Причины и условия возникновения трудовых споров

  • автор:

Обстоятельства вызывающие разногласия в связи с применением или толкованием трудового законодательства, а также условий коллективного договора или трудового договора являются причинами индивидуальных трудовых споров.

В юридической научной литературе причины возникновения индивидуальных трудовых споров подразделяют на 2 группы:

— объективные (относятся противоречия закономерно вытекающие из отношений по применению наёмного труда);

— субъективные (определяются недостатками или ошибками в деятельности субъектов).

Причинами трудовых споров выступают негативные факторы, вызывающие различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного права или исполнения трудовой обязанности.

Причинами по которым возможны трудовые споры могут быть как виновные действия должностных лиц (работодателей) отражающие их субъективные негативные черты, так и неправомерные действия со стороны трудового коллектива или конкретного работника.

Частыми причинами индивидуальных трудовых споров являются стремление работников оспорить правомерные действия работодателя или желание установить новые условия труда без соответствующих оснований.

К причинам коллективных трудовых споров можно отнести неудовлетворительные условия работы конкретной организации (например: низкий уровень организации труда и производства, явно заниженная заработная плата, плохое качество материалов, с которыми работают сотрудники и другие негативные факторы способствующие обострению конфликтных ситуаций и возникновению трудовых споров.

Условия возникновения индивидуальных трудовых споров – это факторы, способствующие возникновению разногласий.

Условия возникновения индивидуальных трудовых споров подразделяют на 3 группы: экономического, социального и юридического характера.

К условиям экономического характера относят изменение отношений собственности, которые могут повлечь за собой финансовую нестабильность предприятия.

К условиям юридического характера относят наличие противоречий и пробелов в трудовом законодательстве, а также отсутствие необходимых знаний в области трудового права или пробелов.

К условиям социального характера относят несоразмерность установленной заработной платы работникам прожиточному минимуму по данному региону.

Условиями трудового спора как правило является предшествующая ему конфликтная ситуация.

Разрешение трудового спора требует хорошего знания сути дела, из-за которого произошел конфликт, выяснения его сторон, определения их правового статуса, причин и условий возникновения конфликта.

Спор возникает вследствие нарушения или неудовлетворения какого-либо интереса одной стороны в отношении другой, в этом случае определяется правомерность предъявленных претензий и обязательность их удовлетворения.

Обстоятельствами возникновения трудовых споров являются:

1) плохо организованный производственный процесс;

2) неэффективная система оплата труда;

3) несоответствующая стандартам и техническим условиям технология выполнения работ и оказания услуг.

Все в совокупности создает разного рода недовольство у работников и в итоге в коллективе может сложиться негативная морально-психологическая обстановка, которая и способствует возникновению трудовых споров.

Классификация трудовых споров по различным основаниям имеет важнейшее значение, поскольку позволяет наиболее верно определить подведомственность того или иного трудового спора и порядок его рассмотрения и разрешения.

Классифицировать трудовые споры можно по следующим основаниям:

  • – характеру спора;
  • – спорящему субъекту;
  • – системе отрасли трудового права;
  • – виду спорного правоотношения.

Наиболее значимым представляется деление трудовых споров по их характеру на исковые и неисковые. Исковыми признаются споры о применении установленных ранее трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, индивидуальными договорами условий труда, т.е. споры по поводу нарушенного трудового права (например, спор о восстановлении на работе или спор о взыскании заработной платы). Неисковые споры – это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда (к примеру, спор об установлении нового квалификационного разряда либо спор об установлении нового срока отпуска в соответствии с графиком отпусков).

По спорящему субъекту все трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные трудовые споры различаются по субъектному составу и содержанию предмета спора. Сторонами индивидуального трудового спора являются работодатель и работник, а также в некоторых случаях лицо, которому отказано в заключении трудового договора, и лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с данным работодателем. Сторонами коллективного трудового спора выступают работодатель (работодатели) и коллектив работников.

В индивидуальных трудовых спорах защищаются субъективные трудовые права и законные интересы конкретного работника (настоящего, потенциального, бывшего). Такие споры могут возникнуть, например, о неправомерности перевода или восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. В коллективных трудовых спорах защите подлежат права и законные интересы всего коллектива работников или его части (подразделения). Предметом коллективного трудового спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников.

Возможна классификация трудовых споров по системе отрасли трудового права, т.е. по институтам и субинститутам трудового права. В соответствии с указанным критерием выделяются следующие категории индивидуальных трудовых споров:

  • 1) споры о применении законодательства о коллективных договорах и соглашениях и по условиям договоров о труде;
  • 2) споры, в основе которых лежат разногласия по вопросам применения законодательства о занятости;
  • 3) споры, связанные с применением норм о трудовом договоре:
    • а) о приеме на работу и заключении трудового договора;
    • б) о внесении записей в трудовую книжку;
    • в) об отстранении от работы;
    • г) о переводах на другую работу, перемещении или об изменении определенных сторонами условий труда;
    • д) о восстановлении на работе;
    • е) об оплате времени вынужденного прогула;
    • ж) о выплате выходного пособия;
    • з) о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;
    • и) об оплате времени задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе;
  • 4) споры о применении законодательства о рабочем времени;
  • 5) споры, связанные с применением законодательства о времени отдыха;
  • 6) споры по применению норм, входящих в институт заработной платы, включая нормы труда и сдельные расценки;
  • 7) споры по применению законодательства о гарантийных и компенсационных выплатах;
  • 8) споры, вытекающие из применения законодательства о материальной ответственности сторон трудового правоотношения;
  • 9) споры по вопросам применения мер дисциплинарной ответственности;
  • 10) споры в сфере охраны труда;
  • 11) споры, связанные с применением законодательства о труде женщин;
  • 12) споры, связанные с применением законодательства о труде молодежи;
  • 13) споры по вопросам предоставления льгот работникам, совмещающим работу с обучением;
  • 14) споры, в основе которых лежит деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В зависимости от вида спорного правоотношения все трудовые споры делятся на споры, вытекающие:

  • – из трудовых правоотношений;
  • – из правоотношений по трудоустройству у данного работодателя;
  • – из правоотношений по организации труда и управлению трудом;
  • – из правоотношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • – из правоотношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • – из правоотношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • – из правоотношений по материальной ответственности работодателей в сфере труда;
  • – из правоотношений по материальной ответственности работников в сфере труда;
  • – из правоотношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *