Принцип недопустимости произвольного лишения жилища

  • автор:

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища

Данный принцип предусматривается ст. 40 Конституции РФ, в которой установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилища.

Возможность лишения жилища, главным образом, предусматривается Жилищным Кодексом РФ в качестве ответственности за противоправные действия; случаи лишения жилища основаны на положении ЖК РФ, определены последствия такого лишения.

Лишение жилища без законных на то оснований или в порядке, не предусмотренном законом, является произвольным лишением жилища.

Данный принцип также закреплен в п. 4 ст. 3 ЖК РФ:

«Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законам».

На практике, при обращении граждан в суд с иском о нарушении принципа недопустимости произвольного лишения права на жилище возникают некоторые проблемы. Истцу необходимо четко указать жилое помещение, которого его произвольно лишили, тем самым нарушили принцип недопустимости произвольного лишения жилища…

Приведем пример из судебной практики.

Так по делу, связанному с защитой права пользования жилым помещением, предметом спора являлась комната в трехкомнатной коммунальной квартире, в которой истец К. проживал вместе с матерью Б. до осуждения к лишению свободы на основании приговора суда от 26 апреля 1996 года и на которую в мае 1996 года был выдан ордер семье П., занимавшей в квартире две других комнаты.

Сложность данного дела, заключалась в том, что истец К. предъявивший к администрации Нарофоминского района и семье П. требования о признании ордера недействительным, признании права на спорное жилое помещение, находящееся в трехкомнатной квартире № 1, фактически был зарегистрирован в квартире № 2 по тому же адресу.

Судом также было установлено, что мать истца Б в марте 1996 года была помещена в психоневрологический интернат, где и умерла в 2004 г..

Отказывая в удовлетворении заявленных К. требований о восстановлении нарушенных жилищных прав, суд исходил из того, что истец и его мать Б. были зарегистрированы по месту жительства в квартире № 2. При этом

доказательств, свидетельствующих о предоставлении в установленном законом порядке истцу для проживания спорной комнаты в квартире № 1, суду представлено не было.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, президиум указал, что суд не принял во внимание наличие в материалах дела решения суда от 13 декабря 2006 года, которым истцу было отказано в признании права пользования квартирой № 2. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда о том, что местом жительства К. данная квартира не являлась, и право на жилую площадь в указанной квартире у К. не возникло, судом не были учтены. Отсутствовали в материалах дела и сведения о наличии прав конкретных лиц на пользование спорной комнатой до выдачи в 1996 году семье П. ордера на право вселения в неё.

При указанных обстоятельствах президиум не согласился с выводом суда об отсутствии у К. права на спорное жилое помещение. Направляя дело на новое рассмотрение, президиум также подчеркнул, что на момент вступления в законную силу приговора суда в отношении К. и его исполнения, действовало Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 года № 8-П по делу о проверке конституционности ч.1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, согласно которому временное отсутствие лица в жилом помещении по любым причинам, в том числе и в связи с осуждением его к лишению свободы само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением.

Нарушение принципа недопустимости произвольного лишения права на жилище в данном деле выразилось в том, что суд не установил, в каком жилом помещении у гражданина сохраняется конституционное право на жилище .

Таким образом, при возникновении спора о реализации конституционного принципа недопустимости произвольного лишения права на жилище суду в первую очередь необходимо установить в каком жилом помещении у гражданина сохраняется конституционное право на жилище. А затем рассматривать спор по существу.

Статья 3 ЖК РФ. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

Новая редакция Ст. 3 ЖК РФ

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 3 ЖК РФ

Под жилищем в контексте ст. 3 Кодекса следует понимать не только место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, комната в квартире), но и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и т.п.).

Согласно примечанию к ст. 139 УК РФ под жилищем в указанной статье, а также в других статьях УК РФ понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

4. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища, установленный в ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса России, предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им (в том числе в праве получения коммунальных услуг) иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.

Следует обратить внимание на то, что принцип недопустимости произвольного лишения жилища действует только в отношении граждан, владеющих жилищем на законных основаниях. Поэтому например, гражданин, самоуправно (т.е. самовольно, без законных оснований) вселившийся в жилое помещение, выселяется из данного помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела и мотивов совершения деяния такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за самоуправство (ст. 330 УК РФ), если правомерность его действий оспаривается лицом, право которого нарушено, и если такими действиями был причинен существенный вред. Квалифицирующим признаком в данном случае является совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения.

Другой комментарий к Ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья развивает принцип неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения — один из основных конституционных принципов.

«Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан…», — гласит ч. 2 ст. 3. Она же устанавливает изъятие из этого правила: «…иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения» (см. п. 2 комментария к рассматриваемой статье 3 ЖК РФ).

Эта норма основана на ст. 25 Конституции РФ о возможности ограничения неприкосновенности жилища в случаях, прямо установленных законом. Так, Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусмотрено ограничение неприкосновенности жилища в условиях чрезвычайного положения.

Требование о недопустимости посягательств на неприкосновенность жилища человека содержится и в нормах международного права — в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (16.12.66), в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (10.12.48).

2. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает цели, ради которых принцип неприкосновенности жилища может быть нарушен.

Причем цели эти перечислены исчерпывающим образом:

1) спасение жизни граждан и их имущества;

2) обеспечение их личной или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках, иных обстоятельствах чрезвычайного характера;

3) задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечение совершаемых преступлений или установление обстоятельств преступления либо несчастного случая.

<2> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

<3> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

4. Под произвольным лишением граждан жилья исходя из смысла ч. 4 комментируемой статьи понимается выселение (ограничение в праве пользования) по иным основаниям, нежели предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами, либо не в установленном этими законами порядке. Иначе говоря, выселение из жилого помещения или ограничение в праве пользования жильем допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, случаи выселения предусмотрены нормами разд. III Жилищного кодекса РФ. Выселение производится в связи со сносом дома по предусмотренным основаниям, в связи с капитальным ремонтом дома, когда жилое помещение не может быть сохранено, и проч. (ст. 85). Выселяемым в этих случаях предоставляется другое благоустроенное жилое помещение в соответствии со ст. 89 ЖК РФ.

Расторжение договора социального найма и выселение допустимы в случаях виновного поведения нанимателя и членов его семьи (см. комментарий к ст. 83).

Особенности жилищного права

Определение 1

Жилищные отношения – это собирательная категория, которая включает в себя гражданские, семейные, финансовые, административные и иные общественные отношения, регулируемые различными отраслями законодательства.

Главной особенностью жилищного права является его комплексный характер. То есть, оно сочетает в себе нормы, методы и принципы, относящиеся к другим отраслям права. Их объединяет общий предмет регулирования – жилищные отношения.

Предмет жилищного права

Поводами для возникновения жилищных правоотношений являются:

  1. осуществление права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями;
  2. отнесение помещений к числу жилых и исключение их из жилищного фонда;
  3. учет жилищного фонда;
  4. управление, содержание и ремонт жилищного фонда, перепланировка и переустройство жилых помещений;
  5. деятельность жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья;
  6. внесение платы за коммунальные услуги;
  7. надзор за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Жилищные правоотношения разнообразны. Они могут складываться по вертикали, основываясь на началах власти и подчинения. Например, когда речь идет об управлении государственным жилищным фондом или распределением квартир. Кроме того, часть жилищных правоотношений стоится на равенстве участников. Так, при заключении договоров социального или коммерческого найма жилого помещения стороны равноправны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности жилищных правоотношений

В юридической науке выделяют следующие основные особенности жилищных правоотношений:

  1. объектом всегда выступает жилое помещение;
  2. длительность во времени;
  3. сложная структура, поскольку каждый из субъектов имеет свои права и обязанности по отношению к другому.

Основаниями для возникновения жилищных правоотношений являются юридические факты, связанные с конкретными жизненными обстоятельствами граждан. Среди них:

  1. договоры и иные сделки с недвижимым имуществом;
  2. акты органов государственной власти и местного самоуправления;
  3. судебные решения, устанавливающие жилищные права и обязанности;
  4. приобретение в собственность жилых помещений;
  5. членство в жилищно-строительных кооперативах;
  6. действия (бездействие) участников жилищных отношений.

Любое жилищное правоотношение структурно состоит из его объектов и субъектов (участников), а также взаимосвязи их прав и обязанностей.


Рисунок 1.

Содержание жилищных правоотношений

Еще одной характерной особенностью жилищного законодательства является то, что права и обязанности участников данных отношений неразрывно связаны между собой. Например, гражданин, обладающий правом на получение жилой площади из социального фонда, может обратиться с соответствующим требованием к органу государственной или муниципальной власти. У этой структуры, в свою очередь, возникает обязанность поставить гражданина на учет и – при наличии определенных условий – предоставить ему конкретную квартиру.

Похожие правоотношения возникают при вступлении человека в жилищно-строительный кооператив. Особенность подобных правоотношений заключается в том, что их участниками являются гражданин и структура (организация), уполномоченная осуществлять свои функции в жилищной сфере на основании действующего законодательства.

Права пользователя жилой площади имеют вещный характер. Например, гражданин, получивший помещение по договору социального найма, наделен полномочиями:

  1. сдавать жилплощадь в поднаем;
  2. разрешать проживание в помещении временных жильцов;
  3. вселять в занимаемое жилье иных лиц;
  4. обменивать одно помещение на другое;
  5. требовать от наймодателя своевременного капитального ремонта, надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

В то же время наймодатель вправе:

  1. требовать от нанимателя и совместно проживающих с ним членов семьи использовать помещение по целевому назначению;
  2. требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

А из вышеперечисленных прав, соответственно, возникают и обязанности сторон. Их взаимная обусловленность проявляется в том, что каждый из субъектов данного правоотношения может потребовать от другого исполнения возложенных на него обязанностей и в то же время сам должен совершать или не совершать определенные действия, в соответствии с правами контрагента.

Замечание 1

Так происходит встречное сочетание субъективных жилищных прав и обязанностей, концентрирующихся вокруг объекта правоотношения (квартиры или дома). Именно наличие у каждого из субъектов прав и обязанностей позволяет сделать вывод, что рассматриваемое отношение относится к структурно-сложным.

Это нетрудно заметить, если перечислить обязанности сторон. Например, наниматель должен:

  1. обеспечивать сохранность помещения;
  2. использовать жилье по назначению;
  3. учитывать права и законные интересы соседей;
  4. соблюдать чистоту и порядок в помещениях общего пользования;
  5. проводить текущий ремонт жилого помещения;
  6. своевременно оплачивать коммунальные услуги; В свою очередь, в обязанности наймодателя входит:
  7. передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
  8. надлежащим образом содержать и ремонтировать общее имущество в многоквартирном доме;
  9. предоставить нанимателю коммунальные услуги надлежащего качества;
  10. осуществлять капитальный ремонт жилого дома.

Замечание 2

Кроме того, возможна ситуация, когда наниматель расторгает договор социального найма в одностороннем порядке, если он, допустим, переезжает в другой город. В таком случае наймодатель не вправе препятствовать контрагенту и должен принять отказ нанимателя от занимаемой им жилой площади.

Жилищные правоотношения возникают с момента получения ордера на квартиру или заключения договора найма, а прекращаются со дня передачи помещения представителю наймодателя. При этом жилье должно соответствовать строительным, санитарным, экологическим и другим установленным нормативам.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ)

Жилищное правоотношение -общественные отношения по поводу использования, управления и эксплуатации жилого фонда.

Жилищные правоотношенияделятся на следующие виды (группы):

• отношения по использованию объектов жилого фонда (по договору найма, в силу права собственноcти, в ЖСК и т. д.). В соответствии с ГК РФ (ст. 288) жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан;

• отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями. Субъектами данных отношений являются, с одной стороны, граждане, обращающиеся с просьбой о предоставлении им жилого помещения, а с другой — ОМСУ и иные субъекты, в ведении которых находится жилой фонд;

• отношения по управлению и эксплуатации жилого фонда;

• отношения в сфере строительства и финансирования строительства объектов жилого фонда;

• отношения ответственности за нарушение жилищного законодательства.

Основания возникновения жилищного правоотношения — юридические факты, то есть определенные обстоятельства, с наличием которых законодательство связывает возникновение правоотношений в сфере использования и эксплуатации жилого фонда.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных

ü ЖК,

ü другими ФЗ

ü иными правовыми актами,

ü а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

• договора и иные сделки (например, договор найма), предусмотренные ФЗ, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных ФЗ, но не противоречащих ему;

• административный акт – акт гос органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей (например, решение местной администрации о предоставлении квартиры);

• решение суда, установившее жилищные права и обязанности (например, о признании права собственности на жилье);

• приобретательная давность — в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым ФЗ;

• вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми ФЗ или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (наследование);

• из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

Независимо от того, какой порядок обеспечения жильем на этих лиц распространяется, право на жилое помещение возникает у них из сложного юридического состава, элементами которого являются:

ü решение компетентного органа о предоставлении конкретного жилого помещения с точным обозначением его адреса указанному в решении лицу;

ü ордер на это помещение, выданный данному лицу;

ü договор социального найма жилого помещения, заключенный соответствующей организацией с лицом, которому выдан ордер.

Если гражданин подлежит обеспечению жильем в общем или первоочередном порядке, решению о предоставлении жилого помещения предшествует, как правило, постановка его на учет нуждающихся в получении жилья из жилищного фонда социального использования и имеющих право такое жилье получить.

жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.

Подразделение жилищного фонда на виды дано в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики».

по формам собственности.

· Частный:

ü фонд, находящийся в собственности граждан,

ü фонд, находящийся в собственности юридических лиц

· государственный,

ü ведомственный, состоящий в собственности РФ и находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных предприятий и учреждений,

ü фонд, находящийся в собственности субъектов РФ,

ü ведомственный, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, которые относятся к соответствующему виду собственности.

· Муниципальный

ü фонд, находящийся в собственности муниципальных образований,

ü ведомственный, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятийи учреждений.

· общественный фонды — состоящий в собственности общественных объединений.

В Основных направлениях нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище» жилищный фонд России подразделяется на

· частный, причем в нем особо выделены индивидуальный фонд и фонд, принадлежащий ЖСК и ЖК;

· государственный, который сведен к ведомственному;

· муниципальный;

· общественный;

· коллективный, который отнесен к смешанной форме собственности.

К жилищному фонду социального использования относится совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях социального найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.

ЖК РФ: жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищные споры » Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания. В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д. Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания. Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий. И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *