Профессиональный стандарт педагога 2018

  • автор:

Ключевая роль в реформировании образования принадлежит педагогу. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Мобильность, готовность к переменам, способность мыслить нестандартно, а также самостоятельность и ответственность в принятии решений – это все характеристики профессионала, что можно отнести и к педагогу.

Те должностные инструкции и громоздкие квалификационные характеристики, которые сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, что не отвечают духу времени и отвлекают от непосредственной работы с детьми.

Замечание 1

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену устаревшим документам, что регламентируют его деятельность, призван раскрепостить педагога и стимулировать его развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Работа педагога, как и любая другая профессиональная деятельность, подверглась стандартизации. Разработаны определенные нормативные документы, которые формулируют требования к специалистам образовательных учреждений.

Что собой представляет профессиональный стандарт педагога

Определение 1

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указывается перечень требований, которые определяют его квалификационный уровень, необходимый для качественного выполнения профессиональных обязанностей.

Требования предъявлены к умениям, знаниям, личностным качествам учителя и его опыту работы. Сегодня уже разработаны четыре профессиональных стандарта в сфере образования:

  1. Стандарт педагога (воспитателя, учителя), который утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года.
  2. Стандарт педагога-психолога, что утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 года.
  3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования для взрослых и детей, что был утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 года.
  4. Стандарт специалиста в сфере воспитания. Был утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога обязателен к внедрению по нескольким причинам, одна из которых – это несоответствие современным требованиям старых квалифицированных норм. Постановлением правительства было установлено, что полный переход на новые стандарты будет завершен до 1 января 2020 года. К этому времени соответствие профессиональному стандарту будет выступать главным критерием при принятии нового сотрудника на работу.

Замечание 2

Считается, что новый профессиональный стандарт усовершенствует подготовку специалистов общеобразовательной системы, а также позволит передавать учащимся актуальные знания.

В соответствии с планом Министерства образования и науки РФ использование профессионального стандарта педагога сможет решить такие задачи:

  • выявить четкие требования к квалификации педагогов вне зависимости от их направления и сферы деятельности;
  • обеспечить должную подготовку учителей и повысить качество образования;
  • уведомить специалистов системы образования о тех требованиях, что будут к ним предъявляться;
  • мотивировать педагогов с целью повышения общего уровня образования в стране;
  • стимулировать работников сферы образования усовершенствовать уровень своей квалификации.

Профессиональный стандарт педагога призван стать официальным документом Российской Федерации, который будет регламентировать аспекты трудовой деятельности (в частности, карьерный рост и прием на работу).

Замечание 3

Главная особенность нового стандарта педагога – это возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей. Документ будет дополнен внутренними стандартами, которые зависят от специфики образовательного учреждения.

Характеристики и структура профессионального стандарта педагога

Все профессиональные стандарты разрабатываются и составляются профильными ведомствами и министерствами по утвержденному шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда РФ №147н от 12 апреля 2013 года. В соответствии с данным приказом текст стандарта педагога в 2018 году структурирован следующим образом:

  1. Общая информация о профессии педагога: краткое описание деятельности и официальная классификация.
  2. Описание и характеристика трудовых функций и требований, которые предъявляются к квалификации, опыту работы и образованию педагога.
  3. Сведения об организации, которая разрабатывала документ.

Профессиональный стандарт педагога имеет несколько характеристик:

  • данный документ описывает все требования к квалификации педагогов;
  • отдельные положения стандарта могут дополняться и корректироваться, чтобы соответствовать специфике образовательного учреждения или конкретного региона;
  • документ дифференцирует стандарты для педагогов различных уровней;
  • к учителям математики и русского языка выдвигаются дополнительные требования (поскольку эти дисциплины являются ключевыми и обязательными на ЕГЭ);
  • стандарт предусматривает, что личные и профессиональные качества педагога не разделимы;
  • профессиональный стандарт дает возможность отказаться от технократического подхода к оценке педагогических специальностей, а также сделать упор на их индивидуальных особенностях;
  • стандарт необходим для того чтобы мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту

Профессиональный стандарт педагога определяет ряд обязанностей и требований для всех сотрудников образовательных учреждений:

  • наличие высшего педагогического образования;
  • безупречное знание дисциплин в рамках учебной программы, которая утверждена Министерством образования и науки РФ;
  • умение планировать проведение уроков, а также анализировать их эффективность и осуществлять последующую коррекцию;
  • знать нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки традиционных понятий об образовательном процессе;
  • применять индивидуальный подход в работе с учениками, студентами и дошкольниками;
  • уметь объективно оценивать знания;
  • иметь соответствующие компетенции;
  • использовать формы воспитательной работы во время внеклассной деятельности и на уроках;
  • регулировать поведение учащихся и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;
  • практиковать индивидуальный подход и доносить до учеников ценность и значимость знаний;
  • сотрудничать с профильными специалистами;
  • знать особенности развития учащихся в конкретном возрасте;
  • знать и владеть приемами психодиагностики;
  • использовать специфику перехода от игрового процесса к учебному (это важно для педагога, который работает в начальной школе);
  • нести ответственность за успеваемость учащихся;
  • уметь организовывать самостоятельную деятельность детей, которая будет для них залогом всестороннего развития;
  • взаимодействовать с родителями.

Как внедрить профессиональный стандарт педагога

Прежде чем внедрить профессиональный стандарт педагога, необходимо провести ряд мероприятий. Законодательно определенного алгоритма и плана внедрения стандартов не существует, каждое учебное учреждение может разработать этот порядок индивидуально. Внедрение профессионального стандарта педагога осуществляется специальными комиссиями, в которых есть представители профсоюзов и администрации.

Рабочая группа должна реализовать такие мероприятия:

  1. Составить список стандартов педагогов, которые нужно реализовать в конкретном учебном заведении. Для этого нужно сверить наименования, что прописаны в стандартах, и должности работников. После сверки составляется официальный договор комиссии.
  2. Проводится ревизия трудовых договоров и внутренних актов учебного заведения. Если необходимо, в трудовые отношения сотрудников вносятся изменения.
  3. Осуществляется проверка сотрудников на соответствие профессиональных стандартов.
  4. После окончания проверки составляется отчет и передается руководству.

Нужно отметить, что утвержденного порядка увольнения педагога, который не будет соответствовать профессиональному стандарту, пока не существует. Даже если такое несоответствие будет выявлено, но педагог работает по трудовому законодательству, выполняет свои обязанности на должном уровне и прошел аттестацию, то нет никаких оснований для его увольнения.

В процессе внедрения профессионального стандарта педагога необходимо придерживаться таких рекомендаций:

  • обширное обсуждение вопроса, в котором принимают участие педагоги, представители профсоюзов и администрации, эксперты, ученики и их родители;
  • учет всех предлагаемых корректировок и стремление достичь консенсуса перед утверждением окончательного варианта стандарта;
  • формирование общественных организаций, которые контролируют деятельность педагогов на всех стадиях внедрения профессионального стандарта;
  • поощрение тех учебных заведений, которые согласились быть пилотным проектом;
  • формирование органов и структур, которые будут уполномочены решать конфликтные вопросы и защищать права педагогов, учителей и воспитателей.

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

  • педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);
  • педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.

Какие профстандарты применяются

На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

  • Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
  • Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года.

Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.

Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

  • для Профстандарта педагога – на 1 января 2019 года;
  • для Профстандарта педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.

В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога?

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.

В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:

  • учитель;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

Тест Общие знания нормативно-правового документа

«Профессиональный стандарт педагога»

Уважаемые педагоги! Вам предложен тест, состоящий из 10-ти вопросов, которые позволяют оценить общие знания нормативно-правового документа. Правильный ответ необходимо подчеркнуть или выделить другим цветом. Вопросы теста могут содержать несколько правильных ответа. Будьте внимательны! Выполнение теста рассчитано на 30 минут.

1. В Министерстве труда и социальной защиты Профессиональный стандарт педагога был утвержден:

А) 17.10.2013г.

Б) 14.11.2013г.

В) 18.10.2013г.

2. Профессиональный стандарт определяет:

А) деятельность дошкольной Организации;

Б) основные требования к квалификации педагога;

В) общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

3. Для какой категории педагогических работников разработан Профессиональный стандарт:

А) для всех педагогических работников;

Б) для специалистов и воспитателей ДОУ;

В) для педагогов ДОУ и учителей

  1. Какая часть стандарта описывает профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе?

А) 1 часть

Б) 2 часть

В) 3 чсть

Г) 4 часть

5. Как называется документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации?

А) Профессиональный стандарт

Б) Закон об образовании

В) Конституция РФ

Г) ФГОС

6. Сколько трудовых функций обозначено в Профессиональном стандарте педагога:

А) 2 (А, В);

Б) 3 (А, В, С);

В) 1 (А).

7. Содержание трудовой функции отражает:

А) необходимые знания + необходимые умения;

Б) необходимые знания + необходимые умения + необходимые навыки;

В) необходимые знания + необходимые умения + другие характеристики

8. Трудовые действия в Профессиональном стандарте педагога это:

А) завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека;

Б) совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

В) хаотичный набор трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека.

9. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных организациях» отражает:

А) «Общепедагогическую функцию. Обучение» + «Воспитательная деятельность» + «Развивающая деятельность»;

Б) «Педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования» + «Общепедагогическую функцию. Обучение»;

В) «Планирование образовательного процесса» + «Общепедагогическую функцию. Обучение».

10. В какой части содержания стандарта говорится о владении педагогом ИКТ-компетенциями?

А) Приложение № 4

Б) Часть А

В) Приложение № 1

Г) Приложение № 2

11. В профессиональную ИКТ-компетентность входят (Укажите все верные ответы):

А) Общепользовательская ИКТ-компетентность

Б) Общепедагогическая ИКТ-компетентность

В) Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность

12. Что входит в состав общепользовательского компонента? (Укажите все верные ответы):

А) Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ

Б) Клавиатурный ввод

В) Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире

Г) Навыки поиска в Интернете

Д) Навыки программирования

13. Профессиональный стандарт педагога может применяться (Укажите все верные ответы):

А) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

Б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

В) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

14. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. (Укажите все верные ответы):

А) Сфера дошкольного образования

Б) Сфера начального образования

В) Сфера общего среднего образования

15.Какова цель применения профессионального стандарта «Педагог»? (Укажите все верные ответы)

А) Определять необходимую квалификацию педагога

Б) Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда

В) Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях

Г) Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  • Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  • Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  • Инструмента роста качества российского образования.
  • Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  • Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  • Общепользовательская.
  • Общепедагогическая.
  • Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Цель применения

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

  • Общие сведения.
  • Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  • Характеристика обобщенных трудовых функций.
  • Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

  • Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)
  • Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте ГБОУ школы № 297.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *