Принцип сочетания убеждения и принуждения

  • автор:

Принцип права — императивная норма, имеющая более высокое значение в правовой системе, нежели иные правила, поскольку имен­но он определяет смысл и содержание нормативных правовых актов; на него вправе опираться правоприменитель, когда сталкивается с пробелом в праве. В то же время принципы — это идеальные установ­ки, определяющие смысл и содержание нормативно-правового регу­лирования тех или иных общественных отношений, но в праве воз­можны и отклонения от них.

Принципы прав человека — это основополагающие начала, обес­печивающие единство самого понятия «права человека» и способст­вующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, соли­дарности и справедливости.

Конституционные принципы прав человека — это закрепленные в Основном законе страны основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми го­сударственными мерами охраны и защиты.

Принципами прав человека являются следующие:

Принцип нравственного и глобального гуманизма. От него производны остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.

Принцип уважения человеческого достоинства утверждает зна­чимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее соци­ального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство нена­рушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со сто­роны других людей, а также общества и государства.

Принцип свободы прав человека выражает идею защиты челове­ка от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Человек свободен, только если способен сооб­разовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсо­лютная несвобода порождает полную безответственность.

Принцип равноправия. Это важное условие межличностных от­ношений, в которых проявляется признание в каждом человеке лич­ности и полноправного члена человеческого союза.

Правовое равенство — универсальный способ выражения юри­дического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, от­дельных социальных групп и слоев населения, разных народов и на­циональностей .

Равноправие — принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т.п.

Принцип солидарности прав человека. Солидарность основыва­ется на взаимном признании прав, на обязанностях и ответственно­сти. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Принцип демократии. Его главный смысл для прав человека свя­зан с характеристикой особой социальной среды (общественными от­ношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики поли­тического участия и гражданственностью личности.

Принцип толерантности (терпимости) — особый принцип прав человека, утверждающий уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуально­сти. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.

Принцип справедливости. Справедливость — понятие о долж­ном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Справедливость — это некая середина между излишком и недостат­ком (Аристотель).

Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о на­личии справедливости.

Назовем конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина:

Всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Принцип неотчуж­даемости имеет два значения: государство не вправе изъять или ограничить без веских основа­ний конституционные права и свободы; человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.

Единство прав, свобод и обязанностей, согласно которому лю­бые субъективные права человека и гражданина практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обя­занности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Равенство всех перед законом — наделение государством всех без исключения своих граждан в равной мере правами и обязанностями.

Непосредственное действие. Независимо от существования нор­мативных правовых актов, конкретизирующих основные права чело­века, государственные органы обязаны их соблюдать.

Гарантированность и защищенность государством — создание органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния условий для реализации прав и свобод и действенных механиз­мов их защиты.

Эти принципы определяют основные направления политики Рос­сийского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.

Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина». Основные права и свободы человека

Хотя понятия права человека и права гражданина употребляются вместе, однако они не совпадают. Это обусловлено тем, что индивид вступает во взаимоотношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, преследуя каждый раз конкретные интересы. Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности.

Права человека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют индивида как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

В качестве гражданина индивид проживает на определенной территории, что обуславливает его принадлежность к государству. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, как права человека, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству.

В конституциях многих стран проводится четкая грань между правами человека и правами гражданина. Так, когда речь идет о человеке как субъекте прав, употребляются следующие формулировки: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек». Например, Конституция РФ в главе 2 использует такие формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется».

Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории РФ, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Обратите внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.):

— «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст.9);

— «Никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст.11);

— «Все лица равны перед судами и трибуналами».

Эти и другие личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина – это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами граждан.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Когда речь идет о правах гражданина, то в текстах конституций прямо говорится: «гражданин имеет право», «гражданин может». Иногда вместо слова «гражданин» в конституциях ряда стран указывается принадлежность к нации: «все немцы», «каждый испанец».

Следует отметить, что в наше время деление прав на права человека и права гражданина все более утрачивает свой смысл, так как прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, одновременно выступают и в качестве прав гражданина.

Государственное признание прав человека происходит путем юридического закрепления их в национальном законодательстве (прежде всего в конституциях). Это порождает юридическую категорию основных прав и свобод гражданина. Вэтом планеосновные права и свободы гражданина – юридическая форма взаимоотношений государства и личности в рамках определенной социально-экономической и политической системы по обеспечению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях под основными правами человека понимают права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых актах по правам человека, в частности, в Международном билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).

Международный билль о правах человека сложился из 4-х актов, принятых ООН в разное время:

— Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

— Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

— Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Международные пакты имеют обязательную силу для государств, которые к ним присоединились. В содержательном плане пакты не отличаются от Всеобщей декларации прав человека, лишь расширяя и конкретизируя ее положения.

Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Выделение категории основных прав и свобод человека не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым. Речь идет о том, что основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

От основного права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.

Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через посредство свободно избранных представителей.

Это основное право порождает иные права:

— право на участие в самоуправлении;

— право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании;

— право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей;

— право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего и т.п.

Часть 1 ст.22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это – основное право, порождающее целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, Кодексе об административных правонарушениях, УПК РФ и других нормативных актах.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Надо сказать, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они ограничивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Однако термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» (ст.28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч.1 ст.29).

Свободы человека – это сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры, территорию, на которых человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Свобода – это дозволение делать все, что не запрещено законом.

Термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). В правах человека фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права, им можно воспользоваться, реализовать его либо нет.

И все-таки четкое разграничение между правами и свободами провести трудно.

§3. Принципы прав человека

Хорошо известно, что в правах человека в понятийной и обыденной форме воплощены давно и широко известные идеалы человечества, которые охватывают все сферы социальности: свобода, равноправие, солидарность, толерантность (терпимость), демократия и т.д.

Но права не конечный этап, они могут пересматриваться, совершенствоваться и т.д.

Принципы объясняют и доказывают ценность прав человека. В результате как ценностное явление последние выступают устойчивым представлением о чем-то как предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, планам человека и пр. (Апресян Р.Г.). Поэтому принципы, лежащие в обосновании прав человека, следует понимать не как застывшую догму, а как развивающееся вместе с обществом представление, идущее от идеала к действительности, от ценности к факту.

Современное человеческое сообщество постепенно определяет свои приоритеты. В правовой сфере это, например, демократия, социальное и правое государство, правозаконность, права человека. Последние центром внимания делают личность (индивида), его достоинство в повседневной жизни, актуализацию его творческих возможностей, сохранение человека в коэволюции с природой. Поэтому права человека относятся к числу созидательных, развивающихся и консолидирующих идей.

Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Истоками гуманизма явилась идея о нравственной ценности человеческой жизни и личности, ее свобода и необходимость защиты достоинства человека, борьба за его права. Сущность гуманизма заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его праве на свободу и неприкосновенность.

Государство должно использовать власть лишь на благо членов общества. Только то государство, которое признает права человека, опирается на принципы разделения властей и верховенство права может считаться правовым и нравственным.

Принцип уважения человеческого достоинства. Этот принцип утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося статуса. Он предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов.

Однако, следует отметить, что самовозвеличивание и уверенность в собственном превосходстве над другими приводят к деформации личности и к неконструктивным отношениям с окружающими.

В контексте принципов прав человека, а не отдельного права человеческое достоинство интерпретируется значительно шире – как качество ценности всякого представителя человеческого рода.

Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека и наиболее ярко в таких правах, как право на имя, жизнь, запрет пыток, запрет рабства, неприкосновенность чести и репутации, право на защиту своих прав и др.

Принцип свободы. Главное для человека – свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы. Выдвижение свободы в качестве главного принципа жизнедеятельности человека означает разрыв с прежним подходом к его взаимоотношением с государством, когда человек выступал в качестве подданного, призванного безропотно выполнять волю правителя, государства. Свобода превращает зависимого человека в гражданина, определяя новый характер его взаимоотношений с государством. Без свободы невозможно гражданское общество, признающее и соблюдающее права человека.

Принцип равноправия и равенства. Из общего свойства людей, что они люди и обладают человеческим достоинством, следует принцип их равной, одинаковой значимости для политической, правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенство их прав.

Правовое равенство – это универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетание интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.

Принцип равноправия порождает многие другие права, как, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и многое другое. Принцип равенства не признает каких-либо привилегий для одних людей, а для других нет. Это расценивается в обществе, как дискриминация.

С другой стороны, установление равенства, и более того, если оно еще утверждено законодательно, то это естественно скажется и ограничит потенциальные проявления индивидуальности, столь необходимые для развития личности и общества в целом.

Нельзя ставить знак равенства между равноправием и уравниловкой, ибо равенство в правах означает гарантию ряда возможностей, а вот вопрос о претворении их в жизнь целиком и полностью остается на усмотрении самого индивида. Уравниловка не учитывает личного участия каждого индивида в создании общего блага в соответствии с его возможностями и потребностями.

Принцип равноправия выражает требование к установлению характера отношений между людьми на основе уважения, достоинства каждого, он составляет конститутивный признак справедливости, а также является важнейшей стороной демократического образа жизни.

Принцип солидарности. В исходном смысле этот принцип означает единение, совместность, взаимопомощь и поддержку. Он основывается на взаимном признании прав, а, следовательно, на обязанностях и ответственности.

Права человека кажутся индивидуальными лишь на первый взгляд, их общая организация – явление глубоко социальное. Права возможны, если их обеспечивают обязанности других лиц (государство, индивиды, общество и т.д.). Общая связь и зависимость людей, их помощь друг другу в реализации прав и прочее – являются условием существования прав и делает их общественным и солидарным институтом, качество которого проявляется, например, в сфере труда и капитала (забастовки, коллективные переговоры, равные условия труда), в сфере социальной деятельности власти (охраны здоровья, пенсионное обеспечение, охраны здоровья и т.д.).

Теория прав человека предполагает, что пользование правами будет осуществляться, во-первых, ответственно, т.е. без нарушений прав других людей; во-вторых, с уважением к правам других людей; и, в-третьих, при условии содействия и помощи друг другу. При таких условиях солидарность превращается в гарантию существования прав, а также гарантию личной и социальной безопасности.

Сегодняшнее российское правосознание воспринимает солидарность сравнительно негативно, что отчасти объясняется официальным статусом этой ценности в советскую эпоху заформализованностью, коллективным способом организации общественных отношений, правовым бескультурьем населения, отсутствием опыта совместной защиты прав человека и т.д. Все это ставит перед российским обществом и государством целый ряд сложных задач, в том числе и связанных с формированием культуры прав человека, преодолением нравственного кризиса и сохранением духовности, являющихся неотъемлемыми качествами личности.

Принцип демократии. Главный смысл этого принципа связан с характеристикой особой социальной среды (общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики политического участия, гражданственностью личности, «формой устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству» (Пугачев В.П., Соловьев А.И.).

При демократии (в идеале) становятся реальными избирательные права граждан, право участвовать в общественных делах, при которых исключается всякое насилие или принуждение, гарантируется высокая степень свободы в создании разнообразных организаций и т.д. Она способна принести пользу как наиболее рациональная форма организации и управления, при которой максимально возможны права человека. Демократия позволяет посредством сотрудничества, компромисса, выявления альтернатив гармонизировать различные права, интересы и предпочтения, улаживать разногласия мирным путем, исправлять ошибки и т.д.

Плюрализм, принятый при демократии, обеспечивает широкий диапазон мнений и вариантов действия. Он дает возможность учесть мнение и интересы разных групп населения, компенсировать политическую пассивность граждан деятельностью активных представителей групп и тем самым приблизить власть к народу. Вовлечение в политическое участие граждан усиливает контроль за деятельностью лиц, бюрократизацией чиновничества, предупреждает злоупотребление властью представителей государства.

Демократия содержательно развивает общественно-политические права, обучает граждан пользоваться ими, позволяет развивать самосознание личности, столь необходимое для реальности прав человека, воспитывает гражданскую культуру и культуру прав человека, которые в свою очередь формируют активное участие в политике, власти, готовность к самоограничению, компромиссам, подчинению закону и т.д.

Демократия не означает утверждения человека и его прав за счет и в ущерб обществу. Принцип демократии сам по себе не является абсолютной ценностью, поскольку автоматически не гарантирует свободы, равенства и справедливости. За внешней «оболочкой» демократия имеет и негативные стороны. Однако, стремление современного мира к демократии не случайное явление, ибо при наличии ряда обстоятельств демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами социальной организации и деятельности. В системе, где признаются права человека, высоко ценится человеческая жизнь и человеческое достоинство, сохраняется легальная возможность для совершенствования общественных отношений.

Принцип демократии универсален, имеет значение не только как идеал, условие, режим или сторона прав человека, но и как компонент глобальности общества, активно участвующий в процессе становления единого человечества.

Принцип терпимости (толерантности). Это особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Терпимость как личное качество проявляется в отношении индивида к другим людям и их правам, вытекает из факта уважения прав других людей. Она выражает убеждения, что все свободны иметь собственное мнение и веру, свободы от авторитетов и предрассудков, каждый вправе критиковать других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике.

Однако терпимость имеет границы. Снисходительность и прощение не должны превращаться в попустительство беззаконию, безнравственности, бесправию и несправедливости. Игнорирование норм морали, закона, прав человека должно находить адекватные средства сопротивления.

Борьба с нарушениями прав человека не должна превращаться в нарушение прав, защита собственных прав не может перерождаться в безнравственную акцию.

Принцип справедливости. В системе прав человека содержание справедливости проявляется достаточно широко и многогранно. Сущностно права человека выражают справедливость как объективно необходимую потребность индивида в самоопределении и самодеятельности. Осуществленная справедливость – критерий правильности позитивно сформулированных норм о правах человека. Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью, беспристрастностью и т.д., что будет свидетельствовать о наличии справедливости.

Три максимы выражают основные требования справедливости: «будь честным», «не вреди другому», «воздай каждому свое». Россияне ассоциируют справедливость с тремя образами: добром, правдой и честностью; равенством, а также воздаянием по заслугам.

Справедливость – это та социальная обязательность, исполнения которой люди ждут, рекомендуют и, прежде всего, требуют друг от друга и в первую очередь от власти, «форма должествования», которой человеку вменяется действия, гарантирующие права людей.

Объективное выражение справедливости выражено в правах человека. В них формально выражены гармония, баланс, мерило тех индивидуальных и общественных благ, которыми должен обладать индивид как существо, наделенное человеческим достоинством и живущее демократично и солидарно со свободными, равноправными личностями, ответственно и творчески организующими жизнь на нашей Земле.

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права — это основы права.

Принцип права — основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Каждый принцип — это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права — только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования

Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный — для системы общего права.

В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:

1. Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

2. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

3. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов.

С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые — действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.

2. Межотраслевые — действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).

3. Отраслевые — действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).

4. Принципы правовых институтов — положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

— политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

— экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

— нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.

К ним относят:

— принцип законности;

— принцип равенства перед законом;

— принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

— принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

— принцип единства прав и обязанностей;

— принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов.

Принцип социальной справедливости.

Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как «справедливое равенство» и «справедливое неравенство». Справедливость имеет парную категорию «несправедливость». Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости — важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ).

Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение -методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.

Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение -сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия — меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

Принципы права — это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом.

2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

3.гуманизм

4.демократизм

5.единство прав и обязанностей

6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

7.сочетание убеждений и принуждений

8.федерализм

К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:

1.В УПК презумпция невиновности

2.В ТП свобода труда

3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

Принципы закреплены в Конституции

Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права :

1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах).

2) гуманизма.

3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.),

4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей,

5) принцип единства прав и обязанностей.

6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 7) Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». 8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

определение принципы

  • 2019

Каковы принципы:

Принципы — это набор стандартов или стандартов поведения, которым должен следовать человек или учреждение.

Концептуализация принципов связана с началом или началом чего-либо. Это исходные точки, рассматриваемые для конкретного предмета или проблемы. Термин происходит от латинского принципа, что означает «происхождение», «почти причина» или «начало».

Принципы также могут быть связаны с фундаментальными положениями или нормами, которыми руководствуются исследования, особенно те, которые управляют мышлением и поведением. В качестве примера приведем: принципы физики, принципы бухгалтерского учета, принципы права и т. Д.

Человеческие принципы или моральные принципы

В философской сфере принципы, хотя и регулируются моральными законами, являются ценностями, которые индивид считает принять согласно тому, что говорит его совесть.

Они связаны с индивидуальной свободой, поскольку они представляют собой нормы, предлагаемые без внешнего давления, связанные с внешними факторами и социальными институтами, которые оказывают определенное влияние на социальное поведение.

Тем не менее, у каждого человека будут свои принципы, которые будут соответствовать образованию и жизненному опыту каждого. И они будут уволены каждый раз, когда этого требует человеческое сознание.

Смотрите также значение моральных ценностей.

Конституционные принципы

Конституционные принципы являются основными ценностями правопорядка. Они включают в себя политико-конституционные (или фундаментальные) принципы и юридически-конституционные принципы.

Политико-конституционные принципы являются ценностями демократического правового государства (уважение основных прав и гарантий). Они определяют, как организовано государство и каковы принципы отношений Бразилии с другими странами. Они определены в статьях 1–4 Конституции.

Принципами демократического правового государства являются:

  • Суверенитет: это высшая сила государства,
  • Гражданство: право граждан участвовать в решениях государства и осуществлять свои права,
  • Достоинство человека: совокупность ценностей, гарантирующих основные права всех граждан,
  • Социальная ценность труда: сбалансированное соотношение между гарантией прав трудящихся и тем, кто получает результат работы,
  • Политическое множественность: обеспечение того, что может быть несколько разных идеологий и политических идей.

Цели Бразилии: быть свободным, справедливым и сплоченным обществом, быть развивающейся страной, положить конец бедности и сократить неравенство.

Это также цель достижения благосостояния всех людей без ущерба для расы, пола, цвета кожи, происхождения или возраста.

Основополагающим принципом, связанным с организацией государства, является разделение на три ветви:

  • Законодательная власть: отвечает за создание, обсуждение и голосование законов,
  • Исполнительная власть: отвечает за управление государством и за реализацию плана правительства,
  • Судебная власть: ответственна за суждение и исполнение.

Конституционные принципы в международных отношениях: защита мира и поиск мирного решения конфликтов, внимание к правам человека, возможность предоставления политического убежища, равенство и сотрудничество между странами и отказ от расизма и терроризма.

Они также являются ценностями международных отношений: право страны иметь возможность самоуправления (в соответствии со своими законами и принципами) и быть независимым, не подвергаясь вмешательству других стран.

Правовые и конституционные принципы связаны с законом. Некоторые важные принципы:

  • Конституционное превосходство: Федеральная Конституция является законом, превосходящим все другие, и не должна противоречить,
  • Изономия: гарантирует, что все люди равны перед законом, с одинаковыми обязанностями и одинаковыми правами,
  • Противоречивость: это право участвовать в судебном процессе, чтобы гарантировать, что никто не будет осужден без использования права представлять свою защиту,
  • Законность: заявляет, что отношение может быть наказано, только если запрет или нарушение установлено законом, то есть, если в законе нет положения, не может быть осуждения.

Принципы государственного управления

Основными принципами государственного управления являются ценности, которыми должны руководствоваться органы управления. Они предусмотрены в ст. 37 Конституции и их пять:

  • Законность: решения в государственной администрации должны приниматься в соответствии с тем, что позволяет закон,
  • Безличность: означает, что действия Администрации не являются обязанностью сервера (который только применяет их на практике). Ответственность лежит на государственной администрации,
  • Мораль: действия руководства должны основываться на этических, честных и добросовестных ценностях,
  • Публичность: акты Администрации должны быть публичными и разглашаться,
  • Эффективность: руководство должно стремиться быть эффективным и квалифицированным в своей деятельности.

Узнайте больше о принципах государственного управления.

Синонимы принципов

Некоторые из основных синонимов принципов:

  • достоинство;
  • убеждения;
  • суждения;
  • просмотры;
  • фонды;
  • обучение;
  • понятия;
  • Пролегомены.

Откройте также принципы бухгалтерского учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *