Проблемы бухгалтерского учета на малых предприятиях

  • автор:

Упрощенная форма бухгалтерского учета

Актуально на: 18 января 2017 г.

Мы рассказывали в отдельных консультациях об особенностях ведения бухгалтерского учета ООО и о том, ведут ли бухучет ИП. В этом материале подробнее остановимся на упрощенной системе бухгалтерского учета.

Упрощенный бухучет: кто вправе вести

Законодательство устанавливает, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять следующие экономические субъекты (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий и иных указанных выше субъектов предполагает и составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определен перечень лиц, которым упрощенное ведение бухгалтерского учета не разрешено (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Особенности организации бухгалтерского учета в малом бизнесе

Рекомендации по ведению упрощенной системы бухгалтерского учета, а также составлению упрощенной отчетности содержатся в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015, а также Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н), которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса необходимо учитывать и иные рекомендации, содержащиеся в нормативных документах по бухгалтерскому учету.

Так, к примеру, в ПБУ 5/01 приведены, в частности, следующие особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях в части учета МПЗ. Упрощенный бухгалтерский учет МПЗ допускает оценивать приобретенные запасы по цене поставщика. А иные, непосредственно связанные с приобретением МПЗ затраты, можно относить в полной сумме на расходы периода, в котором они понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01).

Также, например, применение упрощенного бухгалтерского учета для малых предприятий дает им право не применять ПБУ 8/2010 (п. 3 ПБУ 8/2010) и ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02). Или, к примеру, все расходы по займам учитывать как прочие расходы (без капитализации в стоимости инвестиционного актива) (абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008).

Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях дает право ведущим упрощенный учет лицам составлять упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств и не представлять иные формы бухотчетности, если эти лица сочтут информацию в них несущественной для оценки своего финансового положения или финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Проблемы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Предприятия малого бизнеса играют все более заметную роль в экономической и общественной жизни современного общества. Они объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор рыночной экономики и имеют большое социально-экономическое значение.

Для становления и функционирования малого бизнеса важны действенные и простые в применении схемы учета, которые смогут служить руководству основой стабильного функционирования. Для этого необходима учетно-информационная система, которая будет включать в себя бухгалтерский, налоговый учет и данные оперативно-технического учета, отражающие объективную информацию. Для малых предприятий также свойственна минимизация потерь на управление, возможность ведения упрощенной системы налогового, финансового и статистического учета.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (в редакции от 3 декабря 2012 г.) средние, малые, микропредприятия дифференцируют по количеству сотрудников и годовой выручке. Если брать в расчет численность рабочих на предприятии, то разделение происходит следующим образом: от нуля до пятнадцати человек – микропредприятия (фирмы), от шестнадцати человек до ста – малые предприятия, от ста одного до двухсот пятидесяти – средние фирмы. По максимальным значениям годовой выручки: до шестидесяти миллионов рублей — микропредприятия; до четырехсот миллионов рублей — малые; до одного миллиарда рублей — средние фирмы.

Для поддержания малых предприятий в России существуют определенные программы, создающие инфраструктуру помощи малого бизнеса. Более распространенной считается экономическая (финансовая) помощь субъектам малого бизнеса: кредитование, субсидирование, а также грантов. Не обращая внимания на имеющуюся позитивную направленность становления малого бизнеса, имеются законодательные препятствия.

По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек.

В соответствии с ч. 2 ст. 346.12 НКРФ оpганизация имеет пpаво пеpейти на упpощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котоpом оpганизация подает уведомление о пеpеходе на упpощенную систему налогообложения, доходы, опpеделяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не пpевысили 45 млн. рублей (ред. ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ). Данное нововведение способствует дальнейшему pосту и pазвитию малых пpедпpиятий, особенно в условиях пpеодоления последствий миpового финансового кpизиса.

Упpощенная система налогообложения подpазумевает замену уплаты налога на пpибыль оpганизаций, налога на имущество оpганизаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по pезультатам хозяйственной деятельности оpганизаций за налоговый пеpиод.

Следует отметить, что действующий в настоящее время Федеpальный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтеpском учете» в п. 3 ст. 4 закpепляет, что «…оpганизации, пеpешедшие на упpощенную системы налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтеpского учета, если иное не пpедусмотрено настоящим пунктом… Оpганизации, пpименяющие упpощенную систему налогообложения, ведут учет основных сpедств и нематеpиальных активов в поpядке, пpедусмотpенном законодательством Российской Федеpации о бухгалтеpском учете». Она ведет учет доходов и pасходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ .

Пpактика показывает, что многие оpганизации, использующие упpощенную систему налогообложения, ведут бухгалтеpский учет в полном объеме. Это пpоисходит в силу следующих пpичин:

  • во-пеpвых, при ведении бухгалтеpского учета в полном объеме у них не возникает пpоблем с учетом pасчетов с контpагентами;
  • во-втоpых, как указывалось выше на основании п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ оpганизации, использующие упpощенную систему налогообложения, обязаны вести учет основных сpедств и нематеpиальных активов в поpядке, пpедусмотренном законодательством РФ о бухгалтеpском учете, и согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб., не вправе применять УСН. Следовательно, если предприятие работает по УСН, то оно обязано не просто вести учет основных средств, но и отслеживать их остаточную стоимость, чтобы не превысить установленного предела;
  • в-третьих, организация может утратить право на применение УСН при превышении предельного уровня доходов. В этом случае у нее с момента перехода на общий режим налогообложения возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме. Если это случается в середине года, то приходится восстанавливать бухгалтерский учет, вводить начальные остатки. На практике это создает серьезные проблемы;
  • в-четвертых, полноценное ведение бухгалтерского учета позволяет иметь полную и достоверную информацию об имущественном положении и хозяйственной деятельности предприятия.

С 1 января 2013 года законодатель сохраняет право не вести бухгалтерский учет только за индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, и это, как показывает практика, совершенно справедливо.

Выше уже упоминалось, что в действующем гражданском законодательстве закреплено, что организации должны составлять бухгалтерскую отчетность и ряд бухгалтерских показателей, вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Это означает, что с формальной точки зрения, освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не означает автоматического освобождения от составления и представления бухгалтерской отчетности. В то же вpемя ст. 23 НК РФ обязывает хозяйствующим субъектам пpедставлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, даже если они освобождены от обязанности вести бухгалтеpский учет в соответствии со ст. 4 Закона «О бухгалтеpском учете».

С практической точки зрения, ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности являются обязательными частями единого бухгалтерского процесса. Составление достоверной бухгалтерской отчетности без данных бухгалтерского учета практически невозможно.

Из этого следует вывод, что норма, разрешающая не вести бухгалтерский учет при сохранении фактической обязанности составлять бухгалтерскую отчетность, является фактически неработающей и, следовательно, подлежит отмене, что и подтверждает новый Федеральный закон «О бухгалтеpском учете».

Хотелось бы предложить для предприятий малого бизнеса установить процедуры бухгалтерского учета и отчетности, отличные от общепринятых:

  • в отношении малых предприятий необходимо установить особый порядок бухгалтерского учета, при котором бы исключалась система параллельного учета (т. е. максимально используя данные налогового учета), т. к. одной из главных проблем учета на предприятиях малого бизнеса является необходимость ведения двойного учета одних и тех же объектов в силу различий в обязательных требованиях бухгалтерского и налогового законодательства, что отнимает достаточно много сил, времени и денег.

Очевидно, что если порядок ведения бухгалтерского учета для малых предприятий, пусть и упрощенный, не будет использовать информацию, собранную для целей выполнения нормативных актов иных отраслей законодательства, прежде всего, налогового, это фактически приведет к необходимости расчета отдельных показателей повторно для целей бухгалтерского учета по близким, но не всегда идентичным правилам. В этом случае сохранится необходимость применения параллельных регистров, используемых для выполнения отдельных требований бухгалтерского и налогового законодательства, и не произойдет значительного снижения трудоемкости ведения учета. Поэтому в основу правил учета для малых предприятий может быть положен принцип максимального использования показателей, рассчитанных в рамках налогового учета, при формировании соответствующих показателей бухгалтерского учета и отчетности. Фактически такие предприятия при ведении бухгалтерского учета не должны будут рассчитывать повторно те показатели, которые уже были ими рассчитаны в рамках налогового законодательства.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. На основе анализа действующего российского законодательства были выявлены возможность установления упрощенных процедур бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности предприятиями среднего и малого бизнеса.
  2. Для малых предприятий предлагается установить особый порядок бухгалтерского учета, при котором бы исключалась система параллельного учета.
  3. Многие положения, предусматривающие особые правила бухгалтерского учета и отчетности в отношении субъектов малого предпринимательства устарели либо недостаточно четко прописаны законодательно. В связи с этим представляется необходимым, чтобы все правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности были изложены в одном нормативном документе. В идеале это мог бы быть план счетов для малых предприятий с инструкцией по его использованию, а также правилами составления бухгалтерской отчетности либо комплексное положение по бухгалтерскому учету и отчетности.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Потехина Е.Н. 1 1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Основные проблемы налогового и бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства России связаны с существующими противоре­чиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. А также построение и ведение бухгалтерского учета рассматривается предпринимателями как инструмент для исчисления налоговых обязательств. Данная статья посвящена вопросам, связанным созданием устойчивого конкурентного преимущества малых предприятий на основе организации единой системы бухгалтерского и налогового учета. Для этого необходимо разработать предложения по совершенствованию упрощенных способов ведения учета для субъектов малого предпринимательства. При этом совершенствование налогообложения субъектами малого предпринимательства должно быть основано на грамотном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. В статье рассмотрена концепция организации учета в связи со спецификой малых предприятий. 289 KB бухгалтерский учет налоговый учет малый бизнес 1. Федеральный закон от 29 июля 2007 г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации». 2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 3. Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 3 декабря 2012 г.). 5. Информация Минфина Российской Федерации № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». 6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101. 7. Тезисы из выступления Председателя Попечительского совета «Опоры России» С.Р. Борисова на заседании Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развитию МСП // . – Режим доступа: http://opora.ru/news/events/tribune/68587/ (дата обращения: 26.02.14). 8. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства // . – Режим доступа: http://smb.gov.ru/ (дата обращения: 26.02.14). 9. Зобова Е.П. Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2012. – № 5. 10. Шохнех А.В. Проблемы учета и контроля в сфере малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2008. – no. 2 Вып. 1 (105). – С. 45—49. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/4593/(дата обращения: 09.06.14).

Развитие российской экономики наряду, с другими факторами неразрывно связано с развитием малого предпринимательства.

Во вреаена кризиса малые предприятия функционируют в условиях жесткой конкуренции, испытывают трудности в кредитовании и повышение налоговой нагрузки. При этом, у малых предприятий есть возможность быстро реагировать на внешние изменения, но при этом часто сложнее оценить адекватность происходящих процессов. Также малым предприятиям предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета.

Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию учета на малых предприятиях в существующих реалиях функционирования бизнеса.

Результаты исследования и их обсуждение

Для развития и устойчивого функционирования малого бизнеса необходимы четкие и простые в использовании и понимании схемы учета, которые станут для руководства основой стабильного функционирования. Для этого необходимо сформировать единую учетно-информационную систему, включающую в себя бухгалтерский, налоговый учет, а также данные оперативно-технического учета, отражающие объективную информацию. Для малого бизнеса также характерна минимизация издержек на управление, возможность ведения упрощенной системы налогового, финансового и статистического учета.

На практике в развитых странах малые предприятия имеют целый ряд преимуществ:

  1. при изменении конъюнктуры рынка могут быстро и гибко реагировать и принимать управленческие решения;
  2. учитывают местную специфику ведения бизнеса в конкретном регионе;
  3. используют льготное налогообложение, различные программы государственной поддержки;
  4. способность гибко маневрировать при сезонных колебаниях и различных изменениях условий;
  5. могут быстро внедрять инновационные идеи и применение передового опыта.

Согласно действующему законодательству, средние, малые и микропредприятия различают по численности работников и предельному значению годовой выручки. По численности работников субъекты малого и среднего предпринимательства различаются следующим образом: до 15 человек включительно – микропредприятия; до 100 человек включительно – малые; от 101 до 250 человек включительно – средние предприятия. По предельным значениям годовой выручки от реализации товаров и услуг: до 60 млн рублей – микропредприятия; до 400 млн рублей – малые; до 1 млрд рублей – средние предприятия.

Для поддержки малого бизнеса в России существуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства различных уровней и организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. При этом наиболее распространённой, является финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: кредитование, субсидирование и выделение грантов. В республике Марий Эл, например, действовала республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл, основной целью которой являлось оказание содействия в создании новых субъектов малого предпринимательства». А с 13 января 2014 г. в Общественно-политическом центре Республики Марий Эл начинает функционировать общественная приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которая создана в целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, повышения правовой грамотности и расширения информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

Несмотря на имеющуюся положительную тенденцию развития малого предпринимательства, существуют законодательные барьеры: так, по данным «Опоры России», в результате повышения отчислений в пенсионные фонды за 2012–2013 гг. прекратили свою деятельность 874300 индивидуальных предпринимателей, а зарегистрировалось 305500 .

Неоспоримо и закономерно развитие малого предпринимательства в России, но и здесь возникают определенные трудности. С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который несколько усложняет жизнь малым предприятиям. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций, к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены: индивидуальные предприниматели; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; нотариусы; иные лица, занимающиеся частной практикой .

Согласно п. 2 ст. 6 нового закона «О бухгалтерском учете» не вести бухгалтерский учет вправе лишь индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством . Связано это с тем, что, согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, данные субъекты экономической деятельности обязаны вести учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, причем независимо от применяемой системы налогообложения .

Малый бизнес активно использует специальные налоговые режимы. К специальным налоговым режимам относятся:

  1. упрощенная система налогообложения (выбирается по желанию, имеет две разные формы, регулируется главой 26.2 Налогового кодекса);
  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (выбирается по желанию, регулируется главой 26.3 Налогового кодекса);
  3. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (выбирается по желанию, регламентируется главой 26.1. Налогового кодекса);
  4. патентная система налогообложения (введена в России с 2013 года, выбирается добровольно, система налогообложения, которая предназначена только для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности; регулируется главой 26.5 Налогового кодекса).

Применение специальных налоговых режимов ограничено различными условиями, которые призваны не дать возможность крупному бизнесу использовать эти режимы. С 2013 года все специальные системы могут выбираться добровольно. Основное предназначение специальных налоговых режимов – создать более легкий налоговый климат для малого бизнеса и для производителей сельскохозяйственных товаров.

При этом надо быть готовым к поэтапным изменениям, касающимся единого налога на вмененный доход, вплоть до весьма вероятной отмены ЕНВД в 2018 году.

Выбор формы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса определяется:

  • финансовой возможностью;
  • необходимостью формирования качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях;
  • определением позиции малого бизнеса на рынке по отношению к конкурентам;
  • определением потенциальных кредиторов.

Организацию системы бухгалтерского учета малого бизнеса целесообразно проводить по этапам.

Этапы организации системы бухгалтерского учета в малом бизнесе:

  1. организация службы бухгалтерского учета;
  2. разработка и утверждение учетной политики;
  3. порядок проведения инвентаризации;
  4. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  5. форма бухгалтерского учета;
  6. система внутреннего контроля над хозяйственными операциями .

Допустимы варианты создания бухгалтерской службы как структурного подразделения или принятие в штат бухгалтера, а также передача ведения учета специализированной организации. Для практической реализации, возможно, сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета . Функционирование внутреннего контроля возможно посредством организации таких форм контроля, как ревизия, внутренний аудит и управленческий анализ.

Система бухгалтерского учета малого бизнеса должна формироваться по этапам и представлять упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех бизнес-процессов.

Рассмотрим все возможные упрощения бухгалтерского учета для малых предприятий, которые отражаются в учетной политике и оформляются соответствующим приказом руководителя. На практике ведение бухучета субъектами малого предпринимательства редко осуществляется согласно ПБУ 18/02. Чаще всего все затраты аккумулируются на счете 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29. Особое значение надо уделить рабочему плану счетов. Представляется рациональным использовать счет 51 «Расчетный счет» вместо счетов 51, 52, 55, 57. А счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83. При этом не так очевидна целесообразность применения счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79. В этом случае необходимо рассмотреть конкретные условия хозяйственной деятельности малого предприятия, а именно из количества контрагентов, подотчетных лиц и других определяющих факторов.

Также вызывает сомнение применение счета 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99. Данный вопрос необходимо решать исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности. Так как бухгалтерский учет в большинстве малых предприятий ведется с помощью программных средств, настроенных на ведение счетов 90, 91, 99, целесообразно вести учет всех доходов на счете 90 «Продажи» и не применять счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Для малых предприятий разрешено вести учет, не применяя целый ряд ПБУ, что также является серьезным послаблением в методологии ведения бухгалтерского учета, исключением являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Возможность предоставления сокращенной бухгалтерской отчетности является серьезным облегчением для бухгалтера малого предприятия. Существенным фактором в данном случае является возможность раскрытия в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации.

Для снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета, предусмотрены следующие направления:

  1. разрешено вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
  2. разрешено самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н;
  3. составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»). Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  4. предоставляется право руководителям субъектов малого предпринимательства принимать на себя ведение бухгалтерского учета (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»).

Значительные резервы повышения оптимизации и эффективности малого бизнеса могут быть связаны с использованием консалтинга для совершенствования технологий бизнеса и учета.

Выводы

Несмотря на все вышесказанное, предприятия малого бизнеса динамично развиваются, адаптируясь к внешним условиям и нововведениям. Грамотная и четкая организация бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

Рецензенты:

Работа поступила в редакцию 23.07.2014.

Библиографическая ссылка

Потехина Е.Н. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-6. – С. 1322-1325;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35063 (дата обращения: 19.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Современные проблемы организации бухгалтерского учета на малом предприятии

Число малых предприятий в России постепенно растет из года в год. А с принятием изменений в критериях отнесения предприятий к числу малых, их количество еще больше увеличивается. Но законодательство по бухгалтерскому учету в основном направлено на регулирование учета и отчетности крупных предприятий. Встает вопрос о том, как правильно и рационально использовать бухгалтерское законодательство малым предприятиям, так как многие положения по бухгалтерскому учету не ориентированы на специфику малых предприятий. Необходимо решать вопросы о возможности и необходимости применения тех или иных нормативных требований и бухгалтерских стандартов.

Вопрос об упрощении бухгалтерского учета для малых предприятий детально обсуждался в разных странах. Так, в Канаде пришли к выводу, что разработка каких либо специальных стандартов учета для малых предприятий нежелательно; их отчетность должна быть подготовлена в соответствии с общими требованиями. Но ИГ СБС (Исследовательская группа Совета по бухгалтерским стандартам) рекомендовала установить, что правила учета и отчетности для малых предприятий могут отличаться от общих в том случае, когда эти общие правила не отвечают потребностям малого предприятия либо затраты на их применение слишком высоки (например, вопрос об учете и отчетности финансовых инструментов, информация об акционерном капитале, связанных сторонах и т.д.).

В Великобританиисуществует похожий подход, уже в 1997 г. был разработан стандарт финансовой отчетности для предприятий малого бизнеса (СФОМБ).В странах ЕС специальных стандартов по бухгалтерскому учету для малых предприятий не разрабатывают, но такие предприятия освобождены от ряда требований по раскрытию информации, предоставлению и публикации отчетности.Таким образом, общим для большинства стран являются более низкие требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, а также предоставлению и публикации бухгалтерской отчетности.

В Российской Федерации бухгалтерские стандарты разрабатываются и утверждаются для всех предприятий, хотя некоторые из них могут малыми предприятиями не использоваться (стандарты не отвечают нуждам малых предприятий). Упрощение учета в РФ для малых предприятий в основном касается «технического» аспекта бухгалтерского учета: упрощение идет по направлению сокращения рабочего плана счетов и возможностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с применением небольшого числа бухгалтерских регистров. Предоставление бухгалтерской отчетности малыми предприятиями обязательно, но допускается предоставлять отчетность в сокращенном виде.

Бухгалтерская отчетность предприятий малого бизнеса имеет некоторые особенности, которые помогают упростить отражение информации в бухгалтерском учете и отчетности, тем самым помогая функционировать данной категории представителей рыночных отношений.

Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Организации — субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 67н).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • — бухгалтерский баланс;
  • — отчет о прибылях и убытках;
  • — приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • — аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Несмотря на продолжение процесса реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации остаются нерешенными ряд проблем, в частности:

  • 1) остается спорным вопрос о применении всех требований бухгалтерских стандартов малыми предприятиями;
  • 2) вопрос о разработке специальных стандартов для малых предприятий;
  • 3) вопрос о совместимости финансовых требований с налоговыми (для малых предприятий это имеет большое значение).

При решении вопроса о применимости бухгалтерских стандартов необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • 1) соответствие финансовой информации и управленческой информации. В финансовом учете операции должны отражаться таким образом, чтобы это соответствовало и управленческим нуждам предприятия;
  • 2) информация, получаемая при использовании соответствующих стандартов должна отвечать потребностям пользователей финансовой отчетности малого предприятия;
  • 3) стандарты должны быть совместимы с требованиями налоговых органов в части расчета налогооблагаемой прибыли. Но, так как в настоящее время бухгалтерский учет и налоговый учет разведены, то выполнение данного критерия невыполнимо. Следовательно, возникает следующая проблема: проблема соотношения бухгалтерского и налогового учета.

При решении данного вопроса необходимо исходить из того, что налоговый учет предназначен только для обеспечения правильности расчетов с государством, поэтому, в нем нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к налоговым расчетам. Следовательно, налоговый учет должен быть как можно менее трудоемким.

Бухгалтерский учет должен обеспечить потребность внутренних пользователей (менеджмент) в информации, необходимой им для управленческих целей. В ряде стран, в частности во Франции, особенностью национально плана счетов является двухуровневая система счетов для финансового и управленческого учета. Но система управленческого учета применяется лишь крупными компаниями. В России типовой план счетов двухуровневой системы счетов не предусматривает, предусмотрены лишь счета, на которых может формироваться информация о затратах в разрезе, необходимом для предприятия.

Двухуровневая система счетов финансового и управленческого учета может быть самостоятельно разработана и применена малым предприятием. Это сократит объем учетной работы и повысит оперативность формируемой информации для управленческих целей.

Таким образом, разработка специальных стандартов учета для малых предприятий не является необходимым элементом законодательного регулирования бухгалтерского учета. Такие предприятия вполне могут пользоваться «общими» стандартами (положениями) минуя те, использование которых является затратоемким при одновременном отсутствии информационной необходимости в конкретной информации.

В некоторых стандартах прямо указано, что «данное положение может не применяться малыми предприятиями». К числу таких стандартов относятся ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Это связано с тем, что круг собственников малых предприятий ограничен, так как по организационно-правовой форме — это общества с ограниченной ответственностью или закрытые акционерные общества.

Собственники таких предприятий активно участвуют в хозяйственной деятельности. К активным пользователям финансовой информации малых предприятий, предоставляемой в бухгалтерской отчетности, относятся менеджмент и собственники, а так же налоговые органы и органы государственной статистики. Органы управления и собственники предприятий — это, как правило, одни и те же лица, которые в полной мере осведомлены о ситуации на предприятии. А налоговые и статистические органы не востребованы в объективной и полной информации, содержащейся в отчетности, поэтому малые предприятия предоставляют, как правило, сокращенную бухгалтерская отчетность, а именно Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Поэтому использование вышеуказанных бухгалтерских стандартов для малых предприятий в данном случае не имеет смысла, так как информация, получаемая при их использовании, остается невостребованной.

Совсем по-иному обстоит дело у тех предприятий, которые нуждаются в заемных средствах, инвестициях, — у них возникает необходимость публичного размещения ценных бумаг организации. В таком случае, несмотря на возможное наличие относительно больших затрат, связанных с применением некоторых положений бухгалтерских стандартов и раскрытием информации в отчетности (в полном объеме), предприятию выгоднее их осуществить, так как к числу пользователей отчетности добавляются потенциальные кредиторы, инвесторы. Они востребованы в информации и о движении денежных средств, и о капитале организации, и обо всех налоговых обязательствах. В данном случае возникает необходимость предоставления отчетности в полном объеме, содержащей объективную, достоверную информацию, полученную при соблюдении всех требований бухгалтерских стандартов. А затраты предприятия на выполнение всех этих требований могут быть не сравнимы с вложениями, которые они получат в дальнейшем от привлечения заемного или инвестиционного капитала.

В международной и в российской практике нет единого подхода к упрощению системы учета для малых предприятий. Упрощение учета на каждом конкретном предприятии будет зависеть от структуры организации, ее собственников, востребованности информации внутренними и внешними пользователями.

Существует и ряд других проблем при организации и ведении бухгалтерского учета на малых предприятиях. Одной из них является составление финансовой отчетности. Важнейшим источником информация в обеспечении финансово-хозяйственной деятельности организации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность, являющаяся заключительным этапом учетного процесса.Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей,отражающих имущественное и финансовое положение организациина определенную отчетную дату, а также финансовые результатыее деятельности за отчетный период. Эта отчетность должна быть информационно насыщенной, чтобы обеспечивать возможность пользователям принимать обоснованные выводы и решения.

В настоящее время существуют проблемы формирования отчетности малых предприятий с учетом требований к раскрытию информации.

Не всю информацию можно получить из бухгалтерской отчетности. Поэтому организации, в зависимости от целей пользователей отчетности, формируют другие виды финансовой отчетности: для внутренних целей, длягосударственного статистического наблюдения, для кредитной организациии др. Э.С. Хендриксони М.Ф., Ван Бред отмечают, что настоящее время ознаменовалось разрастанием финансовыхотчетов и может быть названо «эпохой примечаний».

Отчетность субъектов малого предпринимательства — это набор регламентированных показателей, представленных в специальных бланках, подлежащих предъявлению в налоговые, статистические органы и соответствующие фонды. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы информацию в форме налоговой отчетности(налоговые декларации), подтверждающую полноту, своевременность и правильность расчета подлежащих к уплате налогов и характеризующую финансовое состояние предприятия в виде бухгалтерской отчетности. Российское законодательство не предусматривает случаев полного освобождения от уплаты налогов, поэтому любой субъект малого предпринимательства обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации. Состав, сроки, порядок и формы налоговой отчетности зависят от режима налогообложении, видов осуществляемой деятельности, организационно-правовой формы налогоплательщика и иных показателей.

В соответствии с Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов РФ № б7н, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3 «Отчетоб изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и пояснительную записку. Если субъект малого предпринимательства применяет упрощенный режим налогообложения, то Форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и Форму № 2 «Отчет о прибылях и убытка» они также не предоставляют.

Если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту, то отчетность представляется в полном объеме: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительная записка и аудиторское заключение. Малые предприятия обязаны направлять в органы государственной статистики специальные формы статистической отчетности-«Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», а также формы годовой бухгалтерской отчетности в установленный для нее срок. .

Законодательство не предусматривает особенностей по срокам представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий, отличные от сроков представления отчетности для всех остальных организаций, установленных Законом РФ»О бухгалтерском учете».

Информация, приведенная в формах бухгалтерской отчетности, потребляется различными группами пользователей с разносторонними интересами. В таком случае следует акцентировать внимание на точку зрения В.Ф. Палия, по мнению которого, различные пользователи по-разному воспринимают и интерпретируют информацию бухгалтерских отчетов . Удовлетворить все интересы пользователей с помощью типовых форм невозможно, так как необходимо представлять в них огромное количество показателей. Значительная роль при определении объема дополнительной информации, включаемой в пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, отводится не столько Министерству финансов Российской Федерации, сколько самой организации, исходя из условий предпринимательской деятельности, достигнутых результатов и интересов отдельных пользователей .

Потребность в предоставление информации отдельным группам пользователей свидетельствует не об ущемлении интересов одних в пользу других, а о том, что у субъекта малого предпринимательства, в отличие от крупного и среднего бизнеса, свой специфический круг пользователей. В Российской Федерации единственным реальным пользователем представляемой организацией бухгалтерской отчетности являются налоговые органы. По мнению Э.С. Хендриксена и М.Ф. Ван Бреды, проблема «перекоса» учетной информации в сторону налоговых органов лежит в основе соотношения бухгалтерского и налогового законодательства. Такая зависимость бухгалтерской методологии от норм налогового законодательства объясняется влиянием налоговых органов как пользователей учетной информации в конкретной экономической ситуации.

Как отмечают Д. Блейк и О. Амат, в некоторых странах закон требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством. Германия, которая является лидером такого подхода, применяет для этих целей принцип обязательности. В других странах закон разрешает выбирать между различными системами бухгалтерского учета и отчетности, причем получение определенных налоговых льгот на прямую зависит от выбранного метода . Для нашей страны, по мнению А.С. Бакаева, актуален принцип разделения целей налоговой отчетности и отчетности, составленной в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства .

Систематизируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что при составлении бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства возникает ряд проблем, требующих решения:

  • 1. В нормативно-правовой базе приводится перечень типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые являются общими для всех коммерческих организаций, в том числе и для малых предприятий (приказ № 64н). Данный универсальный подход к составу форм отчетности является не совсем корректным в силу специфических особенностей деятельности организаций малого бизнеса и круга пользователей отчетности.
  • 2. Существующие формы отчетности недостаточно отражают финансово-хозяйственную деятельность субъекта малого предпринимательства, что приводит к необходимости в дополнительных формах.
  • 3. Ввиду того что одним из основных потребителей информации, приведенной в бухгалтерской отчетности, являются налоговые органы, малым предприятиям придется в большей степени акцентировать внимание на раскрытие показателей налогового учета в пояснительной записке.
  • 4. При составлении форм отчетности для различных групп пользователей субъекту малого бизнеса следует придерживаться последовательности формирования экономической информации.

Анализ содержания форм бухгалтерской отчетности в предприятиях малого бизнеса показывает, что руководители и бухгалтеры таких организаций в своей деятельности практически не пользуются типовыми формами, утвержденными приказом № 67н. Формы бухгалтерской отчетности перегружены показателями, не свойственными малому предпринимательству, и таким образом, регламентированная отчетность оказывается заполненной не более чем на половину всей совокупности данных.

В целях устранения отмеченного недостатка нужно совершенствовать формы бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях и убытках(ф. № 2). . Так как данные формы используют во всех субъектах малого бизнеса независимо от действующего режима налогообложения и обязательности аудита.

учетный малый предприятие экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *