Примеры социального статуса

  • автор:

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение…

Некоторые статусы даны от рождения… Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека…

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные… Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж — это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре.

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не лженаучным; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус — это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус — социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ, или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных социальных групп, он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Внутренняя группа — общность, с которой индивид себя идентифицирует и к которой принадлежит. Внешняя группа — общность, с которой индивид себя не идентифицирует и к кото- рой не принадлежит. Формальная группа — объединение, основанное на офи- циальных документах: юридических нормах, уставах, правилах, инструкциях и т.д. Неформальная группа — стихийно складывающаяся общность, не имеющая особых документов, регламентирующих ее функционирование. Формируется на основе общих интересов и устремлений, объединяющих людей в устойчивые образования. Малая социальная группа — такое объединение людей, в котором все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, обычно насчитывают от двух до нескольких десятков человек. Средняя социальная группа — сравнительно устойчивые общности людей, объединенные профессиональными интересами или относительной территориальной близостью. Большая социальная группа — устойчивая совокупность значительного количества людей, действующих совместно в со- циально значимых ситуациях в масштабах страны или государ- ственных объединений. Референтная группа — реальная или воображаемая со- циальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном, на нормы, мнения, ценности которой они ориентиру- ются в своем поведении и самооценке. Систематическое и целенаправленное взаимодействие групп объединяет их в социальную организацию. Таким образом, социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и отношения. 41 Лекция 6 Социальная стратификация и социальные изменения § 1. Понятие стратификации Социальная стратификация — это расслоение общества, общественное неравенство по принципу разницы в доходах, профессии, доступе к власти, образованию, престижу и т.п. Это постоянное определение статусов и ролей в общественной сис- теме. (Социальный статус — это совокупность ролей). Это рас- положение индивидов и групп по горизонтальным слоям, или стратам, на основе неравенства. Для сравнения: социальная структура общества опреде- ляется сферами деятельности (экономической, политической, культурной и социальной), а социальная стратификация форми- руется распределением общественного богатства и других благ. § 2. Теории социальной стратификации 1) Европейские теории а) Теория классов и классовой борьбы К. Маркса В любом обществе есть два основных противоборствую- щих класса — это эксплуататоры, собственники на средства про- изводства, и эксплуатируемые. Критерий определения общест- венных классов — собственность на средства производства. Та- ким образом, основной принцип общественного расслоения — экономическое неравенство, которое предопределяет и полити- ческое, и культурное, и социальное неравенство. б) Социальная градация в теории М. Вебера 42 Многомерный подход к стратификации определяется тремя основными принципами: 1) класс — определяется экономическим положением; 2) социальный статус — престижем в общественном мне- нии; 3) власть — партией, к которой человек принадлежит или поддерживает. Эти три измерения взаимосвязаны, поддерживают друг друга, но могут не совпадать (олигарх в тюрьме). Однако взаимо- связь между ними очевидна, обычно действует, например, акку- муляция (накопление) богатства – власти – престижа. в) Теория «среднего класса» Р. Дарендорфа В основе социальной стратификации — политическое понятие «авторитет», которое характеризует власть и борьбу ме- жду социальными группами за власть. Управляющие: 1) управляющие собственники 2) управляющие несобственники (бюрократы – управленцы) Средний класс Участвуют в потреблении и распределении общественного бо- гатства — сфера обслуживания, образования, здравоохранения Управляемые 1) высококвалифицированные рабочие 2) низкоквалифицированные рабочие Рис. 7. Теория «среднего класса» Р. Дарендорфа Управляющие и управляемые участвуют в производстве общественного богатства, а не только в потреблении и распреде- лении. г) Социальная стратификация в теориях постиндустри- ального общества. Французский социолог А. Турен считал, что в информа- ционном постиндустриальном обществе господствующее поло- жение занимают те, кто имеет доступ к наибольшему количеству информации. 43 2) Американские теории а) Теория социальной стратификации П. Сорокина Объяснял социальное неравенство с помощью модели многомерного социального пространства. Использовал четыре основных принципа стратификации: 1) доход — измеряется в деньгах, которые получает ин- дивид или семья за определенный период; 2) власть — количеством людей, на которых распростра- няется принимаемое вами решение; 3) образование — количеством успешных лет обучения; 4)престиж — уважение статуса, сложившееся в общест- венном мнении. б) Теория Л. Уорнера Социальная стратификация определяется по четырем па- раметрам: доход, престиж профессии, образование, этническая принадлежность. в) Теория Б. Барбера Определял стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. г) Функционалистские теории стратификации Нормальное функционирование общества возможно бла- годаря реализации различных ролей и их адекватному исполне- нию. Роли различаются по степени их социальной важности. Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Девис, У. Мур. 44 § 3. Системы социальной стратификации 1) Исторически известные системы стратификации Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, выражающаяся в полном бесправии и крайней степени неравенства. Причины рабства : 1) долговое обязательство — когда че- ловек, не могущий оплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору; 2) нарушение законов — когда казнь убийцы или гра- бителя заменяли на рабство, таким образом компенсируя семье пострадавшего материальный ущерб; 3) захват в плен во время военных действий. Условия рабства: в некоторых странах рабство было вре- менным, прекращалось с выплатой долга; в Древнем Риме и кре- постной России можно было выкупить свободу у хозяина; в Древней Мексике дети рабов считались свободными; в Древнем Израиле освобождали рабов каждые 50 лет. Классическое рабст- во означало полное бесправие. Патриархальное рабство наделяло раба правами младшего члена семьи. Рабство — это закрытая система стратификации, т.к. из- менение социального положения внутри данной системы крайне затруднено. Каста — социальная группа (страта), к которой человек принадлежит по принципу рождения в определенной семье. В кастовых обществах сохраняются границы между кастами, здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы, и существует запрет на межгрупповые браки. Самый яркий пример кастовой системы — индийское общество, где касты просуществовали три тысячи лет и только в 1949 году были отменены законодательно. Четыре основные кас- ты подразделяются на тысячи специализированных подкаст, оп- ределяя профессию людей в них. Высшая каста — брахманы — предполагает профессию священнослужителя и ученого, низшая — хариджане, неприкасаемые — занимаются тяжелым физиче- ским трудом. До недавнего времени Южно-Африканская респуб- лика была примером кастового общества, где социальное поло- жение напрямую зависело от принадлежности к определенной расе. 45 Каста — также закрытая система стратификации, т.к. ин- дивид не может выйти за пределы своей группы, независимо от личных качеств. Клан — род или родственная группа, связанная хозяйст- венными и общественными узами. Клановая система характерна для традиционных аграрных обществ. Клан — обширная соци- альная сеть родственников, нечто вроде разветвленной семьи. Принадлежность к клану является пожизненной, однако, в отли- чие от каст, допускается экзогамия, т.е. браки между различными кланами. Клановая систем более открытая по сравнению с преды- дущими. Класс — большая социальная группа людей, занимающая определенное место в системе общественного труда и имеющая свой способ получения дохода. Классовое общество — пример открытой системы стра- тификации. 2) Социальная стратификация современных обществ В развитых странах открытая система стратификации и давно сформирован «средний класс». Однако 80% богатств со- временного мира принадлежат 10% населения. В Российском обществе существует значительный имущественный разрыв ме- жду богатыми и основной частью населения. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех соци- альных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Верхний слой — пра- вящие элитные и субэлитные группы (около 0,5%). Средний — зародыш среднего класса в западном понимании (около 6,5%). Базовый социальный слой составляет 2/3 россиян, а остальное население — нижний, наиболее бедный слой и десоциализиро- ванное дно. 46 § 4. Социальная мобильность В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Данный процесс называется социальная мобильность. Формы социальной мобильности: Вертикальная мобильность — изменение положения ин- дивида, которое вызывает повышение или понижение его соци- ального статуса. Горизонтальная мобильность — изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Различают также мобильность между поколениями и мо- бильность в пределах одного поколения. Межпоколенная мобильность (интергенерационная) — определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в приблизительно одинаковом возрасте. Исследования по- казывают, что большинство россиян в каждом поколении пере- мещаются хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии. Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная) — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Согласно исследованиям, мобиль- ность большинства россиян носит ограниченный характер. Не- большие перемещения являются нормой, значительные измене- ния социального статуса — исключение. § 5. Природа социального неравенства В общественной мысли сложились две точки зрения на природу социального неравенства: 1) социальное неравенство можно преодолеть, социаль- ная гармония достигается на высшем уровне развития общества. (Точка зрения марксизма, народничества). 2) Социальное равенство недостижимо, оно противоре- чит общественным интересам. (Точка зрения органицизма, на- пример, Г. Спенсера, структурного функционализма, например, Т. Парсонса). 47 Лекция 7 Социальные институты § 1. Понятие социального института Понятие «институт», (т.е. установление, учреждение) бы- ло заимствовано социологией из юриспуденции, где оно характе- ризовало комплекс юридических норм, регулирующих отноше- ния в определенной сфере. Примеры институтов в юридической науке – наследование, брак, собственность. В социологии поня- тие институт приобрело более широкое значение как особый вид устойчивых социальных связей и различных организационных форм. Понятие «социальный институт» встречается в социоло- гии с момента ее возникновения. О. Конт изучал основные социальные институты (семью, государство, религию) с точки зрения их включения в социаль- ную интеграцию и выполняемых при этом функций. Институ- циональный подход следовал из самого позитивного метода, ко- гда изучался механизм обеспечения солидарности и согласия. Социальная статика О.Конта предполагала, что социальные ин- ституты взаимосвязаны, и любое социальное явление надо объ- яснять общими закономерностями во взаимодействии с другими явлениями. Г. Спенсер определяющими факторами в развитии ин- ститутов общества считал борьбу за существование с соседними обществами и с окружающей природной средой. Задача выжива- ния общественного организма в условиях эволюции, усложнение его структур порождают необходимость формирования особого регулятивного института. «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формирова- 48 нии более прочного сообщества и появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» (Spenser H. First princi- ples. N.Y., 1898, p. 46). Соответственно социальный организм со- стоит из трех главных систем: регулятивной, производительной и распределительной. Г.Спенсер различал следующие виды соци- альных институтов: – институты родства (брак, семья); – регулирующие (институты государства, права, морали, рели- гии, политики); – экономические институты (распределительные). Таким образом, социальный институт определяется как выполняющая определенные функции устойчивая структура со- циальных взаимодействий. Э .Дюркгейм считал социальные институты важнейшим средством самореализации человека. Он высказывался за созда- ние особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда — профессиональных корпораций. Корпора- циями Э.Дюркгейм называл институты типа профессиональных союзов, включающих работодателей и работников. К. Маркс также рассматривал ряд социальных институ- тов, например, частной собственности, разделения труда, родо- вого строя и т.п. Он определял социальные институты как исто- рически сложившиеся, обусловленные экономическими отноше- ниями формы организации и регулирования социальной деятель- ности. М. Вебер считал, что социальные институты должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реаль- но ориентируются на них в своих действиях». (История социоло- гии в Западной Европе и США. М.,1993, с.180). М. Вебер считал социальный институт рационально упо- рядоченным союзом, в основе которого – проектирование воз- можных целей и ожидание определенного поведения других. Он подчеркивал важность тех институциональных связей, которые обеспечивают социализацию людей и порядок в обществе. Осо- бенность общества как «рационально упорядоченного союза» в том, что институты первичны по отношению к личности, то есть 49 во многие институты социализируют человека автоматически. Например, власть обеспечивает порядок без спроса. Л. Уорд (Ward L.F.) рассматривал социальные институты как продукт скорее психической, чем какой-либо еще деятельно- сти. «Социальные силы – это те же психические силы, но дейст- вующие в коллективном сознании людей». (Ward L.F. The physic factors of civilizations. Boston, 1893, p.123). Представитель бихевиоризма Дж .Хоманс дает такое оп- ределение социальных институтов: «Социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей». (Homans G.S. The sociological relevance of behaviorism // Behav- ioral sociology. Ed. R.Burgess, D. Bus-hell. N.Y., 1969, p.6). Таким образом, в социологии есть множество трактовок понятия «социальный институт». На их основе можно дать сле- дующее обобщающее определение. Социальный институт – это целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений. Таким образом, институционализация — это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей. § 2. Основные виды социальных институтов и их функции Классификацию социальных институтов можно произве- сти по разным признакам: I. По их функциональным качествам, предназначению определяются следующие виды институтов: 1. Экономические институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения, то есть вся совокуп- ность производства и распределения общественного богатства. 2. Политические институты — государство, партии и общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их взаимодействие составляет по- литическую систему данного общества. 50 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *