Приставы применили физическую силу

  • автор:

Вправе ли судебные приставы применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие?

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ (в редакции от 05.05.2014) «О судебных приставах» судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 — 18 указанного Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, может применяться приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Применение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специальных средств предусмотрено для случаев:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю;

препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.

Вместе с тем вышеназванным Законом установлен запрет на применение специальных средств в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, — за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Статья 18 указанного Федерального закона предусматривает порядок применения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов огнестрельного оружия. Так, применение огнестрельного оружия ими возможно в следующих случаях:

для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, — когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения, а также на здания, помещения Федеральной службы судебных приставов;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Установлен, что до применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

Предусмотрен запрет на применение огнестрельного оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

На предприятие, где я работаю, явился судебный пристав и применил ко мне физическую силу и спецсредство (электрошокер) только из-за того, что я не предъявил ему документ, удостоверяющий мою личность. Как нужно вести себя в такой ситуации, если этот пристав мне даже не представился?! Объясните: в каких вообще случаях приставы вправе применять физическую силу и спецсредства? Каков порядок таких действий — должен ли пристав представиться, сделать предупреждение и т. д.? И что я могу предпринять теперь для защиты своих прав? Олег Отвечает первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — первый заместитель Главного судебного пристава Российской Федерации Сергей Сазанов: — Только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, устанавливаются статьями 15 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Так, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

— отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях; — пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей; — задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности; — доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим; — исполнения принудительного привода в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, — за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Задать свой вопрос Сергею Сазанову вы можете

И на каком основании? Имеют ли право судебные приставы применять физическую силу при сопротивлении?

Михаил, здравствуйте.

Основными нормативными актами, которые регулируют работу судебного пристава-исполнителя, являются:

1. Федеральный закон РФ № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — ФЗ № 118-ФЗ).

2. Федеральный закон РФ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ № 229-ФЗ).

Статья 12 ФЗ № 118-ФЗ. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

осуществляет розыск на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями пункта 2 статьи 12 в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

Получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

Статья 64 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнительные действия

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

2. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ.

3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

(часть 3 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

Знать свои права и обязанности — это хорошо, но лучше уметь на практике пользоваться ими с пользой для себя, а не наоборот.

В этом и может помочь разобраться конкретный юрист на основании полной информации по юридическому вопросу или по существующей проблеме.

Удачи.

Глава ВС внес в Госдуму законопроект о реформе аппаратов судов

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев 14 февраля внес в Госдуму пакет законопроектов (см. , и ) о создании государственной судебной службы Российской Федерации, в которую будут выделены сотрудники аппаратов судов. Документы, предусматривающие создание нового вида госслужбы, были утверждены пленумом ВС 15 ноября 2016 года.

К судебной службе предлагается отнести сотрудников аппаратов всех судов, кроме Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов (это объясняют их особым местом в судебной системе: в частности, КС РФ, согласно законодательству, является судебным органом конституционного контроля).

Госслужащие аппаратов ВС РФ, федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов будут состоять на федеральной государственной судебной службе, а в аппаратах мировых судей – на государственной судебной службе субъектов РФ.

Вводятся специальные классные чины судебной системы и одновременно сохраняются классные чины юстиции для служащих на должностях, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.

Устанавливается обязательное ношение форменной одежды сотрудниками аппарата суда при участии в судебном заседании, что призвано выделить их среди других участников процесса.

Судебным служащим будет запрещено быть в суде представителем граждан; выполнять функции по осуществлению правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Предусматривается также, что помощники судей будут работать без закрепления за определенным судьей. Это даст возможность «оптимально перераспределять» помощников судей между судьями в случае возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и т. д.

Кроме того, должности администраторов судов областного уровня и арбитражей выводятся из системы Суддепартамента. Администраторов решено сделать одновременно руководителями аппаратов судов, чтобы председатели могли целиком сосредоточиться на своей основной функции – отправлении правосудия.

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект о создании судебной службы

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России во вторник инициировал внесение в Госдуму законопроекта о введении судебной службы — отдельного вида госслужбы для сотрудников аппаратов судов. Для них предполагается ввести свои льготы, доплаты, классные чины и даже форменное обмундирование.

Как отмечается в пояснении к законопроекту «О государственной судебной службе РФ», судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, и хотя центральное место в механизме правосудия занимает судья, «аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях — осуществлением контроля за исполнением решения суда».

Профессиональная работа служащих аппарата суда «в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия», отмечают в Верховном суде.

Потеря престижа

«В настоящее время особую остроту приобрел вопрос привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров. Основными причинами оттока квалифицированных специалистов являются возрастающая нагрузка, обусловленная ростом количества рассматриваемых судами дел, и низкий уровень оплаты труда работников судебной системы, особенно замещающих младшие должности», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Для повышения статуса работников аппарата судов Верховный суд предложил выделить судебную службу в самостоятельный вид государственной службы, установив, в том числе особые требования и запреты. Так, судебный служащий будет обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; не сможет выступать в суде представителем граждан. Им предлагается увеличить продолжительность отпуска за выслугу лет, ввести медстрахование его и членов его семьи, обеспечить форменной одеждой.

Новые чины и мундиры

Согласно утвержденной Советом судей РФ Концепции реформирования института администраторов судов предлагается переложить все вопросы обеспечения работы суда и руководство его аппаратом на администратора суда, что позволит председателю суда сосредоточиться на основной деятельности — отправлении правосудия.

В судах субъектов РФ и приравненных к ним судах предлагается ввести должности: руководитель аппарата суда — администратор суда, руководитель секретариата председателя суда, советник. «Институт секретариата председателя суда долгое время эффективно функционирует в арбитражных судах», — отмечается в пояснении.

Также проектом предусмотрено положение об обязательности ношения форменной одежды работником аппарата суда при участии в судебном заседании, «что повысит статус судебного служащего, позволит выделить его среди участников судебного процесса».

Законопроект прописывает условия поступления, прохождения и прекращения судебной службы (присвоения классного чина, привлечения к дисциплинарной ответственности и т .д.). Он не предусматривает введение судебной службы в Конституционном суде РФ, а также в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, так как они занимают особое место в судебной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *