Прекращение правоотношений

  • автор:

Возникновение административно-правовых отношений

Основы возникновения административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения относятся к сфере государственного управления и потому считаются управляемой сферой. Это свидетельствует о том, что в административно-правовых отношениях отражаются все главные качества, свойственные государственному управлению, а кроме того и общественные интересы, реализуемые в ходе практического претворения в жизнь своих должностных функций органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Данный факт обнаруживает взаимосвязь административно-правовых взаимоотношений, как с внешними факторами, так и с внутренними, проявляющимися в фактическом обеспечивании целей и задач, которые поставлены перед исполнительной властью.

По собственной сущности административно-правовые отношения являются организационными, то есть образующимися по инициативе любой из участвующих в них сторон. Между ними вполне возможны различные споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Но существуют случаи, когда в данном порядке инцидент не разрешается, и тогда одна из заинтересованных сторон вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Только при наличии определенных критериев, предусмотренных соответствующими правовыми нормами, административно-правовые отношения появляются, меняются и прекращаются. Эти критерии представляют собой юридические факты – какие-либо происшествия, при которых согласно правовым нормам между субъектами управленческой сферы должны возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов, как правило, могут выступать правомерные или неправомерные деяния или же иногда события.

Административно-правовые нормы оказывают регулирующее действие на общественные отношения в этой области и задают им правовое направление. С этой позиции административно-правовое отношение – это урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в процессе которого участвующие стороны являются носителями обоюдных юридических обязанностей и прав, которые, в свою очередь, были установлены и обеспечены данной нормой.

Замечание 1

Сама по себе, конечно, эта норма не может создать какое-либо правоотношение. Оно возникает именно в конкретном случае и между конкретными субъектами, как правило, в ходе использования административно-правовых норм.

Условия возникновения административно-правовых отношений

Как уже отмечалось, административно-правовая норма считается основой зарождения административно-правовых взаимоотношений, поскольку в единой форме предугадывает, что это общественное отношение при надлежащих условиях и при наличии подходящих субъектов становится административно-правовым.

В административно-правовом отношении, как и во всех иных правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом настоятельно требовать от другой стороны такого поведения, которое предусмотрено административно-правовой нормой. Таким образом, нормы устанавливаются для одной стороны как вид и меру возможного поведения, а для другой как вид и мера подобающего поведения.

Юридические факты обусловливают порождение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Эти факты и являются ключевыми условиями существования данных правоотношений и делятся на вида:

  • волевые юридические факты (могут быть правомерными и неправомерными);
  • неволевые юридические факты.

К волевым правомерным фактам относят акты государственных органов управления. В отличие от нормативных актов, они лично порождают административно-правовые отношения.

К волевым неправомерным фактам относят преступные деяния или же бездействие субъектов административного права. Как правило, это различные дисциплинарные и административные проступки.

К неволевым юридическим фактам относят, относят также многие прецеденты, влекущие возникновение административно-правовых отношений. Например, рождение и смерть человека влечет образование административно-правовых взаимоотношений между органами ЗАГСа и лицами, которые обязаны сообщить об этом факте.

Замечание 2

Охрана административно-правовых отношений заключается в обеспечивании государством должного поведения субъектов этих отношений в соответствии с требованиями административно-правовых норм. В основном, административно-правовые отношения складываются в полном согласовании с этими требованиями вследствие добровольного их исполнения субъектами административно-правовых отношений.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения весьма многообразны, их вид во многом зависит от характера управленческой деятельности, ее участников, реализуемых функций государственного управления, поставленных целей перед органами исполнительной власти целей и других критериев. Таким образом, можно рассмотреть следующую классификацию видов административно-правовых отношений:

  1. по целям:
    • охранительные;
    • регулятивные;
  2. по составу участников:
    • обоюдно принадлежащие к государственному аппарату;
    • органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и муниципальные учреждения, организации с другой;
    • органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и публичные организации, трудовые коллективы с другой;
    • органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и негосударственными платными организациями с другой;
    • органы исполнительной власти (местной администрации) с одной стороны и гражданами с другой.
  3. по направлению работы:
    • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) единой зоны ответственности;
    • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой зоны ответственности в отношении субъектов управления;
    • административно-правовые отношения органов межотраслевой зоны ответственности по решению особых вопросов;
    • административно-правовые внутриорганизационные отношения.
  4. по вертикали и горизонтали:
    • вертикальные правоотношения характеризуются наличием кого-то из субъектов правоотношения, который имеет властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения;
    • горизонтальные правоотношения, субъекты которых пребывают на одном организационно-правовом уровне и обладают равными полномочиями.

Административно-правовые отношения, их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они имеют все признаки, присущие любым правовым отношениям. Вместе с тем, они имеют ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, спецификой исполнительной и распорядительной деятельности.

Такими особенностями являются:

а) обязанности и права сторон в административно-правовых отношениях всегда связаны с практическим совершением определенных действий именно в сфере государственного управления;

б) условием возникновения административно-правовых отношений является участие в них обязательной стороны, наделенной юридически властными полномочиями (обязательного субъекта). В этих правоотношениях отражаются и реализуются интересы государства;

в) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон (органа исполнительной власти, гражданина и т.п.). Эти отношения могут возникать вопреки воле или желанию другой стороны. Для органов исполнительной власти государства право вступать в такого рода отношения одновременно является их обязанностью;

г) возможные споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются обычно в административном порядке, т. е. путем непосредственного юридически властного распоряжения уполномоченного органа исполнительной власти или должностного лица.

В отдельных случаях предусмотрен судебный порядок разрешения административно-правовых споров.

д) нарушения одной из сторон административно-правового отношения требований административно-правовой нормы влечет за собой юридическую ответственность, прежде всего перед государством. Административное правоотношение возникает на основе административно-правовой нормы, непосредственно из конкретного юридического факта. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектом административно-правового отношения называют того, кто наделен административными правами и обязанностями, возникновение и течение которых обусловлено собственно этим правоотношением. Субъектами административно-правовых отношений могут быть как физические, так и юридические лица, государственные органы и их должностные лица.

В каждом конкретном административно-правовом отношении его стороны (участники) реализуют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, связанные с определенным объектом правоотношения. Таким образом, объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение.

Реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения может заключаться не только в определенном поведении, действиях (правомерных или неправомерных) контрагентов, а также в трансферуванні или продуцировании вещей, объектов творческой деятельности, приобретении личных нематериальных благ. Однако, и в подобных случаях объектом административно-правовых отношений являются действия (в некоторых случаях — воздержание от определенных активностей) сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага — предметом правоотношений.

Общим объектом регулирования административно-правовых норм являются общественные отношения, а непосредственным объектом — конкретное поведение субъектов.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Такими юридическими фактами являются действия и события.

Действия — это юридические факты, которые являются результатом активного волеизъявления людей. Различат правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Основным их видом, характерным для административно-правовых отношений являются юридические акты и інпгі сделки, то есть такие действия отличаются определенным уровнем формализации и является продуктом волевой деятельности одного из контрагентов перспективного правоотношение, основной целью которых является причинение определенных юридических последствий, в частности, правоотношений.

Для сферы исполнительной и распорядительной деятельности наиболее типичными являются правовые акты органов исполнительной власти (должностных лиц), которые имеют нормативный или индивидуальный характер (например, приказ о зачислении на должность).

Неправомерные действия, то есть такие, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм (правонарушения) и влекут за собой возникновение административных правоотношений по поводу применения к виновным соответствующих мер юридической ответственности как обязательной формы государственного респондування, предусмотренной административно-правовыми нормами.

Неправомерным может быть и бездействие (например, уклонение от регистрации охотничьего ружья и проч.).

События — это явления, независимые от воли людей, которые имеют юридическое значение (например, смерть, стихийное бедствие, достижение предусмотренного законом возраста и др.). В связи с разного рода событиями также возникают конкретные административно-правовые отношения (например, по регистрации рождения ребенка и др.).

Административно-правовые отношения разнообразны и могут классифицироваться по определенным критериям:

1) по целевому назначению:

а) связанные с реализацией задач государственного управления (например, по руководству подчиненными предприятиями);

б) юрисдикционные, то есть связанные с совершением деликтов (правонарушений) в сфере государственного управления и решением административно-правовых споров.

2) по способу защиты:

а) такие, которые защищаются в судебном порядке,

б) такие, которые защищаются в административном порядке.

3) по содержанию, административно-правовые отношения разделяют на:

а) материальные;

б) процессуальные.

К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые материальными нормами административного права (чаще всего возникают в связи с конкретизацией полномочий при наличии противоречий юридического характера).

Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере государственного управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

Взаимоотношение материальных и процессуальных правоотношений характеризуется тем, что материальные общественные отношения реализуются через процессуальные отношения. Кроме того, административно-процессуальные правоотношения «обслуживают» правовые отношения многих других отраслей права (например, меры административного воздействия к нарушителям норм жилищного, аграрного, экологического и других отраслей права).

Наиболее существенное значение имеет классификация административно-правовых отношений по характеру юридических связей между их сторонами. По этому критерию различают отношения:

а) вертикальные;

б) горизонтальные.

Вертикальные административно-правовые отношения складываются между соответствующими сторонами в случаях, когда в одной из них есть установленные административно-правовой нормой полномочия одностороннего юридически-властного характера в отношении другой стороны.

Суть их заключается в одностороннем принятии управленческого решения (волеизъявления), имеющий обязательную силу для другой стороны этого общественного отношения. Такого рода отношения наиболее типичны для сферы действия норм административного права.

Вертикальные административно-правовые отношения разделяют на:

а) отношения, в которых одна сторона организационно подчинена другой. Это отношения субординационной характера (например, отношения между министерством и предприятием, МВД Украины и УМВД области и др.);

б) отношения между организационно-непідпорядкованими звеньями аппарата исполнительной власти государства, когда одно из этих звеньев наделяется определенными односторонними юридически-властными полномочиями, обязательными для другой стороны (например, местные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, которые являются обязательными для предприятий, организаций, учреждений центрального подчинения). К этой группе относятся отношения между контрольно-надзорными органами и подконтрольными объектами (предприятия, учреждения и др.).

в) отношения между органами управления (должностными лицами) и гражданами, в пределах которых органы адресуют последнее свои юридически-властные предписания, обязательные к исполнению, а также отношения, возникающие в связи с совершением гражданами административных правонарушений.

Горизонтальные административно-правовые отношения имеют место в тех случаях, когда стороны фактически и юридически равны. Здесь отсутствуют организационная подчиненность, юридически-властные полномочия только одной из сторон. Такие отношения проявляются в форме взаимодействия, межсубъектного кооперации, согласования совместных усилий органов государства одинакового уровня.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают преимущественно в связи с выработкой общих юридически-властных решений. Горизонтальные управленческие связи, чаще всего, предшествуют возникновению связей вертикального характера, является их предпосылкой (например, издается совместный приказ МВД Украины и Государственной таможенной службы Украины).

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения разделяют на:

а) отношения, которые возникают из правомерных фактов;

б) отношения, возникающие из неправомерных фактов (деликтные правоотношения).

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует указанным в административно-правовой норме требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, осуществляется в административном или судебном порядке.

Административный порядок защиты проявляется в непосредственном воздействии органов исполнительной власти на участников административно-правовых отношений, который заключается в применении уполномоченными органами (должностными лицами) мер государственного принуждения к субъектам, которые не выполняют определенных предписаниями правовой нормы обязанностей.

Непосредственное влияние органов управления на участников правоотношений позволяет оперативно реагировать на факты нарушения административно-правовых норм и быстро восстанавливать нарушенные права и законные интересы. Большинство административно-правовых отношений защищаются в административном порядке.

в то же Время, в определенных законодательством случаях, административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке (например, отношения по поводу обжалования наложения административного взыскания и проч.). Круг административно-правовых отношений, по которым предусмотрен судебную защиту, имеет тенденцию к расширению, что детерминировано демократическими трансфігураціями в нашем социально-политическом пространстве.

Прекращение или изменение правоотношения

Этот способ защиты, как правило, применяется участниками тех гражданских правоотношений (договорных и внедоговорных обязательств), которые имеют длящийся характер (например, отношения, возникающие из договоров аренды, ренты, коммерческой концессии, при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и др.), т.к.

с течением времени могут существенно измениться жизненные обстоятельства (состояние здоровья, имущественное и семейное положение и др.) любого из участников данного правоотношения, что, в свою очередь, может повлечь необходимость внесения в него определенных корректив, т.е. изменения правоотношения. Поскольку одностороннее изменение условий обязательств не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, изменение обязательства как способ защиты субъективных прав заинтересованного лица, как правило, осуществляется в судебном порядке.

Например, гражданин, частично утративший трудоспособность, вправе в любое время потребовать от лица, на которое возложена обязанность возмещения причиненного ему вреда, соответствующего увеличения размера возмещения, если трудоспособность потерпевшего в дальнейшем уменьшилась в связи с причиненным повреждением здоровья, по сравнению с той, которая была у него к моменту присуждения возмещения вреда. В свою очередь, причинитель также вправе потребовать соответствующего уменьшения размера возмещения, если трудоспособность потерпевшего, напротив, возросла по сравнению с той, которая была у него к моменту присуждения возмещения вреда (п.п.1 и 2 ст.1090 ГК РФ). В данном случае основанием для предъявления требования об изменении правоотношения (увеличении или уменьшении размера возмещения причиненного вреда) является изменение степени трудоспособности потерпевшего. В качестве другого основания для аналогичного изменения законодатель рассматривает изменение имущественного положения как потерпевшего, так и причинителя вреда (п.п.3 и 4 ст.1090 ГК РФ).

Следует подчеркнуть, что изменения в имущественном положении участников правоотношения нередко рассматриваются в качестве основания для его изменения или даже прекращения. Например, если у несовершеннолетнего гражданина, причинившего вред другим лицам, отсутствуют доходы. достаточные для его возмещения, обязанность по возмещению вреда возлагается на его родителей, усыновителей или попечителей. Однако, если до достижения совершеннолетия у причинителя вреда появится доходы или имущество, достаточные для возмещения вреда (изменится его имущественное положение), обязанность родителей прекращается, т.е. происходит изменение правоотношения путем замены его участников (обязанности по возмещению вреда, первоначально возложенные на родителей, возлагаются на их несовершеннолетнего ребенка (п. п.2 и 3 ст.1074 ГК РФ).

Основания и условия прекращения гражданских правоотношений закреплены в гл. 25 ГК РФ, установившей, что, помимо надлежащего исполнения, обязательства прекращаются также: предоставлением отступного (ст.409 ГК РФ); зачетом встречных требований сторон (ст.ст.410 — 412); новацией, т.е. заключенным сторонами соглашением о замене предмета обязательства или способа его исполнения (ст.414 ГК РФ), прощением долга (ст.415 ГК РФ) и др. При этом действует правило о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, т.е. его одностороннего прекращения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Например, лицо, совершившее дарственное обещание, вправе в дальнейшем в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, т.е. от передачи дара, если после заключения договора его имущественное или семейное положение либо состояние здоровья изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни, а также если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из его близких родственников или умышленно причинил дарителю телесные повреждения (ст.577, п.1 ст.578 ГК РФ).

Однако, в подавляющем большинстве случаев прекращение или изменение правоотношения в качестве способа защиты субъективных прав заинтересованного лица может быть реализовано только в юрисдикционном (судебном) порядке либо в силу прямого указания об этом в законе, либо вследствие невозможности достижения соответствующего соглашения с контрагентом. Например, только в судебном порядке и только при наличии оснований, предусмотренных законом, можно отменить уже совершенное дарение и потребовать возвращения дара. Это возможно, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты (абз. 3 п.1 ст.578 ГК РФ).

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

  • в результате действий лиц и органов;
  • в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их.

События — это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов — право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых — от воли людей не зависит.

8. Понятие и виды субъектов административного права.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административная правосубъектность способность физического или юридического лица быть субъектом административного права. Административная право­субъектность слагается из двух элементов: правоспособности и дее­способности.

Административная правоспособность есть установленная и ох­раняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она явля­ется предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность).

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою ад­министративную правоспособность в конкретных административ­но-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица;

Индивидуальные субъекты делятся на:

1. Общие (любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста)

2. Особые (президент, судьи, депутаты, дипломаты и др.)

3. Специальные (выделяются наличием тех или иных прав и обязанностей: военнослужащие, имеющие водительское удостоверение, сотрудники правоохранительных органов и др.).

2) коллективные:

  • государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);
  • негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

По времени пребывания на территории РФ делятся на:

1. Временно пребывающие (иностранные граждане; срок пребывания может определяться визой)

2. Временно проживающие (оформившие временный вид на жительство — временную прописку)

3. Постоянно проживающие (оформившие вид на жительство).

Любой гражданин может вступить в административные правоотношения 2-мя способами:

1. В судебном порядке;

2. Во внесудебном порядке (административном порядке): например, обращение с жалобой в определенные органы исполнительной власти (используется чаще, т.к. проще и быстрее).

Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

Юридические факты характеризуются следующими моментами:

* наличие явлений внешнего мира (жизненных обстоятельств);

* признание их государством в качестве таковых.

Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей может служить как один юридический факт, так и несколько. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или из договоров и иных сделок, законом не предусмотренных, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления; 3) из судебных решений 4) в результате приобретения имущества по допускаемым законом основаниям; 5) в результате создания произведений науки, искусства, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) причинение вреда другому лицу (морального или физического); 7) неосновательное обогащение; 8) события, с которыми закон или иной нормативный акт связывают наступление гражданско-правовых последствий; 9) иные действия граждан и юридических лиц.

Юридические факты можно классифицировать на события и действия. События возникают, протекают и прекращаются независимо от воли и сознания человека (стихийные бедствия, явления природы, смерть, рождение). Действие — волевой акт, результат поведения людей (например, заключение сделки). Действия подразделяются на:

1) правомерные — не противоречат закону и иным нормативным актам;

2) неправомерные — наоборот, противоречат требованиям закона и других нормативно-правовых актов.

По юридическому значению действия делятся на: 1) юридические поступки — правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо от намерения человека, совершившего юридический поступок; 2) юридические акты — правомерные действия, порождающие соответствующие юридические последствия лишь тогда, когда они совершаются с намерением вызвать эти последствия. Юридическими актами являются административные акты и сделки. Административные акты могут совершаться как для возникновения соответствующих административно-правовых последствий, так и для вызова гражданско-правовых последствий (выдача местной администрацией ордера на жилое помещение). Административные сделки совершаются только для вызова гражданско-правовых последствий.

Разнообразные юридические факты классифицируются по различным основаниям. По виду порождаемых последствий они подразделяются на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

С правообразующим фактом норм связывают возникновение гражданских прав и обязанностей. Так, постройка дома, написание картины художником, рождение ребенка являются фактами, которые порождают права и обязанности.

Правоизменяющие факты в чем-либо модифицируют гражданское правоотношение. В качестве примера можно назвать изменение субъектного состава правоотношения путем уступки права требования или перевода долга. Правоотношение может быть изменено судебным решением, например, при разрешении спора между собственниками общей долевой собственности в связи с разделом имущества или выдела доли в имуществе.

К правопрекращающим относятся такие факты, как исполнение долга по обязательству, уничтожение вещи собственником, а также смерть гражданина, у которого имелись права и обязанности, тесно связанные с личностью.

Особо хотелось бы обратить внимание на возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений в зависимости от наступления или истечения срока. Сроками называются отрезки времени, имеющие свое начало, установленную продолжительность течения и окончания. Он не является особым юридическим фактом, наряду с событием или действием. Срок относится к относительным событиям, поскольку, говоря о них, нельзя отрицать деятельности людей. Они являются волевыми по происхождению, поскольку устанавливаются нормами гражданского законодательства, соглашением сторон, судом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *