Представительство иностранных лиц

  • автор:

Как известно, 1 января 2015 года вступил в силу новый закон () изменяющий правила аккредитации представительств и филиалов иностранных организаций.

Отныне функции по аккредитации переданы Федеральной налоговой службе РФ (а Государственная Регистрационная Палата упразднена).

При этом всем иностранным представительствам и филиалам (за исключением представительств иностранных банков и авиакомпаний) необходимо в срок до 1 апреля 2015 года пройти процедуру переаккредитации.

В противном случае текущая аккредитация будет аннулирована и ее придется получать с «нуля», причем с уплатой гос. пошлины в размере 120 тыс. руб.

Что нужно сделать для прохождения аккредитации по облегченной процедуре:

  • сведения о численности иностранных работников;
  • оплатить государственную пошлину в размере 5000 (пять тысяч) рублей за подтверждение численности иностранных работников до 5 человек;
  • подать необходимые сведения в Реестр ФНС и получить новые свидетельства с номерами записи об аккредитации (НЗА); при этом старые разрешения и свидетельства, выданные Государственной Регистрационной Палатой, подлежат предъявлению в оригиналах в гос.орган;
  • там же, в Торгово-промышленной палате, все , а также должны пройти персональную аккредитацию и получить соответствующее свидетельство (вместо выдаваемой ранее служебной карточки); к счастью, персональная аккредитация возможна уже после переаккредитации самого представительства/филиала

Документы в ФНС нужно подать до 31 марта.

Конечно, осталось меньше 3 недель, но даже не смотря на сжатые сроки, мы по-прежнему готовы прийти на помощь.

Прежде всего Вам нужно как можно скорее:

  1. Связаться с нами и сообщить о необходимости пройти переаккредитацию.
  2. Подготовить и передать нам сканы:
    • свидетельства и разрешения ГРП представительства / филиала
    • свидетельства ИНН представительства / филиала
    • паспорта главы представительства / руководителя филиала
    • личного номера ИНН главы представительства / руководителя филиала
    • всех учредительных документов головной организации (устава, свидетельств, выписки из торгового реестра – просто с переводом, апостиль не обязателен)
    • Положения о представительстве
    • паспортов и дипломов об образовании сотрудников (просто с переводами, апостиль не обязателен)
    • аккредитационных карточек всех иностранных сотрудников
    • банковских реквизитов иностранной организации за пределами РФ
    • банковских реквизитов представительства / филиала в РФ
    • ежегодный отчет в ГРП о деятельности Представительства за 2015 год
  3. Передать нам оригиналы (и 2 нотариально заверенные копии) следующих документов:
    • разрешение на аккредитацию / свидетельства об аккредитации (выданные Государственной Регистрационной Палатой)
    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
    • карточка сведений о филиале иностранного юридического лица по установленному образцу (на одном листе с двух сторон)
    • аккредитационные карточки всех сотрудников-иностранцев
  4. Оформить на нас нотариальную доверенность, чтобы мы могли представлять ваши интересы в гос.органах

В свою очередь мы:

  • проанализируем Положение представительства /филиала на предмет соответствия его новому ФЗ (и если это необходимо — внесем нужные изменения).
  • заполним заявление на подтверждение аккредитации
  • подадим документы в ТПП РФ (на рассмотрение уйдет 3-5 рабочих дней с момента оплаты государственной пошлины)
  • получим в ТПП документы и заверенное заявление
  • подадим в ИФНС №47 заявление, заверенное ТПП, и остальные ваши документы (на рассмотрение уйдет 7 рабочих дней)

Все это нужно успеть сделать до 31 марта.

Срок рассмотрения документов налоговыми органами — от 7 до 14 рабочих дней, но главное, что документы будут поданы до 1 апреля.

После того, как процедура рассмотрения будет завершена, мы:

  • получим в ИФНС Свидетельство о присвоении вашему представительству/филиалу номера записи об аккредитации (НЗА);
  • изготовим для вас новую печать
  • уведомим Пенсионный Фонд и ФСС о присвоении НЗА

Важно помнить, что данный алгоритм применяется только к компаниям, у которых аккредитация не истекает до 01.04.2015г.

В противном случае (а также в случае, если вы не уложитесь в указанные сроки) придется проводить полноценную аккредитацию по новым правилам: с новыми требованиями к документам и уплатой государственной пошлины.

Мы всегда готовы ответить на ваши вопросы.

Звоните! Мы на связи!

Связаться с экспертом

Одним из проявлений национального режима является возможность иностранцев участвовать в гражданском процессе лично или через представителей. Личное участие в деле иностранного гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Инюрколлегии, которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей лицензией на это. Наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в Российской Федерации законодательно закреплена в ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается.

Во исполнение указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной России.

Абзац 2 п. 5 ст. 2 указанного Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

  • – иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в российских судах, может оказывать помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства;
  • – иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства.

Из содержания ст. 49 ГПК, согласно которой представителями в суде РФ могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции.

Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов России 22 апреля 2004 г. принял решение (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации», в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской

Федерации» предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

Таким образом, адвокат иностранного государства может осуществлять адвокатскую деятельность только по вопросам права государства, гражданином которого он является, с обязательной регистрацией в специальном реестре. Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств.

Еще одной особенностью в отношении представительства иностранных граждан является возможность представления консулом граждан своего государства. В настоящее время на консулов возлагаются данные функции Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.1963, двусторонними консульскими конвенциями, а также внутригосударственным законодательством (консульскими уставами и другими нормативными актами).

Согласно Конвенции основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц.

Одной из консульских функций по защите прав граждан в соответствии со ст. 5 Конвенции является представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих права и интересов.

Из содержания Венской конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенций усматривается возможность представления интересов иностранных граждан консулом в суде без выдачи ему на то доверенности.

Относить к объему полномочий консулов все полномочия, в том числе исключительные, нельзя, так как это прямо противоречит ГПК, в котором содержится исчерпывающий перечень специальных полномочий, на право совершения любого из которых должно быть указано в доверенности. Помимо норм ГПК следует учитывать также и отдельные нормативные правила, регулируемые ГК. В соответствии с п. 1 ст. 183 ГК при отсутствии полномочий действовать от имени других лиц или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

Таким образом, при представлении консулом в суде интересов юридических и физических лиц своего государства без доверенности совершаемые им специальные диспозитивные действия не порождают никаких процессуально-правовых последствий для представляемого.

Если доверенность оформляется на территории иностранного государства, следует учитывать общее требование в отношении документов, которое закреплено в ст. 408 ГПК, согласно которому документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

К таким документам относятся справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др. Следовательно, доверенности на ведение дела, выдаваемые на территории иностранного государства для предъявления в суд РФ, должны подвергаться процедуре удостоверения (легализации).

Под легализацией предлагается понимать деятельность управомоченных органов публичной власти государства, направленную на установление, свидетельствование, подтверждение подлинности имеющихся на документах печатей и подписей компетентных должностных лиц и соответствия требованиям закона страны их происхождения.

В зависимости от источника закрепления и в соответствии с положениями международных договоров применяются следующие способы удостоверения (легализации) иностранных документов:

  • – консульская легализация;
  • – апостилляция, предусмотренная Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961;
  • – в порядке, предусмотренном иными международными договорами

Решение вопроса о способе удостоверения конкретного документа зависит от того, является ли государство участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов, или другого международного договора, устанавливающего упрощенный порядок представления документа одного государства на территории другого государства.

Если государство не является участником одного из таких международных договоров, то документ должен пройти через консульскую легализацию.

Консульская легализация представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса, а в ряде случаев и печати государственного уполномоченного органа на документах и актах в целях использования их в другом государстве. Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит в подтверждении соответствия легализуемых документов законодательству страны их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории РФ.

Легализация документа как на территории страны его происхождения, так и на территории РФ проходит два этапа. В первом случае на первоначальном этапе документ сначала заверяется в МИД России или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении РФ в данном государстве.

При легализации документа в Российской Федерации на первом этапе документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан. На втором этапе документ легализуется в департаменте консульской службы МИД России.

В настоящее время процедура консульской легализации регулируется Инструкцией о консульской легализации от 06.07.1984, а также приказом МИД России от 18.06.2012 № 9470 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов».

Заявитель с целью получения консульской легализации документа должен обратиться с заявлением, которое оплачивается государственной пошлиной. 1

Срок консульской легализации в Департаменте не должен превышать пять рабочих дней, а в загранучреждении – три рабочих дня со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов.

Второй формой удостоверения подлинности документов, предоставляемых из-за границы, является процедура, предусмотренная Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных документов. В соответствии с данной Конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в необходимом случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен данный документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран – участниц Конвенции.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Если документ, представляемый на проставление апостиля в Российской Федерации, предъявляется на иностранном языке, он обязательно должен сопровождаться переводом на русский язык. Верность перевода свидетельствует нотариус, а если он не владеет иностранными языками, перевод делается переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. Для всех документов, представляемых на перевод для дальнейшей передачи на проставление апостиля, переводчиком соблюдается особая форма перевода такого документа.

В соответствии с подп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина. От уплаты государственной пошлины освобождены органы государственной власти и местного самоуправления.

Срок исполнения государственной функции не должен превышать трех рабочих дней со дня представления документов.

Кроме данных видов удостоверения документов существует еще одна форма, которая предусмотрена двусторонними договорами либо иными международными договорами. Так, например Конвенцией о правовой помощи о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, заключенной между государствами – участниками СНГ, предусмотрена еще более упрощенная процедура порядка признания документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств. В ст. 13 Конвенции сказано: «Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

Помимо многосторонних конвенций упрощенный порядок удостоверения подлинности документов предусмотрен и двусторонними международными договорами об оказании правовой помощи, в которых закреплено положение, в соответствии с которым на территории РФ принимаются к рассмотрению без легализации документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государств, с которыми у Российской Федерации есть заключенный об этом договор.

Такие договоры, в которых закреплены соответствующие положения, заключены между Российской Федерацией и Республикой Албания, Алжирской Народной Демократической Республикой, Азербайджанской Республикой, Республикой Болгария, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, Корейской Народно-Демократической Республикой, Монгольской Народной Республикой, Республикой Румыния, Республикой Молдова, Латвийской Республикой и др.

ИЮЛ могут учреждать филиалы. Аккредитация иностранных филиалов и представительств. Осуществляет Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ.

В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях 1999 г. иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам».

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не оговаривает перечень и требования к содержанию документов необходимых для аккредитации филиала иностранной юридического лица, относя их определение к компетенции Правительства России. Вместе с тем п. 2 ст. 22 этого Закона устанавливает, что в числе таких документов должно быть положение о филиале, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения: наименование филиала и его головной организации организационно-правовая форма головной организации; местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации; цели создания и виды деятельности филиала; состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала; порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть также включены иные сведения, отражающие особенности его деятельности на территории России и не противоречащие законодательству РФ.

Перечень документов для аккредитации и внесения филиала в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованых на территории российской федерации

1.*) Письменное заявление в ФБУ ГРП при Минюсте России с просьбой о проведении аккредитации филиала иностранного юридического лица и внесении его в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации

(предоставляется в машинописном виде за подписью уполномоченного лица с указанием наименования, времени создания, места нахождения, вида деятельности иностранного юридического лица, целей открытия и предполагаемого срока деятельности филиала в России, а также сведений о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития)

2.*) Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его места нахождения

3.*) Устав (учредительный договор) иностранного юридического лица

(если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличие устава (учредительного договора), то представляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации)

4.*) Решение иностранного юридического лица о создании филиала в Российской Федерации

5. Оригинал и нотариально заверенная копия положения о филиале иностранного юридического лица

6.*) Рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо, с подтверждением его платежеспособности

(документ действителен в течение 6-и месяцев с даты выдачи)

7.*) Нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями

8. Нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ФБУ ГРП при Минюсте России

(предоставляется, если доверенное лицо не является руководителем филиала)

9. Карточка сведений о филиале иностранного юридического лица

(предоставляется в машинописном виде за подписью уполномоченного лица в 2 экземплярах)

*) Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным — нотариально либо в консульском загранучреждени — переводом на русский язык, и действительны в течение 1 года с даты выдачи, кроме пп. 3, 6 и 7.

Примечание. Доверенности и решения принимаются с нотариальным удостоверением подписей и полномочий подписантов. В случае отсутствия нотариального подтверждения полномочий подписантов должны быть предоставлены дополнительные, подтверждающие их полномочия, документы. Положение о филиале принимается с нотариальным удостоверением подписи лица, подписавшего положение.

Аккредитация представительства иностранной фирмы в России — обязательный этап для начала бизнеса в нашем государстве. Но еще недавно для каждой десятой зарубежной компании этот шаг завершался провалом — в аккредитации ей отказывали. А каждой пятой организации для успешной регистрации требовалось более одной попытки.

Сегодня ситуация изменилась: принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата и максимальному упрощению процедуры аккредитации. Вместе с тем она по-прежнему весьма специфична.

Как происходит процедура аккредитации иностранного бизнеса на территории РФ и по каким причинам компании-нерезиденту могут отказать в этом виде регистрации? Об этом читайте в нашем обзоре.

Общие положения в части регистрации представительств иностранных компаний

Понятие аккредитации закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ. Результатом этой процедуры является выдача свидетельства компетентности лица в его сфере деятельности.

Юридические лица, зарегистрированные в иных государствах, могут получить аккредитацию, если страна их происхождения является стороной международного договора о взаимной аккредитации с Российской Федерацией. Цель аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний в системе аккредитации — обеспечить взаимное признание результатов национальной оценки государствами-участниками торговых отношений.

К сведению
Отличительные признаки филиалов и представительств иностранных юридических лиц закреплены в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его постоянной деятельности. Оно представляет интересы организации на территории иностранного государства. Филиал же — это подразделение, расположенное таким же образом, однако осуществляющее не только представительские, но и иные функции компании: хозяйственные, организационно-распорядительные и так далее.

С точки зрения системы налогообложения объем функций подразделения иностранной организации имеет существенное значение. Именно он определяет порядок и особенности отчисления налогов и обязательных платежей. Так, статья 306 Налогового кодекса РФ выделяет иностранные организации, создающие постоянное представительство и не имеющие такового.

Постоянное представительство — это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или иное подразделение, через которое юридическое лицо постоянно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.

По общему правилу, аккредитация таких подразделений осуществляется в ФНС России. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2014 года №1372.

Иной порядок аккредитации предусмотрен для:

  • представительств иностранной кредитной организации;
  • представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц составляют законы и подзаконные акты государственных органов, уполномоченных на осуществление этой процедуры. Основополагающим является Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Более детальное представление о процедуре дают:

  • приказ ФНС России от 26 декабря 2014 года №ММВ-7-14/680@ «Об утверждении порядка аккредитации…»;
  • положение Центрального банка Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №467-П «О порядке аккредитации Банком России представительства иностранной кредитной организации…»;
  • приказ Минтранса России от 6 февраля 2013 года №25 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аккредитации представительств иностранных организаций…».

Этапы аккредитации филиала иностранной компании

Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица представляет собой последовательность этапов. Наиболее существенные из них следующие:

  • оформление заявления и сопутствующих документов;
  • оплата государственной пошлины;
  • подача документов в установленном порядке;
  • рассмотрение вопроса налоговым органом;
  • принятие решения об аккредитации;
  • получение подтверждающих аккредитацию документов.

Рассмотрим указанные этапы по порядку.

Подача заявления

Процедура аккредитации начинается с подачи заявления в уполномоченный налоговый орган. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 26 декабря 2014 года №ММВ-7-14/681@. В этом документе отражается информация:

  • об иностранном юридическом лице;
  • о видах экономической деятельности компании;
  • о филиале, представительстве организации в России;
  • о банке, обслуживающем счета компании за рубежом;
  • о руководителе филиала/представительства;
  • об иностранных гражданах-сотрудниках компании;
  • о заявителе.

Заявление может быть подано лично или через представителя непосредственно в уполномоченный орган (сегодня это Межрайонная инспекция ФНС России №47 по городу Москве) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 12 месяцев с момента принятия решения об открытии филиала.

Подача документов

Вместе с заявлением подаются:

  • учредительные документы иностранного юридического лица;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юрлица;
  • документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
  • решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;
  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно установленному порядку, указанные документы должны быть представлены на русском языке. Допускается подача копий, заверенных нотариально.

Если документы выданы или удостоверены компетентными органами иностранного государства, то перед предоставлением в орган по аккредитации они подлежат консульской легализации или апостилированию.

Документы, содержащие несколько листов, должны быть предварительно прошиты и пронумерованы. Не допускаются подчистки и исправления.

В случае если заявления и документы отправлены по почте, второй экземпляр описи направляется почтовым отправлением заявителю.

Что касается сроков изготовления указанных документов, то позиция ФНС России по этому поводу изложена в письме от 14 августа 2015 года №ГД-4-14/14339@.

Это важно!
ФНС разъяснила, что 12-месячный срок подачи документов для процедуры аккредитации начинается не с момента составления учредительных документов, а с момента заверения их в установленном законом порядке.

Оплата государственной пошлины

За аккредитацию филиалов и представительств иностранных организаций уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей (пункт 5 статьи 333.33 НК РФ). Кроме этого, установлен сбор за получение сведений из реестра аккредитованных филиалов и представительств. Он составляет 200 рублей.

Рассмотрение документов налоговым органом и принятие решения об аккредитации

Происходит в течение 25 рабочих дней со дня получения документов. В результате процедуры рассмотрения может быть принято решение об аккредитации филиала, представительства или об отказе в этом. В первом случае сведения об аккредитации вносятся в реестр, и в течение пяти рабочих дней заявителю выдаются на руки или посылаются почтовым отправлением следующие документы в бумажной форме:

  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр.

Как свидетельствует статистика, процент отказов в предоставлении аккредитации достаточно высокий. При этом, как утверждают практики, он вырос после получения ФНС полномочия на осуществление данной процедуры. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года №160-ФЗ, отказ в аккредитации возможен, если:

  • Не представлены необходимые документы.
  • Документы поданы с нарушением срока, формы, формата или требований к их оформлению.
  • Государственным органом установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства противоречат Конституции, международным договорам, законодательству Российской Федерации.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации.
  • Филиалом, представительством иностранного юридического лица, сведения о котором внесены в реестр, было совершено грубое нарушение законодательства.

Самым распространенным поводом для отказа, как утверждают специалисты, является второй. Под несоответствием требованиям к оформлению документов ФНС подразумевает любые формальные отступления от установленного порядка. При этом государственная пошлина и поданные документы не возвращаются, а значит, будут необходимы дополнительные затраты на их повторное оформление.

Сопутствующие аккредитации процедуры

Помимо описанных выше основных этапов аккредитации, представитель иностранной компании проходит иные сопутствующие процедуры. В силу специфики организации ведения бизнеса в Российской Федерации они также важны. Речь идет, например:

  • об утверждении эскиза печати представительства иностранного юридического лица и об ее изготовлении;
  • о получении письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности;
  • о постановке на учет в Пенсионном фонде России и Фонде социального страхования РФ.

Сегодня вопрос об использовании в хозяйственной деятельности печати решается организацией в индивидуальном порядке. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества самостоятельно определяют, будут ли они работать с печатью. Вместе с этим судебная практика свидетельствует о том, что наличие в уставе сведений о печати обязывает общество использовать ее в своей деятельности. Эскиз печати утверждается приказом руководителя компании при условии, что в уставе говорится о ее существовании. Изготовлением печати занимаются коммерческие организации, которые, как правило, для выполнения работы требуют копии учредительных документов заказчика.

На заметку
Информацию об аккредитации филиала или представительства иностранной компании можно получить онлайн на сайте ФНС России по государственному номеру записи, ИНН/КПП или по наименованию филиала либо представительства.

Несмотря на существование Регламента от 16 марта 2006 года №б/н, который определяет порядок автоматического обмена информацией между Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по городу Москве и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, получение информационного письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности остается отдельной процедурой. Это связано с тем, что сведения, полученные из регистрирующего органа, вносятся в Статрегистр Росстата с квартальной задержкой. Чтобы до этого момента получить данный документ на руки, необходимо обратиться в уполномоченный орган со следующими документами:

  • свидетельством об аккредитации;
  • распорядительным документом о создании филиала, представительства;
  • положением о филиале, утвержденным иностранным юридическим лицом;
  • распорядительным документом о назначении главы представительства;
  • договором аренды помещения.

Документы подаются в виде копий, прием их осуществляется по предварительной записи.

Что касается постановки на учет филиала или представительства иностранного юридического лица как работодателя в соответствующих фондах, то сегодня это отдельной процедурой не считается.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года №1092, Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования должны направить по указанному заявителем адресу свидетельство о регистрации в течение пяти дней после внесения записи о регистрации организации. Если же документы вовремя не получены, необходимо обращаться в фонды по месту регистрации.

Как утверждают практики, аккредитация представительств юридического лица в России до настоящего момента детально не урегулирована. Несмотря на кажущееся обилие нормативов, в процессе прохождения этой процедуры организации сталкиваются с отсутствием соответствующей правовой базы, с невозможностью адаптировать иностранные документы к требованиям государственных органов России, отсутствием консультационной поддержки со стороны данных органов, а также с дороговизной и длительностью самого процесса аккредитации.

Как снизить риски отказа и ускорить процедуру аккредитации

Один из оптимальных вариантов прохождения процедуры аккредитации — делегирование этой задачи компетентной компании. Такой подход сводит к минимуму риски получения отрицательного результата и позволяет сэкономить время и деньги, потому как повторных попыток не потребуется.

Какие специалисты могут оказать содействие при аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц и как пройти данную процедуру без лишних проволочек? За ответами мы обратились к председателю Московской коллегии адвокатов «ЮрСити» Виктории Шакиной:

«Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица требует знания как юридических основ (в том числе специфики учредительных документов европейских и азиатских юрисдикций), так и финансовых тонкостей (ведь она сопряжена с постановкой на учет в УФМС и с налогообложением по российским законам). С другой стороны, не менее важен высокий лингвистический уровень: между клиентом и компанией, предоставляющей ему юридические услуги, необходимо исключить малейшие недопонимания. Кроме того, требуется дисциплинированность, аккуратность и предельная внимательность при работе с документами.

Представители компании «ЮрСити», работающие с иностранными клиентами, свободно владеют английским языком, что позволяет избежать неточностей перевода и на этапе первичного запроса дать исчерпывающую информацию представителям самых разных юрисдикций. В таких условиях необходимый пакет документов готовится в кратчайшие сроки, с минимальными затратами и рисками отказа в аккредитации. Обратившись к нам, клиент получает консультационную поддержку, а также полное сопровождение во время процедуры аккредитации до момента получения всех подтверждающих документов».

P. S. МКА «ЮрСити» успешно представляет интересы своих клиентов в российских (арбитражных, общей юрисдикции, Верховном суде РФ) и международных судах с 2007 года. За время работы она зарекомендовала себя как надежный партнер, способный оказать квалифицированную помощь в юридических вопросах любого профиля и уровня сложности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *