Происхождение товара

  • автор:

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаровВаш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Обращайтесь!

Наш принцип: Ваш допуск — наша забота!

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

  1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

добавленная стоимость — разница между ценой товара на условиях «франко-завод» и стоимостью использованных для его производства импортных сырья и материалов;

партия товара — товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Страна происхождения товаров

Это — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров;

цена на условиях «франко-завод» — цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.

  1. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 — 10 настоящего пункта.

  1. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами.
  2. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
  3. Независимо от положений, установленных пунктом 4 настоящих Правил, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;

3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;

4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

8) операции по покраске или полировке;

9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

12) затачивание, простой помол или простая резка;

13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

16) комбинация двух или большего числа указанных операций.

  1. Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

  1. В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

1) для импортных материалов — по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции — по цене на условиях «франко-завод».

  1. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.
  2. Правило, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, применяется при одновременном выполнении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.

  1. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
  2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.
  3. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.

Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, предусмотренного подпунктом 2 пункта 6 настоящих Правил.

Сертификат СТ-1 для госзакупок. Подтверждение страны происхождения товара по 44-ФЗ

С появлением национального режима и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении.

Можно выделить два основных способа подтверждения страны-производителя поставляемого товара:

  1. Наличием сертификата СТ-1.
  2. В любой другой форме на усмотрение поставщика.

Поставщик принимает решение о способе подтверждения самостоятельно, исходя из того, какой товар ему необходимо поставить. В том случае, если поставляемый товар входит в один из утвержденных перечней, накладывающих ограничения на поставку такого товара, наличие сертификата СТ-1 обязательно. В отношении товаров, не входящих ни в один из утвержденных списков, форма подтверждения может быть любой и определяется участником самостоятельно.

Как получить сертификат СТ-1?

Выдачей сертификатов по форме СТ-1 занимаются уполномоченные органы и организации страны, из которой осуществляется вывоз товара. Для того, чтобы получить сертификат СТ-1 в России, участнику следует обратиться в торгово-промышленную палату и предоставить пакет документов на сертифицируемый товар.

В перечень необходимых документов входят:

  • заявление;
  • соглашение о поставке товара;
  • регистрационные документы товара;
  • перечень деталей и компонентов сертифицируемого товара;
  • документ, удостоверяющий происхождение товара на территории РФ.

Выдача сертификата осуществляется не позднее пяти календарных дней.

Практическая сторона проблемы подтверждения происхождения товара.

Как это часто бывает в сфере контрактной системы, практика государственных и муниципальных закупок вносит свои коррективы в трактование положений законодательства, писем, постановлений и распоряжений.

С одной стороны, требование подтверждения происхождения весьма туманно и в тех случаях, когда речь не идет о поставке товаров, на которые распространяются ограничения, может обретать крайне формальную форму, когда участник чуть ли не от руки дописывает к каждой позиции товара название нашей страны, ничем не подтверждая достоверность данной информации.

Подобная голословная декларация страны происхождения зачастую становится причиной для споров с заказчиком и жалоб в контрольные органы.

Предоставление сертификата СТ-1 – это самый надежный способ подтверждения страны происхождения поставляемого товара. Его наличие снимает все вопросы и неоднозначные толкования, поскольку сертификат является официальным документом, подтверждающим происхождение товара не только на территории нашей страны, но и на международном уровне.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 февраля 2016 г. N Д28и-493 «О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам о применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — приказ N 155) и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — постановление N 1457) и сообщает.

По вопросу 1.

Согласно пункту 9 приказа N 155 для целей реализации приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 приказа N 155 в случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения приказа N 155.

С учетом того, что согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи полагаем, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

По вопросу 2.

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу N 155 перечне, является декларация участника закупки.

При этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (далее — Классификатор).

Необходимость соответствия наименования страны происхождения товаров классификатору относится ко всем заявкам участников аукциона. При этом в случае, если в декларации наименование страны происхождения товаров указано не в соответствии с классификатором, такая заявка отклоняется.

По вопросу 3.

В связи с тем, что вопрос применения постановления N 1457 требует дополнительной проработки с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, позиция по данному вопросу будет направлена после соответствующего согласования.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

В документации о закупке рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) страны происхождения товара.

Если требование введено, но участник не предоставил информацию, то положения приказа N 155 к такому участнику не применяются.

Таким образом, при закупке путем электронного аукциона, если в составе второй части заявки отсутствует декларация о происхождении товара, такая заявка не отклоняется.

Решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником закупки в первой части заявки.

Таможенное оформление

Таможенное оформление и сопутствующие услуги

Услуги IFCG

Консалтинговые и юридические услуги, включая:

  • Таможенное оформление
  • Получение решений по классификации товара
  • Представление интересов в суде

Происхождение товара — это принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров.

От страны происхождения товара зависит, будет ли предоставлена тарифная преференция, будут ли применяться дополнительные меры защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), сработает ли риск и потребуются ли дополнительные документы для подтверждения заявленных в декларации на товары сведений.

Правовое регулирование определения страны происхождения

Статьей 37 «Договора о Евразийском экономическом союзе» зафиксированы правила определения страны происхождения товаров.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» устанавливает требования и критерии определения страны происхождения товара, а также порядок подтверждения страны происхождения товара.

Правила определения страны происхождения товара, требования к оформлению деклараций или сертификата о происхождении товара из развивающихся и наименее развитых стран определены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Определение страны происхождения (непреференциальные правила)

Непреференциальные правила — правила для определения страны происхождения товаров, в отношении которых не предусмотрены тарифные преференции.

Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:

  1. Полностью получены или произведены в стране (полезные ископаемые и природные ресурсы, живые животные и их продукция, продукция морского рыболовного промысла и охоты, отходы и лом, продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических аппаратах, зарегистрированных в стране и т.д.);
  2. Подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров.

Если при производстве товара на территории страны (А) используются материалы из другой страны (В), такой товар считается происходящим из страны А при выполнении одного из следующих критериев:

  • в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара, в соответствии с Гармонизированной системой, отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов из другой страны, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой;

Например, в стране А при производстве готового товара «шторы» (товарная позиция 6303) используется материал из страны Б — ткань из синтетических нитей (товарная позиция 5407). По результатам производства классификационный код материала из страны Б изменился на уровне первых четырех знаков по отношению к классификационному коду готового товара, поэтому страной происхождения товара будет являться страна А.

  • стоимость материалов из другой страны, использованных при выполнении операций по переработке или производству в такой стране, не превышает 50% стоимости такого товара на условиях «франко-завод» (EXW).

Например, в стране А при производстве готового товара «шторы» (товарная позиция 6303) используется материал из страны Б — ткань из синтетических нитей (товарная позиция 5407). Стоимость готового товара «шторы» на условиях EXW составляет 50 долларов США, а стоимость материалов из страны Б составляет 20 долларов США. Получается, что доля материала из страны Б равна 40% и, следовательно, не превышает 50% стоимости готового товара, страной происхождения товара будет являться страна А.

Процентная доля стоимости материалов из другой страны, использованных при выполнении операций по переработке, рассчитывается по следующей формуле:

где:

Хнп — процентная доля стоимости материалов из другой страны, использованных при выполнении операций по переработке;

В — стоимость материалов из другой страны;

А — стоимость товара на условиях EXW.

Если стоимость товара не может быть определена на условиях EXW, то стоимость такого товара определяется как сумма стоимости всех материалов, использованных при производстве товара, а также всех расходов, связанных с его производством.

Важно отметить, что, помимо перечисленных критериев достаточной переработки для товаров, которые аналогичны тем, в отношении которых введены меры защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), дополнительно установлены остаточные критерии происхождения товара.

Аналогичные товары — это товары, классификационный код которых совпадает с классификационным кодом товаров, в отношении которых введены меры защиты внутреннего рынка, а также которые имеют такое же описание.

Если не удается определить страну происхождения таких товаров в соответствии с рассмотренными выше критериями определения страны происхождения, то происхождение данных товаров определяется в соответствии с одним из нижеперечисленных остаточных правил:

  1. Если при производстве товара использовались материалы, происходящие только из одной страны, отличной от страны, в которой осуществлялось производство товара, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходят все используемые материалы.
  2. Если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях EXW.

Операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения товара:

  • операции по обеспечению сохранности товара;
  • операции по подготовке товара к продаже и / или транспортировке;
  • нанесение и / или печать торговых марок, логотипов, этикеток и других подобных отличительных знаков на товар и / или его упаковку;
  • мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом и / или другими веществами;
  • операции по покраске и / или полировке;
  • заморозка и / или размораживание;
  • шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
  • операции по окрашиванию, разведению, смешиванию сахара и / или формированию кускового сахара;
  • глажка и / или прессование текстильных материалов и изделий;
  • снятие кожуры, извлечение семян и / или разделка фруктов, овощей или орехов;
  • затачивание;
  • простые помол или резка товара;
  • просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов товаров);
  • разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие операции по упаковке;
  • простые сборочные операции или разборка товаров по частям;
  • смешивание материалов, которое не приводит к существенному отличию полученного товара от исходных материалов;
  • разделение товара на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
  • убой животных;
  • разделка (сортировка) мяса, рыбы;
  • использование товара по назначению.

Как можно подтвердить страну происхождения?

В случае, если применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от страны происхождения товара, подтверждение страны происхождения товара является обязательным.

В качестве документа, подтверждающего происхождение товара, могут использоваться декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара — коммерческий (к примеру, счет-фактура / инвойс, спецификация, упаковочный лист) или иной документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара.

Сертификат о происхождении товара — документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или страны вывоза товара.

Непреференциальными правилами не устанавливается строгая форма сертификата о происхождении товара, то есть может использоваться сертификат любой формы, но есть ряд требований к его оформлению и содержащимся в нем сведениям:

  • формат бумаги — А4;
  • язык заполнения — английский, французский либо русский;
  • способ заполнения — печатный;
  • отсутствие подчисток, помарок и незаверенных исправлений;
  • должен содержать страну происхождения, номер сертификата и наименование органа, который его выдал, наименование и адрес экспортера и / или производителя, наименование страны назначения, наименование и адрес грузополучателя, описание товара, вес брутто и количество товара, печать органа, выдавшего сертификат.

Если используется сертификат, применимый при преференциальной торговле, необходима отметка (в графе для служебных отметок) — «для непреференциальных целей». Срок действия сертификата — 1 год.

Страна происхождения товара подтверждается декларацией о происхождении товара либо сертификатом происхождения товара. Исключением являются две ситуации:

  1. При выявлении признаков недостоверности сведений, содержащихся в декларации о происхождении товара — таможенный орган вправе запросить сертификат о происхождении товара;
  2. При ввозе товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка — страна происхождения таких товаров должна быть обязательно подтверждена сертификатом о происхождении товара (декларант вправе не предоставлять сертификат, если уплачены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины или если таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США).

Определение страны происхождения (правила для развивающихся и наименее развитых стран)

Правила для развивающихся и наименее развитых стран — правила для определения страны происхождения товаров, в отношении которых предусмотрены тарифные преференции.

Основные условия определения страны происхождения товара из развивающихся и наименее развитых стран (стран-пользователей преференциями) являются такими же, как и для других стран (полностью получены или произведены в стране либо подверглись достаточной переработке). Но при это есть ряд отличий по определению достаточной переработки.

Так, товар считается подвергшимся достаточной переработке в развивающейся стране, если стоимость использованных при переработке материалов из другой страны не превышает 50 % от стоимости готового товара.

Товар считается подвергшимся достаточной переработке в наименее развитой стране, если стоимость использованных при переработке материалов из другой страны не превышает следующих значений (учет на дату выдачи документа о происхождении товара):

Временной период % от стоимости готового товара
до 31.12.2019 50%
с 01.01.2020 по 31.12.2024 55%
с 01.01.2025 60%

В правилах для развивающихся и наименее развитых стран закреплены такие же операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения товара, как и в непреференциальных правилах.

Товары, происходящие из государств-членов ЕАЭС и подвергающиеся переработке в стране-пользователе преференциями, считаются происходящими из той страны, где выполнены последние операции по их переработке (исключение — операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения).

Товары, происходящие из одной страны-пользователя преференциями и подвергающиеся переработке в другой или других странах-пользователях преференциями, считаются происходящими из той страны, где выполнены последние операции по их переработке (исключение — операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения).

При этом страны происхождения всех материалов и товаров, которые были использованы для переработки, должны быть подтверждены документами о происхождении товара.

В правилах для развивающихся и наименее развитых стран отсутствует условие об изменении кода товара (при определении достаточной переработки) по сравнению с непреференциальными правилами.

Как можно подтвердить страну происхождения (правила для развивающихся и наименее развитых стран)?

Для подтверждения преференциального происхождения товара предоставляется:

  • декларация о происхождении товара (должна содержать запись согласно правилам для развивающихся и наименее развитых стран),
  • сертификат о происхождении товара (форма и требования к заполнению закреплены в правилах для развивающихся и наименее развитых стран).

Сертификат может быть применён в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара в преференциальных целях, в течение 1 года с даты его выдачи. Сертификат о происхождении товара заполняется на английском или французском языке и должен быть представлен таможенному органе в оригинале, на бумажном носителе (исключение — наличие договоренности между таможенным органом и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации (установлении подлинности сертификата)).

Если таможенная стоимость товара не превышает в эквиваленте 5 000 евро, то страна происхождения может быть подтверждена декларацией о происхождении товара.

Копии сертификата и декларации о происхождении товара, а также любые связанные с ними документы хранятся у органа, выдавшего такой сертификат, или лица, удостоверившего такую декларацию, в течение 3-х лет с даты выдачи / удостоверения.

Предоставление тарифных преференций

Под тарифными преференциями понимают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с ЕАЭС зону свободной торговли, либо освобождение от уплаты, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран — пользователей единой системы тарифных преференций.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров (товаров из установленного перечня), происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Для получения тарифных преференций необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Страна происхождения товара подтверждена и включена в перечень развитых либо наименее развитых стран.
  2. Товар включен в перечень преференциальных товаров.
  3. Соблюдена прямая поставка (поставка товаров из страны-пользователя преференциями в ЕАЭС без провоза через территории других стран (не являющихся членами ЕАЭС).
  4. Соблюдена непосредственная закупка (покупатель — лицо государства-члена ЕАЭС, продавец — субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке страны-пользователя преференциями).
  5. Соблюдены требования административного сотрудничества (направление в Евразийскую экономическую комиссию установленной информации о предстоящей экспортной поставке в ЕАЭС).

Рассматриваемые товары могут провозиться по территории других стран, но при соблюдении нижеперечисленных условий:

  1. Перевозка по территории других стран связана с географический, транспортными, техническими или экономическими причинами.
  2. Товары должны находиться под таможенным контролем.
  3. Товары не продаются и не потребляются в процессе перевозки.
  4. Товары не подвергаются каким-либо иным операциям (исключение — операции по перегрузке и обеспечению сохранности товаров).

Для получения тарифных преференций таможенному органу должны быть дополнительно представлены документы, которые подтверждают прямую поставку (транспортные документы) и непосредственную закупку (коммерческие документы).

Формы документов, подтверждающих страну происхождения товара

В Решении Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» закреплены следующие формы документов, подтверждающие страну происхождения товара:

Наименование Код в 44 графе ДТ
Сертификат о происхождении товаров формы СТ-1 06011
Декларация-сертификат о происхождении товара по форме «А» 06013
Непреференциальный сертификат о происхождении товара общей формы 06014
Предварительное решение о происхождении товара 06015
Декларация о происхождении товара 06016
Сертификат о происхождении товара формы СТ-2 06017
Сертификат о происхождении товара формы EAV 06018
Сертификат о происхождении товара формы СТ-3 06019
Сертификат о происхождении товара формы EAS 06020
Сертификат о происхождении товара иной формы 06999
  1. Сертификат о происхождении товаров формы СТ-1 оформляется для продукции, произведенной и отправляемой в страны Содружества Независимых Государств.
  2. Сертификат о происхождении товара по форме «А» оформляют для поставки товара в развитые страны из развивающихся и наименее развитых стран для получения тарифных преференций.
  3. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенным органом того государства-члена, в котором будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, на основании заявления в целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании. Предварительные решения о происхождении товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения, в течение срока действия таких предварительных решений.
  4. Декларация о происхождении товара — коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
  5. Сертификат о происхождении товара формы СТ-2 оформляется на товары, произведенные и ввозимые в РФ из Республики Сербии или вывозимые из РФ в Республику Сербию в соответствии с Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли.
  6. Сертификат о происхождении товара формы EAV оформляется на товары, произведенные и ввозимые в РФ из Вьетнама или вывозимые из РФ на территорию Вьетнама в соответствии с подписанными двусторонними соглашениями.
  7. Сертификат о происхождении товара формы СТ-3 оформляется на товары, произведенные и ввозимые в РФ из Ирана или вывозимые из РФ на территорию Ирана в соответствии с подписанными двусторонними соглашениями.
  8. Сертификат о происхождении товара формы EAS оформляется на товары, произведенные и ввозимые в РФ из Республики Сингапур или вывозимые из РФ на территорию Сингапура в соответствии с подписанными двусторонними соглашениями. Соглашение пока что еще не вступило в законную силу.

Представление в таможенный орган документов, подтверждающих страну происхождения товара

Декларант может представить декларацию или сертификат о происхождении товара до подачи декларации на товары по средствам специализированных программах средств либо в личном кабинете на официальном сайте ФТС.

Для этого декларант предварительно размещает документ в электронном архиве декларанта. После этого электронному документу присваивается идентификационный номер, который декларант уже указывает при подаче декларации на товары в 44 графе.

Декларант также может представить декларацию или сертификат о происхождении товара уже после подачи декларации на товары, но до ее выпуска. При этом действия декларанта такие же — разместить документ в архиве, затем получить идентификационный номер документа и сообщить его в таможенный орган.

В случае, если требуется представление оригинала сертификата или декларации о происхождении товара или их копий на бумажном носителе (например, согласно разработанному профилю риска), декларант представляет запрошенные документы в любой таможенный орган, который уполномочен принимать документы.

Кроме того, таможенный орган вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие страну происхождения товара (если в декларации на товары заявлено, что страна происхождения товара неизвестна, а в отношении декларируемых товаров применяются запреты и ограничения, меры таможенно-тарифного регулирования меры защиты внутреннего рынка, зависящие от страны происхождения).

Примечания

  • Документы, представляемые при таможенном оформлении
  • Таможенный словарь:Страна происхождения товара

Ссылки

  • Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)
  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
  • Личный кабинет на официальном сайте ФТС России

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать услуги по таможенному оформлению Ваших товаров, а также иные консалтинговые и юридические услуги:

  • Таможенное оформление
  • Предварительное решение по классификации товара
  • Представление интересов в суде

См. также полный перечень наших услуг.

Обязательная информация и реквизиты для счетов-фактур

Счет-фактура существует в документообороте для определения суммы НДС, который подлежит уплате с выручки от реализации товаров, изделий, готовой продукции или работ, услуг. Также этот документ является основанием для уменьшения налога к уплате при покупке товаров или услуг на территории РФ.

Налоговые службы внимательно отслеживают финансовые потоки, поступающие в бюджет от налогоплательщиков. Поэтому для того, чтобы не потерять право на вычет НДС, следует соблюдать порядок заполнения документа. К обязательным реквизитам (согласно правилам НК в части ст. 169) относят:

  • дату и номер счета-фактуры;
  • идентификационные данные продавца и покупателя (ИНН, название, адрес нахождения);
  • сведения о товарах и услугах (количество, номенклатура, ставка налога, стоимость);
  • код страны поставщика для импорта и номер ГТД.

Увидеть новый бланк счета-фактуры можно .

Условия заполнения кода страны товара

Код страны происхождения товара в счете-фактуре указывается в графе 10 и используется сотрудниками налоговой, которые отслеживают перемещение импортных товаров, изделий. Кодировка стран выбирается из специализированного справочника. Основным критерием для определения страны на основании Таможенного кодекса считается факт производства или переработки в конкретном государстве.

Сложности возникают, когда производителем стал союз из нескольких стран, следовательно, в разделе, который содержит название государства — изготовителя товара и кодировки, могут быть отклонения. Но они не влияют на право воспользоваться вычетом по налогу. К примеру, шифр одной из стран Евросоюза указан в разделе 10, а наименование в графе 10а общее — Евросоюз.

Аналогичное уточнение содержится и в правилах по заполнению счетов-фактур — ошибкой считается только невозможность идентифицировать страну изготовления товара. При этом если импортные товары реализуются по отдельным запчастям и установить страну происхождения невозможно, то в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры ставятся прочерки.

Подробности см. .

В приведенном нами случае необходимость в уточненных первичных документах отсутствует. Налогоплательщик вправе принять изделия к учету, а сумму налога учесть к уменьшению при подаче налоговой декларации.

Исключением при отсутствии сведений по кодировке изготовителя может быть только случай ввоза изделий из стран ЕАЭС. Это объясняется тем, что когда товары из стран ЕАЭС попадают в Россию, не требуется заполнять таможенную декларацию. В таких случаях достаточно отгрузочных документов, сертификатов, CRM, паспортов качества и договоров поставки.

Проверьте, корректно ли составлен счет-фактура вашим поставщиком.

Итоги

Общеустановленными правилами регламентирован порядок заполнения всех разделов счетов-фактур. В отношении кода страны определено, что этот показатель указывается для всех продавцов, реализующих импортные товары, и обязателен к заполнению, даже если реализующая сторона не является импортером.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В России упростят процедуру повторного подтверждения отечественного происхождения товара. Договоренность об этом достигнута 20 марта на совещании в Минпромторге, инициированном Ассоциацией разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ).

«При наличии заключения о российском происхождении товара (продукции), выданного ранее Торгово-промышленной палатой (ТПП РФ), при повторном обращении процедура выдачи заключения будет упрощена», – сообщили в АСИЗ, отметив, что речь идет о подтверждении акта экспертизы на основании ранее полученных документов.

Напомним, сертификат о российском происхождении товара выдается на один год, затем подтверждение необходимо получать снова. Профессиональное сообщество считает необходимым продлить срок действия сертификата до пяти лет – на такое же время выдается сертификат соответствия СИЗ Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС).

«Ежегодно производители тратят время, силы и деньги на получение подтверждения российского производства на выпускаемые ими СИЗ. Это стало реальным фактором, тормозящим развитие рынка. Мы предлагаем увеличить срок действия заключения Минпромторга на срок действия сертификата соответствия ТР ТС», – цитирует hr-portal.ru президента Ассоциации СИЗ Владимира Котова.

Подтверждение российского происхождения необходимо, чтобы компании-потребители могли компенсировать покупку спецодежды, спецобуви и других СИЗ для своих сотрудников за счет средств Фонда социального страхования (ФСС).

Одним из наиболее важных для поставщиков изменений в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), вступивших в силу в 2020 году, стало требование об обязательном указании поставщиком страны происхождения товара в составе заявки на участие в закупке. Это требование распространяется на все виды конкурентных закупок – конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок.

В соответствии с новой редакцией закона заказчики в закупочной документации обязаны требовать указывать страну происхождения товара. Участники закупки должны указывать в составе заявок страну происхождения товара при любом конкурентном способе закупки независимо от того, были ли установлены запреты, ограничения или условия допуска в отношении иностранных товаров. Указывать страну происхождения товара необходимо не только в случаях, когда предметом закупки является поставка товаров, но и в тех случаях, когда заказчику поставляется товар в ходе выполнения закупаемых работ или оказании закупаемых услуг (например, комплектующих изделий, используемых при строительстве или запасных частей, используемых при ремонте оборудования).

В этой связи необходимо сказать несколько слов о Постановлении Правительства РФ от 05.11.2019 № 1400 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств». Согласно изменений, по итогам исполнения любых контрактов заказчики должны вносить в реестр контрактов наименование страны происхождения товара или информацию о производителе товара, а в случае установления при осуществлении закупки в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, исключительно наименование страны происхождения товара.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

Вступайте в наше сообщество «ВКонтакте». Получите больше актуальной информации о госзакупках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *