Признать свидетельство о праве собственности недействительным

  • автор:

Содержание

Право собственности признано недействительным: решение проблемы

Что это такое?

Признание свидетельства о праве собственности недействительной — это прецедент отмены факта регистрации имущественной сделки или иной правовой операции удостоверяющей право собственности лица.

В результате признания данного факта, право собственности субъекта на имущественный объект подвергается сомнению и может быть оспорено исключительно путём подачи иска. Отмена регистрации права собственности по обозначенной причине может быть признана только решением суда.

Естественно, что подобная аннигиляция прав собственника является достаточно серьёзным правовым последствием, которое последовало за одним из нарушений в правилах регистрации. К их числу могут относиться следующие недочёты:

  1. Регистрация произведена в отношении объекта, не требующего регистрации или не имеющего для этого основания.
  2. При обращении для регистрации лица, не имеющего правового основания для проведения регистрации.
  3. Несоответствие требованиям, предъявляемым к пакету документов.
  4. При отсутствии необходимого документа.
  5. При неверно оформленном заявлении на регистрацию права собственности.
  6. Отсутствие оснований для регистрации права собственности в соответствии с данными указанными в правоустанавливающем документе.
  7. Не надлежаще оформленный правоустанавливающий документ.
  8. Наличие правоустанавливающего документа, оформленного не уполномоченным лицом.
  9. При уже имеющейся регистрации на данный объект со стороны другого лица.
  10. При сокрытии ограничения (обременения) недвижимого объекта.

Любая из перечисленных причин может стать основанием для обращения заинтересованного лица в суд и подачи искового заявления.

При этом она должна иметь правовую подоплёку, отражающую наличие правонарушения в отношении правил внесения сведений в записи ГКН или ЕГРП.

Исковое производство возбуждается на основании поданного заявления с предоставлением подтверждающих фактов и доказательств того, что вопрос не может быть решён иным путём. Для этого истцу необходимо пройти через досудебное урегулирование. Если хотите знать больше о признании права собственности на гараж жмите .

Досудебное урегулирование

Этот процесс необходим для того чтобы не доводить рассмотрение вопроса до суда, а проработать его в рабочем порядке. Право собственности лица может быть оспорено со стороны следующих инстанций:

  • частных лиц;
  • организаций;
  • администрации;
  • жилищных хозяйств;
  • дачных и гаражных кооперативов;
  • отделения службы ГКН и ЕГРП.

Порядок проведения досудебной процедуры зависит от того, кто выступает в роли инициатора и автора аннулирования права собственности лица.

Предполагаемый истец, до подачи иска в арбитраж обязан уведомить потенциального ответчика о своих претензиях за один месяц до возбуждения дела. При этом в уведомлении должны быть указаны причины правонарушения, которые необходимо устранить.

Ситуаций, в которых право собственности зарегистрировано за ненадлежащим лицом, достаточно много. Очень часто фактически собственность принадлежит не тому, на кого оформлена регистрация. В досудебной процедуре эти стороны должны осуществить попытку восстановления законного владения недвижимостью одного из собственников. Также вас может заинтересовать информация о праве собственности, тогда перейдите по .

Подробная инструкция для признания регистрации права собственности недействительной

Если вы стали жертвой ситуации, в которой не имеете возможности оформить право собственности на недвижимое имущество, так как оно незаконно оформлено на другое лицо (по иным причинам), вам придётся обращаться в суд. При этом ваш оппонент должен быть предупреждён о вашем намерении письменным уведомлением под роспись.

Уведомление должно быть отправлено правонарушителю за 30 дней до подачи заявления о лишении его права собственности. Это удобнее всего сделать, отправив ему заказное письмо с уведомлением о получении.

Если в течение месяца он никак не среагировал на ваше предложение – обращайтесь в суд. Подсудность этого вопроса в ведении районного суда, к которому относится оспариваемый объект недвижимости. Вначале удобнее всего выйти на его официальный сайт, где можно узнать:

  • адрес нахождения;
  • номер вашего участка;
  • фамилию и инициалы мирового судьи.

Эти данные должны быть отражены в исковом заявлении наряду с вашими личными данными в качестве истца и сведениями об ответчике. Там же, на сайте целесообразно посмотреть структуру искового заявления, так как она имеет определённую специфику, хотя по форме мало отличается от обычного документа подобного рода.

Обязательно укажите все обстоятельства дела, которые привели к незаконной регистрации объекта и факты, которые указывают на его незаконность. Не забудьте указать все технические и кадастровые характеристики объекта.

Для того чтобы иск был признан, в нём необходимо чётко, лаконично и в юридически корректной форме отразить причину его подачи.

Она должна быть убедительно обоснована и подкреплена доказательной базой.

Доказательная база должна быть собрана заведомо на основании всевозможных справок, актов и иных документов, которые подтверждают ваше имущественное право, а также указывают на незаконность регистрации права собственности ответчика. Однако имейте в виду, что ответчик представит свои аргументы в адрес защиты собственной позиции, которые вам необходимо будет оспорить.

Стороны

Стороны судебного разбирательства – истец и ответчик. Доказательная база и её подача на слушании дела с каждой стороны играет существенную роль. Чем чётче она изложена, аргументирована и выстроена с опорой на доказательную базу, тем более весомым будет выглядеть ваше выступление.

Сущность слушания дела – в оценке и сравнительном анализе полемики, где каждая сторона излагает свою позицию, опираясь на факты и доказательства.

Если в качестве сторон выступают частные лица, судебное рассмотрение происходит по обычной, стандартной процедуре. Если истец официальное лицо (муниципалитет) – то ему необходимо собрать максимально подобающую доказательную базу, чтобы не оставалось никаких сомнений в его правоте.

Подача искового заявления закручивает определённый механизм, который не имеет возможности вернуть стороны назад и что-то исправить, пересмотреть.

Образец искового заявления о признании недействительным права собственности.

Каковы результаты?

Результаты судебного процесса определят судьбу собственника объекта, на их основании могут быть улажены самые сложные проблемы.

В настоящее время достаточно распространены случаи, когда граждане достигают признания права собственности на имущественный объект в арбитражном суде первой инстанции, а муниципалитет пытается оспорить полученное ими право в областном суде.

На самом деле к вопросам собственности граждан, вынесенные решения оказываются достаточно лояльными, что заставляет представителей власти концентрироваться и вести полемику юридически корректно.

Собственно по этой причине многие официальные лица предпочитают пользоваться услугами представителей с опытом юридической работы и представительства в судах. Как признать право собственности на бесхозяйное имущество?

Необходимые документы

В зависимости от статуса истца, пакет документов может иметь варианты наполненности, но в него обязательно должны входить:

  1. Доверенность на представителя или доверенное лицо, если истцом выступает администрация (предприятие).
  2. Копии кадастровых документов на объект недвижимости.
  3. Копии технических (межевых) документов на оспариваемый объект.
  4. Копии квитанции об оплате пошлины.

Оплата пошлины устанавливается в сумме 200 рублей для физических лиц. Если в качестве истца выступает организация (предприятие), то сумма пошлины устанавливается в размере 4 000 рублей. Если администрация действует в интересах региона, муниципальной собственности или общества – её исковое заявление налогом не облагается.

Исковая давность

Устанавливается сроком в 3 года. Началом отсчёта является день, когда истец получил сведения о незаконной регистрации собственности со стороны ответчика.

В этом смысле показателен случай из судебной практики, когда гражданин приобрёл ЗУ с установленным на его участке строением, на которое не имел регистрации. Естественно, это бесполезное для него строение пошло под снос. Через 10 лет он составил дарственную на участок с уже построенным домом, решив передать имущество выросшему сыну.

Однако в кадастровых записях обнаружилось снесённое строение, которое принадлежало одной, из уже не существующих организаций и должно было располагаться на этом участке.

В результате длительных судебных разбирательств, владелец участка смог признать регистрацию давно не существующего строения недействительной.

Действия в случае получения отказа в удовлетворении иска

Получив отказ в удовлетворении вашего иска, вам не стоит останавливаться на половине пути. Вы имеете полное право оспорить отказ. Это происходит следующим образом. После выданного вам решения суда в виде выписки, вы можете обратиться в арбитражный суд второй инстанции в течение 10 дней. Отсчёт времени производится со дня получения информации об отказе.

В данном случае вам нужно написать исковое заявление по аналогичной форме, но обосновывая не саму ситуацию, ставшую причиной иска, а правомочность вынесенного решения.

При обжаловании решения вам нужно опереться на иные правовые прецеденты, которые определяют слабые места в ведении дела, важные обстоятельства, которые не были приняты во внимание при слушании дела.

Подача иска при обнаружении кадастровой ошибки

При внесении записей в ГКН могут быть допущены ошибки. При их обнаружении требуется приостановить производство внесения сведений до момента исправления ошибки.

Обнаруживший ошибку владелец, обязан написать заявление в местное отделение кадастра и картографии с указанием факта допущенной ошибки и аргументацией заявленных оснований. По этому заявлению данные должны быть перепроверены и исправлены.

Однако если администрация отдела кадастра не исправит допущенную ошибку, владелец имущественного объекта имеет право подать исковое заявление.

А обращение в отделение ГКН необходимо представить в качестве процедуры досудебного урегулирования вопроса.

Как показывает практика, при обнаружении незаконно зарегистрированного права собственности, нужно принимать немедленные действия для устранения прецедента. В обратном случае могут наступить правовые последствия и лицо, по праву владеющее объектом недвижимости, может лишиться права обладания им.

Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 283-ФЗ (последняя редакция)

3 августа 2018 года N 283-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 30.07.2019 N 256-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовая основа государственной регистрации транспортных средств
    • Статья 3. Цели государственной регистрации транспортных средств
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Государственный учет транспортных средств
    • Статья 5. Обязательность государственного учета транспортных средств
    • Статья 6. Транспортные средства, подлежащие государственному учету
  • Глава 3. Организация государственной регистрации транспортных средств
    • Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств
    • Статья 8. Права и обязанности владельцев транспортных средств
    • Статья 9. Государственный реестр транспортных средств
    • Статья 10. Регистрационные действия
    • Статья 11. Регистрационные данные транспортного средства
    • Статья 12. Идентификационный номер
    • Статья 13. Государственный регистрационный номер транспортного средства и государственный регистрационный знак транспортного средства
    • Статья 14. Документы, идентифицирующие транспортное средство
  • Глава 4. Осуществление государственной регистрации транспортных средств
    • Статья 15. Документы, представляемые для совершения регистрационных действий
    • Статья 16. Осмотр транспортного средства
    • Статья 17. Постановка транспортных средств на государственный учет
    • Статья 18. Прекращение и возобновление государственного учета транспортного средства
    • Статья 19. Снятие транспортного средства с государственного учета и восстановление государственного учета транспортного средства
    • Статья 20. Основания для отказа в совершении регистрационных действий
  • Глава 5. Специализированные организации и изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств
    • Статья 21. Требования к специализированным организациям
    • Статья 22. Государственная регистрация транспортных средств с участием специализированной организации
    • Статья 23. Изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств
    • Статья 24. Государственный контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств
  • Глава 6. Ответственность при осуществлении государственной регистрации транспортных средств
    • Статья 25. Ответственность субъектов совершения регистрационных действий
    • Статья 26. Ответственность изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств
    • Статья 27. Ответственность владельцев транспортных средств
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 28. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники
    • Статья 29. Государственная регистрация транспортных средств, самоходных машин, военной и других видов техники военными автомобильными инспекциями
    • Статья 30. Признание государственной регистрации транспортных средств, осуществленной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
    • Статья 32. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
    • Статья 33. О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»
    • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 283-ФЗ (ред. от 30.07.2019)

3 августа 2018 года N 283-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовая основа государственной регистрации транспортных средств

Статья 3. Цели государственной регистрации транспортных средств

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Глава 2. Государственный учет транспортных средств

Статья 5. Обязательность государственного учета транспортных средств

Статья 6. Транспортные средства, подлежащие государственному учету

Глава 3. Организация государственной регистрации транспортных средств

Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств

Статья 8. Права и обязанности владельцев транспортных средств

Статья 9. Государственный реестр транспортных средств

Статья 10. Регистрационные действия

Статья 11. Регистрационные данные транспортного средства

Статья 12. Идентификационный номер

Статья 13. Государственный регистрационный номер транспортного средства и государственный регистрационный знак транспортного средства

Статья 14. Документы, идентифицирующие транспортное средство

Глава 4. Осуществление государственной регистрации транспортных средств

Статья 15. Документы, представляемые для совершения регистрационных действий

Статья 16. Осмотр транспортного средства

Статья 17. Постановка транспортных средств на государственный учет

Статья 18. Прекращение и возобновление государственного учета транспортного средства

Статья 19. Снятие транспортного средства с государственного учета и восстановление государственного учета транспортного средства

Статья 20. Основания для отказа в совершении регистрационных действий

Глава 5. Специализированные организации и изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств

Статья 21. Требования к специализированным организациям

Статья 22. Государственная регистрация транспортных средств с участием специализированной организации

Статья 23. Изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств

Статья 24. Государственный контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств

Глава 6. Ответственность при осуществлении государственной регистрации транспортных средств

Статья 25. Ответственность субъектов совершения регистрационных действий

Статья 26. Ответственность изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств

Статья 27. Ответственность владельцев транспортных средств

ФНС России сообщает о действующих с 2016 года изменениях порядка осуществления регистрационных действий

ФНС России письмом от 11.01.2016 N ГД-4-14/52@ разъяснила вопросы, связанные с применением отдельных положений Федерального закона от 30.03.15 № 67-ФЗ1, Федерального закона от 29.06.15 № 209-ФЗ2, Федерального закона от 29.12.15 года № 391-ФЗ3.

Так, ФНС России обращает внимание на следующие изменения, вступающие в силу с января 2016 года:

1. расширен круг сделок с долями ООО, требующих нотариального заверения (более подробно данный вопрос рассмотрен в статье «С 01.01.2016 существенно изменится порядок совершения сделок с долями ООО»);

2. изменен момент перехода доли в уставном капитале ООО;

3. изменен порядок предоставления налоговой службой документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, решения об отказе в государственной регистрации;

4. изменен порядок представления заявления для внесения записи в ЕГРЮЛ (см. также «С 01.01.2016 подать заявление в налоговые органы для осуществления регистрационных действий можно и через нотариуса»);

5. изменена процедура смены места нахождения юридического лица (более подробно данный вопрос рассмотрен в статье «С 01.01.2016 процедура смены места нахождения общества изменится»)

6. ФНС предоставлено право осуществлять проверку достоверности содержащихся и предоставляемых в ЕГРЮЛ сведений (более подробно данный вопрос рассмотрен в статье «Внимание! Проверьте актуальность адреса вашей компании в ЕГРЮЛ!»).

В связи с указанными изменениями ФНС разъяснят также случаи и порядок предоставления следующих заявлений:

  • по форме № Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения;
  • по формам № Р13001 или № Р14001 для государственной регистрации места нахождения юридического лица;
  • по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли в уставном капитале ООО.

Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52@ «О некоторых вопросах, связанных с применением федеральных законов от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ»

1 Федеральный закон от 30.0315 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2 Федеральный закон от 29.06.15 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов»

3 Федеральный закон от 29.12.15 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Возможны ли штрафы за несвоевременнную регистрацию прав собственности?

Здравствуйте, Полина.

Статья 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Согласно п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Как следует из содержания ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, вышеназванная регистрация является обязательной.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности (ст. 16 Закона).

Следовательно, регистрация права на недвижимое имущество осуществляется по инициативе управомоченных лиц и носит заявительный характер. При этом названным Законом не установлен срок для подачи такого заявления.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Таким образом, месячный срок, отнесенный данной нормой к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество.

Из изложенного следует, что, поскольку Законом не установлен срок для подачи управомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество, а указанный выше месячный срок обязателен лишь для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственник (арендатор или иной пользователь) не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если он не осуществит такую регистрацию в определенный срок.

Подлежит ли собственник (арендатор или иной пользователь) привлечению к административной ответственности по статье 19.21 КоАП РФ за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае неосуществления им такой регистрации в определенный срок?

Статья 19.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Согласно пунктам 1,6 статьи 31 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года (в редакции от 30 декабря 2004 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вышеназванная регистрация является обязательной.

Государственная регистрация недвижимости проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности (статья 16 Федерального закона).

Следовательно, государственная регистрация недвижимости осуществляется по инициативе управомоченных лиц и носит заявительный характер. При этом Федеральным законом не установлен срок для подачи такого заявления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Таким образом, месячный срок, отнесенный данной нормой к порядку государственной регистрации недвижимости, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество.

Из изложенного следует, что поскольку Законом не установлен срок для подачи управомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество, а указанный выше месячный срок установлен лишь для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственник (арендатор или иной пользователь) не может быть привлечен к административной ответственности по статье 19.21 КоАП РФ за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если он не осуществит такую регистрацию в определенный срок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *