Пречек или предчек?

  • автор:

Материал из Info

Перейти к: навигация, поиск

Современные рестораны используют множество различных принтеров, и имеют сравнительно богатый набор документов для клиентов. Одной из самых основных возможностей является выдача предварительного чека (пречека) — счета на оплату клиенту. Он служит для проверки всего потребления в ресторане, и содержит сумму всех заказов и скидок. С помощью пречека клиент сам определяет вид оплаты, и оставляет соответствующую сумму.

Последовательность работы в ресторане

Пречек является основной частью возможностей современных программных продуктов и культуры обслуживания в ресторанах. В целом последовательность работы официантов следующая:

  1. Принятие нового заказа клиента;
  2. Печать чека для бара, кухни или другого внутреннего отдела ресторана. В зависимости от настроек, можно распечатать индивидуальный чек с содержанием заказа клиента (кнопка F8 — промежуточный заказ — в Microinvest Склад Pro Light);
  3. Дополнение заказа путем повторения шагов 1 и 2 в то время, когда клиенты хотят дозаказать, и добавить новые блюда и напитки;
  4. Закрытие активного счета и печать предварительного чека на оплату (пречека) в момент, в который клиенты хотят оплатить свой счет. Заказ переходит в режим «Пречек» и больше не может быть изменен или дополнен;
  5. Оплата счета по пречеку через менеджер документов, печать на фискальном чеке и полное закрытие счета.

Указанная процедура универсальна, ее последовательность является вопросом организации в конкретном ресторане. Обычно при шагах 4 и 5 предлагаются и дополнительные действия, например заполнение анкеты или предложение карт со скидками.

Настройка пречека

Для того, чтобы работать в режиме с пречеками необходимо установить 2 настройки в системе:

  • Фискальные промежуточные чеки – Выключена;
  • Работа с Пречеком – Включена.

Сама форма, вид и содержание пречека определяются через систему скриптов Microinvest Склад Pro Light. Они могут оформляться в зависимости от желания клиента и по индивидуальному проекту. Стандартно принятая форма содержит почти все реквизиты фискального чека, и хорошо известна клиентам.

Блокировка продажи после выдачи пречека

Переход из режима заказов в режим оплаты автоматически блокирует следующее добавление произвольного блюда или напитка к заказу. Заказ исчезает из основного экрана, и появляется в менеджере документов как активный пречек. Это сделано для того, чтобы избежать вариант, при котором определенный заказ может быть оформлен как пречек, есть сумма к оплате, и одновременно с этим, клиент добавляет еще блюда, которые не включены в конечную сумму оплаты.

Оплата суммы по выданному пречеку

Оплата пречека осуществляется через менеджер документов. В определенный момент могут существовать несколько одновременных пречеков, особенно в более крупных ресторанах с множеством столов и активными заказами. В этом случае клиенты расплачиваются в разное время, и есть список с ожидающими пречеками. Официанты выбирают соответствующий документ к выбранному столику, и его пречек оплачивается. В момент оплаты выдается подходящий фискальный документ, сам пречек считается закрытым, и исчезает из Менеджера документов.

Менеджер документов и пречек

Менеджер документов представляет собой промежуточное звено для заказов. После того, как один заказ завершается и переходит в режим «Пречек”, тогда в Менеджере документов появляется новая позиция с клиентом, столиком и оператором. При оплате пречека, он изчезает из Менеджера документов. Таким образом, только активные пречеки остаются в Менеджере документов и выбор для официантов будет исключительно легким. Например, при 50 активных заказах в зале ресторана, в Менеджере документов могут быть только 2-3 столика с заявкой на оплату и, соответственно, выданными пречеками. При оплате одного из них, один пречек исчезает и остаются только 2 активных.

Другие особенности

Несмотря на свою популярность, технология «Пречек» имеет много недостатков. Как недостатки можно определить:

  1. Клиенты не видят промежуточное состояние своих заказов, пока им не будет предоставлен чек на оплату счета;
  2. При большой группе посетителей за одним столом, возможно накопление множества заказов в одном документе, и, соответственно, официанты могут добавлять несуществующие блюда к счетам клиента незаметно;
  3. При выдаче пречека официанты могут его оставить в этом режиме без финальной оплаты. Таким образом, дневной оборот перенесется на следующий день, и официанты отчитаются с опозданием.
  4. Официанты могут делать корректировку пречека, что может может способствовать разным махинациям. В этом случае рекомендуется отключить данную возможность в правах доступа.
  5. Часто чек для клиента используют как пречек, но это не правильно. Подробнее о различии чеков можете ознакомиться в статье Чеки в ресторане,

Баланс между различными технологиями и настройками должен соблюдаться с учетом конкретных требований индивидуальных клиентов-рестораторов и общепринятых правил обслуживания в ресторане. В этом случае, опыт при внедрении системы имеет гораздо большее значение, чем компьютерный профессионализм.

Некоторые полезные ресурсы

  • Документация по всем продуктам;
  • Форум технической поддержки Microinvest, где Вы сможете быстро получить ответ на интересующий вопрос;
  • Примеры автоматизации ресторанов и торговли на базе Microinvest в России и странах СНГ;
  • График предстоящих обучений в России и странах СНГ;
  • Программы для автоматизации ресторанов и кафе бесплатные полнофункциональные демо-версии продуктов Microinvest для ресторанного бизнеса;
  • Программы для автоматизации торговли и склада бесплатные полнофункциональные демо-версии продуктов Microinvest для магазинов;
  • Автоматизация торговли под Linux;
  • www.microinvest.tv Видеоуроки, обучения;
  • Корпоративный блог — интересные события в мире Microinvest;
  • Все статьи Базы Знаний;
  • офф-лайн версию Базы Знаний на свой компьютер.

Рассмотрите другие статьи в категории Технология работы и Ресторан

Пришли вы в кафе. Поели, попросили счет.
Приносят счет.
Вы расплачиваетесь и уходите.
Погодите уходить! Потребуйте кассовый чек. То, что вам принесли с самого начала, это не чек. Это пречек. Чек выглядит так:
Пречек очень похож на чек. Он на белой бумаге. В нем есть перечень заказанного. В нем есть «итого». Но это просто информационный листок. Операция, не прошедшая через кассовый аппарат, не является фискальной. То есть, этих денег государство не увидело.
Разумеется, государство вам не так жалко, как частного предпринимателя, который рискует быть обманутым нечестными сотрудниками.
Самая частая схема воровства в заведениях питания (после воровства продуктов) — это отмена пречеков. Технология простая. Человек поел, ему принесли пречек, он заплатил и ушел. После этого пречек отменяется. И все — все деньги можно спиздить, а расход продуктов всегда можно списать на что угодно (или даже дозакупиить их). Фискальный чек не пробивается.
Совет ресторатору: все отмены пречеков должны производиться только с именными карточками официантов, а на каждом отмененном пречеке должна быть написана причина отмены рукой официанта. Тогда вместо трехсот отмен в месяц будет пять.
Слева пречек, справа — фискальный чек.
У чека есть много обязательных признаков (название предприятия, ИНН, номер кассового аппарата и пр.), но есть один, который проще всего обнаружить — это признак фискального режима. Обычно это наличие в том или ином виде буквы Ф. Это может быть аббревиатура «ФП» (фискальная память), «ПФП» (признак фискальной памяти), ФР (фискальный регистратор), Р с ФП (регистратор с фискальной памятью), просто красивая буква «Ф», и т. д.
Мой сценарий поведения в кафе всегда такой:
— прошу принести счет
— приносят пречек
— кладу денег столько, чтобы принесли сдачу
— в нормальном заведении вместе со сдачей принесут в папочке и пречек, и фискальный чек
— в жуликоватом заведении принесут сдачу и один только пречек (типа, я лох)
Дело принципа:
— если со сдачей мне принесли фискальный чек, всегда оставляю 10% чаевых
— если со сдачей принесли обратно один только пречек, не оставляю ничего, потому что считаю, что чаевые уже составили 100%
Если есть настроение в этом месте я:
— прошу кассовый чек
— имеющие совесть принесут фискальный чек
— супержулики распечатают пречек чуть другого вида
— настойчиво требую фискальный чек
— мегажулики начинают бегать и говорить, что его уже выкинули, предлагают взять чеки, пробитые на схожие суммы с утра
Всегда смотрите на букву Ф!
P. S. И всегда смотрите, чего вписали в счет, а то довольно часто там есть то, чего вы не заказывали 🙂

Пречек – это счёт на оплату, который предоставляется гостю для ознакомления с суммой и составом заказа перед его оплатой. Пречеки используются при работе с заказами на стол, но могут быть использованы и в быстрых заказах.

В бэк-офисе все распечатанные в заведении пречеки отображаются в разделе Продажи – Пречеки.

Раздел выглядит как таблица с несколькими колонками, некоторые из них скрыты. Колонки, отображаемые по умолчанию:

  • Номер пречека – порядковый номер пречека в бэк-офисе.
  • Дата и время – дата и время печати пречека.
  • Статус – может принимать состояние Распечатан (передан клиенту для оплаты) и Отменён (в случае отмены пречека по каким-либо причинам отображается перечеркнутым).
  • Стол – название или номер стола, на котором был оформлен чек. Актуально только для заказов на стол.
  • Официант – ФИО официанта, который оформил заказ на кассовом терминале.
  • Кассир – ФИО кассира, принявшего оплату заказа.
  • Сумма – сумма оплаты заказа.

Колонки, скрытые по умолчанию:

  • Без скидок / надбавок, Р – сумма по пречеку без учёта скидок и надбавок.
  • Скидка, Р – общая сумма скидок, применённых к заказу.
  • Надбавка, Р – общая сумма надбавок, применённых к заказу.
  • Количество гостей – количество гостей за столом, заказы которых оплачены одним чеком.
  • Комментарий к отмене – комментарий, указанный на кассовом терминале при отмене пречека.
  • Отменивший сотрудник – ФИО сотрудника, отменившего пречек.
  • Принтер – принтер для чеков или фискальный регистратор, на котором был распечатан чек.

Чтобы сделать скрытую колонку видимой, нажмите на три точки (…) в крайней правой колонке и выберите из списка колонку, которую нужно отобразить.
Для просмотра подробной информации по определённому пречеку, нажмите на него в списке.

Во вкладке Основное отображается основная информация о пречеке (номер, дата и время, наименование стола и т. д.).

Во вкладке Позиции пречека отображаются блюда и модификаторы, входящие в заказ. Если у отображаемого здесь блюда или модификатора заполнена техкарта и установлен соответствующий метод списания, можно отобразить продукты, входящие в его техкарту, нажав на стрелку вниз справа от названия продукта.

Данные в отчёте по пречекам отсортированы по рабочим дням. По умолчанию время начала смены 00:00. Этот параметр можно изменить в разделе Предприятие – Настройки – поле Время начала смены. Чтобы отсортировать данные по столбцу, нажмите на шапку этого столбца (действие 1 на изображении ниже).

Чтобы отфильтровать данные в разделе, нажмите на кнопку фильтрации (действие 2) и укажите значение, по которому надо отфильтровать данные. Данные с учётом фильтра отобразятся автоматически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *