Принцип взаимозависимости

  • автор:

Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

1. Введение

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

2. Сущность, понятие, черты глобальных проблем

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

3. Главные проблемы человечества и их классификация

Основные черты глобальных проблем:

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества:

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке (Источник)

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке (Источник)

4. Взаимосвязи глобальных проблем

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

5. Проблема ядерного оружия и разоружения

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

1. Китай.

2. США.

3. Индия.

4. КНДР.

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции (Источник)

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные классиками социологии, — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов, которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как «классы», «общество», «государство», по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т.д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т.п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т.д. Все разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

— стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;

— стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т.п.;

— стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

— объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;

— принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т.д.);

— социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном обществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т.д.).

Культура и политика взаимосвязь и взаимозависимость

Содержание:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие культуры………………………………………………………..4
2. Культура и сферы человеческой деятельности. ……………………….7
3. Культура и политика. Влияние культуры на политику………………..9
Заключение ………………………………………………………………………17
Список использованной литературы. ………………………………………….18

Введение
На уровне современных научных представлений о сущности культуры какие-либо глобальные подходы к ее проблемам, в частности — определение приоритетных целей и задач культурной политики, невозможны без соотнесения культуры с основными тенденциями развития цивилизации (как в общечеловеческом масштабе, так и в локальном, в данном случае – конкретно-исторической российской цивилизации). Если под цивилизацией понимать особый, исторически cложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическую форму ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности, то культура в этой цивилизационной системе играет роль механизма, выполняющего такие основные функции, как:
 обобщение исторического опыта существования общества;
 аккумулирование этого опыта в виде системы ценностных ориентации;
 выражение данных ориентации на различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных связей;
 регулирование практической жизнедеятельности общества с помощью основанных на ценностных ориентациях социокультурных норм коллективного и индивидуального бытия (образа жизни),
 выявление и осмысление признаков и черт собственной специфики в виде образов идентичности (т. е. субъективных представлений общества о самом себе, особенностях своей судьбы и исторической «миссии», маркирующих его культурных чертах и т. п.) и намеренное их воспроизводство (самомаркирование) в технологиях и продуктах различных видов деятельности.
Разумеется, подавляющая часть многообразных процессов культурного бытия общества протекает стихийно, подчиняясь лишь глубинным законам социальной самоорганизации людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются разумному и целенаправленному регулированию, стимулированию одних тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемым с позиций видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия и может быть назван «культурной политикой».

1. Понятие культуры
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом — о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры (1, с. 147).
Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношении. Его главные проблемы — понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость (3, с. 69).
В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно — к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.
Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе (5, с. 78). Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.
При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрения роли знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу (6, с. 17).
При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» — носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.
При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе (5, с. 98).
При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.
Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждой из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

2. Культура и сферы человеческой деятельности

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.
В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.
Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно, в их внешней выразительности.
Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы (1, с. 153).
Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.
Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя — человека.
Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке (3, с. 69).
Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.
Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре — это традиция: элементы культурного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.— сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память (2, с. 34).
Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры.
Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.

Функциональные принципы – это основные положения, закрепляющие нравственные основы вмешательства в процессы жизнедеятельности, харак-теризующие совокупность динамических связей субъекта и объекта вмеша-тельства, поддерживающие устойчивость в системе «специалист-пациент».

В качестве функциональных принципов биоэтики целесообразно использовать экологические принципы, предложенные Ф. Капра (2003).

Принцип взаимозависимости. Устойчивое человеческое сообщество осознает все множество взаимоотношений между своими членами. Заботиться о сообществе – значит заботиться об этих взаимоотношениях.

Безусловно, каждое конкретное взаимодействие врача и пациента имеет свою специфику, формируя большое количество биоэтических прецедентов.

В этой связи А.Е. Сериков (2006) верно отмечает: «В ситуации лицом-к-лицу взаимодействие формируется, прежде всего, на основании тех прецедентов, которые имеются в совместном опыте взаимодействующих».

Наряду с отношениями по горизонтали («ситуации лицом-к-лицу») в биоэтическом отношении важны связи по вертикали (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы). Г. Йонас, говоря об обязанности перед бытием (Dasein) и бытием качественно определенным (Sosein) потомства как такового, указывает: «Об обязанности такого рода речь заходит в связи с ответственностью за будущее человечество, устанавливающей, в первую очередь, возложенную на нас обязанность обеспечить, чтобы будущее человечество существовало (вне зависимости от того даже, будет ли среди него наше собственное потомство), а, во вторую – обязанность обеспечить, чтобы оно существовало качественно определенным образом».

В этой связи в контексте принципа взаимозависимости следует рассматривать ст.ст. 16, 17 Декларации.

В ст. 16 «Защита будущих поколений» Декларации указано: «Следует уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетические характеристики».

В ст. 17 «Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия» Декларации установлено: «Следует уделять должное внимание взаимосвязи между человеком и другими формами жизни, важности надлежащего доступа к биологическим и генетическим ресурсам и их использования, уважению традиционных знаний и роли человека в защите окружающей среды, биосферы и биоразнообразия».

Принцип обратной связи. В теории функциональной системы П.К. Анохина принцип обратной связи реализуется в акцепторе результатов действия, которые позволяют не только прогнозировать признаки необходимого в данный момент результата, но и сличать их с параметрами реального результата, информация о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации.

В системе имеется отрицательная обратная связь, если приложение к системе некоторого воздействия вызывает противодействие, восстанавливающее первоначальное состояние всей системы или ее части. С другой стороны, если обратная связь положительная, то приложенные воздействия поддерживаются и система стремится удалиться от своего первоначального состояния.

А.П. Вардомацкий (1987) замечает, что в качестве обратной связи (социум ← личность) названной системы можно считать нравственную активность личности. Если в деятельности личности активизируются те моральные ценности, которые в данный момент обществу необходимо активизировать, то обратная связь приобретает знак «плюс». Если же в ответ на общественную потребность в усилении какой-либо ценностной ориентации личность отвечает активностью противоположной, то «минус».

Советы врача в процессе общения с пациентом, одобряющие его стремление к ведению здорового образа жизни, можно считать положительной обратной связью. Советы врача будут носить характер отрицательной обратной связи, когда он негативно оценивает действие пациента, который, например, не желает расставаться со своей вредной привычкой – курением.

Очевидно, что, утрата обратной связи в процессе взаимодействия врача и пациента не позволяет рассчитывать на высокую эффективность медицинского вмешательства в целом. Петли обратной связи в системе «специалист-пациент» служат теми магистралями, по которым обращается и перерабатывается поток информации по конкретному клиническому случаю.

Принцип партнерства. Партнерство – тенденция объединяться, устанавли­вать связи, жить друг в друге и сотрудничать – одна из важнейших от­личительных черт жизни. В человеческих сообществах партнерство означает демократию и расширение прав личности, поскольку каждый член сообщества играет в нем важную роль. Комбинируя принцип партнерства с динамикой из­менений и развития, Ф. Капра метафорически использует термин «совместнаяэволюция» применительно и к человеческим сообществам. По мере развития партнерства каждый член сообщества начинает луч­ше понимать ближних. В условиях честного, доверительного партнерс­тва оба партнера обучаются и изменяются – они совместно эволюцио­нируют.

Если говорить об общественных отношениях в сфере здравоохранения, то биоэтика является ярким примером необходимости реализации партнерских отношений, привлекая всех заинтересованных лиц к обсуждению биоэтических проблем в широком социальном контексте.

В этом отношении заслуживает внимания этика дискурса. Один из основоположников этики дискурса К.О. Апель (2001) подчеркивает тот факт, что «кто аргументирует – тот всегда уже предполагает две вещи: во-первых, реальное коммуникативное сообщество, членом которого сделался он сам в процессе социализации, а, во-вторых, идеальное коммуникативное сообщество, которое принципиально должно быть в состоянии адекватно понимать смысл его аргументов и окончательно выносить суждения об их истинности».

Ю. Хабермас (2001) считает, что моральный принцип понимается таким образом, что он исключает как недейственные те нормы, которые не могли бы получить квалифицированного одобрения у всех, кого они, возможно, касаются. Облегчающий достижение консенсуса связующий принцип должен, таким образом, твердо установить, что в качестве действенных принимаются только те нормы, которые выражают всеобщую волю: они должны как вновь и вновь утверждает Кант, годиться для «всеобщего закона».

Этика дискурса в отношениях врача и пациента предполагает общение двух равных субъектов и исключает взгляд на пациента со стороны врача как на объект вмешательства, что глубоко проанализировано М. Фуко (1998) в его книге «Рождение клики». М.Фуко говорил: «Наи­более важной этической проблемой, которую порождала идея клиники, была следующая: на каком основании можно превра­тить в объект клинического изучения больного, принужденно­го бедностью просить помощи в больнице? … Теперь его про­сят стать объектом осмотра, и объектом относительным, ибо его изучение предназначено для того, чтобы лучше узнать других».

Любые взаимоотношения врача и пациента, которые могут иметь большое количество рациональных и эмоциональных оттенков, в стратегическом плане должны развиваться в сторону партнерства, которое открывает путь к лучшему взаимопониманию в процессе терапевтического сотрудничества.

Принцип гибкости. Данный принцип позволяет врачу и пациенту адекватно приспособиться к изменяющимся условиям в характере течения заболевания, в определении объема медицинского вмешательства. Принцип гибкости предполагает соответствующую страте­гию разрешения конфликтов. В каждом конкретном взаимодействии врача и пациента могут возни­кать противоречия и конфликты, которые трудно разрешить в пользу той или другой стороны. Эти конфликты гораздо эффективнее разрешаются динамическим уравновешиванием, чем жесткими решениями.

Реализацию принципа гибкости можно продемонстрировать на примере различных стратегий общения врача и пациента. Казалось бы, с нравственной точки зрения, безусловно, оправданы оптимистическая и реалистическая стратегии, а пессимизм может вызвать только осуждение. На самом деле, не все так однозначно. Потому, что каждая из названных стратегий может иметь разную основу: рациональную или иррациональную.

В подавляющем большинстве случаев оправданным моральным выбором врача должна являться стратегия рационального оптимизма, вселяющая надежду на благоприятный прогноз заболевания. И лишь при объективно неблагоприятном исходе заболевания, и при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать морально оправданным рациональный пессимизм врача, который проявляет при этом по отношению к пациенту сострадание.

Принцип многообразия. Многообразие означает различные взаимоотношения, множество различных подходов к одной проблеме. Принцип многообразия в системе «специалист-пациент» предполагает построение взаимодействия элементов системы в ходе медицинского вмешательства с учетом анатомо-физиологических, психологических, социальных и иных особенностей каждого пациента.

Положения ст. 12 Декларации, посвященной уважению культурного разнообразия и плюрализма, а также ст. 17 Декларации о защите биоразнообразия необходимо рассматривать в аспекте реализации принципа многообразия. Так, в ст. 12 Декларации установлено: «Следует уделять должное внимание важному значению культурного разнообразия и плюрализма. Вместе с тем эти соображения не должны использоваться в качестве предлога для ущемления человеческого достоинства, прав человека и основных свобод, а также в ущерб принципам, изложенным в настоящей Декларации, и не должны ограничивать сферу применения этих принципов».

Экология СПРАВОЧНИК

И. И. Дедю в неоднократно упоминавшемся словаре приводит пример фаун ракообразных каспийского и древнепресноводного происхождения, которые в пределах Каспийско-Азово-Черноморского бассейна не смешиваются вопреки их сходству по экологическим требованиям. Популяции взаимоисключающих видов становятся членами лишь одной из викарирующих соседних экосистем (это показатель значительной взаимозависимости членов сформированного ценоза). Указанный автор формулирует принцип взаимоисклю-чаемости биотических комплексов: две генетически сходные группы организмов разного происхождения, обладающие близкими (одинаковыми) требованиями к окружающей их среде, взаимоисключают друг друга. Совершенно очевидно, что этот принцип следует учитывать при попытках акклиматизировать виды, относящиеся к различным, но близким биотическим комплексам. Такие попытки либо окончатся неудачей, либо будут разрушительны. Это обычно и наблюдается.

Например, принцип системности, лежащий в основе создания безотходных производств, позволяет учесть усиливающуюся взаимосвязь и взаимозависимость производственных, социальных и природных процессов. Это подтверждается тем, что каждый отдельно взятый процесс или производство необходимо рассматривать как элемент динамично развивающейся эколого-экономической системы, включающей, кроме материального производства и другой хозяйственно-экономической деятельности человека, природную среду (популяции живых организмов, атмосферу, гидросферу, литосферу, биогеоценозы, ландшафты), а также человека.

Основными системными принципами являются: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы. Целостность — обобщенная характеристика системы, свойства которой несводимы к сумме свойств ее элементов и невыводимы из этих свойств (целостность организмов более полной будет в популяции, популяции — в биоценозе и т.д.). Структурность — установление структуры и взаимозависимости структурных элементов, обусловленности поведения системы ее структурой (структура биоценоза, трофическая структура экосистемы и др.). Взаимозависимость системы и среды выражается в формировании и проявлении ее свойств в результате этого взаимодействия (взаимодействие биоценоза и биотопа, популяций в биоценозе и т.п.). Иерархичность — это когда каждый компонент системы может рассматриваться как самостоятельная система, а сама исследуемая система является составной частью более широкой системы (уровни биологической организации, вплоть до глобальной системы — биосферы). Экосистемы — это весьма сложные самоорганизующиеся и целенаправленные, со сложной иерархической структурой системы, требующие множественного описания каждой системы, для чего необходимо широкое использование моделирования.

Основными системными принципами являются: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды.

Всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости, объективно существующие как в самой природе, так и при взаимодействии с обществом, определяют основные принципы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

Невозможность строгого соблюдения принципа единственного различия, то есть сохранения одинаковыми всех прочих условий, кроме изучаемого, определяется наличием тесной связи и взаимозависимости разных факторов жизни растений и почвы и действующих на них агротехнических приемов.

Вполне понятно, что благодаря тесной связи и взаимозависимости этих компонентов невозможно обеспечение безопасности одних из них без ущемления интересов других. Отсюда следует, что к введению, трактованию и механизму реализации принципа приоритета здесь следует относиться с большой осторожностью.

Общие черты правового регулирования собственности, использования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов. Таким образом, достижение целей рационального использования и охраны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одновременного и комплексного регулирования соответствующих отношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.

Всеобщее осознание того, что возможности окружающей срсды в отношении ресурсов и «жизненного пространства» взаимосвязаны, взаимозависимы и ограничены, произвело революционный переворот в наших умонастроениях (Ю. Одум, 1969Ь, 1970а); это позволяет надеяться, что человек окажется готовым применять в широком масштабе принципы экологической регуляции. Как очень хорошо сформулировал Мамфорд (1967): «Качество, регулирующее количество, — великий урок биологической эволюции» и «Ложные идеологические концепции побудили нас содействовать количественной экспансии знания, силы, производительности, не изобретая при этом никаких адекватных систем регуляции».

В экологической проблеме устойчивого развития общества и его среды обитания можно, на наш взгляд, выделить следующий методологический аппарат поиска необходимых системных решений. Необходимо прежде всего, рассмотреть принципы иерархии экологизации общества и среды его обитания, т.е. определить иерархический ряд экологических систем и их взаимозависимость. Затем для этих экологических систем следует выделить основные параметры состояния среды обитания и оценить диапазоны их изменения с целью создания регулирующих механизмов, а также рассмотреть в общем виде возможности механизмов регулирования параметров состояния среды обитания для каждой из систем. Такой системный подход позволит разработать и последовательно реализовать экологическую политику на всех уровнях современного общества и определить стратегию экологической деятельности, прежде всего в национальных масштабах.

Документом глобального партнерства между государствами, который имеет своей целью заключение международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро на всемирной конференции «Окружающая среда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.). Здесь же были приняты заявление о принципах защиты и управления всеми видами лесов; конвенция о биологическом разнообразии; конвенция об изменении климата.

Финансовые расходы. Одним из потенциальных показателей того, что корпорация заботится об охране окружающей среды, является объем средств, расходуемых на природоохранную деятельность. Однако этот показатель нельзя назвать бесспорным. В отдельных случаях объем расходов и принцип обеспечения экологической безопасности могут иметь обратную взаимозависимость, т.е. корпорации, наносящие наибольший вред окружающей среде, тратят больше средств на снижение или ликвидацию пагубного влияния их деятельности. Именно этим во многом объясняется, почему общий объем информации о расходах, связанных с природоохранными мероприятиями, со времени предыдущего обзора не увеличился.

Следует, однако, отметить ряд излишне смелых, а порой даже надуманных аналогий, используемых в работе, например таких, как «сопоставимость человеческой социальной жизни… и биосоциальносги других биологических видов», «эволюционная биология вдохновляет реформаторов на социальные перемены», «подобно политическим, биологические системы также содержат механизмы саморегуляции». Полагаем, что скорее, наоборот. Несколько натянутым представляется также приложение принципа «биоразнообразия к политическим системам с их плюрализмом, взаимодополняемостью и взаимозависимостью». Возможно, здесь мы видим проявление общих законов организации сложных систем, что в какой-то мере сближает позиции редактора и автора по данному вопросу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *