Приказ на исполнение обязанностей

  • автор:

Назначение на должность или утверждение в должности

Данное основание иногда путают с таким формальным моментом, как издание приказа о приеме на работу (назначении на должность). Ряд авторов, называя в качестве такого основания назначение руководителей филиалов (представительств) юридических лиц, обосновывают эту течку зрения гражданским законодательством, где указывается, что руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, (п. 3 ст. 55 ГК РФ; п. 4 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; п. 4 ст. 5 Закона об акционерных обществах)2См., напр.: Парамонова С.В. Регламентация труда руководителя обособленного структурного подразделения организации //Трудовое право. 2009. № 5..

Вместе с тем в данной гражданско-правовой норме не идет речь о способе установления трудовых отношений между обществом и руководителем филиала (представительства), здесь указывается лишь на то, что работодателем по отношению к такому руководителю является общество (а не филиал), а способ занятия данной должности может быть каким угодно: это может быть и избрание, и конкурс, и любые другие процедуры, которые установлены в данном хозяйственном обществе.

Назначение же на должность, о котором говорится в ст. 16 и 19 ТК РФ, предполагает определенную процедуру, которая может быть установлена законом либо иным нормативным актом. При этом Кодекс уравнивает такие понятия, как «назначение на должность» и «утверждение в должности».

Так, Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (ст. 12 Закона о прокуратуре) в порядке, который установлен этим Законом. В частности, его назначение осуществляется Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Еще одним примером назначения на должность может служить назначение на должность руководителя унитарного предприятия. Несмотря на то что Закон о предприятиях четко не указывает, в чем состоит эта процедура, тем не менее, здесь указывается, что назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора осуществляются собственником имущества унитарного предприятия. Порядок же назначения и освобождения от занимаемой должности руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий определяется подзаконными нормативными правовыми актами. Например, постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. № 441-ПП утвержден «Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы»2Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. № 441-ПП «О совершенствовании системы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы».. Здесь, в частности, указывается, что назначению руководителей предприятий предшествует отбор претендентов на должность руководителя (генерального директора, директора), который осуществляется органом исполнительной власти г. Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное унитарное предприятие (государственное предприятие, казенное предприятие) г. Москвы, или Департаментом имущества г. Москвы.

Претендентами на эту должность могут стать:

  1. лица, включенные в реестр аттестованных руководителей, формируемый Департаментом имущества г. Москвы в порядке, им установленном;
  2. лица включенные в резерв управленческих кадров г. Москвы, формируемый в соответствии с правовыми актами г. Москвы (п. 1.1 Порядка).

Далее органом исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится предприятие, предложение о кандидатуре руководителя направляется на согласование в Департамент имущества г. Москвы (п. 1.3.2.1 Порядка). Назначение осуществляет Правительство Москвы. Одновременно с принятием правового акта о назначении руководителя предприятия органом исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится это предприятие, заключается с этим руководителем трудовой договор в трех экземплярах, один из которых направляется в Департамент имущества г. Москвы (п. 1.2.4 Порядка).

Утверждением в должности можно считать назначения, осуществляемые в кредитных организациях. Согласно ст. 11.1 Закона о банках3Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления обязан дать согласие на указанные назначения или представить мотивированный отказ в письменной форме. В случае согласования кандидатуры работник утверждается в должности, на основании чего с ним заключается трудовой договор.

До момента утверждения такие работники исполняют обязанности по той должности, на которую претендуют (Данный случаи является единственным, когда работник «исполняет обязанности». Исполнение обязанностей по вакантной должности недопустимо.).

Статья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации .

Комментарий к статье 19 ТК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает возможность возникновения трудовых правоотношений в силу сложного фактического состава, одним из элементов которого выступает акт назначения на должность либо акт утверждения в должности. Эти акты призваны способствовать надлежащему правовому оформлению властных волеизъявлений компетентных органов либо должностных лиц, уполномоченных на совершение юридически значимых действий в области приема на работу лиц, трудовые функции которых связаны с отправлением публичной власти либо управлением организацией в целом или ее структурным подразделением. Такой порядок возникновения трудовых правоотношений адресован сегодня, например: судьям (ст. 128 Конституции РФ; ст. 6 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»); руководителям унитарного предприятия (ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»); генеральному директору акционерного общества в случае, когда соответствующий порядок предусматривает его устав (ст. 69 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

2. Утверждение лица в должности предшествует заключению с ним трудового договора и применяется, например, Президентом РФ при назначении ректоров национальных университетов (ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»). Тот же порядок часто применяется и к руководителям других государственных или муниципальных организаций, а также их структурных подразделений, в случае, когда замещение руководящих должностей первоначально осуществляется на началах исполнения обязанностей или временного исполнения обязанностей с последующим утверждением соответствующего лица в данной должности вышестоящим органом.

Сочетание трудового договора с назначением на должность или с утверждением в должности может применяться для замещения самых разных должностей и в иных организациях, поскольку не запрещено ТК. Однако перечень таких должностей и порядок их замещения должен всегда получать необходимую правовую регламентацию в уставе (положении) организации либо ином локальном нормативном акте.

Другой комментарий к статье 19 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья определяет, что трудовые отношения возникают на основании сложного юридического состава, в который включено два юридических акта: акт назначения на должность или утверждения в должности и трудовой договор.

Данное основание возникновения трудовых отношений применимо к определенным категориям работников. Порядок возникновения трудового отношения в результате назначения на должность или утверждения в должности и заключения трудового договора устанавливается в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 55 ГК руководители филиалов и представительств назначаются на должности самим юридическим лицом и действуют в дальнейшем на основе его доверенности.

В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 06.11.2011) <1> собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (подп. 7 п. 1 ст. 20). Порядок назначения лица на должность руководителя и порядок заключения, изменения и прекращения с таким руководителем трудового договора устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и закрепляются в уставе унитарного предприятия (п. 3 ст. 9).

Указанным Федеральным законом также установлено, что руководитель филиала или представительства назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием (п. 4 ст. 5).

Таким образом, и в первом, и во втором случае трудовые отношения возникают из сложного юридического состава, включающего акт назначения на должность и трудовой договор, но принимаются акты назначения и заключаются трудовые договоры с такими руководителями разными лицами в соответствии с их полномочиями или компетенцией.

Согласно указанному Федеральному закону с собственником имущества унитарного предприятия согласовывается прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия и заключение с ним, а также изменение либо прекращение трудового договора (подп. 8 п. 1 ст. 20). Трудовое отношение в данном случае возникает из акта предварительного согласования, равносильного назначению на должность, и трудового договора, заключаемого с главным бухгалтером унитарным предприятием.

возлагать полномочия

Смотреть что такое «возлагать полномочия» в других словарях:

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

  • ЕПИСКОП — , высшая из 3 богоустановленных степеней священства в правосл. Церкви, существующая также и в католич. и нехалкидонских Церквах, сохраняющих апостольское преемство (а также в тех протестант. сообществах, к рые признают… … Православная энциклопедия

  • Государственный комитет СССР — На печатях государственных комитетов СССР был изображен Герб СССР Не следует путать с комитетами при правительстве СССР … Википедия

  • БАНКРОТСТВО — (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ) ПРЕДПРИЯТИЯ (англ. bankruptcy) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность предприятия должника (за исключением казенных) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ДИАКОН — , одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. Происхождение служения Д. Архидиак. Андрей Мазур совершает каждение во время патриаршегобогослужения в храме… … Православная энциклопедия

  • Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

  • Отдельный корпус жандармов — Эту страницу предлагается объединить с Жандармерия (Россия). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/7 октября 2012. Обсужде … Википедия

  • Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании — Управление по финансовому регулированию и надзору Год основания 1997 … Википедия

  • The Financial Services Authority — Управление по финансовому регулированию и надзору Год основания 1997 Расположение Лондон, Великобритания Веб сайт … Википедия

  • ОКЖ — Отдельный корпус жандармов военная полиция Российской империи. Содержание 1 История 2 Состав корпуса 3 Обязанности жандармов … Википедия

  • Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника

Работодатель может возложить на сотрудника дополнительные обязанности, не зафиксированные в трудовом соглашении. Процедура предполагает соблюдение ряда формальностей. В частности, руководитель должен издать приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о возложении дополнительных обязанностей на работника .docСкачать образец приказа о возложении дополнительных обязанностей на работника .doc

Что собой представляют дополнительные обязанности

Дополнительные обязанности – это те обязанности, которые не зафиксированы в трудовом договоре. Выполняются они наравне с основными профессиональными функциями. Их определение зафиксировано в статье 60.2 ТК. Руководитель может возложить допобязанности на любого сотрудника в зависимости от существующей потребности. Однако некоторые ограничения все-таки существуют. В частности, возложение обязанностей возможно только при выполнении этих условий:

  • Наличие письменного согласия сотрудника.
  • Документальное оформление, составление распоряжения на возложение дополнительных функций.
  • Наличие оснований для увеличения объема работы (к примеру, один из сотрудников временно отсутствует).

Как правило, работа перераспределяется между сотрудниками при отсутствии одного из специалистов по уважительной причине (болезнь, отпуск). Процедура актуальна и в том случае, если работу может исполнить только человек с определенной специальностью, но данной должности в штатном расписании нет. Работа может перераспределяться также в рамках одной профессии. К примеру, в компании работало 2 инженера. Один из них был уволен. Функции уволенного специалиста перешли к действующему специалисту.

При перераспределении функций нужно учитывать загруженность специалиста, его профессиональные качества. Руководитель должен быть уверен в том, что сотрудник справится с возложенными на него обязанностями.

В каких случаях согласия сотрудника не требуется

В большинстве случаев возложение допобязанностей производится по соглашению сторон. Но в редких случаях проведение процедуры возможно в одностороннем порядке. В частности, актуально это тогда, когда в трудовом договоре с сотрудником зафиксирована обязанность выполнять дополнительные функции на время отсутствия другого сотрудника или при наличии других обстоятельств. Предполагается, что в данном случае зарплата специалиста будет определена с учетом возможных дополнительных трудовых функций.

Распоряжение о возложении допобязанностей

Законами не установлена обязанность по составлению распоряжения о возложении допобязанностей. Однако приказ составить рекомендуется. Нужно это для кадрового учета. В распоряжении фиксируются эти положения:

  • Основания для привлечения к дополнительной работе.
  • Сроки возложения допобязанностей.
  • Перечень этих обязанностей.
  • Порядок оплаты дополнительной работы.

В распоряжении могут содержаться ссылки на другие нормативные акты. К примеру, на должностную инструкцию.

Образец

ООО «Успех»

Приказ №5566

г. Санкт-Петербург

12.02.2020 г.

О возложении дополнительных обязанностей на сотрудника

В соответствии со ст. 60.2 и 151 ТК, в связи с отсутствием руководителя отдела кадров из-за выхода на больничный

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Возложить функции руководителя отдела кадров Устюжаниной Н.Н. на бухгалтера Солнцеву О.О. на период с 14.02.2020 по 24.02.2020 без освобождения от основной работы, установленной договором №44 от 3.03.2019 года.
2. Бухгалтеру Солнцевой О.О. руководствоваться должностной инструкцией руководителя отдела кадров на время выполнения дополнительных обязанностей.
3. Главбуху Зайцевой Е.Е. перевести доплату бухгалтеру Солнцевой О.О. в размере 50% от оклада руководителя отдела кадров с учетом отработанного времени.
4. Администратору Ивановой Л.А. в срок до 14.02.2020 года ознакомить с настоящим распоряжением всех упомянутых в нем сотрудников.
5. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

Гендиректор: Чернов В.В. (подпись)

С приказом ознакомлены:

Приказ об отмене совмещения должностей

Приказ об отмене совмещения должностей является основанием досрочного прекращения смежной трудовой деятельности. Если работник по каким-то причинам не может выполнять свои должностные обязанности (уходит в основной или учебный отпуск, находится на больничном), работодатель имеет право возложить его функции на другого сотрудника. Однако могут быть ситуации, когда работодатель досрочно прекращает исполнение смежных обязательств, о чем и составляет соответствующий приказ.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об отмене совмещения должностей .docСкачать образец приказа об отмене совмещения должностей .doc

Правовое основание

Правовые основы совмещения установлены в ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ. Они предполагают регулярное осуществление дополнительных обязанностей в течение рабочего дня за дополнительную плату. Совмещать свои обязательства можно:

  • с равнозначными функциями (например, обязательства юриста с обязанностями помощника юриста);
  • с иной работой (например, совмещать должность специалиста отдела кадров и секретаря).

От совмещения необходимо отличать работу по совместительству, которая осуществляется в свободное от исполнения основных трудовых функций время. Совмещение возможно только у одного и того же работодателя. Напротив, работать по совместительству можно в разных организациях.

Важно! Работник совмещает свои обязанности с иными должностными функциями на основании приказа руководителя. За это должна быть установлена дополнительная заработная плата.

Снять дополнительные обязательства с работника можно:

  • по его желанию;
  • по инициативе работодателя;
  • по взаимному согласию.

Полномочия по совмещению могут быть прекращены:

  • по истечении оговоренного в приказе срока;
  • досрочно (например, если на данную должность приняли постоянного сотрудника или работник не желает выполнять дополнительные функции).

При истечении срока совмещения должностные обязанности прекращаются автоматически. При досрочном освобождении работника от совмещаемых трудовых функций работодателю необходимо выносить приказ.

Особенности оформления приказа

В зависимости от того, кто является инициатором прекращения работы по совмещению должностей, выделяют следующие основания составления приказа:

  • заявление работника;
  • уведомление, выданное работодателем.

Заявление работника подается не по общим правилам трудового законодательства (которые предусматривают срок в 14 календарных дней), а за 3 рабочих дня. В заявлении необходимо указать:

  • причину нежелания осуществлять возложенные обязанности;
  • просьбу освободить с занимаемой по совмещению должности.

Заявление можно подать в приемную руководителя или канцелярию, чтобы ему присвоили входящий номер и проставили дату принятия. Если по какой-то причине заявление не принимают, его необходимо отправить по официальному адресу работодателя заказным письмом с уведомлением.

Если работодатель хочет прекратить совмещение работником должностных обязанностей, он должен направить сотруднику уведомление за 3 рабочих дня. Данное уведомление должно быть вручено работнику под роспись с указанием даты его получения.

В течение 3-х рабочих дней после поступления от сотрудника заявления (или уведомления от работодателя) должен быть составлен документ об отмене совмещения. Приказ должен включать следующие элементы:

  • наименование организации-работодателя;
  • полное название приказа;
  • дату подписания, порядковый номер документа;
  • указание причины отмены совмещения («в связи с окончанием больничного листа», «в связи с занятием вакантной должности» и т.д.);
  • ФИО совмещающего должности работника;
  • дату, с которой устанавливается отмена;
  • указание на отмену доплаты;
  • основания прекращения совмещения (уведомление от работодателя или заявление работника);
  • подпись руководителя;
  • дату ознакомления сотрудника с приказом, его подпись с расшифровкой.

От имени руководителя документ может быть подписан его заместителем.

Если работник уклоняется от принятия такого документа, можно составить акт отказа лица от проставления подписи. Акт составляется в присутствии данного работника, подписывается руководителем и еще как минимум двумя сотрудниками. Он будет являться доказательством ознакомления трудящегося с фактом отмены совмещения должностей.

На основании приказа составляется дополнительное соглашение о прекращении дополнительной трудовой деятельности и дополнительных выплат. Приказ и допсоглашение необходимо передать в бухгалтерскую службу для того, чтобы установленная работнику надбавка больше не начислялась и не выплачивалась.

Приказ об отмене совмещения может не содержать указания о прекращении выплат за дополнительные обязанности. В этом случае снять надбавку необходимо отдельным приказом, который составляется тем же числом, что и основной документ. С таким приказом сотрудник также должен быть ознакомлен под роспись.

Типичные ошибки при оформлении приказа

Приказ об отмене совмещения является специфическим документом, при оформлении которого могут быть допущены ошибки следующего характера:

  1. В трудовую книжку работника проставляется запись о совмещении. Однако факт совмещения должностей не вносится в трудовую книжку. Это не влияет на начисление пенсионных и страховых выплат, которые производятся работодателем с учетом добавленной зарплаты. Если сотруднику все-таки нужно документальное подтверждение совмещения, работодатель может выдать подтверждающую справку.
  2. При отмене совмещения в приказ не включается информация об отмене доплат, хотя фактически начисление надбавки прекращается. Однако установление заработной платы – одна из важнейших гарантий прав работника. Произвольное безосновательное уменьшение заработка сотрудника недопустимо. Поэтому факт отмены оплаты за дополнительные функции необходимо отразить либо в самом приказе о прекращении совмещения, либо в самостоятельном документе.

Хранение приказа

Для каждой категории документов законодательство РФ устанавливает определенные сроки их хранения. Приказ о снятии обязательств по замещаемой должности содержит информацию по личному составу, так как устанавливает:

  • дополнительные обязанности;
  • надбавку заработной платы, с которой рассчитываются социальные и пенсионные отчисления.

Согласно положениям Перечня, утвержденного Приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 (№558), любой документ о личном составе работодатель хранит в течение 75 лет после его подписания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *