Представитель работников

  • автор:

Кто представляет интересы работника

В соцпартнерстве в качестве уполномоченных представителей работников выступают:

  • профсоюзы, а также их объединения;
  • другие профсоюзные организации, если это предусмотрено статутами общероссийских или межрегиональных профессиональных союзов;
  • другие представители, избрание которых произошло в ситуациях, предусмотренных законодательными актами в сфере трудового права.

Иные представители работников – это советы представителей или советы трудовых коллективов. Если речь идет о концерне, то может быть создан общий совет представителей трудящихся и служащих. Советы представителей работников и советы трудовых коллективов можно выбрать, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация или же такая организация есть, но она объединяет меньше 50% работников.

Профсоюзы или профсоюзные организации осуществляют свою деятельность через специальные органы. Законодательные акты в сфере трудового права определяют, что такие органы должны быть образованы согласно со статутом профсоюза или положением про первичную профсоюзную организацию (ППО).

ППО или другие уполномоченные представители, которые были выбраны работниками, представляют их интересы и выражают мнение во время:

  • осуществления процесса коллективных переговоров;
  • заключения или внесения корректив в уже имеющийся коллективный договор;
  • выполнения функций контроля над их реализацией;
  • реализации прав работников принимать участие в процессах управления организацией;
  • разбирательств по трудовым спорам с работодателем.

В обязанности профсоюзов, их территориальных организаций, а также объединений входит защита прав и интересов работников в период:

  • непосредственно коллективных переговоров;
  • подписания или изменения имеющихся соглашений;
  • выполнения контролирующих функций относительно учета мнения работников;
  • формирования и осуществления деятельности комиссий, которые регулируют отношения социально-трудового характера.

Протокол выбора представителя трудового коллектива образец

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Страна советов. Забытые вожди. Смотреть Фильм 2017. Лаврентий Берия Часть 1. Премьера от StarMedia

Коллективный договор — это письменное соглашение, определяющее права и обязанности работников и работодателя ст. Он не является обязательным документом, то есть в организации или у ИП-работодателя его может и не быть. Коллективный договор заключается по инициативе работников или работодателя и отражает интересы обеих сторон договора. Но он не должен содержать условия, ограничивающие права работников или уменьшающие объем предоставляемых им гарантий в соответствии с трудовым законодательством ст.

Коллективный договор заключается после проведения коллективных переговоров, в которых интересы работников представляет профсоюзная организация или иные представители, выбранные работниками ст. Коллективный договор заключается на срок максимум 3 года, но по окончании этого срока может быть продлен опять же не более чем на 3 года ст. Вступает в силу договор с даты его подписания или с даты, установленной самим договором. За несоблюдение работодателем обязательств в соответствии с коллективным договором предусмотрена административная ответственность.

Работодателю могут вынести предупреждение или наложить штраф на сумму от до руб. Коллективный договор не является локальным нормативным актом ЛНА. Хотя бы потому, что для коллективного договора предусмотрен другой порядок разработки и принятия нежели для ЛНА. При принятии ЛНА работодатель действует самостоятельно ст. В ряде случаев, предусмотренных ТК РФ, он должен согласовывать свои решения с профсоюзной организацией, если таковая есть, но далеко не всегда ст.

А коллективный договор в принципе должен разрабатываться не только работодателем, но и представителями работников. Аналогично работодатель не может единолично вносить изменения в коллективный договор, а в ЛНА — может. Причем даже если согласие с профсоюзом так и не было достигнуто ст. Обязательных элементов коллективного договора не существует. Представители работников и работодателя сами решают, какие аспекты трудовой деятельности будут регулироваться этим документом. Среди них могут быть вопросы ст.

При разработке договора за образец можно взять Макет коллективного договора, рекомендуемый Минтрудом утв. Минтрудом РФ Обратите внимание: поскольку он был подготовлен ведомством в году, то в разделе, посвященному охране труда, в нем фигурирует еще аттестация рабочих мест. Сегодня работодатели вместо аттестации проводят специальную оценку условий труда. Трудовые отношения в России имеют множество различных нюансов и аспектов, в том числе которые касаются и ответственности работодателей и сотрудников компании.

Именно поэтому регулирование подобного взаимодействия между сотрудниками и работниками осуществляется различными способами, выбор которых зависит от специфики предприятия, количества сотрудников и прочих условий. Одной из таких форм и признается заключение коллективных договоров. Что такое коллективный договор и в чем состоит его суть? Это вопрос, который интересует многих работников. Если обратиться к нормам действующего Трудового кодекса, то коллективный трудовой договор — это локальный правовой акт в рамках одной организации, который заключается между сторонами социально-трудовых отношений, то есть работником и работодателем посредством помощи со стороны официальных представителей.

Об этом гласит действующий ТК РФ, а именно, статья Но при этом ТК РФ установлены рекомендательные списки вопросов, которые фиксирует собой проект образец коллективного договора, а потом и оригинальная его вариация. В частности, к таковым вопросам, которые коллективный договор должен и может включать, относятся:. Перечисленный перечень вопросов носит рекомендательный характер, но некоторые из них должны быть установлены в рамках соглашений обязательно.

Это связано с тем, что новый порядок заключения соглашений подразумевает наступление ответственности, которую могут понести работодатель и сотрудник, при несоблюдении общих требований заключения договоров. Это правило распространяется на все без исключения колдоговоры, которые подписывает работодатель с одной стороны и работники организации с другой. Несмотря на то, что каждый из этих пунктов является достаточно важной составляющей, большее внимание все же уделяется нормативным правилам, а также ответственности сторон трудовых отношений.

Нормативные условия правила , которые включает в себя проект коллективного договора организации, подразумевают собой локальные нормативные правила, которые устанавливаются двумя сторонами правоотношений, но в пределах своей компетенции. Эти нормативные условия, которые содержат коллективные договоры и соглашения, распространяются исключительно на работников сотрудников и руководство организации, в пределах которой и был принят акт. Нормативные условия, которые включает индивидуальный коллективный договор в пределах организации, заключенный между работником и работодателем, позволяют решить три основные проблемы в рамках трудовых отношений, в частности, если:.

Не менее интересной темой, по которой нужен отдельный разговор, является модель единого коллективного договора. Подобная норма права закреплена в рамках Трудового кодекса, поэтому работодатель должен обеспечить выполнение этого правила обязательно. Какой смысл заключен в этой модели коллективного договора? Единый, а не индивидуальный коллективный договор, позволяет соблюсти интересы и права всех без исключения сотрудников организации.

Подобная форма соглашений имеет единую концепцию и распространяется на всех без исключения работников компании, где работодатель может быть представлен как крупной фирмой, так и индивидуальным предпринимателем. Кроме того, утверждение модели единого коллективного договора полностью соответствует международному праву. Иными словами, коллективный договор позволяет соблюсти стандарты трудового права вне зависимости от количества представителей работников, членства в первичной профсоюзной организации.

Таким образом, удается достичь полного равноправия сотрудников, которые подписали коллективный договор, в том числе и в вопросах, которые касаются ответственности сторон. Заключение коллективного договора происходит в рамках общего собрания, где каждый желающий как работодатель, так и сотрудник может высказать свои собственные мысли по поводу содержания локального акта. Это является полной гарантией соблюдения интересов каждой из сторон правоотношений. Однако на практике распространены случаи, когда достичь полного взаимопонимания между субъектами невозможно.

Именно так и возникают неурегулированные разногласия. Если обратиться к полной версии Трудового кодекса, то в данном нормативном акте установлено, что регистрация коллективного договора должна быть произведена по истечению 3-х месяцев с момента, когда были начаты переговоры в процессе собрания, где сторонами выступают работодатель, трудовой коллектив и представители от двух сторон.

При этом проект колдоговора содержит в себе все правила и условия, по которым в рамках собрания удалось достичь полной договоренности. Но также следует отметить, что в процессе собрания происходит и принятие дополнительных соглашений, в которых прописываются неурегулированные разногласия. При этом составляется официальный протокол отчет разногласий. Протокол необходим для того, чтобы не оттягивать подписание соглашения и вступления в законное действие коллективного договора.

Так, согласно данному нормативному акту, одной стороной отношений является трудовой коллектив организации в виде своих представителей, другой стороной работодатель. Кроме того, работодатель может также избрать своих законных представителей, которые и будут представлять его в процессе собрания. Подобное правило распространяется на все без исключения компании. При этом следует отметить, что принятие соглашений и внесение изменений в коллективный договор может осуществляться официальными представителями с двух сторон.

Работодатель на выполнение подобной задачи в рамках собрания может назначить руководителя своего филиала, члена правления, заместителя директора и пр. Со стороны сотрудников официальным представителем является первичная профсоюзная организация или же иные представители. Все изменения в коллективный договор включенные в акт в рамках собрания, вносятся в официальный протокол. Форма, которую имеет протокол, стандартная, но может трансформироваться в зависимости от внутренних нормативных правил.

На сегодняшний день существует несколько основных видов коллективных договоров. Классификация происходит по различным основаниям, в частности, договора могут быть:. В зависимости от вида определяется и действие коллективного договора, который подписал работодатель и сотрудники компании. Все сведения вносятся в официальный протокол или его проект до того момента, как пройдет утверждение локального акта. Если говорить о времени, когда осуществляется действие коллективного договора, то срок обговаривается также совместно на организованном собрании.

В большинстве случаев коллективный договор заключается на срок от 1 до 3 лет. При необходимости срок действия коллективного договора может быть продлен на такой же временной период. Для этого происходит принятие дополнительных соглашений между сотрудниками. На сегодняшний день многие задаются вопросом, действительно ли необходимо выполнение такого условия, как заключение колдоговора? На самом деле, если углубиться в этот вопрос, то выполнение этого правила позволяет многим руководителям организаций получить целый ряд преимуществ:.

Перечисленные выше преимущества относятся в первую очередь к руководителю организации. Но выгоден в том числе и с материальной точки зрения коллективный договор и для рядовых сотрудников. Это заключено в том, что:. Таким образом, коллективный договор — это выгодная форма регулирования трудовых отношений как для сотрудников, так и руководителей, так как распределяет груз ответственности на все стороны соглашения.

Обязательно ли заключать в организации коллективный договор? Можно ли этого не делать, даже если работники выступили с такой инициативой? Выгодно работодателю иметь коллективный договор или стоит всеми возможными способами избегать его заключения? Но на самом деле можно и нужно договариваться с коллективом о том, что будет выгодно обеим сторонам. Наша статья поможет разобраться в тонкостях формы, содержания и процедуры заключения этого важного документа. Понятие коллективного договора содержится в ч.

В соответствии с данной нормой под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Признак 1. Это локальный документ, т. Признак 3. Соглашение заключается в соответствии с определенной процедурой представителями работников и работодателя. Коллективный договор может заключаться и в организации, и у индивидуального предпринимателя, а также в филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях организации.

Согласно ст. Следовательно, никто не может обязать работников и работодателя заключить коллективный договор или привлечь к ответственности за его отсутствие. Таким образом, заключение коллективного договора — это право работников и работодателя. Но если одна из сторон проявляет инициативу на заключение коллективного договора, то другая не может отказаться от участия в процедуре его заключения.

В соответствии со ст. Согласно ч. Создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов имеют право лица, достигшие летнего возраста и осуществляющие трудовую профессиональную деятельность. В соответствии с п. Статьей 18 Федерального закона от

Составление протокола общего собрания трудового коллектива необходимо для регистрации действий на общекорпоративных собраниях. Поводом для таких мероприятий могут стать совершенно разные обстоятельства:. Обычно подобные собрания проводятся в крупных организациях, где разветвленная сеть структурных подразделений и большое количество сотрудников. Малые предприятия, как правило, обходятся без подобных формальностей. Трудовой коллектив — это не просто определенное количество работников одного предприятия, взаимодействующих друг с другом и внешними субъектами для достижения общих целей. Это отдельный орган, который также как руководство компании и ее административная часть наделен определенными полномочиями.

Коллективный договор: право или обязанность?

ВажноСтатья 29 ТК РФ указывает, что в социальном партнерстве в качестве представителей работников, помимо профсоюзных организаций, могут выступать иные избранные работниками представители. СТК является органом самоуправления в организации, который играет следующие роли:

  • способствует объединению работодателей и работников в достижении общих производственных целей;
  • дает возможность трудовому коллективу высказывать свои идеи и предложения по производственной и организационной деятельности работодателя, поддерживает и продвигает их;
  • увеличивает прозрачность управленческой системы в организации;
  • обеспечивает защиту прав работников и др.

При создании СТК утверждается устав или положение о совете и избираются представители работников, которые войдут в совет.

Во избежание обвинений в том, что это именно работодатель виновен в затягивании переговоров, работодателю рекомендуется документировать все этапы ведения переговоров (обмен письмами, протоколы совместных заседаний представителей сторон).Подготовленный в окончательном виде проект коллективного договора подписывается сторонами комиссии, участвовавшими в его разработке. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Иными словами, срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора — 3 месяца со дня начала переговоров.

Он исчисляется со дня, следующего за днем получения согласия инициатором проведения коллективных переговоров.Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами (часть вторая и часть третья ст. 40 ТК РФ). Это означает, что после подписания коллективного договора на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласия по этим разногласиям стороны могут начать процедуру рассмотрения коллективного трудового спора, которая регламентируется ст.ст.

398-418 ТК РФ.Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст.

sovetnik36.ru

К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя. Что такое – представительный орган работников предприятия Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д.

Это не тема нашей статьи. Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация. (Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

№ 10-ФЗ от 12.01.1996г. ТК РФ) ВНИМАНИЕ! Если в процессе согласования проводятся коллективные переговоры, то представители работников, участвующие в согласовании, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство:

Особой формой некоммерческой организации, близкой к объединениям юридических лиц, является объединение работодателей.

Объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей — юридических и (или) физических лиц (ст.

3 Федерального закона от 30 октября 2002 г. «Об объединениях работодателей» ).

СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741 (далее — Закон об объединениях работодателей).

В отличие от ассоциаций и союзов, участниками объединения работодателей могут быть не только юридические, но и физические лица.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому или территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объединениях работодателей). Исходя из этого различаются следующие разновидности объединений:

— общероссийское объединение работодателей;

— общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей;

— межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей;

— региональное объединение работодателей;

— региональное отраслевое объединение работодателей;

— территориальное объединение работодателей;

— территориальное отраслевое объединение работодателей.

Объединения работодателей создаются по решению не менее чем двух учредителей-работодателей или объединений работодателей, на добровольной основе в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который помимо общеобязательных сведений должен включать условие о порядке наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров (ст.

ст. 10, 11 Закона об объединениях работодателей).

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений также устанавливаются уставом объединения.

Как и объединение юридических лиц, объединение работодателей не отвечает собственным имуществом по обязательствам своих членов. Однако, в отличие от ассоциаций и союзов, уставом объединения работодателей может быть предусмотрено, что при выходе из его состава члены объединения получают право на возврат имущества, переданного ими в собственность объединению, в том числе членских и иных взносов.

Реорганизация, ликвидация или признание банкротом объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством. По общему правилу добровольная реорганизация либо ликвидация объединения производится на основании решения высшего органа управления объединения работодателей.

На практике вопросы социального партнерства реализуются через представителей сторон рассматриваемого правового института трудового права. Как известно, такими сторонами выступают представители работников и представители работодателей, субъектный состав которых зависит от уровня и целей социального партнерства. В широком смысле такие цели могут носить как общий характер, присущий социальному партнерству в целом, так и специфический характер, заключающийся в достижении определенных социально-трудовых целей.

Так, представителями работников для достижения общих целей социального партнерства могут выступать следующие субъекты:

  • 1) профсоюзы и их объединения:
  • 2) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • 3) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК.

Для достижения специфических целей, таких, как проведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора, осуществление контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем, интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками; при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

Таким образом, в первом случае (локального регулирования социально-трудовых отношений) представителями работников могут выступать как профсоюзы в лице первичной организации, так и иные представительные органы, во втором (при регулировании рассматриваемых отношений за пределами организации) – работников могут представлять профсоюзы различных уровней.

Вместе с тем указанные случаи представительства работников имеют свои особенности.

Так, представление интересов работников первичными профсоюзными организациями и их органами осуществляется, как правило, в отношении работников, являющихся членами соответствующих профсоюзов. Однако, как следует из содержания ст. 9 Закона о профсоюзах, отсутствие такого членства не может являться препятствием в реализации работниками своих трудовых прав и свобод. Именно поэтому в случаях и порядке, которые установлены ТК, интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация.

Кроме того, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В практике трудовых и иных связанных с ними отношений достаточно широко распространены случаи, когда работники не объединены в профсоюзы, поскольку такое объединение осуществляется только на добровольных началах. Может сложиться ситуация, когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в указанном выше порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Вместе с тем такое положение не должно ограничивать право указанных работников на представительство в социальном партнерстве. В таких случаях на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель – представительный орган работников. Таким представительным органом могут выступать: трудовой коллектив, органы общественной самодеятельности и др. В то же время наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Наряду с добровольным (диспозитивным) характером формирования представительных органов работников, ТК (например, ст. 32) содержит и ряд императивных норм, согласно которым работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.

Такие условия должны быть закреплены трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

В зависимости от целей социального партнерства представителей работодателя можно классифицировать по трем категориям.

К первой категории относится руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Указанные лица представляют интересы работодателей в случаях:

  • 1) проведения коллективных переговоров;
  • 2) заключения или изменения коллективного договора;
  • 3) рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Во вторую категорию входят объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанные органы представляют интересы работодателей в случае:

  • 1) проведения коллективных переговоров;
  • 2) заключения или изменении соглашений;
  • 3) разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров и соглашений;
  • 4) формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Необходимо заметить, что особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

К третьей группе относятся представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов: федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций. В состав таких представителей входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность:

  • 1) при проведении коллективных переговоров;
  • 2) заключении или изменении соглашений;
  • 3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
  • 4) осуществлении контроля за выполнением соглашений;
  • 5) формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.

Последняя редакция Статьи 95 Конституции РФ гласит:

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Комментарий к Ст. 95 КРФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам: а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль, и б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты. За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы, и замедлением процесса принятия решений.

Конституция РФ не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхней и нижней палатой парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу как нижнюю палату Федерального Собрания. Такая характеристика не унижает Государственную Думу, поскольку во всем мире нижняя палата пользуется не меньшим уважением, чем верхняя, а полномочий часто имеет больше и они нередко более значимы, чем полномочия верхней палаты.

Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами в ходе законодательного процесса, в ее исключительных правах объявлять амнистию, давать или не давать согласие на кандидатуру главы Правительства, в определенной мере контролировать деятельность Правительства и др., хотя Совет Федерации имеет некоторые важные специальные полномочия, отсутствующие у Государственной Думы (см. комм. к ст. 93, 102, 103, 106).

2. Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет в настоящее время 83 субъекта, Совет Федерации должен насчитывать 166 членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления групповых инициатив его членов (Постановление Конституционного Суда от 12 апреля 1995 г. N 2-П о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации//СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451).

Очевидно, что под исполнительным органом субъекта Федерации Конституция понимает его исполнительный орган общей компетенции — Президента, Губернатора, Главу, являющегося главой исполнительной власти, или Правительство (Совет Министров). Данное положение Конституции само по себе допускает различные способы формирования Совета Федерации. При толковании, однако, необходимо учитывать и ряд других конституционных положений.

ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г. N 192-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869) установил, что представителями субъектов Федерации в Совете Федерации являются по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа государственной власти. Если законодательный орган субъекта Федерации двухпалатный, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением палат. Закон, однако, не определил, как следует поступать, если, например, в республике при наличии Президента исполнительная власть возложена на Правительство или на его главу.

Нельзя не отметить, что указанный Закон оставлял без внимания некоторые положения Конституции. Он, по существу, превращал Совет Федерации в орган, действующий непостоянно, ибо члены его были руководителями субъектов Федерации и основное место работы у них находилось именно там. В то же время, согласно ч. 1 ст. 99 Конституции, все Федеральное Собрание, а следовательно, и Совет Федерации являются постоянно действующим органом. Игнорировал закон и то обстоятельство, что в ч. 7 и 9 (абз. 2) разд. второго Конституции «Заключительные и переходные положения» говорится о Совете Федерации первого созыва, из чего следует, что должны иметь место второй и последующие созывы (в противном случае речь шла бы не о первом созыве, а о первом составе Совета Федерации); Законом же это исключалось. В упомянутом абз. 2 ч. 9 разд. второго сказано также, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, из чего опять же можно заключить, что правилом должно быть осуществление полномочий на постоянной основе (см. комм. к ч. 1 ст. 99 и ч. 7 и 9 разд. второго).

5 августа 2000 г. Президент РФ подписал новый ФЗ N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм.), который устранил большинство из отмеченных дефектов предыдущего Закона. Новый Закон более последовательно придерживается соответствия конституционному тексту: представители субъектов Федерации суть вместе с тем представители их законодательных и исполнительных органов, которые избираются или назначаются каждый раз этими органами именно в данном качестве; они работают в Совете Федерации на постоянной основе, и сама палата получила возможность функционировать постоянно. Федеральными законами, принятыми в 2004 и 2006 гг. (соответственно N 160-ФЗ и 128-ФЗ//СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5128; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3427), порядок формирования Совета Федерации частично изменен и уточнен, однако вопрос о созывах Совета Федерации так и остался без изменений: у палаты нет срока полномочий, срок этот есть лишь у ее членов (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Впрочем, уже можно встретить утверждения, что нынешний состав Совета Федерации — это его третий созыв. Такие утверждения, конечно, представляют собой натяжку, ибо законодательно регулярное обновление целиком всего Совета Федерации не предусмотрено, так что «третий созыв», как в свое время «второй», может длиться неопределенно долго.

Новые предложения, касающиеся изменения порядка формирования Совета Федерации, содержаться в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. (см. комм. к ч. 2 ст. 96).

Ни Конституция РФ, ни упомянутый ФЗ не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако, поскольку основная часть решений палаты принимается голосами большинства ее членов (ч. 3 ст. 102 Конституции), можно считать, что палата правомочна, если избрано (назначено) большинство общего числа ее членов, определяемого на основе ч. 1 ст. 65 и комментируемой части ст. 95 Конституции. Регламент Совета Федерации, утвержденный его Постановлением от 30 января 2002 г. N 33-СФ (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм.), предусмотрел в ч. 3 ст. 44, что заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины общего числа членов палаты.

Еще в Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд указал, что возможная неполнота состава палат Федерального Собрания не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение.

3. Установленный в этой части комментируемой статьи численный состав Государственной Думы — 450 депутатов — это общее число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов (вышеупомянутое Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. N 2-П). Так, если, согласно ч. 3 ст. 103 Конституции, постановления Государственной Думы принимаются, как правило, большинством голосов общего числа депутатов, это большинство следует исчислять от 450 депутатов, а не от того их числа, которое на данный момент избрано или присутствует.

В отношении Государственной Думы ни Конституция, ни ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм.) также не установили минимального числа депутатов, которое необходимо избрать для правомочности палаты. Конституция в ч. 3 ст. 103 предусмотрела необходимость абсолютного большинства голосов состава палаты для принятия основной части ее решений, а согласно Регламенту Государственной Думы, утвержденному постановлением палаты от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм.), заседание Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует большинство общего числа депутатов палаты (ч. 2 ст. 44). Следовательно, если число избранных депутатов окажется менее 226, палата не будет правомочной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *