Приказ МЧС России 660

  • автор:

1. Основным организационным документом при планировании профессиональной подготовки в учебном году является …

2. Один час занятий должен составлять …

3. Имеет ли право начальник подразделения количество учебных часов по предметам обучения в сторону их уменьшения, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком

4. Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа:

5. Индивидуальное обучение по месту службы личного состава караулов должно состоять из теоретического курса, проводимого в течение …

6. Лица, принятые на службу, не связанную с исполнением обязанностей в составе караулов, должны проходить индивидуальное обучение по месту службы в течение …

7. Итоги индивидуального обучения по месту службы оформляются …

8. В соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию не позднее …

9. Боевая подготовка личного состава караулов должна проводиться в период несения боевого дежурства с …

10. Расписание занятий по боевой подготовке личного состава караулов разрабатывается на месяц и утверждается начальником подразделения пожарной охраны не позднее …

11. Практические занятия по пожарно-тактической подготовке с выездом на объекты района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны должны проводиться …

12. ПТУ подразделяются на …

13. ПТУ с боевым развертыванием сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и проведения АСР должны проводиться …

14. Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения пожарной охраны, должны быть разобраны с личным составом караулов в течение …

15. Общее руководство подготовкой газодымозащитников в подразделении возлагается на начальника подразделения, а в карауле

16. в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере, учебно-тренировочных комплексах) один раз в ..

17. на огневой полосе психологической подготовки и иных учебно-тренировочных объектах с применением открытого огня не менее одной тренировки в …

18. В органах управления занятия по служебной подготовке начальствующего состава проводятся …

19. Что такое ШОМ-

20. Обучение в ШОМ осуществляется в следующих формах:

21. Повышение квалификации личного состава должно проводится один раз …

22. Стажировка организуется и проводится с личным составом подразделений пожарной охраны начальствующего состава, допущенного к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС при службе пожаротушения …

23. Продолжительность стажировки определяется требованиями настоящего Порядка, но не более …

24. Численность малочисленно подразделения пожарной охраны считается с ..

25. Билеты разрабатываются в каждом органе управления, подразделении пожарной охраны в двух экземплярах, при этом количество билетов должно превышать численный состав учебной группы не менее чем на ..

26. Допускается пересдача экзаменов (зачетов) личным составом подразделения пожарной охраны, получившим при оценке профессиональной подготовки оценку «неудовлетворительно», но не более …

Содержание

Приказ МЧС России от 25.11.2009 N 660 (ред. от 11.04.2016) «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2010 N 16042)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 25 ноября 2009 г. N 660

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПОЛУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ

В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ)

УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПУТЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА

В соответствии с пунктом 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» «*», приказываю:

«*» Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836.

Утвердить прилагаемый Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Министр

С.К.ШОЙГУ

Приложение

к Приказу МЧС России

от 25.11.2009 N 660

ПОРЯДОК

ПОЛУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ

В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ)

УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПУТЕМ

НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее — Порядок) регулирует вопросы взаимоотношений между экспертными организациями, претендующими на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее — объект защиты) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее — Аккредитация), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и его территориальными органами, устанавливает правила получения экспертной организацией Аккредитации, переоформления, приостановления и возобновления действия документа об аккредитации, а также порядок проверки осуществления деятельности аккредитованной экспертной организацией по соответствующим направлениям Аккредитации.

2. Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, признающие и соблюдающие настоящий Порядок (далее — заявители).

3. Целью Аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

4. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется Аккредитация заявителей по следующим направлениям деятельности:

а) проведение расчетов по оценке пожарного риска и подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

б) обследование объекта защиты, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности;

в) обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

II. Требования, предъявляемые к заявителям,

претендующим на Аккредитацию

5. Заявители, претендующие на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, должны отвечать следующим требованиям Аккредитации:

а) иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности;

б) иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;

в) не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилированным лицом вышеуказанных лиц;

г) иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет), которые должны:

знать:

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности и нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе регламентирующие порядок проведения независимой оценки пожарного риска и оформления его результатов;

принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;

формы и методы проведения независимой оценки пожарного риска по направлениям деятельности;

устройство и принцип работы средств предотвращения пожаров и противопожарной защиты;

уметь:

анализировать пожарную опасность объекта защиты;

оценивать последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

оценивать системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;

планировать и организовывать проведение независимой оценки пожарного риска;

оформлять результаты проведения независимой оценки пожарного риска;

вести учет и документирование результатов выполнения работ по независимой оценке пожарного риска;

использовать в практической деятельности современные информационные технологии;

при расчете оценки пожарного риска:

определять частоту реализации пожароопасных ситуаций;

выстраивать поля опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

проводить расчет по оценке пожарного риска;

при обследовании объектов защиты:

проводить обследования и проверки объектов защиты для оценки его соответствия установленным требованиям пожарной безопасности;

проводить экспертизу проектной документации на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности;

разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте;

использовать утвержденные в установленном порядке расчетные методы обоснования инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты и программные средства для их реализации;

определять параметры и работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности на объекте (в том числе противодымной вентиляции, автоматической пожарной сигнализации, установок автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода);

использовать инструментальные методы определения эффективности средств обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;

проводить оценку знаний работниками организации требований пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;

проводить проверку организации деятельности, технической оснащенности и боеготовности пожарной охраны организации.

III. Порядок получения Аккредитации

6. Аккредитация заявителей, претендующих проводить работы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляется комиссиями по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, создаваемыми главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с направлениями деятельности (далее — комиссия по аккредитации).

Координацию работу комиссий по аккредитации осуществляют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Разработку проектов нормативных правовых актов МЧС России по Аккредитации осуществляет Административно-правовое управление МЧС России.

Аккредитация действует на всей территории Российской Федерации и является бессрочной вне зависимости от даты аккредитации экспертной организации.

7. Процесс Аккредитации включает следующие этапы:

1) подача заявления на Аккредитацию организации;

2) экспертиза документов заявителя;

3) проверка соответствия заявителя установленным требованиям для заявленного направления Аккредитации;

4) рассмотрение представленных заявителем документов и результатов их экспертизы на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации;

5) принятие решения об Аккредитации или об отказе в Аккредитации;

6) регистрация и выдача документа об аккредитации;

7) проверка осуществления деятельности аккредитованной экспертной организации по соответствующим направлениям Аккредитации.

8. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

9. Заявитель, претендующий на Аккредитацию, направляет в соответствующую комиссию по аккредитации заявление о предоставлении аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее — заявление о предоставлении аккредитации), подписанное руководителем организации или лицом, представляющим организацию, и заверенное печатью данной организации (учреждения), в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления работ по аккредитуемому направлению деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя аккредитации на учет в налоговом органе, заявляемые направление Аккредитации и срок действия документа об аккредитации, а также согласие соискателя с условиями и требованиями настоящего Порядка.

В случае, если Аккредитация проводится территориальной комиссией по аккредитации, заявитель направляет заявление о проведении аккредитации в территориальную комиссию по аккредитации.

К заявлению о предоставлении аккредитации прилагаются:

а) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предоставлением оригиналов);

б) копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (с предоставлением оригиналов);

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

г) сведения, подтверждающие наличие системы учета и документирования результатов выполнения работ по оценке соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, в том числе утвержденных руководителем правил организации делопроизводства, ведения архива;

д) должностные инструкции персонала, определяющие его служебные обязанности и ответственность;

е) руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:

организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала организации;

процедуру проведения независимой оценки пожарного риска, включая этапы ее проведения (прием и рассмотрение заявлений на проведение независимой оценки пожарного риска, заключение договора на ее проведение, этапы проведения, порядок подготовки заключения, установление срока действия заключения (не более трех лет);

порядок направления заключений о независимой оценке пожарного риска в структурное подразделение территориального органа МЧС России — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в специальное подразделение федеральной противопожарной службы, созданное в целях профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях (далее — структурное подразделение территориального органа МЧС России), на территории которого находится объект защиты;

ведение реестров выданных заключений;

ж) сведения, подтверждающие наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также наличие утвержденных в установленном порядке методов и правил исследований (испытаний) и измерений;

з) сведения о наличии материально-технической базы, принадлежащей заявителю на праве собственности или ином законном основании, необходимой для выполнения работ по заявленному направлению Аккредитации в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

и) копии штатного расписания, копии дипломов об образовании, трудовых книжек (выписки из трудовых книжек), а также документов, подтверждающих соответствие должностных лиц требованиям, указанным в подпункте «г» пункта 5 настоящего Порядка (с предоставлением оригиналов).

В случаях привлечения заявителем для выполнения работ внештатных должностных лиц экспертной организации, аккредитованной в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, дополнительно предоставляются копии заключенных с ними договоров.

10. Соответствующая комиссия по аккредитации не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

11. Соответствие должностных лиц организации требованиям, указанным в подпункте «г» пункта 5 настоящего Порядка, определяет квалификационная комиссия по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям, создаваемая МЧС России и (или) его территориальными органами.

12. Документы могут быть предоставлены заявителем лично либо направлены по почте заказным письмом (бандеролью).

13. Документы, представляемые для Аккредитации, составляются на русском языке либо должны иметь заверенный перевод на русский язык и формируются в дело, содержащее опись.

14. Документы, представляемые (направляемые) заявителем в соответствующую комиссию по аккредитации, принимаются по описи и регистрируются в день их поступления.

15. Соответствующей комиссией по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направляется (вручается) заявителю уведомление о приеме к рассмотрению документов или о необходимости устранения заявителем допущенных нарушений в оформлении заявления о предоставлении аккредитации и (или) представлении недостающих документов.

16. При рассмотрении документов заявителя соответствующая комиссия по аккредитации проверяет:

а) соответствие представленных документов (по составу и оформлению) требованиям, установленным для заявленного направления деятельности;

б) соответствие заявителя требованиям настоящего Порядка.

17. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов соответствующая комиссия по аккредитации принимает решение об Аккредитации или об отказе в Аккредитации. Указанное решение оформляется соответствующим протоколом заседания комиссии по аккредитации (далее — протокол заседания), подписываемым членами и утверждаемым председателем соответствующей комиссии по аккредитации.

18. Общая процедура Аккредитации (отказа в Аккредитации) не может превышать тридцати рабочих дней со дня получения всех необходимых документов.

19. В документе об аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее — документ об аккредитации) указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления работ по аккредитуемому направлению деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя Аккредитации на учет в налоговом органе, направление деятельности Аккредитации, даты принятия решения и выдачи документа об аккредитации.

20. Соответствующая комиссия по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об Аккредитации направляет (вручает) заявителю выписку из протокола заседания.

В случае принятия решения об отказе в Аккредитации соответствующая комиссия по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет (вручает) заявителю выписку из протокола заседания об отказе в Аккредитации с мотивированным обоснованием.

21. Заявитель считается аккредитованным со дня выдачи документа об аккредитации.

22. Основанием для отказа в Аккредитации заявителя является:

а) несоответствие заявителя требованиям Аккредитации;

б) непредставление или ненадлежащее оформление предоставленных на Аккредитацию документов.

23. Экспертная организация по письменному заявлению вправе получить в соответствующей комиссии по аккредитации дубликат документа об аккредитации в случае утраты подлинника, а также заверенную копию документа об аккредитации.

24. Решение об отказе в аккредитации может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

25. Учет аккредитованных экспертных организаций в соответствующей комиссии по аккредитации ведется посредством электронной базы данных аккредитованных экспертных организаций (далее — электронная база).

26. Электронная база должна содержать следующую информацию:

наименование, организационно-правовую форму и место нахождения организации;

направление деятельности Аккредитации;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер документа об аккредитации;

дату принятия решения об Аккредитации;

дату переоформления, приостановления, возобновления и прекращения действия документа об аккредитации, его аннулирования.

27. Сведения вносятся в электронную базу в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об Аккредитации.

28. На официальном Интернет-сайте МЧС России в открытом доступе соответствующей комиссией по аккредитации размещаются и ежемесячно обновляются сведения из электронной базы.

29. По заявлениям физических и юридических лиц сведения, содержащиеся в электронной базе, предоставляются в виде выписок из электронной базы в течение 30 дней со дня получения заявления, за исключением информации, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок переоформления документа об аккредитации

30. В случае изменения юридического адреса и (или) наименования аккредитованной экспертной организации, ее организационной структуры и условий, влияющих на способность организации отвечать установленным требованиям Аккредитации, документ об аккредитации подлежит переоформлению.

31. Экспертная организация уведомляет соответствующую комиссию по аккредитации о произошедшем не позднее 15 рабочих дней со дня таких изменений.

32. Экспертная организация (ее правопреемник) в течение 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений об экспертной организации, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, в Единый государственный реестр юридических лиц подают в соответствующую комиссию по аккредитации заявление о переоформлении документа об аккредитации, в котором указываются новые сведения об экспертной организации (ее правопреемнике).

33. К заявлению о переоформлении документа об аккредитации прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

34. Переоформление документа об аккредитации осуществляется соответствующей комиссией по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении документа об аккредитации.

35. В случае реорганизации экспертной организации в форме слияния, разделения или выделения реорганизованное юридическое лицо (его правопреемник), принявшее решение продолжить работу в качестве экспертной организации, аккредитуется в соответствии с общими требованиями, установленными пунктами 6 — 23 настоящего Порядка.

36. Заявленное при аккредитации экспертной организации направление деятельности изменяется соответствующей комиссией по аккредитации по его заявлению в порядке, установленном для переоформления документа об аккредитации. К заявлению об изменении направления деятельности прилагаются документы, предусмотренные подпунктами «г» — «и» пункта 9 настоящего Порядка.

V. Повторная аккредитация

Исключен. — Приказ МЧС России от 11.04.2016 N 186.

V. Проверки осуществления деятельности

аккредитованной организации

37. В целях оценки соответствия аккредитованной организации требованиям Аккредитации осуществляются проверки ее деятельности.

38. Проверки осуществляются структурными подразделениями территориальных органов МЧС России.

39. Основанием для проведения проверки является:

получение от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях в осуществляемой области деятельности аккредитованной организации;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) аккредитованной организации, связанные с невыполнением ими требований настоящего Порядка, а также получение информации, подтверждаемой документами и доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

40. Копии материалов проведенных проверок направляются в соответствующую комиссию по аккредитации для дальнейшего рассмотрения на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации.

41. По результатам рассмотрения материалов проверок соответствующей комиссией по аккредитации может быть принято одно из следующих решений:

а) принять к сведению результаты проверки;

б) приостановить действие документа об аккредитации и предложить аккредитованной организации устранить обнаруженные при проверке недостатки.

VI. Порядок приостановления,

возобновления действия документа об аккредитации

42. В случае выявления при проведении проверки аккредитованной экспертной организации нарушений требований Аккредитации решением соответствующей комиссии по аккредитации действие документа об аккредитации приостанавливается до момента устранения указанных нарушений.

Действие документа об аккредитации возобновляется соответствующей комиссией по аккредитации после устранения экспертной организацией нарушений требований Аккредитации.

43. Решение о приостановлении, возобновлении действия документа об аккредитации принимается не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих нарушение аккредитованной экспертной организацией требований Аккредитации либо устранение этих нарушений.

44. Выписка из указанного в пункте 47 настоящего Порядка решения в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) соответствующей комиссией по аккредитации экспертной организации, действие документа об аккредитации которой было приостановлено или возобновлено.

«Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности»

Свод правил , от 01.05.2009 г. № СП 8.13130.2009

Утвержден и введен в действие

Приказом МЧС РФ

от 25 марта 2009 г. N 178

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СВОД ПРАВИЛ

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ИСТОЧНИКИ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Systems of fire protection.

Location of fire service divisions.

Procedure and methods of determination

СП 8.13130.2009

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

ОКС 13.220.01;

ОКВЭД L 7523040

Дата введения

1 мая 2009 года

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. N 858.

Сведения о своде правил

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».

3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178.

4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее — поселения) и организаций.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

1.2. Требования настоящего документа не распространяются на предприятия, производящие, применяющие или хранящие взрывчатые вещества; объекты нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; объекты промышленного транспорта; предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна; автозаправочные станции; предприятия энергетики (здания и сооружения тепловых и гидравлических электростанций, районных котельных (станций) теплоснабжения, стационарных газотурбинных, парогазовых и дизельных электростанций, электросетевых предприятий); объекты специального назначения, требования к которым установлены соответствующими нормативными документами.

1.3. При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

(п. 1.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 8220-85. Гидранты пожарные подземные. Технические условия.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Источники наружного противопожарного водоснабжения: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

3.2. Гидрант: техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.

3.3. Водозаборное сооружение: гидротехническое сооружение для забора воды из природного или искусственного источника с целью использования ее для нужд водоснабжения, пожаротушения.

3.4. Водоисточник: место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения.

3.5. Водопровод: система сооружений и устройств, доставляющая воду по трубам от водоисточника к месту потребления.

3.6. Водопроводная сеть: совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.

3.7. Водопроводный узел: система сооружений и устройств, имеющая в своем составе насосные станции и резервуары для воды и предназначенная для поддержания необходимых напоров в водопроводной сети и снятия пиковых расходов воды в часы максимального водопотребления.

3.8. Водоснабжение: подача воды от водоисточников к местам потребления для обеспечения нужд населения и предприятий.

3.9. Насосная станция: сооружение, предназначенное для забора воды из водоисточника и подачи ее в водопроводные сети.

3.10. Резервуар: Инженерное сооружение емкостного типа, предназначенное для хранения запаса воды. Резервуары, как правило, могут быть металлические, железобетонные.

(п. 3.10 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

3.11. Пожарная соединительная головка: быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

3.12. Стояк-сухотруб: незаполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.

4. Требования пожарной безопасности к наружному

противопожарному водоснабжению

4.1. Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Примечания. 1. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):

населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек;

отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;

зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;

1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.

2. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение:

населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей;

расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м2, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м3, классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м3;

зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м3;

сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м3;

зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м2.

(примечания в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

4.2. Качество воды источников противопожарного водоснабжения должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.

4.3. Противопожарный водопровод следует создавать, как правило, низкого давления. Противопожарный водопровод высокого давления создается только при соответствующем обосновании. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 мин после подачи сигнала о возникновении пожара.

Примечание. Для поселений с числом жителей до 5 тыс. чел., в которых не создаются подразделения пожарной охраны, следует создавать противопожарный водопровод высокого давления.

4.4. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 м. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 м при максимально необходимом расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. Свободный напор в сети объединенного водопровода должен быть не менее 10 м и не более 60 м.

5. Требования пожарной безопасности к расходам воды

на наружное пожаротушение

5.1. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.

Таблица 1

Расход воды из водопроводной сети

на наружное пожаротушение в поселениях

(таблица 1 в ред. Изменения N 1, утв.

Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

Число жителей в поселении, тыс. чел.

Расчетное количество одновременных пожаров

Расход воды на наружное пожаротушение в поселении на 1 пожар, л/с

Застройка зданиями высотой не более 2 этажей независимо от степени их огнестойкости

Застройка зданиями высотой 3 этажа и выше независимо от степени их огнестойкости

Не более 1

Более 1, но не более 5

Более 5, но не более 10

Более 10, но не более 25

Более 25, но не более 50

Более 50, но не более 100

Более 100, но не более 200

Более 200, но не более 300

Более 300, но не более 400

Более 400, но не более 500

Более 500, но не более 600

Более 600, но не более 700

Более 700, но не более 800

Более 800, но не более 1000

Более 1000

Примечания. 1. Исключен с 1 февраля 2011 года. — Изменение N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640.

2. В случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.

(п. 2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

3. В сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3 должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар, обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов.

5.3. Расход воды на наружное пожаротушение зданий функциональной пожарной опасности Ф5 на один пожар должен приниматься для здания, требующего наибольшего расхода воды, по таблицам 3 и 4.

Примечания. 1. При двух расчетных пожарах расчетный расход воды на пожаротушение следует принимать по двум зданиям, требующим наибольшего расхода воды.

2. Расход воды на наружное пожаротушение отдельно стоящих вспомогательных зданий следует определять по таблице 2 как для зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3, Ф4, а встроенных в производственные здания — по общему объему здания по таблице 3.

3. Расход воды на наружное пожаротушение зданий сельскохозяйственных предприятий I и II степеней огнестойкости объемом не более 5 тыс. м3 с категориями Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать 5 л/с.

4. Расход воды на наружное пожаротушение зданий радиотелевизионных, ретрансляционных и районных передающих станций независимо от объема зданий и числа проживающих в поселении людей надлежит принимать не менее 15 л/с, если по таблицам 3 и 4 не требуется больший расход воды. Указанные требования не распространяются на радиотелевизионные ретрансляторы, устанавливаемые на существующих и проектируемых объектах связи.

5. Расход воды на наружное пожаротушение зданий объемами, более указанных в таблицах 3 и 4, подлежит обоснованию в специальных технических условиях.

6. Для зданий II степени огнестойкости с деревянными конструкциями расход воды на наружное пожаротушение следует принимать на 5 л/с больше указанного в таблицах 3 или 4.

7. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий и помещений холодильников для хранения пищевых продуктов надлежит принимать как для зданий с категорией помещений В по пожарной и взрывопожарной опасности.

5.4. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных на части противопожарными стенами, следует принимать по той части здания, где требуется наибольший расход воды.

5.5. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных противопожарными перегородками, следует определять по общему объему здания и наиболее высокой категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

5.6. Расход воды на наружное пожаротушение 1- и 2-этажных зданий производственного и 1-этажных зданий складского назначения высотой не более 18 м с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми утеплителями следует принимать на 10 л/с больше нормативов, указанных в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Расход воды на наружное пожаротушение зданий

класса функциональной пожарной опасности Ф5

Таблица 4

Расход воды на наружное пожаротушение зданий

класса функциональной пожарной опасности Ф5

Степень огнестойкости зданий

Класс конструктивной пожарной опасности зданий

Категория зданий по взрыво-

пожарной и пожарной опасности

Расход воды на наружное пожаротушение зданий без фонарей шириной 60 м и более на 1 пожар, л/с, при объеме зданий, тыс. м

не более 50

более 50, но не более 100

более 100, но не более 200

более 200, но не более 300

более 300, но не более 400

более 400, но не более 500

более 500, но не более 600

более 600, но не более 700

более 700, но не более 800

I и II

С0

А, Б, В

I и II

С0

Г, Д

5.8. Расход воды на наружное пожаротушение открытых площадок хранения контейнеров грузоподъемностью до 30 т следует принимать в зависимости от числа контейнеров:

30 — 50 шт. — 15 л/с;

51 — 100 шт. — 20 л/с;

101 — 300 шт. — 25 л/с;

301 — 1000 шт. — 40 л/с;

1001 — 1500 шт. — 60 л/с;

1501 — 2000 шт. — 80 л/с;

свыше 2000 шт. — 100 л/с.

(п. 5.8 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

5.9. Расход воды на тушение пожара при объединенном водопроводе для спринклерных или дренчерных установок, внутренних пожарных кранов и наружных гидрантов в течение 1 ч с момента начала пожаротушения следует принимать как сумму наибольших расходов, определенных в соответствии с требованиями и настоящего свода правил.

Расход воды, необходимый на время тушения пожара после отключения спринклерных или дренчерных установок, следует принимать согласно пп. 5.3, 5.6, 5.11 и 5.12.

Примечание. Одновременность действия спринклерных и дренчерных установок надлежит учитывать в зависимости от условий пожаротушения.

5.10. Расход воды на наружное пожаротушение пенными установками, установками с лафетными стволами или путем подачи распыленной воды должен определяться с учетом дополнительного расхода воды из гидрантов в размере 25% согласно п. 5.3. При этом суммарный расход воды должен быть не менее расхода, определенного по таблицам 3 или 4.

5.11. На пожаротушение зданий, оборудованных внутренними пожарными кранами, должен учитываться дополнительный расход воды к расходам, указанным в таблицах 1 — 4, который следует принимать для зданий, требующих наибольшего расхода воды в соответствии с требованиями .

5.12. Расчетный расход воды на тушение пожара должен быть обеспечен при наибольшем расходе воды на другие нужды:

хозяйственно-питьевое водопотребление;

нужды коммунально-бытовых предприятий;

производственные нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где требуется вода питьевого качества или для которых экономически нецелесообразно сооружение отдельного водопровода;

собственные нужды станций водоподготовки, промывку водопроводных и канализационных сетей и т.п.

При этом на промышленном предприятии расходы воды на поливку территории, прием душа, мытье полов и мойку технологического оборудования, а также на полив растений в теплицах не учитываются.

В случаях, когда по условиям технологического процесса возможно частичное использование производственной воды на пожаротушение, следует предусматривать установку гидрантов на сети производственного водопровода дополнительно к гидрантам, установленным на сети противопожарного водопровода, обеспечивающего требуемый расход воды на пожаротушение.

5.13. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий надземных автостоянок закрытого и открытого типов предприятий автомобильного транспорта следует принимать по таблице 6.

Таблица 6

Расход воды на наружное пожаротушение зданий

надземных автостоянок закрытого и открытого типов

Степень

огнестой-

кости

здания

Класс

конструктивной

пожарной опасности

здания

Расход воды на наружное пожаротушение

зданий автостоянок на один пожар, л/с, при

объемах зданий (пожарного отсека), тыс. м3

до 5

свыше 5 до 20

свыше 20 до 50

свыше 50

I, II, III

C0, C1

C0, C1

C2, C3

Не нормируется

Расчетный расход воды на пожаротушение других видов автостоянок следует принимать:

многоярусных надземных и подземных автостоянок — 40 л/с;

подземных автостоянок до двух этажей включительно — 20 л/с;

автостоянок боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса при количестве боксов от 50 до 200 — 5 л/с, более 200 — 10 л/с;

открытых площадок для хранения автомобилей при количестве автомобилей до 200 включительно — 5 л/с, более 200 — 10 л/с.

5.14. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение площадок хранения автомобилей предприятия автомобильного транспорта следует принимать по таблице 7.

Таблица 7

Расход воды на наружное пожаротушение площадок

хранения автомобилей предприятия

автомобильного транспорта

Категория автомобилей

Расход воды на наружное пожаротушение при количестве автомобилей, л/с

до 200 включительно

более 200

II и III

При хранении на открытой площадке смешанного парка автомобилей расход воды на наружное пожаротушение следует определять для общего количества автомобилей по среднеарифметической норме, установленной для автомобилей каждой категории.

При размещении производств для технического обслуживания и ремонта автомобилей под навесом расход воды на наружное пожаротушение следует принимать по таблице 6 из расчета общего количества рабочих постов или мест хранения, приравнивая их к количеству мест открытого хранения автомобилей. Устанавливать пожарные краны при этом не требуется.

5.15. Категории автомобилей в зависимости от их габаритных размеров следует принимать по таблице 8.

Приказ МЧС РФ от 09.12.2010 N 640

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ N 1 К СВОДУ ПРАВИЛ СП 8.13130.2009 «СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. ИСТОЧНИКИ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», УТВЕРЖДЕННОМУ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ ОТ 25.03.2009 N 178

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3579), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435), Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608) и в целях обеспечения соответствия отдельных положений (требований, показателей) свода правил СП 8.13130.2009 интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научному прогрессу приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2011 г. прилагаемое изменение N 1 к своду правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178.

Министр
С.К.ШОЙГУ

Изменение N 1
СП 8.13130.2009

ОКС 13.220.01

УТВЕРЖДЕНО
и введено в действие
Приказом МЧС России
от 9 декабря 2010 г. N 640

Дата введения 1 февраля 2011 г.

ИЗМЕНЕНИЕ N 1 К СВОДУ ПРАВИЛ СП 8.13130.2009 «СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. ИСТОЧНИКИ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

1) Пункт 1.1 после слов «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дополнить словами «(далее — Технический регламент)».

2) Пункт 1.3 изложить в следующей редакции:

«1.3. При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.».

3) Пункт 3.10 изложить в следующей редакции:

«3.10. резервуар: Инженерное сооружение емкостного типа, предназначенное для хранения запаса воды. Резервуары, как правило, могут быть металлические, железобетонные».

4) Примечания к пункту 4.1 изложить в следующей редакции:

«Примечания:

1. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):

населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек;

отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;

зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;

1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.

2. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение:

населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей;

расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м2, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м3, классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м3;

зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м3;

сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м3;

зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м2.».

5) В пункте 5.1:

таблицу 1 изложить в следующей редакции:

«Таблица 1 — Расход воды из водопроводной сети на наружное пожаротушение в поселениях

Число жителей в поселении, тыс. чел. Расчетное количество одновременных пожаров Расход воды на наружное пожаротушение в поселении на 1 пожар, л/с
застройка зданиями высотой не более 2 этажей независимо от степени их огнестойкости застройка зданиями высотой 3 этажа и выше независимо от степени их огнестойкости
Не более 1 1 5 10
Более 1, но не более 5 1 10 10
Более 5, но не более 10 1 10 15
Более 10, но не более 25 2 10 15
Более 25, но не более 50 2 20 25
Более 50, но не более 100 2 25 35
Более 100, но не более 200 3 40
Более 200, но не более 300 3 55
Более 300, но не более 400 3 70
Более 400, но не более 500 3 80
Более 500, но не более 600 3 85
Более 600, но не более 700 3 90
Более 700, но не более 800 3 95
Более 800, но не более 1000 3 100
Более 1000 5 110

«;

дополнить примечание пунктом следующего содержания:

«6. В поселениях с числом жителей более 100000 человек и с застройкой зданиями высотой не более 2 этажей — расход воды на наружное пожаротушение на 1 пожар принимается как для поселения с застройкой зданиями высотой 3 этажа и выше.».

6) В пункте 5.2:

таблицу 2 изложить в следующей редакции:

«Таблица 2 — Расход воды на наружное пожаротушение зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4

Наименование зданий Расход воды на наружное пожаротушение зданий независимо от их степени огнестойкости на один пожар, л/с, при объеме зданий, тыс. м3
не более 1 более 1, но не более 5 более 5, но не более 25 более 25, но не более 50 более 50, но не более 150
Здания функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4 одно- и многосекционные при количестве этажей:
не более 2 10 <*> 10
более 2, но не более 12 10 15 15 20
более 12, но не более 16 20 25
более 16, но не более 25 25 30
Здания функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 при количестве этажей:
не более 2 10 <*> 10 15
более 2, но не более 6 10 15 20 25 30
более 6, но не более 12 25 30 35
более 12, но не более 16 30 35

<*> Для сельских населенных пунктов расход воды на один пожар — 5 л/с.»;

пункт 1 примечания исключить;

пункт 2 примечания изложить в следующей редакции:

«2. В случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.».

7) Пункт 5.6 изложить в следующей редакции:

«5.6. Расход воды на наружное пожаротушение 1- и 2-этажных зданий производственного и 1-этажных зданий складского назначения высотой не более 18 м с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми утеплителями следует принимать на 10 л/с больше нормативов, указанных в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 — Расход воды на наружное пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5

<*> При наличии элементов зданий, указанных в пункте 5.6, расходы воды в таблице 3 и пункте 5.6 суммируются.

Таблица 4 — Расход воды на наружное пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5

Степень огнестойкости зданий Класс конструктивной пожарной опасности зданий Категория зданий по взрывопожарной и пожарной опасности Расход воды на наружное пожаротушение зданий без фонарей шириной 60 м и более на 1 пожар, л/с, при объеме зданий, тыс. м3
не более 50 более 50, но не более 100 более 100, но не более 200 более 200, но не более 300 более 300, но не более 400 более 400, но не более 500 более 500, но не более 600 более 600, но не более 700 более 700, но не более 800
I и II С0 А, Б, В 20 30 40 50 60 70 80 90 100
I и II С0 Г, Д 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Примечания:

1. При двух расчетных пожарах расчетный расход воды на пожаротушение следует принимать по двум зданиям, требующим наибольшего расхода воды.

2. Расход воды на наружное пожаротушение отдельно стоящих вспомогательных зданий следует определять по таблице 2, как для зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3, Ф4, а встроенных в производственные здания — по общему объему здания по таблице 3.

3. Расход воды на наружное пожаротушение зданий сельскохозяйственных предприятий I и II степеней огнестойкости объемом не более 5 тыс. м3 с категориями Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать 5 л/с.

4. Расход воды на наружное пожаротушение зданий радиотелевизионных, ретрансляционных и районных передающих станций независимо от объема зданий и числа проживающих в поселении людей надлежит принимать не менее 15 л/с, если по таблицам 3 и 4 не требуется больший расход воды. Указанные требования не распространяются на радиотелевизионные ретрансляторы, устанавливаемые на существующих и проектируемых объектах связи.

5. Расход воды на наружное пожаротушение зданий объемами, более указанных в таблицах 3 и 4, подлежит обоснованию в специальных технических условиях.

6. Для зданий II степени огнестойкости с деревянными конструкциями расход воды на наружное пожаротушение следует принимать на 5 л/с больше указанного в таблицах 3 или 4.

7. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий и помещений холодильников для хранения пищевых продуктов надлежит принимать как для зданий с категорией помещений В по пожарной и взрывопожарной опасности.».

9) Пункт 5.8 изложить в следующей редакции:

В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

«5.8. Расход воды на наружное пожаротушение открытых площадок хранения контейнеров грузоподъемностью до 30 т следует принимать в зависимости от числа контейнеров:

30 — 50 шт. — 15 л/с;

51 — 100 шт. — 20 л/с;

101 — 300 шт. — 25 л/с;

301 — 1000 шт. — 40 л/с;

1001 — 1500 шт. — 60 л/с;

1501 — 2000 шт. — 80 л/с;

свыше 2000 шт. — 100 л/с».

10) Абзац пятый пункта 6.2 исключить.

11) Примечание к пункту 6.4 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. При невозможности обеспечения восстановления пожарного объема воды в нормативное время необходимо предусматривать увеличенный в n раз (n = 1,5; 2,0; 2,5; 3,0 и т.д.) запас пожарного объема воды в зависимости от фактического времени его восстановления — :

n = t_факт ,
t_норм

где t_факт — фактическое время восстановления пожарного объема воды;

t_норм — время восстановления пожарного объема воды (принимается по пункту 6.4)».

12) Абзац первый пункта 8.7 изложить в следующей редакции:

«8.7. Водопроводные линии, как правило, следует прокладывать под землей. При теплотехническом и технико-экономическом обосновании допускаются наземная и надземная прокладки, прокладка в тоннелях, а также прокладка водопроводных линий в тоннелях совместно с другими подземными коммуникациями, за исключением трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и горючие газы. При прокладке линий противопожарных (и объединенных с противопожарными) водопроводов в тоннелях пожарные гидранты должны устанавливаться в колодцах. При наземной и надземной прокладке водопровода надземные гидранты устанавливаются непосредственно на сети. При этом пожарные гидранты и отключающая арматура должны размещаться в наземных камерах, исключающих замерзание пожарных гидрантов при отрицательных температурах наружного воздуха».

13) Пункт 9.17 изложить в следующей редакции:

«9.17. Емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключенных к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей».

  • Важнейший документ недели с 17 по 23 мая 2011 года

Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-фз «О добровольной пожарной охране»

(7 kb)

Данный Федеральный закон (далее — Закон N 100-ФЗ) принят в целях правового регулирования на законодательном уровне деятельности по оперативному тушению пожаров силами добровольцев и неспециализированных организаций. Следует отметить, что в настоящее время действует Приказ МВД РФ от 02.04.2001 N 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных». Он принят во исполнение норм, закрепленных в абз. 6 ст. 34 и абз. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В Заключении Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций от 13.01.2011 на законопроект, ставший затем Законом N 100-ФЗ, отмечалось, что лесные и торфяные пожары летом 2010 г. в ряде субъектов РФ нанесли огромный ущерб экономике нашей страны и тысячам российских граждан. В данном акте говорилось: «сложившаяся ситуация выявила несовершенство противопожарной инфраструктуры, отсутствие первичных мер пожарной безопасности на уровне сельских поселений, садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединений граждан».
Таким образом, Закон N 100-ФЗ призван способствовать своевременному реагированию на пожароопасную ситуацию в случае, если соответствующие подразделения Государственной противопожарной службы не могут должным образом предотвратить пожар, уменьшить наносимый им вред и (или) провести аварийно-спасательные работы. Закон N 100-ФЗ вступит в силу 22 мая 2011 г.
Понятие и формы осуществления добровольной пожарной охраны
В Законе N 100-ФЗ под добровольной пожарной охраной понимаются такие общественные объединения пожарной охраны, которые созданы по инициативе частных лиц (физических лиц или общественных объединений) для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Такие организации должны быть социально ориентированными. Другими словами, они должны осуществлять один из видов деятельности, предусмотренных в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 2.1 ст. 2 указанного Федерального закона).
Отметим, что в п. 4 Приказа МВД РФ N 390 предусматривается, что подразделения добровольной пожарной охраны могут создаваться по инициативе главы органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 9 Закона N 100-ФЗ основными задачами добровольной пожарной охраны являются:
1) профилактика пожаров;
2) спасение людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольную пожарную охрану в соответствии с Законом N 100-ФЗ могут осуществлять общественные объединения добровольной пожарной охраны в форме общественных организаций или общественных учреждений. Общественные организации пожарной охраны формируются на основе членства и призваны защищать интересы членов таких организаций и уставные цели (п. 1 ст. 7 Закона N 100-ФЗ). Что касается общественных учреждений добровольной пожарной охраны, то они не имеют членства и осуществляют противопожарную деятельность на определенной территории или объекте (п. 1 ст. 8 Закона N 100-ФЗ).
Участники отношений в сфере добровольной пожарной охраны
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных (п. 1 ст. 10 Закона N 100-ФЗ).
Добровольный пожарный — это физическое лицо, которое является членом или участником общественного объединения пожарной охраны и на безвозмездной основе участвует в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 2 Закона N 100-ФЗ). Однако в п. 3 ст. 18 Закона N 100-ФЗ указывается, что добровольным пожарным должны выплачиваться компенсации, предусмотренные гражданско-правовыми договорами на выполнение работ по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Отсюда можно сделать вывод о том, что деятельность добровольных пожарных осуществляется на основании гражданско-правового договора, который должен предусматривать выплату денежных компенсаций в определенных случаях.
При этом по общему правилу, если лицо выполняет свои функции пожарного в добровольной пожарной охране за плату и несет обязанности по соблюдению правил трудового распорядка, то Закон N 100-ФЗ определяет его как работника добровольной пожарной охраны, вступившего в трудовые отношения с общественным объединением пожарной охраны.
В качестве работников территориальной добровольной пожарной команды свою деятельность должны осуществлять руководитель, бухгалтер и водители мобильных средств пожаротушения в соответствии с особенностями, установленными трудовым законодательством для указанных должностей (п. 4 ст. 8 Закона N 100-ФЗ). В отношении руководителя и бухгалтера объектовой добровольной пожарной дружины указано, что они назначаются учредителями общественного объединения пожарной охраны — судя по всему, также на основании трудовых договоров.
Следует отметить, что Приказ МВД РФ N 390 не предусматривает в добровольной пожарной охране таких членов и участников, которые осуществляли бы свою деятельность в качестве наемных работников.
В Законе N 100-ФЗ различаются добровольная пожарная дружина и добровольная пожарная команда. Под первой понимается подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров. Добровольная пожарная команда отличается от пожарной дружины наличием мобильных средств пожаротушения. Данное разделение установлено также в п. 2 Приказа МВД РФ N 390.
Добровольные пожарные команды и дружины формируются по объектному или по территориальному принципу. Закон N 100-ФЗ различает понятия членства и участия в общественном объединении добровольной пожарной охраны. Так, в соответствии с п. 5 ст. 6 указанного Закона членами этих общественных объединений могут быть такие физические лица и общественные объединения, которые заинтересованы в решении задач добровольной пожарной охраны, что может быть заверено документально. А вот участниками общественных объединений добровольной пожарной охраны в соответствии с положениями Закона N 100-ФЗ могут быть физические лица и общественные объединения, выразившие поддержку целям и (или) конкретным акциям таких общественных объединений. Указанные лица обязательно должны оформить условия своего участия в этой деятельности.
Имущество добровольной пожарной охраны и финансовое обеспечение ее деятельности
Если финансовое обеспечение добровольной пожарной охраны происходит в соответствии с российским законодательством, то его размер и источники не ограничиваются (ст. 11 Закона N 100-ФЗ). В качестве таких источников могут быть использованы собственные средства членов и участников добровольной пожарной охраны, взносы и пожертвования, средства учредителей, средства поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Аналогично не ограничены размеры и источники получения добровольной пожарной охраной имущества, если оно передается в соответствии с действующим законодательством. Имущество при этом может передаваться как в собственность, так и во владение, аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе. Отметим, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации могут передавать имущество добровольной пожарной охране лишь в долгосрочное владение и (или) пользование (п. 2 ст. 12 Закона N 100-ФЗ).
Если общественное объединение пожарной охраны ликвидируется, его имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки органов государственной власти и (или) местного самоуправления, должно быть передано на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с МЧС России (п. 3 ст. 12 Закона N 100-ФЗ).
Данный вывод, в частности, вытекает из того, что в Обзоре судебной практики ВС РФ за IV квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.03.2011) указано следующее. К органам исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности относится лишь МЧС России (в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868), а органы Рослесхоза не являются уполномоченными в этой сфере государственной деятельности.
Условия службы в добровольной пожарной охране
Выполнять обязанности добровольного пожарного могут лица, достигшие 18 лет и соответствующие определенным требованиям к здоровью (п. 2 ст. 10 Закона N 100-ФЗ). В настоящее время такие требования в отношении сотрудников МЧС России, занимающихся противопожарной безопасностью, установлены в Приказе МВД РФ от 14.07.2010 N 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Работники и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны обеспечиваться средствами индивидуальной пожарной защиты и снаряжением пожарных согласно порядку, утвержденному МЧС России (п. 2 ст. 14 Закона N 100-ФЗ).
Физическое лицо считается получившим статус добровольного пожарного с момента регистрации в реестре добровольных пожарных, порядок ведения которого должно установить МЧС России. В Приказе МВД РФ N 390 указаны действующие в настоящее время формы таких реестров.
Права и обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных установлены в ст. ст. 14 — 15 Закона N 100-ФЗ. В частности, указанные лица обязаны обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями. Соответственно, они согласно п. 1 ст. 20 Закона N 100-ФЗ допускаются к тушению пожаров только при наличии документа о том, что они прошли специальный курс обучения по программам профессиональной подготовки (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 21 указанного Закона).
Кроме того, добровольный пожарный обязан нести службу в соответствии с установленным графиком дежурств, который должен быть согласован с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного. Режим работы (дежурств) и отдыха работников добровольной пожарной охраны определяется в соответствии с нормами трудового законодательства, тогда как для добровольных пожарных такой режим устанавливает учредитель данного общественного объединения по согласованию с территориальным органом МЧС России (ст. 20 Закона N 100-ФЗ).
В ст. 16 указанного Закона особо оговорено, что материальное стимулирование добровольных пожарных является правом, а не обязанностью учредителя общественного объединения добровольной пожарной охраны. Выплату материального поощрения добровольным пожарным также могут предусмотреть организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
Определенной гарантией прав и законных интересов личного состава добровольной пожарной охраны является то, что лица, которые участвовали в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовали в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба в соответствии с российским законодательством (п. 3 ст. 22 Закона N 100-ФЗ).
Органы государственной власти и местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к проведению различных противопожарных работ, могут осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими соответствующих обязанностей (ст. 17 Закона N 100-ФЗ).
Законом N 100-ФЗ предусмотрен ряд льгот и компенсаций в отношении добровольных пожарных. Так, указанные лица освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы, но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (п. 1 ст. 18 Закона N 100-ФЗ). При этом добровольные пожарные команды и дружины, которые привлекли указанных лиц в их рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров, к несению службы (дежурства) или прохождению профессиональной подготовки, должны выплачивать им компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.
Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Кроме того, добровольным пожарным по месту их работы должен предоставляться ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней (п. 7 ст. 18 Закона N 100-ФЗ). Конкретные гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных в Законе N 100-ФЗ не предусмотрены. Однако в соответствии со ст. 19 указанного Закона органы государственной власти и местного самоуправления за счет средств бюджетов должны установить соответствующие меры по социальной поддержке таких лиц — к примеру, на случай гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им соответствующих обязанностей.
Территориальные и объектные подразделения добровольной пожарной охраны могут выезжать на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы их установленного района действия, если условия и порядок такого выезда согласованы с учредителями данной добровольной пожарной службы (п. 2 ст. 22 Закона N 100-ФЗ). До прибытия на место возгорания сотрудников Государственной противопожарной службы старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ (п. 4 ст. 22 Закона N 100-ФЗ).
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-фз «О добровольной пожарной охране», можно .

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *