Предоставление субсидий на возмещение части затрат

  • автор:

Содержание

О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов

Некоторые предприятия имеют право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Такие средства могут выделяться, например, в целях возмещения предприятию доходов, выпадающих из-за применения последним регулируемых государством цен на услуги, которые оказываются льготным категориям граждан. Однако порядок учета бюджетных средств для целей бухгалтерского и налогового учета прямо не прописан ни в одном из нормативных актов, регулирующих данные сферы. Что, соответственно, порождает вопрос, как и в какой момент следует учитывать указанные бюджетные средства. Предлагаем вместе проанализировать этот и многие другие вопросы.

Что такое выпадающие доходы?

Политика государства такова, что оно стремится переложить на граждан все бремя расходов по услугам, получаемым ими. В то же время, осознавая, что это бремя для многих граждан окажется непосильным, государство (в том числе и с целью ограничения аппетитов монополистов — поставщиков услуг) вводит ограничение на рост цен и тарифов по некоторым видам товаров и услуг. В частности, возможность государственного регулирования цен установлена п. 1 ст. 424 ГК РФ. При этом сами основы государственного регулирования заложены в Указе Президента РФ от 28.02.1995 N 221, Постановлении Правительства РФ N 239 <1> и ряде федеральных законов.

<1> Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Иначе говоря, получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ <2> позволяет предприятиям сдерживать рост розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, контролируемые государством, так как часть стоимости этих товаров (услуг) оплачивается из бюджетных средств.

<2> Согласно ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе с целью возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В настоящее время существует несколько способов реализации государственного регулирования цен, однако нас интересует лишь один из них — установление льгот для отдельных категорий потребителей. В такой ситуации у предприятия, реализующего услуги по заниженным тарифам (ценам), зачастую не покрываются затраты на производство и поставку услуг. В результате чего образуются так называемые выпадающие доходы, которые компенсирует государство (в лице субъектов РФ или муниципалитетов). Кстати, действующим законодательством прямо не установлена безусловная обязанность государства по возмещению предприятиям выпадающих доходов в полном объеме. В арбитражной практике есть немало решений, из которых следует, что споры возникают не только из-за размера возмещаемых сумм, но и из-за самой обязанности компенсировать выпадающие расходы (см. Постановления ФАС УО от 13.12.2013 N Ф09-12420/13, ФАС МО от 08.11.2013 N А40-155306/12-55-1420, ФАС ВВО от 16.12.2013 N А29-3869/2011).

Заметим, нормативного определения понятия «выпадающие доходы» применительно к рассматриваемой ситуации не существует. Тем не менее данное обстоятельство не мешает участникам указанных правоотношений активно его использовать, в том числе в нормативных документах (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р). Очевидно, что под выпадающими доходами следует понимать те убытки, полученные предприятием в результате предоставления услуг льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут компенсированы государством.

На конкретном примере

Чтобы не быть голословными, предлагаем обозначенную в преамбуле проблему рассмотреть на примере конкретной ситуации.

Автотранспортное предприятие реализовало в марте 2014 г. проездные билеты, в том числе социальные проездные билеты, дающие право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.

Выручка за указанный период составила 5 500 000 руб., расходы — 5 900 000 руб.

Сумма выпадающих доходов, образовавшихся в результате реализации предприятием социальных проездных билетов, составила 250 000 руб.

Распорядитель бюджетных средств — орган местного самоуправления <3> — 12.05.2014 принял решение о возмещении из местного бюджета лишь части названной суммы (не беремся оценивать, по каким причинам), и в этом же месяце (22.05.2014) на счет предприятия поступило 200 000 руб.

<3> Согласно ст. 6 БК РФ распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Как указанные хозяйственные операции должны быть отражены в учете?

Бухгалтерское законодательство…

…не содержит на этот счет никаких специальных указаний.

Сразу оговоримся, что правила, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» <4>, в данном случае не применяются. В силу п. 3 действие названного бухгалтерского стандарта не распространяется на экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов.

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Учет поступления субсидий, получаемых в целях возмещения выпадающих доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен, осуществляется в общеустановленном порядке. То есть доходы, связанные с оказанием услуг, должны отражаться автотранспортным предприятием по правилам, установленным ПБУ 9/99 «Доходы организации» <5>.

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, то есть независимо от ее фактического поступления. Величина выручки определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом, и никоим образом не зависит от других обстоятельств (п. п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

В части бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов, необходимо пояснить следующее.

Данные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученного хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Сказанное согласуется с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

В то же время включать в состав выручки по состоянию на 31.03.2014 недополученную сумму доходов (в нашем случае 250 000 руб.) не стоит, поскольку это противоречит принципам признания дохода, установленным в п. 12 ПБУ 9/99. Согласно названному пункту сумма дохода одновременно должна отвечать следующим условиям:

  • ее размер может быть достоверно определен;
  • имеется уверенность в увеличении экономических выгод предприятия.

С определением размера выпадающего дохода сложностей в данной ситуации не возникает. Чего не скажешь о втором критерии — об уверенности: как правило, она появляется лишь после принятия распорядителем бюджетных средств соответствующего решения.

Рассматриваемые бюджетные компенсации следует квалифицировать в качестве прочих доходов, то есть в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99. Признавать такие доходы нужно в том отчетном периоде, когда распорядитель бюджетных средств примет решение о возмещении выпавших доходов. Иными словами, в тот момент, когда у предприятия появится уверенность в получении указанных средств.

Признание данных сумм в момент оказания услуг, если нет уверенности в их дальнейшей компенсации из бюджета, по мнению автора, приведет к искажению финансовой отчетности.

Таким образом, в учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена выручка от реализации услуг (включая продажу проездных билетов) <*>

5 500 000

Отражена себестоимость реализованных услуг

20, 26

5 900 000

Отражена сумма полученного убытка

400 000

Признан доход в виде суммы, причитающейся к возмещению из бюджета

200 000

Получены из бюджета средства в целях компенсации выпадающих доходов

200 000

<*> Вопросы, связанные с расчетами по НДС, в примере не рассматриваются.

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ не содержит четких указаний о порядке признания в составе доходов субсидий, получаемых налогоплательщиками в целях возмещения выпадающих доходов. Иначе говоря, положениями названной главы не решены два вопроса:

  • о самой возможности признания рассматриваемых субсидий доходом, учитываемым при налогообложении прибыли;
  • о квалификации указанного дохода (внереализационный или доход от реализации). От этого зависит дата признания до хода: либо на момент реализации услуг, либо на момент фактического получения денежных средств из бюджета. Подобный нюанс в контексте рассматриваемых субсидий немаловажен, так как их перечисление непосредственному исполнителю происходит постфактум и не всегда в полном объеме.

Зато в гл. 25 НК РФ содержится норма, формально позволяющая исключать из состава доходов при определении облагаемой базы любые бюджетные средства по налогу на прибыль, если рассматривать их в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251). Ключевые слова здесь — бюджетные средства и целевое финансирование. Ведь в том, что эти средства получены из бюджета, сомнений не возникает, как нет сомнений и относительного того, что все бюджетные средства выделяются на определенные цели.

Руководствуясь названной нормой, налогоплательщики нередко предпринимали попытки минимизации своих налоговых обязательств в случае получения бюджетных средств, направляемых на компенсацию доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен и тарифов. И арбитры их поддерживали (см., например, Постановление ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09).

Не устраивала подобная ситуация (по понятным причинам) налоговых инспекторов. Итак…

…возникает ли в данной ситуации налогооблагаемый доход?

В споре, рассмотренном в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09, контролеры наконец взяли реванш — и какой! Они смогли убедить высших арбитров в том, что бюджетные средства, получаемые налогоплательщиком в целях возмещения доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен на услуги, оказываемые льготным категориям граждан, следует признавать доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

После опубликования упомянутого судебного акта (а также Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/10, содержащего аналогичный вывод) у налогоплательщиков практически не осталось шансов сэкономить в подобной ситуации на налоге на прибыль. Характерный пример — Постановление ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13.

Но, решив один из поставленных вопросов, налоговое ведомство не спешило останавливаться на достигнутом.

…в какой момент признавать доход?

Контролеры стали настаивать, что средства, получаемые в качестве компенсации выпадающих доходов, следует учитывать в момент оказания услуги, то есть независимо от фактического поступления денежных средств налогоплательщику.

Словом, анализируемые суммы налоговики квалифицировали исключительно как доходы от реализации, то есть в строгом соответствии с позицией высших арбитров из Постановления N 15187/09: подобные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного налогоплательщиком от реализации услуг.

Арбитры с ними соглашались. Например, в Постановлении ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13 по данному вопросу отмечено следующее. Получение налогоплательщиком дотаций из бюджета позднее даты реализации потребителям услуг по перевозке по льготным ценам не является основанием для включения этих денежных средств в доход налогоплательщика в период их получения. Главой 25 НК РФ при использовании налогоплательщиком метода начисления подобное не предусмотрено (см. также Постановление ФАС ВВО от 18.04.2013 N А38-223/2010).

Хотя Минфин России еще в Письмах от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99 разъяснил, что средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе внереализационных доходов.

Спорная ситуация разрешилась благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13, в котором, на наш взгляд, дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, в какой момент следует признать в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, бюджетные средства, направленные для компенсации выпадающих доходов.

Приведем основные тезисы:

  1. Исходя из положений ст. ст. 41, 247 НК РФ основанием для возникновения облагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который можно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ.
  2. В момент оказания услуги налогоплательщик не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.
  3. Недополученная сумма дохода, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования на основании ст. 16 ГК РФ.

Добавим, в основе последнего тезиса лежит правовая позиция, изложенная в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых в целях исполнения законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Окончательный вердикт высших арбитров таков: несмотря на производственный характер деятельности налогоплательщика, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда.

Но вернемся к нашему примеру. Если принять во внимание приведенные выводы Президиума ВАС, которые в дальнейшем, очевидно, будут использоваться (и налогоплательщиками, и налоговыми инспекторами), получается, что автотранспортное предприятие несет минимальный риск, если:

  • при исчислении налога на прибыль за I квартал 2014 г. не включит в облагаемый доход сумму выпавших доходов — 250 000 руб.;
  • при исчислении налога на прибыль за II квартал 2014 г. в составе внереализационных доходов учтет лишь фактически полученную из бюджета сумму в размере 200 000 руб.

* * *

Подведем итоги. Бюджетные средства, направляемые хозяйствующему субъекту в качестве компенсации выпадающих доходов, образовавшихся в результате применения им регулируемых государством цен и тарифов для реализации товаров (работ, услуг) льготным категориям граждан, не являются средствами целевого финансирования. В бухгалтерском учете они отражаются по общим правилам в соответствии с требованиями ПБУ 9/99. В целях налогообложения прибыли данные суммы признаются внереализационным доходом и учитываются в облагаемой базе по мере фактического поступления из бюджета.

Т.М.Медведева

Эксперт журнала

«Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения»

Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение организациям — региональным операторам недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (с изменениями на 24 января 2020 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2019 года N 246
Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение организациям — региональным операторам недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

(с изменениями на 24 января 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 20.09.2019 N 437, от 24.01.2020 N 21)

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» Правительство Чукотского автономного округа постановляет:

1. Утвердить Порядок предоставления субсидии на возмещение организациям — региональным операторам недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2019 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (Сафонова О.А.).

Председатель Правительства
Р.В.КОПИН

Приложение
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 29 апреля 2019 г. N 246

(в ред. Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 20.09.2019 N 437, от 24.01.2020 N 21)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет условия и механизм предоставления из окружного бюджета субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее — Субсидия).

1.2. Субсидия имеет заявительный характер и предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуги юридическими лицами, осуществляющими деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, связанную с предоставлением населению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на другие цели.

(в ред. Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 20.09.2019 N 437, от 24.01.2020 N 21)

1.3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на указанные цели в рамках реализации мероприятий Подпрограммы «Реализация комплекса мероприятий по обращению с отходами» Государственной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе» (далее — Подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15 января 2015 года N 20.

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

1.4. Главным распорядителем средств окружного бюджета, осуществляющим предоставление Субсидии, до которого в установленном порядке доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление Субсидии, является Комитет природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (далее — Комитет).

Предоставление Субсидии Комитет осуществляет в соответствии с соглашением, заключенным между Комитетом и получателем Субсидии (далее соответственно — Соглашение, Получатель Субсидии), в отношении которых принято решение о предоставлении Субсидии.

1.5. К категории Получателей Субсидии относятся юридические лица — региональные операторы, оказывающие населению коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чукотского автономного округа.

Критериями отнесения региональных операторов к Получателям Субсидии являются:

предоставление населению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов) по тарифам (ценам) для населения, установленным Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа;

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

наличие выпадающих доходов вследствие оказания указанных в абзаце третьем настоящего пункта услуг населению.

2. Условия и порядок предоставления Субсидии

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

2.1. Для получения Субсидии Получатель Субсидии в срок до 30 января 2020 года, далее до 20 января текущего года представляет в Комитет:

1) заявку о предоставлении Субсидии по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку;

2) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в установленном порядке;

3) справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером Получателя Субсидии, подтверждающую выполнение условий, указанных в подпунктах 3 — 6 пункта 2.6 настоящего раздела;

4) копию лицензии на осуществление деятельности регионального оператора на территории Чукотского автономного округа;

5) расчет недополученных доходов, связанных с предоставлением Субсидии, согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Для определения объема принимаются все фактические объемы предоставления населению коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в период календарного года (с 1 января по 31 декабря) прошедшего отчетного периода;

6) справку об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Представленные документы не должны содержать подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание документа.

Получатель Субсидии несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

2.2. Комитет при получении от Получателя Субсидии документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела:

1) осуществляет их регистрацию в день поступления;

2) в течение десяти рабочих дней рассматривает документы и принимает решение о предоставлении Субсидии и заключении Соглашения или об отказе в ее предоставлении.

2.3. В случае принятия решения об отказе в предоставлении Субсидии Комитет в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения представленных документов письменно уведомляет Получателя Субсидии на адрес электронной почты о принятом решении с указанием оснований для отказа.

Получатель Субсидии в течение пяти рабочих дней со дня получения от Комитета уведомления устраняет перечисленные в нем нарушения и повторно представляет документы в Комитет.

Основаниями для отказа Получателю Субсидии в предоставлении Субсидии являются:

несоответствие представленных Получателем Субсидии документов требованиям, указанным в пункте 2.1 настоящего раздела, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

недостоверность представленной Получателем Субсидии информации;

несоответствие Получателя Субсидии требованиям, установленным пунктом 2.6 настоящего раздела.

2.4. Размер Субсидии рассчитывается в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств из окружного бюджета и определяется на основании поданных в Комитет Получателями Субсидии заявок о предоставлении Субсидии.

В случае превышения суммы лимитов бюджетных обязательств из окружного бюджета суммой всех поданных заявок Получателями Субсидии размер Субсидии определяется по следующей формуле:

Cгод i = Vi x D i / D0, где:

Cгод i — размер Субсидии, предоставляемый i-му Получателю Субсидии, рублей;

Vi — размер средств, предусмотренных Подпрограммой на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг, рублей;

D i — сумма заявки о предоставлении Субсидии i-го Получателя Субсидии, рублей;

D0 — сумма поданных заявок всех Получателей Субсидии, рублей.

В случае, если сумма всех поданных заявок Получателями Субсидии не превышает сумму лимитов бюджетных обязательств из окружного бюджета, размер Субсидии определяется пропорционально доле i-го Получателя Субсидии в общей сумме всех поданных заявок и определяется по следующей формуле:

Cгод i = D i / D0, где:

D i — сумма заявки о предоставлении Субсидии i-го Получателя Субсидии, рублей;

D0 — сумма поданных заявок всех Получателей Субсидии, рублей.

2.5. В случае принятия решения о предоставлении Субсидии Комитет направляет Получателю Субсидии на адрес электронной почты с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением или курьерской службой или вручает лично Получателю Субсидии проект Соглашения на текущий финансовый год.

Соглашение, дополнительное соглашение к Соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении Соглашения (при необходимости), заключаются в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Соглашение заключается в течение десяти рабочих дней с момента получения Получателем Субсидии проекта Соглашения.

В случае отказа Получателя Субсидии от подписания Соглашения в установленный настоящим пунктом срок Комитет принимает решение об отказе в предоставлении Субсидии.

2.6. Субсидия предоставляется при условии соответствия Получателя Субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, следующим требованиям:

1) соответствие Получателя Субсидии критериям, указанным в пункте 1.5 раздела 1 настоящего Порядка;

2) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) отсутствие у Получателя Субсидии просроченной задолженности по возврату в окружной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед окружным бюджетом;

4) Получатель Субсидии не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность Получателя Субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

5) Получатели Субсидии не должны получать средства из окружного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка;

6) Получатели Субсидии не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.

2.7. Результатом предоставления Субсидии является достижение целевого показателя «Количество организаций — региональных операторов, получивших субсидии на возмещение расходов, не учтенных при установлении тарифов», установленного Подпрограммой (в 2020 году — 10 единиц).

Показателем, необходимым для достижения результата предоставления Субсидии, является доля вывезенных твердых коммунальных отходов от населения к объему собранных твердых коммунальных отходов от населения.

Значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления Субсидии, устанавливается Комитетом в Соглашении индивидуально для каждого Получателя Субсидии.

Получатель Субсидии обязан обеспечить достижение показателя, результата предоставления Субсидии, установленного в Соглашении.

Недостижение Получателем Субсидии показателя, результата предоставления Субсидии является нарушением условий предоставления Субсидии и служит основанием для возврата Субсидии согласно пункту 4.3 раздела 4 настоящего Порядка в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Показатель пропорционален в процентном соотношении объему представленной Субсидии. Размер Субсидии, подлежащей возврату, равен проценту невыполнения показателя.

2.8. Для перечисления Субсидии Получатель Субсидии ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Комитет:

1) письменную заявку о предоставлении Субсидии в произвольной форме;

2) справку о возмещении недополученных доходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку в трех экземплярах;

3) отчет о возмещении недополученных доходов по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

К отчету о возмещении недополученных доходов Получатели Субсидии предоставляют следующие подтверждающие документы:

справку о численности фактически проживающих граждан с приложением начислений за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) для населения (расчеты по лицевым счетам или реестры начислений по обращению с ТКО, выставленные населению управляющей компанией или Получателем Субсидии);

счет, акт выполненных работ или универсальный передаточный документ, выставленный Получателем Субсидии управляющей компании (предоставляют только те региональные операторы, которые заключили договор на оказание услуги по обращению с ТКО с управляющей компанией);

иные документы (платежное поручение, маршрутный журнал вывоза ТКО, путевые листы).

Получатели Субсидии несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых в соответствии с настоящим пунктом.

2.9. Комитет в течение пяти рабочих дней рассматривает представленные документы и в случае отсутствия замечаний принимает решение о перечислении Субсидии и направляет один экземпляр согласованной справки в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

При наличии замечаний по расчетам Субсидии Комитет информирует Получателя Субсидии о выявленных несоответствиях и устанавливает трехдневный срок для их устранения.

В случае неустранения выявленных замечаний Комитет готовит мотивированный ответ об отказе в перечислении Субсидии и возвращает пакет документов Получателю Субсидии.

2.10. Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств доводит объемы финансирования Комитету для последующего перечисления Субсидии на расчетный счет Получателя Субсидии, открытый в кредитной организации.

Перечисление Субсидии Получателю Субсидии осуществляется на расчетный счет Получателя Субсидии, открытый в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее десятого рабочего дня после принятия решения о перечислении Субсидии Получателю Субсидии.

3. Требования к отчетности

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

3.1. Получатели Субсидии предоставляют в Комитет отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставления Субсидии, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, по форме, установленной в приложении 5 к настоящему Порядку.

3.2. Получатели Субсидии предоставляют отчетность, указанную в пункте 3.1 настоящего раздела, в Комитет на адрес электронной почты, почтовым отправлением либо нарочным способом.

4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления Субсидии и ответственности за их нарушение

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

4.1. Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления Субсидии осуществляет Комитет.

Обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления Субсидии Получателем Субсидии проводится Комитетом и органами государственного финансового контроля.

4.2. В случае нарушения Получателем Субсидии условий, целей и порядка предоставления Субсидии полученные средства подлежат возврату в окружной бюджет.

4.3. Оценка показателя, результата предоставления Субсидии осуществляется по итогам календарного года, но не позже срока, установленного пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Порядка.

В случае недостижения показателя, результата предоставления Субсидии, установленных Соглашением, полученные средства подлежат возврату в окружной бюджет в части, пропорциональной величине недостижения показателя предоставления Субсидии.

4.4. Возврат Субсидии в случаях, указанных в пунктах 4.2 и 4.3 настоящего раздела, осуществляется в следующем порядке:

1) Комитет в течение 10 рабочих дней со дня выявления случая нарушения направляет Получателю Субсидии письменное уведомление об обнаруженном факте нарушения;

2) Получатель Субсидии в течение 20 рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить в окружной бюджет необоснованно поступившую сумму предоставленной ему Субсидии.

В случае, если Получатель Субсидии не перечислил в установленные пунктом 4.4 настоящего раздела сроки на лицевой счет Комитета, денежные средства предоставленной Субсидии Комитет взыскивает с Получателя Субсидии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение 1
к Порядку предоставления субсидии на возмещение
организациям — региональным операторам недополученных
доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных
услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение
издержек

ЗАЯВКА

о предоставлении субсидии на возмещение

организациям — региональным операторам недополученных

доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных

услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение

издержек

Заявитель: ____________________________________________________________

(полное наименование для юридических лиц, Ф.И.О.)

Юридический адрес заявителя: __________________________________________

(почтовый индекс, город, улица, дом, квартира, дата регистрации на

территории Чукотского автономного округа)

Фактический адрес места нахождения Заявителя: _________________________

(почтовый индекс, город, улица, дом, квартира)

прошу рассмотреть возможность предоставления субсидии в размере:

________________________________________________________________ (цифрами и

прописью) в целях возмещения недополученных доходов, связанных с

предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по обращению с

твердыми коммунальными отходами по тарифам, не обеспечивающим возмещение

издержек.

Настоящим подтверждаю:

отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет Чукотского

автономного округа субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том

числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной

задолженности перед окружным бюджетом;

отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет Чукотского

автономного округа бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности

перед бюджетом Чукотского автономного округа;

отсутствие процесса реорганизации, ликвидации, банкротства;

(полное наименование юридического лица)

не является юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале

которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации

которых является государство или территория, включенные в утверждаемый

Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и

территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и

(или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при

проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких

юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов (заполняется

юридическими лицами);

в ____________________ году не предоставлялась субсидия за счет средств

бюджета Чукотского автономного округа, иных бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации на финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи

с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг,

заявленных к предоставлению запрашиваемой субсидии;

осуществление деятельности регионального оператора согласно

учредительным документам, который позволяет реализовать заявленное

направление.

Прилагаемый пакет документов:

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

Контактные телефоны и адрес электронной почты Заявителя _______________

Заявитель: _________________________________/__________________/

(Ф.И.О., должность) (Подпись)

М.П.

Дата представления Заявки: ___________________________________

Все пункты и графы заявки должны быть заполнены в обязательном порядке

рукописным или печатным способом, позволяющим с достоверностью определить

содержание текста. При заполнении заявки рукописным способом применяются

чернила черного либо синего (фиолетового) цвета.

Приложение 2
к Порядку предоставления субсидии на возмещение
организациям — региональным операторам недополученных
доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных
услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение
издержек

Утверждаю:

Руководитель Получателя Субсидии

_________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

М.П.

РАСЧЕТ

недополученных доходов, связанных с предоставлением Субсидии

на возмещение организациям — региональным операторам недополученных

доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг

(ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек,

с «___» ___________ 201__ года по «___» __________ 201__ года <*>

(наименование Получателя Субсидии)

Наименование Субсидии, населенного пункта

Реализация коммунальных услуг (ресурсов) по обращению с ТКО

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, руб.

Стоимость по тарифу для Организации, руб. (без учета НДС)

(гр. 3 x гр. 4)

Начисление доходов от населения, руб.

Сумма причитающихся к возмещению недополученных доходов, руб.

(гр. 6 — гр. 8)

единица измерения

объем

для Организации

для населения с НДС

с учетом НДС

(гр. 3 x гр. 5)

без учета НДС

(гр. 7 / 1,2)

Расчет недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам для населения

Населенный пункт, всего

В том числе: январь

февраль

декабрь

Итого по коммунальной услуге

________________

* Предоставляется раздельно по календарным периодам регулирования цен (тарифов).

Приложение 3. Справка о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по обращению с твердыми коммунальными отходами по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (факт)

Приложение 3
к Порядку предоставления субсидии на возмещение
организациям — региональным операторам недополученных
доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных
услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение
издержек

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 20.09.2019 N 437)

СПРАВКА

(наименование Получателя Субсидии)

о возмещении недополученных доходов, связанных

с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов)

по обращению с твердыми коммунальными отходами по тарифам,

не обеспечивающим возмещение издержек (факт)

за _____________ г.

(месяц)

(руб.)

Назначение Субсидии

Размер средств Субсидии, предусмотренный Соглашением

Сумма причитающихся к возмещению недополученных доходов в _______ году

Фактически перечислено на дату обращения

Остаток средств Субсидии по Соглашению (гр. 2 — гр. 5)

Задолженность с нарастающим итогом с начала года (гр. 3 — гр. 5)

нарастающим итогом с начала года

в т.ч. за _______ месяц

Субсидия на возмещение организациям — региональным операторам недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

Председатель

Руководитель _______ ______________ Комитета _______ ______________

подпись расшифровка подпись расшифровка

подписи подписи

Главный Главный

бухгалтер _______ ______________ бухгалтер _______ ______________

подпись расшифровка подпись расшифровка

подписи подписи

М.П. М.П.

Исполнитель _______ ______________ Исполнитель _______ ______________

подпись расшифровка подпись расшифровка

подписи подписи

«___» _________ 201__ г. «___» _________ 201__ г.

тел. исполнителя тел. исполнителя

Приложение 4
к Порядку предоставления субсидии на возмещение
организациям — региональным операторам недополученных
доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных
услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение
издержек

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

ОТЧЕТ

о возмещении организациям — региональным операторам

(наименование Получателя Субсидии)

недополученных доходов, связанных с предоставлением

населению услуги по обращению с твердыми коммунальными

отходами по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек,

за ______________ 20__ года

(месяц)

Наименование населенных пунктов

Количество жителей, постоянно и временно проживающих, чел.

Объем услуги, м3

Единый тариф на услугу РО по обращению с ТКО, руб.

Стоимость по учетной цене, руб.

Сумма причитающихся к возмещению недополученных доходов, руб.

Фактически возмещено за счет Субсидии из окружного бюджета (нарастающим итогом), руб.

Задолженность перед РО, руб.

Всего

в МКД

в ИЖС

по нормативу накопления ТКО, установленному на территории Чукотского автономного округа, м3 в год <*>

по фактически вывезенным ТКО <**>

для потребителей (организаций)

для населения

для РО <***>, рассчитывающих объемы по нормативу

для РО, рассчитывающих объемы по фактически вывезенным ТКО

для РО, рассчитывающих объемы по нормативу

для РО, рассчитывающих объемы по фактически вывезенным ТКО

по нормативу

для проживающих в МКД (гр. 3 x гр. 5) / 12

для проживающих в ИЖС (гр. 4 x гр. 6 / 12)

перерасчеты

всего с учетом перерасчетов

от потребителей, гр. 10 x гр. 12

от населения с НДС, гр. 10 x гр. 13

от населения без НДС

от потребителей, гр. 11 x гр. 12

от населения с НДС, гр. 11 x гр. 13

от населения без НДС

за отчетный месяц (гр. 14 — гр. 16)

нарастающим итогом с начала года

за отчетный месяц (гр. 17 — гр. 19)

нарастающим итогом с начала года

для РО, рассчитывающих объемы по нормативу (гр. 21 — гр. 24)

для РО, рассчитывающих объемы по фактически вывезенным ТКО (гр. 23 — гр. 24)

для МКД

для ИЖС

ИТОГО

0,00000

0,00000

0,00

0,00000

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

________________

* — для РО, у которых учет объемов ТКО от населения невозможно отделить от объемов ТКО от организаций;

** — для РО, у которых учет объемов ТКО от населения ведется раздельно от организаций;

*** — Региональный оператор.

Приложение 5. Отчет о достижении показателя

Приложение 5
к Порядку предоставления субсидии на возмещение
организациям — региональным операторам недополученных
доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных
услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение
издержек

(введен Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2020 N 21)

ОТЧЕТ

о достижении показателя за 20__ год

N п/п

Получатели Субсидии

Зона деятельности регионального оператора

Наименование населенного пункта внутри одной зоны

Объем ТКО, собранных от населения за период январь — декабрь, м3

Объем ТКО, вывезенных от населения за период январь — декабрь, м3

Доля вывезенных ТКО от населения к объему собранных ТКО от населения (гр. 6 / гр. 5 x 100%), %

итого

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетного кодекса), и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее — получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели, и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Аналогичная норма содержится в подпункте «а» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Постановление).

Кроме того, подпунктом «а» пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах, (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий.

По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

Директор Департамента С.В. Романов

УСН: как учесть субсидию

Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.

Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.

При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

Организации на общем режиме налогообложения в целях исчисления налога на прибыль могут применять как метод начисления, так и кассовый методп. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272, п. 1 ст. 273 НК РФ.

Если организация применяет метод начисления, то доход в виде субсидии надо отражать на дату признания расходов независимо от того, когда они оплаченып. 4.1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ.

Если же организация применяет кассовый метод, то доход надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2, 2.3, 3 ст. 273 НК РФ.

Предприниматель на общем режиме налогообложения в целях исчисления НДФЛ применяет кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому он, так же как и организации, применяющие кассовый метод, должен отражать доход в виде субсидии в сумме оплаченных расходов на дату их оплатып. 1 ст. 221, п. 4 ст. 223 НК РФ.

Как мы уже сказали, рассмотренный порядок учета субсидии в доходах не распространяется на случаи, когда субсидия потрачена на покупку амортизируемого имуществап. 1 ст. 256, пп. 1, 3 ст. 257 НК РФ.

Если организация или предприниматель приобретает за счет субсидии основное средство, то потраченную на это сумму субсидии надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ); пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ.

При этом организация, применяющая кассовый метод учета, может начислять амортизацию только в том случае, если основное средство полностью оплаченоподп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Предприниматель также может амортизировать только полностью оплаченное основное средство. К тому же он, в отличие от организаций, вправе применять только линейный метод начисления амортизациип. 1 ст. 221 НК РФ; подп. 4 п. 15, п. 24, п. 30, п. 40 Порядка… утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Если приобретается дорогостоящее основное средство, на которое израсходованы не только субсидия, но и собственные средства организации или предпринимателя, то порядок учета в доходах и расходах суммы субсидии усложнится. Здесь возможны два варианта учета.

ВАРИАНТ 1.Определить долю субсидии в стоимости приобретенного основного средства и в такой же доле от суммы амортизации ежемесячно признавать доход в виде субсидии.

ВАРИАНТ 2.Ежемесячно признавать доход в виде субсидии в полной сумме амортизации за месяц до тех пор, пока сумма амортизации не сравняется с суммой субсидии, потраченной на приобретение основного средства. Для налоговиков этот вариант будет более предпочтительным. Ведь часть стоимости основного средства, на которую организация или предприниматель потратили свои деньги, будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль или НДФЛ в более поздних периодах.

Если организация или предприниматель потом решат продать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату продажи нужно включить в доходы и выручку от реализации основного средства, и сумму субсидии, равную остаточной стоимости. А в расходы можно включить остаточную стоимость основного средстваподп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. В итоге налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства.

Если организация или предприниматель будет по каким-либо причинам ликвидировать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату ликвидации во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость этого основного средстваподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходахст. 250 НК РФ. В результате налог платить не придется.

Пока нет официальных разъяснений ни от Минфина, ни от ФНС о том, можно ли принять к вычету НДС по основным средствам, товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии. Хотя летом этого года финансовое ведомство и обещало высказать свое мнение по этому вопросуПисьмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/340.

Из авторитетных источников

ВИХЛЯЕВА Елена Николаевна

Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Денежные средства в виде субсидий, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства из соответствующего бюджета РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых ими товаров (работ, услуг)п. 1 ст. 146, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
В случае если предоставляемые соответствующим бюджетом РФ субсидии получены субъектами малого и среднего предпринимательства в качестве оплаты реализуемых ими товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации указанных товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядкест. 172 НК РФ”.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, получают субсидии именно на возмещение затратсм., например, пп. 1.1, 1.2, 2 Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве, утв.

Упрощенцы определяют доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ. К таковым, в частности, относятся целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли упрощенцам включать в налогооблагаемый доход субсидии, полученные из бюджета, носящие целевой характер?

Минфин России считает, что нужно. В своих многочисленных разъяснениях специалисты финансового ведомства отмечают следующее. В пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дан закрытый перечень того, что считается средствами целевого финансирования. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям. А к целевым поступлениям согласно п. 2 ст.

251 НК РФ относятся средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

Получатель субсидии применяет УСНО на патенте

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку или уплачивающие ЕСХН, доходы и расходы определяют кассовым методом. Это значит, что доход в виде субсидии отражается на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовп. 5 ст. 346.5, пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.

Например, в феврале 2011 г. получена субсидия в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2011 г. упрощенец оплатил за счет этой субсидии расходы только в сумме 60 000 руб. В этом случае в Книге учета доходов и расходовутв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н надо отразить одновременно:

  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 60 000 руб.);
  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 60 000 руб.).

В результате за полугодие налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Если упрощенец или плательщик ЕСХН приобретает за счет субсидии основное средство, то его стоимость учитывается в расходах до конца года равными долямиподп. 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5, подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 346.16 НК РФ. То есть порядок учета такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных средств.

В этом случае нужно восстановить стоимость основного средства, ранее учтенную в расходах, и вместо нее включить в расходы амортизацию, рассчитанную по правилам гл. 25 НК РФ. В результате придется пересчитать налоговую базу по налогу при УСНО или ЕСХН за весь период с момента учета стоимости основного средства в составе расходов до даты его продажи, представить уточненные декларации за все отчетные (налоговые) периоды, в которых база пересчитывалась, уплатить пени за периоды просрочки.

Поясним на примере. В марте 2013 г. упрощенец продал основное средство, приобретенное за счет субсидии в январе 2011 г. В этом случае нужно сделать следующее.

ШАГ 1. Учтенные в 2011 г. расходы на приобретение основного средства восстановить в полном объеме. А из доходов исключить субсидию, равную стоимости приобретения основного средства.

ШАГ 2. Включить в расходы за 2011 и 2012 гг. сумму амортизации за январь — декабрь, исчисленную по правилам гл. 25 НК РФ. А в доходах отразить субсидию в сумме, равной начисленной амортизации.

ШАГ 3. Представить уточненные декларации по УСНО за 2011 г. и за 2012 г. с правильными суммами доходов и расходов. Если в результате увеличится сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за эти годы, то нужно будет доплатить и налог, и пени.

ШАГ 4. В марте 2013 г. на дату продажи основного средства нужно отразить в расходах сумму амортизации за январь — март 2013 г. А в доходы нужно включить:

  • выручку от продажи основного средства;
  • доход в виде субсидии, равный сумме начисленной за 2013 г. амортизации;
  • доход в виде субсидии, равный остаточной стоимости основного средства (то есть несамортизированной части основного средства).

В результате налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, то по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать в период применения УСНО или уплаты ЕСХН.

Если упрощенец ведет торговую деятельность и за счет субсидии закупает товары, а потом их продает, то учет будет такой. В момент получения от покупателя денег за проданные товары нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаровПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Поясним на примере. Предположим, упрощенец в феврале 2011 г. получил субсидию в сумме 300 000 руб. В марте он закупил на эту сумму товары. Они реализованы покупателям 4 апреля на сумму 350 000 руб.

В этом случае на дату продажи (04.04.2011) упрощенец должен в разделе I Книги учета доходов и расходов отразить:

  • в графе 5 — расход в сумме 300 000 руб., то есть покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии;
  • в графе 4 — доходы:

— в сумме 300 000 руб., то есть субсидию, израсходованную на приобретение товаров;

— в сумме 350 000 руб., то есть выручку от продажи товаров.

В результате получится, что с суммы субсидии платить налог при УСНО не нужно. А под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без учета расходов на приобретение товаров. И это правильно, ведь они закуплены за счет субсидии.

При этом не нужно забывать, что и у упрощенцев, и у плательщиков ЕСХН закрытый перечень расходов, принимаемых при исчислении налогап. 2 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.16 НК РФ. И если получатель субсидии приобретет какие-либо товары (работы, услуги), стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме, то в этом случае расхода для целей налогообложения не будет, а вот в доходы придется включить субсидию в сумме неучтенного расхода. Скорее всего, налоговики потребуют отразить доход на дату оплаты неучитываемых расходов.

Упрощенцам при получении субсидии надо учесть еще такой момент. ФНС России разъяснила, что субсидии на развитие бизнеса учитываются в доходах для целей исчисления минимального налогап. 6 ст. 346.18 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. Ведь у упрощенца в доходы включается не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидиястатьи 250, 346.15 НК РФ. Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только:

  • за первый налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам в первом году;
  • за второй налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам во втором году, а также неизрасходованная сумма субсидии.

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку с объектом «доходы», учитывают доходы в виде субсидии в льготном порядке только при условии ведения учета израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в поправкахп. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ).

ФНС России разъяснила, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны отражать субсидии на дату оплаты расходов в Книге учета доходов и расходов одновременно:

  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы»;
  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Причем так надо делать и в том случае, если полученная субсидия полностью истрачена за 1 годПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Тем самым упрощенец показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, у него есть полное право не платить налог с полученной субсидии. Кстати, это, в общем-то, не противоречит порядку заполнения Книги учета доходов и расходов. Упрощенец с объектом «доходы» всегда при желании мог отражать в графе 5 Книги расходы, связанные с получением доходовп. 2.5 Порядка заполнения Книги… утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Хотя в Книге и показывается сумма субсидии в доходах и расходах, в декларацию по УСНОутв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н эти суммы не попадут. Когда по окончании года упрощенец будет заполнять декларацию по УСНО, в строку 210 раздела 2 он перенесет сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги).

По крайней мере такие разъяснения давала ФНС России в отношении субсидий на открытие собственного дела, полученных от центра занятостип. 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@. Но и при получении субсидии на развитие бизнеса логично поступать так же. Ведь льготные порядки учета этих двух субсидий сходнып. 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, подп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Применять упрощенку на основе патента могут только предпринимателипп. 1, 2, 3 ст. 346.25.1 НК РФ. И если по другим режимам есть хоть какие-то разъяснения о порядке учета субсидии, то по «патентным» упрощенцам их нет. Поэтому вопрос о том, как предприниматели должны учитывать полученную субсидию, пока не решен.

По логике, если всю субсидию предприниматель израсходовал на «патентную» деятельность, то никаких дополнительных налогов, кроме стоимости патента, он платить не должен.

В то же время если посмотреть разъяснения Минфина и ФНС о порядке учета «патентным» упрощенцем субсидии на открытие своего дела от центра занятости, то увидим, что у ведомств разные позиции по этому вопросу.

ФНС считает, что выданная предпринимателю центром занятости субсидия на открытие своего дела не является доходом, полученным от ведения видов деятельности, в отношении которых возможно применение УСНО на основе патента. Следовательно, налогообложение этой суммы регулируется гл. 23 НК РФп. 2 Письма ФНС России от 19.08.

То есть получается, что предприниматели, израсходовавшие субсидию на развитие бизнеса только на «патентную» деятельность, находятся в такой же ситуации, как и вмененщики, полностью истратившие субсидию на «вмененную» деятельность. Это нам подтвердил и специалист ФНС России.

“Действительно, у предпринимателя в данном случае не возникает налоговых обязательств. В то же время полученную и полностью израсходованную субсидию он должен отразить в Книге учета доходов и расходов, применяемой на общем режиме налогообложенияутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, и по итогам года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ”.

МЕЛЬНИЧЕНКО Анатолий Николаевич
Государственный советник РФ 1 класса

Исключение первое: субсидии малым и средним предприятиям

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.

Данный порядок учета не зависит от выбранного компанией объекта налогообложения по УСН («доходы» или «доходы минус расходы»). Для того чтобы им воспользоваться, компания, применяющая УСН с объектом «доходы», должна вести учет сумм полученных средств и произведенных за их счет расходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

В Письме от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@ ФНС России разъяснила, что такой учет нужно осуществлять в книге учета доходов и расходов в порядке, предусмотренном для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы». В графе 4 разд. I книги отражаются суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 разд. I книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Расходы на УСН признаются в момент их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

А затраты на приобретение товаров включаются в расходы по мере их реализации (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, если субсидия была израсходована на приобретение основных средств, она учитывается в доходах с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (Письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-11-11/121). А если субсидия израсходована на покупку товара, она включается в доходы в момент их реализации.

Подробный пример того, как отражать в книге приобретение товаров за счет субсидии, приведен в Письме ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@ (размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»). Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 г.

получил субсидию в размере 300 000 руб., закупил на эту сумму товар, например три шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 г. за 350 000 руб. В графе 4 разд. I книги он на 05.03.2011 отражает доход 300 000 руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 000 руб.

в графе 5 разд. I книги. Таким образом, он отразит в книге, что вся сумма полученной субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 разд. I книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 000 руб., при этом в графе 5 разд. I книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Субсидии могут предоставляться на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти. В п. 1 ст. 346.

17 НК РФ сказано, что такие субсидии учитываются упрощенцами в составе доходов в течение трех налоговых периодов. Одновременно сумма субсидии отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных за счет нее затрат, предусмотренных условиями ее получения. То есть порядок учета субсидии практически такой же, как и при получении субсидий малыми и средними предприятиями, описанный в предыдущем разделе. Разница лишь в сроке действия порядка.

Если условия получения субсидии были нарушены (например, она выдана на создание рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, а фактически потрачена на покупку товаров), субсидия в полном объеме отражается в доходах того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Например, индивидуальный предприниматель — бывший безработный получил субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сумме 100 000 руб. в 2012 г.

В Письме от 13.07.2012 N ЕД-4-3/11619@ ФНС России разъяснила, что из формулировки п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что воспользоваться данным порядком вправе не все работодатели, а только граждане, зарегистрированные в установленном порядке безработными, открывшими собственное дело и создавшими дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан.

На работодателей, не имевших статуса безработных, вышеуказанный порядок учета субсидий не распространяется. При этом налоговики напомнили, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Таким образом воспользоваться данным порядком могут лишь индивидуальные предприниматели, причем не все, а только бывшие безработные. На организации он не распространяется. Поэтому если организация, трудоустроившая безработных граждан в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда, получает от центра занятости субсидию на возмещение затрат на выплату им заработной платы, она должна учитывать поступившие суммы в составе доходов в общем порядке (Письмо ФНС России от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16115@).

Применять порядок могут не только предприниматели, находящиеся на доходно-расходной «упрощенке», но и выбравшие в качестве объекта налогообложения по УСН «доходы» при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Такой учет нужно вести по правилам доходно-расходной «упрощенки» в книге учета доходов и расходов (Письмо Минфина России от 25.02.2011 N 03-11-11/44).

О.Мокроусов

При ЕНВД

К сожалению, законодательно так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии на развитие бизнеса, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность.

Но ФНС и Минфин России уже сформировали свою позицию по этому вопросу. Они сказали, что в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценамПисьма ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@, от 19.08.2010 № ШС-37-3/9372@; Письмо Минфина России от 27.07.2010 № 03-11-09/65.

Если же организация или предприниматель ведет только «вмененную» деятельность и получает субсидию на развитие бизнеса, то ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьмо ФНС России от 21.06.

2011 № ЕД-4-3/9835@. При этом доход в виде субсидии облагается этими налогами в особом порядке: в течение 2 лет по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах. И в итоге налог все равно платить не нужно. Обязанность заплатить его возникнет только в том случае, если субсидия за 2 календарных года не будет полностью израсходована.

И в этой декларации надо отразить потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате получается, что ЕНВД платится в обычном порядке, а другой налог (налог на прибыль, налог при УСНО или НДФЛ) не платится, так как налоговая база равна нулю.

Кстати, напомним, что организации, которые ведут «вмененную» деятельность, должны доходы и расходы по этой деятельности отражать в бухгалтерском учетест. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Письма Минфина России от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239, от 13.02.2009 № 03-11-09/51;

А вот предприниматели, которые ведут только «вмененную» деятельность, не обязаны вести учет доходов, расходов и хозяйственных операций по предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Так что записывать свои расходы, оплаченные за счет субсидии, они могут в любой удобной форме, например с использованием Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателяутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *