправданное использование ресурсов, недопустимо вредное производство, неправильное обращение с его отходами и нарушение всяких норм в этой сфере. Возможно ли это изменить и, главное, — как?

Онлайн-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева, приветствуем всех, кто заглянул на наш ресурс. Наша статья посвящена теме производственного экологического контроля.

Итак, начнем!

1. Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля — это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

Производственный экологический контроль (ПЭК) — это наблюдение за безопасностью производства и проведение мероприятий, необходимых в ходе этой деятельности для охраны природы. Организует такие мероприятия служба экоконтроля.

Общественный экологический контроль — это сфера влияния общественных организаций, объединений, движений. Его весомое преимущество — независимость от госструктур. Благодаря этому он максимально защищает экологические интересы населения.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт. Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Пример

Сейчас в Новосибирской, Иркутской и некоторых других областях России остро стоит вопрос использования сельскохозяйственных земель китайскими предпринимателями.

Иностранные держатели теплиц используют столько недопустимо ядовитых пестицидов в качестве удобрений, что даже после одного сезона их деятельности почвенный покров придется восстанавливать на протяжении десятилетий.

Россельхознадзор бьет тревогу и требует усиления мер по защите природы. Отечественные плодородные земли уничтожаются безжалостно и с невероятной скоростью.

2. Для чего проводится производственный экологический контроль — ТОП-4 главные цели

Теперь поговорим о том, какие цели преследует программа производственного экологического контроля.

Опишем подробно наиболее значимые из них.

Цель 1. Обеспечение экологической безопасности предприятия

Для всякой промышленной деятельности существуют природоохранные нормативы. Это повышает эффективность предприятия. А если оно внедряет энерго- и ресурсосберегающие процессы, то снижается воздействие отравляющих выбросов и на тех, кто там трудится, и на окружающую природу.

Если предприятие соответствует российским и мировым нормам экологичности производства, оно становится конкурентоспособным, поскольку может рассчитывать на сотрудничество с серьезными партнерами.

А когда речь идет о партнерстве с зарубежными заказчиками, экологичность промышленности становится едва ли не главным фактором. Так что перед производственным контролем на предприятии стоят чрезвычайно важные задачи. Об этом — отдельная публикация.

Цель 2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду

Производственно-хозяйственные нормы касаются не состояния природы, а прежде всего источника отравляющих выбросов. Задача нормативов — ограничить деятельность предприятия строгими лимитами.

Это нормы:

  • разрешенных выбросов;
  • возникновения отходов и ограничения их распределения;
  • разрешенных физических воздействий;
  • рационального использования природных богатств;
  • допустимой степени воздействия на окружающий мир.

Добавим, что нахождение в специально охраняемых природных местностях тоже ограничено строгими рамками.

Цель 3. Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов

Необходимость в этом возникла потому, что расход ресурсов природы стал слишком интенсивным. Экологический кризис неизбежно становится следствием их неоправданного использования. Разумное природопользование способствует выходу из этого кризиса.

Это означает, что необходимо по максимуму сохранять природные ресурсы и по минимуму воздействовать на процессы самовосстановления экосистем.

Достигнуть всего этого возможно, если применять на производстве комплексный научно обоснованный подход к расходованию природных и энергетических ресурсов.

Цель 4. Снижение негативного воздействия на окружающую среду

Когда промышленность отрицательно воздействует на мир природы, это наихудшим образом меняет все показатели окружающей среды. Производственный экологический контроль определяет меры для того, чтобы предотвратить или снизить это воздействие.

Добавим, что за недопустимое загрязнение окружающей среды, как и за причиненный вред здоровью работников с предприятия взимается отдельная плата.

3. Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль — 4 основных мероприятия

Главное назначение производственного экологического контроля — это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

Перед началом проведения производственного контроля программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

Что делает экослужба:

  • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
  • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
  • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
  • контролирует степень засорения поверхностных вод.

Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

Что делают для защиты воздуха:

  • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
  • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
  • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
  • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
  • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
  • контролируют исправность газоочистных установок.

Все параметры требуется заносить в журналы учета.

Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

Прежде всего необходимо:

  • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
  • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
  • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
  • регистрировать и анализировать данные;
  • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
  • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов — формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

4. Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля — 5 простых шагов

Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

На процедуру подписания договора мы советуем пригласить юриста, сведущего в сфере экологии. Если ваш штатный специалист не обладает необходимыми знаниями, обратитесь к независимому.

Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

Обязательные пункты программы:

  • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
  • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
  • данные об испытательных лабораториях;
  • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
  • информация о местах сбора проб и методах измерений.

Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

Необходимо:

  1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
  2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. О производственном контроле на опасных производственных объектах вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

5. Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

1) Ecostandard Group

Вот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group — это внедрение «зеленых» технологий.

У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности — Россия и страны СНГ.

2) ЭкоЦентрПроект

Экологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК санитарный производственный контроль, поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу. Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг — то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту».

3) НУМЦ

Ассоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

Заказывайте в НУМЦ любой вид консалтинговых услуг в сфере охраны окружающей среды и экобезопасности, а также общий производственный контроль на вашем предприятии. Опытные эксперты работают дистанционно или, если того требует программа, выезжают на объекты.

Звоните по телефону, пишите на электронную почту, приезжайте сразу в московский офис, и все ваши вопросы решатся оперативно, профессионально и на высшем уровне.

7. Заключение

Подведем итоги.

Программа производственного экологического контроля — комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту природной среды от воздействия вредных факторов, неизбежно возникающих в ходе промышленной или хозяйственной деятельности предприятий.

За нарушение экологических норм законодательство налагает штрафные санкции, а в самых серьезных случаях предусматривает уголовную ответственность.

Вопрос к читателям

Что еще о производственном экологическом контроле вы хотели бы узнать?

Производственный экологический контроль в 2019 году

Производственный экологический контроль (ПЭК) обеспечивает проверку соответствия предприятия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

С 1 января 2019 года ПЭК – обязательный документ для предприятий, имеющих 1-3 категорию негативного воздействия.

Какими документами устанавливаются требования к ПЭК?

До апреля 2018 г. природопользователи, которые должны были вести производственный экологический контроль согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не имели руководящего документа, регламентирующего ПЭК.

В настоящее время основным (и единственным) документом, который регламентирует требования к программе производственного экологического контроля, порядке и сроках предоставления отчета является Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2018 N 50598).

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»(Зарегистрирован 31.08.2018 № 52042).

Кто должен проводить ПЭК?

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Краткое содержание программы ПЭК

Требования к содержанию программы ПЭК регламентируется приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74.

Согласно этому приказу программа должна состоять из следующих разделов:

  1. 1. Общие положения (общие сведения о предприятии, наименование органа, в который направляется отчет, дата утверждения программы).
  2. 2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (берется по данным проекта ПДВ, или же нужно собирать «с нуля»).
  3. 3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (берется по данным проекта НДС, или же нужно собирать «с нуля»).
  4. 4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (берутся только данные об инвентаризации отходов, инвентаризация объектов размещения проводится только на полигонах ТБО).
  5. 5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  6. 6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  7. 7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (порядок контроля устанавливаем в соответствии с планами-графиками, входящими в разделы ПДВ и НДС, или разраратываем).
    1. 7.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» (план-график контроля стационарных источников выбросов; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (на границе СЗЗ, жилой застройки и т.д.).
    2. 7.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» (должен содержать: мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной).
    3. 7.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» (Для объектов размещения отходов должен содержать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; для остальных — сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами).

Краткое описание формы отчета о ПЭК

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Форма отчета по ПЭК состоит из следующих основных разделов (таблиц):

  1. 1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля.
    1. 1.1. Общие сведения (краткая информация о предприятии).
    2. 1.2. Сведения о применяемых на объекте технологиях (для объектов I категории).
    3. 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  2. 2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
    1. 2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов.
    2. 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (соответствие фактических выбросов нормативам ПДВ).
    3. 2.3. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.
    4. 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (соответствие фактических концентраций в контрольных точках ПДК).
  3. 3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов.
    1. 3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
    2. 3.2. Сведения о результатах наблюдения за водными объектами) их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах) (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
    3. 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
  4. 4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами.
    1. 4.1. Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты; заполняется только для объектов размещения отходов).

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК

  1. 1. Общие сведения о предприятии.
    • Карточка предприятия.
    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
  2. 2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  3. 3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  4. 4. По выбросам:
    • Проект ПДВ.
    • Бланк инвентаризации.
    • Разрешение на выброс и нормативы.
    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках.
    • Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.
  5. 5. По сбросам (при наличии сброса):
    • Проект НДС.
    • Разрешение на сброс.
    • Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.
    • Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.
    • Копия договора на водоотведение.
    • Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).
    • Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.
    • При наличии очистных – паспорт очистных.
    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений.
    • Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
  6. 6. По отходам:
    • Лимит на размещение отходов или перечень, образующихся отходов на предприятии.

Перечень исходных данных для подготовки отчета о ПЭК

  1. 1. Общие сведения о предприятии.
    • Карточка предприятия.
    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
  2. 2. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  3. 3. По выбросам.
    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках (с результатами контроля).
    • Протоколы КХА промвыбросов (на источниках).
    • Протоколы КХА промвыбросов (на СЗЗ).
  4. 4. По сбросам (при наличии сброса).
    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод (форма 2ТП-водхоз).
    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (направляется в МОБВУ).
    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами (направляется в МОБВУ).
    • При наличии очистных – паспорт очистных.
    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений (с результатами контроля).
  5. 5. По отходам (только для объектов размещения отходов).

Копия письма, которым направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Цены и сроки ПЭК

Мы готовы выполнить для вас все необходимые виды работ — как саму программу ПЭК, так и отчет. Желательно, чтобы вы к нам обратились заранее, не позже 3-4-х недели до даты сдачи отчета.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами, стоимость работ отражена в разделе Прайс-лист.

ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения

ГОСТ Р 56059-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Общие положения

Industrial environmental monitoring. General principles

ОКС 13.020.01

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 июля 2014 г. N 708-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для субъектов хозяйственной и иной деятельности (далее — организаций), осуществляющих производственный экологический контроль (далее — ПЭК), и устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга (далее — ПЭМ).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.589-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения
ГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: Долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

3.2 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): Осуществляемый в рамках производственного экологического контроля мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

3.3 объект мониторинга: Природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга

4.1 ПЭМ осуществляется в соответствии с законодательством и представляет собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды .
В рамках ПЭМ создаются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (локальные системы наблюдений).

4.2 Работы по организации и осуществлению ПЭМ выполняют за счет собственных средств организаций и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, в рамках ПЭК по ГОСТ Р 56062.

4.3 Цель ПЭМ — обеспечение организаций информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, необходимой им для осуществления деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

4.4 Основные задачи ПЭМ:
— регулярные наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объектов);
— прогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объектов;
— выработка предложений о снижении и предотвращении негативного воздействия на окружающую среду.

4.5 Выбор объекта мониторинга и мест наблюдений (точек отбора проб, постов наблюдений) проводят с учетом:
— сведений о фоновом загрязнении (если такие исследования проводились);
— размещения источников негативного воздействия на окружающую среду;
— природных и климатических особенностей районов размещения объектов.

4.6 Определение перечня контролируемых параметров проводят с учетом установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4.7 Программу ПЭМ разрабатывают по ГОСТ Р 56063.

4.8 В рамках ПЭМ проводят:
— эколого-аналитические измерения состояния и загрязнения окружающей среды;
— наблюдения с применением методов моделирования, биологических, дистанционных и иных методов.
Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001, , и требований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

4.9 Выбор методов наблюдений осуществляют с учетом:
— видов и масштабов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;
— экономической целесообразности использования метода (при выборе одного метода или совокупности методов);
— достоверности и надежности информации, получаемой конкретным методом.

4.10 Результаты ПЭМ должны быть оформлены в соответствии с порядком документооборота организации и документов, регламентирующих ПЭМ. Хранение, поиск и обработку результатов ПЭМ осуществляют с использованием современных технических средств.

4.11 Результаты ПЭМ используют для:
— оценки соблюдения нормативов качества окружающей среды в районе размещения объектов;
— выявления связи между негативным воздействием и изменением состояния окружающей среды;
— разработки, выполнения, оценки эффективности и корректировки мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и ее восстановление;
— оценки достоверности данных, полученных расчетным путем;
— разработки и корректировки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4.12 Результаты ПЭМ предоставляют:
— руководству организации и специалистам, ответственным за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
— органам государственного экологического надзора (в рамках предоставления результатов ПЭК);
— населению и другим заинтересованным лицам (в том числе на добровольной основе) в порядке, установленном законодательством.

Библиография

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *