Предпринимательская деятельность ГК

  • автор:

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.7 Предпринимательство. Предпринимательская деятельность.

3.7 Предпринимательство.

Предпринимательская деятельность.

План.

  • Сущность понятия «предпринимательство».
  • Черты предпринимательства.
  • Функции предпринимательства.
  • Принципы предпринимательской деятельности.
  • Субъекты и объекты предпринимательства.
  • Виды предпринимательства.
  • Организационные формы предпринимательства.
  • Предпринимательство и бизнес.
  • Конституция РФ о предпринимательстве.

Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Черты предпринимательства.

  • Свобода в выборе хозяйственной деятельности и её методов.
  • Самостоятельность.
  • Риск и ответственность за принимаемые решения и их последствия.
  • Ориентация на успех.

Функции предпринимательства:

  • ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
  • организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
  • творческая — использование новаторства в деятельности

Принципы предпринимательской деятельности:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование:

— прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);

— косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).

Субъекты предпринимательства.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

  • физические лица
  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.

Признаки юридического лица:

  • независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
  • наличие имущества;
  • право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
  • право осуществлять от своего имени экономические операции;
  • самостоятельная имущественная ответственность;
  • право выступать от своего имени в суде.

Виды юридических лиц:

  • коммерческие — имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
  • некоммерческие — не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).

Объекты предпринимательства.

Объекты предпринимательства — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Виды предпринимательства:

  • производственное предпринимательство — осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
  • коммерческое предпринимательство — состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
  • финансовое предпринимательство — является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
  • посредническое предпринимательство — проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
  • страховое предпринимательство — особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

Организационные формы предпринимательства.

Индивидуальное, или частное предпринимательство — бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

Хозяйственное товарищество (или партнерство) — бизнес, которым владеют два и более человек. Собственность – долевая. Принимаются совместные решения и несётся личная полная или частичная имущественная ответственность за ведение дела.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение для совместной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паёв.

Хозяйственное общество (корпорация, компания, акционерное общество) — совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Долевая собственность. Капитал образуется за счёт вкладов учредителей.

Предпринимательство и бизнес.

Бизнес — экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Из Конституции РФ.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Пункт утратил силу с 1 марта 2013 года — Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к статье 23 ГК РФ

1. В комментируемой статье отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. ст. 1, 2 ГК). Такой гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст. 24 ГК).

В комментируемой статье нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому начинать предпринимательскую деятельность гражданин может по достижении возраста, установленного ст. 21 ГК, т.е. при наступлении полной дееспособности, либо ранее — в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК.

Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства.

Порядок регистрации определяется Законом о государственной регистрации и Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>, которым введены в действие изменения в НК в части осуществления постановки на учет (см. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (в ред. 30.12.2005) <2> и письмо МНС России от 29.12.2003 N ММ-6-09/1384 <3>). Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства.

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5037.
<2> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2006. N 3. Ст. 297.
<3> Налогообложение. 2004. N 1.

К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей согласно п. 3 комментируемой статьи соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Употребленный в п. 3 термин «соответственно» означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица, а также в случаях, когда применительно к индивидуальным предпринимателям законом, иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса. Например, к индивидуальным предпринимателям неприменимы нормы о ликвидации юридических лиц. ВАС РФ в информационном письме от 13.01.2000 N 50 <1> разъяснил, что нормы ГК о ликвидации юридических лиц неприменимы к индивидуальным предпринимателям в силу особенностей их правового положения. Кроме того, законодательством (Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности) установлено, что деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случае аннулирования свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

———————————
<1> ВВАС РФ. 2000. N 3.

Предприниматель, так же как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.

2. Согласно п. 4 комментируемой статьи отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, опосредующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина. Применительно к обязательствам в области предпринимательской деятельности ГК содержит ряд правил, которые предъявляют более жесткие требования к отношениям, связанным с предпринимательской деятельностью, чем к иным отношениям. Специфика предпринимательской деятельности отражена, в частности, в ст. 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 ГК.

Вопрос о возможности применения к сделкам, заключенным гражданином, не зарегистрировавшим себя в качестве индивидуального предпринимателя, правил ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, решается судом.

В соответствии со ст. 27 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесены как споры с участием индивидуальных предпринимателей, так и в случаях, предусмотренных непосредственно АПК и федеральными законами, споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но осуществляющих предпринимательскую деятельность. В этой связи требуется уточнение позиции ВАС РФ и ВС РФ, высказанной в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, согласно которому все споры с участием таких граждан отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

При разрешении таких споров могут быть применены положения ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 комментируемой статьи).

3. В соответствии с ГК индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности. Ранее действовавшее законодательство содержало прямой запрет такого рода отношений между гражданином-предпринимателем и другими гражданами. Их отношения могли строиться только на условиях гражданско-правового договора подряда.

Право индивидуального предпринимателя нанимать работников на условиях трудовых договоров вытекает из нормы п. 3 ст. 25 ГК.

4. Пункт 2 ст. 23 ГК внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <1> крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица. По ГК крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1995 г. крестьянские хозяйства не могут быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они не значатся.

В качестве предпринимателя в ГК назван глава крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями. Однако государственной регистрации подлежит крестьянское (фермерское) хозяйство, а не его глава. В учредительных документах должны быть названы все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава. Крестьянское хозяйство — совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом и договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК). К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой ГК, необходимо было решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны были два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 ГК, т.е. в хозяйственное товарищество или производственный кооператив (см. коммент. к ст. 259). Статья 7 Вводного закона предусматривает необходимость регистрации изменений правового статуса крестьянских хозяйств в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой ГК. Очевидно, что такие преобразования должны быть произведены до 1 января 2010 г., так как Законом о фермерском хозяйстве предусматривается, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона о фермерском хозяйстве, а также нормы иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

Другой комментарий к статье 23 Гражданского Кодекса РФ

1. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. В ст. 1 этого Закона дается понятие государственной регистрации, которое содержит следующие признаки:

1) это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами;

2) это акт, имеющий правообразующее значение — с момента регистрации гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя;

3) это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об индивидуальных предпринимателях третьими лицами <1>.

Непосредственно о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей говорится в ст. ст. 22.1 — 22.3, входящих в гл. VII.1 указанного Закона. В основном здесь сосредоточены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). На соответствующие отношения распространены некоторые нормы этого же Закона о регистрации юридических лиц (о порядке представления документов в регистрирующий орган, о сроках регистрации).

2. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляет также крестьянское (фермерское) хозяйство. Его правовое положение определяется ГК РФ (ст. ст. 23, 257 и др.), а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <1> (далее — Закон о фермерском хозяйстве).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют только полностью дееспособные граждане. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.

Главой фермерского хозяйства является один из его членов по соглашению членов хозяйства. Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Нормы права о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, когда речь идет о фермерском хозяйстве, противоречивы. В п. 2 комментируемой статьи ГК РФ говорится о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя получает глава фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Закона о фермерском хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Однако Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 <1> предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

3. Распространение на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правил гражданского законодательства <1>, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями <2>, обусловлено, в частности, действием принципа нормативной экономии.

———————————
<1> Хотя в п. 3 комментируемой статьи ГК РФ говорится о распространении на индивидуальных предпринимателей только тех норм о коммерческих организациях, которые содержатся в Кодексе, очевидно, что и правила, сформулированные в других федеральных законах, а также в иных правовых актах о деятельности коммерческих организаций, могут применяться к предпринимательской деятельности граждан.
<2> Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий (ст. 50 ГК).

Можно было создать систему норм, регламентирующих деятельность граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Но исходя из сути предпринимательской деятельности, учитывая необходимость ее осуществления всеми субъектами по единым правилам, а также в целях нормативной экономии в гражданском законодательстве сформирован достаточно обширный массив норм о предпринимательской деятельности коммерческих организаций и указано (в п. 3 ст. 23 ГК), что соответствующие правила применяются к деятельности индивидуальных предпринимателей (например, нормы о профессиональном хранителе (п. 2 ст. 886 ГК), о запрете дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК) и т.д.). Вместе с тем в законе встречается иной по форме подход, не меняющий сути. Так, в ст. 1015 Кодекса предусмотрено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Устанавливаются также единые правила, применяемые к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без указания того, что ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (например, ст. 310, п. 3 ст. 401 ГК).

Такое разнообразие в форме подачи нормативного материала не носит сущностного характера и ни в коей мере не колеблет общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Вместе с тем иное может следовать из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (100-процентное уравнивание индивидуального предпринимателя и коммерческой организации нецелесообразно, да и невозможно, исходя из соображений экономического характера, учитывая социально-политические факторы и пр.). Например, как отмечалось, в законодательстве содержатся нормы о регистрации юридических лиц, но имеются специальные правила регистрации индивидуальных предпринимателей.

4. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, вступает в гражданские правоотношения не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, например заключает договоры, направленные на удовлетворение потребностей своей семьи в жилище, питании, одежде и пр. Понятно, что такого рода отношения регулируются нормами, регламентирующими деятельность физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями), и нормы о коммерческих организациях при этом не действуют.

5. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не имея статуса индивидуального предпринимателя (не прошедший государственную регистрацию), совершает правонарушение. На этот случай закон устанавливает неблагоприятные последствия для такого гражданина: во-первых, он лишается права в отношении заключенных им сделок ссылаться на то, что он не является предпринимателем; во-вторых, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неблагоприятный характер этих последствий выражается в том, что закон устанавливает более жесткие требования к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к участию граждан в правоотношениях. И в рассматриваемой ситуации к соответствующим отношениям могут применяться эти (более жесткие) правила. Например, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении предпринимательской деятельности заключил договор, кроме прочего предусматривающий возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств и (или) одностороннего изменения его условий. Впоследствии, при возникновении спора, он указывает на то, что не имеет статуса индивидуального предпринимателя и потому соответствующее условие недействительно (ст. 310 ГК). Но тут «вступает» правило п. 4 ст. 23 ГК РФ: такая ссылка недопустима, и суд может признать соответствующее условие действительным. Еще более красноречивым примером является применение правил, предусмотренных ст. 401 ГК РФ. Гражданин, нарушивший обязательство, указывает на свою невиновность и потому невозможность привлечения его к ответственности (п. 1 ст. 401). Однако, установив, что лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, хотя и не имело статуса индивидуального предпринимателя, суд может возложить на него ответственность, даже если оно действительно невиновно (п. 3 ст. 401).

Важно обратить внимание на слова п. 4 комментируемой статьи: «Суд может применить.». С учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе в соответствующих случаях не применять к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, если такое применение будет выгодно гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, но не имеющему статуса индивидуального предпринимателя).

1. Заниматься предпринимательством гражданам в РФ возможно тремя способами:

— создав юридическое лицо;

— зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя;

— создав крестьянское фермерское хозяйство.

Комментируемая статья посвящена предпринимательской деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для получения статуса индивидуального предпринимателя гражданину необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту его жительства. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с гл. VII.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В силу п. 1 ст. 22.1 указанного Закона гражданину необходимо предоставить в налоговую инспекцию следующие документы:

— заявление о государственной регистрации по форме N Р21001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;

— для граждан РФ — копию основного документа;

— для иностранных граждан — копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

— для лиц без гражданства — копию документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

— если документ, удостоверяющий личность гражданина, не содержит сведений о дате и месте рождения — копию свидетельства о рождении гражданина или копию иного документа, подтверждающего дату и место его рождения;

— для иностранных лиц и лиц без гражданства — копию документа, подтверждающего право гражданина временно или постоянно проживать в РФ;

— если в иных документах нет сведений о месте жительства гражданина — подлинник или копию документа, подтверждающего его адрес места жительства в РФ;

— для несовершеннолетних — нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о заключении брака, либо копию решения органа опеки и попечительства, либо копию решения суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

— документ об уплате государственной пошлины (госпошлина на 01.07.2014 составляет 800 рублей);

— если гражданин намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних — справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в пятидневный срок, после чего ему выдается свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя сведения о нем заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Если сведения изменились в процессе деятельности индивидуального предпринимателя, то гражданин обязан в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган, представив следующие документы:

— заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме N Р24001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;

— копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.

Если гражданин намерен прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, он должен представить в налоговую инспекцию по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя следующие документы:

— заявления о государственной регистрации по форме N Р26001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;

— документа об уплате государственной пошлины (на 01.07.2014 госпошлина составляет 160 рублей);

— справку из Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов.

2. Граждане не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. При возникновении споров суд будет применять к гражданам, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющим предпринимательскую деятельность, положения, регулирующие деятельность индивидуального предпринимателя.

Так, в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 указывается, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п. 1 комментируемой статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. Если, например, при этом были нарушены права потребителей услуг (товаров) указанного гражданина, то по таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.

Кроме того гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации индивидуального предпринимателя, может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ.

3. Пункт 5 комментируемой статьи посвящен созданию гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства. Граждане имеют право создавать крестьянские (фермерские) хозяйства с целью занятия производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства.

Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Для государственной регистрации крестьянского (фермерского хозяйства) в налоговую инспекцию представляется:

— заявление по форме N Р21002, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;

— соглашение о создании, если в создании участвует несколько лиц;

+Читать далее…

— иные документы, предусмотренные для государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Предпринимательское и коммерческое право (К. К. Лебедев, 2002)

3.1. Историческое развитие законодательного подхода к понятию предпринимательской деятельности

Наряду с понятием экономической деятельности в законодательстве, судебно-арбитражной практике, юридической литературе и деловом обороте широко употребляется понятие предпринимательской деятельности. Уже одно это требует выявления соотношения между понятиями экономической и предпринимательской деятельности. Но главное даже не в этом методологическом аспекте, а в том, что понятие предпринимательской деятельности используется в действующем законодательстве как базовый юридико-технический инструмент, сквозь призму которого осуществляется правовое регулирование многих аспектов экономических отношений.

С понятием предпринимательской деятельности связано появление целого ряда новых институтов российского права. Правовые институты, отражающие особенности отношений, опосредующих предпринимательскую деятельность, сближаются и группируются, происходит становление предпринимательского и коммерческого права как отрасли законодательства и отрасли системы российского права. Это объективный процесс развития правовой системы. И для того, чтобы правильно оценить современное состояние и качественный уровень правового регулирования экономики, необходимо обратиться к истории вопроса, т. е. к истории появления легального понятия предпринимательской деятельности, а также к истории становления правовых институтов, посвященных регулированию предпринимательской деятельности и связанных с ней отношений.

То легальное определение понятия предпринимательской деятельности, которое содержалось и содержится в источниках права, дает основание сделать вывод, что предпринимательская деятельность является разновидностью экономической деятельности, поскольку предпринимательская деятельность или предпринимательство: а) имеет место быть в сфере экономики, б) осуществляется путем использования имущества, в связи с чем производятся затраты, покрываемые за счет получаемых доходов. Отличительными признаками предпринимательской деятельности, благодаря которым она выделяется из других видов экономической деятельности, являются: а) самостоятельный и рисковый характер, б) товарные свойства создаваемого продукта, в) направленность на систематическое получение доходов.

Один из исследователей правового режима предпринимательской деятельности профессор В. Ф. Попондопуло обратил внимание на свободный характер предпринимательской деятельности: «Деятельность вообще включает в себя цель, средства ее достижения, результат и сам процесс. В зависимости от своего характера она подразделяется на два основных типа: свободную (первичную, основную, базисную) и несвободную (вторичную, производную, надстроечную). Свободная деятельность, каковой и является предпринимательская деятельность, основана на свободе воли, на выборе цели, средств ее достижения, результата и процесса осуществления». Против характеристики предпринимательской деятельности как деятельности свободной нет возражений, но В. Ф. Попондопуло не поясняет, чем именно, какими факторами, предопределяется свободный характер предпринимательской деятельности. А это важнейший момент, имеющий принципиальное методологическое значение.

Свободный характер – это объективное качество предпринимательской деятельности, предопределяемое зависимостью условий реализации результатов предпринимательской деятельности от конъюнктуры, т. е. от рынка. Именно колебания конкретной рыночной конъюнктуры (сезонные, региональные, отраслевые, связанные с изменением различных политических, социально-экономических обстоятельств) обусловливают необходимость свободных решений самого предпринимателя. Поэтому предпринимательская деятельность является не просто разновидностью экономической деятельности, а такой ее разновидностью, которая выступает и осуществляется как свободная экономическая деятельность.

В социологическом аспекте как вид свободной экономической деятельности предпринимательская деятельность приобретает значение самостоятельной категории только во взаимосвязи с определенной структурой социально-экономических отношений и на определенном этапе исторического развития общества и государства. Как определенная система и составная часть экономики, свободная экономическая деятельность, включая предпринимательскую деятельность, возможна при рыночной экономике и невозможна при таком варианте социалистической экономики, когда условия реализации товара устанавливаются сверху государственными органами путем жесткого планово-административного регулирования. В силу этих причин как самостоятельное социальное явление предпринимательская деятельность существует в странах с рыночной экономикой, т. е. в капиталистических государствах, а также в тех социалистических странах, экономика которых основывается на многообразии форм собственности, и государство не препятствует возникновению и развитию рыночного сектора экономики. В свое время – 70-80-е гг. прошедшего века – предпринимательская деятельность физических и юридических лиц получала поддержку в таких социалистических государствах, как, например, Венгерская Народная Республика и Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В настоящее время примером успешного сочетания планово-регулируемой и рыночной экономики является Китайская Народная Республика. Экономический рост и прогресс в социально-экономическом развитии КНР объясняется как раз тем, что руководство КНР, следуя заветам отца китайских реформ Дэн Сяопина, проводит политику, направленную на поддержку не только государственного, но и частного, т. е. рыночного, сектора экономики.

Будучи индивидуалистической, в которой главным побудительным мотивом является частный экономический интерес, предпринимательская деятельность не имеет корней в социалистическом обществе, основанном на всеобъемлющем планировании экономики и обобществленной собственности на средства производства. Фактически отдельные проявления предпринимательства имеют место и при социализме: единоличные крестьянские хозяйства, торговля с рук, бытовые услуги частников, репетиторство и т. п. Но эти проявления не могли быть системой и занимали незначительное место по удельному весу и всем остальным показателям в социалистической экономике. Поэтому в эпоху социализма не было предпосылок для конституирования предпринимательской деятельности в качестве самостоятельного объекта правового регулирования.

В период существования советского социалистического государства различные виды производственной деятельности охватывались понятием хозяйственной деятельности, которое широко использовалось в экономической и юридической литературе и деловой практике, но не закреплялось в законодательстве в виде легального понятия, с которым связывались бы определенные правовые последствия.

Основные признаки хозяйственной деятельности были раскрыты в работе профессора А. А. Собчака «Правовое регулирование хозяйственной деятельности». По его мнению, правовое значение понятия хозяйственной деятельности заключалось в том, что «оно служит критерием при выявлении объема и границ законодательства в области социалистического хозяйствования». А. А. Собчак указывает, что было бы «неверно как отождествлять ее с любой деятельностью в сфере экономики, представляя себе дело таким образом, что любые отношения, возникающие в сфере социалистического хозяйствования, образуют хозяйственную деятельность, так и сводить ее к выполнению технологических и иных операций, для осуществления которых созданы соответствующие организации». Хозяйственная деятельность, – пишет А. А. Собчак, – «состоит в создании, распределении и в доведении до потребителей продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения. Ею охватываются отношения не только производства, но также распределения и обмена».

Хозяйственная деятельность государственных предприятий и колхозов подчинялась плановым заданиям и по своему существу не являлась свободной экономической деятельностью. Поэтому понятие хозяйственной деятельности, употреблявшееся в советский период, не является ни аналогом или синонимом, ни генетической основой (в историческом аспекте) понятия предпринимательской деятельности, которым оперируют современное законодательство и литература.

В поисках исторических корней понятия предпринимательской деятельности следовало бы обратиться к дореволюционному (до 1917 г.) периоду в истории России – периоду ярко выраженной капиталистической системы хозяйства, основанной на свободной экономической деятельности и предпринимательстве. Однако, несмотря на то, что дореволюционное законодательство было направлено на создание благоприятных условий для развития деловой активности и предпринимательства, в самом законодательстве понятия предпринимательства или предпринимательской деятельности отсутствовали. Да и в юридической литературе термины «купеческая, торговая деятельность», «предпринимательство», «предприниматель» употреблялись как общеизвестные, не требующие раскрытия их содержания и анализа их признаков. Среди огромного количества опубликованных в конце XIX – начале XX в. (до 1918 г.) источников по гражданскому и торговому праву не удалось обнаружить работ, специально посвященных понятию предпринимательства (предпринимательской деятельности). Не раскрывается понятие предпринимательской деятельности и в работе П. П. Цитовича, специально посвященной основным понятиям дореволюционного торгового права. П. П. Цитович дает следующее определение торговли: «Под торговлей в общепринятом смысле разумеется деятельность, направленная на доставление вещей – движимостей в смысле res corporals – от производителей к потребителям». Возможно, это определение является первым или одним из первых определений торговли как вида деятельности.

Другой крупный дореволюционный ученый А. И. Каминка лишь указывает на то, что «предпринимательская деятельность слагается из разных элементов, играющих различную роль в разных формах организаций», но определения предпринимательской деятельности не дает.

Очевидно, в условиях стабильности и высокого уровня капиталистической экономики понятие предпринимательства (предпринимательской деятельности) не привлекало к себе внимания ни законодателя, ни ученых юристов. Это обстоятельство сыграло определенную роль семь десятилетий спустя, когда политические и социально-экономические реформы были направлены на преобразование планово-регулируемой экономики в экономику рыночную, капиталистическую, и многие правовые институты, а также понятия и категории, отражающие особенности рыночной экономики, пришлось воссоздавать заново.

С переходом к рынку появился новый для советского, а затем и российского права объект правового регулирования – предпринимательская деятельность и отношения, связанные с ней. Ввиду отсутствия дефинитивных аналогов в предшествующем законодательстве законодатель был вынужден заново реконструировать и воссоздавать понятийный аппарат, необходимый как отправная методологическая база для правового регулирования новых отношений, складывающихся в государстве, изменивший всю структуру социально-экономических и политических отношений.

Процесс реконструкции и воссоздания нового легального понятийного аппарата происходил постепенно. Начальный этап приходится на вторую половину 80-х гг. XX в. – период перестройки и либерализации политического режима. В сфере экономики в целях создания необходимых для рынка условий стали осуществляться мероприятия по разгосударствлению и демонополизации экономики. В принятых в этот период законах и других нормативных правовых актах закреплялись условия функционирования в экономической сфере различных видов субъектов: государственных предприятий (объединений), производственных кооперативов, совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, граждан, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность.

Деятельность негосударственных субъектов экономических отношений уже не подчинялась планово-административному регулированию и потому представляла собой свободную экономическую деятельность. Но право лиц на занятие свободной экономической деятельностью в целях систематического извлечения прибыли, как и само понятие предпринимательства не были закреплены в законе, что затрудняло решение многих вопросов, постоянно возникавших в практике.

В конце этого этапа 25 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В Законе были закреплены правовые основы предпринимательской деятельности, содержались общие положения об организационно-правовых формах предприятий и конкретные нормы о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий. Несмотря на то, что в печати высказывалось много критических замечаний в адрес Закона, он, безусловно, сыграл огромную позитивную роль в становлении рыночных отношений, поскольку ввел в лексический оборот понятие организационно-правовой формы, определил виды коммерческих организаций и, самое главное, впервые закрепил на уровне федерального закона (Закона РСФСР) право граждан и организаций на занятие предпринимательской деятельностью. Закон дал мощный толчок к созданию многочисленных хозяйственных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ открытого и закрытого типа) и предприятий, создаваемых как унитарные одним учредителем (индивидуальные частные предприятия, предприятия общественных организаций), благодаря которым стала формироваться новая субъектная структура экономики государства, альтернативная по отношению к существующей структуре, базирующейся на государственной собственности.

В Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» впервые в российском законодательстве было дано легальное понятие предпринимательской деятельности. С учетом новизны и большого методологического значения этого понятия законодатель постарался подробно изложить его, развернуть признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, в отдельные положения, собрав их в главу 1, озаглавленную «Общие положения». Если сама дефиниция содержалась в п. 1 ст. 1 («Предпринимательство»), то указания на различные признаки предпринимательской деятельности находились в п. 2 ст. 1, ст. 2 («Субъекты предпринимательства»), п. 1 ст. 3 («Формы предпринимательской деятельности») и п. 1 ст. 4 («Предприятие»).

«Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли», – такое определение содержалось в п. 1 ст. 1 Закона. Как видим, оно было весьма лаконичным. Но его объем значительно расширялся за счет поясняющих дополнений относительно риска и имущественной ответственности предпринимателя (п. 2 ст. 1), государственной регистрации предприятия (п. 2 ст. 2), возможности осуществления предпринимательской деятельности как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 3), целей создания предприятия: «для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» (п. 1 ст. 4).

Многие положения Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» были перенесены в Гражданский кодекс РФ, в связи с чем, чтобы избежать дублирования одних и тех же положений в различных законодательных актах, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был признан утратившим силу с момента введения в действие части первой ГК РФ. Понятие предпринимательской деятельности было перенесено в часть первую ГК РФ и воспроизведено в ГК с некоторыми редакционными изменениями.

Прежде чем приступить к анализу этих имзменений, хотелось бы подчеркнуть большое значение последовательной позиции законодателя, который, сохранив легальное определение понятия предпринимательской деятельности, заложил тем самым необходимую методологическую основу для специального правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Представим себе, что в ст. 2 ГК РФ и вообще в действующем законодательстве не содержалось бы легального определения понятия предпринимательской деятельности. Сколько тогда возникло бы споров при применении правовых норм, регулирующих экономические отношения! Во многих случаях установление фактических обстоятельств не устраняло бы трудности при правовой квалификации отношений и решении вопроса о том, является ли осуществляемая экономическая деятельность предпринимательской или нет. Как правило, таких трудностей в правоприменительной практике не возникает только благодаря тому, что в законе содержится развернутое определение предпринимательской деятельности, на которое всегда можно (и нужно!) опираться как на общую правовую норму.

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может специализироваться по любому виду деятельности. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ).

Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба в составе Министерства финансов.

При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства. Документы, требуемые для регистрации: заявление, копия паспорта. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.

Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица. Акт государственной регистрации означает факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.

Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *