Продвижение образовательных услуг в сфере образования

  • автор:

Продвижение образовательных услуг

Продвижение онлайн-школы и курсов

Продвижение образовательных услуг

Мы сосредоточимся в основном на том, как следует организовывать продвижение онлайн-курсов, школ, книг, уроков и т. п., а не на составлении планов обучения, поскольку это сугубо индивидуальная задача, по решению которой мы не готовы давать советы. Давайте предположим, что вы хотите продать свой образовательный курс, и на этом примере пошагово рассмотрим, как его эффективно популяризировать.

Разрабатываем концепцию и ставим перед сообществом задачи

Будем считать, что вы уже определились с направлением обучения и даже знаете, кто будет вашей аудиторией. Тематическое сообщество в соцсетях создано, и начинаются размышления о том, чем бы его заполнить, кроме рекламы. Прежде всего, необходимо позиционировать себя по отношению к людям, которые проходят у вас обучение. Сделать это несложно, если следовать нескольким правилам.

Организационная помощь. Помогаем ученикам, которые не смогли разобраться в самих правилах прохождения обучения, каких-либо технических нюансах работы онлайн-платформы, рассказываем, как добраться до места проведения офлайн-занятий и т.п.

Методическая помощь. Обеспечиваем слушателей дополнительными материалами, которые будут полезны в процессе обучения. Важно, чтобы они распространялись исключительно через группу и не входили в общий объём материалов, которые оплатил клиент, приобретая курс. Таким образом, ваша страница в соцсети станет практически незаменимым источником ценной учебной информации.

Создание условий для коммуникаций. Открываем площадку, на которой ученики смогут общаться друг с другом и обмениваться знаниями, следим за тоном этого общения и при возникновении конфликтов вовремя их пресекаем.

Демонстрация своих конкурентных преимуществ. Аргументировано убеждаем аудиторию, что мы лучше конкурирующих ресурсов, и расширяем круг своих клиентов, постоянно привлекая новых. От вас требуются коммуникабельность, дружелюбный настрой и максимальная польза, то есть вы должны быть источником позитива. Оплачивая обучение на курсах, слушатель хочет получить гарантированное приветливое отношение, необходимую помощь и объяснения. Именно это мы должны ему обеспечить.

Собираем целевую аудиторию для продвижения курса

На основе поставленных задач разрабатывается стратегия популяризации образовательных услуг. При этом важно понимать, кому мы их предлагаем и в чем именно состоит наше предложение. Исходя из этого, следует составлять промопосты и собирать соответствующую целевую аудиторию. С этой целью используются различные инструменты, как предоставленные самими соцсетями, так и дополнительные. С их помощью можно набрать максимально подходящую аудиторию за счёт своих конкурентов. Для этого выбираются сообщества, сходные с вашим по тематике, и используется информация об их участниках.

Разрабатываем контент-стратегию

В первую очередь составляется рубрикатор по разновидностям контента. Он необходим, когда через сообщество происходит исключительно продвижение образовательных услуг, и в нём отсутствует какая-либо дополнительная информация, не связанная с курсом.

Основные виды контента

  • Полезный. Тот, из которого можно получить важную информацию, ценные советы.
  • Новостной. Его основная задача — осветить важные события, произошедшие в сфере, которой посвящён курс.
  • Продающий. Он содержит прямую рекламу и призывает действовать.
  • Развлекательный. Как можно понять из названия, такой контент ни к чему не обязывает. Он просто развлекает аудиторию и собирает многочисленные лайки.
  • Коммуникативный. Помогает наладить ваше общение с членами сообщества и установить связь между ними.
  • Репутационный. Контент, который даёт аудитории понять, что вы эксперты в своей сфере и выгодно отличаетесь от конкурентов. Он помогает продать курс.

Переходим к контент-планированию

В Сети можно найти массу информации о разделении контента в процентах. Но это сложно, поэтому лучше разберёмся, как определить количество необходимых вам постов. Рассмотрим месячную потребность. Из 30 дней при условии, что ежедневно публикуется по одному посту, половину (лучше даже больше) выделяем под познавательные материалы, по 4 дня будут размещаться развлекательные посты и новости, от 4 до 8 дней публикуем опросы и другой коммуникативный контент. Кроме того, раз в неделю можно размещать продающий контент и два раза репутационный. Берём календарь или таблицу и раскидываем посты на 30 дней. Коммуникативные можно размещать по понедельникам или пятницам. Если обдумать заранее, что будет размещаться на странице, какие цели у сообщества и как его следует позиционировать, на составление полноценного контент-плана уйдёт максимум час.

Выбираем тематику публикаций

Для поиска выигрышных тем для контента, а именно познавательной информации, привлекающей к странице, которой захочется поделиться, попробуйте воспользоваться одним из специализированных сервисов, позволяющих по ключевым фразам выбрать наиболее популярные у аудитории темы. Теперь нам стоит перейти к примерам того, как должно быть организовано продвижение онлайн-школы, курсов, уроков, книг и т. п.

Способы подачи учебных материалов

Методы подачи учебного материала

Способы подачи учебных материалов

Знания могут быть упакованы и проданы по-разному. Рассмотрим несколько популярных вариантов.

1. Вебинар

Это отличный вариант для обучения чему-либо и продажи своего образовательного продукта. Общаясь с учениками в режиме реального времени, можно эффективно поделиться знаниями, поэтому вебинары очень нравятся подписчикам. В процессе подготовки к такому общению спланируйте свой рассказ, составьте примерную схему занятия. Кроме того, если вам требуются наглядные материалы, можно создать презентацию.

Продвигаем вебинар. За несколько дней до проведения занятия нужно опубликовать пост об этом. Стоит заранее собрать контактные данные будущих слушателей. Прекрасный способ это сделать — предложить людям оформить подписку на рассылку. Этот вариант подходит для открытых вебинаров, в которых может участвовать неограниченное количество слушателей. Если же планируется закрытое мероприятие, пользуйтесь базой своих подписчиков и рассылайте сообщения о вебинаре по ней. Вы должны дать людям возможность распределить своё время так, чтобы не опоздать к началу прямого эфира. Уведомление о вебинаре нужно повторить за сутки до его проведения и с утра в сам день мероприятия.

Настраиваем рекламу для привлечения участников вебинара. Если аудитории в сообществе пока недостаточно, можно собрать её через парсер. Ищем тех, кому может быть интересен наш вебинар, даём им в промопосте ссылку, по которой можно подписаться на рассылку. Это даст нам контактные данные для оповещения о начале эфира. Такой пост нужно запустить за несколько дней до проведения вебинара. Сразу после начала вебинара объявление следует заменить.

2. Статьи

Можно изложить полезные для аудитории материалы в виде текста с изображениями. В ВК статьи удобно размещать как вики-страницы. В каталоге приложений этой платформы есть инструменты для их вёрстки, при помощи которых вы сможете видеть перечень страниц, созданных в вашей группе. Останется только добавить к нему изображение, ссылку станет удобно читать с мобильных устройств, и вы получите готовый пост отличного качества.

Офлайн-услуги в сфере образования

До сих пор речь шла об учебных продуктах в Сети. Теперь мы перейдём к вопросу о том, как организовать масштабный образовательный проект офлайн, например, открыть школу, спорткомплекс или постоянно действующие курсы для разных категорий слушателей и т. п. Если сравнивать с учебными онлайн-ресурсами, особых отличий в контенте нет, поэтому останавливаться на правилах его создания нет смысла. Перейдём сразу к порядку проведения рекламной кампании.

Рекламируем офлайн-образование

Действовать можно в нескольких направлениях.

  • Рекламировать разные направления обучения отдельно. Такое разделение позволит провести качественную проработку аудитории, продемонстрировать объявления тем её представителям, которые могут быть заинтересованы в ваших услугах, и вносить коррективы в свою работу. В случае, если образовательная деятельность осуществляется в одном направлении, нужно тщательно собрать целевую аудиторию и протестировать объявления.
  • Тестировать связку между изображением и рекламой при помощи бокового таргета. Те связки, которые окажутся лучшими, следует использовать в промопосте и раскрыть преимущества своего проекта в тексте.

Собираем заявки в соцсетях

Чтобы людям не приходилось переходить по ссылке в посте на ваш сайт, можно настроить оформление заявок непосредственно в социальных сетях. Так удастся сэкономить время, которое тратится на разработку лендинга, и не заставлять посетителей просматривать дополнительные страницы, а сразу переводить их с рекламного объявления на регистрационную форму.

В Facebook есть инструмент для создания лид-форм «Генерация лидов». Причём через Instagram также можно работать с ними. И в ВК есть приложение, позволяющее собирать регистрационные данные, «Форма сбора заявок».

Выводы

В раскрутке образовательных проектов независимо от формы их реализации (онлайн или офлайн) множество общих моментов. И в том, и в другом случае пользователям стоит предложить пробный урок или тестовый период обучения, а целевую аудиторию искать в тематических группах и в конкурирующих сообществах. Щедро делитесь бесплатной информацией, которая может быть полезна вашим слушателям, так как её много не бывает. Демонстрируйте, что вы эксперты в своей нише и действительно способны чему-то научить.

Особенности и тенденции продвижения дополнительных профессиональных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Денисенко И.А. 1 2019 №3(13): 41-50

Особенности и тенденции продвижения дополнительных

профессиональных образовательных услуг

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENCE & EDUCATION

УДК 811. 111-26

DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10305

Особенности и тенденции продвижения дополнительных профессиональных образовательных услуг

ДЕНИСЕНКО Игорь Анатольевич

ГОУ ВПО «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», Институт экономики и бизнеса

кандидат экономических наук, доцент; e-mail: luganskigor@mail.ru

Аннотация. Автором обосновывается необходимость повышения эффективности каждой отрасли и сферы деятельности экономики народного хозяйства в контексте взаимосвязи уровня профессионализма его сотрудников и конечной эффективности работы предприятия за отчётный период. Проведённые автором исследования в сфере управления персоналом организаций достоверно свидетельствуют, о влиянии компетентности штатного персонала фирмы, организации, учреждения на производительность труда при выполнении должностных инструкций, а также адаптации к быстроменяющимся факторам и особенностям профессиональной деятельности на занимаемой должности. В статье проанализировано состояние рынка дополнительных профессиональных образовательных услуг. Акцентируется внимание на особенностях системы дополнительного профессионального образования и необходимости формирования стратегического планирования и тактики проведения маркетинговой и коммуникационной деятельности в продвижении данных образовательных услуг при современных условиях хозяйствования. Дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации рассматриваются как неотъемлемый элемент системы непрерывного образования. В статье рассматриваются возможные действия, нацеленные на повышение спроса услуг учебного заведения дополнительного образования. Анализируются основные маркетинговые коммуникации образовательного учреждения. На основе проведенного исследования выявлены факторы, влияющие на продвижение образовательных услуг, и предложены рекомендации по разработке маркетинговых коммуникаций дополнительного профессионального образования. Также выделяются основные способы продвижения услуг дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, услуга, продвижение, маркетинг, особенности продвижения, продвижение, маркетинговые коммуникации

Статья поступила в редакцию: 09.10.2019.

Статья принята к публикации: 09.11.2019.

Features and trends in the promotion of additional professional educational services

Igor A. DENISENKO

СЕРВИС plus 2019 Tom 13 №3

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Submitted: 2019/10/9.

Accepted: 2019/11/9.

Современный этап общественного развития характеризуется высокими темпами научно-технического прогресса, информатизацией, глобализацией и интеграцией экономических процессов. В таких условиях требования к компетенции работников постоянно повышаются, а перспективы их карьерного роста, роста доходов, возможности адаптации к меняющейся среды непосредственно определяются способностью овладевать новыми знаниями и навыками, готовностью постоянно повышать квалификацию или сменить профессию. Сейчас в результате научно-технического прогресса на протяжении столетия обновляется 6-9 поколений техники (и эти темпы ускоряются), постоянно происходит «старение» знаний и навыков. При таких условиях можно в течение одного учебного цикла подготовиться к профессиональной деятельности на всю жизнь: по оценкам аналитиков, ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. Единица измерения устаревания знаний специалиста, принятая в США — период «полураспада» компетентности, то есть снижение ее на 50% вследствие появления новой информации, показывает, что по многим профессиям этот период наступает менее чем через 45 лет (по отношению к системе высшего образования раньше, чем завершается обучение).

В связи с выше указанным, образование в

течение жизни играет ключевую роль в формировании интеллектуальной и инновационной составляющей человеческих ресурсов, а модернизация системы непрерывного образования в соответствии с международными стандартами и современных тенденций рассматривается как фактор эффективного экономического и социального развития.

Эффективность работы предприятия любой сферы деятельности находится в зависимости от уровня профессионализма его сотрудников. Исследования в сфере управления персоналом убедительно доказывают, что компетентный сотрудник фирмы, организации, учреждения продуктивнее выполняет должностные обязанности, быстрее адаптируется к изменяющимся обстоятельствам собственной профессиональной деятельности, развитию научно-технического прогресса.

Различные аспекты образования в течение жизни является предметом научного поиска отечественных и зарубежных исследователей. А.Гончарук, Г.Телегина, Л.Шевченко рассматривают организационные вопросы непрерывного и дополнительного образования, его содержание и формы, уделяют внимание финансовому обеспечению и проблемам развития. С точки зрения индивидуальных затрат и выгод роль непрерывного и дополнительного образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

исследованы в теории человеческого капитала, основы которой заложены Г. Беккером и Т. Шульцем. Этот аспект воспроизводства человеческих ресурсов освещены также в трудах ученых А. Гришнова, И. Заюково, Л. Мусиной, А. Чухно. Является важным, на наш взгляд, сочетание указанных подходов к анализу образования на протяжении жизни, изучение его значения в управлении развитием человеческих ресурсов на микро- и макроуровне.

Человеческие ресурсы являются главным фактором в создании новейших технологий, их внедрении в экономическую практику, повышении эффективности производства, опережающем развитии науки и социальной сферы. Качественные и количественные параметры формирования и реализации человеческого потенциала на макроуровне и обеспечения его расширенного воспроизводства определяют конкурентоспособность национальной экономики.

Решение проблемы адаптации трудового потенциала и меняющимся запросам рынка труда, постоянного развития человеческих ресурсов состоит в переходе к образованию в течение жизни, где базовое образование периодически дополняется программами дополнительного образования. Любой уровень образования рассматривается как элемент процесса непрерывного образования. В связи с этим Л. Мусина отмечает, что «старая философия образования себя исчерпала -сегодня образование является не подготовкой к жизни, как это было 40-50 лет, а собственно образом жизни. Человек должен учиться, и само обучение в течение жизни становится формой защиты личности против неопределенности и непредсказуемости в современном мире.

Академик А. Чухно, исследуя особенности занятости в условиях информационной экономики, подчёркивает важность формирования мета квалификации работников — системы знаний, которая облегчает поиск и усвоения новых знаний. Ученые утверждают, что раннее развитие и постоянное совершенствование навыков имеют решающее значение для стабильной занятости, роста заработной платы в ходе дальнейшей трудовой деятельности.

Начальное профессиональное образование, усвоение базовых квалификаций позволяет выйти на рынок труда. Следующая подсистема охватывает непрерывное обучение, содержащая все сегменты обязательного образования, в том числе повышение квалификации, образование и обучение взрослого населения, обучение безработных. Их объединяет общая

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3

интегрированная система квалификаций, которая обеспечивает учет всех ранее полученных компетенций, независимо от того, где и как они были получены. Непрерывность выступает в современном экономическом и культурно-образовательном контексте как одна из главных предпосылок развития человеческих ресурсов.

Соответственно, по целям, которые имеют потребители образовательных услуг в системе непрерывного образования, его условно можно разделить на три составляющие:

1. Дополнительное профессиональное образование, которое способствует наращиванию трудового потенциала современной экономики.

Потребителями его услуг является та часть населения, которая социально адаптирована и последовательно получает образование на всех ее уровнях.

2. Образование, направленное на адаптацию и реабилитацию социальных и профессиональных групп, способных самостоятельно приспособиться к быстроменяющимся условиям внешней среды, или части населения, которое по разным причинам не имеет доступа к формальной системе профессионального образования, создаёт угрозу десоциализации.

3. Образование, обеспечивающее удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей граждан, например языковую подготовку, получение психологических, культурологических и других знаний, коммуникативных навыков, специальных умений.

Основным направлением дополнительного профессионального образования является удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей, профессиональное развитие человека, а так же обеспечение соответствия его квалификации условиям профессиональной деятельности и социальной среды, которые постоянно меняются 1.

Одной из продуктивных форм развития профессионализма персонала являются курсы повышения квалификации, которые направлены на овладение эффективными методиками деятельности сотрудников на рабочем месте с учетом существующих нормативных и законодательных актов. Также, одной из форм дополнительного профессионального образования являются программы переподготовки — программы получения новых знаний и умений, формирования определенных навыков для профессиональной деятельности. Нужно понимать, что понятия «повышение квалификации» и «профессиональная переподготовка» имеют существенные различия. Повышение квалификации это

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

обучение работников, уже имеющих знания и опыт в определенной сфере и желающих усовершенствовать умения и навыки в профессии с учетом новых нормативных документов и развитием научно-технического прогресса. Под профессиональной переподготовкой понимают программу обучения работников, имеющих знания и навыки в определенной профессии и занимающих определенную должность, но желающих получить знания в другой, смежной отрасли знаний.

На современном этапе можно заметить существенные изменения в сфере образования. За последние годы сложилась ситуация активного развития рынка дополнительных образовательных услуг. В этой сфере начали действовать законы рыночной экономики, под влиянием конкурентной среды активно начал развиваться рынок образовательных услуг, вследствие чего появилась конкурентная среда, существенно изменились требования и ожидания целевых аудиторий. Вышеперечисленные факторы начали диктовать требования относительно необходимости организовать и ввести маркетинговую и рекламную деятельность по продвижению дополнительных услуг профессиональных образовательных учреждений. В связи с этим возникает тенденция в сторону роста потребности вузов относительно создания специальных отделов, которые занимаются актуальными проблемами развития и продвижения дополнительных образовательных услуг.

Многие ведущие вузы уже начали активно заниматься работой по формированию стратегии и тактики маркетинговой и коммуникационной деятельности, набирая при этом штат специалистов, которые координируют эту деятельность. При профессиональном и правильно продуманном подходе к позиционированию и средствам продвижения услуг профессиональных образовательных учреждений, видению перспектив развития, которое сопровождается маркетинговыми исследованиями, формирование комплексных планов маркетинговой и коммуникационной деятельности, качественная организация рекламной деятельности на сегодня являются главными, решающими факторами и ресурсами по успешному развитию дополнительного профессионального образовательного учреждения.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) представляет собой динамично развивающийся и важный сектор системы образования, который во многом определяет направления обучения,

приближенные к практике. Услуги дополнительного образования реализуются для того, чтобы удовлетворить потребности граждан, общества и государства в образовании. Основная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы непрерывно повышать квалификацию рабочих, служащих, специалистов, что связано с изменяющимися потребностями производства в условиях развития рыночной экономики.

Существует возможность получить дополнительное образование как в сфере повышения уровня общей культуры граждан, их профессиональной, научной, педагогической квалификации, так и в сферах специализации: экономики, права, маркетинга и т. п. 2.

Дополнительное профессиональное образование это системный объект, состав который состоит из следующих взаимосвязанных структурных элементов: учебные заведения повышения квалификации специалистов, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (институты, академии), учебно-методические кабинеты и центры, информационные и культурные институты, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, органы управления дополнительным профессиональным образованием, общественные и прочие некоммерческие организации в части оказания ими уставных дополнительных образовательных услуг.

Соответственно, услуга дополнительного профессионального образования обладает сложностью выбора, высоким уровнем вовлеченности потребителя, в связи с чем требуется расширенное решение проблемы, потому что стоимость и риск сделать неверный выбор высоки.

Дополнительное профессиональное образование реализуется путём, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Организациями, предлагающими получить выше перечисленные виды дополнительного профессионального образования являются вузы (негосударственные и государственные) и прочие организации различных форм собственности, которые работают на рынке образования.

Таким образом, из рисунка 1 видно, что вузы могут предложить все вышеперечисленные виды ДПО, поскольку это право отражено и закреплено в соответствующих документах на ведение образовательной деятельности, а другие организации — только повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

poslediplomnogo-obrazovaniya-povysheniya-kvalifikacii-i-pro-fessionalnoy-podgotovki.html (date accessed: 03.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 Vol. 13 Iss. 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Предлагается вузами (в зависимости от специфики)

Предлагается другими организациями (исключая вузы)

ДПО (вид)

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Рис.1 — Виды дополнительного профессионального образования, предлагаемого различными организациями Fig.1-Types of additional professional education offered by various organizations

Так, например, в Луганском регионе насчитывается 6 вузов, которые предлагают получить дополнительное профессиональное образование. В их число входят: Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Л. Матусовского, Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки, Луганский национальный университет имени Владимира Даля, Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко, Луганский национальный аграрный университет, Донбасский государственный технический университет.

Приведем пример ведущего вуза Луганского региона, который предлагает услуги дополнительного профессионального образования по повышению квалификации и профессиональной переподготовке — это Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко.

Центр последипломного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» приглашает пройти переподготовку слушателям, не имеющим высшего педагогического образования, но имеющим высшее образование по профилю предмета и проводит курсы повышения квалификации .

Для того чтобы определить целесообразность и важность продвижения услуг дополнительного профессионального образования необходимо проанализировать структуру и численность человек по подготовке и повышению квалификации кадров по видам экономической деятельности. Анализ структуры и численности человек по подготовке и повышению квалификации кадров по видам экономической деятельности представлен в табл. 1.

Основным источником информации, которая

представлена в табл. 2, являются статистические данные, которые были сформированы на основании статистического сборника о социально-экономическом положении Луганского региона за 2017 год Государственного комитета статистики Луганского региона3.

Следовательно, на основании информации, представленной в табл. 2 можно сделать выводы о том, что наибольший процент списочной численности штатных работников, которые повышают квалификацию принадлежит следующим видам экономической деятельности: промышленность (3,7%), строительство (2,7%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (2,5%), операции с недвижимым имуществом (2,8%), образование (11,7%), здравоохранение и предоставление социальной помощи (11,3%).

Следовательно, чтобы увеличить процент людей, которые обращаются за предоставлением услуг дополнительного профессионального образования, в частности повышение квалификации, обучение новым профессиям, необходимо следить за новыми тенденциями, перспективами и возможностями использования современных методов продвижения услуг дополнительного профессионального образования.

Для того чтобы достичь синергетического эффекта и успешно продвигать услуги дополнительного образования необходимо использовать концепцию интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК). ИМК — это концепция, ориентированная на планирование маркетинговых коммуникаций, которая исходит из необходимости оценить стратегическую роль их отдельных направлений (рекламы, стимулирования сбыта, пиар и др.) и найти оптимальное сочетание для того, чтобы обеспечить четкость, последовательность и максимизировать воздействие коммуникационных

1- State statistics Committee Luhansk people’s Republic URL: http://www.gkslnr.su/ (accessed: 29.06.2019).

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №3

программ посредством непротиворечивом интеграции всех отдельных элементов .

По сути ИМК ориентированы на усиление

воздействия на целевую аудиторию, а также на то, чтобы установить более эффективные обратные связи с ними. Роль ИМК представлена на рис. 2.

Таблица 1 — Подготовка и повышение квалификации кадров по видам экономической деятельности за 2017 г.

Вид экономической деятельности субъекта Повысили квалификацию Обучено новым профессиям

человек в % к списочной численности штатных работников человек в % к списочной численности штатных работников

Всего 13966 6,1 4488 2

Временное размещение и организация питания — — 6 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование 1153 7,7 7 0

Деятельность в сфере административного и вспомогательного обслуживания 43 1,1 20 0,5

Здравоохранение и предоставление социальной помощи 3670 11,3 27 0,1

Информация и телекоммуникации 34 1,4 — —

Искусство, спорт, развлечения и отдых 144 3,5 8 0,2

Образование 4908 11,7 92 0,2

Операции с недвижимым имуществом 57 2,8 21 1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 311 2,5 155 1,3

Предоставление других видов услуг — — — —

Промышленность 3446 3,7 4010 4,3

Профессиональная, научная и техническая деятельность 79 2,5 5 0,2

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство 8 0,2 9 0,3

Строительство 41 2,7 14 0,9

Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность 67 0,6 114 1

Финансовая и страховая деятельность 5 0,4 — —

Рис.2 — Роль ИМК в продвижении образовательных услуг Fig.2 — The role of IMC in educational service promotion

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Потенциальным потребителям услуг ДПО становится доступным все больший объем различных данных. Поэтому необходимо расширять круг маркетинговых коммуникаций в сфере Hi-Tech для успешного продвижения услуг ДПО. Эффективность использования ИМК для продвижения образовательных услуг ДПО будет зависеть и от способов комбинации средств маркетинговых коммуникаций.

В современных условиях стали появляться и быстро развиваться высокие технологии, которые стали прорывом в развитии информационных коммуникационных технологий. Интернет предоставляет новые возможности, в том числе для маркетинга услуг ДПО, являясь мощным каналом распространения

информации. Достижение необходимого эффекта возможно благодаря модернизации коммуникативных каналов продвижения и применению нового инструментария — Mobile и Internet Marketing, а также использованию на их основе маркетинга в социальных сетях (Social Media Marketing — SMM) .

Учебные центры ДПО расширяют свои способы продвижения услуг путем включения наряду со стандартными ATL (реклама в печатных изданиях, наружная реклама, на радио) средствами маркетинговых технологий TTL (проектного маркетинга) и BTL (технологии брен-динга) . Комплексный подход к маркетинговым коммуникациям применяется также при формировании позитивного имиджа (бренда) учебного заведения ДПО (Рис.4).

Рис. 3- Маркетинговые коммуникации, используемые для продвижения

дополнительных образовательных услуг Fig.3 — Marketing communications to promote additional educational services

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Веб — сайт и страницы в социальных сетях

Рис. 4 — Коммуникации для продвижения бренда образовательного учреждения Fig. 4-Communications to promote the brand of an educational institution

Из всего вышеперечисленного следует отметить более высокую эффективность и восприимчивость к воздействию на современных потребителей услуг ДПО новых телекоммуникационных технологий. Эти методы создания имиджа используются образовательными центрами в экономических условиях РФ, но, данные методы не учитывают стратегическую компоненту, без которой создание имиджа может, как не иметь экономических результатов положительного характера, так и не оправдать потребительские ожидания, в связи с чем, может снизиться экономическая эффективность работы центра образования .

В связи с этим фактом предлагается применять инновационную методику создания имиджа организации, которая базируется на системе инновационной оценки потребительских предпочтений в интерактивном режиме. Сущность этой технологии заключается в том, что в режиме он-лайн (в случае наличия официального сайта) или путем осуществления анкетирования целевой аудитории с периодичностью от одного месяца до полугода проводится оценка потребителями степени важности в конкретный промежуток времени определенных компонент имиджа организации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерактивность даёт возможность быть этому

методу инновационным и как можно эффективнее реа-лизовывать функцию контроля, которая важна в системе достижения целей маркетинговой стратегии организации. К примеру, в случае, когда стратегия рассчитана на длительный период, то проведение опроса должно осуществляться не реже, чем раз в полгода, а на краткосрочный период должно осуществляться раз в месяц. В случае среднесрочного планирования этот временной показатель колеблется в указанных пределах. В общем, предлагается как средство оценки текущего состояния имиджа организации, так и средство продвижения, в связи с тем, что потребители услуг понимают, что их мнение наиболее значимое для этого учебного центра, а организация, ставящая в рыночных условиях на первое место потребителя, обречено на успех .

Образовательные учреждения для продвижения своих услуг должны следовать следующим принципам: использование современных методов продвижения и интернет-маркетинга; адаптация сайтов учебных заведений под мобильные устройства (по возможности и острой необходимости); доступность информации о программах и стоимости обучения на сайте учреждения; клиентоориентированный подход в работе образовательной организации.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

В настоящее время помимо традиционных методов продвижения (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи) образовательные учреждения применяют и нестандартные способы привлечения потребителей. Если выбор школы или детского сада основывается в основном на рекомендациях, отзывах знакомых и друзей или месторасположении (недалеко от дома или работы), то продвижению высших учебных заведений и различных курсов уделяется много внимания. Наиболее популярными методами продвижения дополнительных образовательных услуг являются: реклама в прессе; телереклама; радио реклама; наружная реклама; печатная и сувенирная продукция; выставки, ярмарки; дни открытых дверей; научные конференции и семинары; интернет-сайт образовательного учреждения; сообщества в социальных сетях и др. Большое значение имеет также месторасположение образовательной организации, состояние материально-технической базы. Отдельное внимание уделяется связям с общественностью в системе продвижения образовательных услуг. Образовательное учреждение нуждается в формировании положительного имиджа и репутации. В этом случае активно работает неформальный канал коммуникаций — соседи, родственники, друзья, сотрудники вузов и других заведений, бывшие ученики, которые добились определенных высот в карьере. Часто на сайте вуза или на стенде в коридоре можно встретить раздел с указанием лучших выпускников и их достижений .

Таким образом, комплексное использование всех коммуникаций, особенно их современного инструментария, для продвижения образовательных услуг ДПО является наиболее эффективным способом взаимодействия с потенциальными потребителями и иными аудиториями.

Отметим, что развитие человеческих ресурсов, актуализация знаний и навыков становятся ключевым фактором экономического роста при условии их практического применения, наличия рабочих мест и возможности реализации профессиональных и личностных компетенций. Эффективное функционирование системы непрерывного образования не является самостоятельной целью, а составной иерархической совокупности экономических и социальных целей и задач общественного развития.

В современных условиях повышения требований к компетенции работников и перспективы их карьерного роста, возможности адаптации к меняющейся среды напрямую зависят от способности овладевать новыми знаниями и навыками, готовности постоянно повышать квалификацию или изменить специальность. Образование в течение жизни должно рассматриваться как фактор формирования конкурентных преимуществ на рынке труда, повышение профессиональной и квалификационной мобильности человеческих ресурсов, формирования конкурентоспособности экономики.

Мировой опыт показывает, что обеспечение непрерывного и дополнительного образования возможно, главное, как отклик на запрос в его необходимости, а организация осуществляется при финансовом и научно-техническом участии предприятий, эффективного государственного регулирования и соответствующего институционального обеспечения (формирование правовой и организационной составляющей), современного содержательного наполнения образовательных процессов, влияние непрерывной образования на экономическое развитие и индивидуальные доходы определяется возможностью ее интеграции со сферой занятости и способностью учитывать ее как текущие, так и перспективные потребности.

Литература

6. Рогалева, Н.Л. Современная концепция имиджа организации / Н.Л. Рогалева // Управление персоналом. 2013. № 1.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

8. Фархутдинова Л.Ф., Киселева А.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг России, 2012, №9 — 10. С. 8 — 16.

2. Gee, B.J. (2015). Company Image: Planning, formation, promotion (Theory and practice of management). St. Petersburg. (In Russ.)

6. Rogaleva, N. L. (2013). The modern concept of the image of the organization. Upravlenie personalom , 1.

Статья: Продвижение образовательных услуг (Шишалова В.И.) («Руководитель автономного учреждения», 2010, n 7)

«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 7
ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
За последнее десятилетие сложилось мнение, что маркетинг — удел больших компаний. Провести масштабные исследования рынка, развернутые мероприятия в области рекламы образовательным учреждениям действительно не под силу. Однако это не значит, что маркетинг для них недоступен. Не только для крупных вузов, но и для техникумов, школ и даже детских садов он важен и нужен.
Мифы вокруг услуги
Отечественный рынок образовательных услуг за последние пять — семь лет совершил колоссальный скачок: в некоторых регионах предложение превышает спрос. В такой ситуации применение образовательными учреждениями маркетинговых приемов и стратегий не просто актуально, оно необходимо. Об этом свидетельствуют и реальная жизненная практика, и опыт деятельности зарубежных коллег, а также российских процветающих вузов, частных школ и детских садов.
Почему же, осознавая, что маркетинг необходим, многие руководители не прибегают к нему? Ответ кроется в самой специфике образовательных услуг, результат от оказания которых вполне может проявиться лишь спустя определенный промежуток времени.
Во-первых, образование — это продукт интеллектуальный. Конечно, современные маркетологи умеют продвигать даже бесплотные идеи, также являющиеся интеллектуальным продуктом. Однако в итоге их самые невероятные замыслы превращаются в нечто материальное, например бизнес-план, проект, партнерское соглашение и т.д. В случае с продвижением образовательных услуг речь идет об интеллектуальном продукте без гарантии. Ни учреждение, которое оказывает данную услугу, ни тот, кто ее получает, точно не знают, будет ли от сотрудничества прок, и по сути их отношения выстраиваются вокруг кота в мешке. Именно с этой проблемой и связан в сознании руководителей первый миф о том, что предмета (объекта) маркетинга в сфере образовательных услуг не существует.
Во-вторых, рынок образовательных услуг сильно монополизирован (в частности, крупными специализированными образовательными учреждениями). Эти организации, как правило, имеют крепкие и успешные бренды, которые практически не требуется продвигать. Зачем, например, проводить мероприятия по привлечению и удержанию клиентов (студентов) МГУ, если это известный на всю страну вуз, в котором мечтает учиться каждый третий абитуриент? Данная ситуация породила миф о том, что в сфере образовательных услуг маркетинг вообще невозможен. При этом сторонники этой позиции почему-то упустили из виду то, что образовательные услуги, как никакие другие, зависят от множества факторов (особенностей целевой аудитории, методик преподавания и др.). Именно поэтому конкуренция и маркетинговый подход к взаимоотношениям производителей и потребителей здесь всегда могут иметь место.
В-третьих, советская эпоха подарила общественности миф о чрезмерной вовлеченности государства в сферу деятельности образовательных учреждений. Однако сейчас органы власти во многом перешли к квалифицированному, объективному ориентированию в рыночном спросе и предложении столь деликатного продукта, как образовательные услуги.
В-четвертых, среди руководителей распространен миф, что маркетинг необходим лишь коммерческим организациям, ориентированным на прибыль, а таковыми могут быть только образовательные учреждения и их подразделения, осуществляющие платные услуги. Между тем в мире хорошо известен некоммерческий маркетинг, чье содержание и инструменты не менее разнообразны, чем у коммерческого. Более того, некоммерческий успех у потребителя, достигнутый только с использованием потенциала маркетинга, укрепляет имидж образовательного учреждения, что, в свою очередь, сказывается на величине государственной поддержки и собственных коммерческих успехов организации.
Несмотря на эти и другие мифы, маркетинг в сфере образовательных услуг все-таки существует. Многие организации уже накопили опыт по продвижению интеллектуального продукта. Мы расскажем об основных маркетинговых приемах и стратегиях, с помощью которых директора-«первопроходцы» эффективно продвигают услуги своих учреждений.
Предмет и аудитория маркетинга
Для эффективной маркетинговой стратегии каждый руководитель образовательной организации должен ответить себе на два вопроса: «Что продвигает учреждение?» и «Кому продвигает?». Учебные заведения существенно различаются между собой прежде всего по характеру оказываемых услуг: например, вузы предлагают весь спектр высшего и дополнительного образования, учебные центры при вузах — образовательные услуги по одному ли нескольким смежным профилям и т.д. Надо ли говорить, что цели и аудитория этих заведений будут существенно различаться? Особенность маркетинга в сфере образования заключается как раз в том, что здесь не существует единого рецепта продвижения услуг, слишком уж разные у организаций аудитории.
Прежде чем ответить на вопрос «Что продвигать?», образовательное учреждение должно определить свой предмет маркетинга. Для начала нужно отказаться от расхожего мнения, что организация продает интеллектуальный продукт без гарантии. Даже если это определение наиболее точно отражает суть образования, трансляция его на целевую аудиторию к успеху не приведет. Руководитель или маркетолог организации должен представлять ее услуги аудитории как залог материального благополучия людей, признание их компетенции, перспективу их дальнейшего саморазвития.
Как было сказано выше, маркетологи, продвигая идеи, превращают их в бизнес-планы. Примерно такое же превращение должно произойти и с образовательными услугами. Каждый руководитель учебного заведения хорошо знаком с таким понятием, как «образовательные программы». По сути это комплекс услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя. Образовательные программы — это и есть материальное воплощение услуг учебных заведений. Это то, что потенциальный потребитель может прочитать, изучить и составить свое мнение, то, на чем само учреждение может сделать себе имя и укрепить имидж. Возьмем в качестве примера Президентскую программу MBA. Она появилась сравнительно недавно, но пользуется популярностью у менеджеров высшего и среднего звена в России. Президентская программа — это, безусловно, бренд, определенные компетенции и уровень окончивших ее выпускников.
Существуют и другие примеры использования образовательных программ в качестве основы для продвижения услуг. Так, сеть частных мини-садиков в Екатеринбурге несколько лет назад активно продвигала потребителям программу воспитания детей по методике Марии Монтессори. Сейчас эта сеть одна из самых популярных в столице Урала. Однако не потому? что на рынке нет программ-аналогов, способных конкурировать с методикой Монтессори, а потому, что собственнику сети садиков удалось «продать» целевой аудитории образ самостоятельного, развитого, умеющего принимать решения ребенка. Но много ли образовательных программ-брендов существует в отечественных вузах, школах, детских садах? Неудивительно, что и у них возникают проблемы с продвижением.
Следующим шагом после определения предмета маркетинга должно стать описание целевой аудитории. При ее выборе важно не столько определить, кто является потребителями, необходимо понять, почему эти люди откликаются на то или иное предложение. В сфере образовательных услуг целевые аудитории определить довольно сложно. К примеру, для муниципальных детских садов это граждане в возрасте от 20 до 40 лет, а вовсе не их малыши. Причем эти люди существенно отличаются по уровню своего достатка, образования, социального статуса, что сильно осложняет работу с целевой аудиторией и продвижение ей услуг. А вот целевая аудитория гимназий и школ — не только родители, но и сами дети, значит, работа по продвижению должна идти сразу в двух направлениях. Аудитория вузов еще сложнее: абитуриенты, студенты, выпускники средних профессиональных заведений, работающее население, желающее повысить свой образовательный уровень. Для каждой из этих групп нужны своя программа, свои каналы продвижения.
Кроме того, не стоит забывать также о географии целевой аудитории. Невозможно открывать детскую спортивную школу в районе, где нет ни одного садика или общеобразовательной школы. Неэффективно продвигать услуги детсада (расклейка объявлений, распространение буклетов) в микрорайоне старой застройки, где нет новых домов и подавляющее большинство населения — пожилые люди. Если в «зоне прописки» детского сада практически не осталось детей, руководитель учреждения должен искать потребителей в смежных районах и убеждать их, что они не зря будут возить своего ребенка в детсад на 15 — 20 минут дольше, чем привыкли.
Географический охват целевой аудитории может стать истинным залогом успеха в продвижении услуг. Так, вузы Нижнего Новгорода уже многие десятилетия находятся в более выгодном положении, чем «коллеги» других регионов, благодаря соседству с областями, где нет сильных высших учебных заведений. Продвижение услуг в регионах-соседях увеличивает число абитуриентов за счет выпускников Кирова, Йошкар-Олы, Марий Эл.
Каналы продвижения
Четкое понимание предмета маркетинга и его целевой аудитории помогает ответить руководителю учебного заведения на третий и самый главный вопрос: «Как мы продвигаем свои услуги?». Если говорить о каналах продвижения образовательных организаций, самым распространенным из них окажется день открытых дверей. Обычно на таких мероприятиях представители учреждений рассказывают о профиле деятельности, лицензии и аккредитации, которые имеет организация. Реже можно услышать рассказы о дополнительных возможностях (например, действующий договор с иностранным вузом по обмену студентами и, как следствие, возможность стажировки за рубежом). Такой подход как раз и предполагает ту самую продажу кота в мешке, о которой говорилось выше. Безусловно, потребители должны быть информированы об услугах образовательной организации, однако всю эту информацию можно дать в печатном виде, а ценное личное общение с потенциальными потребителями лучше тратить на эмоциональное продвижение продукта.
Чтобы привлечь потребителей образовательных услуг, необходимо показать отличительные особенности предложения. Лучше всего для этого подходит демонстрация навыков, которые получают в образовательном учреждении его воспитанники, студенты или слушатели. Привлечение выпускников к продвижению услуг — очень популярный маркетинговый канал за рубежом. Практически у каждого среднего специального и высшего учебного заведения есть своя ассоциация выпускников, которая к тому же занимается благотворительностью. В России пиар выпускников не так распространен, однако им пользуются, пока только перечисляя именитых личностей, которые ранее были студентами или учениками образовательного учреждения. Иногда можно наблюдать и более профессиональные маркетинговые ходы.
Так, одна из нижегородских музыкальных школ придумала достаточно интересный канал продвижения услуг: ее 14-летние выпускники играли мини-концерты на детских праздниках в нескольких детских садах, находящихся поблизости (то есть имеющих одинаковую с музыкальной школой географию целевой аудитории). Всего лишь за год таких выступлений этот ход увеличил количество желающих поступить в музыкальную школу в два раза. Более того, школа начала зарабатывать на подготовительных классах для детей трех — пяти лет, а также получила возможность приглядеться к своим будущим ученикам и раньше начать развивать в них творческие способности.
Однако перечислить и продемонстрировать потенциальным потребителям достоинства выпускников недостаточно. Образовательное учреждение должно гарантировать, что потребитель будет погружен в ту атмосферу, которая и сделает из него успешного специалиста, повысит его компетенции. Иными словами, еще одним каналом продвижения образовательного учреждения является его «культурная жизнь», или «корпоративная культура». Для вуза это могут быть различные мероприятия, например КВН или «Студенческая весна». Если эти мероприятия приобретут статус городских или станут известны на общероссийском уровне, учебная организация получит уникальные возможности продвижения своих услуг. Многие школьники Свердловской, Пермской, Тюменской областей до сих пор мечтают учиться в УПИ только потому, что этот вуз был alma mater знаменитой команды КВН «Уральские пельмени».
Конечно, образовательной организации необходимы и традиционные, всем известные каналы маркетинга — публикации в СМИ, интернет-продвижение, выставки, семинары, презентации. Грамотно выстроенные взаимоотношения со СМИ имеют большое значение, поскольку на полноценную рекламу хватит средств далеко не у каждого образовательного учреждения. Первых лиц садиков, школ, вузов, а также выпускников можно и нужно привлекать к участию в специализированных издательских проектах, телепрограммах, телешоу, посвященных образованию. Следом идет продвижение на специализированных городских интернет-форумах.
Стоит задуматься и над проведением специальных проектов или акций, которые привлекут внимание к вашему учреждению. Это могут быть не только мероприятия, приуроченные к юбилею школы или вуза, но и разовые акции. Так, воспитанники и работники одного из детских садов Самары в День защиты детей прошли по одной из главных улиц города с разноцветными шарами и флагами в сопровождении клоунов, в которых переоделись родители. Событие стало одним из центральных в вечерних выпусках региональных новостей.
Создание информационных поводов для СМИ, конечно, не является маркетинговой целью образовательного учреждения. Гораздо важнее быть в курсе предпочтений и настроений целевой аудитории. Для этого вовсе не обязательно заказывать дорогие исследования. Достаточно разработать анкету, которую потребители услуг организации заполняли бы время от времени. Вопросы в анкете могут быть стандартными: «Какой вы видите цель обучения (вашего или вашего ребенка)?», «Что вам нравится в культурной жизни школы?» и т.д. Подобные опросы позволят руководителю отслеживать изменения спроса и настроений потребителей, что, в свою очередь, даст основу при планировании различных акций и разработке маркетинговой стратегии в целом.
В.И.Шишалова
Эксперт журнала
«Руководитель
автономного учреждения»
Подписано в печать
07.07.2010

Правила и особенности продвижения образовательных услуг

Есть мнение, что маркетингом должны заниматься только крупные компании, так как образовательные учреждения не способны заниматься масштабными мероприятиями в сфере рекламы. Но, как показывает практика, детские сады, школы и высшие учебные заведения могут и даже должны заниматься маркетингом.

Мифы вокруг маркетинга

Благодаря активизации рынка образовательных услуг в некоторых регионах страны спрос превышает предложение. Это означает, что образовательные учреждения должны активно использовать приемы и стратегии маркетинга.

Есть несколько причин, по которым руководители учреждений образования не используют маркетинг.

К ним относятся:

  • Интеллектуальность продукта образования. Обычно осуществляется продвижение продуктов, следствием чего становится заключение партнерского соглашения, создание бизнес-плана и пр. Когда продвигаются образовательные услуги, то происходит создание интеллектуального продукта, а гарантии при этом не предоставляются. При оказании таких услуг невозможно предположить, какой будет результат сотрудничества, поэтому и возникает мнение, что сфера образовательных услуг не подходит для маркетинга ввиду отсутствия предмета, т.е. объекта продвижения.
  • Монополизация рынка образовательных услуг. Речь идет о крупных специализированных учреждениях образования, которые являются обладателями легкоузнаваемых и устойчивых брендов. Соответственно, продвигать их не требуется. В качестве примера можно привести МГУ, ГИТИС и т.п. В реальности и тут есть место конкуренции, маркетингу, что объясняется наличием взаимоотношений потребителя/производителя вследствие присутствия зависимости от методик преподавания, особенностей целевой аудитории и пр.
  • Миф о слишком сильной вовлеченности государственных структур в деятельность учреждений образования. Реалии современного мира совершенно иные: ставка сделана на квалифицированную ориентацию в сферах спроса и предложения образовательных услуг.
  • Необходимость маркетинга исключительно для коммерческих организаций, чьей задачей является извлечение прибыли. Под этим подразумеваются учреждения образования, которые предоставляют услуги на платной основе. Однако для современного некоммерческого маркетинга свойственно многообразие инструментов и содержания. Если использовать возможности маркетинга, то имидж образовательного учреждения будет значительно укреплен за счет некоммерческого успеха. Следствием становится повышение государственной поддержки и коммерческих успехов самого учреждения.

Аудитория и предмет маркетинга

Прежде чем начать пользоваться маркетинговыми инструментами, руководителем учреждения должны быть даны ответы на два вопроса: что продвигается и для кого. Отличительная черта маркетинга в сфере образования – отсутствие единого способа продвижения услуг вследствие разности целевой аудитории.

Обязательным условием является определение своего предмета маркетинга. Очень важно не делать акцент на то, что продажа интеллектуального продукта будет осуществляться без гарантии. Главный упор должен быть на то, что образовательные услуги станут залогом материального благополучия аудитории, сделают ее более компетентной и предоставят перспективы для саморазвития.

При продвижении маркетинговых идей обычно происходит их превращение в бизнес-планы. Это касается и услуг образования. В учреждениях разрабатываются образовательные программы, которые представляют собой комплекс услуг. Его целью является изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя. Именно образовательные программы выступают в качестве материального воплощения услуг учреждения образования.

Как пример стоит привести опыт сети частных мини-садов в Екатеринбурге, которые решили продвигать систему Монтессори. Кроме них по подобной системе занимались и другие детские сады. Сеть привлекла потребителей благодаря тому, что сумела «продать» целевой аудитории образ ребенка, для которого свойственны развитость, самостоятельность, умение принимать решения.

Следует уделить внимание описанию целевой аудитории. Для этого определяется потребитель, почему у него наблюдается отклик на определенные предложения. Для каждой из целевых групп следует выделять собственные каналы продвижения и программу работы. Речь идет об абитуриентах, родителей малышей в детском саду и пр.

Важное значение уделяется географии целевой аудитории. Например, детская спортивная школа будет не востребована в районе, где преимущественно проживают люди пенсионного возраста. В таком случае надо заняться поиском потребителей в смежных районах, предоставить им весомые доводы для того, чтобы они возили детей в другой район.

Каналы продвижения

В число самых распространенных входит день открытых дверей, где предоставляется информация о профиле учреждения, лицензии, аккредитации. Далеко не всегда потребители узнают о дополнительных возможностях (стажировка за рубежом, обмен студентами и пр.). Рекомендуется давать такие данные в распечатанном виде, так как для эмоционального продвижения образовательного продукта подходит личное общение.

Для привлечения потребителей демонстрируются лучшие черты предложения. Например, стоит рассказать об успехах и достижениях выпускников, для чего отлично подходят маркетинговые каналы.

Так, одной из музыкальных школ было придумано играть 14-летними выпускниками концерты в рядом расположенных детских садах. В результате число тех, кто хочет поступить в школу, резко выросло. Появился спрос на музыкальные занятия для дошкольников, а преподаватели смогли производить оценку способностей детей на раннем этапе.

Перечисления и демонстрации достоинств выпускников будет маловато для потребителей. Нужно показать, что есть гарантии по погружению потребителей в атмосферу, которая сделает его успешным и компетентным специалистом. Для этого можно воспользоваться каналом «культурной жизни» или «корпоративной культуры». Например, для многих школьников Тюменской, Пермской и Свердловской областей свойственно стремление получить образование в УПИ потому, что его закончили участники команды КВН «Уральские пельмени».

Обязательно следует пользоваться такими каналами, как выставки, презентации, публикации в СМИ, семинары, интернет-продвижение. Положительно сказывается на имидже организация спецпроектов и акций с целью привлечения внимания к учреждению. Так, сотрудники и воспитанники одного из детских садов в День защиты детей прошли по городу с флагами и шарами, а в качестве сопровождающих клоунов выступили родители. Акция была ярко освещена в СМИ.

Для изучения настроений и предпочтений аудитории стоит заняться разработкой анкеты, которая предлагается для заполнения потребителями услуг. Среди вопросов могут быть «Чем вы довольны в нашей культурной жизни», «Какова цель обучения?» и пр. Тем самым происходит отслеживание спроса и настроения целевой аудитории, на основе анализа которых будет разрабатываться маркетинговая стратегия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *