Приказы МО РФ по пожарной безопасности

  • автор:

В соответствии с частью второй статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2018, N 45, ст. 6824) приказываю:

утвердить Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

Министр обороны Российской Федерации
генерал армии
С. Шойгу

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2019 г.

Регистрационный № 54139

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 февраля 2019 г. N 88

Положениео ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет меры правового, организационного, социального и научно-технического характера в целях эффективного функционирования и развития ведомственной пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливает структуру, задачи, функции, порядок организации деятельности и взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил.

* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; ведомственная пожарная охрана Вооруженных Сил Российской Федерации — пожарной охраной Вооруженных Сил; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; Западный, Южный, Центральный, Восточный военные округа и Северный флот — военными округами; территориальные и местные гарнизоны — гарнизонами; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы — ФПС ГПС; Служба пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации — Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил.

2. Пожарная охрана Вооруженных Сил состоит из органов управления и подразделений.

3. В воинских частях (гарнизонах), не имеющих штатных органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил, из числа военнослужащих Вооруженных Сил назначаются нештатные начальники служб пожарной безопасности и создаются нештатные пожарные команды для реализации организационных мероприятий, направленных на профилактику пожаров, выполнение и обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

4. В своей деятельности органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России в области пожарной безопасности, а также настоящим Положением.

5. Организационная структура органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил определяется штатами по согласованию со Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил.

6. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя:

Службу пожарной безопасности Вооруженных Сил;

службы пожарной безопасности (противопожарной защиты, пожарно-спасательные, пожарно-спасательные и местной обороны, противопожарной защиты и спасательных работ, противопожарные) (отделения противопожарной охраны) воинских частей;

должностных лиц (в том числе инструкторов по противопожарной профилактике и начальников пожарного надзора) воинских частей, гарнизонов (военных городков) и подведомственных Министерству обороны федеральных государственных (автономных, бюджетных, казенных) учреждений, имеющих соответствующую военно-учетную специальность или принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) (далее — ОВИ Вооруженных Сил);

научные, научно-исследовательские и образовательные организации Министерства обороны, осуществляющие научно-техническое обеспечение Вооруженных Сил в области пожарной безопасности.

7. В органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил назначаются лица, имеющие профессиональное образование (дополнительное профессиональное образование, прошедшие профессиональное обучение) и опыт служебной (трудовой) деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, по согласованию со Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил (до объединений включительно).

8. Подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил являются штатные пожарно-спасательные команды, пожарные команды и отделения пожаротушения (команды противопожарной защиты и спасательных работ, взводы противопожарной защиты и спасательных работ, команды пожарной охраны, отделения противопожарной защиты и спасательных работ, отделения пожарной охраны, пожарные расчеты) воинских частей и гарнизонов.

9. Дежурства в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в соответствии с порядком организации дежурства в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил, предусмотренным Уставом подразделений пожарной охраны.

* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452).

10. Подразделение пожарной охраны Вооруженных Сил в составе:

одного отделения на одном основном пожарном автомобиле (отделение пожаротушения) является первичным тактическим подразделением пожарной охраны Вооруженных Сил, способным самостоятельно решать отдельные задачи при организации и осуществлении тушения пожаров (далее — тушение пожаров) на ОВИ Вооруженных Сил;

двух и более отделений на основных пожарных автомобилях (пожарно-спасательная команда или пожарная команда) является основным тактическим подразделением пожарной охраны Вооруженных Сил, самостоятельно решающим задачи по тушению пожаров на ОВИ Вооруженных Сил.

11. Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по территориальному принципу подразделяются на:

объектовые, предназначенные для организации дежурства в воинской части;

гарнизонные, осуществляющие несение дежурства в пределах (границах) гарнизона.

12. Приказом командира (начальника) воинской части определяется район (подрайон) выезда объектового подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил в радиусе не более 15 км от места дислокации исходя из тактических возможностей данного подразделения.

Район (подрайон) выезда гарнизонного подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил устанавливается приказом начальника гарнизона.

13. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, связанных с ними, подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Боевым уставом подразделений пожарной охраны.

* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100).

14. Порядок привлечения подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на безвозмездной основе в составе пожарно-спасательных гарнизонов определяется в соответствии с Положением о пожарно-спасательных гарнизонах.

** Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2017 г. N 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998).

II. Задачи пожарной охраны Вооруженных Сил

15. Задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:

организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;

спасение людей и материальных ценностей, оказание первой помощи при пожарах;

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

организация, совершенствование и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;

нормативное правовое и техническое регулирование в области пожарной безопасности в Вооруженных Силах;

организация и осуществление мероприятий по поддержанию в боеготовности подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;

организация и осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;

осуществление методического руководства по вопросам обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в Вооруженных Силах.

III. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил

16. В целях выполнения поставленных задач пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет следующие функции:

1) проведение:

профилактики пожаров на ОВИ Вооруженных Сил;

сбора и обработки информации по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;

2) разработка:

предложений по нормативному правовому и техническому регулированию в области обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах, а также проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, технических регламентов, нормативных документов, нормативных правовых актов Министерства обороны по пожарной безопасности;

основных направлений обеспечения пожарной безопасности, предложений по совершенствованию организационной структуры пожарной охраны Вооруженных Сил, а также стратегии научно-технической политики в области обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;

норм снабжения (комплектования) Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;

предложений по организации накопления, освежения и модернизации пожарно-технической продукции;

3) осуществление:

тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

взаимодействия с ФПС ГПС, противопожарной службой субъектов Российской Федерации и другими видами пожарной охраны в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

взаимодействия с органами федерального государственного пожарного надзора Министерства обороны;

мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;

мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целевому использованию пожарно-технической продукции в Вооруженных Силах;

4) участие в:

работе комиссий при разбирательстве по выявлению обстоятельств и причин возникновения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил;

работе комиссий по контролю за выполнением воинскими частями требований пожарной безопасности;

разработке технических заданий по внедрению современных (инновационных) систем противопожарной защиты на ОВИ Вооруженных Сил;

работе государственных комиссий по проведению государственных и других испытаний перспективных и модернизированных образцов пожарно-технической продукции, поступающих на снабжение Вооруженных Сил;

работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны;

осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в области обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (предоставляемых) Вооруженным Силам;

организации противопожарной пропаганды среди военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, их обучения мерам пожарной безопасности в установленном порядке;

5) организация:

обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией по номенклатуре, закрепленной за Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил;

учебно-методических сборов и занятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;

6) подготовка предложений:

по осуществлению профилактических мер в области обеспечения пожарной безопасности;

по установлению особого противопожарного режима в Вооруженных Силах;

по распределению бюджетных ассигнований, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности ОВИ Вооруженных Сил;

по включению в перспективные планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;

7) ведение:

учета показателей деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;

учета пожаров, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил;

8) развитие пожарно-спасательного спорта среди личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил, организация и проведение соревнований в масштабе Министерства обороны;

9) организация и ведение деятельности по обеспечению воинских частей мобильными средствами пожаротушения и другой пожарно-технической продукцией;

10) анализ состояния пожарной безопасности в Вооруженных Силах.

17. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил, за исключением тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, не распространяются при эксплуатации воинскими частями воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава, вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил.

IV. Организация деятельности пожарной охраны Вооруженных Сил

18. Общее руководство пожарной охраной Вооруженных Сил осуществляют:

в Министерстве обороны — заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), через начальника Службы пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;

в военных округах — заместители командующих войсками военных округов по материально-техническому обеспечению через соответствующие службы пожарной безопасности штабов материально-технического обеспечения;

в воинских частях и гарнизонах (военных городках) — командиры (начальники) воинских частей, начальники гарнизонов (старшие военных городков) через соответствующие органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил.

19. Должностные лица органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил руководствуются указаниями вышестоящих органов управления пожарной охраны Вооруженных Сил по подчиненности.

20. Деятельность служб пожарной безопасности регламентируется непосредственными командирами (начальниками) воинских частей по согласованию с вышестоящим органом управления пожарной охраны Вооруженных Сил.

21. Подготовка дежурных смен подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил к проведению боевых действий по тушению пожаров осуществляется на основании Программы боевой подготовки для подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, разрабатываемой в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны с учетом особенностей деятельности Министерства обороны и специфики охраняемых ОВИ Вооруженных Сил по согласованию с МЧС России.

* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2017 г. N 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны».

22. В целях развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах и решения вопросов в процессе эксплуатации, ремонта и технического (инженерного) переоснащения ОВИ Вооруженных Сил в воинских частях могут создаваться научно-технические (методологические) советы.

23. Получение информации, сведений и документов, характеризующих организацию системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах, органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил от командиров (начальников) воинских частей осуществляется по запросу.

V. Порядок взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

24. Порядок взаимодействия органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России в области пожарной безопасности.

25. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:

обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют руководство действиями по тушению пожаров. Особенности такого руководства определяются планами противопожарной охраны воинских частей и гарнизонов (военных городков);

принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах субъектов Российской Федерации в соответствии с документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2017 г. N 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

26. Органы управления и пожарно-спасательные подразделения ФПС ГПС по согласованию с командиром (начальником) воинской части, начальником гарнизона:

включают в план привлечения сил и средств (расписание выезда) пожарно-спасательного гарнизона подразделение пожарной охраны Вооруженных Сил с учетом установленного района (подрайона) выезда;

координируют совместные действия в области обеспечения пожарной безопасности;

допускаются беспрепятственно к руководству тушением пожаров на ОВИ Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охраны воинских частей и гарнизонов (военных городков).

27. Начальник (заместитель начальника) подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил подлежит аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров, проводимой аттестационной комиссией местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона в соответствии с Порядком проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуации.

** Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2018 г., регистрационный N 49784).

28. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил в составе пожарно-спасательных гарнизонов осуществляется в безусловном порядке.

29. В случае привлечения подразделений ФПС ГПС для тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоактивные, химические и биологические вещества, указанные подразделения ФПС ГПС приступают к проведению боевых действий по тушению пожаров только после получения разрешений соответствующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопасных условий для работы личного состава.

30. Общее руководство подразделениями воинских частей, привлеченными для тушения пожаров, за исключением руководства тушением пожаров, возлагается на командира (начальника) воинской части, на объекте которого произошел пожар.

31. Должностные лица пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные пожарно-тактические учения (пожарно-тактические занятия) по тушению условных пожаров на ОВИ Вооруженных Сил различного функционального назначения по взаимосогласованным графикам.

Внести изменения в Порядок создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденный приказом МЧС России от 29.11.2013 N 765 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896), согласно приложению.

Министр Е.Н. Зиничев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2019 г.

Регистрационный № 54357

Приложение
к приказу МЧС России
от 21.02.2019 № 96

Изменения, вносимые в Порядок создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденный приказом МЧС России от 29.11.2013 N 765

1. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Численность членов ВГК, включая членов ВГК подрядных организаций, осуществляющих подземные горно-капитальные работы, определяется руководителем организации с учетом требований, предусмотренных пунктами 6.1 и 6.2 настоящего Порядка.».

2. Дополнить пунктами 6.1 и 6.2 следующего содержания:

«6.1. На объектах ведения подземных горных работ численность членов ВГК с учетом расстановки их по рабочим местам и сменам должна обеспечивать прибытие не менее 2 членов ВГК к месту аварии со стороны свежей струи воздуха в течение 30 минут с момента получения задания или сообщения об аварии при невозможности прибытия за это время к месту аварии профессиональной аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования.

На шахтах угольной промышленности численность членов ВГК должна составлять не менее 10% от числа работников, занятых на подземных горных работах.

На объектах ведения подземных горных работ (за исключением шахт угольной промышленности) численность членов ВГК должна обеспечивать:

сбор не менее 1 отделения из членов ВГК в течение 2 часов с момента сообщения об аварии, независимо от времени прибытия на опасный производственный объект профессиональной аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования;

сбор не менее 1 отделения из членов ВГК в течение 1 часа с момента сообщения об аварии при невозможности прибытия за это время на опасный производственный объект профессиональной аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования.

6.2. На объектах ведения открытых горных работ численность членов ВГК должна обеспечивать:

сбор не менее 1 отделения из членов ВГК в течение 2 часов с момента сообщения об аварии, независимо от времени прибытия на опасный производственный объект профессиональной аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования;

наличие не менее 2 членов ВГК в смену при невозможности прибытия к месту аварии профессиональной аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования в течение 1 часа с момента получения задания или сообщения об аварии.».

3. Дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1. Необходимость создания поверхностного пункта ВГК на объектах ведения открытых горных работ и его оснащенность определяется руководителем организации, исходя из времени прибытия профессиональной аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования.».

4. Дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

«8.1. На объектах ведения открытых горных работ допускается использование вместо изолирующих дыхательных аппаратов 2-х часового защитного действия изолирующих дыхательных аппаратов со сжатым воздухом с временем защитного действия не менее 1 часа.».

5. В пункте 16 слова «руководителя работ по ликвидации аварии» заменить словами «руководителя горноспасательных работ».

6. Приложение к Порядку создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденному приказом МЧС России от 29.11.2013 N 765, изложить в следующей редакции:

«Приложение
к Порядку создания вспомогательных
горноспасательных команд, утвержденному
приказом МЧС России от 29.11.2013 N 765

Примерные нормы оснащения ВГК

N п/п Наименование предметов оснащения Количество
Подземные горные работы Открытые горные работы
Подземный пункт Помещение ВГК Поверхностный пункт Помещение ВГК
Автономный изолирующий дыхательный аппарат по ГОСТу Р 12.4.253-20111 (далее — дыхательный аппарат) с номинальным временем защитного действия не менее 4 часов, компл.2 2 10
Дыхательный аппарат с номинальным временем защитного действия не менее 2 часов, компл. 2 2 3
Устройство искусственной вентиляции легких, компл. 1 1
Комплект для переноски пострадавшего, компл. 1 2 1 1
Аптечка, компл.3 5 1 1 1
Огнетушитель ручной с массой заряда не менее 8 кг, шт. 2 5 4 10
Сумка командира отделения в комплекте: газоанализатор для определения групп газов (СН4, СО, О2), термометр электронный, оборудование для отбора проб воздуха, рулетка (10 — 20 м), таблица расчета кислорода, мел, светоотражающий красный жетон, компл. 2 1
Компрессор кислородный (воздушный) дожимающий, шт. 1 1
Баллон с медицинским кислородом емкостью не менее 40 л, шт.4 3 1
Прибор для проверки дыхательных аппаратов, шт. 1 1
Индикатор для проверки дыхательных аппаратов, шт. 1
Устройство (прибор) для проверки панорамных масок, шлемов-масок, шт. 1 1
Барабан с химическим поглотителем известковым емкостью не менее 40 кг, шт. 1 1

«.

1 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.253-2011 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Автономные изолирующие дыхательные аппараты со сжатым и с химически связанным кислородом для горноспасателей. Общие технические условия» утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.02.2011 N 8-ст, М.: Стандартинформ, 2011.

2 По мере выбытия из эксплуатации (выработки ресурса) дыхательных аппаратов, оснащение которыми осуществлялось до даты вступления в силу настоящего приказа.

3 Подпункт 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2016, N 9, ст. 1268; 2019, N 4, ст. 330).

4 При использовании изолирующих дыхательных аппаратов со сжатым кислородом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *